В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м².
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. «Луноход» — серия советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов для исследования Луны. В честь двух запущенных в рамках неё аппаратов была названа. Планируется, что луноход будет выполнять миссию в течение 14 суток с момента запуска, после чего достигнет спутника для дальнейших опытов на месте. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Советская лунная программа. Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну.
Содержание
- Создать то, чего ещё не было
- Индийская лунная программа как удачное ответвление российской
- Astrolab представила проект лунохода Artemis | Пикабу
- Подписка на дайджест
- История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Космический аппарат - Луноход
В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется? - | макет "Лунохода-1" с автоматической станции "Луна-17" во время испытаний. |
Индия осуществила успешный запуск лунохода к Луне | Китайский луноход «Юйту-2» и космический аппарат «Чанъэ-4», исследующие обратную сторону Луны, «уснули», чтобы переждать холодную лунную ночь, говорится в сообщении программы Китая по изучению Луны в соцсети WeChat. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС | Лунная программа ОАЭ – это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. |
В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход — РТ на русском | Новости. Выставка-форум «Россия». Макеты ракет, луноход и спутниковые системы: с чего началась Космическая неделя на выставке «Россия». |
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну? | видео, Тимошенко: на Луне взошел китайский хлопок ― дело за огородом? |
Лунные планы России
РИА Наука, Луна, Российская академия наук, НАСА, Астрономия, Институт космических исследований, Венера-Д, Луна-25, Венера, кометы. Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. Лунная программа ОАЭ – это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Ракета космического назначения «Союз-2.1б» с автоматической станцией «Луна-25». Экипаж советского дистанционно управляемого лунохода «Луноход-2» работает за управлением в дальнем центре космической связи, январь 1973 года. Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный».
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имело больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивало подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах 0-180 градусов, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.
Солнечная батарея и работающие с ней в комплексе химические аккумуляторы использовались для питания электроэнергией многочисленных агрегатов и, научных приборов лунохода. Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м. Он был рассчитан на 3 месяца работы на поверхности Луны.
Совершив неполный виток вокруг Земли, разгонный блок вывел станцию на траекторию перелета к Луне. А 17 ноября в 6 часов 46 минут 50 секунд московского времени станция «Луна-17» благополучно совершила посадку в Море Дождей на Луне. После анализа окружающей обстановки была выдана команда, и 17 ноября в 9 часов 28 минут самоходный аппарат «Луноход-1», съехал на лунный грунт.
Луноход управлялся дистанционно с Земли из Центра дальней космической связи. Для его управления был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер. Для экипажа были отобраны военные, не имеющие никакого опыта управления транспортными средствами, чтобы земной опыт не оказывал своего влияния при работе с луноходом.
Джарет Мэтьюз, основатель и исполнительный директор Astrolab, бывший сотрудник SpaceX, сказал в интервью, что его компания создала FLEX для изучения концепций будущего освоения Луны. Они смоделировали использование машины для ряда действий, необходимых для будущей лунной базы, например, таких как установка солнечных батарей, а также способность FLEX перемещаться по лунной поверхности либо с людьми на борту, управляющими им, либо посредством дистанционного управления. Среди тех, кто управлял FLEX в ходе испытаний, был бывший астронавт Крис Хэдфилд, который в своем заявлении подчеркнул ценность мобильности астронавтов для будущих долгосрочных исследований Луны и ее заселения.
Судя по доступной на сегодняшний день информации, посадки китайских аппаратов будут производиться вдали от полярных районов. Однако планы Поднебесной вполне могут изменяться. Вопрос финансирования европейского проекта посадки в полярном регионе Луны — Lunar Lander — рассматривался в 2012 году, но деньги выделены не были. Европа пока нацелена на совместные с Россией исследования Луны. Японская лунная миссия Selene—2, также состоящая из орбитального аппарата, посадочной платформы и ровера, могла бы стартовать в 2017 году, однако испытывает значительные бюджетные проблемы. Вероятно, миссия будет отменена либо ее сроки будут пересмотрены. Посадка аппарата будет проходить в пассивном режиме, размеры посадочного эллипса составят 15 на 30 км и определятся точностью предпосадочной траектории аппарата.
Зонд должен проработать на поверхности Луны не менее года. На его борту пройдут научные эксперименты по изучению особенностей полярного реголита и полярной экзосферы нашего естественного спутника. Аппарат будет снабжен манипулятором для операций по вскрытию верхнего слоя грунта в районе посадки, для перемещения образцов грунта в бортовой масс—спектрометр, для наведения бортового инфракрасного спектрометра и ТВ—камеры на наиболее интересные участки поверхности в окрестностях места посадки. Зонд экспериментально измерит содержание воды и других летучих соединений в поверхностном слое. Следующий аппарат — орбитальный «Луна—26» или «Луна—Ресурс—1 орбитальный» по плану стартует в 2021 году. Если что—то пойдет не так, предусмотрено повторение миссии через два года — в 2023 году. Сухая масса аппарата — 1035 кг, полная — 2100 кг. Масса полезной нагрузки — 160 кг. Запуск также с помощью РН «Союз—2. Аппарат «Луна—26» будет исследовать Луну с полярной орбиты, что позволит провести глобальный обзор всей поверхности и детальные исследования районов полюсов.
Срок функционирования на окололунной орбите составит не менее трех лет. В течение первого этапа будут проводиться геофизические исследования Луны, лунной экзосферы и окружающей плазмы на рабочих орбитах 100х150 км и 50х100 км. На втором этапе аппарат будет переведен на третью рабочую орбиту 500——700 км для физических исследований по поиску и регистрации космических частиц максимально высоких энергий — эксперимент ЛОРД лунный орбитальный радиодетектор. Кроме того, орбитальный аппарат послужит ретранслятором для следующей миссии — «Луна—27» или «Луна—Ресурс—1 посадочный» , которая намечена на 2023 год. Если миссия 2023 года окажется неудачной, посадку повторят в 2025 году. Зонд «Луна—27» его тоже выведет «Союз—2. Масса полезной нагрузки достигнет 200 кг, включая европейский бур для «криогенного» не испаряющего «летучие» вещества из грунта бурения. Этот КА прилунится в наиболее перспективном для дальнейших исследований районе южного полюса и обеспечит выполнение программы научных исследований в течение срока не менее одного года. Рассматривается возможность разместить на «Луне—27» мини—ровер. Аппарат «Луна—27» предстоит создать на основе бортовых систем и технических решений, отработанных в проекте «Луна—25».
Его главной особенностью станет применение системы высокоточной посадки с возможностью ухода от препятствия на заключительном участке спуска. Эти система позволит уменьшить допустимую погрешность в положении точки посадки на поверхности Луны до размера порядка нескольких сотен метров. Благодаря высокой точности спуска район посадки «Луны—27» выберут исходя из критериев максимального удобства для приоритетных научных исследований. Второй особенностью «Луны—27» будет использование как системы прямой радиосвязи с наземными станциями, так и независимого УКВ канала связи с бортом лунного полярного спутника «Луна—26». Канал УКВ будет задействован на этапе посадки зонда для передачи на борт орбитального аппарата телеметрической бортовой информации о работе всех систем и о свойствах поверхности в районе посадки. В случае нештатной ситуации или аварии при посадке эта информация позволит полностью восстановить полную картину процесса и выяснить причину неудачи. Третья важная особенность проекта «Луна—27» — криогенное грунтозаборное устройство, которое позволит взять образцы лунного полярного реголита с глубины от 10—20 см до 2 метров и выяснить характер распределения летучих соединений по глубине. На борту зонда «Луна—27» будет установлен радиомаяк, причем будет обеспечена возможность продолжения его работы после завершения программы исследований на борту. Для этого энергопитание радиомаяка будет переведено на прямое подключение к бортовому радиоизотопному генератору. Планируется, что «Луна—27» будет создаваться со значительным участием ЕКА: многие бортовые системы, в том числе высокоточной посадки, построят европейские специалисты.
Масса зонда составит около 3000 кг, полезной нагрузки — 400 кг. Вероятно, он отправится к Луне в 2025 году с помощью ракеты «Ангара—А5» с кислородно—керосиновым разгонным блоком ДМ—03. Основная цель «Луны—28» — доставка в земные научные центры образцов лунного вещества из окрестности южного полюса. Зонд «Луна—29» — большой луноход с «криогенным» буром — отсутствует в ФКП 2016—2025, а значит, будет реализован лишь во второй половине 2020—х годов. Помимо создания автоматических межпланетных станций, на первом этапе лунной программы будут проводиться многочисленные НИРы на тему лунной транспортной системы и лунной инфраструктуры. Финансирование на них заложено в ФКП. Предусмотрено и выделение средств на разработку сверхтяжелой ракеты: только на разработку — но не создание «в металле»! В 2021—2023 годах новый космический аппарат два раза стартует к МКС в беспилотном варианте. ППОИ предположительно состоит из одного научно—энергетического модуля, узлового модуля, надувного жилого «трансформируемого» модуля, модуля—стапеля и одного—двух свободнолетающих модулей ОКА—Т—2. На слайдах, представленных РКК «Энергия», указаны сроки осуществления подобной миссии — 2021 г.
Элементарный расчет показывает, что по такой схеме ДМ—03 может отправить в облет Луны полезную нагрузку массой не более 10—11 т. Не ясно, как эту проблему собираются решать специалисты отрасли — будут ли использовать для доразгона маршевую двигательную установку «лунного варианта» ПТК НП или ограничатся полетом по высокоэллиптической орбите, «не дотягивающей» до Луны? И подобных расхождений в предложениях предприятий, федеральной программе и концепциях невероятно много. Документы напоминают лоскутное одеяло, а не единый законченный план. Кроме того, как показано на слайдах, в 2023 году в «концепции лунной программы» названы другие сроки — 2025 год на окололунную орбиту планируется отправить прототип буксира с двигателями малой тяги и большим грузовым контейнером груз — 10 т : будет ли это «ядерный буксир» или что—то оснащенное большими солнечными батареями? Более логичным кажется первый вариант, однако на слайдах показан второй — с солнечными батареями. Вероятно, прототип будет иметь мощность 0.
По последним данным, "Луна-26" должна полететь через два года и так далее до 2028-го.
Кроме того, во время разбора полётов Юрий Борисов, глава "Роскосмоса", заявил, что возможен проект, что "Луна-26", которая должна быть просто спутником Луны для изучения Луны с орбиты, тоже будет посадочной, как "Луна-25", по сути, повторение миссии. Но сроки сдвигаются, называть конкретные даты преждевременно. То, что мы ускоряем лунную программу, это вселяет надежду и радость". Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. Отметим, что ранее там же должна была сесть и русская станция "Луна-25", однако она потерпела крушение.
ДВОЕ ПЕРВЫХ
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход — РТ на русском
- В 2023 году NASA запустит в космос новый луноход VIPER. Чем он займется? -
- Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
- От «Лунохода-1» до «Луны-25»: о прошлом и будущем миссий к спутнику Земли // Новости НТВ
Облет Луны
- Что еще почитать
- История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
- Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
- Российский «луноход» могут отправить на Луну к 2026 году
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны
Готовили их не один год, предстартовые испытания проходили на лунодроме в Крыму — площадке максимально напоминающей поверхность искусственного спутника земли. Для управления «Луноходом» разработали специальную дистанционную систему. Размещалась она в Центре дальней космической связи под Симферополем. Из-за большого расстояния задержка сигнала была значительной, и это усложняло управление. В экипаже был водитель, штурман и два бортинженера. Менялись экипажи через каждые два часа работы. Спустя 50 лет после того исторического старта в НПО имени Лавочкина готовятся к запуску станции «Луна-25» , до которого осталось меньше года.
Также это место интересно разнообразием окружающих условий. На поверхности кратера есть как холодные области с температурой до —223 градусов Цельсия, так и относительно теплые места с нулевой температурой. Ученые надеются, что при одном из имеющихся условий на Луне может сохраниться большое количество воды. Кружащие вокруг земного спутника аппараты уже доказали факт наличия жидкости , но ученые знают ее точное местоположение и состав. Видео о миссии VIPER на кратере Нобиле Основная сложность миссии заключается в том, что луноход работает на солнечной энергии, а в кратере Нобиле ее очень мало. По словам руководителя миссии VIPER Энтони Колапрета Anthony Colaprete , лунные полюса удивительны — особенно интересен южный полюс, на котором много высоких образований.
Они бросают от себя тени, длина которых может составлять несколько километров. Но иногда аппарату придется погружаться в углубления, которые не видели солнечного света на протяжении миллиардов лет. Это очень рискованно, но именно там могут находиться древние резервуары льда. Ожидается, что всего луноход преодолеет расстояние от 16 до 25 километров и посетит шесть точек с разными температурными диапазонами. Визуализация поверхности кратера Нобиле Читайте также: «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
Первые старты будут осуществляться по двухпусковой схеме с раздельным выведением связок из разгонных блоков и лунного взлетно—посадочного корабля, а также разгонных блоков и пилотируемого корабля. Если именно этот вариант будет утвержден, то российские космонавты впервые ступят на лунную поверхность через 15 лет после начала лунной программы и спустя 62 года после исторического полета Apollo 11. Предусматривается один пилотируемый полет на Луну в год. С введением в эксплуатацию в 2038 г.
PH сверхтяжелого класса грузоподъемностью 150——180 тонн полеты будут выполняться по однопусковой схеме с увеличением частоты до двух—трех в год. Согласно Долгосрочной программе освоения дальнего космоса, параллельно с пилотируемыми экспедициями начнется развертывание в южной полярной области Луны так называемого «лунного полигона». В его состав войдут автоматические научные инструменты, телескопы, прототипы устройств для использования лунных ресурсов и т. Полигон будет включать в себя небольшую лунную базу — форпост.
Форпост предназначен для жизни экипажа во время краткосрочного до 14 суток пребывания на поверхности Луны. В состав форпоста, вероятно, войдут модули: энергетический запуск в 2033 году , узловой 2034 год , жилой 2035 год , лабораторный 2036 год и складской 2037 год. Модули создадут на основе опыта эксплуатации окололунной орбитальной станции. Строительство большой лунной базы запланировано лишь на 40—е годы XXI века.
Модульный состав базы будет аналогичен составу форпоста, но она будет обеспечивать жизнедеятельность космонавтов в течение большего срока и обладать повышенной радиационной защитой. В 2050—е годы на основе лунного опыта, а возможно, и лунных ресурсов, будет предпринят полет на Марс. А до этого времени, до 2050 года, предполагается доставить грунт с Фобоса миссия «Фобос—Грунт—2», или «Бумеранг», уже заложена в ФКП 2016—2025 и намечена на 2024—2025 годы и Марса 2030—2035 годы , создать в точке Лагранжа сборочный комплекс для многоразовых кораблей, которые будут летать по трассе Земля — Марс, построить флот «ядерных буксиров» с электрической мощностью 4 МВт и выше. Создатели Долгосрочной программы предварительно оценили стоимость освоения Луны.
По их расчетам, в период с 2014 года до 2025 года ежегодные затраты составят от 16 до 320 млрд руб суммарно за данный период будет потрачено порядка 2 трлн руб и будут определяться в основном расходами на создание кораблей, обитаемых модулей, межорбитальных буксиров и средств выведения. В следующее десятилетие 2026—2035 годы , когда, помимо разработки и летных испытаний космических средств, задействованных в реализации лунной программы, начнется интенсивная эксплуатация космических систем, ежегодные затраты составят от 290 до 690 млрд руб пик нагрузки приходится на 2030—2032 годы — период первой высадки космонавтов на поверхность естественного спутника и начала строительства лунной орбитальной станции , а суммарные затраты за данный период — почти 4. Начиная с 2036 года и до 2050 года ежегодные затраты составят от 250 до 570 млрд руб суммарные затраты за данный период — порядка 6 трлн руб. Таким образом, общая стоимость программы с 2015 по 2050 год оценивается в 12.
Вопросы, вопросы... Впервые за много лет вынесена на утверждение в правительство законченная стратегия развития пилотируемой космонавтики на десятки! Вполне обоснованным выглядит и выбор Луны в качестве стратегической цели — ведь марсианская экспедиция без опоры на лунные ресурсы и лунный опыт превратится в рискованный одноразовый «флаговтык». Луна или Марс?
Главный вопрос, возникающий после ознакомления с новой российской космической стратегией, — это сроки. Есть опасение, что затягивание с реализацией лунного проекта приведет к тому, что у государства появится желание «выпрыгнуть из лунного поезда, который еле—еле ползет», и отменить программу. В случае подобного негативного сценария ресурсы на разработку а возможно, и на создание «лунных средств» будут потрачены впустую. Странной выглядит и привязка программы к новому еще не реализованному относительно тяжелому 14—15 тонн в околоземном и 20 т в окололунном варианте космическому кораблю ПТК НП, для доставки которого на окололунную орбиту потребуется создание сверхтяжелой ракеты с грузоподъемностью 80—90 тонн на низкую околоземную орбиту.
Несколько лет назад американская компания Space Adventures, занимающаяся продажей «туристических» мест на российских кораблях «Союз», с согласия РКК «Энергия» предложила интересную услугу — облет Луны. Согласно представленной схеме полета, разгонный блок ДМ с пассивным стыковочным агрегатом выводится на низкую орбиту ракетой тяжелого класса «Протон—М», затем к нему на РН «Союз» стартует корабль с пилотом и двумя туристами. Корабль «Союз» стыкуется с разгонным блоком — и связка отправляется в облет Луны. Путешествие занимает 7—8 дней.
Конечно, полет на орбиту вокруг Луны намного сложнее облетной миссии, однако при использовании доработанного «Союза» вместо ПТК НП, а также кислородно—водородного разгонного блока КВТК для старта с околоземной орбиты и модернизированного «Фрегата» для торможения и разгона возле Луны орбитальную лунную экспедицию можно «вписать» в две ракеты «Ангара—А5». Конечно, стыковка с криогенным разгонным блоком на околоземной орбите является довольно рискованной операцией, однако подобное действие присутствует и в государственной стратегии двухпусковая облетная миссия на ПТК НП , и в предложениях Space Adventures. Таким образом, необходимость создания сверхтяжелой ракеты для полетов человека на орбиту вокруг Луны отнюдь не очевидна. Использование такой ракеты переводит миссию из категории реальных планов ближайшего десятилетия в разряд «стратегии» со сроками осуществления «ближе к 2030—му».
Найти коммерческие нагрузки для сверхтяжелого носителя будет или очень трудно, или попросту невозможно, а содержать сложную инфраструктуру ради двух лунных полетов в год — крайне расточительно. Любой финансовый или политический кризис а они случаются в России с регулярностью приблизительно раз в 8—10 лет поставит крест на подобном проекте. Следует также отметить, что в предложенной программе наблюдается распыление сил: вместо создания лунной базы промышленность вынуждена будет заниматься то программой «Луна — орбита», то строительством лунной орбитальной станции, необходимость наличия которой обоснована крайне слабо. Недостатки лунной базы: — Требуется создавать посадочные платформы для доставки грузов и космонавтов на поверхность Луны; — Условия работы на поверхности планеты будут отличаться от условий на орбите, что потребует разработки принципиально новых жилых модулей; — Исследования лунной поверхности возможны только в окрестностях базы; — Относительно высокая стоимость развертывания и эксплуатации.
Странно, что не имеющий аналогов в мире ядерный буксир с двигателями малой тяги крайне слабо представлен в долгосрочной программе освоения дальнего космоса. А ведь именно эта уникальная разработка могла бы помочь значительно сэкономить время: для доставки тяжелых грузов около 20 тонн на орбиту вокруг Луны ядерным буксиром сверхтяжелый носитель не нужен. Полеты буксира по трассе «околоземная орбита — окололунная орбита» могли бы начаться уже в первой половине 2020—х годов! С одной стороны, конечно, нельзя сказать, что девиз предложенной программы — «Флаг на Луне любой ценой!
Мест в полярных областях Луны, на которых соблюдаются все условия, необходимые для быстрого и удобного развертывания лунной базы ровная поверхность, «вечный свет», возможное наличие линз водяного льда в затененных кратерах поблизости , не так уж много, и за них может разгореться конкурентная борьба. И откладывая создание пилотируемой лунной инфраструктуры на 2030—е годы, а строительство базы — на 2040—е, Россия может упустить приоритет и потерять лунные территории навсегда! Критикуя — предлагай! Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну.
Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя.
Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат».
Также в рамках предварительного анализа поверхности спутника специалисты обнаружили кальций, хром и даже титан, а также марганец, кремний и кислород.
Система лазерно-искровой эмиссионной спектрометрии позволяет проанализировать состав определённого материала посредством воздействия на объект интенсивными лазерными импульсами. Благодаря тому, что каждый химический элемент в процессе излучает определённый набор длины световых волн, находясь в состоянии плазмы, специалисты могут точно определить состав материала, что реализовать без непосредственной высадки на поверхность Луны невозможно.
Луноход «Прагъян» завершил научную программу
Макет космического аппарата «Луна-25» (Фото: Станислав Красильников / ТАСС). Запуск первой в истории современной России автоматической станции лунной программы «Луна-25» перенесли с 13 июля на август, следует из сообщения «Роскосмоса». Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что станция «Чандраян-3» успешно осуществила мягкую посадку на поверхность Луны. Проект «Луна-25» — единственная на сегодняшний день возможность отстоять амбиции России как космической державы по этому направлению. "Китайская космическая программа, как и любые другие китайские программы развития ракетной техники, судостроения, они достаточно серьезно закрыты.