Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почему их почитают Вселенскими Учителями? 12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста.

Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Навигация по записям

  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
  • Навигация по записям
  • Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато
  • Святитель Василий Великий
  • Григорий Богослов

Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен. Иоанн Златоуст святой получил сан пресвитера в 386 году.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар боговдохновенного слова он получил от паствы наименование Златоуст.

В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру. Из Царского града - в изгнание Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на архипастыря.

В первый раз собор иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном, низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная землетрясением. Ссылка не изменила святителя.

Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г.

По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении.

Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14 сентября 407 г.

Литературное наследство Златоуста почти полностью сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.

Текст молитвы к образу За более чем двухтысячелетнюю историю христианства множество выдающихся личностей удостоилось канонизации. Это выдающиеся священники, мученики, богословы да и просто люди, посвятившие жизнь служению Богу.

Мы называем их просто — святыми. Однако и у святых есть внутренняя иерархия: кто-то почитается больше других. К таким канонизированным персонам относятся и три величайших святителя, которые часто соседствуют друг с другом на одной иконе.

Они жили и проповедовали примерно в одно время — в IV-V столетии нашей эры, практически на заре христианства. Каждый из них внес неоценимый вклад в прославление Иисуса Христа и популяризацию истинной веры. Недаром этих святителей назвали Вселенскими — это подчеркивает их грандиозную значимость для истории не только религии, но и всего Человечества!

История создания образа Итак, икона с тремя святыми мужчинами правильно называется «Собор вселенских учителей и святителей». Иногда ее именуют и «Три иерарха», тем самым подчеркивая высочайший статус изображенных на ней персон. Собор — это термин, обозначающий собрание.

Как правило, он применяется по отношению к патриархам церкви или святым. О времени жизни и беспримерном подвиге служения Богу в те нелегкие столетия мы уже говорили, но есть и другие детали. Все они были обожаемы паствой и написали немало богословских трудов различного масштаба, впоследствии ставших каноническими.

Присмотримся к каждому из них повнимательнее: Василий Великий. Патриарх Кесарии Каппадокийской прославился, прежде всего, яростной борьбой с арианством — модным тогда течением внутри христианской религии, впоследствии признанным еретическим.

Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза.

Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины.

Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а именно совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество таких людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения. Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых.

И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе». С того времени утвердили совместный праздник трех святителей, который у нас празднуется 12 февраля по новому стилю. Такова история возникновения этого праздника.

И все споры в отношении предпочтения того или иного святого сразу же улеглись, все умиротворились, все оказались на стороне истины, на стороне православия, на стороне любви. Сейчас возникают споры о том, когда же все-таки принимать крещение: в младенчестве или в сознательном возрасте. Эти споры то затихают, то снова будоражат.

И один из аргументов, который приводят известные богословы современности: три великих святителя, двое из которых составили Божественную литургию, крестились в зрелом возрасте. Что Вы можете сказать по этому поводу? Как правило, крестились ближе к 33 годам.

Потому что боялись, что крещеный человек, соприкасаясь с языческим миром, снова возвратится к тем страстям, от которых он отошел, исповедуя имя Христово. Поэтому ожидали такого возраста, в котором человек более устойчив к страстям этого мира. Допустим, святитель Иоанн Златоуст если я правильно вспоминаю крестился в 20 лет.

Святитель Григорий Богослов — примерно в 33 года. Потом такая традиция постепенно утратилась, стали крестить младенцев, потому что верующие родители брали на себя обязанность воспитывать своих детей в духе христианской православной веры. С одной стороны, это и правильно, ибо за этих младенцев Церковь может молиться, когда они находятся в бедственном состоянии.

С другой стороны, если неверующие родители крестят своих детей — это неправильно. Безусловно, нужно было бы, наверное, подождать с этим таинством и дать возможность выбора своим детям уже в сознательном возрасте: креститься или нет. Я очень рада, что Вы открыли этих святителей в совершенно необыкновенном виде.

Думаю, очень многие захотят познакомиться с их творениями, проникнуться мудростью этих великих людей. Сердечно Вас благодарю! И давайте утешим наших зрителей, которые спрашивают, будем ли мы говорить о Новом Завете, о наиболее трудных, непонятных местах Священного Писания.

Если будем живы.

Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащие подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. О том, как пользоваться языческими сочинениями».

Василий Великий Святой сын святых Праздновать его память Церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова.

Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах.

Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах.

Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».

Святой Василий Великий. Шебуев Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей.

Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей.

А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.

Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями. Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Главная \ Вселенские учителея и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Актуальны они и сегодня, давая благодатную пищу для размышления христианам всего мира. Читая труды этих отцов Церкви, толкования Священного Писания, верующие открывают в них многое, как в православном богословии, так и в богослужении. Василий, назван «Великим» за свои труды, Григорий «Богословом» - за глубину богословской мысли, Иоанн прозван «Златоустом» - за свою святительскую деятельность и чтение огромного числа проповедей, которые были не просто яркими и проникновенными, но и открывающими души на встречу Богу. Для людей живущих в наше время великое наследие святых людей было сохранено. Сегодня каждый имеет возможность открыть и познать для себя всю полноту православной веры, при помощи творений трех святителей.

Новгород Великий; XV в. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи — в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря Пицунда, ныне в Абхазии. Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были — «слава Богу за всё! Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа. Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен греч. Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице». Споры о Троице вдруг захватили всех — так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий. Как не без иронии писал другой великий каппадокиец, младший брат Василия Великого Григорий Нисский, «одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих». Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер.

Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на Священное Писание, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучений на праздники, похвальных слов святым и апологетических текстов. Его рассуждения об устройстве человеческих взаимоотношений, о христианской семье, воспитании детей, молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, христианской взаимопомощи и благотворительности стали классикой христианской литературы. И скоро слава Иоанна Златоуста гремела во всем христианском мире. Поэтому в 397 году именно его возвели на освободившуюся Константинопольскую кафедру. Святителю Иоанну было тогда чуть больше пятидесяти. Перенесение честных мощей Святого Иоанна Златоуста. Ярославль или Романово-Борисоглебск, XVIII век Плата за правду Он начал с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов, а средства, предназначенные для архиепископа, тратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Он писал богослужебные тексты — даже составил свой чин литургии, посылал опытных проповедников к кельтам, скифам, славянам и готам, боролся с ересями, поставил епископа для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя сурового обличителя, что навлекло на него гнев императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. С помощью Александрийского архиепископа Феофила, объединившего недовольных Иоанном епископов, императрица в 403 году собрала так называемый Собор «при Дубе», который осудил его по мелочным и ложным обвинениям, главным из которых было «оскорбление императрицы». За это Иоанна приговорили низложить и предать казни. Но император заменил казнь изгнанием. В марте 404 года приговор был утвержден, а в октябре императрица Евдоксия скончалась. Даже язычники усмотрели в этом небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн же, находясь в ссылке в Армении, продолжал утешать, наставлять и поддерживать своих последователей — за два года он написал множество писем епископам Азии, Африки и Европы и своим друзьям в Константинополе их сохранилось 245. Из Абхазии в Рим С зимы 406 года болезнь приковала его к постели. Но враги его не унимались: из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт Пицунду в Абхазии. Но по дороге, в городе Команы, где за сто лет до этого принял смерть за Христа великомученик Василиск, силы оставили святителя, и 14 сентября 407 года он скончался. Там его и похоронили. В 1204 году крестоносцы вывезли их в Рим и только 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, их вместе с мощами Григория Богослова вернули Константинопольской Церкви.

Они говорили, что имеют одинаковую славу у Отца Небесного и одинаково почтены милостью Божьею. И вот поэтому был основан праздник в честь этих трех святителей, чтобы тем самым всех людей объединить во едино и вместе почитать этих светильников Церкви. Это - праздник единства, он призывает и нас, дорогие братья и сестры, чтобы мы не разделялись по каким-то причинам в этой жизни, в нашем приходе. Не разделялись по предпочтениям того или иного священника. Все священники служат, чтобы приводить людей ко Христу. Они не должны приводить людей к себе, к почитанию себя, но они должны приводить к почитанию единого Бога в Троице славимого, единого Христа Спасителя, Который совершил для нас дело нашего искупления. Для того и совершается исповедь, чтобы тем самым очистить себя от того или иного греха, слабостей, чтобы возвратить в лоно Христовой Церкви, не в лоно того или иного священника, а в лоно Христа Спасителя, Который является нашим Искупителем, Который будет принимать нас в Свои объятия в обителях Небесных, уготованных нам, людям, любящим Его. Такое единство должны мы сохранять. У нас есть иерархическое единство: между патриархом, архиереем, священниками и мирянами. Вся иерархическая ступень служит к тому, чтобы привести нас всех к единому Богу, ко Христу, чтобы мы служили Ему верой и правдой, служили всем сердцем, разумением, всей крепостью своею.

Икона «Три святых»: история и описание образа

Икона Вселенские учители. Византия, XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой XV в. Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте. Конец XV в. Из Софийского собора. Псков, середина XVI в. XIX в. Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским в миру Елеазар; 1386-1481 гг. Спасо-Елеазаров монастырь В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве.

В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни.

Все три святых отца всегда глубоко почитались православными христианами, однако в древности в Константинополе одно время долго спорили о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Часть верующих особо чтила святителя Василия, другая — Григория Богослова, а третья — святителя Иоанна Златоуста.

В чем надо исправлять? Ну, конечно, кто какие-то страшные грехи совершает: ворует, блудит, ругается скверными словами, вино пьет — это надо все оставить за порогом духовной жизни. Но не только в этом дело. Дело вообще в самом принципе, устройстве жизни: для чего человек живет, во имя чего, какая цель его жизни. Отдельные люди, мы их называем святыми, так восприняли Христа, что Он стал для них целью и смыслом жизни. И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира.

Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу. Сейчас, например, мы совершаем божественную службу.

Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор.

И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто.

Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни.

Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде.

Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели. Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой. Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии. Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться. Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным.

Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле. Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду? Вообще обижаться — это есть страшный грех. Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено.

Василия Великого и Григория Богослова а также Григория Нисского еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен». Как возник праздник Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого память 14 января , другая считала таковым Григория Богослова память 7 февраля января , а третья — святителя Иоанна Златоуста память 26 ноября. Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Богоматерь Одигитрия. Новгород Великий; XV в. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи — в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря Пицунда, ныне в Абхазии. Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были — «слава Богу за всё! Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа. Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице. В 4 веке после Р. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен греч.

Соединенные после смерти

  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
  • Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
  • Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Новости по теме
  • Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

12.02.2016Новости. Великие-Вселенские-учителя-и-святители-Василий-Великий-Иоанн-Златоуст-Григорий-Богослов Праздник трех вселенских святителей был установлен в 1084 году. Главная \ Вселенские учителея и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти

Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. (Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту). Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий