Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя.
Москва против Твери. Неотснятый блокбастер
Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Бунт Твери против Орды. Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
Восстание в Твери против золотоордынцев, в котором тверчане убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала, Щелкана) и всю его свиту. Разрушение Твери татарами Узбек-хана во главе с Иваном Калитой. Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Поводом к нему послужило прибытие в столицу Тверского княжества в 1327 г. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан (Щелкан) пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие.
Восстание в Твери 1327 года
Константин и Василий вместе с матерью и боярами также бежали из Твери. А владения тверские оказались разорены «Федорчюковой ратью», люди разбежались... Теперь старания Михайловичей должны были быть направлены на то, чтобы успокоить своих оставшихся подданных и исправить, насколько возможно, незавидное положение княжества. О притязании на великое княжение нечего было и говорить. Ярлык достался Калите, а Константин, старший из тверских князей после Александра, в 1328 г. Это известие в Твери, где, очевидно, ждали новых от татар бед, восприняли, как видно из летописи, с облегчением: «Божием милосердием выиде из Орды князь Константин в свою отчину в Тверь, и нача княжити тогды мирно и тихо». Тверитяне стали возвращаться в родные места, сожжённые храмы восстанавливались. Находившийся в изгнании Александр назвал своего брата «наставником и собирателем отчины». Словом, Константин, как того и требовала ситуация, направил все силы на восстановление княжества.
Ни о каком противодействии Москве и речи быть не могло, не говоря уже о татарах... Избиения тверитя-нами Щелкана «сотоварищи» в Орде не могли скоро забыть. Тем временем Узбек потребовал к себе Александра, послал русских князей найти его. Как мы помним, Александр Михайлович был в Пскове, однако митрополит Феогност потребовал от псковитян расстаться с бывшим тверским князем, находившимся в немилости у хана. В итоге князья, в том числе младшие Михайловичи, Константин и Василий, послали сказать Узбеку, что Александр ушёл в Литву. Что до Константина, то он и не пробовал искать ярлыка на великое княжение «под Калитой». Наоборот, тверскому князю приходилось подчиняться Ивану Даниловичу, в частности, ходить с ним опустошать новгородские волости. Видимо, только так, выполняя волю Калиты, Константин мог уберечь свои земли от новых ударов.
Надо сказать, это ему удавалось.
После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника. Хан Узбек выделил московскому князю около 50-тысяч воинов «Федорчукова рать» - по имени одного из темников. Огромное войско нагрянуло на Тверское княжество и разгромило его. Эти события лишили Тверское княжество политического главенства. Александр Михайлович вместе с братьями бежал.
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды 02 января 2020 12:25 В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды. То есть сами-то восставшие, конечно, глобальные цели едва ли ставили — горожан возмутило поведение отряда под командованием Чолхана. Щелкана, как его назвали тверичи. Чолхан и его люди действительно вели себя бесцеремонно.
Возможно, предводитель золотоордынского отряда и вел бы себя поскромнее, если б ко всему прочему не был еще и двоюродным братом правителя Золотой Орды, хана Узбека. Явившись в Тверь, Чолхан первым делом выгнал из дворца если его так можно называть князя Александра Михайловича. Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение. То есть формально был главой всех русских княжеств.
В городе распространились слухи, что Чолкан скоро сядет на трон Твери и обратит все население в ислам. Недовольство народа и положение князя Александра. Грабежи и насилие привели к большому недовольству среди населения. Люди обратились к князю за защитой и помощью, но он лишь посоветовал им «держаться». С другой стороны, князь и его друзья способствовали распространению слухов о скором восшествии на престол татарского монарха. Начало восстания 15 августа 1327 года Попытка татар отобрать лошадь у некроманта встретила сопротивление. Прозвучал сигнал тревоги, призывающий к бою. Массовое уничтожение захватчиками Твери и гибель самого Халкана. Призыв о помощи.
Оставшиеся в живых пастухи орды бросились в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не захотел ему помочь. Разрушение Твери Армия Федорчука Московский князь Иван Калита вместе со своим суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержали войска хана Узбека. Тверь была полностью разрушена и сожжена. Ход восстания В восстании 1327 обычно делится на 3 фазы. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича.
Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328.
ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ
- Восстание татар
- АНТИОРДЫНСКОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ В 1327 Г.
- ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ
- Восстание в Твери
- Почему Иван Калита подавил восстание в Твери - Парламентская газета
Важная информация
- Ход событий
- Дмитрий Донской (1359-1389)
- Восстание в твери 1327
- Что, если бы не было Тверского восстания
- Почему Иван Калита подавил восстание в Твери
Антиордынское восстание в Твери
Народное восстание против татар в Твери. Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка».
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан. Визит в Тверь Чолхана. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.
Кратко об антиордынском восстании в Твери
Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть.
Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.
Как рассказывает нам летопись, собравшиеся жители пришли к Александру с просьбой расправы над монголами, однако тот уговаривал их терпеть. Но пятнадцатого августа внезапно вспыхивает восстание, которое началось с того, что татары из свиты Щелкана пытались отнять кобылу дьякона Дудко. Возмущённые жители вступились за дьякона, после чего начали бить татар по всему городу. Чолхана вместе со свитой сожгли во дворце. Народ перебил всех татар, которые были в Твери, включая так называемых «бессермен», являющихся ордынскими купцами.
Некоторые из летописей выставляют в качестве зачинщика данного восстания, но историки опровергают это. Однако князь и не препятствовал волнениям.
В 1326 году великий князь Александр Михайлович, получив от представителя Золотой Орды Узбека ярлык на княжение Владимирское, вступил во власть в тверском княжестве. Спустя время, в город Тверь приехал родственник Узбека — Щелкан, являющийся его двоюродным братом. Также он известен под именем Чолхан.
Хан решил поселиться во дворце Великого князя. Сам князь тверского княжества — Александр Михайлович был вынужден покинуть свой собственный дом. Щелкан, поселившись во дворце, начал проявлять жестокость по отношению к местным жителям, совершал грабежи и насилие. Тверичи стали ожидать худшего в своей жизни. В городе среди жителей появились слухи о планах баскаков совершить убийство князя, с целью занять его место в тверском княжестве.
Как говорили жители города, русские люди должны были под давлением монголо-татар отказаться от православия и принять мусульманскую веру — ислам. Против Щелкана назревало народное недовольство, но Великий князь Александр, зная о жестоком нраве татарского Хана, просил сохранять спокойствие жителям города. Участники Тверское восстание, как любое историческое событие, имело своих участников: с одной стороны выступали тверичи и их предводитель Александр Михайлович его личное участие остается у историков под вопросом, хотя со своей стороны Александр не предпринял каких-либо действий для усмирения горожан ; с другой стороны выступали: представитель Золотой орды — Хан Узбек, князь из города Москвы — Иван Калита, суздальский князь Александр Васильевич. Начало восстания Народное недовольство росло и неожиданно проявило себя. Вспыхнуло народное восстание в Твери.
Началом восстания считается дата 15. По одним из источников, началом восстания была ссора монголо-татар из прислуги Щелкана с дьяконом Дудко.
Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г.
У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане.
К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8. Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи. Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане".
Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч. Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г. Тверь в XVII веке.
История Рязанского княжества, стр. В Тверской земле тысяцкие - "тысячники" - играли значительную роль ещё в середине XV в. Лихачёв Н. Инока Фомы слово похвальное... Лаврентьевская летопись 1068 г.
Тверская летопись, ст. Воскресенская летопись, ст. Никоновская летопись, ст. И этот случай представился: 15 августа, в Успеньев день, дьякон Дюдко вёл ранним утром к Волге на водопой "кобилицу младу и зело тучну"; татары позарились на лошадь и отняли её; на крик Дюдко сбежались тверичи, а татары взялись за сабли. Тверичи не отступили, но "удариша в колоколы и сташа вечием и поворотися весь град и весь народ там часе събрашася и бысть в них замятия т.
Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще и похватиша лучший жеребци и скоре бежаша на Москву и оттоль в Орду и тамо възвестиша кончину Шевкалову". Здесь, как и в "Песне о Щелкане", князь Александр не играет никакой роли; на первом плане рассказа - "люди тверичи", подобно тому как в "Песне" - вожди народа "удалые братья Борисовичи". Соловьёв отдаёт предпочтение перед другими вариантами рассказу о 1327 г. Тверского сборника, так как здесь "Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминания о замысле Шевкала относительно веры"1. Обратим внимание на одну подробность рассказа, придающую ему особую живость и конкретность.
Это - описание выхода ранним утром дьякона Дюдко с его столь любовно описанной "зело тучной младой кобылицей" и заключение рассказа, где вновь выступает осведомлённость о том, что происходит вне города, на поле, где паслись конские стада и откуда "коневии пастуси", взнуздав "лучший жеребци", помчались на Москву с тревожным известием об избиении татар. Эти подробности наводят на мысль, что этот рассказ сообщён кем-либо из этих пастухов если это не были татары , или, скорее, самим дьяконом Дюдко, любителем лошадей, имя которого вместе с именами князя и Шевкала названо в тексте2. Рассказ не носит черт книжной речи, что особенно ярко сказывается при сравнении с текстом летописных рассказов второго типа, изобилующих литературными штампами и поучительными ремарками летописца. Следует обратить внимание на место рассказа о Шевкале в Тверском сборнике. Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г.
Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г. Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр.
Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий.
Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст. В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты.
Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок. Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1.
В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра.
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)
Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Восстание против монголо-татар в Твери 1327 г. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига.
Причины народного мятежа
- Антиордынское Тверское восстание
- Первое русское восстание против Орды
- Энциклопедический справочник "Тверская область". Статья
- Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря