Сейчас большинство людей живут в домах и квартирах, но еще остались места, где коренные чукчи до сих пор ведут кочевой образ жизни, пасут оленей и живут в ярангах. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов». Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно.
Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле
Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г. Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий». Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи. Живущие на северо-востоке Чукчи не боятся холода, не пахнут потом и иногда меняются женами. Культура жителей Чукотки полна интересными особенностями, причем некоторые факты могут оказаться весьма неожиданными. Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин.
Войти на сайт
Эта гипотеза подтверждается генетическими исследованиями, которые показывают сходство генетического материала у чукчей и других народов Северной Азии. Другая гипотеза связывает происхождение чукчей с миграцией народов из Центральной Азии. Согласно этой гипотезе, предки чукчей мигрировали на северо-восток Сибири через Сибирскую тундру, осваивая новые территории. Эта гипотеза подтверждается археологическими находками, которые указывают на наличие контактов между чукчами и народами Центральной Азии. Однако, несмотря на наличие различных гипотез, точное происхождение чукчей до сих пор остается загадкой. Дальнейшие исследования археологических находок, генетического материала и языка чукчей могут пролить свет на эту проблему.
Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот.
Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками. Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя [13]. В религиозном отношении большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований шаманизма. Добровольная смерть Тяжёлые условия жизни, недостаточность питания, привели к такому явлению как добровольная смерть. Как пишет В.
Богораз : Добровольная смерть — обычное явление среди чукч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу… Мне известно два десятка случаев добровольной смерти… [Так] один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание [14]. Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет: Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни. Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [15].
Фольклор У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят? Приведём пример последней: В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел.
Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу!
Между этими группами не было обособленности: многие приморские чукчи уходили в тундру, а обедневшие оленеводы селились на побережье. Чукотское оленеводство северо-восточного типа в конце 17 — начале 18 вв. Сложились 2 области расселения оленных чукчей: северная от побережья Северного Ледовитого океана до Чукотского хребта и южная бассейны Анадыря и особенно Большой Анюй и Малый Анюй. Малостадные до 200 голов чукчи кочевали поблизости от береговых посёлков, в их стадах обычно выпасались и олени оседлых чукчей. По мере развития оленеводства теряла значение сухопутная охота, за исключением охоты на птиц, в том числе с помощью птичьего бола эплыкытэт. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. Морские зверобои охотились с гарпуном , копьём и др. С упадком зверобойного промысла во 2-й половине 19 в. Оленные чукчи жили в переносных цилиндроконических палатках — ярангах яраны , крытых оленьими шкурами. Внутри яранги по числу проживающих в ней семей устанавливались меховые пологи, которые отапливались каменными, глиняными или деревянными светильниками с тюленьим жиром жирник. К середине 19 в. Летом пищу готовили на костре из костей, политых жиром. Муж и жена, сидящие на нартах. Фото: Владимир Богораз. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк. Зимнее жилище приморских чукчей — четырёхугольная в плане, крытая дёрном, полуземлянка валкаран — для нуклеарной семьи , клерган — для линиджа со стенами на каркасе из китовых челюстей и рёбер см. Передвигались на оленьих и собачьих веерная упряжка, заимствована у эскимосов дугокопыльных нартах , ступательных лыжах вэлвыегыт — вороньи лапки , по воде — на байдарах и каяках.
Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века. Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей — коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд… О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы. Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название — «чукчи» — и что оно означает? А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности — чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть — получилось «чукчи». Береговые — это анкалын «люди, живущие на берегу океана» , а чаучу — это оленеводы. Они всегда были оседлыми. Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей. Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины — это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем. Главное — хорошее стадо — Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад? Или они постепенно адаптируются к современным условиям и уже не бегут от благ цивилизации? Как любые кочевники, чукчи, конечно же, зависят от природы — от оттепели, похолодания, снегопадов. На них все это влияет сильнее, чем на жителей больших городов, но, с другой стороны, у них и опыт выживания в экстремальных условиях колоссальный. Поэтому если не происходят какие-то экстраординарные события, то им ничто не грозит. При этом чукчи активно используют достижения современной цивилизации: генераторы, снегоходы, вездеходы, спутниковую связь.
Чукотка: где-то далеко на краю земли
Участившиеся в начале XIX века случаи проникновения иностранных судов в русские воды северной части Тихого океана заставили правительство проявить большее внимание к Чукотке. Несмотря на то, что в 1834 году американским судам было запрещено заходить в русские внутренние моря и заливы, десятки китоловных судов плавали в Беринговом море и Северном Ледовитом океане, вели интенсивную торговлю с чукчами, эскимосами, коряками. В период крымской войны браконьерство, контрабандная торговля у берегов Чукотки еще усилились. В связи с этим стало заметно падать количество пушнины, поступавшей от чукчей на Анюйскую и другие ярмарки.
Русским товарам, доставляемым за тысячи верст из центра России, было трудно конкурировать с товарами из портов западного побережья Америки. Убытки несли не только русские купцы, но и ближние к русским чукчи, которые служили посредниками в торговле. Якутское и иркутское начальство приняло ряд мер по охране чукотских берегов и к большему сближению с оседлыми чукчами и эскимосами.
В 1858 году в Якутске произошла встреча губернатора Штубендорфа и помощника чукотского эрыма главного тойна Хотто, который был принят с почестями. В 1859 году удалось уговорить и самого эрыма Амраургына приехать в Якутск, где он присягнул на верность Александру II.
Как правило, это представители малочисленных кочевых народов Севера и Сибири: ненцы, чукчи, эвенки, долганы и другие. Наша коллега из MSK1. RU Алена Нефедова побывала в ямальской тундре и поделилась впечатлениями о своей поездке к оленеводам-кочевникам. Публикуем ее колонку.
Конечно, подобные путешествия делят жизнь на до и после — невозможно описать подобный опыт в одном тексте, но я попробую рассказать о самом важном. RU Путь предстоял неблизкий: в Салехарде группу посадили на вертолет, мы отправились в последнее на полуострове жилое поселение, которое называется Сеяха. Дальше только километры пустоты: тундра и болота — зимой они превращаются в ледяную пустыню. Там совсем нет деревьев, только мох и стелющийся по земле кустарник. В поселении зарегистрированы примерно 2,5 тысячи человек. Половина из них там только прописана — это кочевники, которым по закону нужен штамп о регистрации.
В советское время в паспорте так и писали: место жительства — тундра , но потом стали требовать точный адрес. Сейчас оленеводов прописывают в здании сельской администрации. Здесь есть несколько продуктовых магазинов, еду доставляют на вертолетах. Летом по реке приходит плавучий магазин, к которому выстраивается очередь за овощами и фруктами. Картошка, например, считается деликатесом — на Ямале вечная мерзлота, ничего не растет. На окраине поселения находится баня, где оленеводы могут помыться — в тундре это недоступно, но у них есть свои способы соблюдать гигиену.
Кочевники используют мох сфагнум, который на ненецком называется «нярцу». Им обтираются, моют посуду, используют в качестве средства дезинфекции, женской гигиены и памперсов. Белые олени священны, их не едят. В России все обязаны получить 9 классов образования, поэтому каждое лето вертолеты собирают по тундре прячущихся школьников и привозят их в интернат. Люди поначалу относились к нам максимально настороженно — приезжих тут встретишь нечасто.
По сути, наши знания о быте и культуре этого народа довольно скудны. Олени, юрты, танцы с бубнами и старые шутки, где каждая реплика героя сопровождается словом «однако», — вот по большому счету и все, что мы можем вспомнить о чукчах. Тем временем наши народы связывает продолжительная и интересная история взаимоотношений, в которой не обошлось без военных конфликтов. Но для начала немного вводной информации. На сегодняшний день в мире насчитывается всего около 16 тысяч чукчей. Однако, несмотря на свою малочисленность, представители этого народа разбросаны по огромной территории — от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй. Подобно тому как Колумб открыл для европейской цивилизации культуру американских индейцев, чукчей в их заснеженных, суровых землях первыми обнаружили казаки. Первый контакт между русскими землепроходцами и чукчами состоялся в 1642 году на реке Алазее. Атаман Иван Родионович Ерастов и его воины стали одними из первых осваивать земли, лежащие вдоль течения реки Колымы. Здесь они и встретились с чукотскими племенами. Но попытки присоединить Чукотку к России далеко не сразу увенчались успехом. Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века. Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей — коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд… О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы. Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название — «чукчи» — и что оно означает? А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности — чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть — получилось «чукчи».
С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства. К середине 1950-х годов они были объединены в один большой колхоз "Омолон" с базой в Омолоне, перевал-базами в долине Олой на местах многолетних стойбищ. В пиковые годы, поголовье оленей составляло более 35 000 голов, а колхоз состоял из 15 бригад. Но все уже осталось в прошлом, далеком и советском. Уляшка, Дом оленеводов Сейчас у общины оленеводов едва ли наберется несколько тысяч оленей, остальные были забиты на мясо еще в 90-е годы, а часть домашнего оленя была уведена оленем -"дикарем", который восстановил свою популяцию в 90-е годы. Это настоящий враг оленеводов, которого они нещадно истребляют. Если стадо уходит за дикарем — оно больше не возвращается. Дикарь наносит даже больший ущерб, чем волк. Старенькая КВ — радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке Круглый год община кочует со стадом между зимними и летними пастбищами, на сотни километров между стоянками. Летом выше в горы, зимой спускаются в лесотундру. Вся связь у них по — старым советскими КВ — радиостанциям с питанием от "динамо — машины", как и десятки лет назад. Но есть и некоторые атрибуты цивилизации — спутниковая тарелка и маленький телевизор с советским генератором, возраст которого лет 30-40. Это отличная новость — стойбище прямо на нашем пути и мы можем успеть застать общину оленеводов, из бывшей бригады колхоза на стоянке в полсотне километров от Уляшки. Нам очень повезло, как раз с февраля начинается перегон поголовья на летние пастбища. Стоянка оленеводов Община кочует медленно, с большим количеством многодневных остановок. Одновременно с этим заготавливают мясо, выделывают шкуры для одежды и обустройства яранг и палаток, восстанавливают поломанные нарты и кибитки. В общине обычно несколько палаток — яранг, в каждой из них живут от одной до нескольких семей.
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь современных чукчей. Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода.
Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села
Их численность составляет около 15,9 тыс. Однако, чукчей можно встретить и в других регионах страны, в том числе и на севере Камчатского края 1,4 тыс. Это традиционное жилище чукчей, мобильное или неподвижное, которое также встречается у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски например, у эскимосов. Как уже было отмечено выше, в Якутии основным районом расселения чукчей является Нижнеколымский район.
Здесь жители национальности Чукотский наслег проживают в компактных поселениях на территории Халарчинского чукотского национального наслега, центром которого является село Колымское. Важно отметить, что чукчи и эскимосы не являются одним и тем же народом.
Хотя находятся «моржи», которые переодеваются в шорты, как только выглядывает солнце.
Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка".
Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем.
Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре.
Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках.
В остальных случаях только по воде или воздуху. Транспорт в Анадыре.
Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.
Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка. Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.
Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. Первобытными сохранились их лёгкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей у оленных чукчей , или собаки, по американскому образцу у приморских чукчей. С приходом Советской власти, чукчи, за исключением кочующих оленеводов, переехали в современные дома европейского типа.
В населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей умение писать, читать не отличается от среднего по стране. Чукотская кухня Основу питания чукчей составляло отварное мясо оленье, тюленье, китовое [11] , также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы емрат , морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды.
Помимо традиционного мяса в пищу шла кровь и внутренности животных [12]. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав типа чая.
Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи. Праздники Оленные чукчи проводили несколько таких праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.
Религия чукчей Религиозные представления чукчей выражают амулеты подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии. По своим верованиям чукчи — анимисты ; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т.
Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т.
Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками. Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя [13].
Еще здесь говорят «Не хватает тямы», что означает отсутствие ума, соображалки. Здание полиции в Певеке Орнитологи скажут, что это чайки, но в Певеке их зовут бакланами Закат в городе Как добраться и выбраться В Певеке действуют аэропорт и морской порт. Через морской порт проходит Северный морской путь, по которому доставляют различные грузы и товары. Пассажиров морской порт не перевозит.
Автомобильного и железнодорожного сообщения с остальной Россией и даже с Анадырем нет. Золото, серебро и руду тоже увозят кораблями и самолетами. Аэропорт находится в поселке Апапельгино в 14 км от города. Рейсовый автобус заезжает в аэропорт только утром и вечером, а это не всегда удобно.
Взлетная полоса уже 10 лет не ремонтировалась, и местные жители собирали подписи под петицией о ее ремонте. Весной 2021 года началась реконструкция, обещают закончить за 2 года. Самолет рейсом Москва — Певек летает несколько раз в неделю. Недорогие билеты продаются на рейсы с двумя пересадками: придется провести несколько часов в Иркутске или в Новосибирске, а потом еще переночевать в Магадане.
Общее время в пути — 25 часов. Самолет «Якутии» делает дозаправку в Якутске. Лететь примерно 9 часов. Долгий перелет утомителен: затекают ноги, и сказывается смена часовых поясов.
Когда в Москве 12:00, на Чукотке 21:00.
У вас включен VPN?
Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней. После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга. В давние времена просьба пристрелить среди чукчей считалась обыденным делом. К так называемой «добровольной смерти» чаще всего прибегали люди преклонного возраста. Они уже не могли ухаживать за собой и не хотели становиться обузой для близких.
Женщины всегда носили холодное оружие. В случае нападения врага она должна была сначала зарезать всю семью, а затем лишить жизни себя. Культура и религия Чукчи относятся к анимистам. Боготворят природу и зверей, верят в злых духов. У них очень много национальных праздников. Фольклор народности чрезвычайно богат. Основные психологические черты обитателей Севера — это чрезмерная возбудимость, склонны к самоубийству и легко могут лишить жизни другого человека.
При этом чукчи доброжелательны и любят принимать гостей, всегда готовы прийти на помощь. Народ славится своим рукоделием. Национальный музыкальный инструмент чукотов — варган и бубен. Помимо ритуальных танцев они не прочь поразвлечься, изображая под музыку пантомиму. Праздники Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами. Праздник скат байдары Его празднуют прибережные представители народа.
Байдара — это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка — незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье. По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира.
Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег. После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты. Праздник кита Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители — это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества — вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона. Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения.
Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть. Праздник оленя Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия — «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.
Затем на поляну сгоняют оленей, в центре женщина путем трения добывает огонь и разжигает костер. Вокруг него располагают рога, молодые чукчи бьют в бубен и поют народные песни. В процессе празднества зарезают несколько животных, которые станут пищей для старых обитателей поселения, женщин и детей, когда мужчины уйдут на дальние пастбища. Вернуться к оглавлению Народный промысел Чукчи специализируются на резьбе по кости и скульптуре. У них получаются неплохие произведения искусства.
Однако Чукотка — это еще и золото, огромные залежи нефти, газа и цветных металлов. О том, что представляет собой этот холодный северный край, — в рубрике «Паспорт региона» на «ФедералПресс». Ни людей, ни дорог Чукотка —самая северная окраина ДФО. Регион граничит с Магаданской областью, Камчаткой и Якутией.
На востоке, через Берингов пролив, уже начинается территория США. Площадь Чукотки огромна —721 тыс. Самый крупный из них — Анадырь, административный центр Чукотки, где проживает около 15 тысяч человек. В Билибино насчитывается всего 5,3 тысячи жителей, в порту Певек и того меньше — 4,3 тысячи. Остальные живут в поселках, сосредоточенных вокруг промышленных и добывающих предприятий. Климат на Чукотке более чем суровый. Из 45 населенных пунктов треть находятся за полярным кругом — а значит, переживают полярную ночь. Впрочем, даже в «нормальных» районах округа день очень короткий. Например, в Анадыре зимой солнце поднимается лишь на два-три часа в день.
Так что здесь с постоянным холодом соседствует постоянная темнота. На практике это означает, что в такие морозы на улицу нельзя выходить без спецкостюма,а кипяток за долю секунды превращается в лед. Летом здесь тоже весьма прохладно: средняя температура редко превышает 10 градусов тепла. Тундра живет полной жизнью всего несколько недель. Здесь молниеносная весна, невероятно скоротечное лето и такая же быстрая осень. Уже в августе начинает выпадать снег, а в сентябре начинаются по-настоящемулютые морозы. Впрочем,именно благодаря такому климату на Чукотке сформировалась уникальная природа, которая в наше время стала настоящим магнитом для туристов. В регионе существуют два государственных природных заповедника, пять заказников и 19 природных памятников: посмотреть действительно есть на что. Однако если говорить об экономическом развитии, здесь все не так радужно.
На Чукотке, например, почти нет дорог — строить их в таком климате невероятно сложно. Продукты доставляют самолетами, из-за чего цены вырастают до небес. В каком-нибудь Приморье ценник в 500 рублей за килограмм огурцов наверняка бы вызвал социальный бунт. Для Чукотского АО это норма жизни. Возглавляли непростое предприятие казаки.
Если верить историческим документам тех времен, чукчи жили в грязи и часто страдали от вшей. Но сегодня обитатели Чукотского автономного округа уже соблюдают правила личной гигиены. Но они не пользуются дезодорантами, потому что они им попросту не нужны. Так уж вышло, что чукчи не потеют. Дело в том, что они натираются жиром и тем самым блокируют потовые железы.
При этом они не наносят вреда своему здоровью, потому что их организмы хорошо приспособлены к внутреннему водообмену. Факт: чукчи не пахнут потом Правда ли, что чукчи не спасают тонущих? В Интернете можно найти весьма занимательный факт о том, что чукчи ни за что не будут спасать тонущего человека и позволят ему умереть. Это чистая правда, только сегодня такое поведение уже не актуально и тонущего человека обязательно должны спасти. А вот в начале XX века жители Чукотки считали, что вода является порталом между миром живых и мертвых. И если спасти тонущего человека, можно разозлить злых духов. А допускать этого никто не хотел. Некоторые чукчи верят в злых духов до сих пор Как здороваются чукчи? Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния.
Роды этого этноса принадлежат к потомкам племён, объединённых общим тотемом, общностью огня, религиозными ритуалами и обрядами. Современные чукчи, как и их предки, делятся на два типа — кочевых оленеводов и приморских охотников, промышляющих морских зверей. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Что же значит название чукчей? Как складывалась их история? И что может рассказать культура этого народа?
Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Именно так называли себя оленеводы. Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать. Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей» Особенности языка Культуру этого народа относят к смешанному типу, а именно азиатско-американскому. Ряд преданий и поверий подтверждает родственные связи и схожесть обычаев чукчей и индейцев Северной Америки.
Кстати, старинный тип собачьей упряжки приморских племён принадлежит к американскому типу по своей конструкции.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Фляга из лапы медведя — 30-35 тыс. А стоимость изделия из моржовой кости — традиционного чукотского сувенира — может доходить до 100 тыс. Икра и красная рыба здесь тоже недешевые, хотя все ловится на Чукотке, и рыбзавод в двух шагах. Это больше всего возмущает местных жителей. В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей. Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей. Здесь одни из самых высоких зарплат в стране.
Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики. Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса. В мае-июле здесь наступают «белые ночи».
Будут ли вообще продаваться билеты на направления, кроме Москвы и Владивостока? Об охотниках Здравствуйте, обращаемся к вышестоящим органам власти, помогите, пожалуйста, разрешить проблему. В настоящее время, охотники-морзверобои, оленеводы и у кого есть огнестрельное оружие Чукотского района должны вылетать в г. Анадырь, на прохождение медкомиссии, на разрешение и получение огнестрельного оружия. Очень много денег уходит на приобретения билетов, туда и обратно, проживание и питание. Просим разрешить эту проблему, с командировками необходимых врачей для прохождения медкомиссии на оружие, хотя бы 2 раза в год, весной и осенью. Просим решить этот острый вопрос. В Провидения уже лет 15 нет возможности пройти медкомиссию для водителей - это уже стало нормой! Так теперь и на оружие невозможно пройти! Сейчас начнётся поголовная конфискации оружия. Между прочим, у нас Глава - бывший начальник департамента здравоохранения. Может пора что-то решать? Это проблема всей Чукотки. Пройти обследование можно только в Анадыре. Представляете сколько денег? Из Провидения съездить в Анадырь, в последний раз отдал почти сто пятьдесят тысяч. Двухмесячный заработок! Дорога, проживание, питание, медосмотр платный, естественно. Еще и в Углях из-за погоды застрял, две недели времени потерял. И сколько нас таких? Может это такой изощрённый способ поднять экономику региона за счёт владельцев огнестрельного оружия? А хозяйства и общины охотников, морзверобоев? В этой работе нет таких денег, чтобы столько платить за разрешение! Было уже немало обращений в больницу, Депздрав, депутатам.
В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость. В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей. Условия жизни Там, где живут чукчи на фото ниже , короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их обычно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков. Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой анекдотов? Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой.
Женщины встают раньше мужчин, чтобы приготовить еду. Последние поднимаются в 5 утра. На завтрак едят кашу, макароны, пьют чай. Затем мужчины уходят пасти оленей, а женщины обрабатывают шкуры, занимаются хозяйственными делами, готовят. Вечером оленеводы возвращаются, а женщины помогают высушить их одежду, после чего все ужинают и готовятся ко сну Огонь, вода и бубны Анимизм — обожествление сил природы — сохранился у чукчей намного лучше, чем шаманизм. Угоняя оленей в тундру, чукчи чтут духов — хозяев местности, — которые заботятся о стаде. Шаманизм имеет место лишь в отдаленных местах, но это сакральная сфера, и официальных показательных камланий нет. Впрочем, у чукчей и коряков распространено так называемое семейное шаманство, когда у нескольких человек в доме может быть бубен. А вот у эвенков, которые придерживаются классического шаманизма, бубен есть только у шамана. Табу — религиозный запрет — важная составляющая жизни даже современных чукчей. От огня зависит жизнь людей. Беременным нельзя выполнять определенные обряды, их стараются оградить от контактов с внешним миром, чтобы ребенок родился благополучно», — продолжает она. Важнейшее табу касается природы: нельзя брать от нее больше, чем ты используешь в пищу и для своих нужд. У этого народа четко прослеживается уважительное отношение к природе на протяжении всей истории. Нельзя делать то, что вредит окружающему миру и, как следствие, самому человеку», — подчеркивает эксперт. Поэтому и сегодня у чукчей нет браконьерства, как и охоты ради развлечения. Так, например, левират, брачный обычай, когда вдова выходит замуж за ближайшего родственника покойного, в первую очередь, за младшего брата, сегодня сохраняется, но не буквально. Мужчина просто берет на себя ответственность за супругу усопшего. Ему не обязательно жениться на вдове, но он непременно будет поддерживать ее материально и всячески заботиться о ее благополучии. Есть у чукчей и многоженство, но оно тоже связано с суровыми условиями жизни. Потому что человек, по мнению этого народа, никогда не должен оставаться один, без поддержки семьи. Человек, который чувствует, что серьезно болен, и считает, что он в тягость, просит у своей родни возможности уйти в мир иной», — рассказывает Валентина Горбачева. Звучит диковато, но родные слушались его, закалывая ножом или копьем, либо надевали аркан на шею и затягивали. Традиции погребения тоже были своеобразными: в северных районах, где вечная мерзлота и трудно копать землю, человек сам выбирал в тундре место, где хочет быть погребен. В будущем его там и хоронили. Причем особым образом: обкладывали оленьим мясом, предметами труда, которым он занимался при жизни, и укладывали сверху камни, чтобы до могилы не добрались хищники. А вот в южной части полуострова у чукчей распространена кремация: они складывают погребальный костер и надевают особую одежду на умершего. Впрочем, сегодня своих покойников чукчи все чаще хоронят на обычных кладбищах. Этот народ верит: человек не умирает, просто он приходит в жизнь, а потом уходит из нее. Поэтому, когда рождается ребенок, определяя, кто из предков вернулся, проводят гадание. По очереди называются имена умерших родственников, и когда во время произнесения одного из них амулет начинает раскачиваться, это имя и получает новорожденный. Если мальчику выпало женское имя — у него просто меняется окончание на мужское. То же самое делается, если девочке достается имя от предка мужского пола. Олень познается в еде Кухня у народа Чукотки тоже хранит память о прошлом. Например, для некоторых чукчей остается деликатесом моняло — полупереварившийся мох, извлеченный из оленьего желудка. Чтобы его приготовить, мясо морских животных укладывают в яму, а потом ферментированное используют в пищу. Это уже считается лакомством», — рассказывает эксперт. Владилен Каври, чукча, арктическая тундра возле Уэлькала, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г. Фото: Jimmy Nelson jimmynelson.
Среди тундры и вечной мерзлоты. Самый восточный город России и Евразии глазами altapress.ru
Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка". Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей.
НАРОДЫ АРКТИКИ
Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы. На Чукотке живут около 48 тысяч человек. Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона.