Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

Филипп открыто выступил против жестокостей и беззакония опричнины, поощряемой Иваном IV. Подчеркни всё имена прилагательные, определи их. По словам президента России, соратник Ивана Грозного и один из руководителей опричнины Малюта Скуратов мог просто «проезжать мимо» монастыря, где умер митрополит Филипп.

Задание МЭШ

Колычев изъявил согласие занять митрополичий престол, но при этом КАТЕГОРИЧЕСКИ ПОТРЕБОВАЛ РАСПУСТИТЬ ОПРИЧНИНУ. Митрополитом Московским св. Филипп пробыл всего лишь два с небольшим года, умер еще через год (был задушен Малютой Скуратовым, несомненно, с ведома или по непосредственному приказу царя Иоанна Грозного, находясь в заточении в Отроч Успенском монастыре под Тверью). Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов.

Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Митрополитом Московским св. Филипп пробыл всего лишь два с небольшим года, умер еще через год (был задушен Малютой Скуратовым, несомненно, с ведома или по непосредственному приказу царя Иоанна Грозного, находясь в заточении в Отроч Успенском монастыре под Тверью). Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа. Все три раза митрополит якобы увещевал царя, чтоб он не «возмущал собственную державу» казнями и опричниной. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу.

11. Смерть митрополита

Святого Филиппа уговорили не вступаться в дела двора и опричнины и не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожил опричнины, но советоваться с царем, как советовались прежние митрополиты. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины. В своих посланиях он убеждал царя распустить опричнину и всячески осуждал за бесчинство. В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

При этом, митрополит Филипп преследовал только одну цель. Он не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий. Главная фраза его жизни «Бога ради живите любовно», пишет он.

И именно за эту любовь он, как великий пастырь, как один из главнейших светочей нашего иночества положил свою жизнь. Пастырь положил жизнь за словесных овец своих, как говорили в то время. Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. Он родился в 1507 году и до 1537 года, в течение тридцати первых лет своей биографии не был человеком Церкви.

Он был отпрыском знатного боярского семейства.

В чём состояло объявленное предназначение опричного войска? Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Какой город подвергся страшной расправе опричников в 1570 году? В каком году состоялась битва при Молодях, где были разгромлены силы крымско-татарского войска под предводительством Девлет-Гирея? Как звали двоюродного брата Ивана Грозного, которого государь подозревал в стремлении занять престол?

Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси.

По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым. При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». Святитель Макарий, митрополит Московский.

Иконы Самое раннее изображение святителя Макария, митрополита Московского, находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. В ее левой нижней части среди других известных лиц написаны царь и митрополит Макарий. Середина XVI в. Москва Благовещенский собор Московского Кремля Другое изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая…». На иконах святитель Макарий изображается сухим, высоким, седым старцем.

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми створка складеня трехстворчатого. Истома Савин. XVII века. Рисунок Перевод с иконы выполнен В. Гурьяновым Свт.

Макарий Московский с житием. Сергиев Посад. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 21 1551—1553.

О происхождении и раннем этапе жизни Андрея сведений не сохранилось. Известно лишь, что не позднее 1530 г. Не позднее 1547 г. Андрей, возможно благодаря поддержке Даниила, а также связям с некоторыми служилыми родами Переславского уезда Айгустовыми и, вероятно, др. Скорее всего, во время одного из визитов в город Ивана IV Андрей познакомился с ним, поскольку протопоп организовывал встречу государя с белым духовенством города. Знакомство с царём и расположение Переславля-Залесского на территории Митрополичьей области способствовали переезду Андрея около 1550 г. Нельзя исключить и участие в переезде Андрея в столицу митрополита Московского и всея Руси Макария , собиравшего вокруг себя образованных книжников, способных воплощать в жизнь его масштабные литературные замыслы. На протяжении ряда лет источники фиксируют тесное общение Андрея и его духовного сына Ивана IV: протопоп принимал участие в крещении детей царя, сопровождал его в Казанском походе 1552 г.

При дворе Андрей свёл знакомство с влиятельными лицами из царского окружения А. Адашевым , князем А. Курбским и др. Около 1562 г. Андрей, возможно овдовев, принял постриг с именем Афанасий в близком к митрополичьей кафедре московском в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужском монастыре. Занял в братии обители второе место после игумена. В период кратковременного пребывания в Чудовом монастыре Афанасий не порывал связей с царём и митрополитом. Неоднократно навещая тяжело больного митрополита Макария незадолго до его кончины 31 декабря 1563 , Афанасий стал одним из самых близких к нему лиц; один из главных организаторов похорон митрополита.

Во главе митрополии 1564—1566 24 февраля 1564 г. С точки зрения традиций, характерных для Русской церкви периода Средневековья, его поставление было несколько неожиданным.

1 января 1573 года убит самый знаменитый и самый малоизвестный опричник Малюта Скуратов

Этот крупный историк, которого Г. Федотов называет «последним компетентным словом исторической науки», не хочет возвращаться к субъективно-морализаторским оценкам старой школы. Тем не менее «Грозный встает таким, каким его знали консервативные историки XIX века. Автор не имеет "желания приводить подробности гонений и казней", но в своей осторожной характеристике царя признает "ненормальности": и "чувство страха перед несуществующими опасностями", "начатки мании преследования" и "садизм, то есть соединение жестокости и разврата", и отсутствие мужества. Дав политический, экономический и иной анализ деятельности Грозного на основании уже новых источников и подходов своего времени, Платонов, тем не менее, показывает, что опричнина, соединенная с ничем не обоснованным террором, оказалась губительной для всех сторон жизни российского общества и в конечном итоге привела к Смуте. Советская историография с самого начала своего существования эксплуатирует еще одну идею старых апологетов Грозного — взгляд на его политику и, в частности, опричнину как на демократическую революцию сверху. Идея эта приобрела популярность среди интеллигенции в предреволюционное время: «Грозный сломил родовую аристократию и предал управление в руки худородного дворянства. В глазах многих это была заслуга, искупавшая все.

Никто не ставил себе вопроса: что действительно выиграла Россия от насильственного истребления старого, культурного, свободолюбивого правящего слоя, связанного с местными мирами и древними национальными традициями, и что она приобрела с революционным вторжением в ряды правящего класса массы проходимцев, татар, казаков и беглых преступников? Советский историк М. Покровский на этом же основании делает Ивана Грозного уже вождем демократической революции. Все эти апологетические мотивы, только в более огрубленном варианте, мы видим в советской историографии более позднего времени и даже в искусстве. Знаменитый фильм «Иван Грозный», созданный в 1944—1945 гг. Ужасы опричнины почти не показаны. Зато заговор косных, цепляющихся за власть бояр, отравления, измены, беспощадные внешние враги и новые искренние друзья из низов опричники , а также царь-государь, вопреки своим сердечным влечениям становящийся «грозным» исключительно ради единства и спасения Родины, — все это есть.

Очень ярко изображена любовь Грозного к жене — красавице Анастасии, одиночество и страдания царя от непонимания окружающих и вообще современников. Исторические факты при этом самым причудливым образом перемешаны с вымыслом. Впрочем, вымысла не так много. Перед нами не ложь, а талантливый идеологический миф. И не поддаться ему сложно. Понятно, что такой фильм был призван сделать явной историческую параллель между Грозным и Сталиным и оправдать и возвеличить последнего. В чем же роль митрополита Филиппа?

В фильме сталинской эпохи это далеко не главный герой. Он, в силу своего родства с прочими Колычевыми, — сторонник отсталого боярства, он упрямый церковник, вознамерившийся «смирить» дерзкого царя.

Пусть будет только единая Россия! Царь пугается. Собор епископов — это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений?

В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси. Совесть царя В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни. Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение — казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил.

Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления Земщины. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа: — Везде этот поп! Продыху от него нет! Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Ему сложно сдерживать себя, ему сложно разговаривать с митрополитом.

