Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.
Соотношение нормы права
Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта.
uristinfo.net
Правильное толкование и применение статьи нормативного акта требует правовой грамотности и знания законодательства. В случае возникновения различий в толковании статьи, необходимо обратиться к нормам права и установленным порядкам ее толкования. Специфика статьи нормативного акта Специфика статьи нормативного акта проявляется в следующих особенностях: 1. Уникальный номер: Каждая статья нормативного акта обладает своим уникальным номером, который позволяет идентифицировать ее в тексте акта. Номер статьи может быть как цифровым, так и буквенно-цифровым. Заголовок: Каждая статья нормативного акта имеет свой заголовок, который отражает ее содержание или кратко формулирует правовую норму. Заголовок может быть выделен жирным шрифтом или быть выровнен по центру. Текст статьи: Основным элементом статьи является ее текст.
В тексте статьи содержится основное содержание правовой нормы, которая определяет права и обязанности субъектов и устанавливает порядок их реализации. Подразделы: Статья может включать подразделы или пункты, которые образуют структурированное описание правовой нормы. Подразделы могут быть пронумерованы или иметь заголовки. Ссылки: В тексте статьи может содержаться ссылки на другие статьи нормативного акта или на другие нормативные акты. Ссылки обозначаются специальными обозначениями или сокращениями, которые позволяют ориентироваться в тексте акта. Нормативность: Основной целью статьи является закрепление норм права, которые обязательны для соблюдения и исполнения. Статья в нормативном акте имеет юридическую силу и обязательность для всех субъектов, попадающих под ее действие.
Таким образом, статья является важной и неотъемлемой частью нормативного акта, которая содержит правовые нормы и определяет порядок их применения. Знание специфики статьи позволяет более полно и точно понимать смысл и содержание нормативного акта. Уровень детализации статьи нормативного акта Статья нормативного акта может быть выражена в общих или детализированных терминах, в зависимости от целей и задач, которые преследует акт. Общая статья нормативного акта часто содержит общие положения и принципы, которые являются основой для дальнейшего разъяснения и применения норм акта. Она может устанавливать общие права и обязанности, а также определять основные принципы и порядок их осуществления. Детализированная статья нормативного акта, в свою очередь, содержит более конкретные и подробные нормы, которые являются непосредственными правилами и требованиями, обязательными для выполнения и соблюдения.
Таким образом, задача исследователя состоит в выявлении всех элементов и связей юридической нормы и нормативно-правового акта, а также в их представлении в целостном виде, что позволяет понять их соотношение. В законодательстве применяются следующие способы для изложения норм права в нормативно-правовых актах: — прямой: предполагает, что все элементы юридической нормы отражены непосредственно в статье и имеют очевидные взаимосвязи друг с другом; — отсылочный предполагает, что один из элементов юридической нормы в той или иной статье упоминается посредством отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта; — бланкетный предполагает, что статья указывает на элемент нормы посредством отсылки не к конкретной стать, а к другому порядку правового регулирования правилам совершения определенного вида деятельности, правилам международного договора и т. В подобной ситуации статья представляет некий «бланк», который заполняется другим источником права. Таким образом, соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта воспроизводит соотношение системы права и системы законодательства. При этом норма права отражает содержание правового регулирования, а статья нормативно-правового акта представляет собой форму его объективизации. Указанные категории находятся в тесном взаимодействии.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.
Третье направление в изучении конституционных норм признает, что ряд положений Конституции носит программный или декларативный характер, торжественно провозглашая цели и задачи государства, основные принципы его организации и деятельности, его зависимость от народа, а также некоторые нравственные нормы. Признание, что наряду с правовыми нормами в Конституции содержатся неюридические положения, не только никак не умаляет, вопреки опасениям отдельных авторов, авторитет Конституции декларативные положения традиционно содержатся в конституциях всех стран континентальной Европы , но и дает возможность внести на первый план проблему реализации тех конституционных положений, которые имеют юридический характер, но не могут быть воплощены в действующее право без дополнительного правового нормотворчества. Проблема заключается в том, что ряд положений, содержащихся в Конституции, не достигли того уровня конкретизации, при котором было бы можно говорить о существовании правовых норм, способных однотипно воплощаться в общественные отношения. Как отмечено, в законах и иных нормативных актах нет ничего собственно юридического, кроме формулировок прав, обязанностей, условий их возникновения, а также запретов и санкций за их нарушение. Вся проблема реализации закона начинается с разработки правовых норм как моделей правоотношений, способных регулировать поведение людей и организаций посредством собственно юридических связей взаимных прав и обязанностей. Для претворения общих положений закона в реально осуществимое право необходимо учесть такое предъявляемое к правовым нормам требование, которое именуется «формальной определенностью». Суть дела в том, что право может успешно функционировать лишь при условии бесспорности, недвусмысленности, а также доказуемости условий возникновения прав и обязанностей возникло правоотношение или нет? Лишь при выполнении этих условий тексты законов образуют нормативные предписания, складывающиеся в нормы права. Без этого суждения о прямом действии Конституции остаются практически неосуществимыми. В юридической литературе неоднократно отмечалась неосуществимость ряда конституционных положений без принятия нормативных актов, детализирующих эти положения до той степени абстрактности, которая способна воплотиться в конкретных правоотношениях. Однако правоведение, насколько известно, еще не пыталось определить, что собой представляют с позиций теории права конституционные положения, которые, по замыслу законодателя, направлены на правовое регулирование, но не могут быть реализованы в правовой системе, так как они еще не получили в текущем законодательстве развития и конкретизации, необходимой для их практического воплощения в общественных отношениях и правопорядке. Бытующие наименования их «нормами-принципами», «в известном или определенном смысле специфическими нормами особого рода» лишь подтверждают, что правовые нормы в соответствующих текстах законов еще не воплощены. Лучше всего было бы, если бы каждый закон с самого начала был законом прямого действия, состоял из правовых предписаний, не требующих развития и конкретизации в других нормативно-правовых актах. Тогда перед правоведением практически могла бы и не возникнуть проблема различий и противоречий между нашими правом и законом. Такие различия, однако, объективны и проявляются в ряде противоречий, недостаточное внимание к которым может существенно препятствовать претворению закона в жизнь.
Нормативно-правовой акт
Это значит, что НПА регулируют общественную жизнь, устанавливают и отменяют правовые нормы, объясняют обязанности и права граждан. Должны соответствовать Конституции РФ. Она является высшим НПА. Другие акты не могут иметь большую юридическую силу.
Факт дня Самой частой заменой денег у разных народов выступает домашний скот — коровы, лошади, овцы и другие животные. Все они обладают либо большей, либо меньшей силой. Их классифицируют по двум признакам.
По силе действия Конституция РФ является основным законом государства. Другие акты не могут ей противоречить, иначе они не имеют никакой правовой силы.
Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие. Частное и публичное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.
Деление на частное и публичное право — это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых публичных интересов, т. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 институционального наставнического ; 2 пандектного свободного, совокупного. Соотношение частного и публичного права: 1 частное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2 частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3 частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным. Частное право является правом лично-свободным.
В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов альтруистических, эгоистических и пр. Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами. Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть. Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное. Частное право — это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права. Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку: 1 составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; 2 одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования. Таким образом, метод правового регулирования — это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования: 1 диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.
Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму.
Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции. Позитивные санкции предусматривают меры поощрения стимулирующие санкции и меры восстановления субъективных прав правовосстановительные санкции. Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания карательные санкции и возможность признания деяний недействительными санкции ничтожности.
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя. В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы.
Нормативно-правовой акт
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2 | том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают. |
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. | Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. |
Структура и способы изложения норм права | Теория государства и права вики | Fandom | Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. |
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2 📙 Курсовая → 🆔 204243 | 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. |
Нормативно-правовой акт
Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности - не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений. По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию.
По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации. Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими или центральными органами государства и имеют один в унитарных государствах или два в федерациях уровня.
Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру несколько уровней в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима свободная экономическая зона появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, то есть при наличии соответствующего юридического факта. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности.
Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение. Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает.
Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста. Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, то есть предоставление различных материальных, духовных благ. Поощрительные нормы - это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм.
Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.
Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции. Заключение Анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение норм права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия жизненные обстоятельства , наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило.
Диспозицией обозначают само правило поведения - действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы. Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав - указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции - это признак несовершенства нормы права, ее "недоделанности".
Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции - это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Как бы то ни было, любая часть структуры права - от гипотезы до отрасли является неотъемлемой частью правовой системы общества, даже всего человечества. Она воплощает в себе ту огромную историю, которая пройдена правом вместе с цивилизацией.
Только взаимная согласованность, непротиворечивость всех компонентов системы права способны обеспечить достижение правом своего социального назначения. Список литературы 1.
Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их непрерывной связью с государством. Юридическая норма - главный элемент системы права, основополагающее понятие для всей правовой системы. Она представляет собой продукт сознательной деятельности человека, возникает как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений.
Теория права дает нам большое количество определений понятия норма права. Это тесно связано с многообразием типов правопонимания, так как от определения права зависит определение юридической нормы. Изучая предмет «Теория государства и права», я стала задумываться, как же велика социальная ценность права. Право обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. Основное назначение права — служить обществу и человеку.
Право противостоять произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Поскольку правильное изложение и впоследствии применение норм права является основой правового государства к построению, которого мы стремимся. Упомянутые обстоятельства указывают на актуальность проблемы соотношения норм права и их изложения в нормативно-правовых актах, что собственно и побудило меня выбрать для исследования данную тему.
Однако, по мнению некоторых авторов, санкции могут быть и поощрительными. Такие положительные санкции указывают на меры поощрения, которые применяются при определенном социальнополезном поведении лиц. Однако в законодательстве практически не встречается правовых норм, которые бы имели подобное трехчленное строение. Нормы, зафиксированные в законодательстве, содержат краткие, конкретные предписания, касающиеся поведения субъектов в данной ситуации.
Логическая норма - это выведенное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. Норма-предписание - это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание не домысливается, не выводится логическим путем, она соответствует какому-либо подразделению нормативно-правового акта: статье, части статьи, абзацу, пункту, отдельному предложению или даже его части. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы гипотеза, диспозиция и санкция. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила диспозиция , которые нарушены, только называются.
Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах. Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике. Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм. Классификация норм права Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления явлений правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения кроме них, в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права , Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, то есть от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими. Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.
Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие. Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил.
Соотношение нормы права
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. бланкетный (в статье нормативного правового акта не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки к другим статьям этого акта; недостающие сведения содержатся в другом нормативном правовом акте). 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.