Курский государственный университет вступил в консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) на платформе ЭБС «Лань». Университету открыты более 33 тыс. наименований произведений издательств вузов России.
История Научной библиотеки Курского государственного университета
Добро пожаловать на канал Курский государственный университет (25506183) на RUTUBE. Здесь вы можете посмотреть 275 интересных видео в хорошем качестве без регистрации и совершенно бесплатно. На базе запущена электронная библиотека для студентов Республиканского Высшего Медицинского Колледжа по интернет-адресу :777. 9. БИБЛИОТЕКА КАЛИНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (Библиотека КГУ) KALININGRAD STATE UNIVERSITY LIBRARY. адрес: 236040 г. Калининград, ул. Университетская, 2. Издательство: "Курский государственный университет (Курск)". Внимание, читатели библиотеки КГУ! Библиотека просит срочно вернуть книги, выданные вам в прошлом учебном году. Электронная Библиотека КГУ / Каталог Книг. has yet to be estimated by Alexa in terms of traffic and rank. Moreover, Library Ksu is slightly inactive on social media.
Служба поддержки СДО КГУ
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета обновлено: 5 ноября, 2016 автором: Научные Статьи.
Именно на этот сайт и только на этот, с «космической картинкой» заходим просматривать нужную литературу. И только на этом, обновленном сайте, можно зарегистрироваться новому читателю, чтобы получить доступ к коллекциям библиотеки.
В то же время электронная доставка документов позволит ускорить получение копий статей из периодических изданий. Межбиблиотечный абонемент — это комплексная форма обслуживания читателей, основанная на взаимообмене изданиями между библиотеками. Иными словами, если книги нет в одной библиотеке, ее можно получить из другой по данной системе.
Сотни студентов, прошедшие школу танцевального мастерства, с неизменной теплотой и благодарностью говорят о своем ансамбле, который стал по-настоящему дружной семьей. Фестиваль "Наши Надежды" проводится в университете с 1996 года. Оно проходило в формате смотра художественной самодеятельности на каждом институте тогда еще факультете. Этот фестиваль был важен для раскрытия творческих способностей студентов, поиск талантов. С годами уровень подготовки первокурсников растет с каждым годом. Уже более 50 лет она живет в сердце каждого студента КГУ.
Электронная библиотека диссертаций РГБ
Циолковского 27 апреля 2024 в 13:06 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда, провозглашенный Международной организацией труда с целью повышения внимания к вопросам охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах. В рамках месячника, приуроченного к Дню охраны труда, в читальном зале библиотеки по адресу: ул. Островского состоялся семинар «Особенности развития современной библиотечно-информационной инфраструктуры в современных социально-политических условиях». Участниками семинара стали руководители и специалисты библиотек Калужской области. КГУ им.
Система обслуживания включает два абонементы учебной литературы, абонементы научной литературы, четыре специализированных отраслевых читальных зала, абонемент художественной литературы, справочно-библиографический отдел. В отделе научной обработки НБ КрасГУ с 1994 года помимо карточных каталогов ведется электронный каталог, который включает около 45 000 записей.
НБ КрасГУ является членом Парижского клуба пользователей Liber и методическим центром для вузовских библиотек региона. Весь комплекс работ ведет отдел автоматизации. Дата публикации на сайте: 15 Июль, 2003 - 12:24.
Валиханова, Централизованной библиотечной системы г. Презентацию открыл директор Департамента по информационным и дистанционным технологиям к. Он рассказал о значении информационных технологий в образовании, создании электронной библиотеки, отдельно выделил роль компании в создании Республиканской межвузовской электронной библиотеки. Астана следующих программных продуктов: Система дистанционного обучения казахскому языку; Казахский язык в словарях.
В то же время электронная доставка документов позволит ускорить получение копий статей из периодических изданий. Межбиблиотечный абонемент — это комплексная форма обслуживания читателей, основанная на взаимообмене изданиями между библиотеками. Иными словами, если книги нет в одной библиотеке, ее можно получить из другой по данной системе.
Электронная библиотека диссертаций РГБ
Еще одним примером научного журнала, связанного с Курским государственным университетом, является «Журнал гуманитарных и социальных исследований». На базе запущена электронная библиотека для студентов Республиканского Высшего Медицинского Колледжа по интернет-адресу :777. Общеуниверситетский День открытых дверей Курского государственного университета «Открывая студенчество: действуй, создавай, мечтай!» «Библионочь» в научной библиотеке КГУ В нашей стране акция в этом году прошла уже в 13-й раз. Историко-патриотическая библиотека. Директ-Академия. ru en? это не просто новости библиотеки КГУ. Это много интересной, познавательной информации в различных отраслях науки; это, в какой-то степени, учебно. Курский государственный университет вступил в консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) на платформе ЭБС «Лань». Университету открыты более 33 тыс. наименований произведений издательств вузов России.
