Почему Россия не признавала Приднестровье всё это время? Спустя год президент ПМР Вадим Красносельский заявлял в интервью российским СМИ, что Приднестровье «стало заложником ситуации между Украиной и Россией». Россия может признать независимость Приднестровья и пробить «коридор», который свяжет страну с республикой.
Приднестровье может стать территорией нового конфликта
В их задачи входит охрана складов, где хранится свыше 20 тыс. Вывоз боеприпасов был заблокирован властями Приднестровья на фоне обострения отношений с Кишиневом. Кроме того, ОГРВ оказывает поддержку миротворцам, которые фактически оказались в блокаде после того, как Украина на своей территории перекрыла пути их снабжения. С 2010-х годов власти Молдавии требуют вывести российских военных из Приднестровья и преобразовать нынешнюю миротворческую операцию в многонациональную миссию гражданских наблюдателей.
В этом вопросе Молдавию поддерживает официальный Киев, денонсировавший в 2015 году соглашение с Москвой, по которому осуществлялось снабжение через Украину российского контингента СМС. Тирасполь выступает против вывода миротворцев РФ, считая их гарантами своей безопасности. Россия в свою очередь неоднократно заявляла, что готова вывести миротворцев, но после нормализации обстановки в регионе.
Эскалация обстановки в 2022-2023 годах Ситуация в Приднестровье обострилась после начала 24 февраля 2022 года российской специальной военной операции на Украине, граничащей с непризнанной республикой. Весной 2022 года в Приднестровье произошла серия терактов. В частности, 25 апреля обстрелу подверглось здание министерства госбезопасности в Тирасполе.
Позднее, 6 мая, близ села с дронов были сброшены четыре взрывных устройства. В регионе был введен красный уровень террористической опасности, позднее его понизили до желтого, который с тех пор постоянно продлевается. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский заявил, что диверсии были организованы с территории Украины.
В феврале 2023 года Киев и Кишинев заявили об "угрозе дестабилизации" в Молдавии. По словам президента республики Майи Санду, Служба информации и безопасности "располагает информацией" о планах по "привлечению к антиконституционным действиям граждан России, Белоруссии, Сербии и Черногории". Возле приднестровского участка молдавско-украинской границы были сосредоточены подразделения Вооруженных сил Украины.
Террористы планировали произвести взрыв в центре Тирасполя рядом с кортежем лидера Приднестровья. В СБУ заявили о непричастности к подготовке теракта и назвали происходящее "российской провокацией". Кишинев взял на себя обязательства по приведению местного законодательства к стандартам Евросоюза.
В конце 2023 года Европейский совет принял решение начать переговоры о приеме Молдавии и Украины в ЕС.
В последующие годы именно украинские власти содействовали экономическому и финансовому становлению приднестровского анклава, включив его в поток товарооборота Одесского порта и превратив «серую зону» в рай для направленных в Евросоюз грузов. В дальнейшем тесное сотрудничество приднестровских элит и украинских силовиков привело к превращению тираспольского холдинга «Шериф» в экономическую империю — с активами на Украине, в Молдове, в Румынии, Австрии, Германии, с бизнес-интересами на евразийском и африканском континентах, с миллионными счетами, объектами недвижимости в странах G7 и т. О степени украинского влияния на Тирасполь говорят простые факты: вся информационная инфраструктура Приднестровья, включая телефонную связь и интернет, замкнута на Украину. Владелец «Шерифа» Виктор Гушан является гражданином Украины и одним из ключевых инвесторов в туристические объекты одесского побережья.
В небольшом приморском городке Вилково находится и его собственное имение. Говорят, оно способно запросто поспорить масштабами и размахом с Межигорьем беглого Януковича. Продовольственная безопасность Приднестровья всецело зависит от Украины, контролирующей львиную долю поставок. До августа прошлого года Украина была единственным, кроме России, государством, которое признавало и пропускало на свою территорию автомобили с приднестровскими номерами. Пока Россия из собственного бюджета присылала пособия приднестровским пенсионерам, разрешала оставлять выплаты местных жителей и предприятий за потребленный газ в «Стабилизационном фонде», из средств которого впоследствии ремонтировалась местная инфраструктура, финансово-политическая тираспольская верхушка обзавелась румынскими и украинскими паспортами, пристрастилась к шопингу в европейских столицах, отдыху на греческих и арабских курортах и аромату венских кофеен.
Знание и понимание всех вышеперечисленных фактов и многих других прекрасно объясняет, почему в своей внешнеполитической деятельности приднестровская администрация всячески избегает четкой позиции в отношении денацификации Украины, признания Крыма в составе России и ЛДНР.
Читороага и А. Корсикова как утверждает Кишинёв, «связанные с запрещённой партией беглого пророссийского бизнесмена Илана Шора» и двое неназванных гагаузских чиновников. Также санкции затронули россиянина Д. Милютина, называемого французскими источниками «высокопоставленным сотрудником российских спецслужб» и группу гагаузских ветеранов Scutul Poporului «Народный щит». Все эти люди, согласно утверждениям Кишинёва, помогали России организовать протесты в 2022 году против Санду при поддержке Шора и «дестабилизировали страну посредством гибридной войны». По версии молдавских властей, Шор «после своего изгнания из Израиля в 2023 году особенно активно «подрывает» Гагаузию». Ранее этого бизнесмена Кишинёв заочно приговорил к 15 годам тюрьмы за якобы его причастность к «краже века» в 2014 году из банков Молдовы 1 миллиарда долларов.
Причём, как утверждает Дорин Речан, введение Брюсселем санкций против указанных выше людей «свидетельствует о безоговорочной поддержке Молдовы европейским союзом». В свою очередь, отвечая на этот «реверанс», глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель назвал Молдову «одной из самых пострадавших от последствий незаконного вторжения России в Украину стран», которой ЕС демонстрирует «непоколебимую поддержку». И это не просто слова. Это, согласно заявлениям МИД Франции и Госдепа США, необходимо, так как Кишинёв сталкивается со «всё более агрессивными усилиями по дестабилизации» со стороны России и важностью продемонстрировать «твёрдую поддержку суверенитета и территориальной целостности Молдовы». Также Запад помогает Кишинёву бороться «против теневого бизнеса российских олигархов», объём которого, согласно французским источникам, составляет миллиарды долларов. На практике, по данным молдавских властей, это привело к попыткам оказания в июне 2023 года давления на молдавско-российского бизнесмена А. Окулова, обвиняемого в содействии Москве по обходу западных санкций. Причём американские источники называют его «близким олигарху Константину Малофееву, основателю ультраправых движений по всей Европе».
Самой же важной поддержкой Молдовы со стороны Запада является обещание принять её в ЕС. В декабре 2023 года Молдова получила от Евросоюза сигнал о начале переговоров о вступлении в него, и как указывает министр иностранных дел страны Михай Попшой — «Мы сделали всё возможное для проведения реформ на соответствие стандартам ЕС. Делается это не для Евросоюза, а для улучшения жизни наших граждан». Глава МИД Молдовы Михай Попшой уверен, что за дестабилизацией ситуации в Молдове и Приднестровье стоит беглый пророссийский бизнесмен Илан Шор Он же 16 февраля выразил «оптимизм» относительно начала переговоров о вступлении в ЕС до проведения парламентских июньских выборов в Евросоюз. И по мнению Попшоя, «ЕС готов принять Молдову, и даже ожидаемое увеличение ультраправых в Европарламенте не помешает этому». Причём, как подчеркнул заместитель премьер-министра Молдовы Олег Серебрян, «все приднестровцы извлекут выгоду из присоединения к ЕС». Киев активно призывает Запад зачистить его, мотивируя это враждебными действиями Тирасполя. И в том числе усилением слежки за гражданами Украины на своей территории, что-де угрожает её безопасности и якобы содействует бегству украинцев, пытающихся спастись в Приднестровье от мобилизации.
Поэтому к началу февраля 2024 года европейские страны создали секретные центры для оказания помощи Украине: Жешув Польша , Рамштайн-Мизенбах Германия и Кишинёв. По официальной версии, они предназначены для борьбы с хищениями поставок оружия и выделяемых средств «на противостояние действиям Москвы». Одновременно спецслужбы Украины используют эти центры для выявления «кротов», «российских денежных операций» и ловли «уклонистов от военной службы». В этом Украине помогают Литва и Франция.
Решения ПАСЕ не имеют никакой юридической силы, бестолковость и никчемность этой «панъевропейской» организации становятся все более очевидными. Но эта оценка имеет символическое значение в том плане, что она фактически отделяет Приднестровье от Молдовы в условиях, когда между Россией и Западом опускается новый железный занавес». Все внимание сегодня сосредоточено на Украине, все ждут, чем завершится идущая там спецоперация.
Втягивать другие страны в этот конфликт вроде бы никто пока не собирается. ПАСЕ, похоже, уже определила, чем все закончится. Приднестровье, решили в ПАСЕ, — это оккупированная Россией территория, то есть де-факто не Молдова», — полагают «Молдавские ведомости». Грузии и Украине тоже так говорили. И добавляют: «Примечательно, что главными инициаторами поправки о признании Приднестровья оккупированным Россией регионом выступили представители Румынии. Это логично.
Одесса — русский город: как РФ ответит на провокации в Приднестровье
28 февраля Приднестровье обратилось к России за помощью из-за экономической блокады со стороны Молдавии. ПРИДНЕСТРОВЬЕ ВОЙДЕТ В СОСТАВ РОССИИ? #новости #украина #news #приднестровье #россия #молдоваПодробнее. Съезд депутатов Приднестровья обратился к России за помощью в связи с экономической блокадой: какой будет реакция России, ФедералПресс ответили политологи. Страна, которой нет на карте — ПМР не признают члены ООН. ПРИДНЕСТРОВЬЕ ВОЙДЕТ В СОСТАВ РОССИИ? #новости #украина #news #приднестровье #россия #молдоваПодробнее. Как живёт непризнанное Приднестровье и зачем Россия его поддерживает.
Признает ли Россия независимость Приднестровья?
Приднестровье для России не является национальным государством, поскольку Приднестровская Республика входит в состав Молдовы. Противоречия между Молдовой и Приднестровьем носят политический, а не национальный или культурный характер. Но при этом исторических противоречий, где Приднестровье — это одна страна, а Молдова — другая, нет", - считает эксперт.
Впрочем, последние и без того нацелены на системное, а не тактическое решение проблем легитимности на постсоветском пространстве. Это означает, что Россия не сможет оказывать серьезного влияния на ситуацию, не имея своего ответа на ключевой вопрос о статусе т. В настоящее время Москва фактически отказалась от самостоятельной позиции по вопросу об урегулировании статуса постсоветских непризнанных государств, давая понять, что эта позиция будет производной от позиции США и Евросоюза по косовской проблеме. Теоретически такая стратегия может оказаться успешной.
Ведь Запад, по всей видимости, либо отложит вопрос о статусе Косово, либо оформит сецессию этой территории. И то, и другое решение в проекции на постсоветские конфликты, вроде бы, устраивает Москву. Однако, вероятнее всего, процесс отделения Косово от Сербии отнюдь не создаст прецедента, которым Россия могла бы воспользоваться по своему усмотрению. Европейский Союз и США вполне способны принудить Белград к формальному признанию Косово в том статусе, который этому краю региону сочтут необходимым придать реальные модераторы европейской политики. Поэтому, настойчиво привязывая своих непризнанных союзников к Косово, Москва загоняет себя в ловушку. Позиция "ожидания косовского прецедента" неверна и по другой причине.
История международных отношений последних десятилетий и без того содержит достаточно прецедентов, которыми Россия могла бы воспользоваться для признания итогов референдума в Приднестровье и самого Приднестровья о них речь пойдет ниже. Поэтому дело не в наличии прецедентов, а в готовности их использовать. Никакой прецедент не может действовать "автоматически", без принятия на себя ответственности за его интерпретацию и конечное решение проблемы на его базе. Признание Россией Приднестровской Молдавской Республики и других постсоветских непризнанных государств может произойти только в результате её суверенного решения, не обусловленного жёстко внешними обстоятельствами, в том числе решениями других государств и межгосударственных образований. В данном меморандуме мы намерены обсудить правовые и историко-политические основания этого решения о признании, в основном, применительно к ситуации Приднестровской Молдавской республики, итоги недавнего волеизъявления которой требуют от России выработки максимально четкой и принципиальной позиции. Исторические аргументы Предваряя собственную аргументацию, перечислим наиболее распространенные исторические аргументы, которые используются сторонниками независимости Приднестровья и которые действительно важны для формирования позиции России по данному вопросу.
В состав советской Молдавской Советской Социалистической республики Приднестровье вошло в 1940 г. Также, в отличие от Бессарабии, Приднестровье никогда формально и фактически не входило в состав Румынии, исключая два с половиной года во время второй мировой войны, когда регион был оккупирован гитлеровцами. Еще 2 сентября 1990 г. Приднестровье не участвовало в параллельно развивавшемся процессе выхода Молдавской ССР из юрисдикции Советского Союза. Приднестровская идентичность, основанная на соотнесении местного полиэтничного населения с русской культурой и российским имперским центром, ощутимо отличалась от идентичности бессарабской части Молдавии, долгое время входившей в состав Румынии. Объективная тенденция к интеграции постсоветской Молдовы в сферу влияния Румынии неприемлема для населения Приднестровья.
Молдавия фактически отказалась от справедливой модели федерализации как формулы урегулирования конфликта. В процессе переговоров Кишинев и Тирасполь допускали возможность общего государства, однако по-разному видели его структуру. Кишинев видел в нем унитарную, территориально целостную республику, в которой Приднестровскому региону предоставлен особый автономный статус. В 2003 году руководство Приднестровья согласилось на асимметричную федерацию по так называемому "плану Козака", который предусматривал существование в Молдавии двух автономных республик — Приднестровья и Гагаузии, —имеющих квоты представительства в федеральной власти и гарантии сохранения автономии. Однако даже этот компромиссный план был в последний момент отвергнут молдавской стороной в лице президента страны В. Безусловно, в конфликтах территориальных притязаний "исторические" ргументы наличествуют у обеих сторон и редко бывают исчерпывающими.
Однако, как правило, противники международного признания Приднестровья апеллируют не к истории, а к юридическому статус-кво. По общему мнению, если "историческая правда" на стороне приднестровцев, то на стороне Кишинева — международное право, с которым нельзя не считаться. При ближайшем рассмотрении подобное утверждение оказывается не вполне точным. На международном уровне признана не только республика Молдова в границах МССР, но и наличие неурегулированного конфликта на ее территории. И следует полностью отдавать себе отчет в том, что однозначных вариантов разрешения подобного рода конфликтов международное право не содержит. То есть на признании суверенного государства как основного субъекта международных отношений и на представлении о мире как совокупности государств, обладающих всей полнотой власти на своей территории и самостоятельных во внешней политике.
Эта система на нормативном уровне допускает военные конфликты между государствами, однако исключает вмешательство во внутренние дела друг друга. Принцип невмешательства является одним из следствий принципа суверенитета последний в рамках Вестфальской системы стал атрибутом именно государства, а не монарха. Эти принципы стали основополагающими для последующего развития международных отношений, включая его "ялтинский" этап, связанный с послевоенным разделом мира и созданием ООН. Организация объединенных наций основана на принципах взаимного признания суверенитета и невмешательства государств-членов. О кризисе и фактическом отказе мирового сообщества от принципов "вестфальской системы" свидетельствуют многочисленные примеры из новейшей истории. Более того, результаты произошедшей агрессии или, если угодно, неправомочного вмешательства упразднение структур югославского государства в Косово и смена режима в Ираке были де-факто а отчасти и де-юре признаны на международном уровне.
В том числе, они были признаны Россией. Между тем, признание результатов внешней агрессии, совершенной в отношении государств-членов ООН, с правовой точки зрения ничуть не более оправданно, чем признание результатов внутренних движений самоопределения, возникших в рамках республик бывшего СССР.
После распада Советского Союза в декабре 1991 года Молдавия стала независимой и была признана другими государствами в границах ССРМ включая Приднестровье. В 1992 году во время Приднестровского конфликта власти Республики Молдова присоединили к себе несколько приднестровских сёл с преимущественно молдавским населением. Государственность[ править править код ] ПМР обладает всеми необходимыми признаками государственности , важнейшим из которых является наличие системы органов государственной власти и управления, образуемой в установленном законом ПМР порядке [2] [3] [4]. Закон не предоставлял Приднестровью права на самоопределение [7]. По мнению юристов ПМР, из признания незаконным создание Молдавской ССР следовало признание незаконным и включение в её состав левобережной территории Приднестровья.
Исследование Ассоциации Юристов Нью-Йорка опровергает этот вывод, указав, что утеря законом юридической силы не означает возвращения существующей политической системы к состоянию на момент его утверждения, в особенности, когда закон обуславливает территориальные изменения [5].
Возможно, с молдавской армией она воевать и способна, но против ВСУ точно не устроит физически, каковой бы ни была отвага и стойкость. Давайте будем откровенными — ВСУ способны просто размазать все вооруженные силы Приднестровья, включая российский миротворческий контингент. Просто потому, что силы несопоставимы.
В случае нападения молдавские силы тоже вряд ли останутся в стороне и, скорее всего, будут усилены подразделениями из Румынии. Уж поддержка румынской авиации будет точно, в этом нет никаких сомнений. И вот тут, вроде, все в шоколаде — гарантированно победоносная операция, которая наносит серьезный удар по России, а ВСУ получают доступ к огромным запасам боеприпасов со складов в Колбасне. Но западники чешут репу и гадают, а как же на это отреагирует Россия?
Сможет ли Россия защитить Приднестровье в случае официального признания ПМР
Поэтому, настойчиво привязывая своих непризнанных союзников к Косово, Москва загоняет себя в ловушку. Позиция "ожидания косовского прецедента" неверна и по другой причине. История международных отношений последних десятилетий и без того содержит достаточно прецедентов, которыми Россия могла бы воспользоваться для признания итогов референдума в Приднестровье и самого Приднестровья о них речь пойдет ниже. Поэтому дело не в наличии прецедентов, а в готовности их использовать. Никакой прецедент не может действовать "автоматически", без принятия на себя ответственности за его интерпретацию и конечное решение проблемы на его базе. Признание Россией Приднестровской Молдавской Республики и других постсоветских непризнанных государств может произойти только в результате её суверенного решения, не обусловленного жёстко внешними обстоятельствами, в том числе решениями других государств и межгосударственных образований. В данном меморандуме мы намерены обсудить правовые и историко-политические основания этого решения о признании, в основном, применительно к ситуации Приднестровской Молдавской республики, итоги недавнего волеизъявления которой требуют от России выработки максимально четкой и принципиальной позиции. Исторические аргументы Предваряя собственную аргументацию, перечислим наиболее распространенные исторические аргументы, которые используются сторонниками независимости Приднестровья и которые действительно важны для формирования позиции России по данному вопросу. В состав советской Молдавской Советской Социалистической республики Приднестровье вошло в 1940 г. Также, в отличие от Бессарабии, Приднестровье никогда формально и фактически не входило в состав Румынии, исключая два с половиной года во время второй мировой войны, когда регион был оккупирован гитлеровцами. Еще 2 сентября 1990 г.
Приднестровье не участвовало в параллельно развивавшемся процессе выхода Молдавской ССР из юрисдикции Советского Союза. Приднестровская идентичность, основанная на соотнесении местного полиэтничного населения с русской культурой и российским имперским центром, ощутимо отличалась от идентичности бессарабской части Молдавии, долгое время входившей в состав Румынии. Объективная тенденция к интеграции постсоветской Молдовы в сферу влияния Румынии неприемлема для населения Приднестровья. Молдавия фактически отказалась от справедливой модели федерализации как формулы урегулирования конфликта. В процессе переговоров Кишинев и Тирасполь допускали возможность общего государства, однако по-разному видели его структуру. Кишинев видел в нем унитарную, территориально целостную республику, в которой Приднестровскому региону предоставлен особый автономный статус. В 2003 году руководство Приднестровья согласилось на асимметричную федерацию по так называемому "плану Козака", который предусматривал существование в Молдавии двух автономных республик — Приднестровья и Гагаузии, —имеющих квоты представительства в федеральной власти и гарантии сохранения автономии. Однако даже этот компромиссный план был в последний момент отвергнут молдавской стороной в лице президента страны В. Безусловно, в конфликтах территориальных притязаний "исторические" ргументы наличествуют у обеих сторон и редко бывают исчерпывающими. Однако, как правило, противники международного признания Приднестровья апеллируют не к истории, а к юридическому статус-кво.
По общему мнению, если "историческая правда" на стороне приднестровцев, то на стороне Кишинева — международное право, с которым нельзя не считаться. При ближайшем рассмотрении подобное утверждение оказывается не вполне точным. На международном уровне признана не только республика Молдова в границах МССР, но и наличие неурегулированного конфликта на ее территории. И следует полностью отдавать себе отчет в том, что однозначных вариантов разрешения подобного рода конфликтов международное право не содержит. То есть на признании суверенного государства как основного субъекта международных отношений и на представлении о мире как совокупности государств, обладающих всей полнотой власти на своей территории и самостоятельных во внешней политике. Эта система на нормативном уровне допускает военные конфликты между государствами, однако исключает вмешательство во внутренние дела друг друга. Принцип невмешательства является одним из следствий принципа суверенитета последний в рамках Вестфальской системы стал атрибутом именно государства, а не монарха. Эти принципы стали основополагающими для последующего развития международных отношений, включая его "ялтинский" этап, связанный с послевоенным разделом мира и созданием ООН. Организация объединенных наций основана на принципах взаимного признания суверенитета и невмешательства государств-членов. О кризисе и фактическом отказе мирового сообщества от принципов "вестфальской системы" свидетельствуют многочисленные примеры из новейшей истории.
Более того, результаты произошедшей агрессии или, если угодно, неправомочного вмешательства упразднение структур югославского государства в Косово и смена режима в Ираке были де-факто а отчасти и де-юре признаны на международном уровне. В том числе, они были признаны Россией. Между тем, признание результатов внешней агрессии, совершенной в отношении государств-членов ООН, с правовой точки зрения ничуть не более оправданно, чем признание результатов внутренних движений самоопределения, возникших в рамках республик бывшего СССР. Но дело не только и не столько в обесценивании международных правил игры, сколько в их изначальной двусмысленности. Вопрос о признании или непризнании де-факто сформированных государств не имеет однозначного нормативного решения в рамках сложившейся системы международного права. Эта система не просто противоречива. Она заведомо антиномична, то есть основана на динамическом соотношении несовместимых друг с другом принципов. Например, принципа территориальной целостности государств и принципа права наций на самоопределение. В практической плоскости их несовместимость восполняется применением главного принципа международных отношений — принципа суверенитета, в соответствии с которым только суверенным государствам принадлежит право решать, какая из разноречивых норм будет действовать в данном конкретном случае. Нам могут возразить, что один из названных принципов сильно дискредитирован историей.
Однако в действительности его можно осуждать, но игнорировать его невозможно, так как этот принцип лежит в основе многих современных мирополитических реалий.
О «коридоре» из России в Приднестровье говорил на днях и. По его словам, «вторая фаза» военной операции на Украине направлена на установление контроля над Южной Украиной и обеспечение выхода к Приднестровью.
По его словам, вокруг республики созданы «определенные мифы», против нее ведется «гибридная информационная война». На уточняющий вопрос о том, планировалось ли обращаться к России с просьбой о включении республики в ее состав, Игнатьев ответил: «Повторюсь, это нарратив не наш, это чужие тезисы, которые даже повторять нет смысла».
В конце февраля съезд депутатов Приднестровья принял обращение в адрес парламента России с просьбой о защите «в условиях усиления давления Молдовы».
Но еще больше нас беспокоят террористические акты, которые были произведены против Приднестровья, начиная с весны 2022 года — сбросы с квадрокоптеров по территориям воинских частей, там сгорели автомобили, было обстреляно здание одного из силовых ведомств Приднестровья. И буквально весной уже 2023 года, когда в гостях у Приднестровья была делегация действующего председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Северной Македонии Буяра Османи, мы, к счастью, смогли установить и предотвратить теракт, жертвами которого могли стать десятки дипломатов стран Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, ваш покорный слуга и так далее. То есть ситуация могла быть, на мой взгляд, просто чудовищной. Повторюсь, это открытые сведения. Более того, мы пригласили к анализу этой ситуации, к расследованию всех заинтересованных представителей. Миссия ОБСЕ действует на территории Молдовы и в Приднестровье тоже — это посредник, они как раз должны заниматься вопросами региональной безопасности. Мы также обратились к представителям Соединенных Штатов и других государств, но никто не изъявил желания вообще проанализировать ситуацию, связанную с этим ужасным потенциальным терактом. А он ужасен еще потому, что там планировался двойной теракт: в центре города на перекрестке, там, где остановки, магазины и так далее, планировалось взорвать автомобиль, начиненный взрывчаткой мы этот автомобиль тоже обнаружили , и жертвами могли бы стать десятки, десятки людей, детей и так далее.
Это просто неимоверное зло, которое могло бы случиться на нашей территории. Поэтому, конечно, вы правы, мы крайне обеспокоены этой ситуацией. Сегодня у нас действует желтый код террористической опасности, предприняты необходимые механизмы по обеспечению безопасности населения. Но это создает, безусловно, напряжение в обществе, и мы хотели бы, чтобы международные структуры приложили все условия для того, чтобы не было рецидивов, не было угрозы террористических актов на нашей территории. Но пока, к сожалению, есть такие явления, и мы находимся в таких обстоятельствах. Мы никому не угрожаем — ни Молдове, ни Украине, ни США, ни России, естественно, то есть мы не можем быть источником конфликта. Но инциденты, провокации и теракты на нашей территории, диверсии, как недавняя диверсия с сожжением вертолета, — это всё то, что происходит. Но, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы мы никак не были втянуты ни в какие конфликтные ситуации. Я правильно понимаю, что там есть отдельно миротворческий контингент, но он вообще трехсторонний — с участием Молдовы, России и Украины, и есть отдельно бывшая 14-я армия — это российская группа войск, еще примерно 1,5 тысячи военных?
Это так или не совсем так? Миротворческая операция действительно трехсторонняя, но там участвуют приднестровские миротворцы, молдавские миротворцы и российские. Также там была группа военных наблюдателей от Украины, её по решению президента Украины отозвали, хотя мы считаем, что они могли бы продолжать свою работу. Никаких препятствий для них нет — наоборот, всем было бы спокойнее, если бы украинские военнослужащие тоже обеспечивали, поддерживали мир в рамках своей компетенции. Ну, и, конечно же, такое определенное содействие миротворческой операции оказывает и ОБСЕ, поэтому у нас трехсторонний формат. Но в работе Объединенной контрольной комиссии это руководящий орган присутствуют также еще украинские дипломаты и представители ОБСЕ. Вот такой, на мой взгляд, очень хороший, очень эффективный механизм. Что касается российского присутствия, тоже очень много инсинуаций: кто-то пытается говорить о военных складах вооружений, кто-то говорит о военнослужащих, которые их охраняют, кто-то говорит о миротворцах… На самом деле это единое целое. Действительно, российские миротворцы обеспечиваются тем контингентом, который находится на территории Приднестровья.
Происходит ротация, поэтому какую-то часть времени военнослужащие проводят, охраняя склады, какую-то часть времени они в рамках ротации проводят, выполняя другие задачи, включая обеспечение мер безопасности на пунктах, там, где находятся миротворцы, в зоне безопасности. Поэтому российское присутствие мы рассматриваем исключительно с точки зрения обеспечения мер безопасности: это миротворческая операция и охрана оружия и военных складов, которые исторически остались на нашей территории. Потому что есть разные спекуляции о том, что их там уже нет, или они уже непригодны, скажем так, или они там лежат и интересуют всех ваших соседей. Я точно вам не скажу, потому что не специалист. Но они там присутствуют, никуда они не делись и требуют, конечно, должного ухода и охраны, безусловно. Кстати, для вашего понимания. Приднестровье как бы пытаются обвинить в том, что мы против того, чтобы эти вооружения, боеприпасы были выведены, а молдавская сторона часто спекулирует о том, что надо вывезти боеприпасы. Но надо понимать, что такой объем и характер этих боеприпасов не подразумевает, чтобы взять авоську и откуда-то вынести куда-то боеприпасы. Куда их вывезти?
Есть боеприпасы, которые в принципе нетранспортабельны, то есть необходимо их утилизировать. Это сложный комплексный процесс: необходимо там строить заводы, обеспечивать экологическую безопасность, физическую безопасность. И к этому диалогу была готова российская сторона, мы точно знаем. В 2019 году нас посещал министр обороны Российской Федерации, он посещал и Республику Молдову, и как раз инициатива касалась решения проблемы с боеприпасами. Но тогда, насколько я понимаю, молдавская сторона не была готова пойти навстречу, и воз и ныне там, что называется. Поэтому тут надо развенчать еще один миф. Приднестровье, естественно, за решение этого вопроса — на нашей территории такой объем боеприпасов. Конечно, это несет в себе определенную угрозу и риски. Но это нужно делать разумно, а не заниматься спекуляциями.
Знаете как, волшебную палочку дать молдавскому политику, он там махнет, и их не станет — так не бывает. Мы, кстати, пытаемся как-то объяснять молдавским коллегам более серьезно — они иногда живут в своем каком-то странном мире, очень оторванном от реальности, — что для этого нужно договариваться, для этого нужно решать вопросы, нужны высокие технологии и нужны серьезные финансовые средства. Были официальные встречи, об этом говорилось. Сформулирую так: исходит ли какая-то угроза именно от Украины в отношении Приднестровья? Потому что некоторые украинские чиновники говорили о том, что они могли бы посодействовать Кишинёву и занять Тирасполь в оборонных целях. Вообще в Тирасполе серьезно воспринимают такие заявления или нет? Отдельные политики, эксперты каждый день что-то заявляют. Если так серьезно анализировать эти заявления, то можно, в общем-то, потерять значительную часть своего здоровья. Мы же исходим из реалий.
Мы находимся в плотном политико-дипломатическом контакте со всеми участниками, включая украинскую сторону. Вы знаете, что буквально с конца прошлого года у нас установились, наконец-то, регулярные нормальные контакты с уполномоченным представителем Украины в переговорном процессе Пауном Роговеем, который у нас уже дважды был в гостях. И мы все проблемные моменты обсуждаем именно на этом уровне. Это уполномоченное лицо, которое уполномочено обсуждать вопросы мирного диалога, политического урегулирования и так далее Поэтому в данном случае мы исходим из тех сведений, из той позиции, которая идет по этому каналу коммуникации. То есть мы оставляем украинским и молдавским экспертам пространство для маневра. Пусть они говорят, что угодно, — реальность отличается от их желаний или фантазий. Но самый главный момент, о котором тоже нужно знать. После февраля 2022 года на территорию Приднестровья, через территорию Приднестровья транзитом проехало более 200 тысяч граждан Украины, и они все были зарегистрированы у нас. Повторюсь: буквально 25 или 26 февраля Украина закрыла все пункты пропуска на территорию Приднестровья, полностью закрыла с нами границу.
Но украинцы все равно приехали на территорию Приднестровья, там получили первую помощь, там были центры размещения, гостиницы, специальные центры и так далее. Многие из них, большинство, уехало. Но порядка 40 тысяч граждан Украины сегодня живут здесь, у нас. Их дети ходят в наши школы, детские сады. У нас есть украинские учебные заведения, украинские лицеи. Украинский язык тоже является одним из трех официальных языков Приднестровья. То есть эти люди за этот период вполне себе социализировались в нашем обществе. Кстати, вы знаете, что у нас в информационной сетке вещания полностью присутствуют и российские, и украинские телеканалы? У нас ничего не запрещено, можно включить любой телеканал, посмотреть, сделать свои выводы.
И то, что у нас в обществе есть определенная стабильность и гармония, это означает, что люди, которые здесь живут, во-первых, ценят мир, и, во-вторых, наверное, они весьма мудрые люди. Они понимают какие-то приоритетные вещи и не поддаются эмоциям, потому что у нас нет конфликта между украинцами, россиянами и так далее. Это еще раз подтверждает, что они живут в рамках нашего единого многонационального приднестровского народа, общества, которое уважает языки, культуру, традиции, свято чтит их и не нарушает права других людей. У нас не запрещено пользоваться украинским языком — если вы мне напишете письмо на украинском, я вам тоже отвечу на украинском языке. Знатоки алкоголя находят в московских магазинах приднестровский коньяк KVINT — это же тираспольское производство, да? Наши экономические агенты имеют временную регистрацию в Республике Молдова. Наша продукция, к сожалению, в силу неурегулированности и других проблем маркируется как молдавская продукция. Соответственно, она поступает на рынки сбыта по всему миру, повторюсь. Есть определенный рынок сбыта и на территории России.
Не знаю, как сейчас с логистикой у данного предприятия, потому что она, очевидно, затруднена. Но, конечно же, наша продукция попадает и в Российскую Федерацию, и в Европу, и дальше — в азиатские государства. Мы, кстати, не только коньяками торгуем, у нас очень широкая номенклатура продукции. Можно встретить нашу черную икру, которую мы производим, и в Саудовской Аравии, и в Европе тоже, и она пользуется успехом, спросом. У нас есть очень много уникальных высокотехнологичных производств, которые составляют наш золотой фонд, наш потенциал, мы этим гордимся и хотим, чтобы никто нам мешал развивать нашу экономику и нормально жить, растить своих детей. И потом, действительно интересно, если вы говорите, что все границы закрыты, то каким образом попадает продукция на внешние рынки. Я, честно говоря, не знаю, возможна ли через Европейский союз поставка товаров в Российскую Федерацию. Насколько я понимаю, сейчас это сложно сделать. Если посмотреть официальную символику Приднестровья, то это, наверное, вообще последнее место на постсоветском пространстве, где серп и молот остался в официальной символике.
Вы не думаете как-то немножко ее модернизировать? Почему такая символика все еще остается у приднестровцев? Если говорить серьезно, то это просто дань традиции и уважения, это признак того, что Приднестровье является правопреемником, одним из правопреемников МССР. Мы были государством, которое возникло в составе Советского Союза, а потом к нам присоединяли Бессарабию, которая сегодня считается Молдовой или Румынией, непонятно. Поэтому когда на заре [1990-х], когда молдавская сторона создала легитимные основания и сказала: «МССР незаконна, приднестровцы, делайте что хотите, мы идем в Румынию, мы создаем Молдову», — так вот, чтобы подчеркнуть нашу правопреемственность государственности, основатели нашего государства решили сохранить эту символику. А сейчас, когда уже выросли поколения, которые не знают Советского Союза, у нас очень серьезно активизировалась туристическая отрасль. К сожалению, пандемия помешала и теперь проблемы с российско-украинскими отношениями, но, с точки зрения туристической привлекательности, как раз эта символика вызывает большой интерес и у туристов из Европейского союза, и из Китая, и из Соединенных Штатов Америки, из других государств.
Возможная разморозка конфликта
- Участник приднестровского съезда рассказал, какой помощи республика ждет от России
- Признательная республика: какой помощи у России просит Приднестровье | Статьи | Известия
- Страна, которой нет на карте — ПМР не признают члены ООН
- Содержание
Что происходит в Приднестровье: экономическая блокада со стороны Молдавии, обращение к России
В этом смысле признание ПМР может стать сигналом для других непризнанных государств, что, свою очередь, может привести к ухудшению отношений с Молдавией и другими государствами, не признавшими ПМР. Наконец, четвёртый фактор заключается в необходимости защиты российских граждан, находящихся на территории ПМР. Российские войска размещены на контрольных пунктах на молдавско-приднестровской границе с целью защиты российских граждан и помощи миротворческим силам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это может измениться в случае признания ПМР, так как Молдавия может начать провокации на границе, усугубляя ситуацию и делая её непредсказуемой.
Таким образом, несмотря на то, что Россия поддерживает ПМР в различных областях, включая экономику, связи и культуру, она не признает его законным государством. Это связано с множеством сложных факторов, таких как дипломатические, политические и социальные аспекты.
Причины конфликта Конфликт между Молдавией и Приднестровьем существовал несколько десятков лет, однако особенно острым он стал на исходе советской эпохи. Причиной тому стала политика по "возрождению молдавской нации", проводившаяся в конце 80-х годов. В Молдавии, частью которой считается непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, стали притеснять русскоязычное население. Официальным языком стал молдавский, что вызвало недовольство славянского населения Приднестровья. На заводах начались массовые забастовки — рабочие требовали провести референдум, но власти Молдовы не пошли им навстречу. Конфликт нарастал, все больше жителей Приднестровья хотели добиться автономии.
Обострение ситуации Отношения между Приднестровьем и Молдовой стали обостряться. В ее состав вошли Бендеры, левобережные территории и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.
Службу информации и безопасности Республики Молдова возглавил Александр Мустяцэ. Он тоже обладатель паспорта Румынии. Стоит отметить, что население Молдавии — почти 2,5 миллиона человек. Таким образом, вялотекущее присоединение к Румынии уже идёт. Вопрос Приднестровья Вопрос левого берега Днестра остаётся открытым. Безусловно, население Приднестровья не захочет входить в состав Румынии, равно как и не собирается в Молдавию. В случае начала слияния в дела Приднестровской Молдавской Республики, скорее всего, вмешается Россия.
Если Молдова интегрируется, то Россия признает суверенитет Приднестровья. Дальше нужно прорубить туда коридор, — отметил политолог Дмитрий Родионов. Эксперт считает, что в результате интеграции Молдавия может потерять и Гагаузию, а также Бельцы, где проживает большое число русскоязычного населения. Нельзя исключать, что вопрос Приднестровья попытаются решить военным путём.
Для тех, кто внимательно наблюдает за эволюцией политических и финансовых элит ПМР, подобная «нерешительность» не является сюрпризом. Еще в 2014 году, с обретением Россией Крыма, в Тирасполе осознали значительное снижение своего стратегического значения для Москвы. В новых же реалиях внимание Кремля переключилось на ЛДНР, а механизмы финансирования приднестровского «форпоста» и вовсе подвели под аудит. Определенная доля правды в его словах была, это следует признать сразу.
Украина для приднестровских элит не просто сосед. И дело тут даже не в том, что около трети населения ПМР — этнические украинцы. В боевых действиях на стороне приднестровцев в 92-м, на этапе зарождения Приднестровья, активно участвовали при неофициальной поддержке Киева и украинские радикалы. В последующие годы именно украинские власти содействовали экономическому и финансовому становлению приднестровского анклава, включив его в поток товарооборота Одесского порта и превратив «серую зону» в рай для направленных в Евросоюз грузов. В дальнейшем тесное сотрудничество приднестровских элит и украинских силовиков привело к превращению тираспольского холдинга «Шериф» в экономическую империю — с активами на Украине, в Молдове, в Румынии, Австрии, Германии, с бизнес-интересами на евразийском и африканском континентах, с миллионными счетами, объектами недвижимости в странах G7 и т. О степени украинского влияния на Тирасполь говорят простые факты: вся информационная инфраструктура Приднестровья, включая телефонную связь и интернет, замкнута на Украину.
Запад не признаёт ПМР, это понятно. Почему не признаёт Россия?
Это не означало признания Приднестровья, но стало сигналом: если Кишинёву территориальная целостность Молдовы не нужна, то Москва за неё тем более впрягаться не станет, а варианты внешней политики на молдавском направлении у неё могут быть разные. Может ли Россия аннексировать Приднестровье? Молдавия не признаёт ПМР государством, а рассматривает её как сепаратистскую организацию и марионеточное государство, которое незаконно захватило и удерживает молдавскую территорию. Съезд депутатов всех уровней непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) собрался в Тирасполе 28 февраля, через 18 лет после предыдущего, на котором было принято решение о проведении референдума о вхождении в состав РФ. Может ли Россия аннексировать Приднестровье? Признание Приднестровья Россией может привести к ухудшению отношений с Западом, который не признает независимости Приднестровья и осуждает российскую политику в регионе.
Почему Москва признает Приднестровье? Путин: «Элиты Молдавии называют себя румынами»
Попросить Румынию, Молдавию или Украину, чтобы они их пропустили? Или силой пробиваться? Да, через Украину можно пробиваться силой. Но сейчас явно не самый подходящий момент, чтобы проводить штурмовые действия еще и через Днепр", - сказал Ищенко.
По официальным данным ЦИК Приднестровья, в референдуме 17 сентября 2006 г. Голосование за лучший ответ.
Соответственно, на сегодняшний день максимум, что может сделать Майя Санду в этом направлении, — это поднять тему присутствия российских миротворцев в диалоге с Москвой. Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько в беседе с «Газетой. Ru» выразил мнение, что Майя Санду делает по большому счету дежурные заявления, которых от нее ждут «силы, приведшие ее к власти», не рассчитывая на реализацию этого плана. При этом он не исключает, что несмотря на достаточно успешное сотрудничество молдавских и приднестровских элит, конфликт в Приднестровье может быть разморожен.
А вот внешнеполитических игроков может интересовать именно сам конфликт и обострение в этой точке, в том числе, с участием российских военнослужащих. Они могут заставить Санду и всю Молдавию на этот конфликт пойти вне зависимости от того, совпадает ли это с интересами страны», — считает Богдан Безпалько. Председатель комиссии Совфеда по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков также отметил, что вывод российских войск грозит возобновлением конфликта в регионе. Санду боится говорить об этом и заявляет, что обязательно будет найдена мирная формула.
Но пусть она ее ищет, пока там присутствуют миротворцы. Они являются гарантом мирного решения вопроса. Однако никакой формулы у нее нет, ее единственное решение — убрать миротворцев», — сказал Пушков «Газете. Он добавил, что отказ от российского миротворческого контингента в существующих реалиях, когда власти Молдавии категорически отказываются проводить федерализацию, приведет к дискриминации жителей правового берега Днестра.
Мы уже это видим на примере того, как развивается ситуация на Украине и в Прибалтике. То есть здесь особых иллюзий быть не должно», — резюмировал сенатор.
Запад раздражает то, что Россия не разрывает этот договор как и Молдова и остается миротворцем в регионе. Инициаторы объявления Молдовы «оккупированной» страной фактически стремятся разморозить приднестровский конфликт, вмешиваясь во внутренние дела РМ без ее согласия, с нарушением конституционных норм», — сделал вывод молдавский политик. Это первое официальное признание Приднестровья «оккупированной территорией» на таком уровне, пишет газета «Молдавские ведомости». До сих пор в Совете Европы в качестве жестких формулировок речь шла о территории «под эффективным контролем РФ». Как правило, документы СЕ и других организаций вообще избегали формулировок о статусе. Но, исходя из факта единогласного голосования, возражать против признания оккупации тоже не стали», — отмечает издание. Что это означает?
Решения ПАСЕ не имеют никакой юридической силы, бестолковость и никчемность этой «панъевропейской» организации становятся все более очевидными. Но эта оценка имеет символическое значение в том плане, что она фактически отделяет Приднестровье от Молдовы в условиях, когда между Россией и Западом опускается новый железный занавес».
В Приднестровье опять хотят присоединиться к России: что ответит Москва?
Нет — и точка: в Приднестровье отказываются обсуждать вывод российских миротворцев. Вы спросите, почему же не происходит международного признания независимости Приднестровья? Приднестровская Молдавская республика(ПМР) расположена на левом берегу Днестра и считается непризнанным государством в восточной части Европы.
Смотрите также
- Содержание
- Обострение ситуации в Приднестровье после начала СВО
- Участник приднестровского съезда рассказал, какой помощи республика ждет от России - МК
- Майнинг, газ и «Шериф». Как живёт непризнанное Приднестровье и зачем Россия его поддерживает
- «Пока не перешли грань»: В Госдуме рассказали об условиях признания Приднестровья