В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале новости онлайн, события, происшествия в СССР, ЧП, ДТП.
Советские новости.
После ее принятия любой житель Москвы или Ленинграда, который находился без работы на протяжении четырех месяцев, привлекался к ответственности. Его принудительно отсылали на исправительные работы в отдаленные регионы на срок до 5 лет. Тунеядца моментально окликали «паразитом общества» и старались находиться от него как можно дальше. В те годы даже существовал лозунг, порицающий людей с подобным образом жизни: «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги! Несмотря на то, что сегодня многие организуют торжественный праздник с размахом в несколько дней, задействуя больше двух основных локаций, в еще недавнем прошлом подобных практик не было, но даже несмотря на это мероприятие отмечали не менее громко. Представить, что люди просто по-скромному расписались в ЗАГСе, а затем поужинали в столовой или дома тесным кругом было практически невозможно.
В те годы жених и невеста приглашали всех своих родственников, друзей и соседей. Это было важно, чтобы окружающие случайно не подумали, что пара жадничает. К слову, так было не всегда.
Основные жанры газетно-журнальных публикаций в советский период были те же, что и до революции. Среди газетных материалов выделяются передовицы, весьма условно разделяемые на оперативные, общеполитические и чисто пропагандистские; документальные материалы документация партийного характера, публикуемая в печати, законодательные акты и т. Ценность всех этих публикаций различна; каждый из них требует особых приемов научной критики, обусловленных спецификой жанра. При этом способы анализа отдельных материалов, помещенных в прессе и формально не имеющих газетного характера, идентичны методам критики соответствующих видов письменных источников — это относится, например, к законодательным актам, партийным документам, публицистическим и художественным произведениям, мемуарам. Вместе с тем, анализируя отдельные разновидности газетно-журнальных публикаций, следует учитывать общий контекст издания и рассматривать последнее как единое целое в источниковедческом аспекте. Понравилась статья?
Такую оценку можно дать и фильму «Судьба человека» Сергея Фёдоровича Бондарчука 1920—1974 , также участника войны. Фильм был снят по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Сергей Бондарчук был не только его режиссёром, но и снялся в главной роли — шофёра Андрея Соколова, прошедшего ад фашистского концлагеря и потерявшего на войне всю свою семью. Сергей Бондарчук в роли Андрея Валько. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Судьбе человека на войне были посвящены художественные фильмы «Летят журавли» режиссёр Михаил Калатозов, 1957 г. Их высоко оценили не только советские, но и зарубежные зрители. Но такое изображение войны — не как подвига, а как трагедии — далеко не всегда устраивало советское партийное руководство. Показательна в этом отношении судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Явный антисталинский характер романа вызвал резкую реакцию. Рукопись и черновики были конфискованы КГБ и уничтожены. Суслов, отвечающий за идеологическую работу, ответил, что об этом «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200—300 лет. Роман, уже после смерти Гроссмана, был вывезен на Запад и напечатан в Швейцарии. В СССР читатели смогли свободно прочитать книгу лишь во время перестройки. Разнообразие жанров, актуальность тем, поднимаемых в литературе, привели к росту интереса к книжным новинкам, литературным журналам. Вечера поэзии в Политехническом музее в Москве пользовались огромной популярностью, а поэтические чтения на стадионе Лужники в 1962 г. Такая популярность стала вызывать недовольство консервативной части советской литературной общественности и властей. На встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 г. Хрущёв подверг резкой критике творчество Андрея Вознесенского, не давая ему буквально слово сказать. Лидер СССР обвинял поэта в том, что тот работает на «хозяев с Запада», угрожал лишением советского гражданства, заявлял, что ни о какой «оттепели» в Советском Союзе не может идти речи, что надо делать выбор: «или лето, или мороз». Никита Хрущёв на встрече с творческой интеллигенцией в Свердловском зале Кремля. На трибуне поэт Андрей Вознесенский, 7 марта 1963 г. Фотография Александра Устинова из архива МДФ Идеи и настроения шестидесятников нашли отражения в постановках, созданных в период оттепели в театрах: «Современнике» и Театре драмы и комедии на Таганке. Театр отказался от большинства пьес классического репертуара в пользу произведений современных авторов. Первый спектакль был поставлен по пьесе драматурга Виктора Сергеевича Розова 1913—2004 «Вечно живые», на основе которой впоследствии был снят фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Начало популярности театра на Таганке было связано с приходом на должность главного режиссёра Юрия Любимова. Под его руководством театр приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. В творчестве художников-шестидесятников были представлены разные направления. Трудовые будни современников отражались в картинах художников «сурового стиля». Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность и демонстрировало всеобщий оптимизм. Представители же «сурового стиля» стремились показать более реалистичную жизнь рабочих и крестьян. Виктор Попков 1 декабря 1962 г. На выставке были представлены в том числе и работы художников-авангардистов из студии «Новая реальность». За день до открытия выставки стало известно, что её собирается посетить Хрущёв. Творчество авангардистов встретило у него полное непонимание. Он в самых резких выражениях раскритиковал работы художников. Его знаменательная фраза: «Что касается искусства — я сталинист! В прессе развернулась широкая кампания «по борьбе с формализмом и абстракционизмом», Хрущёв потребовал исключить из КПСС и Союза художников всех участников этой выставки. Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г. Фотография из архива Росинформа, «Коммерсантъ» На этой выставке были представлены также работы скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного 1925—2016. Художник Эрнст Неизвестный в мастерской. Фотография из архива РИА Новости «Хрущёв со всей мощью обрушился на меня, — вспоминал позже скульптор. Самым невероятным итогом этого скандала он называл тот факт, что именно ему был заказан знаменитый чёрно-белый надгробный памятник Хрущёву. Реакция Хрущёва на творчество скульптора-авангардиста была предсказуема. В советской скульптуре тогда господствовали реализм и монументализм. Одним из самых известных скульпторов этого направления был Евгений Вучетич. Одно из его произведений — скульптура «Перекуём мечи на орала» — в 1957 г. Скульптура Евгения Вучетича. Фотография из архива ООН Выставки неформатных художников можно было закрыть, показ неугодных властям спектаклей запретить, фильмы «положить на полку». Но неизданные литературные произведения всё же находили дорогу к читателю. В период оттепели широкое распространение получили «самиздат» и «тамиздат». Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.
Литературные новинки проходили через жёсткую идеологическую цензуру. Произведения писателей прошлых столетий также подвергались пересмотру. В книги Фёдора Достоевского , Льва Толстого и других классиков включили вступительные статьи советских литературоведов, доказывавших революционные настроения произведений. Выпуск таких статей был невозможен без ссылок на труды Владимира Ленина и Карла Маркса. Всё изменилось в эпоху перестройки. Гласность и плюрализм мнений — два кита, позволивших книгоиздателям уйти от вступительных статей коммунистического характера в начале перестройки. Со временем литературные журналы и типографии приступили к публикации произведений, ещё несколько лет назад считавшихся антисоветскими. Были реабилитированы поэты Серебряного века. Расстрелянный чекистами Николай Гумилёв , умерший в пересыльном лагере Осип Мандельштам , подвергшаяся забвению и цензуре Анна Ахматова — это лишь малая часть лириков, вернувшихся на полки книжных магазинов во второй половине 80-х годов XX столетия. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни. Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia. К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему.
Духовная жизнь общества в период оттепели
констатировал Роман Захаров. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР. РИА Новости: Советское наследство продолжает спасать Россию.
Перестройка СМИ в годы перестройки
В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах.
Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов.
До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР.
Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги.
В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т.
В октябре 1917 года насчитывалось 75 большевистских изданий, общий тираж которых оценивался в 3,5 миллиона экземпляров. При этом Временное правительство, несмотря на изданные правила цензуры и продекларированную политику, не проявляло последовательности в ограничении деятельности большевистских изданий. Так только вечером 23 октября 1917 года была принята попытка захвата центрального органа большевиков газеты «Рабочий путь» и партийной типографии «Труд». Однако красноармейцы отстояли и типографию и тираж. В свет вышли около 8 тысяч экземпляров газеты «Рабочий путь» с откровенным призывом о свержении Временного Правительства и установлении власти Советов. А на следующий день большевистская газета «Рабочий путь», которая уже 27 октября 1917 года вернула себе прежнее название «Правда», тиражом 200 тысяч экземпляров под защитой красногвардейцев разразилась, пожалуй, самой действенной статьей 20 века, содержащей призыв к рабочим, солдатам и матросам немедленно брать власть в свои руки.
Так, борьба за истину, оказавшаяся ни чем иным, как борьбой за власть, закончилась установлением в России большевистской диктатуры и становлением, соответственно, отечественной журналистики советского периода, что постепенно, но довольно быстро, привело к ликвидации многопартийной печати. Так, например, анархическое издание «Вольная жизнь» просуществовала до 1922 года. Как ни парадоксально, но с приходом к власти большевиков, при всем намерении Ленина превратить прессу в сугубо «партийное дело», их критика в российских СМИ значительно возросла. Суть всех материалов — большевистская авантюра обречена на провал. Но данная свобода не просуществовала и одного дня. Уже вечером 26 октября по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционного комитетов десять наиболее крупных буржуазных газет были закрыты: «Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово»… Чтобы меры против оппозиционной прессы были более действенными Совет Народных Комиссаров, также 26 октября 1917 года, принял «Декрет о печати».
Согласно «Декрету о печати» закрытию подлежали: «лишь органы прессы: 1 призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству; 2 сеющие смуту путем явно-клеветнического извращения фактов; 3 призывающие к деяниям явно преступного, то есть уголовного характера». Настоящее положение, как говорилось в документе, «имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни». Ждать этого пришлось 73 года. Принятие «Декрета о печати» вызвало протесты российских писателей, в том числе А. Лариным было высказано предложение отмены «Декрета о печати». Однако эти действия не возымели результата.
Ленин, - что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в свои руки». До конца 1917 года было закрыто более 120 буржуазных газет. Однако по примеру «Правды», которая, спасаясь от репрессий Временного правительства, меняла свое название на «Рабочий путь», некоторые из буржуазных газет продолжали выходить под другими названиями. Так «Речь», закрытая 26 октября, через несколько дней возобновилась как «Наша речи», затем - как «Свободная речь», «Наш век», «Новая речь», «Новое время». В ответ на эти уловки большевиками 28 января 1918 года был создан Революционный трибунал печати. И к августу 1918 года было ликвидировано 460 газет: буржуазных, эсеровских и меньшевистских.
Взамен создавались новые газеты. Первой стала «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства» - официальный орган Совнаркома, под редакторством П. Первый номер вышел 28 октября 1917 года. Главным в газете был отдел «Действия правительства», где публиковались декреты, приказы, распоряжения. Кроме того, в 1917 году возникли: краткосрочная газета «Армия и флот рабочей и крестьянской России», 30 апреля 1918 года давшая старт еженедельнику «Красная армия», «Голос трудового крестьянства», а также железнодорожный «Гудок», выходящий и в настоящее время. В 1918 году советская журналистика наращивает темпы роста.
В марте 1918 года создана газета «Беднота», редакционный совет которой возглавили Л. Сосновский и В. Уже к марту 1919 года ее тираж превысил 500 тысяч экземпляров. Рассчитанная на полуграмотных, а то и вовсе неграмотных читателей «Беднота» отличалась версткой и формами подачи материалов: краткостью и популярностью изложения. С 17 июля по 1 октября 1918 года выходит первое вечернее издание — «Вечерняя Красная газета». Редактор опять же В.
Ее сменяет ежедневная московская газета «Коммунар». В октябре 1918 года стартует история советской экономической журналистики с выхода первого номера газеты «Известия Высшего Совета Народного Хозяйства», которая уже 6 ноября 1918 года превратилась в газету «Экономическая жизнь». В целом к середине 1918 года большевистские газеты выходили в 120 губернских центрах и в 280 уездах и волостях. Всего было 884 газеты, в том числе около 40 - на национальных языках. Старт советской журналистики был сумбурный с поиском своих путей. Причиной создания РОСТА стала необходимость большевиков в оперативном распространении по всей стране важнейших актов и постановлений Советской власти.
Первый ее номер появился на улицах Москвы 28 октября 1918 года. Значительное место в деятельности РОСТА периода гражданской войны занимает печать агитпоездов и агитпароходов. В состав поездов входили: секретариат, типография, телеграфная станция, радио, электрическая станция, библиотека, гараж и даже — баня. Пароходы плыли, украшенные кумачовыми полотнищами с плакатами. Катастрофический дефицит бумаги привел к созданию еще одного необычного СМИ — устной газеты, читаемой в публичных местах. Стоит отметить в череде необычайных изобретений советской власти и «Окна РОСТА», когда в витринах вывешивались тексты на всеобщее обозрение.
Радиовещание К распространению большевистских идей было подключено и радиовещание. Так, первое советское радиосообщение содержало ленинское обращение «К гражданам России», возвестившее о победе Октябрьской революции. К этому моменту в стране действовало около 100 радиотелеграфных станций, которые были звеном в информационно-пропагандистской цепочке. В 1921 году в Москве и Казани начинают действовать первые радиоустановки - громкоговорящий рупор, устанавливаемый в публичных местах, по которому через телефон передавались газетные тексты. Резкое сокращение количества газет и уменьшение их тиража в это время, вследствие «недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов», придали развитию радиовещания в СССР дополнительное ускорение. Ленин Начинается активная деятельность по организации программ радиовещания, по строительству радиостанций на местах.
Попова и радиостанции им. Коминтерна, а также выходом в свет первого номера «Радиогазеты РосТА», которая с самого начала так обозначила свою программную политику: «Радиогазета должна быть не только короткой, но и весьма живой, интересной и понятной, иначе радиогазету не будут слушать…» С этого времени радиогазеты стали основной формой советского общественно-политического вещания на протяжении всего периода 20-х годов. В 1926 году появилась «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Комсомольская правда», а в ноябре 1927 года зазвучала «красноармейская радиогазета». Но все это разнообразие работало на одну задачу. Как и вся советская журналистика, радиовещание превратилось в неотъемлемую часть партийной пропагандистской системы советского государства. Вначале, в июле 1925 года, была создана Радиокомиссия, призванная осуществлять идейно-политическое руководство радиовещанием.
Затем, постановлением ЦК ВКП б от 10 января 1927 года «О руководстве радиовещанием» вменялся обязательный порядок прохождения всех материалов через цензуру. Основы данного постановления были заложены почти 10 лет назад самими журналистами. Союз журналистов В ноябре 1918 года состоялся первый съезд журналистов России. В состав президиума съезда были избраны редакторы: «Бедноты» Л. Сосновский , «Известий» Ю. Стеклов , а также комиссар РосТА Л.
Проходил съезд живо. Представители от местных газет открыто заявляли, что нет им житья от комиссаров. Речь шла даже о полной независимости советской прессы. Высказывались против цензуры. Однако уже менее, чем через год, в мае 1919 года, на втором съезде журналистов России, его участники записали: «предоставить печать в полное распоряжение коммунистической партии». Участники съезда объявили свои организации «мобилизованными в дело печатной пропаганды и агитации по обороне Советской республики».
А, исходя из этого, съезд постановил: «Редакторами партийных и советских газет назначать наиболее ответственных, наиболее опытных партийных работников; партийные комитеты должны давать редакторам общие политические директивы и указания и следить за выполнением директив». Так была обозначена вертикаль и вполне очевидно проявлен характер самой журналистики, которая готова быстро расстаться со всеми своими свободами ради безопасной жизни и стабильного дохода. Развитие прессы первого советского периода Советская пресса продолжала развиваться даже в годы гражданской войны. Так, в 1920 году насчитывалось уже 246 губернских и 334 уездных газеты. Материалы газет в те годы носили призывной характер. Значительным числом изданий была представлена красноармейская печать.
В 1918-1919 годах выходило около 90 фронтовых, армейских, дивизионных газет. В них работали такие известные писатели как Ярослав Гашек, Исаак Бабель. Принятая весной 1921 года новая экономическая политика привела к возникновению частных издательств. В 1922 году только в Москве и Петрограде их насчитывалось свыше 300. Таким образом, появилась возможность выпуска изданий, оппозиционных Советской власти. Появились: «Рупор», «Тачка», «Новая Россия» и т.
С другой стороны советская журналистика начинает испытывать кризис в условиях острой нехватки бумаги и малочисленности кадров. Так, если в январе 1922 года в РСФСР выходило 803 газеты, то в июле этого же года из них осталось всего 313. Однако, именно в условиях этого кризиса в первой половине 20-х годов прошлого века сложилась система советской журналистики, сохранившаяся на все время существования СССР. Кроме «Правды», «Известий», «Бедноты», «Экономической жизни», в числе центральных газет появились «Труд», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Батрак», «Красная звезда» 29 декабря 1923 , «Комсомольская правда» 24 мая 1925 , «Советский спорт», «Пионерская правда», «Учительская газета». Многие из указанных газет имели эффектные приложения. В целом, наибольшее количество приложений было сатирических.
Однако в соответствии с партийными установками исключительно изданиями для массового читателя должны были стать уездные газеты, рассчитанные на читателя-крестьянина, выходящие один - три раза в неделю, ориентированные на «самое широкое и полное освещение жизни уезда». С 1923 года начался процесс преобразования уездных газет в районные. В 1929 году в стране насчитывалось более 300 районных газет. Развивалась и журнальная периодика. Конечно, в первую очередь создавались центральные политические журналы, например, - «Коммунистическая революция» 1920-1935. Вторая значительная группа вновь созданных журналов являлась литературными: «Новый мир» 1925 , «Октябрь» 1924 , «Молодая гвардия» 1922 и другие.
Доминирующая тематика журналистики первого советского периода 1. Создание системы рабселькоров 16 ноября 1923 года «Правда» провела первое совещание рабочих корреспондентов. В 1924 году в стране насчитывалось 100 тысяч рабселькоров. За несколько лет их число возросло вдвое. Работа рабселькоров была связана с опасностью. Сосновский в своей брошюре «Дымовка» писал: «звание селькора не сулит никаких привилегий, а как раз наоборот навлекает на него гонения, притеснения, расправы, вплоть до убийства.
При таком естественном отборе в селькоры идут только те, у которых сознание не мирится с неправдой, беззаконием, произволом. Тянутся люди чуткие и отзывчивые к общему делу трудящихся». Журналистика первого советского периода представлена очерками, фельетонами Л. Сосновского, А. Серафимовича, Л. Рейснер, Д.
Фурманова, В. Карпинского, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова и других. Середина 20-х годов ознаменовалась началом деятельности знаменитых Кукрыниксов.
Заключение В целом первое десятилетие советской журналистики можно охарактеризовать, как эпоху беспощадного уничтожения старой и становление новой системы журналистики, опирающейся на однопартийную систему, с одновременным формированием, как нового типа журналиста, так и нового типа изданий. Общая характеристика Характеризуется усилением партийного контроля над СМИ. В 1928 году ЦК ВКП б принял несколько постановлений, где подчеркивалось, что главной задачей СМИ является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии». Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. В ноябре 1938 год ЦК ВКП б принял постановление «О постановке партийной пропаганды», в соответствии с которым в центральных, республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах были созданы отделы пропаганды. Печать В данный период происходит значительный рост количества печатных изданий и их тиражей.
Если в 1928 году в стане выходило около 2000 газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн. Газеты выходили на 50 языках, 25 народностей СССР получили свою азбуку и свою прессу при Советской власти. Наибольшие тиражи в предвоенные годы имели «Правда» 2 млн. Из новых всесоюзных изданий следует выделить «Литературную газету», первый номер которой увидел свет 22 апреля 1929 года. В газете публиковались очерки П. Павленко, А.
Караваевой, В. Катаева, В Шишкова. Активно выступал в газете А. Публикуя его статьи «Беседа с молодыми» и «О языке», редакция отмечала, что «борьба за культуру языка — есть борьба за культуру социализма». В 30-х годах интенсивно развиваются центральные отраслевые газеты и журналы. Возникают «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и другие.
Все более многочисленной становится районная печать. Если в 1929 году в СССР выходило 309 районных газет, то 1940 их стало более 3500. Перед Великой Отечественной войной издавалось также свыше 2000 производственных многотиражек. Так, в 1930 году на конкурсе низовой печати лучшей среди фабричных газет была признана «Мартеновка» - газета сталеваров московского завода «Серп и молот». Работа советской журналистики на узкую аудиторию была доведена до совершенства. В довоенные годы получила значительное развитие даже лагерная пресса, родоначальницей которой можно назвать центральную газету Беломоро-Балтийского канала «Перековка».
Бессменным редактором «Перековки» был известный поэт того времени Сергей Алымов, который посвятил свое творчество возвеличиванию «лагерника-человека труда», прославлению «радостного труда в социалистическом лагере». Эту традицию продолжил журнал Соловецкого лагеря - «Соловецкие острова». Радиовещание К середине 1928 года в стране выходило 80 радиогазет, к 1930 году — почти 300, кроме того, еще столько же фабрично-заводских и колхозных. Развивается как республиканское радиовещание, так и радиовещание на иностранных языках. Радиовещание ведет поиск своей информационной ниши, позволяющей наиболее полно передавать информацию посредством звука, отказываясь от неэффективных форм, вроде оперных трансляций.
Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму.
Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г. В 1967 г.
В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов.
Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию. После 1967 г. Именно тогда появились такие сериалы, как «Адъютант его превосходительства» 1969 , «Семнадцать мгновений весны» 1973 , «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979-1986. Эти фильмы были любимы советскими зрителями, их с удовольствием просматривали не один раз. Развитие техники позволило делать телевизионные репортажи с прямым включением, телевизионные концерты.
Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. Основной передачей, которая несла идеологический заряд, были непродолжительные последние новости, которые шли около 10 минут в формате зачитывания диктором новостей. В 1968 г. Отдельно готовилась аналитическая передача, обычно она шла раз в неделю, и главное в ней было уже комментарии ведущего. Это тоже была недоступная для кинематографа форма коммуникации со зрителем. Он мог себе позволить только документальные хроники с закадровым комментарием, и выпуски делались раз в месяц, редко раз в две недели.
На советском телевидении практически все передачи давались в записи, что позволяло контролировать их содержание. Однако это существенно снижало интерес к передачам, которые приобретали характер отыгранных спектаклей. Удачными идеологическими проектами на телевидении были документальные фильмы: 50-серийная лента «Летопись полувека» и 60-серийный фильм «Наша биография». Формальный, тяжелый формат такого рода передач удачно дополняли живые авторские передачи. Эти передачи вели: ученый П. Капица, литературовед И.
Андроников, писатель А.
Булгаков А если серьёзно, то мой отец тоже был военным, но почему-то «Красную Звезду» мы не выписывали, так что о том, что её обязывали выписывать я впервые узнала от автора. Зато вот ненавистную «Пионерскую правду» в школе выписывать заставляли. Я там только последнюю страницу читала.
Цифровые архивы газет
На протяжении всего советского периода периодика освещала, хотя и в разной мере в различные периоды, практически все стороны советской действительности и публиковала официальную документацию нормативного характера и партийные материалы. Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. Советские учёные добились выдающихся успехов в естественных науках: семь исследователей в этот период стали лауреатами Нобелевской премии. констатировал Роман Захаров. Главная» Новости» В советскую эпоху нормой стало строительство егэ ответы. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху.
4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными
Товарищеские суды появились в СССР в хрущёвские времена и стали весьма заметной частью советского быта. уверяют нас со страниц газет, интернет сайтов и в телевизионном эфире граждане с. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. музыка из программы новостей ссср. После 1967 г. на советском телевидении стали снимать и показывать многосерийные фильмы, чего не мог себе позволить кинематограф. Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию.
В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы
Подборка советских новостей 70х. Знаете, стоит погруженно посмотреть минут 15-20 эти редкие кадры, и в душе само пробуждается прозрение, которым хочется поделиться, высказать. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024. Выпуск новостей в 12:00 от 22.04.2024. Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой.
Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита
Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг. Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада.
В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь. Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г.
В 1957 г. В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни. Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию.
После 1967 г.
Передовые статьи газеты поднимали вопросы пересмотра законов о печати, доказывали необходимость отмены предварительной цензуры для провинциальной журналистики и столичных иллюстрированных журналов, выдвигали правила ограничений для свободной печати во избежание злоупотребления гласностью. В передовых Г. Градовского звучало пожелание правового порядка; в фельетонах В. Михневича высмеивались поклонники самоцензуры, в статьях Р. Сементковского требовалась свобода печати для знакомства с течением польской общественной мысли; в обзорных статьях рассматривалась шведская система суда над печатью и высказывались пожелания отказаться от преследования направлений. Цензор С. Коссович называл либерализм «Новостей» скорее условным, чем настоящим; цензор Н. Соколов характеризовал их как западнический орган, возвышавший начала космополитизма.
Резкие материалы газеты перемежались с расплывчатыми в идейном плане, социальные публикации заменялись бульварными. Уход от острых вопросов, обезличивание газеты, не спасая Н. Так, М. Цебрикова, советуя Нотовичу придать более серьезный характер материалам, утверждала, что «Новости» могут занять опустевшее место в отечественной журналистике после закрытия «Голоса» и «Порядка» М. Стасюлевича, если только ослабнет гнет. Издателю Н. Нотовичу выносились выговоры за исторический роман Д. Мордовцева «Фанатик», осуждавший Петра I, и за публикацию строфы из оды А. Пушкина «Вольность», оскорбительной для памяти Павла I; за критику действий Государственного банка и преувеличение размеров эпидемии дифтерита.
Газета часто помещала официальные опровержения; издатель, по воспоминаниям А. Кауфмана, Вас. Немировича-Данченко, Л. Оболенского и мн.
Увеличивается их формат и периодичность. Только в период 1976-78 годы было создано более 400 новых газет, 113 журналов. Разовый тираж газет на этот момент составил около 85 млн. Подписка на газеты и журналы шла сверху. Росло количество изданий, но цель оставалась прежней - усиление административно-командного нажима, директивного воздействия партии на все сферы жизни.
Появляются новые возможности радио, в феврале 1956 года начинает работать вторая программа Центрального ТВ. К 1960 году определились общественные функции ТВ. Первая программа-информационная, вторая - «Маяк» - информационно-музыкальная, третья-литературно-музыкальная, четвертая-музыкальная, пятая - общественно-политическая и художественная морякам, рыбакам, полярникам.
Но это сегодня мы знаем, к чему привело вторжение немецких войск в Польшу. А 80 лет назад советские газеты поместили небольшую новость о произошедшем в разделы международной хроники. Только один из трех респондентов смог правильно ответить на вопросы ВЦИОМ «Военные действия» «Известия» изначально не называли войной вторжение немецких войск.
Соединения германских военно-воздушных сил также отправились бомбить военные объекты в Польше», — говорилось в сообщении ТАСС, датированном 1 сентября. В газетах они появились 2 сентября. В их числе — изложение речи Гитлера, объяснявшего причины войны с Польшей и коснувшегося в выступлении ратифицированного пакта о ненападении между Германией и СССР. Всё это публиковалось на последней полосе, наряду с информацией из других стран — например, из Китая, где тогда шла война с Японией, а также о росте безработицы в США и новых автомобильных рекордах там же. А первая полоса «Известий» 2 сентября, да и почти весь номер были посвящены итогам внеочередной сессии Верховного Совета, который ратифицировал пакт Риббентропа—Молотова, утвердил прогрессивную шкалу сельскохозяйственного налога вместо твердой ставки и принял новый закон о всеобщей воинской обязанности. К последнему мы еще вернемся.
Советское радио и телевидение
Заметки на полях: о чем писали газеты в СССР накануне Второй мировой | Статьи | Известия | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Советское радио и телевидение | Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны. |
Советское радио 1920-1930-х гг. Проблемы и задачи «широковещания» | Уроки истории XX век | Ностальгируем по Советскому Союзу на информационно-развлекательном портале Продолжаем изучать замечательные фотоархивы РИА Новости и ТАСС. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. |
Газеты СССР | От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. |
Советские новости. | Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. |
50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
Глава 10. Редакторский опыт в советский период | Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. |
Пропаганда в СССР — Википедия | В начале 1956 году «Телевизионные новости (Первая программа ЦТ)» стала выходить в эфир под названием «Последние известия». |
История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР | Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). |
50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны | Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. |
ВОПРОСЫ СССР
Была ли свобода информации в СССР? | 17 февраля 1967 года «Советская Россия» делилась впечатлениями от посещения Гусь-Хрустального стеклозавода. |
«Правда» и «Известия» | Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. |
Духовная жизнь общества в период оттепели | Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы. |
"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..." | советскую эпоху, а 63% сожалеют о. |
Новости Центрального телевидения | Телепедия | Fandom | Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). |
Духовная жизнь общества в период оттепели
Их выбор не осуждали, а лишь вскользь могли упомянуть, что мол «Борис-то до сих пор с Анной живет без росписи». Нередко такие случаи разбирали на комсомольских собраниях, но зачастую дело дальше не двигалось. Хотя решившиеся на такую «провокацию» граждане морально были готовы уже ко всему. В наши дни люди начинают строить совместный быт перед тем, как надевают обручальные кольца на пальцы.
Штамп в паспорте постепенно теряет гарантию счастливых безоблачных отношений. Вмешательство в личную жизнь — дело весьма скользкое, а потому сегодня лучше фокусироваться на своем счастье. Дело было далеко не в жажде заработать все деньги мира.
Советские граждане не могли опускать руки из-за уголовного наказания, которое поджидало каждого лентяя. После ее принятия любой житель Москвы или Ленинграда, который находился без работы на протяжении четырех месяцев, привлекался к ответственности. Его принудительно отсылали на исправительные работы в отдаленные регионы на срок до 5 лет.
Менделеева» ; 5 газеты-«многотиражки» - печать отдельных предприятий, учреждений и т. Первая из таких газет появилась в 1927 г. Выросшие из стенгазет, «многотиражки» освещают повседневную жизнь и работу трудовых коллективов и важны для изучения на микроуровне различных аспектов социальной и экономической истории; 6 нелегальную самиздатскую прессу. Последнюю можно классифицировать по основным направлениям диссидентского движения 1960-1980-х гг. Основные жанры газетно-журнальных публикаций в советский период были те же, что и до революции. Среди газетных материалов выделяются передовицы, весьма условно разделяемые на оперативные, общеполитические и чисто пропагандистские; документальные материалы документация партийного характера, публикуемая в печати, законодательные акты и т.
Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века.
Хотя лидер коллектива Виктор Цой отрицал революционность песен и старался в текстах уходить от политической составляющей, больше времени уделяя внутренней свободе и поиску себя в мире, часто в песнях слышатся отголоски бунтарского духа перестройки. К примеру, хит « Мама- А нархия » можно назвать гимном всех вольнолюбивых людей той эпохи. А вот без песни «Хочу перемен», звучавшей в каждом дворе, перестройка не была бы перестройкой: припев этой композиции отразил взгляды и устремления людей, мечтавших уйти от застоя и увидеть развитие во всём, что их окружало: Перемен! Требуют наши сердца. В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен! Группа «Кино».
Источник: sova. Именно во время перестройки Егор Летов собрал группу «Гражданская оборона», посвятившую свой главный хит «Всё идёт по плану» годам ожидания изменений: А перестройка всё идёт и идёт по плану, А вся грязь превратилась в голый лёд, И всё идёт по плану… Подавляющую часть творческого пути Летов протестовал: то против коммунизма, то против сложившейся после распада СССР власти. Он был бунтарём, выразившим в текстах гнев народа, не желавшего мириться с деградацией «верхов». Группа «Гражданская оборона». Источник: rg. Они были законодателями моды. Чёрные кожаные куртки, браслеты со стальными шипами, джинсы и рваные штаны, волосы самых разных цветов — всё это стало модным во многом благодаря образам артистов, игравших тяжёлую музыку.
Также во время перестройки заявили о себе такие коллективы, как «Ария», «Агата Кристи», «Наив», «Король и шут», «Сектор газа» и многие другие.
Цензура следила, чтобы внутренние дела, о которых широким массам не следовало знать, не попали на страницы СМИ. И всё же очень часто газета становилась последним оплотом справедливости, принимая письма читателей и отправляя журналиста на место событий, чтобы разобраться в ситуации. Такие журналистские расследования даже основали специальную категорию «Письмо позвало в дорогу». В огромной стране и газет было много: строгих по стилю и развлекательных, больших и малых форматов. Некоторые выходили ежедневно, другие раз в неделю.
В редких случаях выпуск газеты был ежемесячным или раз в две недели. Даже после того, как текущие номера зачитали до дыр, их не выкидывали. Существовало множество способов найти им применение в домашнем хозяйстве или на производстве: Газеты прекрасно справлялись с задачей, когда нужно было сделать временную шапочку в жару или пустить в плавание бумажный кораблик. На стенах иной раз встретится хотя бы один, а то и несколько слоёв газет, которые проклеивали между обоями и штукатуркой для лучшего сцепления. Археологических слоёв может быть много. Некоторые газеты стали прибежищем солёной или копчёной рыбы.
В них заворачивали семечки или орешки. С одной стороны, перестали действовать прежние идеологические установки. Из-за этого многие журналисты не смогли предоставлять актуальные сведения и полноценный анализ событий: ещё не сформировалась картина действительности, процессы хозяйственной жизни были неочевидны, планы зачастую стремительно устаревали и поэтому не реализовывались. С другой стороны, материально-техническая база истощилась: налицо была нехватка оборудования и краски. Запасы бумаги исчерпали, крупные производства остановились или работали медленно. Не хватало людей, которые обеспечили бы производство газет.
Газета — это зеркало событий и пропагандистский источник, поэтому она обязательно меняется, если кардинально меняется жизнь людей, о которых она пишет. Так случилось и при переходе от царской России к советской. Некоторые издания стали неактуальны, некоторые трансформировались. Например, «Правда» в досоветской России была чуть ли не на подпольном положении, но после революции превратилась в официальный печатный орган ЦК РСДРП б и стала главным рупором рабочего класса в стране Советов. По данным «Книжной летописи», «Правда» накануне образования СССР декабрь 1921 года — февраль 1922 года снизила тираж с 250 000 до 75 000 экземпляров. Количество экземпляров газеты «Труд» уменьшилось втрое со 150 000 до 50 000.
Некоторые газеты например, «Беднота» исчезли на несколько месяцев. Впоследствии вышел номер, показавший, что тираж «Бедноты» упал практически в шесть раз: с 600 000 в октябре 1921 года до 109 000 в апреле следующего. Газета «Правда» от 17 декабря 1922 года Ситуация была плачевна, и без решительных действий не обошлось. Выпуск печатных СМИ ограничили, наладили предприятия, открыли институт журналистики. Обострения кризиса повторялись, но им на смену приходили и благоприятные периоды. Более-менее стабильной ситуации дождались только в 1923 году, а с 1928 года количество печатных изданий стало бурно расти.
В справочнике газет и журналов А. Хомского за 1929 год собраны московские, ленинградские, харьковские и прочие газеты. Для каждой газеты указана периодичность, исполнитель, тираж и цена. Как и прежде, самой распространённой осталась газета «Правда», за ней — «Известия» и «Крестьянская газета». Газета «Красная звезда» от 3 октября 1925 года Великая Отечественная война вновь пошатнула набравшую силу газетную прессу. Тем не менее, именно в этот момент общество острее всего нуждалось в новостях.
Это был один из немногих способов получать информацию о ходе войны, убеждать общество идти на подвиг, разоблачать замыслы врага. Рупором становятся фронтовые газеты. Здесь главную роль играло издание «Красная звезда» центральный печатный орган Наркомата обороны Союза ССР по военным делам , уже завоевавшее доверие и уважение. Появляется и сатирическая периодика журналы : «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Чеховский полиграфический комбинат Для печати многотиражных изданий возводились целые полиграфические комплексы. Такими были, к примеру, издательство «Правда» или Чеховский полиграфический комбинат.
Во время Великой Отечественной войны советские газеты непрерывно транслировали новости с фронта, поддерживая боевой дух людей. Пресса стала печатать самые разнообразные статьи, отражающие многогранность и сложность советского общества. Многие из данных публикаций того времени не прошли бы цензуру чуть раньше или десятилетием позже. В начале 1970-х власть вновь ограничила свободу прессы, стремясь показывать и советским читателям, и западным странам лишь преимущества жизни Советского Союза. Но изредка запрет нарушался: в какой-нибудь из газет нет-нет, да и проскакивал неугодный текст.
Духовная жизнь общества в период оттепели
Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы.