РИА Новости, 1920, 02.01.2024.
Тема смерти в картинах российских художников: Василий Григорьевич Перов
Молодые люди обвенчались только после того, как на свет появился их малыш, поэтому барон не мог сделать первенца наследником фамилии и титула. Ребенка приписали к неким арзамасским мещанам и «наградили» фамилией «Перов». Это «остроумное» прозвище за отличное владение пером придумал первый учитель подрастающего художника. Мало того, что супруги Криндер своевременно не позаботились о будущем своего сына, так семья еще и находилась в постоянных разъездах. Сначала из-за службы отца, а потом из-за его несдержанного языка. Криндеры скитались по Петербургу, Самаре, Арзамасу, ютились у родственников, что явно не делало атмосферу в семье более благоприятной. Но однажды барону поступило предложение служить управляющим в большом имении в Арзамасе, на что он охотно согласился.
Здесь отец заметил увлеченность сына рисованием и отдал его в частную школу Ступина, где мальчик занимался два раза в неделю. Но однажды подросток заявился домой совершенно пьяным после празднования именин некой девушки, и обеспокоенная мать не выпускала сына из «ежовых рукавиц» до конца его учебы. К 20 годам Василий Перов поступил в Московскую школу живописи и ваяния, где занимался под руководством педагога Васильева, быстро разглядевшего талант в новоиспеченном студенте. Главной особенностью обучения Перов считал возможность писать картины на придуманные начинающими художниками темы, избегая шаблонных вариантов.
Автор жанровых картин «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 , проникнутых сочувствием к народу «Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866 , психологических портретов «Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Федор Михайлович Достоевский», 1872; «Историк Михаил Петрович Погодин», 1872, и других. Родился в Тобольске 21 декабря 1833 года по старому стилю, по новому - 2 января 1834. Приезд станового на следствие На могиле, 1859, ГТГ Проповедь в селе, 1861, ГТГ По происхождению художник являлся незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи 1846-1849 и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1853-1861 , в частности у Сергея Константиновича Зарянко.
Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца.
В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании. В 1843—1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника… Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе».
Или с тремя фамилиями и тремя датами рождения — то ли 2, то ли 3 или 4 января это если по новому стилю. Его отец, прокурор, барон Криденер встречался вне брака. Брак был потом, но фамилию Криденер будущему художнику так и не разрешили взять. Он стал Васильевым, как его крестный отец. А потом Перовым его назвал учитель грамоты, за хороший почерк и красивое письмо пером. Он много рисовал, жил то у братьев от первого брака отца, то у самого отца, болел оспой, страдал из-за слабости зрения и все равно много рисовал. Путешествовал после окончания Московского училища живописи, побывал и в Германии, и в Париже, но эти путешествия как будто не принесли ему желания подражать каким-то красивостям.
Его искусство полно сострадания, иногда связано с сатирой, если речь не идет об униженных и оскорбленных. Прожил он мало, умер в 48 лет, в подмосковных тогда Кузьминках. Был женат, но первая жена умерла, оставив Перова с тремя детьми. Потом умерло и двое сыновей. В конце жизни будет еще один брак, но Перов не справится с первой трагедией. Он перестанет ощущать уверенность в себе — картина «Суд Пугачева» писалась 7 лет, и уничтожал варианты художник с яростью, хотя даже съездил на Урал, чтобы изучить материал поглубже. Точку поставили болезни — тиф и пневмония.
Единственный сын — Владимир, тоже стал художником. По страшной иронии судьбы, воспаление легких Василий Перов получил на охоте. Об «Охотниках на привале» и еще некоторых знаменитых картинах Перова читайте ниже.
Василий Григорьевич Перов, биография и картины
А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим? Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России.
Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники.
В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.
Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее.
Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины.
Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота.
Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало. Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро: на дом отводилось по 5—10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс. В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки.
Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи.
Следующим местом пребывания художника становится Париж. Под впечатлением от увиденного В. Перов пишет несколько картин по мотивам увиденного. Местный колорит, сцены уличной жизни Парижа — всё это нашли своё отражение в картинах «Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и др. В итоге художник понимает, что истинное вдохновение приносит только родные пейзажи, знакомая и в тоже время такая мало познанная русская жизнь, с её мерным укладом и неприхотливым бытом.
Поэтому в 1864 году В. Перов возвращается в Москву. Обосновавшись в Москве, художник продолжает творить в своей излюбленной манере и за время с 1865 по 1871 года пишет картины, которым суждено завоевать публику и вознести своего творца на художественный олимп. Этими картинами стали: «Тройка», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза», «Очередная у фонтана», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Чистый понедельник», «Сцена у железной дороги», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Рыболов», «Охотники на привале».
Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти нескоро разлагались. Осмотревшись, я ясно различил несколько покойников, лежащих рядом и прикрытых простынями. Сколько у нас красавиц-то! Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе.
Взяв в охапку, он взвалил, кряхтя, труп на плечо и пошел с ним из ледника, прибавив свое неизбежное: пожалуйте! Мы вернулись в комнату, где лежали мои вещи. Принагнувшись немного, Заверткин сбросил с плеча со всего размаха свою ношу на пол. Как-то ткнувшись головой и раскинув крестообразно руки, труп грузно шлепнулся о мягкий песчаный пол. Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен. Дело в том, что писать Богоматерь нужно было с обнаженной натуры. А в середине XIX века найти натурщиц в Москве было почти невозможно.
Поэтому у многих художников в городе даже в обнаженных женских телах угадывались мужские черты. Но Васильеву не хотелось делать, как все. Нужно было создать нечто особенное. Они с Перовым долго ломали голову, как поступить, в итоге решили идти в бордель. В публичном доме нашли они модель, её звали Фанни, договорились о цене, успешно прошло несколько сеансов, но потом девушка узнала, для создания какого образа она позирует. Это безумно оскорбило её: она считала, что недостойна. Оставила художников, прекратила сеансы. Вот как эту сцену описывал Василий Перов: «А она сидела, не шевеля ни одним мускулом.
Затем, как будто что-то вспомнив, вдруг встала и, ни на кого не глядя, как была босая, в одной рубашке, пошла к двери. Мы ее удержали и хотели опять было посадить на диван, но она грубо нас оттолкнула и, подойдя к тому месту, где лежало ее платье, порывисто начала одеваться. Руки ее дрожали: нескоро она могла застегнуть крючки и завязать тесемки. Чулки надела наизнанку, шляпу набок и, быстро подобрав под нее свои густые волосы, не говоря ни слова, опять пошла к двери». Один из учеников Перова называл его «подлинным поэтом скорби». Однако кисти художника принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты. В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок.
После этого ему, как правило, приходилось оставлять свою должность и искать новое место службы. За время скитаний семье довелось пожить в Петербурге, Самаре, Арзамасе и других городах. Из-за отсутствия собственного жилья квартировать приходилось у родственников, что не совсем положительно отражалось на общей атмосфере семьи. Образование В начале сороковых годов отец Перова получил назначение на должность управляющего крупным имением Саблуково, которое располагалось в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. В 1843 году десятилетнего Василия отдали в арзамасское уездное училище, где он проучился до 1846 года. Все это время мальчик самостоятельно занимался рисованием, поэтому вопрос о его дальнейшем обучении решился сам собой — сразу после окончания училища он поступил в школу живописи Александра Ступина. За время учебы Василий проявил себя как способный ученик и раньше других начал использовать в своих работах масляные краски. К концу сороковых годов им было написано уже несколько картин, среди которых «Нищий, просящий милостыню» и «Деревенская тройка». Его однокурсниками были будущие знаменитости, среди которых Иван Шишкин, ставший его близким другом. В начале учебы Василий испытывал немалые трудности: ему не хватало денег на жизнь, также были проблемы с жильем. Он уже подумывал уйти из училища, но на выручку ему пришел преподаватель Егор Васильев, который не только поддержал начинающего художника, но и поселил его в своей квартире. Первый успех пришел к