5 декабря в 19:00 в Мариинском-2 Валерий Гергиев, солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят I и II акты редко исполняемой оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты». Впервые в современной истории театра сценическое воплощение получит опера Джакомо Мейербера «Гугеноты». Премьера спектакля состоится на новой сцене Мариинского театра 29 февраля — в день 188-летия мировой премьеры этой оперы в Париже.
Торжество французского ренессанса и триумф театрал
В «Мариинском-2» показали сценическую премьеру оперы «Гугеноты» Джакомо Мейербера в новой постановке режиссера Константина Балакина. Премьера оперы «Гугеноты» в исполнении Симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева состоится 5 декабря на большой сцене Мариинского театра. «Гугеноты» вернулись в Мариинский театр через более чем 70 лет (последняя постановка была в 1951-м). Творения Джакомо Мейербера сейчас ставят нечасто, но в XIX веке его оперы были очень популярны.
Опера Гугеноты Мариинского театра
Новый спектакль «Гугеноты» создавали режиссер Константин Балакин и художница Елена Вершинина, известные петербургской публике по постановке «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, представленной в Мариинском театре в прошлом сезоне. В ней есть благородство, там даже цыгане есть. Как говорят, черта в ступе. В ней такой космос собирается всевозможных внешних и внутренних переживаний! Тем более, затрагивается болезненная тема для всех времен — это религиозные войны. С одной стороны, заманчиво сделать такой космос взаимоотношений персонажей на сцене, а с другой стороны, очень опасно не переступить какую-то грань и никого, не дай Бог, обидеть.
Сложным ли был для театра только что завершившийся год? Валерий Гергиев: С одной стороны, трудный и непростой 2022 год стал в чем-то уникальным и даже рекордным по количеству названий работ в опере, вовлечении в спектакли огромного контингента молодежи.
Речь идет чуть ли не о сотне молодых певцов, которые поют здесь только несколько лет, но уже выходят на первые позиции, им помогают опытные педагоги и концертмейстеры Мариинского театра. Работа происходит огромная! Таким образом, год оказался необычайно урожайным. Раньше мы проводили три или четыре месяца вне дома, выступая как в Европе и Америке, так и в Азии и Австралии. В этом году мы сделали колоссальный акцент на работе в Санкт-Петербурге. Я искренне рад, что наша огромная семья артистов могла собрать буквально все силы, и результаты не заставили себя ждать. Как скоро "Гугеноты" Мейербера найдут своего режиссера?
Валерий Гергиев: Постановка "Гугенотов" обязательно будет. От нас всегда надо ждать какой-то неожиданности и спонтанных реакций. Сейчас время и ситуация в мире наводят нас на какие-то новые ощущения, новое понимание мира и его устройства, исторического прошлого. Иногда в событиях порой шести- и семивековой давности ты вдруг неожиданно видишь и узнаешь наш XXI век. Великие произведения прошлого напоминают и учат нас, привносят частичку мудрости и ясного сознания каждому, кто приходит в Мариинский театр на наши спектакли.
И пением, и режиссурой, и художественным решением, и шикарными декорациями и костюмами художник по декорациям и по костюмам — Елена Вершинина , выдержанными в едином стиле "французского ренессанса". Это тот редкий случай, когда, прямо, как у Чехова о человеке «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» , можно сказать, что в спектакле было прекрасно все! Он мгновенно вызывал ощущение, что речь идет о Франции романтической эпохи! Потрясающая стилизация, полная вкуса, чувства меры и понимания тонкостей и законов красоты и гармонии. Сочетание бликующего золота и серебра в драпировках, костюмах и аксессуарах, ажурных готических арок и устремленных ввысь тонких колонн в декорациях! Торжество "французского ренессанса", готики и немного ампира во всем! А чего стоит поражающий взгляд благородный занавес цвета потемневшего серебра, созданный в стиле французских штор с ламбрекенами, фестонами, подвесами и кистями! Эта роскошь то полностью заполняет все пространство сцены, то уходит в ее верхний ярус, то сдвигается влево, и декор дополняют узнаваемые готические элементы — ажурные остроконечные стрельчатые арки, галереи с высокими округлыми проемами, изящная строгая колоннада! Дух захватывает от такой красоты и благородства! А еще среди достоинств постановки — умелое использование символов! Химеры и горгульи, олицетворяющие темные силы мироздания, без которых немыслим ни один французский готический собор, в том числе всемирно известный Собор Парижской богоматери Нотр Дам , постепенно завладевали пространством сцены, появившись в начале истории в виде одной небольшой фигуры в глубине сцены.
Теперь же на сцене — полноценная постановка. В России оперу показали в 1843 году — через семь лет после парижской премьеры. В Мариинском театре «Гугенотов» впервые исполнили в 1862 году, потом театр обращался к спектаклю Мейербера в 1871, 1899, 1928, 1935 и 1951 годах.
В Мариинке исполнили заключительные акты оперы «Гугеноты»
Режиссером постановки выступит Константин Балакин, автором сценографии и костюмов — Елена Вершинина. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев. Ныне редко исполняемая опера Мейербера некогда пользовалась невероятной популярностью: успех мировой премьеры в Гранд Опера, где «Гугеноты» выдержали свыше тысячи представлений, сопровождался волной постановок в театрах по всему миру. Оперная новинка не сходила с афиш вплоть до начала XX века.
Громадная опера с запутанным сюжетом, в каждом из пяти действий которой есть своя мини-кульминация. Казалось бы, любовная линия должна примирить враждующих католиков и гугенотов. Брак королевы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского - католички и протестанта - должен был послужить тому примером.
Но брак оказался ловушкой, куда попали гугеноты, приехавшие на свадьбу. И на глазах публики погибают Валентина, Рауль и его верный слуга Марсель... Вся пугающая актуальность оперы, когда и сегодня "горит и кружится планета", спрятана постановщиками во множестве складок тяжелых занавесов как еще, быть может, и аллегории дворцовых интриг и тайн , задекорировано фантасмагорическим количеством роз, которые, как известно, отличаются не только красивыми цветами, но и острыми шипами... Прекрасная музыка, требующая технически блестящего пения с изобилием труднейших каденций и фиоритур, удивительно проникновенно передает и красоту человеческой любви, и трагическую жестокость окружающего мира. Солистам пока сложно выдержать этот вокальный марафон, помноженный на трудности французского языка, на одном высоком исполнительском уровне.
Так, в Вене её действие перенесли в Италию и назвали «Гвельфы и гибеллины», в Мюнхене и Флоренции — сюжет произведения развивался в Англии как и в опере Беллини и называлась опера «Англикане и пуритане». Царская цензура запрещала показ заговоров, тем более носящих религиозный характер. Популярность оперы, шедшей во всей Европе, вынудила руководство императорских театров допустить её в урезанном виде — правда, лишь в исполнении итальянской труппы, спектакли которой посещались в основном публикой из привилегированных сословий.
Действие как и венской опере — прим. Марио и А. Сегодня в Мариинском театре «Гугенотов» поставил известный музыкальный режиссёр Константин Балакин. Дурная бесконечность складок занавеса-маркизы как символ закулисных интриг, в которых можно задохнуться, выглядела ещё одной смыслообразующей визуальной идеей. В духе историзма пытались существовать на сцене и персонажи, рассыпаясь в галантных поклонах и куртуазно жестикулируя», — делится своими впечатлениями критик Дудин. Сверить их со своими можно уже 5 апреля. Спектакль пройдёт на новой сцене. Начало в 19 часов.
Эта опера должна вызывать слёзы «Пуритане» — опера итальянского гения Винченцо Беллини. Беллини ушёл из жизни в 33 года, но за свою недолгую жизнь этот уроженец небольшого сицилийского города Катания успел создать несколько опер-шедевров.
Сначала представления давала немецкая оперная труппа, затем — в 1850-м — итальянская, изменив место действия на Италию, а гугенотов и католиков превратив в гвельфов представителей интересов Римского Папы и гибеллинов сторонников германского императора. Затем Мариинский театр неоднократно обращался к этому сочинению: постановки осуществлялись в 1871, 1899, 1928, 1935 и 1951 годах.
Билеты на Гугеноты Мариинского театра
- "Гугеноты в к. и. в зале Прокофьева 25.02.23 г.
- Комментарии (0)
- Мариинский театр возвращает оперу «Гугеноты»
- Гергиев представит в Мариинке редко исполняемую оперу «Гугеноты»
- Меню в шапке
Семь звезд для «Гугенотов»
Еще одна весьма существенная купюра была раскрыта, судя по всему, в последний момент: и в опубликованном ранее на сайте кратком содержании, и в недавнем исполнении последних трех актов под рояль отсутствовала первая картина пятого действия с коротким балетным дивертисментом и эффектной арией Рауля, но 28 декабря вся эта сцена прозвучала, пусть и с чуть сокращенной кабалеттой в арии. В общей сложности опера в предложенной редакции звучала около трех часов вместо требуемых четырех, но тут необходимо отметить, что Гергиев ее исполнил в каких-то невероятно быстрых темпах. Возможно, это было связано с тем, что он все-таки стремился закончить пораньше концерт, тем более что во время исполнения первых двух действий в начале декабря темпы были ближе к привычным. Полагаю, что такая же редакция в нормальных условиях звучала бы минут на 15—20 дольше. Но если дирижеру можно предъявить претензии и за чрезмерно порезанную партитуру, и за порой явно неуместные галопирующие темпы, и за характерную для него в целом некоторую небрежность, то сами солисты заслуживают самых теплых слов. Очень порадовал Сергей Скороходов Рауль , даже если он несколько сглаживал некоторые особо виртуозные пассажи своей партии. Самых теплых слов заслуживают также Антонина Весенина Маргарита Валуа и Дарья Росицкая паж Урбан , порадовавшие россыпями колоратур и яркими образами. Хороши были также Олег Сычев, авторитетный и харизматичный старый гугенот Марсель, и Егор Чубаков — благородный католик Невер, единственный, кто отказывается исполнять преступный приказ, пусть даже исходящий от самого короля.
Сначала артисты представили камерную версию под аккомпанемент фортепиано, затем вместе с Симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева были исполнены первые два акта. Впервые за почти 70 лет целиком опера «Гугеноты» прозвучала на сцене Концертного зала в прошлом театральном сезоне. Теперь зрители смогут увидеть полноценную постановку — ее готовят режиссер Константин Балакин и сценограф Елена Вершинина. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
В репетициях премьеры заняты сразу несколько составов. Премьера «Гугенотов» состоится 29 февраля на новой сцене Мариинского театра — в день 188-летия мировой премьеры этой оперы в Париже.
На новой сцене Мариинского театра «Пуритане» впервые прозвучали 16 июня 2023 года. Именно — прозвучали, так как это было концертное исполнение оперы. И вот в минувшем феврале её сыграли.
Спектакль постановил Владислав Фурманов — известный режиссёр кино и драматического театра. Профессиональные критики оценили его довольно сурово. В том же духе были и неброские костюмы, вроде бы и дельные, но унылые и подошедшие бы к примерно любой иной опере», — читаем мы в рецензии на постановку, написанной Владимиром Дудиным для издания «Коммерсант». С её точки зрения, постановщики, «развлекая публику бесконечной игрой с разными уровнями сцены», остаются «на одном уровне режиссерского мастерства и вдохновения». К этим оценкам можно добавить, что художницам по декорациям и по видео, Галине Филатовой и Александре Агринской, не удалось выдержать сценографию в едином стиле.
Если в первом акте она весьма скромная, чёрно-белая, то во втором спектакль разворачивается на фоне постоянной смены видеопроекций. Может быть, команда постановщиков, прочтя критические отзывы, которые оставили эксперты после премьеры, внесут в спектакль некоторые коррективы. Однако главное в опере — это музыка и пение. И, наверное, с ней следует согласиться. Так или иначе, «Пуритане» вновь появятся на новой сцене Мариинского театра 22 апреля.
Главные партии в "Гугенотах" готовят от трех до восьми солистов. Постановка будет представлена в классическом оформлении - сцену украсят полотна и механическая бутафория. Художники Мариинского театра вручную задрапировали 5 км ткани. Сценографом спектакля и художником по костюмам выступила Елена Вершинина. В минувшем сезоне этот дуэт - режиссер и художник - успешно заявил о себе в Мариинке на постановке оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Рихарда Вагнера.
Гергиев представит в Мариинке редко исполняемую оперу «Гугеноты»
Под силу это прославленному Мариинскому театру, крупнейшему оперному стационару в нашей стране, и исполнить эту благородную миссию он решил, предложив публике именно «Гугенотов» — оперу, в свое время ставшую самим символом большой французской оперы. Сегодня, 5 декабря, впервые в Мариинском театре прозвучит опера Джакомо Мейербера "Гугеноты" с Валерием Гергиевым в качестве дирижера Симфонического оркестра театра. Представление пройдет на сцене Мариинский-2 в двух актах. После долгого забвения на мариинскую сцену вернулись «Гугеноты» — самая известная опера Джакомо Мейербера: возрождение оперного блокбастера отмечено сценографической пышностью и музыкальной добротностью. С оперой «Гугеноты» Мейербера в Мариинском театре связана одна история, случившаяся в XIX веке с ее знаменитым басом Федором Стравинским (отцом композитора). В качестве солиста петербургской труппы Стравинский принимал участие в постановке трех опер Мейербера. Мариинский театр замахнулся на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира такую махину, как "Гугеноты" Мейербера. Огромная пятиактная французская опера шла на исторической сцене в 1950-е годы, и с тех пор её не ставили.
Валерий Гергиев представит в Мариинке редкую оперу «Гугеноты»
Мариинский театр представляет первую весеннюю премьеру — оперу Россини «Золушка». 17, 18 и 21 апреля (в 14:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра состоится первая весенняя премьера сезона — комическая опера Россини «Золушка». Валерий Гергиев впервые представит на сцене Мариинский-2 первый и второй акты оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты», сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Под силу это прославленному Мариинскому театру, крупнейшему оперному стационару в нашей стране, и исполнить эту благородную миссию он решил, предложив публике именно «Гугенотов» — оперу, в свое время ставшую самим символом большой французской оперы. Премьера оперы «Гугеноты» в исполнении Симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева состоится 5 декабря на большой сцене Мариинского театра. Мариинский театр возвращает «Гугенотов», раньше в Петербурге представление приходилось «маскировать» Режиссером произведения станет Константин Балакин, а автором сценографии и костюмов — Елена Вершинина. Гугеноты (Гастроли Мариинского театра). Опера в 5 действиях. Билеты.