Он самодержавный властелин, он сам — властелин своей совести. Эти странные евангельские слова — «не убий»… Они же не относятся к царю, который должен убивать врагов Отечества? Зачем ему укоры от какого-то священника? Зачем выстраивать внутреннюю политику на системе «сдержек и противовесов». Куда проще — страхом! Царь осторожно прощупывает общественное мнение.

И все вокруг — царедворцы, бояре, опричники и духовенство льстиво поддакивают: «Да, ты — прав! Ты самодержец! Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля — воля Божья». И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Лишь один голос напоминает Иоанну о том, что тот, прежде всего — человек.

Один — вопреки всем! Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин! Что бы ни делал царь — митрополит должен молчать! Совесть — замолчи! Царь и христианин Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора.

Его цель — безграничная власть над душами современников. Аресты и казни следуют одна за другой.

Карамзин, С. Соловьев, Н. Костомаров, и современных — например, Р. Скрынников, а также богословов, таких как митрополит Макарий, А. Карташев и дошедшие исторические свидетельства современников, таких как И.

Таубе и Э. В свою очередь историк Георгий Федотов , несмотря на свою предубежденность против царя, так говорил о Филиппе: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Кроме того, сторонники канонизации Ивана Грозного отмечают, что источники, «свидетельствующие» об убийстве митрополита по приказу самодержца, «составлены во враждебном царю окружении и много лет спустя после описываемых событий». Они призывают к непредвзятому и серьезному научному исследованию. По их мнению, необходимо провести анализ мощей Филиппа на содержание яда. В 1652 году Филипп был канонизирован Русской православной церковью.

Если верить житию митрополита, однажды на Фёдора произвели сильное впечатление слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам». Они прозвучали в ходе литургии, и Колычёв счёл это знамением. Он решил оставить мир придворных распрей и боярских склок и покинул Москву — чтобы служить лишь одному Господу. Впрочем, есть и другая, менее поэтичная версия насчёт того, почему Фёдор решил оставить стольный град. Возможно, он бежал из-за обрушившегося на род Колычёвых царского гнева — некоторые представители рода поддержали бунт князя Андрея Ивановича Старицкого. Потому-то и уехал Фёдор в Соловецкий монастырь, укрылся от опасности. Он стал простым послушником и занимался строительными работами, колол дрова, копал землю — в общем, делал всё то, что едва ли входило в привычный распорядок дня боярского сына. Спустя полтора года Фёдор Колычёв постригся в монахи и принял имя Филипп. Наступает грозное время Монах Филипп смиренно переносил все тяготы жизни в обители и заслужил репутацию аскетичного и трудолюбивого человека. Монастырский собор выбрал его соловецким игуменом. При нём в Соловках появилось многое, что и теперь видят гости монастырских земель. Филипп построил сеть водных каналов и дорог, осушил болота, обустроил лазарет, мельницы и солеварни. Успенский и Преображенский соборы тоже возводили в его время. Так, Соловки стали крупным хозяйственным и культурным центром. Пока Филипп заботился о монастыре, над Первопрестольной сгущались тучи. В 1565 году Иван Грозный разделил все земли царства на две части — опричнина и земщина, а его личные «гвардейцы»-опричники выгрызали и выметали метлой измену, которую подозревал в своих подданных царь. Пойти против царя московский митрополит Афанасий не смог, но не мог и одобрить происходившее. Он оставил древний город и уехал в Чудов монастырь. Заменили его архиепископом Казанским Германом, однако и он оказался недостаточно сговорчивым.

Правда о убийстве Святителя Филиппа

Люди, которые сопровождали митрополита, погибли от ожогов и удушья. В наше время 24 мая, в день Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, празднуется День славянской письменности и культуры, что, несомненно, подчеркивает знаменательность этого выдающегося исторического события. Добиться ликвидации Опричнины ему было не под силу, поэтому митрополит в конце концов решает отказаться от управления Русской Церковью. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси.

Митрополит против опричнины

Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. Картина Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Священник Цыпин: нельзя доказать, что Грозный приказал убить митрополита Филиппа. Картина Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий