при непременном согласии на это Президента Израиля. За время существования государства Израиль выдвигались десятки проектов конституции, составленных профессорами— юристами, законодательными комиссиями кнессета. Документ, написанный на иврите Титульная страница проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. 52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции.
Нужна ли Израилю конституция?
Перевод основных законов Израиля на русский язык — сайт Кнессета. Платформы, созданной Евро-Азиатским Еврейским Конгрессом для обмена идеями ведущих исследователей еврейской диаспоры на постсоветском пространстве, в Восточной Европе, Азии и на Балканах. Институт анализирует то, как вопросы социо-политики влияют на жизнь еврейских сообществ в отдельных странах - и какова во всем этом роль Израиля. В рамках проекта «Еврейский дискурс» мы обсуждаем с исследователями истории, культуры, социального и политического наследия еврейской диаспоры их публикации на сайте Института.
По всей видимости, согласие членов комиссии с текстом проекта не было самым широким, так как трое членов проголосовали против её предложения, а двое воздержались [21]. Проект Института сионистской стратегии Проект конституции Израиля, предложенный Институтом сионистской стратегии В конце 2004 года Исраэль Харель, принимавший участие в общественном совете по проекту конституции Израильского института демократии, пришёл к заключению, что этот проект в недостаточной мере отражает сионистские ценности государства, как он их понимает.
Так, например, было отклонено его предложение дополнить фразу «еврейское государство» словами «и национальный дом еврейского народа». Харель покинул этот проект и основал Институт сионистской стратегии, в котором группа специалистов во главе с профессором Авраамом Дискиным начала разработку нового проекта конституции. Целью группы было завершение проекта к началу работы Кнессета 17-го созыва. Проект Института сионистской стратегии был завершен и представлен Кнессету и президенту Израиля в июне 2006 года [25] [26] [27] [28]. В дальнейшем представители проекта принимали участие в заседаниях законодательной комиссии Кнессета 17-го созыва под председательством Менахема Бен-Сасона.
Предложенный Институтом сионистской стратегии проект состоит из предисловия, написанного профессором Авраамом Дискиным, преамбулы и основной части, содержащей 100 статей [29]. Преамбула проекта конституции основана на Декларации независимости Израиля. Для изменения преамбулы и 4 статей, содержащих основополагающие принципы государства, требуется большинство в две трети голосов депутатов Кнессета. Проект содержит большинство положений Основных законов, которые будут аннулированы с принятием конституции, а также некоторые положения Закона о возвращении, Закона об основах права, Закона о государственном образовании и других законов. Предложенная конституция включает главы «Права и свободы человека и гражданина» и «Государство Израиль — национальный дом еврейского народа».
Проект вводит так называемый «норвежский закон», согласно которому министр не может одновременно быть депутатом Кнессета. Проектом предусмотрены изменения в порядке судопроизводства. Ограничены полномочия суда выносить решения по петициям против органов государственной власти. Суд также не получает полномочий выносить решения по вопросам, связанным с внешней политикой, политикой безопасности или с основами бюджета. Суды, в том числе обладающие конституционными и административными полномочиями, вправе рассматривать иски только тех лиц, которые непосредственно связаны с обсуждаемым вопросом.
Нормативно-правовые акты должны толковаться только в соответствии с намерениями и целями, которые заложены в их тексте. Кнессет будет назначать членов Комиссии по избранию судей и утверждать кандидатуры на должность судей Верховного суда. Каденция Председателя Верховного суда ограничена семилетним сроком. Исраэль Харель отверг обвинения в том, что речь идёт о «конституции правых». Согласно Харелю над проектом работали люди самых разных взглядов, и положения этой конституции находят поддержку более шестидесяти депутатов Кнессета [26].
Народные избранники выбираются прямым тайным голосованием, и только им принадлежит законодательная власть. Народных избранников избирает правительство, которое принимает решение.
В Израиле получилась такая ситуация, что судьи неподконтрольны правительству, никаким органам, при этом они назначают сами себя. В результате судебную власть получила определенная группа людей с очень определенными политическими пристрастиями. Кроме того, принцип, который был вчера отменен — «принцип разумности», — его не существует ни в одном нормальном демократическом государстве, а именно что судья может отменить любое решение правительства, любой закон, если считает, что этот закон неразумен, что он противоречит интересам общества».
Единственная надежда противников реформы, если не считать акций гражданского неповиновения или гипотетического роспуска Кнессета, сам же Верховный суд. В теории до окончательного вступления закона в силу инстанция может его отменить в соответствии с «принципом разумности». Однако ранее правило применялось исключительно к малым законопроектам, а в данном случае реформа затронула один из так называемых основных законов, которые в перспективе должны лечь в основу израильской конституции.
До сих пор Верховный суд Израиля ни разу не блокировал подобные законопроекты, и собеседники даже оппозиционных Нетаньяху изданий не вполне уверены, будет ли такой шаг законным.
В интервью "Маариву" председатель законодательной комиссии кнессета Михаэль Эйтан "Ликуд" гордо заявил: "Данный документ следует рассматривать как итог 2,5-летней работы комиссии". Комиссия провела по данной теме 90 заседаний. Устраивались они по воскресеньям и четвергам, когда кнессет не функционирует.
К участию в заседаниях приглашались виднейшие израильские юристы и ученые-правоведы, а также специалисты в смежных областях. Однако заблуждается тот, кто полагает, что в праздничный день 15 Швата праздник Ту би-шват, известный также как Новый год деревьев; в этом еврейском году выпадает на 13 февраля — "Курсор" еврейское государство наконец-то обретет собственную конституцию: путь от первичной презентации проекта до его окончательного утверждения обещает быть совсем не близким. Составители документа надеются, что предвыборная кампания и последующие коалиционные переговоры не очень сильно затормозят этот процесс.
Что еще почитать
- Содержание номера
- Трижды проголосовавшая по Конституции израильтянка остается в розыске
- В Израиле для россиян открылись участки голосования по Конституции — РТ на русском
- 52. Конституционное право Израиля. Конституционное право зарубежных стран
Газета «Суть времени»
- Президент Израиля призвал остановить реформу, вызвавшую массовые протесты
- Что еще почитать
- Израильское конституционное право
- Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
Президент Израиля Ицхак Герцог осведомлен об инициативе, так же как и высокопоставленные представители политических партий. Интерфакс: Гражданка России и Израиля Юлия Ильинская (Яэль Ильински), которая год назад три раза проголосовала в Израиле по поправкам к российской Конституции. Закон о национальности – это прямое продолжение расистской и дискриминационной политики, направленной против меньшинств в Израиль, каковую проводит «Еврейский дом». Обложка проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. Почему у Израиля нет Конституции? Предполагалось, что после формирования правительства Учредительное собрание (1949 г.), то есть – уже Кнессет, приступит к разработке конституции. Новое предложение по израильской конституции было выдвинуто Движением за качественное правительство в Израиле (MQG) на пресс-конференции в палатке протеста против судебной.
В Израиле отложили утверждение первой части судебной реформы до утра
Нормализация отношений с ОАЭ никогда не воевавших с Израилем не мешает шейхам всячески «помогать» еврейским «друзьям» на международной арене в том числе, инициировать заседания Совета безопасности ООН из-за их провокационного поведения. Февральский инцидент на церемонии открытия саммита Африканского союза, думаю, тоже все помнят израильскую делегацию оттуда выгнали, хотя Израиль имеет статус наблюдателя. А про еженедельные порой и ежедневные теракты, совершаемые в Израиле или на палестинских территориях против израильтян, и говорить не стоит. Все эти и многие другие эпизоды говорят об одном и том же: проблемы надо решать, а не заталкивать их под ковер, параллельно рассказывая про демократию, благополучие и безопасность. Таковы итоги Шестидневной войны, ситуация не меняется с 1967 года. Нормально ли то, что учащаются нападения на христиан и христианские объекты со стороны евреев, причем виновные, как правило, не несут должного наказания либо вовсе остаются безнаказанными? Нормально ли то, что восточная часть города — это фактически арабское гетто, отделенное от Западного Иерусалима заборами с КПП, и «скорая помощь» туда быстрее приедет из палестинской Рамаллы?