Библиотека Курского государственного университета - Kursk State University Library
Электронный научный журнал Курского государственного университета» является электронным научным изданием. is tracked by us since April, 2011. Over the time it has been ranked as high as 287 399 in the world, while most of its traffic comes from Russian Federation, where it reached as high as 22 680 position. receives less than 1% of its total traffic. All this time it was owned by Kazan. Новости. Работает единая система для английской и русской версии кафедрального журнала! Отныне в научной библиотеке Казанского государственного университета можно получить доступ к диссертациям, хранящимся в архивах Российской государственной библиотеки (РГБ). Доступ к основному массиву электронных версий диссертаций ограничен.
Темы (обсуждения)
- Похожие документы
- Читатели Библиотеки КГУ получили доступ к электронному ресурсу
- Научная библиотека Курского государственного университета — Википедия с видео // WIKI 2
- Научная библиотека КубГУ
- File:Электронный читательский билет Научной библиотеки - Wikimedia Commons
- Библиотека, КГУ - Курган, ул. Пушкина, 137/1
Авторизация на сайте
Курский государственный университет. Напишите отзыв о статье "Научная библиотека Курского государственного университета". Электронная библиотека Костромского государственного университета. Условия доступа: Доступ разрешён с любого ПК или мобильного устройства в сети интернет, авторизация происходит по номеру читательского билета и фамилии. Группа Электронный читальный зал КГУ размещена в разделе Библиотека. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Авторизация на сайте
Издательство: "Курский государственный университет (Курск)". В КГУ открыт полный доступ к Национальной электронной библиотеке. Новости. Работает единая система для английской и русской версии кафедрального журнала! Здесь расположены баннеры ЭБС «Консультант студента», ЭБС «ZNANIUM», ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; электронной библиотеки нашего университета (ЭБС КГУ); базы периодики «»; каталоги научной библиотеки и периодики. Библиотека КГУ им. Н. А. Некрасова (ма) образована в 1949 году, одновременно с институтом на базе книжных фондов педагогического техникума и учительского института.
Электронный журнал курского государственного университета. Ученые записки
Кроме того, в Znanium есть проверка на заимствования готовой работы. Если регистрация уже есть, то нажимай «Вход» Два. Осмысли найденное.
В КГУ до 4. ЭБС Юрайт — это виртуальный читальный зал учебников и учебных пособий от авторов из ведущих вузов России по экономическим, юридическим, гуманитарным, инженерно-техническим и естественно-научным направлениям и специальностям. На сегодняшний день портфель издательства включает в себя более 5000 наименований. У КГУ открыт полнотекстовый доступ к коллекции всех книг с возможностью цитирования и создания закладок. Для получения доступа к литературе, размещенной в ЭБС необходимо зарегистрироваться с компьютера, расположенного на территории КГУ. При возникновении вопросов просьба обращаться в отдел формирования и сопровождения электронных ресурсов каб. В КГУ до 14. ЭБС Лань — ресурс, предоставляющий on-line доступ к научным журналам и полнотекстовым коллекциям книг различных издательств.
KS] для поиска литературы через Интернет в библиотеках мира. Глава государства преподнес отремонтированному Дому культуры пианино. В ТарГУ имени М. Дулати прошла презентация КАБИС На презентации присутствовали методист кабинета профессиональных и технических учебных заведений облоно А.
В этом режиме работы пользователь имеет возможность осуществлять только поиск библиографических описаний.
Поля запроса Поиск осуществляется по словам, задаваемым в полях запроса. Порядок заполнения полей не имеет значения. Прописные и строчные буквы не различаются. В одном поле можно указывать несколько слов. Слова отделяются или не отделяются друг от друга в соответствии с правилами того естественного языка, на котором осуществляется поиск.
Точки доступа Смысл запроса в конкретном поле определяется точкой доступа выбираемой из списков точек доступа. Списки точек доступа могут быть двух видов - с возможностью выбора только одного элемента "Автор", "Заглавие" и т.
#новости_истфак_кгу. В КГУ существует электронная библиотека,
В 1975 году фонд библиотеки вырос до 388 500 единиц хранения, ежегодное обслуживание достигло 5 700 читателей, а годовая посещаемость составила 234 000 человек [22]. В 1981 - 2002 годах при библиотеке существовал клуб «Собеседник», созданный из сотрудников библиотеки, преподавателей кафедр русского языка, литературы, психологии, который занимался пропагандированием чтения, бережного обращения с печатными изданиями [23] и обсуждением актуальных в обществе вопросов [24]. В 1996 году библиотека стала одним из победителей курского областного конкурса библиотек по экологическому просвещению, благодаря проведению массовых мероприятий: брейн-рингов , экологических игр, организации просмотров экологической литературы в сельской местности [25]. К концу 2002 года фонд библиотеки насчитывал 631 547 единиц хранения, в том числе учебной литературы — 281 750, научной — 224 087, художественной — 122 926, зарубежной —— 2 784, фонд редких книг — 5 010 [5]. Научная библиотека Курского государственного университета с 2004 [ ] В 2005 году библиотека начала создавать электронный каталог на базе автоматизированной библиотечной системы «Библиотека 4. В системе были созданы и стали наполняться две библиографические базы данных — книги и статьи аналитическая роспись статей [26]. В 2008 году библиотека вошла в Российскую библиотечную ассоциацию РБА для обмена опытом и координации деятельности по сохранению и развитию библиотечного дела в России [27]. В 2011 году научная библиотека КГУ вступила в некоммерческое партнёрство «Ассоциированные региональные библиотечные консорциумы» АРБИКОН , ведущее единый электронный каталог фондов библиотек СНГ , и стала участвовать в проекте электронной доставки документов [28]. С 2012 года библиотека получает все выходящие научные издания благотворительного издательского проекта «Квадривиум», которые доступны всем посетителям библиотеки в читальном зале [29]. В 2013 году в связи с постройкой нового корпуса научная библиотека получила новые площади, где были размещены редкий фонд, электронный читальный зал, абонементы для студентов экономического и юридического факультетов, факультетов искусства и философии, физической культуры и спорта, русского языка для иностранных граждан [30] [31].
С 2014 года на базе электронного читального зала научной библиотеки проводится ежегодный региональный чемпионат по компьютерному многоборью среди выпускников Университета пожилого человека, где пенсионеры Курской области проверяют свои умения работать в текстовом редакторе « Word », создавать презентаций в программе « Power Point », демонстрируют навыкы работы с интернетом и электронной почтой, а также знание портала Госуслуг [32] [33] [34] [35]. С 2015 года научная библиотека участвует в ежегодных выставках-ярмарках «Курск читающий», представляя на экспозиции труды ученых университета и издания из редкого фонда [36] [37] [38].
Библиотека им Лобачевского Казань. Таврический университет Симферополь. Таврическая Академия Симферополь.
Крымский федеральный университет имени в. ТНУ им Вернадского Симферополь. Читальные залы научной библиотеки ТГУ. ТГУ Томск читальный зал. ТГУ Тамбов читальный зал.
Шахтинская библиотека. Комратский государственный университет библиотека. Центральная библиотека в Шахтинске. Музей КФУ Казань. Музей истории Казанского университета.
Исторический музей КФУ. КФУ музей истории истории. Архив библиотеки. Уборка в библиотеке. Уборка книг в библиотеке.
Библиотечный архив. Здание Курганского государственного университета. Новый административный корпус КГУ Курган. Курган административное здание. Казанский Приволжский федеральный университет внутри.
КФУ Казань внутри. Университет в Казани КФУ внутри. Казанский университет КФУ изнутри. КФУ библиотека им Лобачевского. Научная библиотека им н и Лобачевского КФУ.
Библиотека имени Лобачевского Казань. Читальный зал БГПУ. Библиотека в институте. Библиотека в учебном заведении. Библиотека института читальный зал.
Научная библиотека Лобачевского. Научная библиотека КФУ Лобачевского. Оптовый склад периодики Киров. КГУ Радищева 29. Радищева 33 Курск КГУ.
Чтобы отобрать термин из таблицы словаря следует сначала сделать его текущим — для чего необходимо щелкнуть мышью по соответствующей строке таблицы словаря, а затем щелкнуть по кнопке с зеленой галочкой - ОТБОР в нижней части плоскости ПОИСК. При значении индикатора ДА — из базы данных выбираются записи со всеми однокоренными словами соответствующего поискового термина — происходит расширение результатов поиска. Курганский государственный университет Kurgan State University. Главная Абитуриентам Студентам и обучающимся Графики учебного процесса Аспирантам и магистрантам Расписание учебных занятий. Очная форма обучения Расписание учебных занятий.
Заочная форма обучения Расписание 2 семестр.
С 2015 года библиотека начала оцифровывать наиболее востребованные издания из редкого фонда создавая электронный фонд пользования для обеспечения их сохранности. В редком фонде также хранится личная библиотека профессора астрономии С. Чёрного, которую он в 1956 году завещал Курскому государственному педагогическому институту. Удалённые сетевые ресурсы С 2008 года в научной библиотеке действует виртуальный читальный зал Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки с доступом к полным текстам всех защищённых в Российской Федерации диссертаций и авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. С 2015 года в научной библиотеке действует электронный читальный зал Национальной электронной библиотеки с доступом к полным текстам всех представленных в ней изданий. Справочно-поисковый аппарат Научная библиотека имеет двойную систему ведения каталогов: генеральный служебный алфавитный каталог, единый электронный каталог.
Ранее библиотекой велись также традиционные читательский алфавитный, систематический и предметный каталоги, но с запуском в 2010 году электронного каталога, данные каталоги были законсервированы и не обновляются, но по-прежнему доступны для читателей в секторе каталогов читального зала. Электронный каталог позволяет читателям производить поиск по 12 библиографическим базам данным и по 14 материалам — видам ресурсов. Из-за большого объёма основного фонда библиотеки и наличия большого числа специализированных отделов выдачи изданий и работы с посетителями с целью упрощения и ускорения поиска необходимой литературы для читателей в 2014 году библиотекой был издан путеводитель по фондам и отделам. Научно-исследовательская деятельность Научная библиотека является региональным научным центром в области истории книжного дела и библиотековедения. Научно-исследовательская деятельность проводится сотрудниками библиотеки совместно с учеными университета по следующим направлениям: Книжное дело в Центральном Черноземье в конце XIX века — 1930-х годах.
Курский государственный университет КГУ KSU
А потому что личность — это феномен, который не рождается натуральным, естественным образом, например, от родителей, который не существует сам по себе в причинном сцеплении природных процессов и явлений. Еще Декарт говорил, что есть в человеке нечто такое, что не может возникнуть в нем натуральным образом. А может и вообще не оформиться. Личность — это некая такая структура в человеке, которая создается специфическими актами и неповторимыми переживаниями. В обычной речи мы часто прибегаем к такм выражениям, которые заключают в себе мудрость, независимую от нашего жизненного опыта.
Есть особый гений языка, и мы обычно не отдаем себе отчета относительно этого гения, точно так же, как известный персонаж Мольера не знал, что он говорит прозой. Мы часто очень точно употребляем слова, не отдавая себе отчета в том, что именно мы говорим; что мы иногда говорим гениальные вещи, но мы этого не осознаем, поскольку через нас говорит гений самого языка. Скажем, мы различаем поступки, вызванные давлением социальных обстоятельств или, наоборот, желанием в этих обстоятельствах что-то сделать, что-то изменить. И наш язык описывает такие поступки в терминах причинения.
А иногда мы вдруг говорим: личностный поступок, личное решение. Это когда причиной поступка является сам человек, который его совершил, и нет никаких иных причин. Личность субстанциональна в смысле causa sui, то есть феномен личности не выводим дедуктивно и не объясним из каких-то внешних причин , из каких-то вне личности лежащих обстоятельств. Свершение таких личностных актов, включая акты мысли, так как мысль ведь тоже есть поступок, имеет отношение к философии.
Философия не обязательно может быть профессиональной, то есть изложенной в специальной терминологии в форме статей или трактатов. Философия не обязательно должна принимать форму учений. Она может быть просто реальной философией или, другими словами, состоянием сознания и мысли писателя, ученого, художника, вообще, личности [Мамардашвили 1974]. Ведь в действительности профессиональная философия лишь просто эксплицирует, выражает в специальной терминологии такое содержание, которое скрыто в духовных образованиях, в культуре и в личностях.
Если есть оригинальная личность, иногда просто личность, значит, совершился какой-то философский акт, независимо от того, знает об этом личность или нет. И за этим кроется более глубокое обстоятельство, которое не относится к сугубо психологическим состояниям. Философия не стремится выражать никаких психологических состояний. В человеке есть нечто такое, о чем нельзя сказать, что оно просто есть, а можно лишь сказать, к чему он стремится.
Человек личностно существует лишь в той мере, в какой он стремится как бы выйти из себя в ориентации на то, что не существует натуральным образом и что им самим не реализовано. Другими словами, человек не есть вещь, а есть направленность к какому-то состоянию, есть страсть человеком быть. И когда это стремление оказывается очень трудно реализуемым, тогда он уже идет по такому пути, который рано или поздно приведет его к вопросам философского порядка. Личностью можно быть лишь преодолевая в себе обыденное, заурядное или сугубо психофизиологическое.
Вот как у Лейбницевской монады, наделенной стремлением, усилием как можно более полно и отчетливо представлять собой мир. Не себе представлять мир, а собой представлять мир. Личность — это стремление представлять собой неповторимый и, тем не менее, неисчерпаемый по своему богатству и многообразию мир. Исходя из такого понимания личности, Кант будет обосновывать принцип самоценности человека и его личности.
Человеческое — это такой феномен, который не существует просто натурально, природным образом. Чтобы человеческая личность существовала, воспроизводилась и развивалась, необходимо, как говорил Платон, плавание в море жизненных обстоятельств, так сказать, второе рождение, продуцирующее актами собирания своей жизни в целое собирание своего сознания в целое, причем именно в том самом смысле, в каком это относится к подлинному художественному произведению, понимаемому как органическая целостность. И такие акты второго рождения неотделимы от философии. Ведь и человеческий навык делать определенные вещи не есть явление природы.
Сохранение такого навыка требует постоянного усилия, требует тренировки. Не просто по психологическим чисто качествам, а по складу самой своей личности Руссо просто не мог жить в сложной и противоречивой структуре французского общества, в строго артикулированной и формализованной социальной структуре. А другие просветители могли и даже очень хорошо приспособлялись, как, скажем, Вольтер. Но Руссо не умел в ней жить и просто не хотел.
Причем он стремился не просто к познанию истины, как, например, Кондильяк или Гольбах, а к справедливости, он жаждал просто правды, причем очень мятежно и мучительно. Должна быть справедливость, правда, необходимо непосредственное установление правды и справедливости без каких-либо сложностей и опосредствований. Без разделения властей, без всякой системы представительства, чтобы была возможность непосредственного народного волеизъявления, выражение общей воли, коей должны подчиняться все отдельно взятые лица. Вот такие требования личность Руссо предъявляла миру.
После Радищева и декабристов и в России появились личности этой новой категории в лице разночинцев, создававших идеологию революционной демократии. Философия не есть только знание. Совершение личностного усилия тоже имеет отношение к философии. В каком-то смысле вся античная философия Афинской школы является свершением личностных усилий Сократа, Платона и Аристотеля.
Появляется среди афинян Сократ, и в Афинах появляется оригинальная философия. Афинское общество устранило Сократа, и это побудило Платона что-то понять, заставило его философствовать. Как же так, что же это такое, если Сократа приговаривают к смерти? И вся философия Платона есть ответ на этот вопрос.
Сам вопрос распадается на много Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Руссо сложных проблем и составных частей, но важнее здесь то, что в самом акте философствования есть принуждение. Стремление докопаться до сути дела связано с усилием, которое завершается завоеванием определенной философии. Говоря о личности Руссо, необходимо подчеркнуть не только и не просто усилие чтения текстов, а усилие таких жизненных ситуаций, чтобы сам акт жизни воспроизводил какой-то порядок бытия, потому что, если этого усилия нет, тогда в мире что-то исчезает окончательно.
Есть, с одной стороны, философия учений, а с другой — реальная философия, воплощенная в определенных личностных, в тех или иных формах поведения, в актах специального научного мышления. Эйнштейн, например, не был профессиональным философом, то есть он не создал особого философского учения, но совершенные им акты философского мышления, оказавшиеся в основе теории относительности, являются философскими актами, философскими и по некоторым своим чертам, и по способу осуществляемого усилия. И тогда не важно, применимы ли к этим актам термины, заимствованные из философских доктрин. Но вот доктрин может не быть, а философия в этих актах есть.
Значит, существуют какие-то личностные усилия, какие-то свершения личности, состояния сознания, которые еще недостаточно проработаны культурой, но которые уже задают новые образы, идеи и символы, заключающие в себе имплицитно те или иные философские направления. Вот такие состояния сознания всегда требуют экспликации, расшифровки, так как они не имеют собственного аналитического языка. Поэтому их следует рассматривать как косвенные тексты. Такие состояния сознания можно, используя выражение Маркса, назвать превращенными формами, поскольку через них неосознанно говорит одно, сознательно имеется в виду совсем другое.
Причем об этом может не знать не только тот, кто воспринимает речь или текст, но и тот, кто говорит. Все такие косвенные формы или тексты требуют психоаналитического анализа, понимаемого в самом широком смысле, то есть социально-ситуационного анализа, который гениально использовал К. Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера…». Любой человек становится в той или иной мере философом, когда он в своей жизненной ситуации сталкивается с проблемами, то есть с тем, что требует от нас усилия для понимания.
Здесь усилие понимания не есть просто умственный акт, обычное напряжение мысли, а нечто требующее от нас переориентации наших привычных навыков осознавания, перестройки всех тех инструментов, которыми мы уже располагали и владели и которые мы неизбежно приводим в действие в акте понимания чего-либо. Скажем еще так, что в современных ситуациях проблематичным может быть лишь нечто такое, перед лицом чего мы не можем это нечто освоить и понять, приводя в действие те инструменты, которые у нас уже есть. Поэтому мы должны что-то над собой делать. Сделать что-то с собой, пытаясь понять проблему, а не с проблемой.
Ведь проблему всегда можно изменить или перестроить так, что от нее ничего не останется для нашей мысли, но она ведь все равно останется, при этом будет еще осложняться, обрастать новыми условиями и трудностями подобно снежному кому, если его катить. Если мы сталкиваемся с проблемами в каких-либо жизненных ситуациях речь идет о проблемах, имеющих жизненный, экзистенциальный смысл , то тогда требуется изменить себя, перевести себя в иное состояние, чтобы эти проблемы, во-первых, воспринять, во-вторых, понять, в-третьих, попытаться как-то решить. Мы рассматриваем эпоху Руссо, и в его лице эпоха оказалась сжатой в точку, которая уже находится вне привычных кругов мышления. В этой точке происходил перелом всей духовной культуры, такой радикальный перелом, который привел к Великой французской революции 1789 года, и этот перелом мы ощущаем на себе до сих пор.
Вот почему важно обнаружить такой масштаб, который расширял бы горизонт нашего исторического сознания. Такую загадку, которая до сих пор не укладывается в принципы привычного нам мышления. Идеи Руссо завершились во Французской революции, но эта революция до сих пор превышает масштаб нашего понимания, поскольку с этой революцией связан феномен идеологического государства, феномен массовых социальных движений , ориентированных на уже предначертанные идеологические проекты, оживляемых идеями такой чувствительной натуры, какая была присуща Руссо. В ней столько откровенных признаний, быть может даже вымышленных, что на современников Руссо она оказала ну просто шокирующее воздействие.
Сам Руссо считал свою «Исповедь» из ряда вон выходящим признанием. Он подчеркивал, что его решимость во всей истории мировой литературы не знает подобного прецедента. Сам он писал так: «С кем бы я ни встречался, я никому не нравился; … во всем мире я не смогу никому понравиться». Руссо родился в 1712 г.
