Протоиерей Олег Стеняев: "Пропаганда расчеловечивает врага, чтобы было легче убивать".
Протоиерей Олег Стеняев: видео
Аудиокнигу читает Стеняев Олег. Толкование самой загадочной книги Нового Завета из уст богослова и русского священника Что значит для прошлых поколений православных христиан Апокалипсис? С Анной Шафран. Новости на СПАСЕ (16+). Наш особый ВЗГЛЯД на события в стране и мире. О репрессиях против Украинской церкви и значении праздника Пасхи мы поговорим с известным миссионером, протоиереем Олегом Стеняевым. В эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Лекция в Санкт-Петербургском Православном Институте Религиоведения и Церковных Искусств. Подворье Оптиной пустыни, 29 октября 2009г. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Лазарева суббота Протоиерей Олег Стеняев. В эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
СТЕНЯЕВ Олег, протоиерей
Ответ: Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки. Юрий, это и есть Георгий по церковному.
Его деятельность является причиной агрессии у тех, кто попал под влияние нетрадиционных религий, и много раз Олег ходил по самому краю.
Не упасть в пропасть ему помогло его чистое сердце, открыв которое людям, он не видит отличий между Свидетелями Иеговы, сатанистами, и кришнаитами, общаясь со всеми дружелюбно, но твердо придерживаясь своих позиций. Детство и юность Олег родился 8 апреля 1961 года в Орехово-Зуево, расположенном в Московской области. Духовным основам мальчика обучала бабушка Матрена Журавлева, которая несла службу в одном из храмов и считала слово «коммунист» ругательством.
По этой причине ни один из ее 11 детей не вступил в ряды комсомольцев. Партийная деятельность оказалась чуждой и для Олега Стеняева, несмотря на то, что педагоги оказывали влияние на мальчика, чтобы тот стал пионером. Однажды, когда Олег был еще дошкольником в детском саду, с него сорвали крестик и выкинули в урну, а когда мальчик подрос и стал школьником, бабушку Олега атаковали вопросом «Чем интересуется ваш ребенок?
Поддержку Олег получил только от учителя литературы. Мужчине нравилось стремление ученика познать божью волю, и он охранял мальчика от идеологически настроенных людей. После получения аттестата, Олег отправился проходить службу в армии в Западной Сибири.
Одни святые отцы, особенно древние, такие как Иустин Философ, Климент Александрийский, они говорили, что действительно духи входили в сексуальные отношения с женщинами, и рождались особые люди. Более близкие к нам святые отцы — Августин Блаженный, Василий Великий, опять же Иоанн Златоуст — говорили: «Сыны Божии — это сифиты, потомки праведного Сифа, а дочери человеческие — это каинитки, потомки Каина Нечестивого. А Бог не хочет, чтобы верующие юноши брали себе неверующих невест. Потому что ничего хорошего из этого не получится, и причина потопа была именно в этом». Итак, дьявол не мог спокойно смотреть на первую семью, и сказано: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Словом «змей» Библия подсказывает нам, что дьявол избрал это разумное животное для того, чтобы через это животное воздействовать на человека». Вот что имел в виду святитель Иоанн, называя разумным животным змия — мне трудно судить. Может быть, змей был несколько иной в то время? По сути дела, его попытка погубить Еву — это же и попытка погубить Адама!
И разрушить семью, и чтобы было порочное потомство! Прежде всего, под сомнение ставится слово Божие: «Подлинно ли сказал Бог? Вот когда люди в своей жизни, особенно в семейной жизни, или молодые люди, которые только готовятся вступать в брак, не руководствуются словом Божиим, а руководствуются какими-то своими инстинктами — это очень опасно! Бог никогда этого не говорил! Он не говорил: «Не ешьте ни от какого дерева в раю! Дьявол говорит: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Он задается не для того, чтобы услышать правильный ответ! Дьявол хочет втащить нашу праматерь в бесполезную дискуссию. Такие вопросы задаются не для того, чтобы услышать правильные ответы, а для того, чтобы духовное равновесие у человека нарушить! Это всё равно, что свидетель Иеговы стоит у входа в Троицкую обитель, вы выходите, он подходит к вам в пиджаке, с галстуком, с папочкой, и спрашивает: «А правда, что у православных Троица — это Иисус Христос, Божья Матерь и Николай Угодник?
Ну, для чего задаются такие вопросы? Не для того, чтобы услышать правильные ответы! Цель — ясна! Необходимо втянуть в бесполезную дискуссию. Бесполезную для человека. Даже опасную для человека! Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Жена, созданная для того, чтобы собеседовать с мужем, оказывается стоящей перед змеем! И даже собеседующая с ним! Где твой иш?! Где твой муж!?
Казалось бы, что она восстанавливает справедливость, что, как бы, оклеветан Бог! А здесь уже неправду говорит праматерь наша. Бог этого не говорил!! Бог говорил: «От дерева познания добра и зла, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». А тут как эти слова передаются? И вот здесь Библия нам подсказывает, что было дальше. А что оставалось делать змею? Подтолкнуть её к дереву! Она прикоснулась — не умерла! А потом сказать ей: «Ну, вот, видишь!
Ты ж не умерла! Ну, может быть, попробуешь теперь? В Библии нет случайных слов, каждое слово имеет глубокий смысл. Скорее всего, это произошло, когда он уже подтолкнул Еву к этому дереву. Он предлагает каждому из них стать автономным богом! Который будет каждый со своим представлением о добре и зле! А теперь мы отвечаем на вопрос: что такое Древо познания добра и зла? Древо познания добра и зла реально представляло собой и символизировало право или приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. И когда люди сорвали от этого древа, они присвоили Божественное право решать, что такое зло и добро, себе! И всё зло, которое существует в наших семьях только потому, что каждый из нас — со своим автономным представлением о добре и зле!
У мужа — свое представление о добре и зле, у жены — свое представление о добре и зле, ну а о детях тут вообще не приходится говорить: они у нас как инопланетяне — иной раз такое скажут, что мы и понять-то не можем, где они такое услышали! Итак, дьявол прельщает людей лжеименным знанием. Всё зло, которое существует в мире, существует из-за того, что люди присвоили себе Божественное право решать, где добро и где зло. И закон Божий дан людям для того, чтобы показать, что в глазах Бога является добром, и что в глазах Бога является злом. Ибо Божьи заповеди делятся на две части. Это те заповеди, которые запретительные, и те, которые говорят о делах закона: то, что надо делать, разрешительные заповеди. И когда мы руководствуемся словом Божиим в своем поведении, тогда мы восстанавливаем и отношения с Богом. Но когда каждый начинает свое мнение ставить во главу угла, никак не ссылаясь на Священное Писание, и даже отодвигая его в сторону, мол, сами разберемся, то это очень опасно! Апостол Петр писал: «Говорит ли кто, говори как слово Божие». А вот сейчас Библия очень подробно описывает нам, как грех входит в нашу жизнь: «И увидела жена, что древо хорошо для пищи…».
Первая похоть — это похоть чрева. Похоть — желание обладать чем-либо, считать своим. Это похоть накопительства. А вот вторая: «И что оно приятно для глаз…» — похоть очей. Очень опасная похоть. Я в свое время, когда служил на Ордынке, проводил опрос у своих прихожан: по каким улицам они стараются не ходить? Выяснилось, что они стараются не ходить по Тверской тогда она называлась ещё Горьковская и по пешеходному Арбату. Потому что это были места всех этих рекламных щитов бесконечных, тогда это всё ещё только начиналось, но там всё это было представлено в самом обнаженном и диком виде. Итак, первая похоть — чрева. Похоть очей — вторая.
И третья: «и вожделенно, потому что дает знание» — похоть лжеименного знания. Я обычно использую здесь слово, которое многие любят, но значение которого до конца не понимают. Это «похоть интеллигентностью». Я одного московского интеллигента спрашивал — мне все говорили: «Вот он интеллигент». Я его спросил: «А что такое интеллигенция? Он мне сказал: «Интеллигент — это человек, который о чём-то знает всё, а об остальном — понемножку». Вот такое он дал определение интеллигентности. Итак, мы видим, как дьявол входит в нашу жизнь: желание обладать, потом — похоть очей, потом — желание испытать, пережить, лжеименное знание. Даже сексуальные отношения называются — «познал». Вы помните в романе «Анна Каренина» описано, как Анна Каренина изменила мужу, и Вронский становится над ней, и у него ощущение, что он её убил и стоит над трупом.
Он познал её и познал ужас измены сам. Давайте теперь обратим внимание на то, что мы читали выше. Когда змей беседовал с женою, он говорил с ней, имея в виду и Адама. Он говорит, например: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши он не сказал «твои глаза» , и вы будете как боги». Он не сказал: «Ты будешь как бог». Дьявол хочет погубить именно семью. И когда к вам в дом стучат навязчивые незнакомцы и предлагают бесплатно изучать Библию, они говорят: «У вас же муж — пьяница! Может быть, он бросит пить! Дети болтаются непонятно где!
Родился 8 апреля 1961 года в городе Орехово-Зуево Московской области [1]. Окончил школу рабочей молодёжи. Работал на заводе токарем -расточником. В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён в сан диакона и служил в Тамбовской , Ивановской и Московской епархиях. Ещё будучи диаконом, начал миссионерство , и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье» [2]. Вернувшись в Москву, стал духовником московского отделения Национально-патриотического фронта «Память» , штаб-квартира которой находилась в Марфо-Мариинской обители. По словам патриарха Алексия II , «мы признаём каноничность рукоположения клириков Зарубежной Церкви только в том случае, если рукоположение совершалось для приходов за пределами территории Московского Патриархата. Мы не признали его рукоположения, и он, вернувшись в Московский Патриархат, был принят в сущем сане диакона. Во время богослужения, которое я совершал в храме Зачатьевского монастыря , он принёс покаяние, после чего ему было благословлено носить стихарь , и он заканчивал службу диаконом» [3].
Прот Олег Стеняев
Я тоже родился от венчанного брака. У нас в семье самое ругательное слово было «коммунист». Если бабушка говорила о каком-то человеке не «козел», а вот именно «коммунист» — это означало, что я не должен с ним здороваться, я не должен отвечать на его вопросы, я не должен останавливаться, когда он там пытается меня как-то остановить — я равнодушно прохожу мимо. У нас висел портрет Царской Семьи в том месте, где бабушка молилась, я засыпал под бабушкины молитвы. А большая часть ее молитв — это тетрадки с именами людей, она молилась о живых и о мертвых. Под конец это там в основном мертвые оставались.
Ну и живые, конечно, но их было значительно меньше, имена, которые она называла во время этих молитв. И у нас вокруг нее формировалось буквально все. Она была нравственным стержнем нашей семьи, она создала вот такой бабушкин матриархат. Позже, когда я учился в семинарии, я делал опрос на двух потоках, кто через кого уверовал — не было ни одного случая, что кто-то уверовал через священника. Почти не было, чтобы кто-то уверовал через отца.
Редко — через мать, чаще — через бабушку. Да и Русь-то крестилась почему — князь Владимир сказал: и бабка моя, мудрейшая из женщин, эту веру избрала. Лаврентьева — Ну, отец Олег, тут не только миссионерская деятельность вашей бабушки, тут еще и ее авторитет. Потому что ну вы действительно ее послушались, отец Олег, послушались и пошли по тому жизненному пути, который она вам указала фактически. Это редкость, я такое первый раз слышу.
Протоиерей Олег — Орехово-Зуево — это такой особый город, он наполовину старообрядческий, наполовину новообрядческий. И когда я ребенком бегал в храм, ну там когда мне было там 9 лет, 10, 12, я пробегал мимо старообрядческой молельни, и они меня часто зазывали чай попить. И вот каждый праздник я видел, как у них готовятся. Если они раньше начинали, я всегда слушал это пение, мне очень нравится знаменное пение с детства. А потом я бежал в наш храм, у нас служба была попозже, чем у них.
И я видел как бы, вот я очень благодарен старообрядцам — они показали красоту русской старины. Они сохранили пение, они сохранили церковное чтение. Нигде так не читают грамотно и правильно, как в их общинах — с расстановкой, не спеша, определенный стиль есть. У них даже есть система, как поются слова святителя Иоанна Златоуста, его поучения. Я когда это наблюдал — это для них действительно как песнь.
Ну и наш приход — это храм Рождества Пресвятой Девы Марии, это собор, там я бы крещен, там венчались мои родители и там я вырос. И я когда вспоминаю детство, я вспоминаю, что мы идем к причастию — вот что я вспоминаю. Выстраивала бабушка своих внуков — причем на солее, со стороны правого клироса — мы так торжественно двигались в сторону к священнику. Священник с Чашей разворачивался к нам и всех нас причащал. И вот потом, после причастия мы идем домой, и вот мы обсуждаем — братья, сестры.
У нас семья была действительно большая: внуки, мы могли составить две команды и играть в футбол — и все были родственники, за редкими исключениями. Лаврентьева — Да, действительно. И не было преследования от советской власти? Протоиерей Олег — Это уже было не то время. Когда однажды учителя пришли, и они меня застали — я читал огромную Елизаветинскую Библию на славянском, — а мне было лет там двенадцать, они подняли скандал.
Бабушка взяла веник и погнала их, и сказала им: не то время, ваше время прошло. Вот что интересно, вот эти люди 60-х годов, они четко знали, что время этой власти прошло. А бабушка моя умерла где-то вот в начале 80-х, но она четко говорила: ты доживешь, откроют храмы все, колокольный звон откроют у нас же колокольня была закрыта тогда , монастыри откроют, все поедут креститься, все пойдут венчаться, но такой веры уже не будет. Мацан — А вы это чувствуете сейчас? Бабушка права оказалась, такой веры уже нет?
Протоиерей Олег — Ну здесь надо понять, что когда все под прессингом вот этой идеологии, это очень сплачивает людей. Человек имеет возможность исповедовать свою веру и это граничит иногда с мученичеством. Ну не в том смысле, что тебя распнут на улице или забьют камнями, а в том смысле, что начинают ставить навет, что ты верующий, значит, ты не в себе немного... Мацан — Я про это и спрашиваю. Эта часто мысль звучит в последнее время от людей, которые ваши ровесники, которые приходили — ну не всем повезло родиться в верующей семье, кто-то приходил к вере в 70-е годы, в 80-е, до тысячелетия Крещения Руси.
И сейчас эти времена, как ни парадоксально, люди вспоминают ну в каком-то смысле с ностальгией. Потому что вот тогда это было тем, о чем вы говорите, таким исповедничеством. И сейчас люди, которые так немножко ностальгируют в этом смысле, может быть, по себе в юности, даже с некоторой как бы печалью глядят на нынешнее поколение — что удобно, все верующие, и нет того накала, нет того исповедничества, да и вера слабее и как бы жиже в целом. Вот вы это так чувствуете? Протоиерей Олег — У меня ощущение такое, что тогда не было в Церкви посторонних.
Мацан — Интересно. Протоиерей Олег — Все были свои.
Олег Стеняев 89:34 11. О праздниках — Прот. Олег Стеняев 10:53 12. О почитании святых — Прот. Олег Стеняев 11:40 О новомучениках и исповедниках Российских — прот.
Олег Стеняев 16:45 1-е мытарство грехи словом, пустословие многословие — Прот.
Ведет Библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. В зале духовных бесед батюшка провел две лекции: В 10:00 для учащихся в Русской Православной школы на тему "Библия как Книга Церкви" В 18:00 для прихожан и гостей храма на тему "Православное учение о Спасении" В ближайшее время на нашем сайте будет опубликовано видео с лекции протоиерея Олега Стеняева "Православное учение о Спасении" Грядущие события.
При этом я не был затюканным, наоборот — в гуще событий, весь класс болел за меня. Конфликт был у взрослых по отношению ко мне, а дети меня понимали, им было забавно наблюдать. Особенно когда у нас появлялись практиканты. Им давали задание со мной работать, и они начинали меня агитировать, а те, кто меня знал, говорили: теряете время… Наш учитель литературы Станислав Андреевич, инвалид войны, на одной ноге, как-то увидел, что практикантка хочет меня от Бога отвлечь, осерчал, замахнулся на нее костылем и закричал: «Оставь в покое ребенка! У меня нормальный ученик! А ты сделаешь его безбожником — что из него будет?
После школы я работал токарем-расточником. В армии служил в войсках МВД. Хотел стать милиционером, как мой дядя, но бабушка сказала: «Хватит с нас одного милиционера. Иди в церковь, поступай в семинарию, учись». И я стал чтецом, а вскоре — семинаристом. Как обратил в православие семью баптистов В Троице-Сергиевой Лавре, где семинария, я познакомился с парнем-баптистом. Он интересовался, какие фонды есть в нашей библиотеке, можно ли взять что-то почитать. С баптистами приходилось встречаться и до этого. Один раз в армии иду без комсомольского значка, а навстречу незнакомый новобранец и тоже без значка. Он как увидел, обрадовался: «Вы не комсомолец?
Пожали руки и разошлись. А здесь, в Лавре, разговорились, и мой знакомый стал регулярно приезжать. Его родители баптисты во втором поколении узнали, что их сын общается с семинаристом, захотели со мной познакомиться. В выходной день я приехал к ним в Москву. Говорили о вере, о Библии. И к моему удивлению они были уже немолодые люди , они внимательно меня слушали и проявляли большой интерес к православию. В итоге и они, и их сын стали православными. Более того, сын стал священником и сейчас служит в одном из московских храмов. Мне в юности казалось, что сектанты — начетчики, назубок знают Писание. Но, беседуя с ними, убедился, что это не совсем так.
И тогда я стал читать книги о сектах. Осилил объемистый трактат «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. И еще до того, как стал диаконом, нескольким людям помог прийти к православию. Ничего удивительного в этом нет. К семинаристам часто проявляется повышенный интерес. Чему у вас там учат? Какие предметы? Что за жизнь в Лавре? Я ездил домой в темном кителе, в электричке люди всегда заговаривали… Так что многие семинаристы оказываются миссионерами. Как увели невесту После учебы в семинарии обычно стоит выбор: либо жениться и стать батюшкой, либо принять монашество.
У меня была невеста с Западной Украины, из Червонограда, был уверен, что женюсь на ней. Мы тогда потеряли несколько тысяч храмов и миллионы прихожан. Для меня это был шок. Я часто ездил в Червоноград. И после отделения униатов стал спрашивать: «Как это вы были православными и вдруг в один момент все стали католиками? Я говорю: «Ну как же, вы ведь поминали московского Патриарха за службой! А в алтаре, на проскомидии мы всегда поминали Папу Римского». Родители невесты мне тогда сказали: «Если хочешь жениться на нашей дочери — переходи в нашу веру». Я говорю: «Да вы что? Не могу я стать католиком».
И невеста не могла изменить веру, пойти против воли семьи там, в Западной Украине, люди очень привязаны к своему священнику, к общине, к родителям — всё очень серьезно. Вскоре моя возлюбленная ушла в католический монастырь, стала монахиней, а я — целибатным священником. Вспоминаю её с добрым чувством, это светлый момент в моей жизни. Даже переписку наладили одно время… Но в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед всеми. Ведь, можно сказать, невесту увели. Протоиерей Олег Стеняев ведет занятия библейских курсов Как сектанты хотели отомстить В 1993 году мы создали Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. К нам приходили сотни людей, пострадавших от сектантов. Однажды сектанты пытались угрожать. Тогда в Москве шел судебный процесс, решался вопрос о закрытии в России «Аум сенрикё». А у нас как раз проходили реабилитацию бывшие аумовцы.
Мы их консультировали и направляли в суд как свидетелей. Надо сказать, что в те времена секта Асахары была в Москве весьма популярна: имела недвижимость, собирала целые стадионы. Сам Асахара приезжал сюда, чтобы агитировать новых сторонников.
Олег Викторович Стеняев
лекция Олега Стеняева. Новости. Молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Миссионер, богослов и публицист РПЦ Олег Стеняев прокомментировал ситуацию вокруг войны в Украине в видеоинтервью издательству Сретенского монастыря. В эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
Прот Олег Стеняев
Ее прихожане хотя и жили по православным обычаям, были католиками. Родители возлюбленной Стеняева поставили жесткое условие: хочешь жениться на дочери — прими нашу веру. Протоиерей отказался, и счастливая семейная личная жизнь для него стала недосягаемой. Ведь, можно сказать, невесту увели», — рассуждает в интервью отец Олег. Религия Олег Стеняев является последователем Русской православной церкви с 1993 года.
Он не противник прогресса, готов наставлять людей на путь истинный как посредством проповедей в храмах, так и в беседах через телевидение или Интернет. Олег Стеняев является спикером программы «Ответ священника» на канале «Спас», сотрудничает с порталом «Экзегет. Однако главная цель Олега Стеняева — проповедь православия среди послушников нетрадиционных религий, проще говоря, сектантов. Он выпустил несколько книг на эту тематику «Кришнаиты, кто они?
Кто они? В 1993 году под руководством отца Олега в Москве открылся Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Благодаря этой организации сотни граждан обратились в православие, десятки сект оказались запрещенными. Олег Стеняев — миссионер.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на hotpleer mail.
Ну, для чего задаются такие вопросы? Не для того, чтобы услышать правильные ответы! Цель — ясна!
Необходимо втянуть в бесполезную дискуссию. Бесполезную для человека. Даже опасную для человека! Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Жена, созданная для того, чтобы собеседовать с мужем, оказывается стоящей перед змеем! И даже собеседующая с ним!
Где твой иш?! Где твой муж!? Казалось бы, что она восстанавливает справедливость, что, как бы, оклеветан Бог! А здесь уже неправду говорит праматерь наша. Бог этого не говорил!!
Бог говорил: «От дерева познания добра и зла, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». А тут как эти слова передаются? И вот здесь Библия нам подсказывает, что было дальше. А что оставалось делать змею? Подтолкнуть её к дереву!
Она прикоснулась — не умерла! А потом сказать ей: «Ну, вот, видишь! Ты ж не умерла! Ну, может быть, попробуешь теперь? В Библии нет случайных слов, каждое слово имеет глубокий смысл.
Скорее всего, это произошло, когда он уже подтолкнул Еву к этому дереву. Он предлагает каждому из них стать автономным богом! Который будет каждый со своим представлением о добре и зле! А теперь мы отвечаем на вопрос: что такое Древо познания добра и зла? Древо познания добра и зла реально представляло собой и символизировало право или приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло.
И когда люди сорвали от этого древа, они присвоили Божественное право решать, что такое зло и добро, себе! И всё зло, которое существует в наших семьях только потому, что каждый из нас — со своим автономным представлением о добре и зле! У мужа — свое представление о добре и зле, у жены — свое представление о добре и зле, ну а о детях тут вообще не приходится говорить: они у нас как инопланетяне — иной раз такое скажут, что мы и понять-то не можем, где они такое услышали! Итак, дьявол прельщает людей лжеименным знанием. Всё зло, которое существует в мире, существует из-за того, что люди присвоили себе Божественное право решать, где добро и где зло.
И закон Божий дан людям для того, чтобы показать, что в глазах Бога является добром, и что в глазах Бога является злом. Ибо Божьи заповеди делятся на две части. Это те заповеди, которые запретительные, и те, которые говорят о делах закона: то, что надо делать, разрешительные заповеди. И когда мы руководствуемся словом Божиим в своем поведении, тогда мы восстанавливаем и отношения с Богом. Но когда каждый начинает свое мнение ставить во главу угла, никак не ссылаясь на Священное Писание, и даже отодвигая его в сторону, мол, сами разберемся, то это очень опасно!
Апостол Петр писал: «Говорит ли кто, говори как слово Божие». А вот сейчас Библия очень подробно описывает нам, как грех входит в нашу жизнь: «И увидела жена, что древо хорошо для пищи…». Первая похоть — это похоть чрева. Похоть — желание обладать чем-либо, считать своим. Это похоть накопительства.
А вот вторая: «И что оно приятно для глаз…» — похоть очей. Очень опасная похоть. Я в свое время, когда служил на Ордынке, проводил опрос у своих прихожан: по каким улицам они стараются не ходить? Выяснилось, что они стараются не ходить по Тверской тогда она называлась ещё Горьковская и по пешеходному Арбату. Потому что это были места всех этих рекламных щитов бесконечных, тогда это всё ещё только начиналось, но там всё это было представлено в самом обнаженном и диком виде.
Итак, первая похоть — чрева. Похоть очей — вторая. И третья: «и вожделенно, потому что дает знание» — похоть лжеименного знания. Я обычно использую здесь слово, которое многие любят, но значение которого до конца не понимают. Это «похоть интеллигентностью».
Я одного московского интеллигента спрашивал — мне все говорили: «Вот он интеллигент». Я его спросил: «А что такое интеллигенция? Он мне сказал: «Интеллигент — это человек, который о чём-то знает всё, а об остальном — понемножку». Вот такое он дал определение интеллигентности. Итак, мы видим, как дьявол входит в нашу жизнь: желание обладать, потом — похоть очей, потом — желание испытать, пережить, лжеименное знание.
Даже сексуальные отношения называются — «познал». Вы помните в романе «Анна Каренина» описано, как Анна Каренина изменила мужу, и Вронский становится над ней, и у него ощущение, что он её убил и стоит над трупом. Он познал её и познал ужас измены сам. Давайте теперь обратим внимание на то, что мы читали выше. Когда змей беседовал с женою, он говорил с ней, имея в виду и Адама.
Он говорит, например: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши он не сказал «твои глаза» , и вы будете как боги». Он не сказал: «Ты будешь как бог». Дьявол хочет погубить именно семью. И когда к вам в дом стучат навязчивые незнакомцы и предлагают бесплатно изучать Библию, они говорят: «У вас же муж — пьяница! Может быть, он бросит пить!
Дети болтаются непонятно где! И что происходит далее? И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня вот это выражение «прохлады дня» по отцам свидетельствует о постоянстве отношений людей и Бога ; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» Быт. Вот это называется «приехали»!
Мы с вами говорили, что это был Совершенный Адам! Он давал имена животным! Он в звуке мог выразить сущность твари! А теперь он прячется от Бога в кустах! Я один раз в своей жизни наблюдал такую ситуацию, она описана в моих книгах.
Когда я служил в Тамбове дьяконом, однажды во время поста я пришел в гости к одному прихожанину, а у него на столе лежит Тамбовская колбаса — она такая, типа окорока делалась. Я посмотрел, вздохнул. Этот мой прихожанин, ничуть не растерявшись, посмотрел на меня, на иконы, опять на меня и сказал: «Сейчас всё будет в порядке! Потом расставил тарелки, сел, стал нарезать…. Я стоял в полном оцепенении!
Я вообще не знал, как реагировать. Я его спросил: «Ты что, думаешь оттуда не видно? Ну, ничего не видно! Если мы с вами читаем Слово Божие, то в Священном Писании говорится, что невозможно скрыться от Бога! В псалме 138 мы находим такие слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты.
Воля человека поставлена превыше всего. Самое опасное, что мы наблюдаем — это расчеловечивание врага», — отметил священник. По словам Стеняева, это делается с одной целью — чтобы легче было убивать.
Однако Господь призывает совсем к другому.
Прот Олег Стеняев
Очень хорошее было детство. Я зажал его, плакал, они разжали руку, выхватили… Бабушка потом просила вернуть крестик. Воспитательница сказала: «Мы его выбросили». Было очень обидно. В школе знали, что я верующий.
Однажды педагоги собрали комиссию и явились в наш дом. На моем столе лежала огромная Библия. Ко мне, конечно, приставали: давай в пионеры, давай в комсомол… Я отказывался. При этом я не был затюканным, наоборот — в гуще событий, весь класс болел за меня.
Конфликт был у взрослых по отношению ко мне, а дети меня понимали, им было забавно наблюдать. Особенно когда у нас появлялись практиканты. Им давали задание со мной работать, и они начинали меня агитировать, а те, кто меня знал, говорили: теряете время… Наш учитель литературы Станислав Андреевич, инвалид войны, на одной ноге, как-то увидел, что практикантка хочет меня от Бога отвлечь, осерчал, замахнулся на нее костылем и закричал: «Оставь в покое ребенка! У меня нормальный ученик!
А ты сделаешь его безбожником — что из него будет? После школы я работал токарем-расточником. В армии служил в войсках МВД. Хотел стать милиционером, как мой дядя, но бабушка сказала: «Хватит с нас одного милиционера.
Иди в церковь, поступай в семинарию, учись». И я стал чтецом, а вскоре — семинаристом. Как обратил в православие семью баптистов В Троице-Сергиевой Лавре, где семинария, я познакомился с парнем-баптистом. Он интересовался, какие фонды есть в нашей библиотеке, можно ли взять что-то почитать.
С баптистами приходилось встречаться и до этого. Один раз в армии иду без комсомольского значка, а навстречу незнакомый новобранец и тоже без значка. Он как увидел, обрадовался: «Вы не комсомолец? Пожали руки и разошлись.
А здесь, в Лавре, разговорились, и мой знакомый стал регулярно приезжать. Его родители баптисты во втором поколении узнали, что их сын общается с семинаристом, захотели со мной познакомиться. В выходной день я приехал к ним в Москву. Говорили о вере, о Библии.
И к моему удивлению они были уже немолодые люди , они внимательно меня слушали и проявляли большой интерес к православию. В итоге и они, и их сын стали православными. Более того, сын стал священником и сейчас служит в одном из московских храмов. Мне в юности казалось, что сектанты — начетчики, назубок знают Писание.
Но, беседуя с ними, убедился, что это не совсем так. И тогда я стал читать книги о сектах. Осилил объемистый трактат «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. И еще до того, как стал диаконом, нескольким людям помог прийти к православию.
Ничего удивительного в этом нет. К семинаристам часто проявляется повышенный интерес. Чему у вас там учат? Какие предметы?
Что за жизнь в Лавре? Я ездил домой в темном кителе, в электричке люди всегда заговаривали… Так что многие семинаристы оказываются миссионерами. Как увели невесту После учебы в семинарии обычно стоит выбор: либо жениться и стать батюшкой, либо принять монашество. У меня была невеста с Западной Украины, из Червонограда, был уверен, что женюсь на ней.
Мы тогда потеряли несколько тысяч храмов и миллионы прихожан. Для меня это был шок. Я часто ездил в Червоноград. И после отделения униатов стал спрашивать: «Как это вы были православными и вдруг в один момент все стали католиками?
Я говорю: «Ну как же, вы ведь поминали московского Патриарха за службой! А в алтаре, на проскомидии мы всегда поминали Папу Римского». Родители невесты мне тогда сказали: «Если хочешь жениться на нашей дочери — переходи в нашу веру». Я говорю: «Да вы что?
Не могу я стать католиком». И невеста не могла изменить веру, пойти против воли семьи там, в Западной Украине, люди очень привязаны к своему священнику, к общине, к родителям — всё очень серьезно. Вскоре моя возлюбленная ушла в католический монастырь, стала монахиней, а я — целибатным священником. Вспоминаю её с добрым чувством, это светлый момент в моей жизни.
Даже переписку наладили одно время… Но в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед всеми. Ведь, можно сказать, невесту увели.
Православная жизнь 4 октября наш храм посетил известный православный писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер протоиерей Олег Стеняев. Автор программ на Радио «Радонеж».
Председатель редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение».
А как пал дьявол? Дьявол был совершеннейшим Божиим творением, Люцифером. Он пламенел колоссальной любовью к Богу, и он любил Бога. А что такое любить? Это стремление как можно ближе приблизиться к объекту любви, заслужить этого! И он воспевал Бога так, как только мог!
И в какой-то момент, в экстазе вот этой удивительной любви — нам трудно её даже понять — он вдруг потерял ощущение дистанции между собою и Богом. И произошло выпадание его из духовного мира, и он стал тем, чем он сейчас и является. И вот творит Бог человека из праха земного, вдыхает в Него дыхание жизни. Вот что это такое, что Бог вдыхает в человека? На еврейском языке есть такое слово «нешама». Надо прямо сказать, что у нас, например, есть такое слово «душа». И, читая Библию, мы можем видеть слово «душа» в самом разном виде, в самых разных контекстах.
Например, сказано: «В ковчеге спаслись восемь душ». Это не значит, что их тела потонули, а их души оказались в ковчеге во дни потопа. Или сказано в Писании: «Кто тело свое погубит, а душу свою спасет…». Или я бы ещё другой текст для примера взял: «Не можно убить душу». То есть душа — это внутренний мир человека. Так вот, в еврейском языке есть три разных слова, которые обозначают вот то, что у нас переводится часто одним словом «душа». Это — «нешама», это — «руах», и это — «нефеш».
То, что Бог вдыхает в человека, которого Он создал из праха земного, это, по словам некоторых, «нефеш». Некоторые теологи говорят, что это просто «дыхание», «ветер». Но не ветром же Господь повеял на прах земной, и он стал душою живою! Это было бы абсурдно! Давайте посмотрим, где ещё в Ветхом Завете встречается слово «нешама». В Книге Притч, где сказано, что Дух Божий — как раз это и есть «нешама» — это светильник для человеческой души. Вот то, что Бог вдохнул, это то, что просвещает наш внутренний мир.
Это и есть та нетварная Божественная энергия, которую мы называем благодатью и тем, что делает человека человеком. И вот, когда вдыхается благодать, Бог как бы прикасается к человеку, человек становится «душою живою». Здесь уже другое слово: «нефеш хая». Но, причем, слово «нефеш», чаще в Библии относится к душам животных. И когда в Библии говориться, что «когда умирает человек, умирает животное» — что у них одна участь, это речь идет не о том, что Господь вдохнул! То, что Бог вдохнул — когда человек умрет, и пойдет обратно к Господу. А то, что из земли — всё это состояние животных инстинктов, эмоции, нервная система, «нефеш хая», которая «душа живая», как бы «душа животных» - всё это умирает и ложится в землю.
Есть «руах» — «человеческий дух», который всегда выбирает между тем, к чему призывает нас Бог, и тем, что связанно с прахом, с кровью, с дурной наследственностью, и так далее, и так далее. Над всём творением Божиим сказано, что «всё творение Божие было весьма хорошо». Мы не можем сказать, что в мире, который создал Бог, были какие-то предпосылки ко грехопадению человека. Бог позаботился о человеке, чтобы он не возгордился, самим порядком создания его из праха земного — это уже повод для смирения! Ангелы, как говорили некоторые отцы, были созданы из света, и, конечно, созданный из света Люцифер презирает любого человека, который из праха изшел через Адама. Господь помещает человека в особом месте: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» Быт. Рай — это не только понятие географическое, хотя в Библии показано, где был рай: в Междуречье, но это, прежде всего, состояние особой близости первозданного человечества к Богу.
И вот это выражение, которое мы встречаем в Книге Бытие, что «Господь являлся в прохладе дня» — помните? Святые отцы говорят: оно свидетельствует о постоянстве отношений между Богом и человеком, когда человек жил в раю. Вот, в определенный период «прохлады дня» общение с Богом усиливается, оно не прекращается в раю, но приобретает какие-то новые формы. Я не провожу подстрочный анализ всего того, что здесь написано. Но Господь помещает человека в раю, в удивительное место — это сад. Господь говорит человеку, что человек должен хранить и возделывать этот сад, хранить и возделывать. Что такое Древо Познания Добра и Зла — поговорим попозже, потому что по поводу этого дерева огромная путаница существует!
Вот из этого текста мы узнаем, что Адам знает, что такое зло, Бог говорит с ним о смерти. Причем не только о смерти духовной, это понятно, но и о смерти физической! В раю он жил. Рай — это Божий мир, а у Бога один день — как тысяча лет! Слыхали же? Он умер в каком возрасте? В девятьсот тридцать лет умирает Адам: он не дожил до своего тысячелетия ровно семьдесят лет!
Он умер точно в тот день, в который вкусил от запретного плода! Бог же сказал: «В день, в который вкусишь, смертию умрешь! Итак, Адам — господин в этом месте. Он нарекает имена животным. Древние говорили, что тот, который дает имена всем — был мудрее всех! Но среди животных не нашлось помощника для человека, соответственного ему. Однажды одному богослову задали вопрос: «А почему Господь усыпил Адама, когда творил Еву?
Богослов был человек мудрый, он говорит: «Давай вот сейчас зарежем животное, разделаем, сольем кровь? Тут же кусочек вырежем, приготовим и подадим. Хороший у тебя будет аппетит? Господь учитывал как бы и эстетические особенности, если хотите, человеческого характера, чтобы всё это было, скажем так, естественно, красиво, лепотно… «Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, что значит «жизнь», ибо она стала матерью всех людей». Здесь мы видим: Адам встречается со своей женою.
По-еврейски «мужчина», «муж» — это «иш», а «жена» — «иша». Иш, иша — это как бы даже рифмуется: жена от мужа…. И когда человек видит Еву, свою жену, пораженный её красотою, ибо в ней была красота всех женщин, он проявляет поэтическое чувство. Может быть, в истории человечества впервые проявляется поэтическое чувство и именно в этот момент: «И сказал человек: вот это кость от костей моих! И плоть от плоти моей! Она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей.
И будут двое — одна плоть»…. Будет называться женою «иша», взятая от мужа «иш» — эти слова рифмуются! Действительно, это чувство восторга, это как Божий дар! Ему Господь послал жену, и он счастлив. И сказано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» Быт 2:25. Некоторые святые отцы говорят, что не совсем были нагие, ведь потом им делали кожаные ризы. И отцы высказывают мнение, что они одевались «светом яко ризою» — есть такое выражение, оно относится ко Господу: созданные по образу и подобию Божию, они были не совсем нагие, а, возможно, одетые светом, яко ризою.
Дьявол не мог спокойно смотреть на эту идиллию! Часть святых отцов утверждают, что Адам должен был возделывать и хранить Рай, была дана заповедь «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» — это первая заповедь, обращенная к человеку, которую мы находим в Библии. И, возможно, план Божий заключался в том, чтобы люди плодились и размножались в этом раю, и раздвигались бы границы рая, и вся Земля бы стала цветущим садом. Но, при этом, святые отцы говорят: «Конечно, характер размножения был бы другой». Сейчас мы имеем формат несколько иной, но такие святые отцы, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, они соглашались вообще с возможностью размножения Адама и Евы, почитая их самодостаточными Божьими творениями, которые могли украсить всю землю. То есть тут существует несколько мнений у святых отцов… Кстати, не надо никогда удивляться!
А Христос говорит: надо превзойти — то есть соблюсти форму, внимание к культу, на чем настаивает отец Павел Флоренский, а превзойти — подняться выше: все наполнять духовным содержанием. То есть не только обряд, а и подлинный смысл обряда. Раскрытие его, любого обряда для самого себя, кто совершает этот обряд или это действие, и для верующих, которые участвуют в этих действиях. Поэтому христианство — это благодать на благодать.
Но если очень коротко говорить о разнице между Ветхим и Новым Заветом, я бы сказал так: Ветхий Завет — это закон Божий, он рассказывает о том, что Бог хочет от нас. А Новый Завет рассказывает о том, что Бог сделал для нас. Конечно, это несоизмеримая вещь: то, что мы можем сделать для Бога и то, что Он сделал для нас. Мацан — Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, преподаватель Сретенской духовной семинарии. В студии моя коллега Кира Лаврентьева и я, Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь. Мацан — Еще раз здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В этом часе с нами протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, преподаватель Сретенской духовной семинарии. У микрофона Константин Мацан и я, Кира Лаврентьева.
Отец Олег, у нас было множество священников в этом цикле программ «Путь к священству», и многие из них говорили о том, что их к вере привела неизменно бабушка. Я этой теме хотела уделить особое внимание именно в нашем сегодняшнем разговоре, потому что меня особенно поразил тот факт, что вас не только бабушка, родившая одиннадцать детей, если я не ошибаюсь, из которых ни один из них не стал членом КПСС, комсомола и всего прочего, да, и очень обособленно жили эти замечательные люди, судя по вашим рассказам. Но что меня больше всего поразило: когда вы выросли и пришло время делать выбор жизненного пути, вы захотели стать, как я понимаю, милиционером, вы хотели пойти учиться в эту сферу, но бабушка сказала: нет, ты идешь в священнослужители. И вы молча, смиренно, безропотно поступаете в семинарию. Отец Олег, вы уже были взрослый, вы уже были ну не юноша даже, даже не подросток, вы были взрослый человек, и такое безропотное послушание. Отец Олег, отозвалось сердце тогда этому благословению? Протоиерей Олег — Дело в том, что у меня в милиции работал дядя. Лаврентьева — А, то есть все не так уж трагично, трагичный и фатальный выбор. Протоиерей Олег — Пример был перед глазами и мне казалось, что это очень интересно. Но где-то с двенадцати лет я уже стал думать о священстве.
Но решающее слово оставалось за бабушкой. И у нас был такой вот бабушкин матриархат. Она работала в церкви, она была самым обеспеченным человеком в роду, потому что тогда храмы были очень богатые, в советское время. Она убирала там, готовила крестины, и у нее всегда были необходимые средства — ну Господь так сделал. И все зависели от нее. И все мои тетки, когда они вступали в брак, они венчались. Все мои братья, сестры родились от венчанного брака. Я тоже родился от венчанного брака. У нас в семье самое ругательное слово было «коммунист». Если бабушка говорила о каком-то человеке не «козел», а вот именно «коммунист» — это означало, что я не должен с ним здороваться, я не должен отвечать на его вопросы, я не должен останавливаться, когда он там пытается меня как-то остановить — я равнодушно прохожу мимо.
У нас висел портрет Царской Семьи в том месте, где бабушка молилась, я засыпал под бабушкины молитвы. А большая часть ее молитв — это тетрадки с именами людей, она молилась о живых и о мертвых. Под конец это там в основном мертвые оставались. Ну и живые, конечно, но их было значительно меньше, имена, которые она называла во время этих молитв. И у нас вокруг нее формировалось буквально все. Она была нравственным стержнем нашей семьи, она создала вот такой бабушкин матриархат. Позже, когда я учился в семинарии, я делал опрос на двух потоках, кто через кого уверовал — не было ни одного случая, что кто-то уверовал через священника. Почти не было, чтобы кто-то уверовал через отца. Редко — через мать, чаще — через бабушку. Да и Русь-то крестилась почему — князь Владимир сказал: и бабка моя, мудрейшая из женщин, эту веру избрала.
Лаврентьева — Ну, отец Олег, тут не только миссионерская деятельность вашей бабушки, тут еще и ее авторитет. Потому что ну вы действительно ее послушались, отец Олег, послушались и пошли по тому жизненному пути, который она вам указала фактически. Это редкость, я такое первый раз слышу. Протоиерей Олег — Орехово-Зуево — это такой особый город, он наполовину старообрядческий, наполовину новообрядческий. И когда я ребенком бегал в храм, ну там когда мне было там 9 лет, 10, 12, я пробегал мимо старообрядческой молельни, и они меня часто зазывали чай попить. И вот каждый праздник я видел, как у них готовятся. Если они раньше начинали, я всегда слушал это пение, мне очень нравится знаменное пение с детства. А потом я бежал в наш храм, у нас служба была попозже, чем у них. И я видел как бы, вот я очень благодарен старообрядцам — они показали красоту русской старины.
Протоиерей Олег Стеняев listen online
Как оставлять вот этот вот живой родник, из которого ребенок, а потом юноша, а потом мужчина, потом пожилой человек может всегда пить и этот родник не иссякнет. Точнее родник-то, понятно, не иссякнет, как так сделать, чтобы ребенок этому роднику дорогу не забывал за вот этими миллионами благочестивых правил? Протоиерей Олег — Я уверен почти на сто процентов: если бы моя первая Библия была бы русская, я бы не стал священником. Лаврентьева — Почему? Протоиерей Олег — У меня была бы иллюзия, что я читаю и понимаю. Но первая Библия была именно церковнославянская, огромная Елизаветинская Библия. И я читал и что-то я не понимал. Лаврентьева — Как какую-то тайну. Протоиерей Олег — И я задумывался, я вчитывался, я перечитывал. И бабушка, когда увидела эту Библию, она говорит: ой, это по-славянски, как это понять. Хотя молитвенник у нас тоже был по-славянски.
Но молитвенник она читала, она знала наизусть эти молитвы. Лаврентьева — Уже привычно. Протоиерей Олег — Да. А тут все непонятно. И я ей сказал в 12 лет когда Библия у нас появилась, мне было 12 лет : я буду тебе читать и объяснять. И вот начинается моя экзегеза. Я действительно читаю а по-славянски читать я умел, но я не все понимал и я пытаюсь додуматься — ну там два-три слова в предложении понятные, там одно слово непонятное — и я ей пытаюсь объяснять. И вот тогда я стал таким вот юным экзегетом, в самом нежном возрасте. И я думаю, что славянский текст Библии — это текст, который заставляет человека думать. И когда вот сейчас ко мне приходят молодые люди, студенты, и я даю им Евангелие — это маленькие такие Евангелия, маленького формата, на славянском языке.
Я специально даю на славянском языке. Этот молодой человек открывает и говорит: ой, а я пойму? Я говорю: ну конечно, поймете, вы вчитывайтесь, главное. А если бы я дал ему на русском, он бы читал и у него была бы иллюзия, что он все понимает. И вот один молодой человек потом вернулся в храм и поблагодарил меня. Он говорит: у нас весь наш курс удивляется, что я читаю такую книгу. Мусульмане подошли, говорят: а ты понимаешь? Они там по-арабски читают, тоже не очень понимают. А я им говорю: ну это же славянский язык, в нем корневая основа всех русских слов, всех украинских слов, всех белорусских. Здесь генетическая память у меня просыпается, когда я читаю.
И все его стали умолять: достань нам тоже, мы хотим вот именно это читать. И у него один друг был, который до этого по-русски читал Библию, ну он так и не понял, как ее читать. Он читал Бытие, потом Исход — до 12-й главы дошел — там какие-то законы начались. Он, значит, Евангелие от Матфея почитал, стал Марка читать — то же самое, что у Матфея. Заглянул в Апокалипсис — ничего не понял. Потом в Псалтирь. И вернул людям, которые дали ему. У меня с другом такая же ситуация была, когда я ему Библию подарил. Поэтому вот поэтика славянского языка — вот для меня с детства это песнь души, с детства это песнь души. Я чувствую поэтику этого слога славянского.
И я не могу представить, как мы это возьмем все переведем. Вы представьте себе, выходит диакон с Евангелием и говорит: «Вонмем, вонмем». А если мы все это переведем? Выходит диакон с Евангелием и говорит: «Внимание, внимание! Лаврентьева — Ну понятно, что ты находишься на каком-то... Протоиерей Олег — И вот эта поэтика этих букв, красота вот красных буквиц заглавных. У нас в храм обычно относили книги, когда кто-то умирал пожилой в семье и все книги относили. И чаще книги были старообрядческие — такие огромные фолианты, они никому был не нужны. Бабушка мне их приносила, говорит: читай. Лаврентьева — Отец Олег, ну если возвращаться к моему вопросу, как получается, не надо ничего разжевывать детям?
Получается так? Вы же это имели в виду, да?
Вот что интересно, вот эти люди 60-х годов, они четко знали, что время этой власти прошло. А бабушка моя умерла где-то вот в начале 80-х, но она четко говорила: ты доживешь, откроют храмы все, колокольный звон откроют у нас же колокольня была закрыта тогда , монастыри откроют, все поедут креститься, все пойдут венчаться, но такой веры уже не будет. Мацан — А вы это чувствуете сейчас? Бабушка права оказалась, такой веры уже нет? Протоиерей Олег — Ну здесь надо понять, что когда все под прессингом вот этой идеологии, это очень сплачивает людей.
