В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви. Протопресвитер — высшее звание (частный титул) белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед Церковью. В Православной Церкви выделены духовные саны, традиция которых восходит к временам апостолов. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми.
Кто такой епископ в православной традиции
Как появились священники в Церкви? На вопрос: «иерей — кто это в православии?» можно ответить: священник, который наделен правом совершать шесть церковных таинств — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристию, Венчание, Елеосвящение. Если священник во время богослужения думает о Боге и прихожанах, это правильно. священник в православной церкви.
Духовенство, иерархия духовенства
Священнослужитель - Радио ВЕРА | Иерей – это священнослужитель православной церкви, который посвящен во вторую степень священства – пресвитера. |
Иерей – кто это в православии? | В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. |
Православная церковная иерархия: все о духовных санах и чинах
Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.). Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В практике православной Церкви епископом могут быть и священники, которые остались вдовцами, однако таковым все равно нужно принимать монашеский постриг. Они объясняют православному человеку, что иерей — это священник, который имеет низший ранг от второй степени православной веры. По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ.
Иерей — это православный священник
Вот такие сейчас девушки и такие из них, зачастую, дерьмовые матушки! И такая серьезная проблема у РПЦ, которая в значительной степени хотя и не полностью обусловлена материальным положением духовенства. Но об этом я скажу ниже. Батюшка Пока несколько слов об основном служении иерея. Оно, конечно, состоит в совершении Таинств, главным образом, Таинства Евхаристии. На то он и иерей, то есть жрец. Внешне для этого последнему необходимы определенные знания и навыки, которые даются в православных духовных семинариях. А также необходимы высокие нравственные качества, в первую очередь, священническая совесть. Но не менее важным занятием иерея является то, что святые отцы называли душепопечением.
Ведь регулярно исповедуя своих пасомых, и чрез сие проникая в самые глубины, самые тайники их душ, зная их самые сокровенные тайны, священник если он, конечно, сам опытен в духовной жизни может дать добрый, душеполезный совет. И чрез сие поддержать колеблющегося, остановить падающего, воздвигнуть павшего… А если иерей при этом не ограничивается одной исповедью, но, любя свою паству, искренне интересуется их житием: проблемами в семье, в браке, да и вообще — в жизни, он может и в этом им помочь, как бы держа нити их судеб в своих руках. Например, предотвратить аборт или развод; помочь в воспитании детей, но… На этом пути лежат препятствия, порожденные вековым атеистическим лихолетьем и погромом Церкви. Одним из основным таковых препятствий является то, что можно назвать имущественным положением духовенства. Это вопрос очень интересный и запутанный. Но атеистами он решается очень просто: «Попы обманывают народ»; или, что еще хлеще — рисуют загребущую лапу такого попа с подписью: «Все люди братья — люблю с них брать я». Все просто и понятно, точнее, на примитивном амебно-клеточном уроне атеиста, который считает, что священник служит для одной лишь своей наживы. Откуда это пошло?
Помню у нас в семинарии преподавал очень интересный человек — Николай Алексеевич Полторацкий. Потомственный дворянин, которого после революции еще ребенком родители увезли во Францию. Оттуда он на эйфории от Победы 1945 г. СССР добровольно вернулся туда в конце сороковых. Одно время работал в Патриархии, а затем попал в нашу Одесскую семинарию, где, в частности, преподавал историю Русской Православной Церкви. Так вот он как-то сказал интереснейшую вещь: «В РПЦ почти за всю ее историю проблемой было материальное обеспечение духовенства. Были, конечно, и богатые священники, но большинство последних прозябало в бедности и даже нищете. И лишь один раз за всю историю нашей Церкви эта проблема была решена.
И решила ее… советская власть». И действительно, последняя, из-за своих атеистических судорог, закрыв множество храмов, этим… резко увеличила число треб а именно они дают основной доход оставшихся приходов. Наиболее четко это проявилось в годы хрущевского гонения конец 50-х начало 60-х годов прошлого века. Типичная ситуация того времени: уполномоченный по делам религий тогда — это непосредственный советский гонитель вызывает на ковер священников. Топает ногами, кричит: «Вы мракобесы, реакционные попы, враги народа, срочно снимайте с себя сан, а то мы вас в лагерях и тюрьмах сгноим»! Один священник, малодушный, и вправду уходит с прихода; ему, чтобы поощрить, дают прибыльную по тем временам работу, таксиста там, или парикмахера… А другой, более стойкий, хотя и боится, но от священства не отказывается и продолжает служить. И что же в итоге получают тот и другой?! Стойкого батюшку а, фактически, это исповедник никто, конечно, в тюрьму не посадил.
Ведь уже был еще в 1956 г. Зато у этого иерея появилась масса хорошо оплачиваемых треб: крещений, погребений, освящений квартир, домов и т. Ведь все близлежащие приходы советы закрыли, остался лишь один его, поэтому все и идут к нему. Соответственно такой батюшка и зарабатывал куда больше министра! Что вызывало нескрываемую зависть как у последних, так и у их подчиненных.
Он также совершает службы, молитвы и песнопения, восхваляющие Бога и приносящие Ему славу.
Иерей также выполняет организационные функции, связанные с управлением церковью. Он может быть настоятелем парафии, отвечая за ее украшение, поддержание порядка, проведение пастырских бесед, обучение верующих и управление финансами церкви. Все эти функции иерея объединены в одном — облечение его в сан священника и призвание служить Богу и Его народу. Иерей является посредником между Богом и людьми, ведущим их к духовному росту, общению с Богом и спасению. Жизнь и образование иерея Сначала иерей должен пройти подготовку в духовной семинарии, где он получает теоретические и практические знания о вере, богослужении и церковном праве. Образование в семинарии включает изучение Писания, традиции церкви, основных доктрин веры и правил богослужения.
После окончания семинарии иерей продолжает свое образование и углубляет знания о христианской теологии и духовной жизни в духовной академии или университете.
Поэтому я согласился. После того, как клирик приобретает опыт, его могут назначить настоятелем.
Потом из опытных настоятелей выбираются благочинные. Если брать светский подход, то настоятель — это более почетно, чем клирик, появляется больше возможностей. Однако «в миру» назначение на тот или иной пост связано с увеличением зарплаты, а в церкви — нет.
Например, я, как благочинный, выполняю очень много разных дел, но мне за это никто не доплачивает, я получаю денежное содержание от прихода как священник. Это называется — возложенным послушанием. То есть, с одной стороны, некоторая должностная карьера есть, но это не обязательно связано с повышением доходов.
С другой стороны, главная обязанность священника — совершать богослужения, молиться, общаться с прихожанами; и здесь административные обязанности сильно мешают — все меньше времени остается на прихожан. Так что именно для священнического служения «карьера» — это не очень хорошо. Любой приход существует за счет пожертвований прихожан, которые приобретают свечи, передают записки или просто жертвуют какие-то суммы.
Приходское собрание, состоящее не менее чем из десяти прихожан, определяет, какую часть суммы получит в качестве денежного содержания священник, какая пойдет на нужды храма — ремонт, коммунальные расходы и т. В среднем священник получает 30—40 тысяч в месяц, это очень мало, особенно для многодетной семьи. Кроме того, иногда прихожане жертвуют священнику лично, например, если он приехал освятить квартиру или окрестил ребенка в удобное для них время обычно крещения проводятся по субботам.
К примеру, он не может содержать пивной ларек. Не приветствуется и занятие бизнесом. Но священник может преподавать в школе или вузе, заниматься журналистской или издательской деятельностью.
К примеру, я руковожу журналом правда, ничего там не получаю , раньше участвовал в разработке православных мобильных приложений. Если священник во время богослужения думает о Боге и прихожанах, это правильно. А ведь он может быть мыслями в каких-то хозяйственных делах, может размышлять, кого куда назначить, как погасить конфликт между сотрудниками.
Это мешает служению.
Василий был рождён 18 января 1907 года в Астрахани. Спустя некоторое время, он вместе со своей семьей переехал в Нижегородскую губернию в город Лукьянов. Стоит отметить, что Гундяев изначально не был просветителем, а являлся железнодорожным рабочим в депо, по специальности механик — машинист. Однако, его семья была глубоко верующей и религиозной, поэтому всех детей они воспитывали не в божьим страхе, а с малику прививали уважение к Всевышнему, его порядкам и законам. Именно поэтому, семья иерея жила крайне скромно. В исторических сведениях существует рассказ российского Патриарха Кирилла о том, как он, будучи еще совсем маленьким ребенком, спросил у собственного деда: куда он дел деньги и почему на протяжении многих годов не копил их, ни до наступления революции не после неё? Однако Василий Гундяев ответил своему внуку, что на протяжении многих лет отправлял большое количество собственных средств на гору Афон. Поэтому, будучи уже патриархом Кирилл отправился на Афон и раздобыл множество фактов и свидетельств о том, как именно его дед Василий отправлял деньги и для каких нужд они тратились Практически каждому православному верующему человеку важно знать, что в монастыре Симонометра имеется старинная архивная запись, которая датируется началом 20 века, что гласит о вечном поминовении иерея Василия Гундяева Во время революции, когда для каждого иерея наступил момент жестоких испытаний, Василий отстаивал и сохранял веру во Всевышнего, никогда не усомнившись в нём. Те же исторические данные говорят о том, что великий сподвижник провел в гонениях и различных местах заключения более 30 лет.
За этот период времени, он сидел в различных 46 тюрьмах, а также находился в разнообразных 7 лагерях многих стран. Однако, такие испытания не смогли сломить веру сподвижника, и скончался он, будучи 80-летним стариком 31 октября 1969 года в Мордовской области Важно отметить, что на тот момент Святой российский Патриарх Кирилл являлся студентом Ленинградской академии, поэтому он участвовал в отпевании собственного деда вместе со всеми родственниками и отцом, который также являлись священниками Церковная иерархия Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него. Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль — помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых — протодьяконов, у черных — архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.
Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве — иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей. Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном — игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.
Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями. Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная.
Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха. Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей — церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа. Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям. Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь, возглавляют священники.
Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу. Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство. Диакон Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие, призывать прихожан молиться и др.
Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Они объясняют православному человеку, что иерей — это священник, который имеет низший ранг от второй степени православной веры. Таким образом, иерей в православной церкви сыграл важную роль в обществе и церковной жизни, служа как духовным наставником, священником и пастырем для верующих. Священство в Православной Церкви может быть женатым (в отличие от латинян) одним, первым браком, заключенным до хиротонии. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.). В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе.
Иерей кто это и какую роль он играет в церкви?
При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы — специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий , трикирий , жезл и т. Миряне — рядовые верующие. Митрополит — архиерей очень крупной церковной области. Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре, храме. Неофит греч. Патриарх греч. Патриархи Русской Православной Церкви Пресвитер греч. Приход — церковная община, объединенная вокруг одного храма. Протодиакон — первый или главный диакон в епархии. Протоиерей — старший иерей священник , обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.
Святитель - архиерей. Священник — служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств : крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Семинария лат. Синод Русской Православной Церкви — совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов. Синод Святейший Правительствующий — орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник — обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви.
Викарный епископ или хорепископ — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу обычно митрополиту , который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии. Архиепископ старший епископ управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов. Экзарх первоначальствующий епископ — обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх отценачальник — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган — Священный Синод. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство, а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви. Хиротония греч. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя. Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников архимандритов. Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами. Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…». Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол. Епископа — перед чтением Апостола. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения. В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии. Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий. Акт хиротонии должен осуществляться в храме в алтаре в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» то есть «достоин». Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов особенно часто — при посвящении дьякона в пресвитеры. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемоеабсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».
Церкви является положение об Апостольском преемстве, то есть о том, что посредством схождения Св. Духа апостолы получили благодать для совершения церковных таинств, а также полномочие передавать эту высшую благодать и своим последователям. Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний рукоположений , но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви. Апостольское преемство засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским, св. Климентом Римским, блж. Иеронимом, Тертуллианом и др. Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом Римским I век, апостол от семидесяти в его первом послании к Коринфянам: И апостолы наши знали через Господа нашего Исуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Иерархия Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян, то есть на клир и народ. К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, так как их иерархические полномочия имеют свои различия: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в соответствии с этим большей духовной властью. В Церкви с самого начала существует трехчинное священноначалие: епископский, пресвитерский и диаконский чины. Высшую степень священства имеют епископы. Они освящают антиминсы, св. Миро, св. Все епископы равны между собою, но получают разные названия, смотря по величине областей, которыми они управляют, а также и по значению в гражданском отношении тех городов, где они живут. В этом смысле по степени старшинства различают патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Священники также равны между собою, но по некоторым заслугам и продолжительному служению св.
Таким образом, он является своего рода священнослужителем, который обязан осуществлять служение перед Богом от имени Церкви и в интересах верующих. Путь к иерейскому служению Становление иереем — это длительный и серьезный процесс. Верующий мужчина, намеревающийся принять этот сан, должен пройти ряд ступеней и испытаний. Он начинает свой духовный путь с пострижения в монашество или со вступления в священническую семью. Монашество: Верующий может принять монашеское образ жизни и вступить в один из монастырей. Здесь он пройдет через различные этапы духовного роста.