И на всю жизнь это осталось для него непреодолимой травмой, имеющей прямое отношение к сфере психоанализа. Его отец был часовщиком, но любил не столько заниматься своим ремеслом, сколько читать Плутарха и Тацита, Гуго Гроция и Мольера. Он сплавил своего сына брату, и тот рос сам по себе, а в тринадцать лет его пристроили учеником к граверу. От работы постоянно отлынивал, книги читал и мечтал.
Мечтал быть гением, преобразователем человеческих судеб, а пока крал у хозяина мастерской все съестное, но денег не брал, если верить его «Исповеди». Наш историк Альберт Манфред поясняет, что таким образом в мальчике проявлялся мятежный дух, дух борьбы, а деньги якобы уже тогда вызывали у Руссо отвращение. Возможно, это так и есть, поэтому не будем об этом ничего говорить. В шестнадцать лет Руссо сбежал из мастерской, по выражению А.
Манфреда, рискнул уйти «в огромный, загадочный мир ». Исходил пешком Швейцарию, Италию и Францию. Почти 10 лет провел в доме Мадам де Варане. Ее он называл «маменькой», но об отношениях с ней такое рассказывал в «Исповеди», что многие почитатели Руссо, включая неподкупного Робеспьера, считали эти страницы измышлением заклятых врагов Руссо, стремившихся очернить светлый образ великого «гражданина Женевской республики».
В 1742 г. Руссо в поисках счастья прибыл в Париж. Представил в академию проект замены нотных знаков цифрами.
Переход от человека «естественного» к гражданину общественному, переход из радужного мира детства, каким бы трудным оно ни было, в прозаический мир жизни взрослых людей всегда является сложным с психологической точки зрения, требующим внутренней перестройки.
Сам Руссо воспринимал такой переход как утрату блаженства, и до конца жизни он сохранял ностальгию по детству. Его вымышленный Эмиль «благородный человек», жил в обществе, но оставался всегда естественным. Осложнение социальных структур порождает тоску по естественности. Со времени Томаса Мора и великих географических открытий широкое распространение получает идея «благородного туземца», естественного человека.
Путешественники сообщали, что аборигены Северной Америки, «райских» островов Тихого океана презирали серебро и золото, жили в лесах, будучи свободными и счастливыми, гармонично сосуществовали в малых группах, поэтому они не нуждались ни в каких законодательствах, ни в каких социальных ограничениях. Они живут той простой и совершенной жизнью, в которой главную роль играют скорее чувства, чем разум. И вот такую «естественную» жизнь разрушает цивилизация. Руссо, разумеется, заблуждался, полагая, что в архаических объединениях нет никаких запретов и требований.
Там действует множество явных и неявных ограничительных условий. Но что означает «естественная жизнь» согласно Руссо, как можно ее представить себе? Необходимо, говорил Руссо, углубиться в самого себя, так сказать, в собственное сердце пристально заглянуть. В «Рассуждении о неравенстве» Руссо пояснял, что «дикарь живет в себе самом, а человек, привыкший к жизни в обществе, всегда — вне самого себя; он может жить только во мнении других и, так сказать, из одного только их мнения он получает ощущение собственного своего существования» [Руссо 1998: 138].
Но если мы живем в ориентации на мнение других, с постоянной оглядкой на других, тогда, согласно Руссо, мы получаем разум, лишенный всякой мудрости, стремимся к наслаждениям, которые не дают нам ни чувства радости, ни счастья, добиваемся всяких почестей ценой утраты всякой добродетели. Помимо интроспекции, необходимо также развивать естественную любознательность относительно всего того, что происходит в природе. Не в книгах, а в самой природе человек должен открывать самого себя, свои естественные потребности и право их реализации. В отличие от книг природа никогда не обманывает.
Истинным является все то, что проистекает из самой природы. От разного рода книг и ходячих мнений он призывал обратиться к фактам, к внутренней «жизни сердца», чтобы раскрыть подлинную природу человека. Монтескье предлагал изучать общества во всей их самобытности, чтобы понять любые формы проявления универсального духа законов. А Руссо считал, что все современные общества искажают реальную природу человека; что следует изучать не столько уже реализованную природу, которая к тому же уже существенно извращена, сколько потенциальную природу человека.
Важно иметь идею подлинного состояния человеческой натуры, коего уже нет, возможно, никогда и не было и, вероятно, никогда вообще не будет осуществлено. Для получения и обоснования такой цели требуется, по мнению Руссо, более великая философия, чем та, какую человек мог бы себе хоть как-то вообразить. Такая философия пока не укладывается в границы человеческого воображения в силу извращенности его природы. Для создания такой философии необходимы новые Аристотели и новые Плинии.
Руссо спрашивал: «Какие можно было бы осуществить эксперименты, чтобы открыть естественного человека? Как в нынешнем состоянии общества эти эксперименты должны быть осуществлены? Для построения науки о человеке Руссо предлагал такой же метод мысленного эксперимента, какой был уже использован Галилеем для построения «новой» науки и природе. Подобно Гоббсу, он предлагал освободить человека от всех его социальных атрибутов и мысленно представить его в сугубо природном существовании, чтобы раскрыть его подлинную сущность, освободить «существо, таким образом устроенное, от всех сверхъестественных даров, которые могло оно получить, и от всех искусственных способностей, которые оно могло приобрести лишь в результате долгого развития, словом, рассматривая его таким, каким оно должно было выйти из рук природы…» [Там же: 74—75].
Необходимо использовать наиболее вероятные догадки, которые могут быть получены из природы самих вещей для открытия всей истины о человеке. Любая общая идея является интеллектуальной конструкцией, но с помощью воображения она может быть наполнена определенным содержанием. Определение треугольника дает нам общую идею, но воображаем-то мы всегда какойто особенный треугольник. Истинную идею человеческой природы мы можем получить с помощью воображаемых экспериментов, поскольку все известные нам образы человеческой природы, отображающие известные нам общества, имеют сугубо ограниченный характер.
Говоря о природе, Руссо отмечает, что он имеет в виду совсем не ту природу, о которой рассуждают ученые и философы. Под природой он понимает полное и разнообразное развитие всех человеческих способностей, развитию и проявлению которых препятствует современное общество. Итак, сначала нужно иметь истинную идею человеческой природы, идею ее должного состояния. Затем следует выяснить, какое именно общество способно соответствовать подлинной природе человека.
Такую природу мы можем обнаружить в условиях «робинзонады». Затем следует вывести человека из уединенного состояния идиллии и ввести его в общество уже в качестве гражданина. В «Общественном договоре» Руссо ставит основной для себя вопрос: «Какова должна быть основа общества, соответствующего человеческой природе? Он пишет, что необходимо «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.
Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор» [Там же: 207]. Гоббс говорил, что в естественном состоянии имеет место война всех против всех. Локк говорил, что в этом состоянии царит мир. Руссо говорил о развитии всех добродетелей в этом состоянии.
Что же касается идеи общественного договора, то новизна Руссо в использовании этой идеи заключалась в том, что народ всегда должен быть суверенным, что воля народа в любом обществе должна быть непререкаемой. Но как понимать «волю» народа, как она может быть нам известна? Законы общества не Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. Руссо являются свыше данными, как это утверждал Лютер; они не являются результатом произвола власть имущего, как думал Т.
Гоббс; и они не являются естественными, поэтому любой просвещенный человек способен якобы их открыть, как говорили Дж. Локк и отчасти Монтескье. Нет, говорил Руссо, все это не так, потому что законы должны быть итоговым выражением всеобщего согласия, результатом согласия всех членов общества. Законы должен выражать господствующий в данном обществе образ жизни.
Вопрос об общей воле Руссо поднимает в рассуждениях «О политической экономии». Как Руссо определяет общую волю? Это, во-первых, стремление к благосостоянию целого. Во-вторых, она есть основа подлинной добродетели.
В «Общественном договоре» Руссо проводил различие между волей всех и «общей волей» как предельным понятием, своеобразным «идеальным конструктом». В отличие от воли всех или большинства, «общая воля» выражает основные требования и потребности государства. Она руководствуется всеобщим интересом, тогда как воля всех и каждого включает в себя индивидуальные интересы и является лишь суммарным выражением особенных воль. Общая воля определяет все то, что относится к справедливости и к ее нарушению, поэтому она является моральным качеством, принципом добродетели, который невозможно определить арифметически.
Общая воля есть «постоянная воля» всех членов общества. В силу ее реализации в обществе все люди являются не просто гражданами, но свободными гражданами. Именно с этой волей должен быть согласован любой закон, который необходимо испытывать открытым обсуждением в народном собрании, где общая воля обнаруживается лишь простым подсчетом голосов. Но если постулируется наличие некоего трансцендентального плана, поверенным которого является мыслитель, тогда этот мыслитель представляет собой как бы абсолютную монаду.
В «Феноменологии духа» Гегеля мы обнаруживаем описание процесса развития индивида в такую монаду, которая в самой себе обрастает настолько неисчерпаемым многообразием всевозможных сторон и стремлений, что она в самой себе воспроизводит все необъятное мироздание, наделенное своей историей. Мыслитель у Гегеля оказывался предельной формой человеческого, предельным образом человека как такой центральной монады мироздания, которая своей сложностью и развитостью воспроизводит всю Вселенную. То есть в определенном смысле индивид в гегелевской философии — это все. Но только в строго определенном смысле, который опирается на допущение мировой гармонии, недопущение в мире какого-то положительного, ориентированного на реализацию человеческой свободы плана или замысла.
Но из гегелевской философии следует и такая интерпретация, что история есть шествие мирового духа, который проходит разные ступени осознания свободы, и в этом шествии он пользуется индивидами, расами и нациями как инструментами своего развития, то есть индивид здесь выступает как простой инструмент. Подобные интерпретации намечены у Руссо в «Общественном договоре», причем более простым, морально-политическим языком. Давайте вспомним, что сам Гегель говорил о философии Руссо. Руссо подчеркивал в «Общественном договоре», что государство исторически покоится на насилии, принуждении, завоевании, частной собственности и т.
И принципом оправдания государства Руссо делает свободную волю, которая является отличительным свойством человека. Свобода воли — вот первоначальное состояние человеческой природы. Коль скоро это обнаружено, следует далее выяснить, каким образом необходимо как бы заново построить общество. Гегель соглашается с Руссо, что свобода выражает субстанциональную природу человека, от которой человек не отказывается в государстве и которая, по мнению Гегеля, «только в нем и конституируется».
Недоразумение Гегель усматривал в идее «всеобщей воли» Руссо. Такая воля должна быть «разумной», пояснял Гегель. И добавлял, что Руссо, несомненно, прав, полагая, что «свобода воли есть понятие человека». И продолжал: «Воля свободна лишь как мыслящая воля.
У Руссо появился принцип свободы, и последний сообщил человеку, который стал понимать самого себя как бесконечного, бесконечную силу; это составляет переход к кантовской философии, которая в теоретическом отношении положила в свое основание этот принцип» [Гегель 1935: 457]. Отметим здесь, что это замечание Гегеля в большей степени относится к философским системам Фихте, Шеллинга и самого Гегеля, чем к философии Канта. Но Гегель, несомненно, прав, усматривая наличие связи между Руссо и Кантом. Полное название ключевой работы Руссо гласит: «Об общественном договоре, или принципы политического права».
Вспомним, что Монтескье ратовал за принцип разделения властей ради равновесия социальных сил и предпочитал дворянство в качестве представителя всех слоев населения. А Руссо говорил о необходимости утверждения «общей воли» и заявлял: «Глас народа — глас божий». С этой концепцией Руссо уже выходил за рамки так называемой школы «естественного права», представителями которой были Г. Гроций и Пуффендорф, Т.
Гоббс и Дж. Руссо выступал против всяких представительных собраний, которые он считал характерными для феодальных организаций, утверждая необходимость непосредственного изъявления общей воли. Необходимо общество такого рода, в коем каждый мог жить по своему желанию и разумению и в котором между гражданином и государством не было бы никаких промежуточных инстанций. Идеалом для него здесь оказывалась афинская демократия времен Перикла.
Он выдвигал концепцию общества в форме «свободной ассоциации», исключающей всякие политические группировки, партии и религиозные секты. В неотчуждаемой воле народа он усматривал выражение принципа суверенности всех и каждого. Общая воля должна получить возможность и право непосредственного выражения. Руссо пишет: «Религия по ее отношению к обществу… разделяется на два вида, именно: религию человека религию гражданина» [Руссо 1998: 316].
Каждый, кто устраняется от гражданской религии, должен изгоняться из общества как злонамеренный и зловредный элемент. К гражданской религии относится прежде всего патриотическое изъявление чувств, затем выражение общей воли, которая воплощается в государстве. Но каким образом мы определяем содержание общей воли? Эту волю провиденциально должен знать просветитель, поэтому он имеет право на абсолютную полноту власти.
Мыслитель должен стоять во главе царства добродетели, который опирается на общую волю, подчиняющую себе волю каждого отдельного индивида.
Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой и в настоящее время содержит почти 100 тыс. Для того, чтобы воспользоваться сервисами, Вам необходимо авторизоваться на сайте под своими персональными данными и зайти во вкладку "Профиль".
В довоенное время фонд институтской библиотеки был мал и не удовлетворял потребности студентов в учебниках и другой литературе [7]. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны часть книжного фонда, в основном учебники, были перевезены в здание медицинского института , где с 1 сентября начались занятия педагогического института, поскольку в его учебном корпусе на улице Радищева был размещен госпиталь [8]. Перед оккупацией Курска часть книжного фонда была спрятана в подвалах костела и кирхи , а наиболее ценные издания 2 октября 1941 года эвакуированы в Сарапул , туда же были отправлены и сотрудники библиотеки [9] [10]. После того как был проведен последний выпуск студентов довоенного набора институт и его библиотека были закрыты [5].
Научная библиотека Курского государственного педагогического института 1943-2004 В 1943 году в Курске вновь открывается Курский государственный педагогический и учительский институт, а в 1944 году — открывается абонемент институтской библиотеки [11]. Читальный зал был открыт в 1945 году [10]. С 1945 года научная библиотека стала создавать алфавитный и систематический каталоги , проводя шифровку по ББК и обработку книг [10]. К началу 1946 - 1947 учебного года книжный фонд библиотеки составлял 39 770 экземпляров [12]. В послевоенное время библиотека комплектовалась из библиотечного коллектора, самостоятельно приобретала издания в книжных магазинах, у частных лиц наложенным платежом, получала авторефераты диссертаций курских ученых, брошюры общества « Знание » с 1947 года , учебные и просветительские программы, методические пособия [13]. Также в послевоенное время отмечается быстрый рост объемов фондов и площадей научной библиотеки, что было обусловлено более высокими нормативами книгообеспеченности и вместимости читальных залов гуманитарных высших учебных заведений над другими видами ВУЗов [14]. В 1959 году библиотека получила аппарат для просмотра микрофильмов «Микрофото», после чего начала формировать собственную коллекцию микрофильмов. Часть пленок были подарены библиотеке доцентом Лаппо Ф.