´ Дмитрий Иванович Менделеев заметил: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями». Новости Новости. В 1856 году Менделеев возвратился в Петербург и в университете защитил диссертацию на степень магистра химии. 2 февраля 1907 года умер великий русский химик и умнейший русский мыслитель Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) – человек, знавший Россию.
К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ МЕНДЕЛЕЕВА
об одном важном элементе, который загадоч. 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА Значимые открытия Дмитрия Ивановича Менделеева навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты.
К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, который занимал должность директора Тобольской гимназии. В этой статье расскажет об истории открытия таблицы периодических элементов, интересных фактах, связанных с открытием новых элементов и народных байках, которые окружали Менделеева и созданную им таблицу химических элементов. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. 8 февраля исполняется 186 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста, автора периодической системы химических элементов – Дмитрия Ивановича Менделеева.
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
В частности, когда немецкий минералог Гуго Штрунц открыл в 1958 году первый галлиевый минерал галлит CuGaS2, все стали думать, что галлий следует искать в широко известном халькопирите CuFeS2, поскольку оба минерала имеют однотипную структуру. Но это было абсолютно безуспешно. Причина состоит в том, что у железа в халькопирите и у галлия в галлите разные внешние электронные оболочки. У галлия они содержат 18 электронов, а у железа — только 13. Этот пример показывает, что Периодическая система позволяет многое понять в науке о рудных минералах. Большая роль менделеевской системы в минералогии была сразу оценена молодым профессором МГУ Владимиром Ивановичем Вернадским, построившим в конце ХIХ века таблицу изоморфно замещающихся элементов — так называемые ряды Вернадского.
Радиусы атомов тогда ещё не были известны, и замещения рассматривались лишь внутри вертикальных рядов или групп Периодической системы. Поэтому ряды Вернадского не встретили признания у минералогов и геохимиков, а вместе с этим уходила на второй план и сама Периодическая система. Положение коренным образом изменилось после того, как Виктор Гольдшмидт в 1926 году сформулировал правило для изоморфных замещений. Поэтому в середине 40-х годов прошлого века прозвучали призывы Александра Николаевича Заварицкого и Анатолия Георгиевича Бетехтина не забывать о Периодической системе при рассмотрении не только изоморфных замещений, но и геохимических процессов. Сама же Периодическая система теперь, кроме атомного веса и порядкового номера элемента, дополнялась значением его ионного радиуса.
Таким образом, в Периодической таблице выявились диагональные ряды, соответствующие допустимым изоморфным замещениям. Этому диагональному закону большое внимание уделял Александр Евгеньевич Ферсман. Стало понятно, почему натрий и кальций замещают друг друга в любых пропорциях в полевых шпатах — главных породообразующих минералах земной коры. Далее на диагонали расположен иттрий, а с ним и вся группа редких земель. В целом результаты этих работ расширили представления о периодическом изменении новых, ранее неизвестных свойств химических элементов — ионных радиусов, потенциала ионизации и других понятий энергетической кристаллохимии.
Факты из жизни Менделеева говорят о том, что он был весьма разносторонним человеком, которого очень многое восхищало и интересовало. Одним из необычных его увлечений было изготовление чемоданов. Его изделия отличались высоким качеством и добротностью. Секрет заключался в особом рецепте приготовления клеевой смеси, который учёный изобрёл сам. Все купцы Москвы и Петербурга стремились заполучить чемоданы «от самого Менделеева».
В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, в Томске, содействовал открытию в Киеве Политехнического института. В 1866 году он стал одним из создателей первого в Российской империи химического общества. В 1890 году Менделеев был вынужден покинуть Петербургский университет из-за своей поддержки студенческого движения, связанного с недовольством условиями жизни и учёбы, а также из-за разногласий с министром народного просвещения. В 1892 году министр финансов С. Витте предложил Менделееву стать хранителем Депо образцовых мер и весов, которое в 1893-м по инициативе Дмитрия Ивановича было преобразовано в Главную палату мер и весов.
Он считал необходимым введение в России метрической системы мер, которая по его настоянию в 1899 году в принципе была принята. В начале 1907 года Д. Менделеев заболел воспалением лёгких и вскоре скончался. Он похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Подводя некоторый итог истории создания Периодической таблицы химических элементов, нужно ещё раз подчеркнуть особую приоритетную роль Д.
Определённо это было признано международным научным сообществом ещё при его жизни. В 1905 году он был удостоен высшей награды Лондонского Королевского общества — медали Копли, вручаемой с 1731 года, «За вклад в химические и физические науки». В 1876 году Дмитрий Иванович стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Однако кандидатура Менделеева в академики в 1880 году была незаслуженно отвергнута, несмотря на его международную известность и на то, что в значительной степени благодаря ему Петербург стал признанным центром химии. Очевидно, что для него это было весьма унизительно.
Менделеев трижды выдвигался на Нобелевскую премию: в 1905, 1906 и 1907 годах. Однако номинировали его только иностранцы. Члены Императорской академии наук при тайном голосовании неоднократно отвергали его кандидатуру. Каждый раз его выдвигали один-два человека, тогда как конкурентов номинировали 20—30 учёных. Известно, что Нобелевская премия даётся прежде всего за результаты недавних исследований, поэтому возникали разногласия: насколько создание Периодической таблицы может считаться современной работой?
Одним из весьма убедительных аргументов в пользу её актуальности было абсолютно логичное размещение в ней открытых в то время благородных инертных газов. В 1905 году Нобелевский комитет рассматривал кроме работ Д. Менделеева работы двух других химиков: А. Муассана Франция, неорганическая химия. В итоге премию присудили фон Байеру.
В 1906 году Нобелевский комитет по химии рекомендовал Д. Менделеева к присуждению премии общему собранию Королевской Шведской академии. Результаты голосования на заседании комитета были 4:1 в пользу Менделеева.
Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д. Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования. В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения.
Из-за того, что у Менделеева в сущности было 2 жены, его не пускали в приличное общество. Но императора Александра III это не смущало, а когда ему говорили не принимать химика, тот отвечал : «Это верно, у Менделеева 2 жены, но Менделеев-то у меня один!.. Доказательством тому служит один занимательный случай. Менделеев был первым русским исследователем, которого пригласили на Фарадеевские чтения в Великобританию практически «Оскар» среди ученых. По пути в Лондон химик получил телеграмму, в которой говорилось, что его сын заболел. Менделеев не раздумывая вернулся домой, предпочтя семейные ценности мировому признанию. Заботился химик и о чужих детях. Например, он всегда вносил двойную плату за обучение — за своего сына и за кого-то, кто не мог позволить себе учебу в гимназии. Для детей сторожей, работавших в Палате мер и весов, Менделеев на собственные средства устраивал новогодние елки, часто угощал их фруктами и сладостями. Свои добрые дела ученый старался держать в секрете. Так, Академия наук, ссылаясь на то, что работ по химии у Дмитрия Ивановича совсем немного, на выборах предпочла ему ученого Бейльштейна. Забаллотирование Менделеева вызвало общественный резонанс, десятки ученых и деятелей искусства выражали свой протест с решением Академии наук. Ученый же принял случившееся с достоинством: «Посеянное на поле научном взойдет на пользу народную». А вот зарубежная ученая братия сразу же признала научный авторитет Менделеева. Именно иностранные коллеги, а не соотечественники выдвигали кандидатуру Дмитрия Ивановича на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах. Правда, ученый так и не получил награду. Одной из предполагаемых причин этого считают конфликт Менделеева с братьями Нобелями, которые, пользуясь кризисом нефтяной промышленности и стремясь монополизировать бакинскую нефть, спекулировали слухами о быстром истощением месторождения. Менделеев не только доказал необоснованность этого заявления, но и разработал новый способ дробной перегонки нефти. К слову, именно Дмитрий Иванович предложил строительство нефтепроводов. Раньше ее транспортировали в бочках и бурдюках. Университеты Кембриджа и Оксфорда присудили Менделееву докторскую степень. Более того, он был признан членом многих зарубежных академий наук, таких как Римская, Парижская, Шведская, Чешская, Бельгийская и многими другими. Участники празднования 200-летия Берлинской академии наук.
Окончив физико-математический факультет с золотой медалью, стал старшим учителем и преподавал в Симферопольской мужской гимназии. Затем работал в лицее Одессы, в Императорском Санкт-Петербургском университете и других учебных заведениях. В 1856 г. В 1861 г. Результатом долголетних поисков стало открытие Менделеевым периодического закона «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» датируемый 1 марта 1869 г. Он не только составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, но и предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов галлий, германий, скандий открытых позднее. Многочисленные диссертации и научные труды не мешали Дмитрию Ивановичу создать семью. В 1862 г. Менделеев сочетался браком с Лещевой Феозвой. Дмитрий не питал сильного влечения, однако в этом браке у него родилось трое детей. Первая дочь, Мария, умерла в младенчестве. В 1865 г.
История таблицы Менделеева: как все начиналось
- В День науки петербуржцы почтили память великого российского учёного Дмитрия Менделеева
- Менделеевские новости
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Статьи по теме
- Жизнь профессора Менделеева – статьи
- Главная страница | Учебно-познавательный портал Д.И. Менделеева
Исследования силикатов
- День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого - Производственная компания «ДИА» в Волжском
- «Год Менделеева»
- История таблицы Менделеева: как все начиналось
- Статьи по теме
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь
В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы. При выборе состава нитрующей смеси Д. Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности. Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии.
Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д. Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д.
Менделееву принадлежит безусловный приоритет. Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д.
Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии. Менделеева по сельскому хозяйству. Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг. В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития.
Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. В работах Д. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С. Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей.
Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей.
Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др. Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России. В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности.
К участию в экспедиции он привлек П. Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С. Менделеев, П. Замятченский , 1899 г. Менделеев в центре в саду Кушвинского металлургического завода во время поездки на Урал. В этой книге Д. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов.
В настоящее время эта идея претворена в жизнь. Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита. При участии Д. Менделеева в г. Елабуге был организован химический завод. Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом. Исследования в области метрологии Д. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» 1898 г. В процессе исследования явления колебания Д.
Но если судить по свидетельству о венчании, разница между супругами — всего год. Правда, паспорт тогда в церкви не спрашивали, и в достоверности записи можно сомневаться. В квартире Дмитрий Иванович жил один — отношения с супругой разладились, и вскоре он нашёл ей замену. Сестра попросила профессора приютить у себя племянницу, студентку Академии художеств. Та и познакомила дядю со своей семнадцатилетней подругой Анной. Профессор стал часто приглашать девушку на свои вечера. Итог — беременность Анны она ожидала Любовь Дмитриевну, в которую было суждено влюбиться Блоку и обвинение от законной жены в прелюбодеянии. Святейший Синод навсегда запретил Менделееву жениться, но тот всё равно венчался, подкупив священника. Бекетов выпросил у Феозвы Менделеевой согласие на развод.
Дело дошло до Александра II , который признал новый брак учёного. Кабинет Менделеева. Автор: Анна Власова На большом воздушном шаре В августе 1887 года недалеко от Клима ожидалось солнечное затмение. Русское техническое общество выделило Дмитрию Ивановичу аэростат, чтобы тот на высоте 3300 метров смог наблюдать солнечную корону. Накануне полёта был дождь, поэтому шар никак не хотел взлетать. Профессор же торопился: затмение длилось три минуты. Менделееву оставалось только выпихнуть из корзины пилота и выбросить балласт, что он и сделал. Внизу начался переполох, улетевшего учёного искали по направлению ветра и даже снарядили поезд. А Менделеева отнесло в другую сторону, к Твери.
Спускался он эффектно: с раздувавшейся бородой сам говорил, что брился и стригся раз в год — весной к теплу , трубя и размахивая белым флагом. За храбрый полёт Менделеев получил диплом и медаль. Не химией единой Менделеев увлекался фотографией даже хотел одно время оставить науку и открыть фотоателье и собирал альбомы с произведениями искусства, потому что картины были ему не по карману: например, « Лунная ночь на Днепре » Куинджи стоила 5 тысяч рублей, а жалованье профессора химии в год составляло 3 тысячи. Есть легенда, что Дмитрий Иванович клеил чемоданы и чуть ли не выставлял их на продажу в Гостином дворе. Правда ли это — трудно сказать, но сохранился столик, сделанный руками профессора.
Скорее всего, он продолжал жить себе в… Менделеев. Четвертый год его жизни, 1837 год. Смерть Пушкина, рождение дагерротипа, теории происхождения видов и начало Викторианской эпохи. Знаменательный год! Что мы… Менделеев.
Воспылавшая взаимными чувствами девушка все же отказалась, поскольку не хотела быть причиной крушения семьи. Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева. В один из вечеров он встретил там подругу своей племянницы и страстно влюбился. Подругой была 17-летняя красавица, начинающая художница Анна Попова. Сначала ученый боролся с роковой влюбленностью: скитался по свету, откладывал в специальный ящик письма о своих чувствах, желая от них освободиться. Но все же любовь не проходила. Химик требовал у законной жены развод, но та была категорически против.
Лишь узнав о беременности Анны, Феозва дала согласие. После развода церковь запретила Менделееву венчаться в течение 7 лет. Но ученый нарушил запрет и подкупил священника, за что тот впоследствии был расстрижен. Во втором браке у Менделеева родилось 4 детей, старшая из которых, Любовь , стала женой и музой поэта Александра Блока. Из-за того, что у Менделеева в сущности было 2 жены, его не пускали в приличное общество. Но императора Александра III это не смущало, а когда ему говорили не принимать химика, тот отвечал : «Это верно, у Менделеева 2 жены, но Менделеев-то у меня один!.. Доказательством тому служит один занимательный случай.
Менделеев был первым русским исследователем, которого пригласили на Фарадеевские чтения в Великобританию практически «Оскар» среди ученых. По пути в Лондон химик получил телеграмму, в которой говорилось, что его сын заболел. Менделеев не раздумывая вернулся домой, предпочтя семейные ценности мировому признанию. Заботился химик и о чужих детях. Например, он всегда вносил двойную плату за обучение — за своего сына и за кого-то, кто не мог позволить себе учебу в гимназии. Для детей сторожей, работавших в Палате мер и весов, Менделеев на собственные средства устраивал новогодние елки, часто угощал их фруктами и сладостями. Свои добрые дела ученый старался держать в секрете.
Так, Академия наук, ссылаясь на то, что работ по химии у Дмитрия Ивановича совсем немного, на выборах предпочла ему ученого Бейльштейна. Забаллотирование Менделеева вызвало общественный резонанс, десятки ученых и деятелей искусства выражали свой протест с решением Академии наук.
Великий ученый Дмитрий Менделеев
1 марта 1869 года считается днем рождения Периодической таблицы Менделеева – Самые лучшие и интересные новости по теме: Россия, интересное, истории на развлекательном портале Последние новости о персоне Дмитрий Менделеев новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. 6 (18) марта 1869 года знаменитый доклад Д. И. Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» был прочтён Н. А. Меншуткиным на заседании Русского химического общества.
Химики Белецкая и Мюллен удостоены премии ЮНЕСКО-России имени Менделеева
Химики Белецкая и Мюллен удостоены премии ЮНЕСКО-России имени Менделеева - Российская газета | Дмитрий Менделеев был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии. |
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого - Производственная компания «ДИА» в Волжском | Об истории создания таблицы Менделеева и о том, почему она, как и закон, называется периодической – в материале РЕН ТВ. |
Человек своеобычный | Биографы Менделеева публиковали черновики ученого, которые показывают, что он потратил много времени на создание периодической таблицы. |
190 лет со дня рождения Менделеева: что предвидел великий ученый
Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. Детские и юношеские годы биографии Дмитрия Менделеева, первые достижения и главные открытия. Менделеев настаивает, что его закон не правило грамматики, которое верно в большинстве случаев, но в его таблице есть исключения. Русский ученый Дмитрий Менделеев (1834-1907) больше всего известен благодаря его периодическому закону химических элементов, на основе которого им была построена таблица, знакомая каждому человеку еще со школьной скамьи. 6 марта 1869 года профессор Императорского Санкт-петербургского университета Дмитрий Менделеев представил членам Русского химического общества открытую им периодическую систему элементов.
Главные новости
- Что еще почитать
- 190 лет со дня рождения Менделеева: что предвидел великий ученый
- Менделеев Дмитрий Иванович
- 25+ неожиданных фактов о жизни Дмитрия Менделеева, про которые не расскажут на уроках химии
- Курсы валюты: