Это единственная на Русском Севере деревня, которая ни разу не перестраивалась на протяжении почти пяти веков.
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым
Минувшим летом "Русский репортер" провел очередную летнюю школу. В деревню Ручки Максатихинского района Тверской области съехались более семисот молодых активных людей со всей страны. В свободное от взаимного обучения время будущие журналисты познавали окружающую действительность. В результате получились репортажи, лучшие из которых мы решили опубликовать. Они поразили нас не только качеством текста этим сегодня никого не удивишь , но и стремлением делать зрелые, взрослые выводы. Расстояние между юношеским городским максимализмом и зрелостью деревенского конформизма оказалось гораздо меньше, чем можно было ожидать. И это хорошая новость. Вокруг темно, только ферма светится слабыми огнями. Почти все коровы еще дремлют, некоторые проснулись и сонно вертят головами. Ее утро начинается одинаково уже 34 года.
У фермы кривые, потемневшие от времени ворота. Ржавые петли скрипят пронзительно, будто открываются врата ада. Тетя Нина кидает в железное ведро с водой белую марлю. Ситцевая косынка прикрывает гладкие черные волосы. Резкие морщины, темные круги под глазами. Раздается дикий скрежет, и, чтобы задать вопрос, приходится очень сильно кричать. Тетя Нина кричит в ответ, она вообще разговаривает громко. Тетя Нина беспрестанно работает - в коровнике, дома, опять в коровнике, и так по кругу. Сама она называет свою работу адской.
Разговорчивая продавщица в деревенском магазине "Престиж" описала сообщество местных доярок одной, но емкой фразой: - Среди них только Бреднякова путная. Я почти всегда одна в коровнике. Сюда идти некому, вся молодежь спивается... Две доярки у нас, 37 лет и 44 года, умерли недавно. Когда водка закончилась, нашли пятилитровую канистру стеклоочистителя. Эти дикие истории тетя Нина излагает почти не меняя интонации, крича напряженным хриплым голосом. Некоторые гласные она растягивает: "спи-и-иваются". Вакансии доярок в Ручках периодически закрывают разные неместные. Но все они на поверку оказываются ненадежными.
Только вчера в коровник устроились две доярки, мать и дочь, приехавшие из соседнего Красного Холма. Тетя Нина отказывается верить, что они приживутся. Она считает, что работа в коровнике - ее личное проклятие, и не желает делить его с кем-либо. Они работают. Один сын в бригаде лесхоза, другой на гусеничном трелевочнике лес таскает по буеракам. Впервые строгий взгляд тети Нины смягчается и светлеет, а из голоса исчезают надрывные ноты. Она очень гордится своими сыновьями. Тетя Нина волочет по полу алюминиевые доильники, прицепляет к вымени черные резиновые трубки с насадками, потом сливает в ведра молоко. Всего в ее ведении 43 коровы.
Когда она начинала работать, на каждую доярку приходилось по 25 голов. В июне мне аттестат дали, а в июле я уже на ферму пришла. Это было в 1977 году. Страной правил Брежнев. Сейчас у власти Медведев с его "Сколково", твиттером и форумами сознательной молодежи на Селигере. А тетя Нина таскает все те же оцинкованные бидоны и процеживает молоко через марлю. В своих рассказах она чаще всего употребляет слово "раньше": - Раньше, при советской власти, за нашу работу деньгу платили большие: и сорок, и пятьдесят рублей. Все можно было купить. Это сейчас платье по моде пять тысяч стоит.
Потолок коровника покрыт серо-зеленой плесенью. В углах, на двери, на стойлах - свалявшаяся паутина. Лампочки облеплены миллионом мелких мошек, отчего плохо пропускают свет. Вечером темно, когда прихожу, - горько вздыхает тетя Нина. В священных книгах утверждают, что ад - это мучение темнотой в присутствии света. Бог дарит свет, а темнотой правит дьявол с рогами и хвостом. В коровнике слышен звон железных цепей. Тетя Нина подставляет бидон под очередного рогатого "дьявола". Если десять тонн в месяц надою, где-то шесть тысяч выходит.
За эти деньги тетя Нина не только исполняет обязанности доярки, но и тянет на себе массу дел, на которые охотников не нашлось. Даже роды у коров она принимает сама. Раньше внимания было больше, их подробно осматривали - они и семнадцать лет жили. А сейчас дай бог семь протянут. Если будет рожать и матка выйдет, ей сразу нож в горло. Иногда бывает, с утра приду - а корова околела. Недавно телка на цепи повесилась - угодила рогом в кольцо, запуталась и выбраться не смогла. У меня отец рано умер, о профессии не было и речи. Раньше председатели по деревням ездили, агитировали молодежь становиться доярками, механизаторами.
В семье младшие росли, надо было помогать. А сейчас не хватает человека, и ладно. Молодым никто не предлагает в колхоз идти. Вот они и болтаются по городу - многие профессию получили, а работать негде. Еще одна корова лениво поднимается с колен, подпуская к себе доярку. Мерно гудят аппараты. Нас неудержимо клонит в сон. Самой тете Нине спать некогда. Она передвигается по ферме быстрым шагом, порой переходя на бег.
Шумно плюхает в ведро тряпку - протирает грязное коровье вымя - нацепляет трубки доильника - опрокидывает бидон молока в ведро - таскает по два шестнадцатилитровых ведра в холодильник. Через пару часов молоко заберут на завод в Максатиху. И к морю ездили, в Анапу, и на экскурсию по Прибалтике. А сейчас и профсоюз сохранился, да я сама не еду: коров оставить не на кого. Вот заболею - и подменить некому, больная прихожу. Что думаете о ситуации в стране? Политики пишут законы для себя. На селе изменений не чувствуется. Жизнь катится к концу света.
Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит? Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться. Завтра в 3. Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии. Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки.
У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью.
В общей сложности хватило бы на первый взнос на небольшую квартиру в Подмосковье. Впереди маячило 15 лет ипотеки, которую, скорее всего, нам бы не дали. Наверное, это и был настоящий кризис.
Завели собаку, кота, цыпленка и кролика. Оказалось, что в селе можно прожить на пособие для многодетной семьи, правда, московское. А чтобы хватало не только на хлеб, открыли свою маленькую мастерскую по ремонту телефонов.
Фото: Фото: из личного архива «Поначалу мы многое не умели и не понимали» Мы с мужем родились и выросли в Москве и толком не представляли, куда едем. Уже через неделю поняли, степь — это вам не юг, а суровая земля с жестокими ветрами и засухами. Старый каменный дом пришлось приводить в чувство: наладить водопровод, поменять проводку, поправить печь, перебелить стены.
Бывало, что ничего вообще не получалось — ломалась техника, все летело одно за другим. А чему-то, наоборот, руки радовались. Мажешь стену глиняной штукатуркой, а она «поет» на ладонях, и такое это приятное ощущение, и мысли сразу чистые, и чувствуешь себя творцом.
Вырастить что-то в зоне рискованного земледелия — это и спорт, и огромный простор для творчества. Сейчас мы обустраиваем питомник для лесных растений, закладываем сады и виноградники, изучаем технологии органического земледелия и пермакультуры. Во-вторых, осваиваем ремесла: лепим из самана и строим из камня, плетем из лозы и травы, делаем мебель, расписываем.
В-третьих, дети получили долгожданную свободу лазать по деревьям, купаться в соломе и песке, ходить друг к другу в гости, не боясь машин. А главное — они получили родителей. Мы можем вместе заниматься простыми и понятными делами — сажать, поливать, топить печку, готовить на огне.
Даже в садик и в школу можно не ходить — для семейного образования есть все условия.
Кстати, в честь Лебедева в центре деревни, около бывшего магазина, установлен памятный камень. Расцвет и упадок Лучшие годы деревни пришлись на советское время. В 1960-х в Петрушино сселили признанные неперспективными деревни Сандалово и Просвирята. Ещё через 10 лет в неё провели телефон и в каждом доме установили радиоточку. Работали начальная школа и магазин, население трудилось в крупном колхозе. Деревенский клуб был местным культурным центром. По водной глади пруда плавали гуси и утки, а на водяной мельнице мололи муку. Какое-то время тут даже располагался центр сельского совета.
Но после распада советского государства постепенно всё пришло в упадок — закрылись школа и магазин, колхоз перестал существовать. Поначалу из деревни разъехалась молодёжь. Позже за ними в города уехало и старшее население. Сейчас в деревне из постоянных жителей можно насчитать 2-3 человека. И чтобы попасть в магазин, им нужно преодолеть 6 километров по грунтовым дорогам до соседнего посёлка Андреевского. Судьба семейного дома Когда я был маленьким, отсюда в город уехала и моя бабушка. До сих пор помню, как я, будучи ребёнком, бегал по двору от гусей. Тогда они казались такими большими и страшными… Она оставила дом, в котором родились мой дед-участник Великой Отечественной войны и отец. Поначалу за старинным домом дореволюционной постройки следили, регулярно приезжали.
На той же дороге я позвонила коллегам: сказала, что у меня сотрясение мозга и что я увольняюсь. Они посоветовали проспаться, но я была настроена решительно — просто бросила все и села дома. Начался личностный кризис, и тогда я вспомнила про детство — у меня о нем теплые воспоминания, наверное, когда наступает тяжелый период, хочется повторить что-то хорошее из прошлого. Фото: seloonomoe Первая сознательная поездка в деревню Как-то мы сидели с друзьями в кафе, и я сказала, что хотела бы поработать на ферме.
Все меня немного стебали — шутили, что я с директорских позиций решила пойти в скотники. Люди вокруг, естественно, недоумевали и пытались убедить меня, что это бред, но потом один из ребят сказал: «А хочешь съездить к моему другу? У него 300 быков». Все начали ржать, а я решила: «А вот возьму и поеду, и плевать, как это выглядит».
Я собрала трех подружек, мы сели машину и поехали за тысячу километров в Вологду к какому-то непонятному Сергею — мы не догадывались, что нас ждет. Когда прибыли, оказалось, что никакой это не Сергей, а 28-летний Серега, который устал от Петербурга и решил заняться своей фермой — тогда я поняла, что все это возможно. Он провел нас по Вологде, показал множество разрушенных деревень, в которых угасают старые прекрасные дома, людей нет, а вокруг — сумасшедшей красоты природа. Я начала думать, почему так вышло.
Реки, поля — это класс, но смогла бы я жить в таком месте? Конечно, нет: мне нужна хорошая инфраструктура, сообщество. Я решила попробовать поменять в деревнях что-то самостоятельно — не для кого-то, а для себя. Сделать жизнь в регионах интересной, чтобы там были творческие мастерские, коворкинги, чтобы люди чем-нибудь интересовались, приезжала молодежь — сейчас население деревень очень взрослое, молодых совсем нет.
Фото: seloonomoe Столкновение с реальной деревней Вскоре я познакомилась с создателем компании «Дымов» Вадимом Дымовым и уехала в Суздаль работать с региональными проектами во Владимирской области. Взаимодействовала с администрацией и чиновниками, фермерами и доярками, какое-то время работала в деревне Туртино с населением в 400 человек. Там я столкнулась с огромным разрывом: люди до сих пор живут во временах СССР, все новое для них — враждебно и страшно. Стало ясно, что самое сложное — это не разруха все можно починить и подлатать , а закостенелость, которая не дает развиваться.
Я поняла, что людей нужно учить коммуникации, владению компьютером и другим навыкам, которые люди в городе давно освоили. Проект в Туртино был непростым, так как невозможно пытаться создавать культуру, если человек в селе просто-напросто голоден. Я поняла, что есть уровни, на которые мы повлиять не можем, а скорее даже не должны — базовые условия для людей все же должно обеспечить государство. В Суздале я прожила полгода, и это было непросто: оказалась в новой для себя абсолютно статичной среде.
В какой-то момент поняла, что совсем перестала читать. А с кем мне в деревне обсуждать книги? В Петербурге можно прийти в «Подписные издания» на чашку кофе, поболтать, вдохновиться, среда сильно на тебя влияет. Рабочие вопросы еще можно решить, а вот социум — это, как оказалось, важно.
Тогда я решила, что нельзя искусственно отрезать кусок своей жизни: город — это тоже часть меня, и свою деятельность нужно выстраивать с учетом этого. Я — не отшельник и не дауншифтер и не являюсь сторонником такого рода действий. Связь деревни с городом Я поняла, что моя роль — с любовью относиться и к городу, и к деревне и пытаться их соединить, помогать людям обмениваться информацией и навыками. В Петербурге я часто бываю — он мне много дает.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Три деревни Тюменской области эвакуируют из-за опасности затопления В российских селах заявили о нехватке медработников в ФАП. Любимый Василёк Ивановский трикотаж "Любимый Василёк" в ВК "Любимый Василёк" в ОК "Любимый Василёк" в Telegram "Любимый Василёк" в Яндекс Дзен Смотрите видео онлайн «НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. Местность настолько впечатлила белоруску, что она выкупила там заброшенные дома и начала строить «Деревню будущего». В деревню Ручки Максатихинского района Тверской области съехались более семисот молодых активных людей со всей страны. В деревне все оказалось гораздо сложнее, чем я предполагала: с моим появлением жизнь волшебным образом не развернулась на 180 градусов. Город - 15 июля 2021 - Новости Новосибирска -
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
За четыре года жизни на новом месте завели животных и построили ферму. Продают деревенские продукты: раз в месяц Дима отвозит своим постоянным покупателям в Санкт-Петербург мясо, яйца, мед. Зарабатывают в интернете: ведут канал на Ютубе о деревенской жизни. Дина вяжет на заказ и пишет мастер-классы по хендмейду. В чем сложности у этих переселенцев. Низкая скорость развития хозяйства. Деньги зарабатываются на ходу и тут же все идут в дело. Нет возможности сразу взять и вложить круглую сумму в быт и ферму.
Ваш заказ не отменят, а сроки доставки не перенесут. Быстрая и удобная доставка. Вы можете рассчитывать на точную доставку в выбранное вами узкое временное окно по всей стране. Доставка будет бесплатной для вас при стоимости заказа от 100 р. Удобный возврат. Собственная курьерская служба максимально упростит и возврат товара: достаточно обратиться в службу поддержки, и курьер приедет за товаром, который вы хотите вернуть. Наш канал в Telegram. Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро.
В огороде растут огурцы, помидоры, свекла, картошка, морковь. В этом году хотим больше картошки посадить. За счет этого легче жить будет. А последний год, я так скажу, мы не жили, мы выживали. Но это у нас трудно, пока первый год, пока первый огород, первое хозяйство, первый забой. Я уже в сентябре пойду кочегаром работать в местную администрацию. Жена у меня тоже теперь работает. Это деньги, конечно, небольшие, но хотя бы будет больше десяти тысяч на человека в месяц получаться. Это деревня — тут никто не смотрит, мол, мало получаешь или много получаешь. Тут идут и работают все. Жить в городе или деревне? Жизнь в городе — это не наше. Но не каждый здесь выжить сможет, чтобы без денег, без зарплаты. И мы не жалеем, что бросили город и «свалили» сюда, в деревню, нам нравится это всё. На природу можно выехать, в лес, на озеро. Раньше жили на МЖК, там в паре километров несколько озер было. Приходишь туда купаться, а местные машины моют здесь же. А в нашей деревне все машины моют в своих оградках, а на озеро приезжают, чтобы в чистом купаться, рыбку ловить. В деревне здесь тихо-спокойно, мало народа, приятный воздух, хорошие соседи, здесь кайфово. Люди добрые и отзывчивые, нет агрессии, никто не гонится за копеечкой.
У нас есть необычная природа с живописными реками и пущами, нам есть чем удивить гостей, если вложить в свое дело душу. Мы в деревне Лупачи на границе Мостовского и Дятловского районов. Эта деревенька на берегу Щары в Липичанской пуще постепенно вымирала, пока к родным корням не вернулась наша героиня. Во время коронавируса Вероника Сурмач оставила Минск и приехала в Лупачи, чтобы восстановить хату дедушки и бабушки. Ее семья стала третьей в деревне, кто живет здесь круглый год. Мечтает собрать всю деревню Мы идем по деревне. Напротив дома Вероники строят огромную беседку. В семье она младшая внучка, но лучше всех знает историю Лупачей и стремится ее сохранить. Раньше эти деревни жили обособлено, женились и выходили замуж за жителей соседних сел. Женщина рассказывает, что в деревню начали заезжать люди, которые тут раньше жили. Они удивлялись, что в Лупачах еще есть живая душа, и охотно делились с Вероникой семейными историями. А потом начали безвозмездно отдавать ей документы на дома. Люди верят, что Вероника сохранит родное местечко. Сейчас у нее документы на восемь домов. Одной из проблем Лупачей остается электричество. На всю деревню дают пять киловатт, а этого катастрофически не хватает.
Россияне массово начнут переезжать в села
Больше же ничего нет, вот и платить не за что… Меня спрашивают — как же пенсия, стаж? А я им — какая пенсия? Вот у меня две знакомые недавно вышли на пенсию. У одной стаж 5 или 6 лет всего, у второй — 30 лет, всю жизнь впахивала. У первой пенсия — 8300, у второй — 8700. Был друг, тоже очень хотел в деревню переехать. Но решил ждать до пенсии, ему оставалось года два или три. Дотерпел, вышел на пенсию, переехал в деревню… и через три месяца умер. Не человек, а мечта государства — всю жизнь пахал, а пенсию платить не нужно. Так что мы лучше здесь, — поглядывает Андрей на хозяйство, запущенную деревню и снова из блогера перевоплощается обратно в крестьянина.
И буду наблюдать, что там в городах. Услышав рассказ Андрея о новых переселенцах в деревни, трудностях, с которыми они сталкиваются совсем не только в Псковской области , мы обратились за комментариями к депутату местного законодательного собрания Льву Шлосбергу: — Я называю этих людей «новыми псковскими». Нужна особая государственная политика благоприятствования их благоустройству. Часто у таких переселенцев сохраняется государственная регистрация за пределами Псковской области, и тогда они не имеют избирательных прав на местных выборах, не учитываются при расчете социальных нормативов бюджета, к их деревням часто нет нормальных дорог, потому что они не включены в число постоянных жителей. Власти практически не видят этих людей, между тем они — спасение российской провинции. Простая жизнь Молодой Туд — крупное старинное село в Тверской области. Четыре года назад с массой планов сюда приехало семейство Востриковых — Юлия и Александр. Ей тогда было всего 23, ему — 25, она из Тверской области, он — из заполярных Апатитов. Недавно закончили вузы, начали работать, как и множество молодых супругов, скитались по съемным квартирам.
Это и допекло? Нам всегда не нравилась жизнь в большом городе. Всё время думали уехать. И вот нашли новую съемную квартиру в Москве, и только переехали — стало совсем невмоготу. Поняли — ничего не радует, надо уезжать. Родители новоселов отнеслись настороженно — променять столицу на тверское захолустье? Без стабильной работы и карьерных перспектив? Занялись этим всерьез, организовали производство мяса, яиц. Занимались этим около двух лет.
Но мы и сами охладели. У нас же не фабрика с наемными рабочими. В основном мы занимались перепелиными яйцами, но мясо тоже… Птицу нужно умертвить, разделать. И это каждый день. В итоге решили сменить деятельность, тем более Саша всегда тяготел к пчеловодству. Сегодня у Востриковых крупная пасека на 45 семей ульев , что дает часть дохода. Мастеровитый Александр делает мебель из дерева, кладет печи и даже проводит мастер-классы для печников , нанимается на сезонные заработки. Юлия занимается садоводством, завела аптекарский огород, заготавливает травы, делает чаи. Всё это продается через интернет и дает приработок.
У нас всегда были планы, мы что-то всегда хотели сделать. Испытания укрепляют. Это история с перепелами? Осенью на пасеку, она стоит у леса, пришел медведь и разворошил десять ульев. Еще два года назад мы купили в окрестностях села землю. Довольно много — 9 гектаров.
После свадьбы главе семьи тяжело было найти высокооплачиваемую работу. Медлить было нельзя, уже родились дети.
Антон признался, решение о переезде в деревню было не из легких, супруга долго сомневалась. Теперь же ничуть не жалеет. Будет такой же», - отметила Алевтина. Для Антона семья - святое. Он добытчик. В своем доме все делает собственными руками. Тут-то и пришла идея создать видеоблог о жизни в селе.
При этом программ развития сельских территорий не так много и толку от них меньше, чем кажется.
Например, Федеральная целевая программа «Комплексное развитие сельских территорий» подразумевает, что до 2025 года в российских деревнях построят дороги, проложат газопроводы и водопроводы, обеспечат людей доступом к Интернету и фельдшерскими пунктами в радиусе до 6 км, решат проблему занятости, обеспечат людей новым жильём. Только вот на всю страну за 5 лет должны появиться лишь 2,58 тысячи километров дорог с твердым покрытием, которые проложат только к «общественно значимым объектам» и различным производствам. За это время реализуют только 20 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. В масштабах страны это капля в море. Но даже, если человека не остановит все вышеперечисленное, то есть проблема с сельской ипотекой. Есть несколько моментов, которые ставят крест на этой затее. Во-первых, льготную ипотеку на строительство частного дома взять можно только в том случае, если заявитель заключает договор подряда с лицензированной строительной компанией гарантия качества, к сожалению, не прилагается. Во-вторых, у заявителя есть обязательство прописаться в новом доме в течение 6 месяцев после оформления права собственности, иначе ипотека перестаёт быть льготной.
Все это не интересно тем, кто не хочет терять свою прописку, дающую доступ к медпомощи, соцобеспечению, высоким пенсиям. Так кто же поднимет русское село? По мнению доцента Института демографии им. Но это не значит, что какой-нибудь айтишник или менеджер по продажам начнет работать в сельском хозяйстве — он продолжит работать там, где он и работал в крупном городе, максимум, что он будет делать — покупать продукты в местном магазине, он даже налоги там платить не будет. Я не ставил бы на релокантов как на тех, кто поднимет сельское хозяйство». Доктор географических наук Института географии РАН Татьяна Нефёдова добавляет, что география распространения таких «релокантов» очень скудная.
Возникали проблемы и со временем, и с выбором материалов, и с техническими решениями. Но когда рядом были родные люди и я мог с кем-то посоветоваться или вместе придумать какое-то неочевидное решение — это очень помогало и подбадривало не сдаваться, продолжать начатое. Один из главных выводов, который я сделал за время стройки — не надо бояться просить помощи у близких, даже если претендуешь на взрослость и самостоятельность.
Семья — это главное, что есть в жизни каждого человека! В общем, на реализацию плана-минимума — заехать в свой деревенский дом и начать вести быт — ушло четыре месяца с перерывами и около 600 000 рублей фундамент, доски, утеплители, металл, ОСБ листы, отделочные работы. Конечно, мы выискивали дешёвые материалы. С весны 2021 года всё подорожало, раза в два точно. Если делать всё с помощью бригады, подрядчиков и без ограничений в бюджете, то процесс будет идти быстрее. Но тогда можно смело прибавлять миллион к затратам. Плюсы деревенской жизни очевидно следуют из минусов городской: здесь тихо, спокойно, отличная экология и есть место для личного пространства. Может это прозвучит смешно и наивно, но кроме практических вещей мной двигала большая цель — заниматься развитием сельской территории и популяризировать деревенский уклад жизни. Потому что я люблю его, и хочу, чтобы люди перестали воспринимать деревню как унылое место, где жизнь — это сплошное страдание.
Поэтому из идеи «хочется жить на своей земле» вырос целый личный проект — «Из города в деревню», которым я сейчас и занимаюсь Этим проектом я хочу показать людям, что если сердце лежит к деревенскому образу жизни, то уехать из большого города и организовать свою жизнь по-новому не так сложно, как кажется на первый взгляд. И доказываю я это своим примером, облагораживая деревню, в которой живу. А заодно веду YouTube-канал « Торнаяз — деревня мечты », на котором рассказываю свою историю. Миллионных просмотров на канале нет, но поддержка, которую я получаю через комментарии, для меня гораздо дороже. Люди пишут о том, что мой путь и идеология возрождения деревни вдохновляют их, помогают прислушаться к себе и отделить навязанное от по-настоящему важного.
О нас, переезд из города в деревню
Смотрите видео на тему «Приехала Из Города В Деревню» в TikTok. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 368 видео канала из деревни в деревню на котором 21 млн просмотров. «Назад в деревню» — тезис, когда-то озвученный Основателем ЛДПР, сегодня становится «основой фундаментальной плиты» в политике партии», — заявил лидер ЛДПР. Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели.
Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку
В деревне Березянке Омской области из-за ужасных условий уволилась глава местного фельдшерско-акушерского пункта. Местность настолько впечатлила белоруску, что она выкупила там заброшенные дома и начала строить «Деревню будущего». 40 лучших деревенских YouTube-каналов про переезд из города в деревню и жизнь на земле. Смотрите видео на тему «Приехала Из Города В Деревню» в TikTok. Культура - 23 декабря 2023 - Новости Красноярска -
Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село
Только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на шесть тысяч. В более чем половине всех сельских населенных пунктов проживают от 1 до 100 человек. Согласно результатам исследования, проведённого ранее Центром экономических и политических реформ ЦЭПР , за последние двадцать лет сельские населённые пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, за этот период количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз, больничных организаций — в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,7 раз. По оценке ЦЭПР, уже к 2023 году в российских деревнях может не остаться больниц, а к 2033-2036 годам — школ и поликлиник. Это может произойти при условии, что их количество будет уменьшаться в нынешнем темпе.
В любом случае, уверены эксперты ЦЭПР, власти «оптимизируют» инфраструктуру сельской социальной сферы гораздо быстрее, чем там убывает население. В исследовании также отмечалось: «оптимизируя» школы и больницы под предлогом снижения численности населения на селе, власти фактически способствует усилению этого процесса всё в более значительных масштабах. Налицо — порочный круг. Ещё несколько лет назад Владимир Кашин, занимавший на тот момент пост главы аграрного комитета Госдумы, в своём выступлении сообщил, что за последние двадцать лет с лица земли исчезли 34 тысячи российских деревень. По его словам, ещё в 10 тысячах деревень проживают меньше восьми жителей.
Если говорить о газификации, 95 тысяч деревень её не имеют... Люди не видят перспектив жить в деревне. Работы нет, инфраструктура отсталая, — сетовал Кашин. Парламентарий также рассказал, что 30 тысяч деревень не имеют дорог с твёрдым покрытием, поэтому «чуть-чуть развезло — пожарная машина с трудом проезжает, не говоря уже об автобусном сообщении». Это действительно самый главный вопрос сегодня — а есть ли ещё, что спасать?
Российские деревни умирают не первый год, поэтому надо понять — что осталось, и осталось ли, — рассуждает в разговоре с NEWS. Вместе с тем, эксперт уверен, что во многом Россия держится на деревне — и в плане прироста населения, и в плане сохранения национальной культуры. Однако, полагает собеседник издания, нужны чёткие рецепты спасения: Можно, конечно, просто сказать — мол, ребята, не уезжайте, пожалуйста, но это вряд ли поможет. Единственный способ — создавать рентабельные сельскохозяйственные производства.
Молока зимой немного, и оно получается очень жирным. После дойки мы идем за сеном — основным ресурсом, который заготавливает Эдуард своим трактором. Семья в первый же год оформила четыре гектара земли в личное подсобное хозяйство для пастбища и сенокоса. Сегодня Михновцы целиком обеспечивают себя молоком, яйцами, сыром, сметаной, маслом и даже сгущенкой и мороженым.
Ему тогда было 7-8 лет, и он буквально требовал сосиски. Даже теперь, если нужно есть суп, сын говорит: «Я буду есть суп, если только он с мясом». Беременной мне снилось, что я ем кусок кровавого мяса. Я поняла, что мне хочется мяса и бессмысленно отказываться от того, чего требует мое тело. Всю выпечку Эдуард и Майя делают сами, покупают только муку. Сыры и яйца продают. А вот с огородом большой дружбы не вышло, тут помогает свекровь: она выращивает продукты, которых хватает практически на год. Поэтому все заработанные деньги удается копить.
Тратить их, как признается Эдуард, тут просто некуда. После уборки козлятников, дойки коз и коровы мы возвращаемся в дом. Кому не надо переезжать из города в деревню На прощание я решаюсь спросить, не жалеют ли ребята, что оставили комфортную городскую жизнь и променяли ее на деревенскую, полную хлопот. Но, судя по улыбке, Майя ни о чем не жалеет: — Я очень рада, что мы решились и переехали. И теперь живем на земле. Когда за тридцать перевалило, уже обычно есть семья, дети, работа. А пока есть энтузиазм — нужно пробовать и делать. Мы для себя решили, что, вместо того чтобы идти у кого-то что-то просить, жаловаться на кого-то, мы будем развиваться сами.
Да, мы понимаем, что это труд. Мы трудимся сознательно и с радостью. Да, тяжело, да, бывают сложные моменты. Моя физическая нагрузка раз в десять больше, чем у городской женщины. Раньше я вообще не могла представить, что я могу такое огромное количество дел сделать за день. Когда появился первый ребенок, я думала, как же мне успеть-то сделать это всё. А теперь у меня пятеро детей, огромное хозяйство, мне нужно сыры варить, а я всё это успеваю и хочу еще намного больше! Деревня учит самостоятельности.
Все вопросы, которые мы закрывали в городе финансами, перешли в труд. Тут некому тебя обслуживать, всё приходится делать самому, а это значит быть самостоятельным и самодостаточным. А если ты самостоятельный и самодостаточный, скучно никогда не будет. Скучно может быть, только если ты в состоянии уныния. Тем, кто хочет, чтобы их обслуживали, в деревне будет очень тяжело и морально, и физически. Многие друзья, приезжая к Майе и Эдуарду, тоже загораются желанием жить в деревне.
Иллюстрация: Максим Тарналицкий «Мы встаем в полседьмого утра, но сельские жители нас не поймут», — смеются Егор и Алеся Лещенко. Конечно, на самом деле никакой расслабленности нет, рабочий день на хуторе заканчивается далеко за полночь. Но при этом семья кайфует от сельской жизни и не жалеет о побеге из большого города. Видео уже на нашем канале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые ролики. А внизу рассказываем самые интересные моменты из видео. Переезд Егор и Алеся никогда не готовились к тому, чтобы жить в деревне. Теперь все изменилось, а кроме коров на их ферме есть свиньи, кролики и другие животные. Все получилось как-то само собой: ездили к знакомому фермеру, покупали молочку и в итоге прониклись атмосферой. Егор и Алеся решили, что их четверым детям нужно быть ближе к природе. Так и случилось погружение в деревенскую жизнь.
То есть предпочтения налицо, перевес - в сторону города. Впору сокрушаться — безлюдеет провинция. Однако, у этого явления, считает мой собеседник, директор Кириковской школы Олег Ивченко, искусственные корни. Это клише создавалось еще нашими предками. Одно поколение сменяло другое, и снова отец говорил сыну — любыми правдами и неправдами пробивайся в город, там лучше, перспективнее. А чем-лучше-то? И почему непременно каждый должен в городе жить и строить свою карьеру среди небоскребов? Именно в эту пору наши граждане стали жить в рыночных отношениях, изменения коснулись и культурно-нравственной сферы. Помните, в кино, в музыке, с экранов телевизоров стали появляться супергерои, отличающиеся от романтиков прошлых лет грубостью, напористостью, вседозволенностью и т. Появился лозунг «Круто быть крутым! Позиция многих «А что делать в деревне? Навоз кидать? Снег чистить? Печку топить? Что в итоге получилось? К концу 90-ых годов народ вместо того, чтобы понять - и в деревне можно жить, и деньги зарабатывать — ломанулся по прямой: в город! А стереотип, что в деревне остались жить неудачники и недочеловеки, только усиливался и становился частью российского менталитета. Посмотрите, до чего дело дошло? Сегодня каждый второй, если не первый житель деревни имеет квартиру в городе. А если ты ее до сих пор не купил - не человек! Я считаю, под удар стереотипа попали неплохие в целом деревни Пировского округа — Бушуй, Солоуха… В конкретно взятой школе, Кириковской, мы попытались было в 2015 году принять стратегию развития образования с уклоном на то, чтобы дети оставались жить и работать в территории, по принципу, где родился, там и пригодился.
Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя
Немец Ремо Кирш строит деревню в Богородском районе 29 мая 2023 года | Нижегородская правда | Новости Деревень. |
Из Деревни в Деревню - YouTube | В этот раз причиной переезда в деревню стала частичная мобилизация. |
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Как я бросила всё и уехала из мегаполиса в деревню | В течение последних лет мигранты переместились в деревню Вырубово Ленинского района Московской области, тем самым став полноценной угрозой для местных жителей. |
Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области | В течение последних лет мигранты переместились в деревню Вырубово Ленинского района Московской области, тем самым став полноценной угрозой для местных жителей. |
Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму” | Тот, кто уехал из деревни в города в первом поколении, тоскует по своим местам. |
Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню | Сцены из деревенской жизни Навстречу Вербному воскресенью: как живёт деревня в ожидании чуда. |
«Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела
Как я бросила всё и уехала из мегаполиса в деревню | История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает. |
Живи, моя деревня | Источник online | Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели. |
Чем ты ближе к земле: как приехать в деревню и вернуть туда жизнь | Мы приехали в деревню из Петербурга, живем здесь уже около восьми лет, и нам здесь очень нравится. |
Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области
В 2022 году началось активное строительство новой деревни. Однако не всё шло гладко, и сроки затянулись. Сейчас проекты завершены, идет подготовка к восстановлению нашего дома и параллельно началу строительства следующего дома». Причём даже недостроенная деревня уже пользуется большим спросом — многие немцы спрашивают Ремо о переезде и просят помощи с эмиграцией. Поэтому мы сняли несколько видеороликов с нашим адвокатом, чтобы люди могли получить юридическую информацию и чувствовать себя увереннее. Было бы здорово, если бы регионы, в которых правительство заинтересовано в переезде иностранцев, также запустили сайт на немецком языке, чтобы люди могли получать прямую и надежную информацию, ведь не каждый может позволить себе адвоката». Сколько именно немцев планирует перебратсья в Нижегородскую область точно сказать пока тяжело, но в «Телеграмме» в чате, посвященном переезду зарегистрировались более 300 человек, желающих уехать из Германии.
Пока строительство деревни находится на начальной стадии. По предварительным планам оно займёт 8 — 10 лет. Однако, по мнению Ремо, этот срок может сократиться из-за ситуации в Германии, так как многие немцы хотят переехать как можно скорее. Русская душа «Многие люди в Германии разочаровались в правительстве и больше не видят будущего для себя и своих детей, — объясняет Ремо. Они боятся за своих детей, которые уже в детском саду подвергаются идеологической атаке. Я думаю, что вопрос о том, хотят ли русские приехать в Германию, скоро должен быть исчерпан.
В прошлой колонке мы писали , что возможно в деревне прожить на 5 тысяч рублей. И это действительно так. Но это если вы, например, не курите, покупаете только самое необходимое — тогда по сумме получается 5 тысяч на одного человека.
Нам на двоих жизнь выходит в 10 тысяч в месяц, чтобы прожить здесь, но мы себя ущемляем: едим мясо раз в месяц, курицу — раз в несколько дней, питаемся в основном лапшой, ну и так, по мелочи. Так что жить можно, если не шиковать. Но хотелось бы, чтобы побольше получалось по деньгам.
Мы всё покупаем в розничном магазине, там цены, конечно, кусаются. Колоссальная разница. Но видите, в чем проблема: чтобы с посевной что-то купить, нужно заказ делать от тонны.
В августе пока не знаем как, но планируем скопить 20 тысяч рублей и купить животным корм. Животные едят не очень много: кроликам, например, летом можно травы из огорода накосить, они и поедят. В огороде растут огурцы, помидоры, свекла, картошка, морковь.
В этом году хотим больше картошки посадить. За счет этого легче жить будет. А последний год, я так скажу, мы не жили, мы выживали.
Но это у нас трудно, пока первый год, пока первый огород, первое хозяйство, первый забой. Я уже в сентябре пойду кочегаром работать в местную администрацию. Жена у меня тоже теперь работает.
Это деньги, конечно, небольшие, но хотя бы будет больше десяти тысяч на человека в месяц получаться. Это деревня — тут никто не смотрит, мол, мало получаешь или много получаешь.
Потом я наловчилась этих червей рвать и насаживать на крючок. Сначала это было очень страшно, а потом я приспособилась, и мне очень понравилась рыбалка. Мужа и ребенка как-то она не так впечатлила. А вот я получала огромное удовольствие. Если появлялась свободная минутка, то я всегда бежала на озеро, — говорит горожанка. Как сложились отношения с местными жителями и туристами И всё же самые яркие впечатления у семьи остались от общения с людьми, которых они встретили за эти пять месяцев. Например, благодаря соседу Николаю Никитичу Карина научилась печь формовой хлеб в печке. Я засняла всё на видео, чтобы сохранить детали.
Потому что когда тебе эти знания передает дедушка — а ему сейчас 72 — это, наверное, самое ценное, что можно взять из опыта жизни в Зехнова. Вот именно такое тесное общение, соприкосновение с местными жителями — самое главное, — с улыбкой вспоминает девушка. Алексей Иванович — хранитель часовни. Николай Николаевич — бывший почтальон... Запомнились супругам и знакомства с туристами. Встречались и те, кому ничем не угодишь, но о большинстве своих гостей Карина говорит с восхищением. Со многими туристами всего за пару дней они успевали подружиться, и с некоторыми до сих пор переписываются. Приезжало много творческих людей: архитекторы, художники, фотографы. Были и заядлые рыбаки, которые щедро дарили семье свой улов. Если бы руководство парка распространилось бы не только на парк, а на другие территории, то у нас, наверное, не было бы мертвых деревень в стране, — рассуждает Карина.
Что изменилось в жизни семьи после поездки Сезон закончился. Карина вернулась домой больше месяца назад, но всё еще находится под впечатлением. В деревне пили родниковую воду, ели свежие овощи и ягоды Источник: Карина Гажу Она говорит, еще не до конца осознала, что этот этап ее жизни прошел, но в то же время уже скучает по деревне: — Я буду скучать по всему: по людям, которые там были, по природе, по тишине. Зато Карина поняла, что теперь точно не хочет покупать дачу. Но в какой-то момент я поняла, что это не так. Мы никогда не купим дачу, это не то! Зехнова задала такую высокую планку, что и не описать, — рассказывает она. Тогда тебе уже не захочется дачу. Тебе уже не захочется эти заборы и замки. В следующем году повторить опыт семьи Гажу сможет уже другая семья.
Сейчас Карина общается с читателями своего блога и пишет, что готова ответить на любые вопросы от тех, кто тоже хочет попробовать себя в роли хозяев деревенского дома. Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29. RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте» , самые оперативные новости — в канале в Telegram.
Но второй этап тоже должен быть — крепким хозяевам будут нужны работники. Тогда вспомним про тех, кому сейчас мы отказали, но занесли в картотеку.
И когда настанет время этих людей, мы, конечно, в первую очередь будем рассматривать те семьи, где трое—четверо детей. В деревне должны жить и расти дети. Сегодня в Султанове два школьника и восемь малышей, они ходят в детский сад. Ещё немножко — и нить прервётся. Нашли одного. То есть создали одно рабочее место.
Остальные строители приехали из соседнего района, в Султанове сейчас живут и работают. Чем вы занимались? Дома полностью я не строил, но выполнял отдельные подрядные работы, начиная с кровли и заканчивая внутренней отделкой. В целом да, иначе я не накопил бы достаточно средств, чтобы потом вложиться в другой бизнес — в работу интернет-провайдера. Мы с партнёрами запустили фирму в 2005 году. И это одно из самых радужных событий последних дней — в нашу деревню тянут оптико-волоконный кабель.
Но моя фирма не имеет к этому никакого отношения: интернет идёт в деревню по государственной программе. И ничего в этом нет сверхъестественного. Есть государственная программа, называется «Цифровое равенство». И по ней в Султаново тянут оптико-волоконный кабель. Это ожидаемое событие, я знал об этом. Но сейчас, когда уже реально тянут, мы ждём этого с большим удовольствием.
И даже то, что в связи с работами по прикреплению кабеля к столбам в деревне почти каждый день отключают электричество, нас не огорчает. Радостное, большое событие. А помимо этого, жители Султанова просят власти, чтобы им подвели воду и газ. У меня привычная, сложившаяся жизнь. Я, конечно, езжу в Султаново — на неделю, на месяц. Но я хочу жить так, как я живу.
В апреле этого года мы проводили в деревне сход. Я много раз повторял, что не хочу становиться ни начальником, ни руководителем совхоза. И даже быть собственником всего этого — не моя цель. Всё, что я хочу, — это помочь своей деревне встать на ноги. По возможности я с удовольствием передам, продам, отдам дома и земли в аренду.
Я уехала с детьми из Москвы в деревню и не пожалела
Я не верю, что деревню можно спасти без участия государства, по крайней мере, организовать для переселенцев рабочие места. Местные жители к энтузиастам отнеслись поначалу с недоверием: ведь молодежь, как правило, стремится вырваться из деревни. РИА Новости поговорило с теми, кто променял городскую жизнь на собственное хозяйство и физический труд. История двух деревень в Архангельской области, в которых люди налаживают жизнь своими силами, — и тех, кто им в этом помогает. Они полюбили деревню, а деревня приняла их. Услышав рассказ Андрея о новых переселенцах в деревни, трудностях, с которыми они сталкиваются (совсем не только в Псковской области), мы обратились за комментариями к депутату местного законодательного собрания Льву Шлосбергу. Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых деревень и городков России.