А сколько раз Израиль придумывал для себя «хороших арабов»? Сначала это были «служилые» бедуины, но потом они успешно криминализировали Негев и живут там согласно своим правилам, устраивают перестрелки среди белого дня, торгуют наркотиками, нарушают ПДД. Потом были «хорошие» израильские арабы, которые продемонстрировали свою лояльность еврейскому государству во время операции «Страж стен» 2021 год — да так, что с тех пор израильские власти осознают перспективу масштабных внутренних беспорядков при любом удобном случае. Друзы тоже считаются замечательными, но на оккупированной Израилем части Голанских высот все чаще проходят протесты против государственной политики, причем друзы из Галилеи поддерживают своих братьев с Голан. Аналогичным образом не решается и проблема харедим ультраортодоксальных евреев , которые заводят многодетные семьи, не работают, не платят налоги, но рвутся во власть и выдвигают условия при формировании госбюджета — например, получают миллиарды шекелей на свои школы, где нет английского и математики что, впрочем, не мешает создавать легенды, будто среди харедим много IT-специалистов. Причем харедим убеждены, что тот, кто десять лет изучал Тору, может за пару часов научиться пилотировать самолет — хотя в реальности такие люди сталкивается с огромными проблемами на рынке труда и практически бесполезны, потому что ничего не умеют.
Естественно, светским израильтянам это не нравится, они видят в ультраортодоксах бездельников и иждивенцев. Все вышесказанное — лишь некоторые моменты, способствующие социальному расколу и усугубляющие разобщенность между разными слоями израильского общества. Кажется, что антагонизм с Ираном, «падения и взлеты» в отношениях с Турцией и противоречивые связи с арабскими странами уже давно стали своего рода константой в рамках ближневосточной стратегии Израиля. В то же время ряд экспертов, к примеру Юрий Костенко, рассуждает о новой «периферийной стратегии» Тель-Авива. Мария Вячеславовна, на Ваш взгляд, каковы же ключевые ориентиры и столпы израильской политики в регионе? Негевский форум, на котором собираются представители арабских государств, нормализовавших отношения с Израилем, отменялся уже несколько раз.
Долгожданная нормализация с Саудовской Аравией, которую Нетаньяху хочет представить как свою великую дипломатическую победу, мягко говоря, под вопросом.
Закон "Основы государственного устройства" был принят 14 марта 1950 года первым Кнессетом парламентом Израиля. Он определяет основные принципы государственного устройства, права и свободы граждан, а также структуру и функции правительства. Согласно этому закону, Израиль является демократическим государством, основанным на принципах свободы, равенства и справедливости. В отличие от традиционных конституций, которые часто содержат детальное перечисление прав и свобод граждан, закон "Основы государственного устройства" определяет только те права, которые необходимы для обеспечения демократической системы.
Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает. Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной. Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали. Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей. Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве. Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве. Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой. Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами. Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством? Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом.
Роль Конституции государства Израиль выполняет, так называемый, свод «Основных законов», в котором регулируется и демократичный характер израильского государства и парламентская власть, а также все основные законы. Кроме того, сводом «Основных законов Израиля », определяются основные законы, которые гарантируют фундаментальные гражданские свободы, хотя не все политики согласны с тем, что эти свободы — часть конституционной структуры. Некоторые израильские и мировые политологи заявляют о том, что отсутствие в каком бы то ни было государстве формализованной конституции — это недочет, изъян демократии, а потому отсутствие конституции в Израиле прямо говорит о том, что государство не вполне демократическое, то есть называть себя именно таковым не может. Оппоненты же отвечают, что отсутствие или наличие Конституции в государстве, как основного свода законов, свобод и гарантий граждан — никоим образом не связано с наличием или отсутствием в государстве демократии. Ведь есть множество примеров, когда Конституция в государстве написана, имеется, но государств отнюдь не демократическое. Если вернуться в прошлое, коснуться немного истории Израиля , то на первых выборах, прошедших в 1948 году, которые проводились не Кнессетом, а тогда еще Учредительным собранием, многие предполагали, что новое учредительное собрание примет и Конституцию Израиля. Но, как видим, этого не случилось. Учредительное собрание обнародовало свое новое название — Кнессет и принялось работать. Тогда же было принято решение, по которому за основу приняли не континентальную систему государственности, а британскую систему. Надо сказать, что согласно британской модели государство обходится без формализованной конституции, при этом существует прецедентное право, то есть, когда все предыдущие решения являются правовой основой государства. Отметим, что в британской подмандатной Палестине действовала точно такая модель, так как Палестина являлась членом Британского содружества. Так новое израильское независимое государство автоматически унаследовало данную схему. И до сего дня в Израиле вопрос формализованной Конституции Израиля не решен. Он периодически встает на повестке дня, однако возникают причины, по которым он до сих пор не рассмотрен. В 19 веке жило ярое убеждение, что присутствие в государстве конституции содействует, гарантирует гражданские права.
Израиль: последние новости
Обложка проекта Конституции Израиля, предложенного Институтом сионистских стратегий. Почему у Израиля нет Конституции? Предполагалось, что после формирования правительства Учредительное собрание (1949 г.), то есть – уже Кнессет, приступит к разработке конституции. «Если останется риск, если конституция изменится на конституцию апартеида, то, очевидно, он станет государством апартеида. В Декларации независимости было заявлено, что к августу 1948 г. конституция Израиля будет принята.
Нужна ли Израилю конституция?
Вот что сказала россиянка Марья, находящаяся сейчас в Израиле: «Я очень хотела проголосовать по поправкам в Конституцию и следила за новостями по этой теме. Закон о национальности – это прямое продолжение расистской и дискриминационной политики, направленной против меньшинств в Израиль, каковую проводит «Еврейский дом». Авиация Израиля атаковала оперативные штаб-квартиры ХАМАС и других движений, а также военную инфраструктуру ХАМАС, утверждают израильские военные. Царь Израиля является гарантом Конституции, законности и гражданского мира в Израиле. Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. Вот что сказала россиянка Марья, находящаяся сейчас в Израиле: «Я очень хотела проголосовать по поправкам в Конституцию и следила за новостями по этой теме.
Конституция Израиля
Новости Израиля. Израильское конституционное право сегодня это результат развития на протяжении почти шестидесяти лет. Конституция Израиля находится в процессе создания путём принятия Основных законов Израиля. Закон о национальности – это прямое продолжение расистской и дискриминационной политики, направленной против меньшинств в Израиль, каковую проводит «Еврейский дом».
Рассылка новостей
- Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию
- Конституция израиля / Новое видео - 2024
- Действующая конституция Израиля (свод законов) | Мастерская конституционного дизайна
- 52. Конституционное право Израиля. Конституционное право зарубежных стран
Действующая конституция Израиля (свод законов)
Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой. Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами. Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством? Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом. Конституционные законы — это договор, который мы заключаем друг с другом о том, в какой стране мы обязуемся жить, несмотря ни на что.
Эти законы закрепляют эти ценности и защищают их от воли преходящего народного большинства. Правительства того или иного типа приходят и уходят, но все они привержены общему видению. Сегодня политические блоки в Израиле стоят друг за друга горой. Каждая сторона стремится отстаивать «демократию», работая при этом с совершенно разными определениями этого термина. Ясно одно. Это государство не может существовать, если огромная часть населения чувствует, что живет под принуждением правительственного института, который стремится их достать. Неважно, является ли этот институт Верховным судом или Кнессетом. Чтобы выжить, нам необходимо уравновешивать волю большинства с ценностями и видением нации на более высоком уровне. Приверженность этим ценностям удерживает большинство от необузданной власти. Уверенность в этих ценностях является причиной того, что меньшинство соглашается с правлением большинства.
Это работает только в том случае, если эти ценности принимаются свободно, и только если мы можем доверять друг другу в их соблюдении. Именно поэтому решения такого рода должны приниматься на основе широкого консенсуса. Предложенный президентом Герцогом план диалога заслуживает похвалы, и мы должны следовать ему или чему-то подобному. Однако это все равно, что пытаться жить в браке, используя контракт. Без общей цели центр не удержится.
Организаторы антиправительственного протеста обвинили президента в предательстве и "сотрудничестве с диктатурой". Министр юстиции Ярив Левин и глава законодательной комиссии Кнессета Симха Ротман со своей стороны объявили об ускорении процесса прохождения реформы. Сегодня 12 канал опубликовал подробности плана реформы, который представили юристы президенту Герцогу. Он немного видоизменяет все аспекты реформы, предлагаемые оппозицией.
В комиссию по назначению судей войдет равное количество членов оппозиции и коалиции. При этом сами судьи будут выведены из его состава. В случае равенства голосов каждая из сторон будет назначать судью по очереди. Председатель Верховного суда получит право наложить вето на одного кандидата от каждого блока в течение одной каденции Кнессета. Основные законы, из которых будет состоять будущая конституция Израиля, будут приниматься максимум в четырех чтениях простым большинством голосов депутатов.
Нет, не значит. В Израиле есть некие правила игры разделения властей. И то, что сегодня делает правящая коалиция, — это попытка изменить эти правила игры и «отжать» у судебной системы возможность контролировать действия исполнительной и немножко законодательной властей на основании «принципа разумности».
Но глобально есть общее понимание, что одна из ветвей власти пытается забрать себе куда больше полномочий, чем она имела, и, с моей точки зрения, куда больше полномочий, чем стоит, чтобы у нее было». Утвержденный властями законопроект лишает Верховный суд справедливости Израиля права отклонять решения правительства на основании так называемого принципа разумности. Четкого определения «разумности» в законодательстве нет, но если широкими мазками, то суд должен был блокировать шаги, сделанные в политических целях и противоречащие интересам общества. Сторонники реформы утверждают, что норма делала Израиль чуть ли не судебной диктатурой — никем не избранные судьи решали все за всех. Оппоненты парировали, что в отсутствие конституции, которой в Израиле до сих пор нет, подобные сдержки и противовесы препятствовали бесконтрольному изменению любых законов в период одного созыва парламента. Мол, взял Кнессет — делай что хочешь.
Хотя еще в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года, провозглашавшей создание на территории Палестины двух государств, было сказано, что учредительное собрание каждого государства — еврейского и арабского — должно ввести демократическую конституцию, Конституции в Израиле….
Президент Израиля призвал остановить судебную реформу
Конституция израиля (Маркс Тартаковский 2) / Проза.ру | Новости Израиля. |
Почему в Израиле нет конституции | Рам027, 28 мая 2023 | Необходимость введения Конституции в Израиле была также провозглашена Давидом Бен-Гурионом в Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года. |
Please wait while your request is being verified...
1. Общенародный (все граждане вне зависимости от национальности и конфессии) Референдум для принятия Конституции Израиля. Но вот что мешает Израилю принять конституцию, которая официально даже спустя 3/4 века существования государства находится в стадии формирования? Конституция Израиля находится в процессе создания путем принятия Основных законов Израиля. В современном Израиле Конституции нет, но ее функцию выполняет свод основных законов.
Израиль: последние новости
Еврейский дискурс - Спецвыпуск к 75 Дню независимости: нужна ли Израилю конституция? | Издание отмечает, что Израиль готов согласиться на освобождение только 20 заложников при условии, что среди них будут тяжелобольные, женщины и мужчины старше 50 лет. |
Израильское конституционное право - Зеев Фарбер | Оппозиция же считает, что в условиях отсутствия конституции (в Израиле есть только Основные законы, которые не могут полностью её заменить) и другого несовершенства. |
Конституция Израиля: путь длиною в 70 лет | Авиация Израиля атаковала оперативные штаб-квартиры ХАМАС и других движений, а также военную инфраструктуру ХАМАС, утверждают израильские военные. |
На пороге гражданской войны: как судебная реформа расколола Израиль | Из этого ролика вы узнаете как возникло государство Израиль и почему, уже на протяжении стольких лет, так и не появилась обещанная будем рады. |
Нужна ли Израилю конституция?
Ниже приводятся мнения видных политических деятелей и юристов о проблемах конституции в Израиле. Давид Бен-Гурион , поддержавший идею принятия конституции в период провозглашения государства, изменил своё мнение в 1950 году. Выступая в Кнессете, он сказал, что все опасности, беспокоящие сторонников конституции, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем» [10]. Судья Моше Ландой назвал тоску по конституции уходом от действительности и обосновал своё мнение тем, что «с помощью конституции не дано достичь того, что недостижимо согласно соотношению существующих политических сил» [11].
Министр и депутат Кнессета от партии ШАС Ицхак Хаим Перец высказал мнение, которое в течение тысячелетий было также мнением большинства евреев: «У народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет. Такой конституцией является Тора» [12]. Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы.
При таком подходе писаная конституция может стать причиной разногласий и раздоров [13]. Согласно мнению Габизон «Жёсткая конституция нежелательна, если она принята без широкого согласия в обществе и в обход надлежащей и всесторонней подготовки. От принятой таким образом конституции больше вреда, чем пользы» [14].
Судья Меир Шамгар предупредил, что задержка в принятии конституции компрометирует государство и «Израиль остался единственным государством, у которого нет конституции» [15]. Депутат Кнессета от партии Яхадут ха-Тора Моше Гафни сказал, что он изменил своё мнение и теперь он хочет конституцию больше, чем израильские левые или арабы, которым некуда торопиться. Гафни заявил: «Без конституции Верховный суд может урезать права, касающиеся вопросов нашей веры» [16].
Профессор Элиав Шохетман полагает, что Израилю не нужна конституция, так как в любом случае Верховный суд будет толковать её согласно своим убеждениям, а не в соответствии с намерениями учредительного органа. Шохетман также считает, что «любой закон можно забронировать, принимая его обычной процедурой и требуя для его изменения специального большинства, причём это можно сделать и при отсутствии конституции» [17]. Судья Аарон Барак подверг резкой критике Кнессет, обвинив его в неисполнении обязанностей: «Я думаю, что настало время завершить этот важный проект и учредить конституцию.
Кнессет нарушает свои обязанности по принятию Конституции Израиля, которые были возложены на него во время провозглашения государства» [18]. Проекты конституции в прошлом Незадолго до провозглашения государства Израиль Зерах Вархафтиг начал работать над проектом конституции в рамках Народного совета. В свою очередь, Еврейское агентство поручило подготовить проект конституции Иехуде Пинхасу Коэну.
После провозглашения государства Временный Государственный Совет создал комиссию по вопросам конституции под председательством Зераха Вархафтига. На рассмотрение комиссии было представлено пять проектов конституции и среди них проект Иехуды Пинхаса Коэна. Однако, как указывалось выше, разработка конституции закончилась принятием предложения Изхара Харари.
Со времён Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 года, «будут объединены и составят Конституцию государства». За это время как отдельные юристы, так и группы специалистов опубликовали десятки самых разных проектов конституции. Со многими из них можно познакомиться на сайте проекта «Конституция на основе широкого консенсуса» [19].
Страна следует примеру Великобритании, где Конституции тоже нет, отдельные элементы британской Конституции вполне себе существуют в виде письменных документов, регулирующих вопросы конституционного характера, многие из которых были приняты несколько веков назад, однако до сих пор имеют юридическую силу. Все дело в том, что эта стабильность охраняется обычаем. Никто не имеет право посягнуть на права и свободы, устоявшиеся веками. Это обеспечивается стабильностью институтов, существующих столетиями и исправно работающих. Парламентаризм, развитое гражданское общество, свобода средств массовой информации, независимый суд — это те киты, на которых держится британская государственная система.
Таким образом, отсутсвие в Израиле Конституции никак не провоцирует произвол суда и беззаконие — даже если не будет никакой такой книги правил, обязательных для всех, но эти правила и обычаи, по которым живут люди, будут соблюдаться обществом и в его лице государством, никакая писанная Конституция собственно и не потребуется. Эта невидимая Конституция будет существовать в виде соблюдения прав и свобод граждан, уважения к закону и ограничения произвола власти.
Подробнее о судебной реформе В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд. Новая реформа ограничит полномочия судей в области пересмотра и отмены законов: они не смогут обсуждать так называемые основные законы особые нормативные акты, которые лягут в основу будущей Конституции страны.
Более того, кабмин будет вправе менять и даже отменять судебные решения большинством голосов то есть даже если суд посчитает закон неконституционным, Кнессет сможет его принять. Также изменится состав комитета, назначающего судей. На сегодняшний день в нем состоит девять человек: пятеро из которых — юристы и судьи, а остальные — члены кабмина и министры. Согласно реформе, состав комиссии будет увеличен до 11 человек, восемь из которых будут представлять интересы Кнессета, а остальные — судебную власть.
В израильских министерствах есть так называемые юридические советники. После проведения реформы их замечания не будут иметь обязательную силу, а главы ведомств смогут лично назначать или снимать их с этой должности. На грани гражданского конфликта Реформа вызвала резкое недовольство у оппозиции, которая посчитала, что новелла нарушает основополагающие принципы демократии в стране. С момента анонса законопроекта и по сей день в Израиле проходят массовые акции протеста против реформы и политики нового правительства Нетаньяху.
Первые митинги состоялись 14 января. На главной площади Тель-Авива, по оценкам организаторов, собрались более 100 тыс. Мы не сдадимся, пока не победим», — написал он в Twitter.
Часто принятие Основных законов сопровождается громкой общественной дискуссией. За каждой такой статьей гипотетической конституции скрывается пласт становления современного Израиля — такого, каким мы видим его сегодня. Курс «Израиль: общество и государство».
Президент Израиля призвал остановить судебную реформу
Правящая коалиция, безусловно, пришла к власти после легитимных выборов, поэтому она является легитимной правящей коалицией. Значит ли это, что любое решение, которое она принимает, также является легитимным? Нет, не значит. В Израиле есть некие правила игры разделения властей. И то, что сегодня делает правящая коалиция, — это попытка изменить эти правила игры и «отжать» у судебной системы возможность контролировать действия исполнительной и немножко законодательной властей на основании «принципа разумности». Но глобально есть общее понимание, что одна из ветвей власти пытается забрать себе куда больше полномочий, чем она имела, и, с моей точки зрения, куда больше полномочий, чем стоит, чтобы у нее было». Утвержденный властями законопроект лишает Верховный суд справедливости Израиля права отклонять решения правительства на основании так называемого принципа разумности.
Четкого определения «разумности» в законодательстве нет, но если широкими мазками, то суд должен был блокировать шаги, сделанные в политических целях и противоречащие интересам общества. Сторонники реформы утверждают, что норма делала Израиль чуть ли не судебной диктатурой — никем не избранные судьи решали все за всех.
Это даст правительству автоматическое большинство в комиссии. Поправки должны были рассмотреть поздно вечером в воскресенье перед отправкой для финальных чтений в кнессете. Ранее бывший премьер-министр Израиля Нафтали Беннет призывал отложить судебную реформу и перейти к переговорам.
Устраивались они по воскресеньям и четвергам, когда кнессет не функционирует. К участию в заседаниях приглашались виднейшие израильские юристы и ученые-правоведы, а также специалисты в смежных областях. Однако заблуждается тот, кто полагает, что в праздничный день 15 Швата праздник Ту би-шват, известный также как Новый год деревьев; в этом еврейском году выпадает на 13 февраля — "Курсор" еврейское государство наконец-то обретет собственную конституцию: путь от первичной презентации проекта до его окончательного утверждения обещает быть совсем не близким. Составители документа надеются, что предвыборная кампания и последующие коалиционные переговоры не очень сильно затормозят этот процесс. На данном этапе черновые формулировки статей конституции проходят экспертную проверку у юрисконсульта законодательной комиссии кнессета - адвоката Сигаль Когут. Любая конкретика должна пока храниться в секрете.
Право на самоопределение: Закон определяет Израиль как историческую родину евреев и их «национальный дом», в котором они реализуют свое право на национальное, культурное, религиозное и историческое самоопределение. Право на самоопределение в Израиле, согласно закону, принадлежит исключительно еврейскому народу. Символы и столица: Закон объявляет Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля и юридически закрепляет уже существующие еврейские символы государства, еврейский календарь и праздники. Статус Иерусалима в этом законе повторяет положения принятого кнессетом в 1980 году основного закона о Иерусалиме как единой и неделимой столице государства Израиль. Язык: Государственным языком Израиля, согласно закону, является иврит. Арабский язык более не является государственным, но ему придается особый статус. В законе отмечается, что права арабского языка, существовавшие до принятия закона, ущемлены не будут, однако практические последствия понижения его статуса пока не ясны. Его применение будет регулироваться отдельным законом. Израильские поселения: Закон объявляет строительство еврейских поселений «национальной ценностью» и закрепляет необходимость их создания и развития. В законе принят компромиссный вариант статьи о поселениях. Из нее убраны некоторые положения, признанные дискриминационными в отношении арабского населения. Тем не менее формулировка довольно расплывчата. Неясно, в частности, относятся ли положения закона к поселениям на оккупированном Израилем Западном Берегу. Зачем нужен этот закон?