Перову в 1856 году. За мастерски выполненный этюд головы мальчика он был награжден малой серебряной медалью на конкурсе, проводимом Академией художеств. Через год ему вручили уже большую серебряную медаль за работу «Приезд станового на следствие». Очередную малую медаль, но уже золотую, Перов получил за картину «Первый чин». Многочисленные критики, сошлись во мнении, что в полотнах Перова прослеживаются традиции живописца Павла Федотова, приверженца критического реализма в художественном искусстве. Творчество Проповедь в селе. В этом же году он был награжден золотой медалью первого класса за свою работу «Проповедь в селе». На картине изображены священник и невежественная толпа, каждый ее представитель занят своими мыслями, лишь дети внимательно смотрят на священника, словно понимают важность его речи. Остальным фигурантам не интересна проповедь. Кто-то из них откровенно спит, кто-то флиртует, на лицах некоторых крестьян отражены их каждодневные заботы. В этом же году появилось еще одно полотно Перова с подобным сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». На картине изображена русская деревня шестидесятых годов, нищие крестьяне и порочные священники. По поводу этой картины разгорелись нешуточные дискуссии. Некоторые восхищались автором за его смелость, другие же в категоричном тоне отвергали работу Перова. В итоге картина была снята с выставки с последующим запретом показа в России. Положение спас Павел Третьяков, который, несмотря на возражения Священного Синода, выкупил ее для своей галереи. Вопреки всем запретам, Перов в 1862 году написал еще одну картину, которую назвал «Чаепитие в Мытищах». На ней изображен сытый, неповоротливый священник, сидящий за накрытым к чаю столом, и просящие подаяние нищие, которых отталкивает служанка. Появление этих картин настолько распалило общество, что власти начали подумывать о наказании для вольного художника. Каждое из полотен являлось вызовом тому лицемерию и ханжеству, которые царили в России во второй половине 19 века. Перова спасло лишь наличие золотой медали от Академии художеств и отъезд в Европу. За время своего пребывания в Европе Перов посетил множество музеев в таких городах, как Дрезден, Париж, Берлин.
Картины Василия Перова
Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство. Картины художника Перова необыкновенно реалистичны и изобилуют деталями. в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX -начала XX вв. Смотрите видео онлайн «Самые известные картины Перова В Г» на канале «Ретушь с искусством выражения» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 декабря 2023 года в 12:59, длительностью 00:03:05, на видеохостинге RUTUBE.
Живописец Перов: история его самых известных картин
Василий Перов — известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца — «Охотники на привале», написанная. Самая знаменитая картина Перова. На картине сюжет, разоблачающий лицемерие, притворство, паразитизм и бессовестность духовенства. Среди них, например, известная картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный», на которой знаменитый кремлевский собор изображен в стиле кубизма и напоминает мозаику или витраж.
Что на самом деле изображено на картинах Перова?
Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Вчера на конкретных примерах мы смотрели, почему Перов плохой художник. один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции. Образы еды в русском искусстве» была отреставрирована картина В.Г. Перова «Охотники на привале» (1871). На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Г. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др.
Василий Перов: «поэт скорби»
Васильева, Н. Ге, И. Крамского, Г.
Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым. Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин , который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…». Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь «натурщицы». Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.
Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился.
Перов привел мать с ребенком к себе в мастерскую, сделал наброски. Спустя годы он встретил женщину, та рассказала ему, что сын Вася умер от оспы.
Протянула художнику какие-то деньги в тряпице и попросила продать «ту» картину. Перов отвел ее в Третьяковку, где она сразу среди множества произведений нашла сына. Она повесила портрет рядом с образами. За картину художник получил звание академика. Ему было на тот момент 33 года. Государственная Третьяковская галерея. Василий Перов был охотником, и цикл его охотничьих картин сравнивали с «Записками охотника» Ивана Тургенева.
Федор Достоевский после выставки, на которой показали полотно, писал: «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». А враль был настоящий — врач Дмитрий Кувшинников, знакомый Перова, Левитана и Чехова, для последнего ставшего прототипом доктора Дымова в рассказе «Попрыгунья». Жена Кувшинникова держала что-то вроде салона и очень увлекалась знаменитостями. Художников и писателей она обожала, а своего мужа считала скучным. О чем, собственно, написал Чехов достаточно зло, и это рассорило его с Левитаном: тот узнал себя в персонаже.
Слева на картине — другой врач, Василий Бессонов.
Но это уже другая крайность, достойная порицания. Перов, «Голубятник», 1874 г. Фото: общественное достояние Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. Особенно в этом плане выделяется его картина «Голубятник» 1874 года. Это очень светлая и оптимистичная картина, в которой ощущается и летнее тепло, и радость жизни, и озорство юности, и, конечно, любовь. Как не похожа она на предшествующие периоды творчества живописца! Перов, «Ботаник», 1874 г. Фото: общественное достояние А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где великий художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины.
Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов. Перов, «Охотники на привале», 1871 г. Фото: общественное достояние В последние годы жизни художника в его творчестве происходят кардинальные перемены. Он написал ряд картин на исторические и религиозно-мифологические темы. Здесь можно выделить картину «Первые христиане в Киеве», 1880 г.
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
Картина Проводы покойника, где Перов остро передает на полотне чувство горя персонажей картины. Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Картины художника Перова необыкновенно реалистичны и изобилуют деталями. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. Перов долго маялся над картиной. Смотрите видео онлайн «Самые известные картины Перова В Г» на канале «Ретушь с искусством выражения» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 декабря 2023 года в 12:59, длительностью 00:03:05, на видеохостинге RUTUBE.
Жизненная правда Василия Перова
Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя. Тщедушные детские фигуры, из последних сил тянущие в гору бочку с водой на морозе, воплощают страдание. Крестьянских ребятишек часто отправляли в город подмастерьями, где они работали на износ в нечеловеческих условиях. Перов долго искал натурщика для «лидера» тройки.
В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.
В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» 1865 и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» 1866; обе — Третьяковская галерея, Москва ; крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Ученики-мастеровые везут воду, 1866, ГТГ.
Но все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. На заднем плане есть второй стол. Там нет никаких излишеств. Монахи читают библию, молятся, а на предающихся излишествам смотрят с укоризной. На них падает свет, и над ними же можно увидеть птицу.
Это и есть истинные христиане. На стенах можно прочитать цитаты из библии «Лазарь, выйди вон», «не судите и да не судимы будете», «да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Сюжет картины, естественно, вымышленный, это опять аллегория. Традиционная монастырская трапеза проходила за одним столом для всех монахов, еду разносили тоже «дежурные» монахи, а не светские официанты, уносить что-либо с монастырского стола было строго запрещено так же как и приносить дополнительно , Так что чревоугодию при желании могли предаваться тайно в другом месте. Нищих в трапезную не пустили бы в том числе потому, что уже в то время это был мощный криминальный бизнес, попрошайки возле церквей считались его элитой, и чужих туда не допускали.
А кавалерами ордена Андрея Первозванного по закону единовременно могли быть всего 48 человек. Такую разношерстную публику в одном месте в реальности было бы не собрать. Но общий посыл художника ясен. И ведь ничего не изменилось за полтора столетия. Ну и несколько картин без подробного анализа, так как сюжеты понятны и так.
Картины он писал и там, и почти все о тех же обездоленных и той же социальной несправедливости. Типичный пример — «Парижская шарманщица». Главная героиня стоит рядом с кафе. Она плохо одета, но головной убор неплохой. Вероятно, раньше она знала и лучшие времена.
На шарманке обычно играли мужчины. Вероятно, она ей досталась от покойного мужа. И это единственное, что ей досталось.
Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби». Владимир Стасов Портреты и историческая живопись В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье».
Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать. В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо. Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки».