Отец Стахий Колотвин убежден, что сейчас «беспокоить священника» – это не стыдно, не запрещено. Священник Стахий Колотвин. Со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос. Ее автор, протоиерей Владислав Цыпин, опирается на обширный корпус исторических текстов и исследования специалистов. Стахий Колотвин – выходец из того поколения, кого коснулись важные периоды становления нашей страны: он родился в годы перестройки и воцерковлялся в 90-е, постигал азы богословия в 2000-е, а священником стал уже в современное время. Протоиерей Стахий Минченко возрождал старинный храм и направлял приходивших к нему людей на путь спасения.
Стахий колотвин: биография, личная жизнь, жена, дети
Священник Стахий Колотвин: Для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Стахий Колотвин, настоятель храма. иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник. В Духовно-просветительском центре «Сретение» состоялась встреча со священником Стахием Колотвиным. Смотрите видео онлайн «Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин. Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Стахий Колотвин, настоятель храма. иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник. Иерей Стахий Колотвин.
Когда церковная жизнь мешает спасению души ? (Мк. 11:13) Священник Стахий Колотвин
И наша задача - не отвергнуть дружбу с Самим Творцом Неба и Земли! А, ведь, каждым своим грехом мы эту спасительную дружбу вновь и вновь предаем! Еще опаснее эту дружбу имитировать, чтобы только просить у Бога "по дружбе" откликнуться на наши просьбы!
Наоборот, свободные люди, они живут с законами. И вот этот есть закон Божий и закон греха. Другое дело, что ты можешь выбрать, в какой системе законов ты жить.
Да, вот как, например, есть сообщества, где люди живут не по законам, установленным государством, а живут по понятиям. Да, вот, и они, в принципе, у них тоже есть свои правила, и куда более жесткие, и как-то спрос может быть жестче за эти правила, но эти правила никак не останавливают человека от совершения преступления, а наоборот, поощряют, и даже, наоборот, делают его более уважаемым человеком, если он больше каких-то преступлений совершает. И всё равно вот есть какие-то там понятия. А можешь ты выбрать жить по каким-то законам, можешь ты взять и уехать в другую страну, где тебе законы больше нравятся какие-то. Раз там, ну, например, нравится человеку там содомский грех, и он берет, переезжает, и где-то вот фиксируется какой-то там страшный грех в качестве там пародии на брак.
Тоже есть выбор, есть. Вот и некоторый такой выбор, где же ты, собственно, чему будешь подчиняться, есть у человека, который выбирает между законом греха и законом Божием. Вот у нас закон Божий немножко, конечно, такой фразеологизм, который ассоциируется с большой книжкой, которую детки читают. Вот закон Божий, азы православной веры как-то, предмет школьный, который в воскресной школе, в церковно-приходской школе можно проходить. А на самом деле закон Божий, это мы вспоминаем, вот ветхозаветный строгий закон.
Или понимаем, что Господь ветхозаветный закон исполнил и дает нам заповеди, которые дают нам максимальную свободу. Вот есть ветхозаветный удел, у него есть такие-то предписания, Господь говорит, да не нужны эти предписания. Вот заповедь люби, в ней весь закон и все пророки, и все остальные слова Евангелия, помимо вот этой заповеди любви, это лишь они дают уточнение, как же вот жить, чтобы это заповеди любви не отступить. Поэтому в любом случае, как мы помним, вот грех, зло, его же, по сути, нет. Это же умаление добра.
Есть ненависть, это не что-то существующее. Это тот вот греховный вакуум, который заполняет душу, когда из нее уходит любовь. Насколько любовь ушла, настолько вот эта ненависть, по сути, некоторая вот эта пустота, зияющая в нашей душе, образовалась. Если ты берешь и тебе кажется, что вот есть там у тебя вера, а есть, например, атеистические взгляды, нет, это же всё равно не то, что некоторые взгляды, это некоторое отсутствие просто веры, вот это некий вакуум, который образовался. Точно так же и здесь, когда мы по словам апостола Павла берём и освобождаемся от рабства греха и подчиняемся праведности, мы выбираем просто, где наша свобода, в каких условиях будет лучше реализовываться.
Человек, который свободен от страстей и подчиняется закону Божьему, подчиняется западе, он куда более свободен. Точно так же, как человек, который берет, и он не в рабстве на плантации сахарный тростник, вот он, и у него есть действительно тоже некоторое право выбора. Он берет и может правой рукой тростник рубить сахарный, а может и левой рукой рубить. И в принципе тоже думает, ой, какой я там свободный. Или есть возможность взять и там через не могу целую связку тростника сразу срубать.
Или есть возможность получить плетью от надсмотрщика. И тоже человек может быть ослеплен, и ему кажется, вот, вот это настоящая свобода. Или можно взять и наоборот, как вот на этих плантациях помощники надсмотрщиков из несчастного вот этого черного населения, которые еще более жестоко к своим соплеменникам относились, и вот ты берешь и делаешь кому-то зло, и сам от зла от какого-то уклоняешься. А можно действительно выбирать свободу и вот это свобода добродетелей это свобода когда ты сам решаешь как поступать грех нас влечет страсть влечет вот человеку кажется что он наоборот можно заработать миллиардное состояние добиться вершин власти но если им движет просто властолюбие если им движет сребролюбие, он будет рабами своих страстей, он будет скован своим богатством и не получит никакой свободы, даже если просто все окружающие реки и моря уставить своими яхтами. Если человек будет просто вот печь и трястись над своей властью, то тоже он не будет счастлив.
Я вот тоже доводил и сталкивался с людьми, обличёнными церковной властью или светской властью, и видишь, насколько они нервные, насколько люди просто постоянно в таком напряжении переживают. Вот вроде все к этому стремятся, а ты это получил. А счастье это не приносит. Да потому что ты стал раб, раб вот этого своего положения, своего какого-то состояния. При этом это не значит, что если тебе свалилось богатство или власть, то ты стал рабом.
Если ты это воспринимаешь как служение, как возможность реализовывать заповедь любви, которую Бог дает, то ты получаешь абсолютную свободу. Да, по-прежнему у тебя будут действовать и законы Российской Федерации, и законы гравитации, и какого-то закона нашего грешного падшего мира, что мир лежит во зле и во грехе. Но несмотря на них, вот даже скованный ими, ты будешь к свободе стремиться. А настоящая свобода всё равно будет возможна, когда ты расстанешься с этим грешным телом, дождёшься Страшного Суда, очутишься в Царстве Небесном, там уже никаких ограничений не будет. Марина Борисова — Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, из 8 главы стихи с 5 по 13.
Я думаю, многие наши радиослушатели знают эту евангельскую историю о том, как в Капернауме к Христу подошел римский сотник, офицер, и пожаловался, что у него слуга заболел, попросил слугу исцелить. И когда спаситель собрался идти к нему в дом, чтобы исцелить этого несчастного слугу, тот сказал, что не надо идти, потому что у меня же есть подчиненные, я им говорю, пойди и сделай. Они идут и делают. Зачем тебе идти? Ты можешь исцелить просто потому, что тебе повинуются силы, над которыми не властен человек.
Говорю же вам, что многие придут с востока и с запада и возлягут с Авраамом, и с Ааком, и с Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства низвержены будут во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов». Но, казалось бы, такая вполне давнишняя история, и нас она вроде как совсем не касается, речь идёт об иудеях, они вот, по словам Спасителя, не наследуют царство, а мы вроде как тут ни при чём. Почему эти слова важны именно для нас? Стахий Колотвин — Я когда начинал своё такое священническое служение, и вот наш строящийся храм, была ещё такая маленькая община у нас, после воскресного богослужения за чаепитием я устраивал такой небольшой квест, где был стандартный вопрос. А какая связь между апостольским и евангельским чтением этого воскресного дня?
И вот здесь на самом деле ответ очень простой. Вот мы только что говорили про власть, про закон, про свободу. И вроде это так вот батюшка возвышенно говоришь, а как же это применить вот в реальной жизни? Где же вот так вот этой власти стремиться? Или, где же так находиться в подчинении, так, чтобы жить по-христиански?
Потому что у кого есть власть, тот говорит, ой, Господи, я не могу спасаться, вот с кем я там работаю, кем я командую. Кто в подчинении находится, он говорит, ой, Господи, я не могу спасаться, нормально, мне там начальники мои мешают. А здесь мы видим обоюдную ситуацию, что вот скованный и вроде подчинением, и болезнью слуга, но всё равно он получает исцеление от Господа. Мы видим, что вот этого сотника, который, наоборот, повелевает, и который понимает, что это власть, это не право его командовать. Ой, этот странствующий проповедник, дай-ка я военный начальник, скомандовал его, там, пару послал, там, солдат, и быстренько они его привели, чтобы он тут мои, там, команды выполнял.
А он со смирением относится. Это как к некоторой послушанию, которую он получил от Бога. И поэтому, раз он его честно выполняет, он и надеется, что, «Господи, я вот тебе служу, послужи и ты мне немножко, пусть я и не достоин, несмотря на свое высокое положение». Поэтому и в этой евангельской ситуации каждый для себя должен получать некоторый пример. Конечно, нам охота оказаться в ситуации сотника, а не его болящего слуги.
Нам охота, ой, не, лучше я вот буду командовать, и люди вот так будут говорить, и лучше я даже когда, ну вот меня 10 человек слушается, ну или там 100 человек, 100 моих воинов слушается, то что мне там, ну можно где-то и уступить, и там смириться перед каким-то человеком святой жизни. Вот это куда будет приятней. Однако Господь каждому даёт испытание по силам. Если Господь считает, что вот да, сейчас нам будет полезно кем-то командовать для спасения души, и Он нам даст вот это испытание. Ну, ты можешь сказать, а что, все, кто начальники, они все, вот именно им это полезно, так нет, ну кто-то просто к Христу не идёт.
Есть человек, который идёт не к Христу, а идет к вечной погибели. Ну, если ему это надо вот идти, командуй кем-то к вечной погибели. Пусть командует, пусть отдает указания, пусть там портит жизнь своим подчиненным, пусть на это посвятит и действительно проживет, и пусть, конечно, спокойной души никогда не будет, и счастья не будет, и будет изнутри вот это все разъедать из-за того, что вот ты такие гадости людям делаешь вокруг. Но все равно будешь в течение жизни наслаждаться властью, там, деньгами и так далее. Но если человек идет искренне ко Христу, то уже Господь уже может взять и, наоборот, какой-то власти лишить, может от какой-то власти оградить, может послать не только умаление власти, но и послать болезнь.
Но никогда Господь не позабудет. Поэтому даже если ты подчинённый слуга, и даже если ты лежишь на одре болезни, всё равно есть тот, кто за тебя походатайствует. Нам, как людям православным, которые почитают святых, угодников, божьих, и имеют таких великих заступников, это особенно важно. Мы берём и обращаемся к ним, и говорим. Вот по сути, что по сравнению с Богом любой святой?
Такой же грешник. Все люди грешники.
Она очень переживала поначалу, волновалась, и, когда я возвращался домой, требовала соблюдения строгого ритуала. Матушка говорила: «Снимай и постирай одежду, протри телефон спиртовой салфеткой».
Может быть, благодаря ей я выработал строгую дисциплину, и сейчас ее придерживаюсь». Конечно, риски остаются, уточняет отец Стахий. Здесь мне близка самая простая и очевидная позиция: делай, что должно. Я надеюсь, что Господь увидит наши усилия, заметит, что мы стараемся, не манкируем санитарными предписаниями, и все-таки уже нам поможет.
Ни мы сами спастись не можем, но и Господь не может спасать нас против нашего желания. И тут нельзя разделить, что в вопросе спасения души у меня с Богом одни отношения, а по «бытовым», «земным» вопросам» — другие. Все это — единая линия». Отец Стахий признается, что разговаривать и петь в маске ему трудно, порой случается, что перехватывает дыхание, однако он принял решение не отказываться от этого средства защиты.
Когда приходишь и надеваешь маску — это для того, чтобы людям не навредить», — говорит батюшка. Он рассказывает, что не так давно причащал на дому беременную прихожанку. Будущей маме скоро рожать, и она не хотела оставаться без Причастия, потому что и не известно, как долго продлится эта ситуация, а после родов нужно будет соблюсти обязательные 40 дней до того, как можно будет прийти в храм. Это тяжело, долго, кроме того, женщине хотелось получить поддержку и Божью помощь перед родами.
Лет пятнадцать так проработал, совмещая врачебную практику со священническим служением. Из них первые семь — в домовом храме районной больницы. Главврач пошел нам навстречу, выделил место под храм. Именно место, а не помещение — тупичок в проходном холле на третьем этаже стационара. И семь лет я прослужил в этом тупичке между терапией и гинекологией. Идет служба, а вокруг движение — люди заходят, выходят, кто-то идет на ужин, заносят больных, а то даже мертвых выносят. С другой стороны, это было очень благодатное время.
Приятно было видеть все новых и новых людей на богослужениях. На каждой службе 5-10 человек впервые в жизни исповедовались и причащались. К тому же было много возможностей навещать тяжелобольных людей. Когда вас рукоположили, вас хотя бы на минуту посещали мысли вроде: «Вот, сейчас у меня была бы карьера, и тогда дети не грустили бы, что папа на ужин ничего не купил»? Ну да, смотришь, а твой одноклассник где-нибудь в GQ рассказывает, что он обычно тратит на клуб в неделю по 70 тысяч, и размышляешь: «70 тысяч? Да за два месяца столько бы всего заработать, уже хорошо! Вот когда меня долго не рукополагали, тогда да.
Лучше бы, — думал я с тряпкой в руках, — пошел, как мои одноклассники, сделал бы светскую карьеру, в воскресенье приходил бы на службу, жертвовал бы на храм и с большим удовольствием мыл бы пол в алтаре просто в свой выходной день перед тем, как идти в офис зарабатывать большие деньги. А так ни себе, ни людям. Священник Стахий Колотвин После школы я хотел получить юридическое образование и пойти в публичную политику. Но сейчас я как священник, настоятель, общественный деятель могу точно так же обращаться к людям и вести их за собой, но вести не к эфемерной политической цели, а к цели истинной, ко Христу. На живом приходе политические взгляды разные, даже у самых усердных прихожан. С одной стороны, ты из-за этого переживаешь, а с другой — это здорово. Где бы они еще могли объединиться и подойти к одной Чаше, как не в храме?
А вы не думали, что можете пойти по тому же пути? Одно дело, когда священник разрушает свою семью ради молодой любовницы, — тогда он просто впал в грех, в котором надо каяться. Другое дело, когда священник оставляет служение из-за разочарования. Я не боялся, что разочаруюсь, потому что у меня не было радужных представлений. Знал, что священники с голоду не умирают, но им тяжело финансово. Знал, что в Церкви не все добрые и дружелюбные и что это все равно структура земная. Да, есть, кто поможет, а есть, кто сделает гадость.
Человек видит, что Церковь — общество грешников, порой кающихся, порой нет Но тут важно с водой не выплескивать младенца. Сложно не разочароваться, когда был очарован, а когда представляешь реальную картину, то и ничего страшного — Что вы думаете о священниках, которые оставили сан? Правильно разделять грех и грешника. За всех я очень переживаю, потому что те священники, которые были на слуху, это люди неравнодушные, а не просто требоисполнители, кто ловко машет кадилом. Эти люди пытались что-то делать для Церкви, но их подловил лукавый — либо на банальном грехе, либо на более высоком уровне. Либо они обиды не вытерпели и не нашли возможности примириться… Поэтому я за каждого переживаю, но прежде всего думаю: ну как же жалко, как от этого можно отказаться? Священство — самое здоровское, что может быть в мире.
В Церкви непросто, но для меня все равно даже в самой непростой Церкви лучше, чем где-либо в миру. Церковь — она же состоит из тех людей, которые вокруг, но здесь те люди, которые все-таки стараются делать над собой усилие и идти ко Христу.
Стахий колотвин биография
Отец Стахий о священнике в «Химках»: «Если люди хотят помолиться, это правильно. Но Господь никому ничем не обязан, не стоит искать магический эффект» 13:03, 30 октября 2022 г. Происшествия Религия Настоятель московского храма высказался о приглашении священника на стадион «Химок». Если человек хочет помолиться вместе со своими близкими, и просит церковь в лице священника возглавить это, то это норма.
Конечно, риски остаются, уточняет отец Стахий. Здесь мне близка самая простая и очевидная позиция: делай, что должно. Я надеюсь, что Господь увидит наши усилия, заметит, что мы стараемся, не манкируем санитарными предписаниями, и все-таки уже нам поможет. Ни мы сами спастись не можем, но и Господь не может спасать нас против нашего желания. И тут нельзя разделить, что в вопросе спасения души у меня с Богом одни отношения, а по «бытовым», «земным» вопросам» — другие. Все это — единая линия». Отец Стахий признается, что разговаривать и петь в маске ему трудно, порой случается, что перехватывает дыхание, однако он принял решение не отказываться от этого средства защиты. Когда приходишь и надеваешь маску — это для того, чтобы людям не навредить», — говорит батюшка.
Он рассказывает, что не так давно причащал на дому беременную прихожанку. Будущей маме скоро рожать, и она не хотела оставаться без Причастия, потому что и не известно, как долго продлится эта ситуация, а после родов нужно будет соблюсти обязательные 40 дней до того, как можно будет прийти в храм. Это тяжело, долго, кроме того, женщине хотелось получить поддержку и Божью помощь перед родами. Быть может, это скорее для психологического спокойствия, но пусть лучше будет так. Я попросил, чтобы в масках были все: и беременная, и ее домашние, и я. На всякий случай мы даже окошко приоткрыли, чтобы в комнате был свежий воздух».
Опубликован: 24 Август 2020 Категория: Духовно-просветительский центр , Новости , Православный мир 23 августа, в воскресенье в Духовно-просветительском центре «Сретение» состоялась встреча прихожан со священником Стахием Колотвиным, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Митине г. Отец Стахий провел лекцию на тему: «Фавор и Голгофа: баланс радости и печали в жизни православного человека», в которой затронул духовные и бытовые аспекты влияющие на пребывание человека в духовном единстве с Богом-Творцом. Размышления священнослужителя коснулись проблемы сохранения в душе прихожанина духовной радости от встречи со Христом и возможных путей отдаления от Бога, через устремление ко греху. Далеко ли место распятия от места воскресения Христа?
Но часть была готова Церковь защищать. И уже только после кровавых сталинских гонений, когда русский народ был перемолот ужасным тираном, люди стали запуганными. Те, кто даже верил, стали свою веру скрывать, и никто не вставал на защиту храмов, которые в войну и после нее вроде открывались, а потом снова их стали закрывать. Поэтому если в 20-е годы храмы закрывали с оружием в руках, с расстрелами, так как их защищали тысячные толпы, то в 50—60-е и даже уже в конце 40-х, то есть сразу после войны, когда недавно открытые храмы стали снова закрывать, уже толком никто не выходил на их защиту, люди боялись. Но это уже была не дореволюционная проблема. Вопрос телезрителя: «Какую пользу для души получает человек от чтения и слушания слова Божиего и как преуспеть в добре? Мы должны с Богом общаться. Господь рядом с нами должен быть. Когда мы молимся Богу, мы обращаемся к Нему. Однако, если мы только молимся и что-то у Господа просим, это как бы одностороннее общение. Как, например, человек просто не может заткнуть свой «фонтан» и постоянно только говорит, говорит, и ему абсолютно неважно, как считаете вы, что думаете, что имеете в виду. Этот человек, можно сказать, не нуждается в вас, ему важно, чтобы просто кто-то был рядом для антуража и его тирады выслушивал. Поэтому и мы должны не только молиться, а обязательно читать Священное Писание, потому что это обратная связь с Богом, Господь нам отвечает. В них уже заранее даны ответы на все наши вопросы. Другое дело, что порой ответы такие сложные для исполнения, что мы иногда в ступор впадаем. Господь в Евангелии говорит: попросил у тебя кто-то верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. И это сложно исполнить. Но мы видим ориентир. Если мы не будем иметь ориентира, то даже полпути не пройдем. Если мы будем, находясь в чаще леса, знать куда идти, хотя чтобы выйти из этого леса, нам придется и поголодать, и в холоде побыть, и от волков на деревьях спасаться, но на второй-третий день мы дойдем до человеческого жилища и спасемся. Так и Евангелие мы читаем, видим, что там достаточно высокая планка задается, нам тяжело ее сразу исполнить, но мы в этом направлении идем. Кроме того, существует Исповедь, и можно вне богослужения подойти к священнику, договориться побеседовать, чтобы батюшка подсказал, как в вашей конкретной ситуации воспользоваться теми или иными евангельскими основаниями. Священник ничем не умнее, не мудрее и порой даже, увы, не благочестивее любого среднестатистического христианина, но профессиональная задача священника — нести слово Божие людям. Поэтому священник говорит: «Господь в Евангелии нам говорит так-то... Вот у вас такая-то ситуация; поскольку я вас знаю и уже не первый день вы у меня исповедуетесь, то я понимаю, что вам пока будет тяжело, вы сломаетесь, если буквально это исполните. Давайте некоторый компромиссный вариант. Например, рубашку отдайте, а от верхней одежды отдайте только половину. То есть шарфик снимите и отдайте, а в шапке еще походите. А как вам дадут годовую премию и вы сможете себе новую шапку купить, отдайте просящему и шапку». Понятно, это ординарный пример. Что касается вопроса о том, как преуспеть в добре, как к нему приблизиться, Господь нам дает уникальный совет: «Я — путь, истина и жизнь». То есть если мы становимся похожи на Христа, то уже двигаемся к этому добру, этот путь истинный. Мы находим истину, и это становится всей нашей жизнью, которая не заканчивается в бренном теле оно все равно умрет, рано или поздно , а продолжится в вечности. Поэтому мы должны прежде всего ориентироваться на фигуру Христа, чтобы знать, Каким был Христос. Мы читаем Священное Писание. Тут удивительным образом ваши два вопроса переплетаются. Чтобы понять, как Священное Писание претворять в жизнь, мы читаем и апостольские послания. Это тоже часть Священного Писания, но в них апостолы, которые проповедовали Евангелие, первым христианам отвечают на их недоумение: как слова Христа совместить с жизнью. Мы берем и читаем творения святых отцов. И мы уже понимаем некоторое руководство. Это пункт номер один. И важен после этого пункт номер два: делать какие-то шаги. Если мы все знаем правильно, а в нашу жизнь Евангелие никак не претворяется, то добра мы не достигнем. Абсолютное добро — только Господь, весь мир лежит во зле, все равно мы будем допускать ошибки, но мы не должны сдаваться. Вот у нас есть Евангелие — ориентир. Сбились с этого ориентира, почитали Евангелие, помолились — Господь исправил, покаялись на Исповеди, что сбились с этого пути к возрастанию добра в нашей душе, — исправились. Или, наоборот, все прочитали, сделали, но порой мы можем вести себя как котик, которому открывают дверь, когда он царапается: он, вместо того чтобы заходить, сидит и смотрит.
Когда церковная жизнь мешает спасению души ? (Мк. 11:13) Священник Стахий Колотвин
Когда мы молимся Богу, мы обращаемся к Нему. Однако, если мы только молимся и что-то у Господа просим, это как бы одностороннее общение. Как, например, человек просто не может заткнуть свой «фонтан» и постоянно только говорит, говорит, и ему абсолютно неважно, как считаете вы, что думаете, что имеете в виду. Этот человек, можно сказать, не нуждается в вас, ему важно, чтобы просто кто-то был рядом для антуража и его тирады выслушивал. Поэтому и мы должны не только молиться, а обязательно читать Священное Писание, потому что это обратная связь с Богом, Господь нам отвечает. В них уже заранее даны ответы на все наши вопросы.
Другое дело, что порой ответы такие сложные для исполнения, что мы иногда в ступор впадаем. Господь в Евангелии говорит: попросил у тебя кто-то верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. И это сложно исполнить. Но мы видим ориентир. Если мы не будем иметь ориентира, то даже полпути не пройдем.
Если мы будем, находясь в чаще леса, знать куда идти, хотя чтобы выйти из этого леса, нам придется и поголодать, и в холоде побыть, и от волков на деревьях спасаться, но на второй-третий день мы дойдем до человеческого жилища и спасемся. Так и Евангелие мы читаем, видим, что там достаточно высокая планка задается, нам тяжело ее сразу исполнить, но мы в этом направлении идем. Кроме того, существует Исповедь, и можно вне богослужения подойти к священнику, договориться побеседовать, чтобы батюшка подсказал, как в вашей конкретной ситуации воспользоваться теми или иными евангельскими основаниями. Священник ничем не умнее, не мудрее и порой даже, увы, не благочестивее любого среднестатистического христианина, но профессиональная задача священника — нести слово Божие людям. Поэтому священник говорит: «Господь в Евангелии нам говорит так-то… Вот у вас такая-то ситуация; поскольку я вас знаю и уже не первый день вы у меня исповедуетесь, то я понимаю, что вам пока будет тяжело, вы сломаетесь, если буквально это исполните.
Давайте некоторый компромиссный вариант. Например, рубашку отдайте, а от верхней одежды отдайте только половину. То есть шарфик снимите и отдайте, а в шапке еще походите. А как вам дадут годовую премию и вы сможете себе новую шапку купить, отдайте просящему и шапку». Понятно, это ординарный пример.
Что касается вопроса о том, как преуспеть в добре, как к нему приблизиться, Господь нам дает уникальный совет: «Я — путь, истина и жизнь». То есть если мы становимся похожи на Христа, то уже двигаемся к этому добру, этот путь истинный. Мы находим истину, и это становится всей нашей жизнью, которая не заканчивается в бренном теле оно все равно умрет, рано или поздно , а продолжится в вечности. Поэтому мы должны прежде всего ориентироваться на фигуру Христа, чтобы знать, Каким был Христос. Мы читаем Священное Писание.
Тут удивительным образом ваши два вопроса переплетаются. Чтобы понять, как Священное Писание претворять в жизнь, мы читаем и апостольские послания. Это тоже часть Священного Писания, но в них апостолы, которые проповедовали Евангелие, первым христианам отвечают на их недоумение: как слова Христа совместить с жизнью. Мы берем и читаем творения святых отцов. И мы уже понимаем некоторое руководство.
Это пункт номер один. И важен после этого пункт номер два: делать какие-то шаги. Если мы все знаем правильно, а в нашу жизнь Евангелие никак не претворяется, то добра мы не достигнем. Абсолютное добро — только Господь, весь мир лежит во зле, все равно мы будем допускать ошибки, но мы не должны сдаваться. Вот у нас есть Евангелие — ориентир.
Сбились с этого ориентира, почитали Евангелие, помолились — Господь исправил, покаялись на Исповеди, что сбились с этого пути к возрастанию добра в нашей душе, — исправились. Или, наоборот, все прочитали, сделали, но порой мы можем вести себя как котик, которому открывают дверь, когда он царапается: он, вместо того чтобы заходить, сидит и смотрит. Опасно, чтобы мы ему подражали. Котики — милые животные, но здесь они, извините за выражение, «тормозят». И если мы видим, где добро, то не должны себя удерживать.
Порой кажется и мир нам диктует : ты сделал добро, тебя никто не поблагодарит, вмешался во что-то — только себе проблем прибавил, помог кому-то — тебе на шею сели. Конечно, надо подходить ко всему с рассудительностью, но все равно не стоит себя в добре ограничивать. Лучше те самые ограничительные силы пустить на ограничение зла и грехов в нашей душе и в наших поступках. Такой вопрос: «Сыну 16 лет, снял нательный крест и сказал, что больше в Бога не верит.
То есть даже если бы Закхей ничего бы себе в карман не укладывал, а все было бы идеально чисто, вот он сдавал бы римским властям, все равно бы он был настоящим предателем. Тут, на самом деле, некоторая трагедия Закхея, потому что ты поступаешь честно — ты обогащаешь оккупантов, а тут ты, раз берешь и крадешь себе, и, вроде, ты как-то уже оставил это внутри региональной еврейской экономики... Если ты крадешь, значит, ты патриот? Колотвин —... То есть здесь, на самом деле, для нас образ человека, который сделал уже где-то там раньше ошибку, окружающие обстоятельства так сгустились, что вот как ты ни поступи, ты сделаешь либо плохо, либо очень плохо. И сам человек из этого выбраться не может, если, действительно, как в античном театре, ну, в V веке до Рождества Христова, в расцвете афинской демократии и культуры, конечно, вот deus ex machinа, то есть вот этот бог, который приземлялся на лебедке и разрешал все противоречия между героями трагедии, он, конечно... Казалось, это вещи абсолютно искусственные. Но здесь, конечно, в момент, когда уже Господь приходит в мир и проповедует, мы видим, что вот то, что в Ветхом Завете было разрешить невозможно, Господь дает — дает этому дорогу в Новом Завете, потому что Он Сам вмешивается в этот процесс. Ананьев — Подробнее об этом изначально нехорошем человеке — мытаре Закхее, а также о том смысле, который вложен во всю эту историю, о которой мы говорим всю эту неделю, мы продолжим разговор здесь, на радио «Вера», ровно через минуту. Не отходите далеко. Добрый вечер, отец Стахий! Колотвин — Добрый вечер! Ананьев — Я — Александр Ананьев. И правильно ли я Вас понимаю, отец Стахий, что вот ну уж если давать такую оценку человеку, чего делать, наверное, не стоит, надо осуждать его поступки, но не его самого, но, образно говоря, хуже этого человека придумать себе было довольно сложно. И если бы надо было себе придумать самого отрицательного персонажа из всех жителей Иерихона, то вот этот низкорослый, некрасивый, никому не симпатичный мытарь Закхей был бы, наверное, первый в списке плохих людей. Колотвин — Ну, тут, опять же, тоже, что он такой низкорослый и правда некрасивый, нелюбимый... То есть мы видим, что меньше дано — меньше спросится. То есть если у тебя действительно детская психологическая травма, тебя как-то там затравили, то, конечно, с тебя спросит все равно Господь, но какое-то прощение будет, поэтому всегда надо со снисхождением относиться, потому что очень часто люди, которым как-то вот тяжелее, может быть. И если не принимать во внимание, а сатана же на нас шоры одевает, и нам кажется, что вот нет человека, который настолько плох. А ты, действительно, если чуть-чуть оглянешь и видишь вот этого ребенка несчастного, который маленького роста, и над ним как-то издеваются... Может быть, он отнюдь был не из мытарской семьи, то есть не из богатой, может быть, наоборот, он был... И уже, если это людям и сложно разглядеть, и никто, конечно, там... Как мы знаем, потом Господа осуждали, что Он-то к Закхею пошел. Но, в принципе, Господь как Совершенство — Он видит в этом завистливом, в этом злобном, в этом человеке, упивающемся своей властью и безнаказанностью, все равно видит образ Самого Себя, Образ Божий. Как вот, ну, действительно, поется в богослужебных песнопениях, «подобное подобным бы призвать». И поэтому Господь призывает его подобным — не в смысле, что «вот Я такой властитель мира, и ты тоже властитель, будем знакомы»... Как все-таки сейчас как-то там с чиновничеством взаимодействуют, что так проще это, конечно, сказать: «О, какой-то у меня статус есть, давайте»... Нет, а Он призывает, наоборот, обращается к другой части души человека — как раз к той светлой, такой, которая чувствует, что может быть боль, что может быть чего-то... Потому что самое важное здесь — мы видим, что Закхей, несмотря на все негативные характеристики, которые мы про него собрали, поступил отнюдь не то, что, там, телохранители растолкали и его в первые ряды поставили. Вот сейчас представить, что у нас какой-то чиновник, если решит принять участие в Крестном ходе, что он будет куда-то там на такое... Нет, в первый ряд встать, чтобы сфотографировали красиво, — это пожалуйста. А Закхей уже, можно сказать, даже своим залезанием на вот эту ягодичину, на такой, ну, чуть ли не на куст... Нельзя сказать, что это... Может быть, он бы на большой дуб какой-то не залез, да? Что он уже показал, что он сам не знает, чего он хочет, он сам ничего даже не просит. Ему просто, вот его душа стремится, потому что он видит что-то такое, что не может понять и объять, а грешная душа, душа, скованная грехом, правда не может. Вот Свет видит — она не понимает, что это именно такое. Но все равно душа по природе христианка, она ко Христу стремится. Ананьев — Получается, что как у него не было особенного выбора, совершать или не совершать грех, у него там все равно шаг влево, шаг вправо — все равно ты страшный грешник, так и здесь, получается, у него не было выбора, потому что им же руководило не стремление стать лучше, вот как я себе это вижу, не понимание того, какой он грешник, а, по сути, это было такое детское, светлое, может быть, хорошее ну потому что чистое , но все равно любопытство. Колотвин — Любопытство — да, но все-таки, как Вы совсем чуть ли не в сторону кальвинизма завернули, такого предопределения ко спасению или к осуждению, все-таки наш такой святоотеческий взгляд на взаимодействие с Богом — это соработничество. То есть человек все равно делает какое-то усилие сам, а не просто под влиянием обстоятельств, но, в том числе... А Господь ему помогает, в том числе, некоторые обстоятельства, которые как-то модерируют жизнь, откликается. Поэтому тоже Закхей... Вот я, может быть, не очень четко сказал — уже в этот момент, когда Закхей уже стал старшим мытарем Иерихона, у него, правда, какой бы он шаг ни сделал, все это была бы ошибка, но... За исключением того, что ему Господь, в итоге, посоветует. Хотя это тоже, в итоге, болезненно, может быть, и сказалось на ком-то из окружающих. Но вот ошибка была сделана раньше — когда ты заходишь в темный переулок и проходишь куда-то, и, в итоге, видишь, что и за тобой какая-то странная компания, и с каким-то одним акцентом, а перед тобой компания тоже странная и совсем без акцента, но чего-то отнюдь не хочется туда больше идти. Как-то вот тут что с акцентом, что нет... То ошибка твоя — не когда ты повернешь направо или налево, а когда ты вообще, в принципе, уже за полночь в этот переулочек свернул, вместо того, чтобы пойти более длинным путем, но зато под фонарями. Поэтому Закхей — он заложник ситуации в том плане, в каком каждый из нас, согрешивший, находится, что исправлять всегда тяжелее, чем сразу делать правильно. Чем ты больше ошибаешься, тем ты дальше запутываешься, тем тебе сложнее распутаться, но это не значит, что ты распутаться не можешь — просто для этого тебе больше усилий и зачастую каких-то жертв надо будет принести. Ананьев — Я вчера потерял полчаса — или не потерял, приобрел. Я сидел, рассматривал фотографии... Я же никогда не был на Святой Земле... Я рассматривал фотографии, если верить подписи, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Она реально существует сейчас? Колотвин — Ну, смоковницы — они все-таки не такие долговечные деревья, как маслины, но, в принципе, как мы знаем из ситуации и с маврийским дубом, дают побеги. Побеги прорастают, и, можно сказать, такой круговорот. Поэтому, в принципе, могла вот та смоковница, которая в Иерихоне почитается, быть, можно сказать, прямой наследницей, плоть от плоти в прямом смысле слова, причем, той самой смоковницы, на которую забирался Закхей. Для нас, поскольку... Поскольку мы почитаем... Ну, это у нас догмат иконопочитания. Мы почитаем не доски, не краски, мы почитаем именно вот этот первообраз, который стоит за иконой. И поэтому мы тоже почитаем не то, что вот оригинальное дерево или не совсем оригинальное, или вообще перепутали — соседнее почитают. Нет, а мы почитаем именно то событие, которое Христос здесь в отношении человека совершил. Ананьев — Ну вот здесь, конечно, я, признаюсь честно, немножко язычник. Мне стало страшно важно оказаться там, возле этого дерева, и постоять возле него. Хотя оно ведь почитается все равно там, оно как-то ограждено, там какие-то таблички, туда нельзя заступить, нельзя его потрогать, отломить кусочек коры, как бы я, например, очень захотел сделать. Все равно туда никого не пускают. А тот факт, что бедняга Закхей забрался на это дерево — смоковница ведь, да, это, инжир, по большому счету? Колотвин — Ну, ягодное дерево... Я сейчас не вспомню, что в греческом тексте говорится, потому что вот церковнославянский сидит, а греческий — увы, память уже подводит, прямо так, не заглядывая в текст, сложно сказать. Ананьев — Ну, я так понимаю. Я для себя решил, что это инжирное дерево вот это вот, с такими светло... Вот тот факт, что он забрался на это дерево, в частности, трактуется так, что Закхей смог подняться, в буквальном смысле над своей грешной природой. Правильна ли эта трактовка? Колотвин — На самом деле, да, очень хорошая трактовка, символическая. Потому что Закхей — он, по своей гордости, несмотря на свой маленький рост, так над всеми возвышался. Он над всеми... Ну, правда, он был всех главней в городе. То есть даже какой-то религиозный лидер, местный раввин, учитель, кто в синагоге собирал на чтения и пользовался действительно очень важным авторитетом, все равно он, по сравнению с мытарем, таких возможностей не имел и такого влияния — ну, не говоря уж о богатстве. И хотя, в принципе, в иудейской среде и в те века, в отличие от нашей богоспасаемой державы, служители культа — они все-таки не бедствовали. А тут Закхей — правда, он берет, вроде, возвышается, но на самом деле это возвышение в смирении. Потому что чем выше он забирается, тем больше он может стать объектом для насмешек. Поэтому он возвышается над своим грехом. Поэтому и тоже для нас вот некоторый символический пример — что тоже мы должны возвыситься, стать лучше, но стать лучше не чтобы этим погордиться, а, наоборот, как Христос. Христос берет и смиряется. И вот мы как раз Христа так любим и больше любовь к Богу чувствуем — к Богу воплотившемуся, Который пришел к нам. Мы вот просто видим Ветхий Завет. Любят ветхозаветные люди Бога? Но так, как мы любим Христа, у них не было такой возможности. Вот Бог где-то на небесах, непознаваем, далек инаковому нашему грешному человечеству. А тут Бог рядом с нами. Поэтому тоже, конечно, пока мы приближаемся ко Христу, Который все-таки по своей личности един и в Божестве, и в человечестве, был подобен нам, конечно, во всем, кроме греха, нам очень важны и вот такие примеры — примеры реальных людей, которые, в отличие от Христа, греху были подвержены, но делали попытки его победить. Ананьев — Сейчас будет сложный вопрос, отец Стахий: где та смоковница, на которую вот я, конкретно я, в моем конкретном времени, в моем конкретном окружении, теоретически, мог бы взобраться? Потому что я очень хочу. Я понимаю, что вот тот пример с Закхеем — это пример для меня. И я очень хочу увидеть — а где там... Чтобы мы были...
Вот уже после этого он только начинал что-то реально жертвовать. Потому что когда он даже воздавал четверицею, это, можно сказать... Ну вот если ты какой-нибудь микрозайм берешь, ты, в принципе, через несколько лет тоже воздаешь отнюдь не 5 и не 30 процентов, а прямо все самые 400 процентов им придется принести. Поэтому здесь, как человек гасит какой-то кредит — он же гасит вначале даже не долг, он гасит проценты. Почему вот я, например, боюсь залезать в ипотеку? Потому что если ты залез в ипотеку, и даже ты платил, платил, платил, потом выяснится, что ты, в принципе, ничего не погасил. С тобой что-то случилось, трудоспособность как-то теряешь, обстоятельства меняются, а ты только проценты выплатил, хотя несколько лет платил. И поэтому когда Закхей берет и воздает четверицей всем, кого обидел, он может отдать только проценты своего злодеяния. А дальше он. Как бы вот эти проценты — он вышел «в ноль». Он вот как из этой проруби... Одно дело... Ну, может быть, и разные мнения по поводу окунания в прорубь, не столь давнего, есть. Но одно дело — ты нырнул в прорубь, а другое дело — ты из нее не выныриваешь. То есть ты вот только поднялся, и ладно уже — ты вздохнул воздух. Уже хорошо. Если ты там остался — все, ты умер, захлебнулся. Но если ты вот высунул голову из проруби, но не вылезаешь из нее, ты дышишь, вроде, но рано или поздно ты замерзнешь, ты умрешь все равно. Пусть более медленно, но все равно умрешь, и, возможно, более мучительно. Поэтому надо еще, когда ты из бездны греха выбираешься, еще какой-то шаг сделать уже к Христу — шаг в добродетели. Шаг, который не оправдывает твои грехи, а который тебя реално приближает к Богу. И Закхей понимает: какие у него есть возможности? Ну, если бы он был какой-то силач, высокий, он, может быть, бабушкам помогал бы какие-нибудь смоквы таскать, и оливковое масло катить, и воду набирать, из колодца носить. Ну нету у него таких возможностей. Что у него остается? У него остается богатство, которым он реально поможет. И он говорит: «Вот те, кто там нищие, которым, в том числе, налоги римлянам платить, я вот им раздам половину своего имения. А остальная моя семья — им всего хватит». Им всего хватит, и поэтому тоже вот считать, что Закхей как-то все обобрал... Нет, он отдал наворованное. Он компенсировал нанесенный ущерб и наконец-то сделал какое-то доброе дело. На самом деле, если бы он его делал, грубо говоря, помогал бы нищим постоянно, то он, может быть, и отдал бы ту же самую сумму, но просто на протяжении 60 лет. Вот он как бы, человек, раз — в 20 лет начал работать и до 80 работает. Крупные бизнесмены — они, в принципе, не уходят на пенсию. Они берут и зарабатывают. И человек, который постоянно помогает, — если он потом сложит: о, какая гигантская сумма! А можно ее было за всю жизнь не тратить! А если ты никогда не помогал, а потом спохватился, то тебе недостаточно: «Ой, у меня друг, другой предприниматель — он вот как-то там храмам помогает постоянно... Сколько он в месяц дает? О, я столько же буду давать! Нет, если ты никогда никому не помогал, если ты вот просто... Это не будет для тебя никакое усилие. Усилие будет реальное — возьми, посмотри, сколько... Вот твой друг, которого ты взял, действительно, как ориентир, — что он принес? Что он помог? Понятное дело, тут тоже не сводится к деньгам. Ты берешь какой-то... Ты врач и принимаешь по записи, а у тебя товарищ — он принимает по записи каждый день и еще двух-трех человек, кто просто в очереди, без записи пришел. И ты вот спустя несколько лет решил, что «ой, дай-ка я тоже так буду поступать! Да тебе недостаточно трех. Ты приходи еще раньше и еще с утра прими! Это ты не должен, это от тебя не требуется, но таким образом ты правда послужишь делам любви и станешь похожим на Христа. Потому что люди собираются, когда они с чем-то схожи. Им приятно собираться вместе в гости — поесть, попить, повеселиться. Им просто будет весело. Они могут собраться и правда вместе насытиться. И в гостевой комнате кто-то ляжет спать. Но они будут чужие. А они — им будет и радостно, и весело друг с другом, если у них есть общие интересы. Интерес Христа, когда Он пришел на землю, — служить людям, любить их, о них заботиться. И поэтому Закхей, когда делает этот шаг, он, по сути, обрекает себя и всю свою семью на возможность, от которой тоже потом можно отказаться, — счастья со Христом. Быть рядом с Христом и делать как Он, поступать как Он и быт Его настоящим другом, а не просто каким-то разместителем. При этом вот это его преображение души... Еще он не сделал, как вот мы, например, грех не совершили, а мысль у нас уже ко греху ведет, и это у нас в бездну катится, так и, наоборот, возвышение идет тогда, когда мы еще доброе дело не совершили, но уже решили. Мы приближаемся ко Христу — это меняет жизнь. Как его грех отягощал всех его домашних! Потому что Закхей вредил семье не когда он у них забрал половину и нищим отдал. Он им вредил, когда он приносил, и на эти ворованные деньги, кровью и потом добытые, он брал и какие-то там покупки организовывал. И, более того, грех распространялся, как порок, у тех поставщиков хлеба, масла, всех тех, кто его обслуживал, слуг, которые, вроде, честно зарабатывали, но все равно на краденые деньги были. И даже когда он приносил и что-то там местному раввину отдавал в синагогу, тоже все это — грех распространялся. А теперь он наконец-то дает что-то свое, чистое, и, наоборот, вот это как добродетель, тоже уже как лекарство идет — вот опухоль злотворную вокруг уничтожает. То есть тоже Закхея меняет. И просто Закхей — ему так это понравилось, что он не смог остановиться. И он говорит: «Да, я уже старший мытарь» раз он старший мытарь, наверняка, он был немолодой человек. То есть уже дети взрослые. Все, пойду епископом, пойду страдать за Христа. Христос взошел на Крест — вот это то же самое, что мне нужно». Ананьев — Ой, отец Стахий, вот видите, у меня здесь на бумаге еще половина вопросов, которые я не задал... Колотвин — Наша постоянная проблема. Ананьев — В частности, еще вот и про деньги. Потому что мне... Я просто... Вот нам говорят, что у нас минута осталась. Я буквально коротко. Я сегодня и вчера перечитывал вот этот фрагмент Евангелия, и мне было страшно. Я объясню, почему. Мне казалось, что, окажись я на месте этого несчастного мытаря Закхея, мне бы не хватило вот этой чистоты его и вот этого порыва, как не хватает регулярно. Мне очень страшно стало, что я бы сказал: «Господи, я очень хочу... Сейчас, секундочку, я посчитаю, сколько у меня... И вот сейчас еще посчитаю, и... А это ведь сплошь и рядом происходит! Вот сидит бабушка, просит милостыню. Я подхожу, у меня в кармане тысяча рублей. Я смотрю и говорю: «Так, ну, тысяча — чего-то много... Но сейчас я разменяю, приду... А может быть, не приду»... И вот как-то вот... А потом так стыдно становится, когда вот эту историю про Закхея прочитаешь... Колотвин — Как хорошо, что есть Интернет!
Психология решает конкретные социальные проблемы здоровых людей. У человека есть травмы, он переживает какую-то потерю, аварию. Он может от этой травмы чуть-чуть отгородиться, а может ее принять и жить дальше. И психолог ему в этом поможет. Есть какие-то подростковые, детские проблемы, это тоже можно с психологом проработать. Но надо понимать, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Ты можешь спустить целое состояние на психологов. Это со священником пришел и поговорил бесплатно, а здесь думаешь: раз заплатил — значит, какой-то результат будет. А ты ждешь, чтобы тебе сказали какие-то магические слова — и тогда можно будет, самому не меняясь, свои проблемы как-то разрешить. Нужно различать духовные проблемы и проблемы нашей нервной системы. С нервной системой, поврежденной каким-то недугом, работают психиатры, тут уже нужно медикаментозное лечение… Человек состоит из души и тела, и есть телесные проблемы — сломанное колено, давление, которое скачет, температура, которая повышается, бактерии и вирусы атакуют наш организм. И есть проблемы здоровой нервной системы, когда нужна помощь психолога, или, увы, нездоровой нервной системы, когда нужна помощь психиатра. Это все равно проблемы телесные. Но никакие телесные средства не помогут душе. Послужить опорой — да. Если человек тяжело болеет, ничего ему не помогает, то он живет просто под обезболиванием последние годы своей жизни, чтобы он мог не зарыться в свою боль, а чуть-чуть подумать о своей душе, более разумно подготовиться к часу смертному. Но невозможно обезболить душу телесными вещами, душа все равно будет страдать. Конечно, душе нашей порой легче, когда у нас тело здорово. Пока душа и тело у нас связаны, пока мы физически не умерли, они будут влиять друг на друга и комфорт души будет частично обеспечиваться за счет комфорта тела. Но поскольку природа нашей души бессмертная, духовная, которая этому миру не принадлежит, то целиком комфортом тела этого не достичь. И когда человек идет на всякого рода тренинги потому, что у него болит душа, он не может решить свои проблемы. Тут мы оставим за скобками, сколько у нас шарлатанов, потому что, когда безработица растет, рабочие места сокращаются, сразу происходит рост количества так называемых психологов и коучей. Мы поговорим о настоящих, хороших специалистах. Они есть, и к ним очередь выстраивается, а не сами они ищут, кому бы свои услуги предложить. Пришел бизнесмен, у него есть бизнес-план, но при этом какая-то неуверенность в себе, и он ее с психологом проработал. Ему поможет узкий специалист какую-то простую земную задачу решить. Но глобальную, духовную задачу никакой из этих специалистов не решит, потому что это не его профиль. Ты должен сам понять, что тебе нужно решить, ты должен поставить себе некий диагноз. Например, человек приходит к священнику и из раза в раз кается, что он осуждает свою усопшую маму за то, что она его обижала в детстве. Один раз покаялся, а если второй, третий раз об этом говорит — это уже не покаяние. Покаяние человек уже принес Господу, и его не нужно заново повторять. И задача священника — помочь, подсказать человеку, что у него действительно детская психологическая травма, которая в том числе мешает спасению его души. Надо спокойно о душе усопшей мамы молиться, а человек, сам уже доживший до седых волос, вспоминает, что было 50—60 лет назад. Надо сходить к психологу, потому что это стандартная рабочая процедура психолога — проработать эти детские травмы, обиды на родителей. Или человек приходит и говорит, что его бесы атакуют, они его подкарауливают, водой обливают, стучат ночью по батареям. И священник такому человеку объясняет, что бесам неинтересны батареи и водой они не поливают. Они все-таки существа духовные, хоть и падшие, но все равно бывшие ангелы. Соответственно, у человека есть некая навязчивая идея, которая будет мешать его контакту с ближними, он их начнет подозревать, осуждать. И чтобы душе этого человека помочь, его надо отправить к психиатру, которому бы он описал свои симптомы, рассказал про батареи, водичку, про то, что его кто-то облучает инопланетяне или злые соседи. И доктор выпишет такому человеку таблеточки, он будет их принимать — и у него уйдут эти симптомы, а он сможет по-христиански, с любовью относиться к соседям, к родным. Для христианина очень правильное решение вначале прийти к священнику и посмотреть, не духовные ли это у него проблемы. Но у священника тоже порой бывает некая гордость, недаром от людей зачастую можно услышать: «А нам батюшка сказал не ходить к психологу». Если батюшка не ведет нормальной духовной работы со своими чадами, то он просто боится конкуренции. И если от него его духовное чадо пойдет к психологу, то станет понятно, что, мол, служение этого священника — некая профанация, он не вкладывается в человека, только имитирует священническое служение. Крестик есть, епитрахиль есть, борода отросла — и уже какой-то статус появился. Порой гордость священника заставляет его говорить, что к психологу не надо ходить, к психиатру идти не надо, бесы атакуют — мы сейчас специальные молитвы прочтем. Это желание контролировать человека. И если ты столкнулся с таким батюшкой, который, может, и хороший, и добрый, но все равно гордость его победила, он тебя контролирует, то ты должен сам задуматься. Господь говорит врачу: исцелись сам! Если ты монах — ты в послушании у игумена, у духовника монастыря, но пока ты мирянин, ты не можешь сказать, что тебя батюшка не благословил. Признаться, что у тебя какая-то психическая проблема, это же надо свою гордость преодолеть. А тут очень удобно ссылаться: батюшка не благословил. Зачастую, когда видишь людей с такими симптомами, открываешь книжку Василия Глебовича Каледы «Пастырская психиатрия», а Василий Глебович сам сын священника, у него два брата священники, сестра игуменья, он очень понимает реалии священнического служения. Открываешь эту книгу как некий справочник и понимаешь, что у такого-то человека не духовная проблема. Даже можно попробовать предложить ему просто хорошо помолиться, со всеми примириться... Но если тебе священник не подсказал так помолиться, то задумайся: почему он так сделал? Может, правда из-за желания сохранить над тобой нездоровый контроль? Причем контроль не потому, что ты принесешь ему какую-то денежку а батюшки — существа зависимые, на зарплату священника не прожить, и если ты что-то не принесешь, то батюшка не проживет, особенно если он не монах, а семейный. Предположим, что батюшка совершенно бескорыстный, но гордый, и он хочет людей контролировать. Христианин всегда выбирает срединный путь. Духовные вопросы решает со священником, психические вопросы, вопросы травмы решает с психиатром, психологом. Главное — не смешивать все в одну кучу. Пришел, помолился в храме, у батюшки благословился. Потом пошел к специалисту, решил свои проблемы. Потому что работа со специалистом, психологом, психиатром, бизнес-тренером, — это разовые события, это события какого-то периода нашей жизни. Пришел такой период, когда ты полгода должен с одним специалистом поработать или на пять приемов сходить. А духовная работа — это вся наша жизнь. И со священником, в своем приходе, ты ее проходишь на протяжении всей жизни, как принял благодать крещения — и до часа смертного. Правильно в христианской жизни, когда священника видишь регулярно. На воскресное богослужение пришел, с батюшкой вместе помолился, даже если тебе не нужен никакой совет. Евангелие послушал, слово проповеди послушал, вдохновился — и живешь дальше. Причастился Тела и Крови Христовых — и живешь со Христом следующую неделю. А если есть дополнительные какие-то потребности, то их по мере возможности решаешь. Имеет смысл со священником посоветоваться, спросить: «Батюшка, есть такой православный психолог, я нашел его страничку в социальных сетях». Если батюшка сам социальными сетями пользуется, то он зайдет, посмотрит и скажет: «Нет, у него только какие-то стандартные цитаты из пабликов, и вообще мне кажется, что этот человек не совсем православный, а просто так себе клиентуру ищет. Назвал себя православным психологом, закупил рекламу у православных блогеров. Лучше иди к человеку, который реально в храм ходит, он хороший специалист, верующий человек, поэтому к нему идут». Бывает и православный хирург — он будет и профессионально оперировать, и с душой к своему пациенту относиться, потому что будет относиться к нему как к страдающему Христу. Точно так же и с психологом.
Отец Стахий Колотвин: жизнь московского батюшки, без лоска и прикрас
У «железнодорожников» тоже есть такая традиция. Если человек хочет помолиться, сделать это вместе со своими близкими, и просит церковь в лице священника возглавить это, то это норма. Это правильно, это хорошо. Единственное — здесь не стоит искать какого-то магического эффекта и думать, что раз я пригласил батюшку, то Господь мне обязан. Бог — творец неба и земли и никому ни в чем не обязан.
Но он нас любит как своих бестолковых детей и готов на наши просьбы откликнуться, если они будут полезны. Если не полезны — то, как отец не купит ребенку десятую порцию мороженого, особенно если он плохо себя вел и не заслуживает, то и Господь, естественно, наши капризы выполнять не будет. Если видит, что никакой духовной пользы они не принесут. И на стоп-кадре из видео у батюшки размытая фигура.
Думаю, это кто-то из священников, которые служат в Химках. Там много храмов, поэтому выяснить кто это из многочисленных батюшек Химок не представляется возможным. Тем не менее, ФК «Локомотив» ко мне никогда не обращался — прежде всего, потому что рядом со стадионом есть старинный храм Ильи Пророка. И, насколько мне известно, оттуда на протяжении многих лет приходит батюшка — то один, то другой.
И тут у «Локомотива» более правильный подход — не потому что сейчас стали проигрывать и надо батюшку позвать. А потому что мы все-таки начинаем какое-то дело: а христианин должен начинать любое дело с молитв. Начинается сезон — надо помолиться. Начинается какой-то спортивный процесс — просим Господа нас укрепить.
Поэтому лучше жить не по принципу «когда гром грянул — тогда мужик перекрестился», а креститься всегда. И не потому что ты боишься грома и проблем, или того, что ты вниз турнирной таблицы посыплешься, а потому что ты веришь в Бога и любое дело хочешь делать вместе с ним.
Если идет общее пение, то мое — витиеватое. Мне это забавно, ребятам тоже забавно, всем создается хорошее настроение. Ребята знают, что на мою поддержку всегда могут рассчитывать. Слава богу, у нас в целом все спокойно. Надеюсь, и не будет такой необходимости о каком-то содействии просить.
Но, в принципе, я на поддержку ребят тоже рассчитываю, в том числе и в ситуациях с «молотами Тора». Поэтому, если надо защищать добро, его надо защищать. Например, в чем-то было обидно: ездили на Евро-2012 в Польшу, я говорю: «Ребята, пойдемте в собор зайдем». Они: «Нет-нет, мы здесь посидим, пиво попьем с видом на собор». Но хотя бы уже людям приятно, они смотрят на красивый собор. Я иду в собор один, смотрю внутри. В Польше приходилось идти до конца, во время знаменитого прохода российских болельщиков, который накрыли польские фанаты?
Там была большая колонна болельщиков, в том числе семейных. Те поляки, кто какую-то агрессию проявлял, делали это выборочно, старались выбирать тех же семейных. А на фанатов, которые могли дать отпор, не нападали. Я уверен, что Лешу выбрали как стрелочника, причем по принципу «кто покрупнее». Надо было вернуться домой, к маленькому ребенку, к дочке, которая фактически сирота по матери, он ее один воспитывает. Единственный раз, когда я появился на территории стадиона в подряснике, а не в спортивной одежде, — это была встреча с болельщиками. Пытался ходатайствовать, чтобы ему сохранили рабочее место.
Может, как-то Господь в его сердце постучится, и не через какие-то новые приключения или, не дай бог, злоключения, что это как-то пойдет на пользу душе. Если бы я ездил на Евро, я бы уже был в 10 раз осторожнее. Потому что это правда: «То, что можно обычному человеку, священнику совершенно непозволительно». Ты с этим как-то сталкивался? А в знак протеста взять и закупить в интернете, благо сразу, как грибы, появляются все эти магазины, мастерские, какой-нибудь «молот Тора» или что-то еще, все приходят такие нарядные. Есть неоязыческий угар. А так, в принципе, ребята женятся — уже детей растить.
Понимают, что надо растить на каком-то другом основании. Поэтому потихонечку люди сами что-то спрашивают — те, кто еще вчера был увешан молоточками и другими приспособлениями, приносят своих детей крестить. Мой бог меня рабом не называл. И все. Христос меня рабом не называл. И все просто. Бог-победитель, который в конце времен Сатану сокрушит.
Христианин, можно сказать, выбирает победившую сторону. И при помощи КГБ в советское время он бы победил. Но в 90-й год советская эпоха заканчивалась, тогда он решил: «Сделаю я свое собственное патриаршество в Киеве».
Разумеется, сначала на семейный сектор. На фанатский пущу их, когда они будут к этому готовы, станут взрослыми. Знают, чем вы занимаетесь вне пределов стадиона? Ты хоть обвешайся крестами, набей на всём теле татуировок, это не имеет никакого смысла. Главное — что у тебя в душе! Вы такие матчи посещали? Кстати, ездил не только с «Локо», но и со сборной. Был на Евро-2012, шёл в той дружной колонне на матч против Польши. Тот день запомнился, конечно, но не с самой лучшей стороны. Шёл в первых рядах колонны, а напали поляки на центр. Так что в потасовке не участвовал. Первому можно драться, если речь идёт о защите себя и семьи. Священник же не должен брать в руки оружия, и бить других ему нельзя. Впрочем, можно сделать бросок, ну или болевой. Но это всё шутки, конечно. Священника должен защищать народ. Я, кстати, переживал по этому поводу, когда начал служить. Думал, а вдруг семье будет угрожать реальная опасность и я не смогу за них постоять… Но решил, что в любом случае буду защищать родных, даже рискуя из-за этого потерять службу. Старший брат в православной многодетной семье. Прокофьева по классу классической гитары. В том же году поступил на Отделение древнехристианской письменности Богословского ф-та Свято-Тихоновского университета, которое окончил в 2010 г. За годы обучения выступал докладчиком на научных конференциях в России, Сербии и Германии, участвовал в миссионерских поездках ПСТГУ по отдаленным районам Архангельской области, дважды направлялся на стажировку в Грецию в Фессалоникийский университет им. С детства о. Стахий алтарничал и пел на клиросе в различных храмах г. На несколько месяцев командировался в Покровский ставропигиальный женский монастырь и храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине. Стахия в сан пресвитера и своим Патриаршим Указом назначил его штатным священником храма Всемилостивого Спаса в Митине. В 2014 году назначен ответственным за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине. В настоящее время несет общецерковное послушание референта Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Отец Стахий женат, воспитывает дочь и сына. Уже больше года выпускник ПСТБИ несет пастырское служение на самом краю Москвы — при выезде из Митино в сторону области его трудами был построен временный деревянный храм в честь князя Владимира, по размерам и эстетическим качествам не уступающий многим постоянно действующим московским церквям. С него и началась полноценная жизнь общины будущего Крестовоздвиженского храма, где уже не только совершается Евхаристия, но и происходит общение прихожан за воскресными чаепитиями и занятия с детьми в воскресной школе, где отцу Стахию помогает выпускник и преподаватель БФ, Антон Владимирович Анашкин, недавно защитивший кандидатскую диссертацию по классической филологии. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Настоятелем Спасского храма является священник Григорий Геронимус, интервью с которым было недавно опубликовано на нашем сайте. Администрация и сотрудники ПСТБИ сердечно поздравляют отца Стахия с назначением и желают ему крепости сил и Божьей помощи в предстоящих трудах по возведению нового храма и устроению возглавляемой им приходской общины. Вас же, дорогие читатели, просим поддержать молодого настоятеля и его семью своими молитвами. Родился в Рио-де-Жанейро, в католической семье. Третий год служит священником Крестовоздвиженского храма в Митине. У него русская жена, дети — Анна и Серафим. При этом он настоящий бразилец: любит футбол, хотя сам давно не играет, болеет за земляков, минувшим летом хотел даже выйти на Никольскую улицу, где тусовались болельщики, и крикнуть: «Я из Бразилии! Вот его рассказ. До храма ехал шесть часов на автобусе Мои родители юристы. Семья верующая, особенно моя тётя — с детства она каждое воскресенье водила нас с братьями на мессу. С тех пор мне всегда было удивительно, как это некоторые христиане по воскресеньям не ходят в храм. В 11 лет я пережил серьёзное испытание. Наша семья переехала в Нью-Йорк: отец получил новую работу. И родители стали сильно ссориться. Было ощущение, что они разведутся. Это меня потрясло. Я стал горячо, со слезами, молиться, чтобы они помирились. И они действительно смогли найти общий язык. Потом мы вернулись в Рио. Я продолжал ходить в католический храм, но нарастало ощущение, что мне чего-то недостаёт. После каждой литургии священник говорил о политических событиях или о телепередачах, а мне хотелось больше знать о Евангелии, о духовной жизни. Друг обратил моё внимание на православие. Но в Рио православного прихода не было, пришлось ездить за 300 километров — в Сан-Паулу. Это утомляло: 6 часов на автобусе, а туда и обратно — 12 часов, но я ездил. Я ещё не знал церковнославянского языка и многого не понимал, но меня захватила красота православного богослужения. Возникла уверенность, что именно здесь я нашёл то, что давно искал. Нет русских предков, но есть русские потомки Крестили меня в 2004 году в православном храме с именем Сергий — в честь святого Сергия Радонежского. А от рождения у меня двойное имя — Сержио-Танкредо. Слово «танкредо» означает «очень верующий», меня это обрадовало. Сержио — очень распространённое имя в Бразилии. Иметь своим небесным покровителем святого Сергия — для меня большая честь. Я немало читал о его жизни и стараюсь ему подражать. После рукоположения я первое время служил в Соединённых Штатах — в соборе в Нью-Джерси. Потом меня направили в Буэнос-Айрес. Однажды я приехал в Россию и месяц жил в Троице-Сергиевой лавре, учился. Там познакомился со своей будущей женой, и через год мы обвенчались. Венчание, свадьбу, медовый месяц — всё устроили в Италии. В Бразилии справить свадьбу не так просто: нужно собрать всех родственников, друзей, знакомых и даже малознакомых — сотни гостей! Это очень дорого, у нас не было таких денег. Поэтому мы всё сделали скромнее: обвенчались в римском православном храме Святой великомученицы Екатерины. Через два года у нас родилась дочка Аннушка, сейчас ей уже шесть лет. А в ноябре 2014 года родился сын Серафим. Я иногда говорю, что у меня нет русских предков, зато есть русские потомки. Доброе приглашение отца Стахия Во время моего зарубежного служения жена очень тосковала по родине. Она уехала с маленькой Аннушкой на два месяца в Москву. А когда родился Серафим, уехала с детьми уже на пять месяцев. В общем, я понял, что нам было бы лучше жить в России. И когда приехал в Москву, познакомился со священником Стахием Колотвиным, он учился вместе с моей матушкой в Свято-Тихоновском университете. Он пригласил меня служить в его храме. В итоге наша семья оказалась наконец в Москве. Приняли меня здесь очень хорошо. Я бываю на родине. И вот, когда в июне этого года навещал маму и папу, вдруг ощутил, что мой дом в России. Наш храм не так давно начал строиться, приход невелик. Службы идут в маленькой деревянной церкви. Я очень хотел бы привлечь внимание людей не к самому себе, а к нашему храму, который строится лишь на пожертвования. Если кто-то сможет нам помочь, это будет поистине доброе дело. Русские здесь не такие, как за границей У бразильцев и русских немало общего. Один мой русский друг говорит, что Россия — это трагическая версия Бразилии, а Бразилия — карнавальная версия России. У наших народов есть какой-то общий дух, который нас объединяет. Во время чемпионата мира по футболу мне очень хотелось пригласить бразильскую сборную в наш храм. Но их база находилась в Сочи, а в Москву они приехали совсем ненадолго, поэтому встреча не удалась. Зато ко мне приезжают друзья из Бразилии. И многие с удивлением открывают для себя, что русские — очень открытый и эмоциональный народ, а вовсе не холодные северяне. Я немало общался и с теми русскими, которые родились и живут за рубежом, с потомками белой эмиграции. Это было в те годы, когда я служил в приходах США и Аргентины. Могу отметить, что это несколько иные люди. Есть разница между зарубежными русскими и теми, что живут в России. За рубежом многие ходят в православный храм именно для того, чтобы сохранить свою русскость. А в России такой нужды нет. И это значит, что здесь люди ходят в храм только для общения с Богом. С женой общается на русском. Во время недавнего ЧМ по футболу смотрел матчи, болел за Бразилию, но на стадион не ходил. Читает в подлиннике Тургенева, Пушкина, Гоголя. Среди людей, которых ему довелось крестить, были американцы, кубинец, бразилец и турок. Отец Сержио Сэттэ Камара э Силва действительно умеет играть в футбол! По светскому образованию — журналист, студентом он каждое воскресенье ездил на 300 километров от Рио в православный храм. Никогда в жизни не думал, что будет жить в России. А уже почти год служит в Москве. С отцом Сергием мы встретились в буквальном смысле на стройке — в строительном вагончике у храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Это уютный деревянный храм в огромном спальном районе, его каменный «собрат» пока еще проектируется, но уже строится колокольня и воскресная школа. Но мне хочется привлечь внимание к строительству нашего храма». На сегодняшний день он действительно экзотика: единственный православный бразильский священник в России. Глядя на отца Сергия, задаешься вопросом: откуда все-таки в человеке берется эта сила поиска смысла, которая так меняет его жизнь, перебрасывая с континента на континент, из одной культуры в другую? Об этом батюшка согласился рассказать. Крестовоздвиженский храм в Митине О бразильских предках и русских потомках Я шучу, что у меня нет русских предков — только русские потомки, потому что моя жена — русская, москвичка! А русских корней у меня нет — я родился в Рио-де Жанейро, в Бразилии и вообще никогда не думал, что буду жить в Москве. До того, как прийти в православие, ничего не знал про Россию, ноль, абсолютно ничего! Все, что в Бразилии я слышал про русских, это успехи в спорте — фигурное катание, волейбол, это Остап Бендер. Но я себя духовно нашел именно в Русской Церкви, и с этого все началось … Как можно не пойти на мессу в воскресенье?! У меня очень благочестивая католическая семья, в детстве тетя, сестра моей мамы, всегда меня и троих моих братьев вела в церковь. Родители в то время не были очень воцерковленные, потом стали, и они сейчас очень благочестивые люди. Моя мама стала бесплатно работать для католической архиепископии, как юристом, по своей профессии, так и в сфере катехизации, всю жизнь отдала этому, после того, как воцерковилась, и сейчас работает. С детства мы каждое воскресенье были на католической мессе, и не было никакого «не хочу» — надо ходить и всё! Я не всегда хотел, иногда мог сказать: «Ой, я болею», или находил другие причины. Но эта «обязаловка» не отталкивала, наоборот!
С него и началась полноценная жизнь общины будущего Крестовоздвиженского храма, где уже не только совершается Евхаристия, но и происходит общение прихожан за воскресными чаепитиями и занятия с детьми в воскресной школе, где отцу Стахию помогает выпускник и преподаватель БФ, Антон Владимирович Анашкин , недавно защитивший кандидатскую диссертацию по классической филологии. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Настоятелем Спасского храма является священник Григорий Геронимус, интервью с которым было недавно опубликовано на нашем сайте.
Иерей Стахий Колотвин
Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Священник Стахий Колотвин. Со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос. Священник Стахий Колотвин 14 видео. Со священником Стахием Колотвиным отвечаем на вопрос. Священник Стахий Колотвин, его биография и личная жизнь. Главная → Номера → №6 (999) → Священник Стахий Колотвин. Mы делаем выбор: молимся – вместо ругани, уповаем на Господа – вместо раздражения в сердце. Священник Стахий Колотвин рассказал, что в «Локомотив» регулярно приходит кто-то из служителей церкви – на «Бомбардире».
Отвечают священники
Главная → Номера → №5 (1046) → Священник Стахий Колотвин: Для нас поднять крест и идти за Господом – это великое благо. Священник Стахий Колотвин — о путешествиях вместо ипотеки. Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Cвященник Стахий Колотвин Именно поэтому, когда Господь касается нашего сердца, когда происходит чудо, мы его можем пропустить.