Человек имеет возможность исповедовать свою веру и это граничит иногда с мученичеством. Ну не в том смысле, что тебя распнут на улице или забьют камнями, а в том смысле, что начинают ставить навет, что ты верующий, значит, ты не в себе немного... Мацан — Я про это и спрашиваю. Эта часто мысль звучит в последнее время от людей, которые ваши ровесники, которые приходили — ну не всем повезло родиться в верующей семье, кто-то приходил к вере в 70-е годы, в 80-е, до тысячелетия Крещения Руси. И сейчас эти времена, как ни парадоксально, люди вспоминают ну в каком-то смысле с ностальгией. Потому что вот тогда это было тем, о чем вы говорите, таким исповедничеством. И сейчас люди, которые так немножко ностальгируют в этом смысле, может быть, по себе в юности, даже с некоторой как бы печалью глядят на нынешнее поколение — что удобно, все верующие, и нет того накала, нет того исповедничества, да и вера слабее и как бы жиже в целом.
Вот вы это так чувствуете? Протоиерей Олег — У меня ощущение такое, что тогда не было в Церкви посторонних. Мацан — Интересно. Протоиерей Олег — Все были свои. Вот когда гонения, угрозы со стороны власти — в Церкви не было посторонних. Потому что никто не будет делать карьеру на минном поле. А положение многих христиан в советской России было именно такое.
Мацан — Я почему к этой теме, что называется, цепляюсь — потому что я пришел к вере в уже совсем другое время, и я не с детства в Церкви, и в студенчестве уже пришел в Церковь. И когда я слышу, что было время, когда вера горела ярче, а сейчас такое время уже более спокойное, мне как-то обидно становится, что вот то, чем я живу, вера которая для меня главный экзистенциал, не выдерживает сравнения с тем, как это было раньше. Протоиерей Олег — Вы знаете, я немножко завидую людям, которые вот помнят момент обращения к Богу, неофиты. Потому что для них как бы существует вот такой контраст... Мацан — До и после. Протоиерей Олег — Да, до и после. Мы знаем «Исповедь» блаженного Августина — он описывает, как он обратился.
Книга Деяний рассказывает об обращении Савла, гонителя, который стал первоверховных апостолом Павлом. И такие люди, конечно, они воспринимают свое обращение как некое чудесное событие, которое только может укрепить их веру. А я как бы рос в этой среде и для меня это естественно, органично. И какой-то момент, я помню, где-то в 8 классе даже еще раньше, в 7-м, я начал немножко подтрунивать над неверующими. Потому что времена так стремительно менялись, там слушали «Голос Америки», вот мне нравились религиозные передачи отца Виктора Потапова — он там объяснял всякие праздники церковные и так далее. И вот сейчас я точно не могу сказать, может быть, другой был священник, но потом мы слушали Потапова, а вот то что была возможность слушать религиозные передачи — там нам говорили о том, как важно сохранять веру. И вот эта романтика, что ты живешь в мире, который вот против тебя.
Там был момент такой у меня интересный. Я шел на Пасхальную службу с братьями, а там двойное оцепление было — оцепление, значит, милиция, дружинники и преподаватели разных школ города. И вот нас схватили и тянут к себе, а бабушка выскочила и нас тянет к себе. И вот это был решающий момент в моей жизни: вот есть бабушка — это авторитет, она тянет к себе, а весь мир — там с милицией, с мигалками, с преподавателями — они меня тянут в другую сторону. И меня и моих братьев. И она нас выдергивает — я не знаю, откуда у нее силы взялось. И она говорит: все, ваше время прошло.
Она вот с такой уверенностью это говорила. И я иногда сомневался, я иногда говорю: бабушка, а ты уверена, что опять будет как при царе, свобода? Она говорит: все будет, доживете. Мацан — А вот вы упомянули отца Павла Флоренского, у него встречается такая мысль, что в православии некоторое небрежение именно к культу, к богослужебной стороне жизни, к обрядам или какое-то нерадение вот о службе прощается тяжелее, чем, допустим, нравственный какой-то проступок. Вот есть такая вот важность культово-обрядовой стороны в православии, некоторое ощущение его, ну в кавычках, особенной «сакральности» какой-то, особенной важности в жизни христианина. Вот вы с этим сталкиваетесь в реальной жизни, в жизни Церкви? Вы большой путь в Церкви прошли, и что вы об этом думаете?
Протоиерей Олег — Для меня православие — это царственный путь. Я придерживаюсь концепции святителя Филарета Дроздова , который говорил, что православие — это духовный экватор: кто-то к нам ближе, кто-то дальше, но свет солнца, свет благодати здесь явлен в полноте. Ну а есть места, где там вообще солнце отсутствует, там ночь несколько месяцев и так далее. Для меня православие — это жизнь во Христе и со Христом. Я всегда ощущал дух православия. Вот как раз я благодарен старообрядцам, они как раз помогли ощутить дух вот этой нашей традиции.
Во время богослужения, которое я совершал в храме Зачатьевского монастыря , он принёс покаяние, после чего ему было благословлено носить стихарь , и он заканчивал службу диаконом» [3]. В 1994 году был рукоположён в сан священника Русской православной церкви РПЦ и назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. В 2000 году был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице ; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом [4]. С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской православной духовной семинарии [5] при Николо-Перервинском монастыре ; поступил в Московскую духовную академию , которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий» [6] , получив степень бакалавра богословия. После успешного окончания духовной академии был возведён в сан протоиерея. В 2010 году после убийства его друга — священника Даниила Сысоева — продолжил вести регулярные библейские беседы по четвергам в храме Апостола Фомы на Кантемировской , которые раньше вёл Даниил Сысоев. Ныне регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках , ведет библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Отец Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии при храме Святителя Николая в Котельниках. Миссионерская деятельность[ править править код ] Известен проповедью православия среди сектантов представителей нетрадиционных религий [7] [8]. Около 1999 года по благословению епископа Белгородского Иоанна Попова совершил миссионерское путешествие в Индию [10]. В 2000 году был направлен в Чечню , где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман.
Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках. В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. Еще будучи диаконом начал миссионерство, и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье».
Лекция - Мир до потопа / Чем рептилойды и динозавры не устраивали Бога? (Богослов Олег Стеняев)
3-е Послание Иоанна "Ходить в истине" Протоиерей Олег Стеняев. Новости реставрации за первое полугодие 2015 г. Предлагаем вам слушать онлайн видео проповеди протоирея Олега Стеняева. скачай mp3 песню бесплатно в высоком качестве. скачай mp3 песню бесплатно в высоком качестве.
Священник Олег Стеняев: Когда смерть рядом – все становятся верующими
О Диане, клиническом психологе из Лос-Анжелеса, образно выразился отец Олег Стеняев: ”Она, как пророк Даниил живет в современном Вавилоне”. Биография Олега Стеняева: фото, личная жизнь, последние новости 2019, проповеди, толкование Евангелия, лекции. Мы нашли 16 песен для скачивания, рекомендуем загрузить первый файл ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ (Тверь, 2024 г.). Протоиерей Олег 3 размером 281.52 MB. Новости храма. Молодежное братство. Беседы на Апокалипсис протоиерей Олег Стеняев. От автора От автора. В эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Мы обречены на доброе отношение к другим людям, Беседы на книгу Бытие. Глава 1. и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно.