Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. Переживал блокаду с мамой и младшей сестрой, восьмилетней Ирой.
Блокада Ленинграда глазами детей 21 века
В преддверии этого дня студия «Песочные фантазии» при Детской районной библиотеке организовала выставку рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества. К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей».
Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний! Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира».
Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта. Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя. Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года — за два дня до отъезда матери и сестры: «Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Но я ведь не симулирую свое бессилие.
Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…». На этом дневник обрывается. Когда началась война, отец Тани, Николай Брониславович, был далеко от дома — он отправился в геологическую экспедицию. Таня осталась в Ленинграде с мамой, Ксенией Платоновной, и 15-летним братом Володей. Вот некоторые строки из ее дневника: «22 июня 1941 года. В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал т. Молотов с речью.
Мама плакала. Я улыбалась. К нам пришла управдом и сказала: «Срочно собирайтесь, через час вы поедете на трудработы в Красное село». Я и Вова собрались и вышли к воротам. Я только развязала рюкзак и вынула бутылку кефира, как что-то тихо загудело и люди закричали, что тревога. Я стала собирать вещи не очень-то спеша, как делала это в Ленинграде во время тревоги. И вдруг над головой зажужжали немецкие самолёты и где-то рядом забабахало. Это были первые залпы в моей жизни, и я очень испугалась. До сих пор не знаю, были ли это бомбы или зенитки, но что-то так громко бабахало, и казалось, еще ближе, ближе и вот разорвётся над нами. Но вот стало утихать, и потом совсем стало тихо.
Мы поднялись из канавы бледные, все в пыли.
И первые ленинградские огороды — летом под овощи перекопали все клочки городской земли. Сегодня было необыкновенное событие, просто чудо! На Невском, около «Баррикады», в окне столовой лежала настоящая кошка и притом с котятами! Первая кошка в блокадном Ленинграде, после прорыва кольца! Может быть, кошки есть и другие, но их, наверное, еще очень мало. Собралась целая толпа, все долго глядели, улыбались, даже военные. Вернувшись домой, я позвонила немедленно маме на работу, рассказала об этом. Когда станет немножко полегче жить, мы тоже обязательно возьмем котеночка. Как подростки защищали Ленинград Великий автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев рассказывал о детях Ленинграда, которые с 14 лет вступали в комсомол, наравне со взрослыми вставали к станкам, в том числе на Кировском танковом заводе.
Они же дежурили по ночам на ленинградских крышах, чтобы не допустить пожаров от немецких зажигательных бомб либо вовремя потушить возгорание. Они же работали в госпиталях санитарами, спасая жизни сограждан. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек», — писал Фадеев в заметках «В дни блокады». Семилетний Витя Тихонов еще не выговаривал букву «с». Зато в одну из ночей в Ленинграде погасил свою первую «зажигалку»: взял ее «за хвошт» и оттащил «в пешок». В формируемых рабочих батальонах организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой. Какими были праздники в блокадном Ленинграде Несмотря ни на что, Новый год в самую жуткую блокадную зиму с 1941 на 1942 год ленинградские дети встречали с елкой и даже подарками. Школы и детсады по мере сил и возможностей устроили детям праздничный обед. Четвероклассник Юрий Байков писал в дневнике о чечевичном супе, котлетах с макаронами и желе. Подарки, что логично, тоже были съестными — блокадник Павел Данилов вспоминал конфеты из льняного жмыха, пряник и два мандарина.
Но еще чаще праздники устраивали сами маленькие и юные ленинградцы. Когда в блокадном городе заработал Дворец пионеров, многие ребята с артистическими способностями поднимали боевой дух раненых солдат и больных, ослабленных горожан выступлениями — вечно голодные подростки пели, танцевали, читали стихи, ставили сценки и выполняли гимнастические упражнения. В большом зале был концерт.
Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь.
Или думаешь, что я умираю». Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно.
Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький.
Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.
В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде.
Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде.
Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу.
Итак, долой политику колебаний! Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира». Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта.
Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя.
Лидия машинально отсчитывает секунды. Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди. Когда-нибудь придет и наша очередь. Как не хочется умирать! Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье! Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену.
Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще.
Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу. Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу. Мимо несли раненых. Развалины были уже оцеплены. Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18. Теперь воду надо было набирать самим. Сначала ее брали из люка с помощью консервной банки, прикрепленной к шесту.
Но потом все замерзло. Воду брали из Обводного канала. Она была желтая и мутная. Иногда растапливали лед и снег. Но его с каждым днем все труднее было найти. Канализация не работала, и люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу. В ее руках — кастрюлька, наполненная снегом. Подняться ребенок не мог. С мольбой смотрела она на худую, шатающуюся от слабости женщину, что спускалась вниз. Глаза их встретились.
Лидия поняла: «Надо помочь во что бы то ни стало». Она забрала у девочки кастрюльку, но та все равно не могла идти. Тогда Лида взяла ребенка на руки. Боже, какое невесомое тельце — казалось, под одеждой нет ничего. Но как тяжело даже с такой ношей подниматься наверх. Позже Лидия узнала: в этой квартире умерли все, в том числе и эта девочка. Весной стало легче? Один раз в нашем магазине каждый дом был прикреплен к определенному магазину выдали крупу по 400 г на человека и масло. Потом снова начались перебои. В самом конце зимы нас всех, кто мог двигаться, мобилизовали на уборку города.
Надо было очистить его от нечистот, пока все это было в замерзшем состоянии, иначе по весне могли начаться эпидемии. У каждого был лист, где отмечалось, какую работу он сделал. Тогда, ранней весной, я тяжело заболела и была на грани жизни и смерти. С усилием Лидия вспомнила все произошедшее. Снег почти сошел, ласково пригревало весеннее солнце. Она шла на Волково кладбище за капустными кореньями. Капусты не нашла, зато собрала корни лопуха, что тоже было неплохо. Но, вероятно, среди них оказалось и ядовитое растение. Высокая температура, бред, боль. Но она выжила.
Президент РФ В. Путин возлагает венок на Пискаревском мемориальном кладбище Однажды соседка по дому Антонина пришла к ним отдать долг — 50 г хлеба. Лидия открыла дверь, но от слабости стоять не могла, тихо сползла вниз по стене. Антонина пожалела девушку и помогла ей устроиться работать медсестрой. Лида снова была при деле, и каждый член семьи имел в день на 25 г хлеба больше. Она ходила по квартирам, регистрируя, кто из детей, находящихся на учете в поликлинике, жив, кто умер, кто пропал без вести. Давала несложные консультации по уходу за детьми.
Блокада Ленинграда глазами современных детей
Дианова» Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. Огарёва В 2019 году в Мордовском государственном университете им.
Главная Новости Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей" 04 Фев 2022 12:22 Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей" Великая Отечественная война, блокада Ленинграда — непросто эпизод из прошлого. Это история нашей страны. Но, несмотря на тяжелейшие испытания, ленинградцы выстояли, они показали пример стойкости, мужества и героизма. Для тех, кто жил в этом городе — это не просто цифра: каждый их этих дней оставлял тяжелый след в жизни каждого блокадника.
За стеклом сохраняется определенная температура и влажность. И еще одни уникальные документы, которые представлены впервые, — это письма, в которых старший брат искал Таню. Ослабшая, с цингой и туберкулезом. Она умерла в 1944. Старший брат в начале войны был в Псковской области, ушел в партизаны. Он единственный из всей семьи остался в живых. На выставку сегодня приехал его внук с семьей, говорят, им важно доносить до всех: род Савичевых продолжается. Михаил Савичев: «Савичевы живы, страна живет, победили фашизм.
Это все такое олицетворение победы, которое важно». Лизе Савичевой сейчас 12. На два года меньше, чем было тогда Тане. Она озвучила аудиогид, рассказав историю своей родственницы. Нижний Новгород с Русским музеем связывает многое. Именно сюда сначала были эвакуированы из Ленинграда шедевры мировой живописи, среди которых, например, «Последний день Помпеи». Алла Манилова: «Никто не знал, куда.
Ребята с большим вниманием слушали выступление воспитателя о том нелегком времени, которое пережили ленинградцы, оказавшиеся в блокадном городе. Просмотрели фотоматериалы будней блокадного Ленинграда, узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью.
Как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными… У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле.
Детские воспоминания блокадников
Полное собрание рисунков опубликовано в альбоме-каталоге «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга». Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Смотрите онлайн видео «Блокада Ленинграда глазами детей» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве, опубликованное 27 января 2024 г. 11:36 длительностью 00:04:02 на видеохостинге RUTUBE. 125 блокадных граммов. Воспитанники узнали о том, как пережили блокаду жители Ленинграда, о жизни детей в городе в тот период, о мужестве и героизме ленинградцев.
Тюменские школьники увидели историю глазами переживших блокаду Ленинграда детей
Дети читали стихи, просмотрели видео, рассказали о трагических фактах блокады Ленинграда, рассуждали о том, как нелегко было их ровесникам в суровое время. В этом году 27 января исполняется 70 лет как была снята блокада Ленинграда. Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок.
«Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях
- Блокада глазами девчонки
- Блокада глазами детей | Статья (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть
- Официальные сетевые ресурсы
- Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Блокада Ленинграда глазами детей
Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи. В рамках данного события во второй младшей А группе было проведено НОД «Блокада Ленинграда глазами детей», цель которого воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Они пережили блокаду Ленинграда детьми. Медленная эвакуация и оставшиеся в городе женщины, большое количество детей, стариков и больных впоследствии создало тяжелое положение в осажденном Ленинграде. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени.
Блокада Ленинграда глазами детей
Global Look Press Воспоминания детей блокады Боль и ужас Ленинграда скрываются на страницах детских дневников, которым можно было признаться, как хочется есть, сквозят в последующих воспоминаниях выживших мальчиков и девочек, каждый из которых назло самой смерти вырос и стал взрослым. Младшей пятой дочери Савичевых на момент начала блокады исполнилось 11 лет. В первую блокадную зиму в жуткий дневник, летопись гибели большой семьи, Таня превратила записную книжку сестры Нины — часть ее была алфавитной, потому не использовалась. Женя умерла 28 дек в 12. Бабушка умерла 25 янв. Лека умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Сообщить родным о том, что ее увезли, девушка не успела.
Телефон в квартире Савичевых давно не работал, письма в блокадный город едва доходили. Михаила Савичева «похоронили», узнав, что он оказался в захваченном немцами Пскове, хотя молодой человек попал в партизанский отряд. За годы войны Михаил дослужился до командира, был ранен, вернулся в 1944 году в уже свободный Ленинград на лечение серьезной травмы ноги. Таню Савичеву летом 1942-го отправили в эвакуацию в Нижегородскую область, но здоровье ее было подорвано голодом, нервным истощением и туберкулезом. В 1944 году девочка в возрасте 14 с половиной лет умерла. Незадолго до смерти она узнала, что брат Миша выжил.
Ее дневниковые записи позволили многое узнать о том, как шла учеба в годы блокады Ленинграда — о том, как в холода обессиленные дети иногда приходили в школу, только чтобы получить домашнее задание и поесть в столовой, о том, как на уроках русского языка примеры правил подбирали не из учебника, а из новых стихов ленинградских поэтов, как учителя всеми силами старались увлечь детей. Заставить хоть ненадолго забыть о страхе, боли и голоде. Продолжаем учиться.
После похорон старшая сестра отправилась работать: четырнадцатилетние дети считались уже "взрослыми". Ирина же пришла в детприемник, а оттуда — в детский дом. Дети, обычные дети, которым хотелось прыгать, бегать и играть, едва могли двигаться — словно старушки. Встала, а мне не оторвать ноги-то!
Стою, и все. И я смотрю на воспитательницу и не могу понять, что со мной. И слезы текут. Она мне: "Не плачь, лапонька, потом попрыгаешь". Настолько мы были слабы". В Ярославской области, куда эвакуировали детей, колхозники были готовы отдать им все что угодно — так больно было смотреть на костлявых, изможденных ребят. Только вот дать особо было нечего.
Ели все что могли, — рассказывает Ирина Константиновна. Тогда же маленькая Ира узнала, что из-за бомбежек и стресса потеряла слух. Подбежала к нему и понимаю — играть не могу. Пришла учительница. Она говорит: "Ты чего, девочка? Она мне: "Да ты ничего не понимаешь! Как не понимаю, я все знаю, у меня абсолютный музыкальный слух… Ирина Константиновна Взрослых не хватало, присматривать за детьми было сложно, и Ирину, как прилежную и умную девочку, сделали воспитательницей.
Она вывозила ребят в поля — зарабатывать трудодни. Лен-кудряш расстилать было проще, а вот после льна-долгунца все руки гноились, — вспоминает Ирина Константиновна. Так — в работе, голоде, но безопасности — она прожила три с лишним года. Но у нее не было документов, а при медосмотре врачи записали, что ей 11 — настолько неразвитой внешне выглядела девочка. Так уже в родном городе она чуть вновь не попала в детский дом. Но ей удалось найти сестру, которая к тому времени училась в техникуме. А есть что-то надо?
После просмотра участники кинолектория обсудили кинокартины и отметили важность того, чтобы нынешнее поколение помнило подвиг тех, кто не жалел своей жизни за город, народ и страну. Б Мероприятие было проведено с целью воспитания патриотизма, гордости за непокоренный народ, сохранения памяти о Великой Отечественной войне и вызвало эмоциональный отклик в душах детей.
Как жили и совершали подвиги дети блокадного Ленинграда РИА «Новости» Читать 360 в Великая Отечественная война обожгла целые поколения советских людей, оставив на душах выживших незаживающие увечья. Самое страшное — были разрушены жизни и судьбы миллионов детей. Повзрослевшие мигом, но не успевшие даже распробовать жизнь, или сумевшие обмануть смерть, но потерявшие детские годы в тяжелом труде и мечтах о хлебе — к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда «360» вспоминает о детях, многие из которых отстояли город на Неве наравне со взрослыми. Круг сомкнулся. Как в блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей Что Ленинград придется оборонять, стало очевидно на второй месяц войны. Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома Андрей Жданов стал ответственным за программу по эвакуации самых уязвимых категорий населения города — в первую очередь детей, которых там было примерно 400 тысяч. Однако из-за недостаточных и путанных разведданных о положении в пригородах Ленинграда и соседних областях вывозили детей эшелонами в небезопасные места, которые оказались под ударом гитлеровских войск.
РИА «Новости» «Уже в эти дни над некоторыми районами Ленинградской области нависла угроза захвата их наступающими немецко-фашистскими войсками, а эвакуация туда детей продолжалась до 2 июля. Вражеская авиация уже бомбила железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. Под бомбежки попадали и эшелоны с детьми. В связи с этим эвакуация в районы Ленинградской области была прекращена», — писал в своей работе профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики Борис Белозеров. Однако за время заминки родители бросились искать детей, осадив железные дороги. Скопления людей и техники с воздуха заметили немецкие летчики… Крыши вагонов были все пробиты пулями, мы забирались под нары, на которых спали, плакали, писались. От страха все было. Страшное было в Бологое, оно горело, когда наш эшелон прибыл, к нам кинулись толпы женщин, которые выкрикивали номера школ и имена своих детей, искали, нет ли их. Время шло, смертельная петля вокруг Ленинграда становилась все плотнее. В августе Оргбюро ЦК ВКПб в постановлениях гневно указывало, что «для эвакуированных детей до сих пор не созданы нормальные бытовые условия и не обеспечено их надлежащее медицинское обслуживание».
Железнодорожное сообщение перестало работать 27 августа, а 8 сентября 1941 года стало началом полной блокады города — последнюю сухопутную связь с Ленинградом оборвали немецко-фашистские захватчики. Возобновить эвакуацию по земле — нестабильную, но хоть какую-нибудь — смогли лишь в декабре, по трассе Ваганова — станция Заборье. Чтобы вывезти детей, стариков, больных, использовали все виды транспорта. Водный путь по Дороге жизни начал работать уже 12 сентября, по льду — в конце ноября. Обстрелы там были постоянными.
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
Новгородцы увидят блокаду Ленинграда глазами современных детей - 53 Новости | Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. |
Блокада глазами детей | Статья (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть | Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде. |
Дети и блокада | В преддверии этого дня студия «Песочные фантазии» при Детской районной библиотеке организовала выставку рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». |
Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета | Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. |
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми
Она отбивала топором все, что могла, а я таскал через дорогу домой. Везде в сгоревшем доме - на лестницах и в квартирах находились его бывшие жители. В виде оставшихся от них угольков. Сначала мне было страшно, потом привык". Это было еще в ноябре 1941 года. Жертв тогда было очень много, погибла и наша мама.
Так мы остались с Таточкой только со стареньким дедушкой и бабушкой-инвалидом. Папа ненадолго приехал с фронта и мы похоронили маму. Затем собрались дома и дедушка сказал папе: "Ну что, Аркадий, выбирай Лев или Таточка, двоих мы с лежачей бабушкой не сможем прокормить. И Таточку отправили в детский дом, где она умерла через месяц от голода. Затем был январь 1942 года.
Было очень плохо - нет света, воды, еды и очень холодно... Тогда мы были еще слишком малы, слишком долго шла война и длилась блокада. Мы просто и не знали другой жизни. Нам казалось, что это и есть нормальная обычная жизнь - холод, голод, сирены, бомбежки и крысы. Однако, я с ужасом представляю, что должны были чувствовать наши мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти.
Их силе духа и мужеству можно только позавидовать".
Затем они написали небольшие тексты, и кто-то сам, кто-то с помощью других ребят их озвучили. Среди посетителей выставки в Чудове — Людмила Степанова. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени. Мама рассказывала. Объявляли, что закончилась война, и я пошла. Несколько раз хотели расстрелять маму, потому что я все время плакала. В лагере все ночью спали, а я все время орала.
Хотела кушать, — говорит малолетний узник, жительница Чудово Людмила Степанова.
Борис погиб на Дороге жизни, пытаясь выбраться из Ленинграда. Фото: Детская книга войны. Дневники 1941-1945 20 ноября 1941-го: Чем ты был, Ленинград?
На улицах веселье и радость. Мало кто шел с печальным лицом. Все, что хочешь, можно было достать. Вывески «горячие котлеты», «пирожки, квас, фрукты», «кондитерские изделия» — заходи и бери, только и дело было в деньгах.
Прямо не улица, а малина. И чем ты стал, Ленинград? По улицам ходят люди печальные, раздраженные. Едва волочат ноги.
Посмотришь на разрушенные дома, на выбитые стекла — и сердце разрывается. Прочитаешь вывеску и думаешь: «Это было, а увидим ли опять такую жизнь? Ленинград был городом веселья и радости, а стал городом печали и горя. Раньше каждый хотел в Ленинград — не прописывали.
Теперь каждый хочет из Ленинграда — не пускают. Почти все не спали. Начали рассказывать свои сны. И, оказалось, что все были схожие, так как все видели во сне хлеб или другую пищу.
Но голодают не все. У продавщиц хлеба всегда остается килограмма два-три в день, и они здорово наживаются. Накупили всего и денег накопили тысячи. Объедаются и военные чины, милиция, работники военкоматов и другие, которые могут взять в специальных магазинах все, что надо.
И едят они так, как мы ели до войны. Хорошо живут повара, зав. Что он нам несет — тайна, покрытая мраком. А этот суп хуже воды, но голод не тетка, и мы тратим талоны на такую бурду.
В комнате только и слышно, что об еде. Люди все жалуются и плачут. Что-то с нами будет? Выживу ли я в этом аду?
Лера Игошева, 14 лет: «Ели, редко глядя друг другу в глаза» Осталась в блокадном городе с мамой и папой. Отец погиб голодной смертью. Лера вместе с мамой выбралась из Ленинграда в 1942 году по Дороге жизни. В дневнике Лера пишет слова «Мама» и «Папа» только с большой буквы.
Дневники 1941-1945 15 октября 1941-го: Вот уже много дней, как я думаю о Фимке. Думаю, когда ложусь спать. Лежа с закрытыми глазами, я представляю его себе, вижу снова школу, вспоминаю различные случаи. Глупая, какая я глупая.
Я думаю, где он сейчас, что с ним? Мне он уже несколько раз приснился, и все в таких снах, что в действительности ничего такого не может быть... Дома она приберет все, помоет, как простая хозяйка, а потом оденется лучше и идет на работу, как прекрасная дама. Да, он очень большой эгоист во всем.
Он отказывается от дежурства, хочет все как-то получше, от меня же требует беспрекословного повиновения и, в то же время, любви и простоты. Как и другие физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в письме: его надо испытать.
Кроме рационального подхода, есть эмоциональный подход — память сердца, а не только разума. И все мероприятия, посвященные войне, блокаде, истории России, направлены именно на память сердца. В честь памятной даты, 27 января, в музее организуют экскурсии для школьников, причем некоторые из них проведут старшеклассники для ребят из младших классов. В школе также пройдут классные часы в честь празднования полного снятия блокады города. В рамках внеурочной деятельности ребята сняли тематические видеоролики и подготовили творческие работы для выставки, посвященной блокаде. Раньше в петербургской гимназии ежегодно проводились встречи с ветеранами, но в период пандемии от этой традиции пришлось отказаться. И пока ветеран говорит а он может рассказывать очень долго, ему хочется многое рассказать , внимание со стороны детей колоссальное. Даже как учитель я могу отметить, что ученики не всегда внимательны.
Но как только речь заходит о Великой Отечественной войне, внимание и интерес увеличивается. Значит, у них есть та самая память сердца. Мы воспитываем в детях память и уважение к прошлому. И иногда эти уроки могут дать свои плоды только спустя годы. Поэтому мы формируем не только детский, но и будущий, взрослый характер», — считает директор. Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе. Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике.
Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде.
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
Оба мероприятия посвящены 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Учащиеся Рыбинской православной гимназии заняли призовые места в четырёх номинациях. Всего за участие в международной исторической программе дипломы победителей и сертификаты участников получили 38 учащихся и учителей гимназии.
Тихонов; художник В. Ребята постарше дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы — «зажигалки», помогали в госпиталях, выступали с концертами перед ранеными. При этом они оставались детьми — любопытными, изобретательными, часто безрассудно смелыми — когда были силы отправляться исследовать родной, но изменившийся до неузнаваемости город.
Кого-то из них смогли вывезти в эвакуацию, кто-то пережил вместе со старшими все 900 дней и ночей. Кто-то не пережил… Практически у каждого из блокадных детей кто-нибудь из родных лежит в братских могилах, и блокадные даты для них — не просто отметки в календаре, а личная боль, память и гордость.
В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький.
Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года.
Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова.
Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом.
Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит.
В спецшколу не иду. Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде.
Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют.
После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний!
Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира».
Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта. Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?..
Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя.
Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года — за два дня до отъезда матери и сестры: «Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил.
Но я ведь не симулирую свое бессилие. Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит?
И сейчас я, я, я…». На этом дневник обрывается. Когда началась война, отец Тани, Николай Брониславович, был далеко от дома — он отправился в геологическую экспедицию.
Таня осталась в Ленинграде с мамой, Ксенией Платоновной, и 15-летним братом Володей. Вот некоторые строки из ее дневника: «22 июня 1941 года.
Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г.
Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
Мария Игнатьевна Савичева, мама Тани Фото: odnastroka. У нее было 2 брата и 2 сестры, они ни в чем не нуждались — отец владел в Ленинграде пекарней, булочной и кинотеатром. Но после того как частную собственность начали отчуждать, семью Савичевых выслали за 101-й километр.
Отец Тани очень тяжело переживал свою беспомощность и безденежье, а в марте 1936 г. Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет справа с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941 Фото: aif. В июне 1941 г.
Утром 22 июня они поздравили ее, а в 12:15 по радио объявили о начале войны.