В городе президентского внимания закрывают кинотеатр «Гайдай».
Как Гайдай спас свою комедию ядерным взрывом
Режиссёр Леонид Гайдай обладал редким даром – открывать таланты. Почти все снявшиеся у него актёры тут же получали звёздный статус. Однако давление «сверху» никогда не заставляло унывать самого Гайдая — напротив, оно подстегивало его искать все новые пути для того, чтобы делать качественное и теплое кино. Гайдай снимал картину в казино «Тадж-Махал», принадлежащем Дональду, и даже выразил бизнесмену благодарность в финальных титрах.
Леонид Гайдай — российский мастер комедии
Но идея не прижилась на «Мосфильме», а потому Гайдай вернул 30-е годы и дал фильму уже известное сегодня название. Кино-экскурсия «Гайдай где-то рядом». Телеканал ТНТ отменил премьерный показ ремейка комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) из-за отключения света в кинотеатре «Октябрь» в Москве. Фильм снимали, когда мастер комедийного жанра только начинал свой путь в профессии. «Все значение фильмов Леонида Гайдая стало ясно значительно позже того момента, когда мы увидели «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку». Съёмки фильма изначально были сопряжены со множеством трудностей, начиная с пристрастия Леонида Гайдая к азартным играм и заканчивая отсутствием обозначенного места для съёмок.
Новости по теме: Леонид Гайдай
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов , Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг.
Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот». Играл в «одноруких бандитов» Кроме того, что Гайдая называли печальным и серьезным, его называли еще и большим ребенком. И тот же Аркадий Инин вспоминал его фразу: «Учтите, мы делаем кино для детей». Гайдай пояснил: фильм должен быть простым, таким, чтобы в первую очередь его почувствовали дети. Инин работал с Гайдаем на двух его последних лентах, «Частный детектив, или «Операция Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Съемки последней шли в США, и Гайдай сыграл в картине крошечную роль одну из немногих, вообще сыгранных им в кино — помешавшегося игромана, которого выносят из казино на руках. Леонид Гайдай на съемках фильма «На Дерибасовской хорошая погода» В этом, конечно, была самоирония. Гайдай, действительно как большой ребенок, в конце жизни влюбился в «одноруких бандитов». Он жил в районе метро «Аэропорт», рядом находился аэровокзал, там в перестройку установили эти игровые автоматы. И каждый день, возвращаясь с работы, Гайдай на этот аэровокзал заходил и дергал ручку по два часа. Ручки были металлические, пачкались, и у Гайдая ладони потом были черные.
Потом, по словам Инина, он страшно переживал, что на экране рядом с апельсинчиком у него выпал огурчик, а не клубничка. По счастью, проигрывал он совсем небольшие деньги. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 год Ну, а когда он попал в роскошное американское казино «Тадж-Махал», где стояли сотни куда более совершенных «бандитов», от счастья не мог найти себе места. И чуть ли не единственный раз в жизни перестал следить за съемочным процессом: кричал «Мотор!
Фото: kinopoisk. Вселенная персонажей Леонида Гайдая» смогут познакомиться жители четырех регионов России, где будет развернута передвижная экспозиция. В нее вошли предметы из коллекции Музея кино. Все посетители выставку получат возможность увидеть уникальные экспонаты из собрания Музея кино, которые рассказывают о жизни и творчестве выдающегося мастера. Экспозиция посвящена столетию со дня рождения Леонида Гайдая, каждый из разделов посвящен разным героям картин, которые были сняты режиссером.
Он определенно был не только комедиограф, но и неплохой комический артист: его талант можно оценить по небольшой роли архивариуса Варфоломея Коробейникова в "12 стульях". Вот и его жена, актриса Нина Гребешкова, это подтверждает. Но стать тем, кем мы его помним — режиссером кинокомедий — ему удалось с большим трудом уже в 40 лет. Окончив режиссерский факультет ВГИКа в 1955-м, он снял на следующий год первый свой фильм "Долгий путь" по мотивам рассказов Владимира Короленко. Сценарий написал Михаил Ромм, а одну из главных ролей сыграл выдающийся советский актер Владимир Белокуров, который сам заслуживает отдельного рассказа. Работая у Гайдая, он познакомился с молодой, подающей надежды актрисой с необычным именем Кюнна, что по-якутски значит Солнышко. Несмотря на большую разницу в возрасте, они поженились. По-видимому, Кюнна Игнатова всю свою дальнейшую жизнь посвятила мужу — если обычно актеры начинают с эпизодов, а потом снимаются в больших ролях, то у Игнатовой все получилось наоборот. Что же касается семейного и творческого тандема Гайдая и Гребешковой, то Леонид Иович и сам снимал свою жену, и другим не мешал — она снялась как актриса в 36 фильмах, в то время как он в качестве режиссера поставил только 18 картин. А еще у них родилась дочь Оксана. Она не пошла по стопам родителей, ей хватило кинематографа в детстве… Первой комедией Гайдая стала картина "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом в главной роли.
О свободе Гайдая: почему юмор режиссера не подвластен годам
Он не только писал музыку для картин режиссера, но и был его близким другом. Всего в пользу фонда Константина Хабенского удалось выручить 500 тысяч рублей. Кроме того, в рамках фестиваля состоялся «Гайдай-квиз», посвященный творчеству режиссера « Бриллиантовой руки », в котором его внучка также приняла участие. Напомним, торжественная церемония открытия фестиваля состоялась в минувшие выходные. Поделиться с друзьями!
Герои комедий Гайдая остаются с нами и среди нас. Февраль 2012 г. Уже давно позади съемки в комедии «Бриллиантовая рука» и некоторое недоверие к молодом тогда актеру Андрею Миронову со стороны Анатолия Папанова. Позади совместная работа в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» , спектакли в театре...
Торжественное открытие выставки 26 августа стало одним из центральных событий Ночи кино. Фильмы Леонида Гайдая пережили и автора, и время, перешагнули и языковые, и возрастные границы, и вряд ли среди нас найдется человек, кто не знаком с фильмами Гайдая и кто не использовал бы в своей речи крылатые фразы его киногероев. Количество зрителей, посмотревших фильмы Гайдая в кинотеатрах в первый год проката, превышает 500 миллионов. Такого успеха уже не будет иметь ни один советский или российский режиссёр.
Его киноленты стали шедеврами отечественного кинематографа. Юмор Гайдая не подвластен времени, он лёгок, искромётен и понятен любому зрителю.
Ярким и запоминающимся стал кадр с чистильщиком обуви. Настолько ярким, что спустя много лет в городе даже установили памятник мальчугану. Он находится совсем недалеко от киноместа — на Набережной реки Волга. Существует даже легенда: потрешь кепку бронзовому мальчику — будет тебе удача. А там, где в фильме ходил общественный транспорт, на котором Анатоль эффектно удирал от незнакомца… … его уже нет. Как раз на этом месте героиня Нины Гребешковой Анна Васильевна всеми силами избавлялась от своего имущества дабы избежать конфискации. Истинная хозяйка дома, Александра Александровна Селина, отлично помнит, как съемочная группа «хозяйничала» в ее доме и дворе, как выносили, строили и достраивали нужные декорации.
Кстати, один из наших земляков — Анатолий Тимофеев получил в фильме небольшой эпизод.
Живое дело Леонида Гайдая
Если вы задумаетесь о том, кто сейчас снимает хоть сколько-нибудь близко к Гайдаю, вы вряд ли вспомните хоть одного режиссера. Леонид Гайдай — человек своей эпохи и, по крайней мере, пока единственный в своем стиле. Ко дню рождения мастера мы расскажем вам о пяти неочевидных киноработах Гайдая, которые вы могли не видеть, и вспомним несколько важных человеческих качеств режиссера. Дело в том, что его формально первая режиссерская работа — «Долгий путь» — была снята в соавторстве Валентином Невзоровым, а следующий фильм «Жених с того света» считается короткометражным, хоть и длится 48 минут. Источник: кадр из фильма «Трижды воскресший» реж.
Леонид Гайдай, 1960 «Трижды воскресший» довольно сильно выбивается из общего ряда гайдаевских фильмов — это история о тайном музее Октябрьской революции, который пионеры организовали на старом корабле «Орленок». Когда-то на этом пароходе комсомольцы отправлялись «бить белых». Чтобы помочь довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, команде пришлось восстановить «Орленок» и отправиться на нем в настоящее плавание. В сущности, «Трижды воскресший» — очень патриотический советский фильм.
Не удивляет и тот факт, что в работу над фильмом Гайдая включился Иван Пырьев — советский режиссер, автор культовых «Трактористов», «Свинарки и пастуха», «Кубанских казаков» и любимец Сталина у Пырьева шесть сталинских премий. Пырьев вообще был важным наставником советских режиссеров — например, он «практически силой» заставил Рязанова снять «Карнавальную ночь». Патриотический лоск фильма «Трижды воскресший» совсем не отменяет его качества. В 1960 году были еще очень сильны послепобедные настроения.
И даже кинематографический «Орленок», который был создан из буксирного парохода «Ласточка», — заслуженный. Дело в том, что «Ласточка» участвовала в Сталинградской битве. И многие детали гайдаевского «Орленка» относятся и к биографии реальной «Ласточки». Это такой концентрированный гайдаевский визуальный юмор: здесь есть и классические зрительные шутки, и смешные погони, и разрушение ожиданий, и гомерические гэги про Труса, Балбеса и Бывалого.
А еще — крутой Юрий Никулин, который стал постоянным актером у Гайдая. Как, кстати, и Вицин с Моргуновым. В не меньшей степени Гайдай — настоящий автор, в том смысле, который подарили этому слову режиссеры французской «новой волны».
Я получил три копейки отпускных, на них можно было жить несколько дней. А Володя Шевельков, артист и режиссёр Владимир Алексеевич Шевельков, неожиданно предложил мне сняться в рекламе.
Это была реклама экзотических фруктов. Меня покрасили в афроамериканца, закрасили всего, накрасили губы, надели чёрный парик, сделали из меня настоящего туземца. Дали копьё, надели юбочку, и я сидел, весь обвешанный бананами, апельсинами, мандаринами, ананасами, и кричал: «А-а-а, help, help, ананаса, банана, лимона! Но получил, и это дало мне возможность съездить с маленьким ребёнком на море, в мой родной город Одессу. Праздник в кругу родных — на сцене Несмотря на множество ролей в советских и российских фильмах, получивших народные любовь и признание, Сергей Мигицко не променял Петербург на Москву.
Уже 48 лет он преданно служит в театре им. Ленсовета, где на данный момент у него роли в девяти постановках. Из них три — по различным произведениям Гоголя, который, как признался юбиляр, является его любимым драматургом и по сей день. Ленсовета В театре вместе с коллегами артист отметит и свой юбилей. Я выбрал спектакль «Двенадцатая ночь».
Это будет, пожалуй, крайняя моя премьера в моём театре, в моей Alma Mater, в театре им. Мы сыграем «Двенадцатую ночь», а потом актёрским составом останемся после спектакля. В этом спектакле собраны мои любимые артисты, мои партнёры, с некоторыми из них мы очень давно вместе играем, хорошо знакомы, прошли огонь, воду и медные трубы. Придёт кто-то из моих друзей. Друзей у меня много, к дружбе я отношусь с большим вниманием и пиететом.
Я очень люблю дружить и люблю, когда дружат со мной. Всех собрать я физически не могу, это нереально. Ленсовета — Я жду некой театральной свободной обстановки. Но я же не организатор, я только покупаю пирожки, а всё остальное, видимо, будут делать для меня мои друзья, мои чудесные партнёры. Я, когда называю слово «партнёр», имею в виду не только «партнёр по программе».
Мы тут, вы знаете, родственники вообще, потому что мы годами работаем нос в нос. Репетиции нового спектакля всегда очень тяжёлые. Мы обнажаемся — я имею в виду, не снимаем с себя одежду, а обнажаемся душой. Или уж мы соединяемся навек, или расходимся на какое-то время. Так что мы родственники здесь все.
Я жду такой непосредственной атмосферы, от которой всем будет тепло. О дружбе, человеческом ресурсе и команде «Зенит» Что же касается подарков, Сергей Мигицко отметил, что давно не ждёт каких-то конкретных вещей, как маленький мальчик от Деда Мороза. Для него подарок — вещь не материальная, но очень важная: — Вся моя жизнь, вся моя история — это уже большой подарок.
Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа. Шурик в Москве Теперь посмотрим, какие московские места можно увидеть в фильмах о Шурике. С передвижениями автобуса в следующем эпизоде происходят чудеса: он то в окрестностях Лужников, то на Комсомольском, то снова у Лужников.
Сложнее всего устроена география съемок стройки, где работает Шурик и прохлаждается Федя. Ее снимали в трех местах: на «Мосфильме», в московском Свиблове и... В сценах, где прораб на крыше строящегося дома хвалится перед Федей достижениями СМУ, открывается панорама западной части района Свиблово. В новелле «Наваждение» тоже есть московские виды. Политех, в котором учатся герои, — это Институт элементоорганических соединений имени А. Несмеянова Российской академии наук, расположенный на улице Вавилова. Правда, аллея, которая в фильме ведет к институту, на самом деле расположена на территории «Мосфильма». Скульптура студента, в книгу которого заглядывает Шурик в поисках конспекта, находится у главного здания Московского государственного университета имени М.
В трамвай Лида, Ира и Шурик садятся в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Забыв Иру в трамвае и на ходу читая конспект, герои идут по площади Борьбы, а дорогу переходят уже неподалеку от МГУ. Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны Большая перемена. Это, конечно, Тишинский рынок, в фильме он называется Колхозным рынком. Здесь герой Вицина торгует кошками-копилками и плакатами с русалками, а герой Никулина — леденцами.
Леонид Гайдай Фото: Кадр из фильма Этот фильм уникален по многим причинам. Начать хотя бы с того, что у него самое длинное название из всех советских картин — 68 знаков. Но его и советским нельзя назвать. Производство запустили действительно в Союзе, а монтаж закончили, когда страна с таким названием перестала существовать. Еще это один из первых фильмов, который отечественные кинодеятели сняли в США, и последний — для мастера эксцентричных комедий Леонида Гайдая. Спустя восемь месяцев после премьеры он скончался. Леонид Гайдай Фото: Кадр из фильма Сценарий: припомнить все Изначально режиссер планировал сделать продолжение комедии «Операция «Кооперация», вышедшей в 1989 году. Мэтр был доволен фильмом, да и зрителям он понравился. Сценарий писали прежней командой, в которую входил сам Гайдай вместе с Аркадием Ининым и Юрием Воловичем. Новый сюжет вращался вокруг молодого агента КГБ, который отправляется в Америку, чтобы помешать коварным планам русской мафии сорвать переговоры лидеров двух держав. Вспомнили казусы истории, например, как Матиас Руст на легкомоторном самолете сел прямо на Красную площадь, как со слов «В Испании солнечно» начался госпереворот, и как тогдашний глава КГБ Вадим Бакатин сдал американцам схемы «жучков», установленных в новом посольстве. Леонид Гайдай Фото: Кадр из фильма Актеры: суперагент Харатьян и Мягков в 11-ти образах На роль суперагента Федора Соколова сначала пригласили Александра Кузнецова, прославившегося после настоящего хита 80-х «Джек Восьмеркин — американец». Но актер уже успел поучаствовать в крупных международных проектах и планировал свою дальнейшую карьеру исключительно в Голливуде. Роль советского чекиста была ему не интересна. Поэтому в картине снова оказался Дмитрий Харатьян , который был тогда на пике популярности, в том числе и благодаря гайдаевской «Операции «Кооперации». За эту роль он, кстати, был признан актером года. Она пришла на пробы первая и сразу понравилась режиссеру. Второй позвали начинающую актрису с украинскими корнями, а ныне суперзвезду Милу Йовович. Но Гайдай не дал ей ни единого шанса. Когда мэтр узнал имя и фамилию исполнительницы, то отшутился, мол, двух Йовичей таким было отчество режиссера в одном фильме будет слишком много.
Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
Впервые комедия была опубликована в 1965 году и легла в основу сценария известного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Читать далее RT 29 сен 2023 г.
Позади совместная работа в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» , спектакли в театре... Впереди — две трагические смерти в один год... Декабрь 2011 г. Видимо, снимается эпизод, когда Андрей Миронов-Геша , которого тянет на леске за собой герой Анатолия Папанова , попадает на «необитаемый остров».
Все лучшие приемы и техники Гайдая как на ладони: скоростной ритм действия, пародийно-авантюрный сюжет о совместной борьбе советской и американской спецслужб с русской мафией, череда ярчайших образов и находчивых трюков.
Наконец, здесь Гайдай напоследок дарит нескольким выдающимся актерам неожиданные, яркие и лучшие в их карьере комедийные роли. Андрей Мягков играет разом мафиози, интеллигента-эмигранта и всех советских лидеров, Леонид Куравлев упражняется в создании карикатуры на Михаила Горбачева, а Армен Джигарханян мастерски создает буквально парой штрихов роль американского мафиози Каца, который «всегда предлагал сдаться». Фильмы бесплатно.
Как и многие другие работы Гайдая, «Бриллиантовую руку» не обошла стороной цензура. Какие-то сцены пришлось изменить, какие-то — полностью вырезать. Что сделал режиссер, чтобы отвлечь внимание цензоров — смотрите в нашем сюжете.
От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
Министр культуры Амурской области передала директору Музея кино бронзовую статуэтку Леонида Гайдая — это реалистичная копия памятника режиссеру, установленного в Свободном. Композитор Зацепин назвал неудачной шпионскую комедию режиссера Гайдая. С 20 января по 2 февраля в «Иллюзионе» пройдет ретроспектива Леонида Гайдая, приуроченная к 100-летию со дня рождения гения эксцентрической комедии.
На вечере в Доме кино отметили 100 лет памяти комедиографа Леонида Гайдая
Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии. В расстроенных чувствах Леонид Иович на несколько месяцев поехал к родителям в Иркутск. Здесь в одной из газет он натолкнулся на русскоязычный перевод фельетона известного украинского юмориста Степана Олейника "Двух Микол Гаврила вёл" и загорелся идеей его экранизировать — о своём зароке не снимать больше кинокомедии он благополучно забыл. Гайдай сам написал сценарий, придумал главным героям клички Трус, Балбес и Бывалый, которые потом навсегда прилипли к Георгию Вицину, Юрию Никулину и Евгению Моргунову. Любопытно, что первоначально играть этих персонажей предложили помимо Вицина Михаилу Жарову и Сергею Филиппову. Они оба отказались, и только после нескольких проб был утверждён окончательный известный нам состав. Сняли фильм очень быстро в подмосковном посёлке Снегири. Ещё один исполнитель главной роли, пёс Брех, постоянно задерживал съёмки: то "динамит" уронит, то в лес убежит. Моргунов его за это невзлюбил, пёс отвечал ему взаимностью, часто на него лаял, а один раз даже вцепился в ногу. Фильм получился короткометражным, всего 10 минут, но невероятно смешным.
Впервые его показали на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Её номинировали на приз Каннского кинофестиваля, на кинофестивале в Сан-Франциско он занял первое место — к Гайдаю пришла известность. Через несколько лет Юрию Никулину, когда его цирк был на гастролях в одной скандинавской стране, наш посол рассказал, что у него в ящике стола постоянно лежит кассета с фильмом "Пёс Барбос и необычный кросс". Перед приёмом иностранной делегации он обязательно показывает ей этот фильм, все смеются, а после подписывают любые бумаги. Дальше Гайдай решил не испытывать судьбу, и разрабатывать нащупанную "жилу". Он снял продолжение приключений аляповатой незаконопослушной троицы, оно называлось "Самогонщики". Этот фильм длился уже 20 минут, кроме того, он был со звуком — троица пела в нём известную песню про самогон. Часть материала, который использовался при монтаже, была снята при съёмках "Пса Барбоса". Фильм также пользовался огромным успехом, в том числе и за рубежом: права на его показ приобрели около семидесяти государств, "Пса Барбоса" — около ста.
Поверив в свои силы, Гайдай решил снова замахнуться на полный метр. Но, так как у него пока что лучше получались малые кинематографические формы, он решил составить его из трёх новелл — экранизаций рассказов О. Название он получил по наименованию сборника рассказов американского писателя "Деловые люди". Идея экранизации появилась после просмотра в кинотеатре американского вестерна "Великолепная семёрка". Картину снимали в Крыму, причём часть актёров — Вицин, Никулин, Плятт — уже играла в предыдущих картинах режиссёра. Премьера состоялась в мае 1963 года, лента показала крепкий средний результат, собрав 23,1 млн. После этого успеха, Гайдай решил снова снять фильм, составленный из новелл, но теперь про современность. Ему попался готовый сценарий "Несерьёзные истории" Якова Костюковского и Мориса Слободского, состоявший из двух новелл о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова. Леонид Иович вместе с авторами дописал его, добавил ещё одну новеллу, в которой главный герой сталкивается с его любимой троицей из "Пса Барбоса" и "Самогонщиков".
Вторую новеллу изменили. Она изначально рассказывала о том, как Владик был репетитором у сына чересчур заботливых родителей, которые его замучили своей гиперопекой. Гайдай предложил другой, романтичный сюжет, который нам всем хорошо известен. Режиссёр его подсмотрел в польском журнале "Шпильки". Так на свет появилась комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" — Владика забраковала цензура, так как народ мог провести аналогию с именем Владлен — Владимир Ленин. Шурика сыграл Александр Демьяненко, которого выбрали после того, как прошли пробы более сотни актёров, в том числе таких впоследствии именитых, как Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Евгений Петросян, Валерий Носик. На роль хулигана 15-суточника сначала прочили Пуговкина, а на роль Прораба — Владимира Высоцкого. Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдай хотел, чтобы главный герой был блондином. Краски тогда были ужасные, и гримёры сжигали актёру кожу на голове до волдырей.
К счастью, его густая шевелюра перенесла эти "пытки" без потерь, он не облысел. Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды — в павильоне "Мосфильма".
Гайдай уже подумывал о том, что режиссура — это не его, и собирался уходить из профессии. Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера! Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие?
Она была действительно уникальной. Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку. Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке.
Там в одном из старых номеров газеты "Правда" он прочитал фельетон Степана Олейника "Пес Барбос" и решил его экранизировать. Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена — Трус, Балбес и Бывалый. Лента под названием "Пес Барбос и необычный кросс" получилась короткой — всего десять минут. Было снято огромное количество полезного материала. И Гайдай проявил великое мужество, вырезая из картины огромные куски.
Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из кусков было много смешного", — вспоминал Юрий Никулин. Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Приняли ее очень хорошо. Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и перевели на несколько языков. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял "Самогонщиков". Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже они появились в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа. Гайдай отобрал три новеллы О. Генри, поместив историю о несносном мальчишке "Вождь краснокожих" в конец фильма, вторым стал рассказ "Родственные души", а начинаться картина должна была вовсе не с комедии. Режиссеру нужны были новые лица для правдивости повествования.
В результате главные роли сыграли Владлен Паулус и Александр Шворин. А вот во второй и третьей частях известные актеры все-таки появились. Юрий Никулин и Ростислав Плятт раньше снимались у Гайдая, как и Георгий Вицин, сыгравший одного из мошенников в третьей части. А его напарником стал скромный и ранимый Алексей Смирнов. Сложнее всего оказалось найти мальчика на роль Джонни: от правильного выбора зависел успех последней части фильма. Поначалу Гайдай думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву. Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но от этой идеи все же отказались, и роль досталась обычному школьнику Сереже Тихонову. С ней он справился блестяще. До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было.
Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия "Кавказская пленница". Шурик — ярый борец за справедливость. Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю. Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя.
Кадр из фильма «На Дерибасовской хорошая погода», режиссёр Леонид Гайдай, 1992 год Ну вот не снимал Гайдай так никогда, это совершенно не укладывается в его стиль.
Тот "цирк", который видишь на экране идеально подходит для клоунады «Маски-Шоу», но совершенно не вяжется с гениальным режиссёром Леонидом Гайдаем. Ни в одном его фильме никогда не было таких "перекошенных" гротеском персонажей. И ведь ничего не стоило снять фильм в стиле «Бриллиантовой руки» или «Приключений Шурика». Харатьян Даже не так — слишком много Харатьяна! Ну вот не считаю я его хорошим актёром. Да, у него хорошо получилась роль Алёши Корсака в «Гардемаринах», был органичен и на фоне других героев не особо выделялся.
Учись, студент: как в советском кино появился Шурик
Эти шедевры Леонида Гайдая объединяет фигура Шурика — сначала студента, а затем ученого, инженера-изобретателя. Экспозиция посвящена столетию со дня рождения Леонида Гайдая, каждый из разделов посвящен разным героям картин, которые были сняты режиссером. Леонид Гайдай — режиссер, который выработал свой узнаваемый авторский стиль», — подчеркнула директор Музея кино Лариса Вячеславовна Баженова. С 20 января по 2 февраля в «Иллюзионе» пройдет ретроспектива Леонида Гайдая, приуроченная к 100-летию со дня рождения гения эксцентрической комедии.
"Деловые люди" (1963)
- Герои фильмов Леонида Гайдая отправятся по городам России
- На вечере в Доме кино отметили 100 лет памяти комедиографа Леонида Гайдая
- "Бриллиантовой руке" — 55! Хорошо ли вы помните комедию Леонида Гайдая
- Жертвенность жены
- «Да» от будущего президента
- Совершенно серьезный человек