Внешнеэкономические связи российской экономики, систематические связи между российскими хозяйствующими субъектами и экономическими субъектами. Объем внешней торговли РФ с КНР, млрд долларов. Одновременно с этим в уравнении присутствует важное неизвестное: цифры по внешней торговле РФ предполагают, что курс рубля должен был бы быть заметно выше (возможно, в области 85 к доллару).
Наши новые друзья: как трансформируются внешние экономические связи России (13-06-2023)
На них мы как минимум можем товары покупать без дополнительных курсовых переводов. С Турцией торговля в 2022 году почти удвоилась до более чем 68 млрд долларов. Это максимальный результат за всю историю экономических отношений двух стран. Достичь уровня в 60 млрд страны ранее планировали также только к 2025 году. Основной рост экспорта в Турцию, конечно, тоже идет за счет нефти, нефтепродуктов и газа, однако растет также и несырьевой неэнергетический экспорт. Так, Россия поставляет в Турцию древесину, целлюлозу, продукцию лесопереработки, а также продукцию химической промышленности — пластмасса, каучук и т. В январе-феврале 2023 года Россия стала лидером по объемам экспорта в Турцию, обогнав даже Китай и Швейцарию, посчитал Институт статистики Турции. Взамен нашей продукции Турция отправляет в Россию продукцию собственной химической промышленности, турецкие овощи, фрукты, текстиль и электронику. Здесь тоже наблюдается дисбаланс в торговле, хоть и меньшего масштаба, чем с Индией.
С таким результатом Турция заняла второе место среди стран-импортеров. С Азербайджаном товарооборот в прошлом году вырос на четверть до 4,1 млрд долларов, отмечал вице-премьер РФ Алексей Оверчук. В этом году он ждет роста до 5 млрд долларов. Первые результаты года подтверждают такой прогноз. С одной стороны, рост торговли не может не радовать, но с другой — возникают логистические проблемы. Поэтому именно южное и восточное направления требует пристального внимания и расширения своих возможностей под неожиданно свалившийся огромный экспортно-импортный поток.
Хотя курс рубля относительно стабилен со второй половины октября 2023 года, после того как в России был введен обязательный возврат валютной выручки крупнейшими экспортерами. Да и новый небольшой рост инфляции пока не назовешь существенным разгоном. Неожиданно высокий рост промышленного производства и внутреннего потребления, превосходящий ожидания и прогнозы властей, сопровождается еще одной явной, но гораздо более предсказуемой тенденцией — стремительным уменьшением зависимости экономики от экспортных доходов. Одновременно, но пока менее последовательно сокращается в российском ВВП и доля импорта. Доля экспорта товаров и услуг в составе российского ВВП в 2023 году стала самой низкой, по крайней мере с 2011 года. Именно с 2011 года ВВП в России стали считать по измененной методологии. Если ориентироваться на статистику Росстата, как она представлена в 1995-2010 годах по старой методике, с 2011 года — по новой , доля экспорта в российской экономике стала минимальной за все время наблюдений с 1995 года.
В частности, Intel и Qualcomm, поставляющие Lenovo процессоры, предупредили о возможных проблемах с отгрузками, если китайцы не уйдут из России. Компании не хотели, чтобы полупроводники попали в продукцию, отправленную в Россию. Китай практически перестал инвестировать в Россию. В первом полугодии 2022 года страна не получила финансирования по линии инициативы «Один пояс, один путь» — проекта, направленного на создание торгово-транспортных коридоров между 60 странами. В его рамках строился мост из Благовещенска и проектировалась высокоскоростная железная дорога из Москвы в Казань. Основным получателем китайских инвестиций в 2022 году стала Саудовская Аравия.
Стратегия развития цифровой экономики включает в себя инвестиции в информационные технологии, разработку программного обеспечения и электронную коммерцию. Эти меры способствуют увеличению экономического роста и содействуют модернизации страны. В целом, экономическое влияние России продолжает укрепляться, и страна считается важным участником международной экономики. Ее ресурсы, торговые связи и технологическое развитие позволяют ей оставаться важным игроком на мировой арене. Россия является крупнейшим экономическим партнером многих стран Содружества и играет важную роль в создании экономических союзов и интеграционных процессов в регионе. Кроме того, Россия активно участвует в политическом противостоянии и урегулировании конфликтов в СНГ. Она оказывает поддержку правительствам и политическим лидерам различных стран в регионе, а также участвует в миротворческих операциях и дипломатических усилиях по поиску мирных решений. Россия также обладает значительным мягким влиянием в СНГ. Она продвигает свою культуру, язык и ценности через образовательные программы, СМИ и культурные мероприятия. Это помогает укрепить культурные связи и создать благоприятный образ России в глазах граждан стран СНГ. Таким образом, политическое влияние России в СНГ является одним из главных факторов, определяющих отношения между странами в этом регионе. Россия устанавливает и поддерживает дружественные отношения с государствами СНГ, а также является ключевым игроком в экономических, политических и культурных процессах в регионе. Сотрудничество с регионами мира Россия активно развивает торговлю, инвестиции и другие формы экономического сотрудничества с Азией. Это позволяет обеим сторонам создавать благоприятные условия для развития и процветания. Кроме того, Россия поддерживает мирные урегулирования в регионе и активно участвует в международных форумах и организациях, где обсуждаются вопросы, касающиеся политической ситуации в Азии. Россия играет активную роль в решении конфликтов и поддержании мира в регионе. В целом, политические связи России с Азией остаются важными и являются одним из приоритетных направлений внешней политики России. Устойчивые и доверительные отношения с Азией являются гарантией устойчивого развития и безопасности. Россия и Африка также поддерживают тесное политическое взаимодействие на основе общих интересов и принципов. Россия активно развивает свои политические связи с африканскими странами, проводя регулярные встречи и договоренности на самом высоком уровне. Российские политические связи с Африкой включают в себя различные сферы сотрудничества, такие как экономика, безопасность, культура и образование. Россия активно поддерживает африканские страны в их стремлении к развитию и содействует установлению мирных отношений на континенте. Одним из важных аспектов сотрудничества России и Африки является предоставление помощи в области развития. Российские эксперты и специалисты оказывает неоценимую помощь африканским странам в вопросах инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и многих других сферах. Кроме того, Россия активно предоставляет африканским странам политическую поддержку на международной арене. Она выступает за защиту интересов африканских государств и их права на самоопределение. В целом, политические связи России с Африкой имеют стратегическое значение для обеих сторон. Россия и африканские страны укрепляют свое взаимодействие и продолжают развивать партнерство на взаимовыгодных условиях. Отношения между Россией и Америкой играют важную роль на политической арене. В течение последних нескольких лет эти отношения были напряженными и характеризовались множеством конфликтов и разногласий. Особенно ярко это проявилось в связи с проведением СВО на Украине. Одним из ключевых вопросов, разделяющих Россию и Америку, является их подход к глобальным проблемам на международной арене. В свете экономических санкций и политических разногласий, наблюдаемых в последние годы, две страны стали конкурентами в таких сферах, как экономика, безопасность и влияние на международной арене. Одним из наиболее острых вопросов между Россией и Америкой является украинский кризис. Были введены экономические санкции против России, что усугубило ситуацию и продолжает оказывать негативное влияние на отношения между двумя странами. Также следует отметить важность политической борьбы и противостояния в отношениях России и Америки. Оба государства активно используют киберпространство. Многочисленные ситуации взлома, утечки информации и кибератаки со стороны США только усугубляют обстановку между двумя странами. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей для США, при этом экономические санкции создают преграды для развития таких отношений. Россия и Америка считают терроризм важным международным вызовом и пытаются сотрудничать в этой области, несмотря на ограничения и разногласия. Это означает, что они могут блокировать принятие решений, не соответствующих их национальным интересам или не поддерживающих их внешнюю политику. Для России это особо значимо, так как страна имеет значительное влияние на глобальную политику и является одной из крупнейших ядерных держав. Россия активно участвует в деятельности Совета Безопасности, выражая свою позицию по вопросам мировой безопасности и решениям, которые должны быть приняты для обеспечения стабильности и урегулирования конфликтов в различных регионах мира. Страна активно сотрудничает с другими постоянными членами СБ ООН — США, Китаем, Францией и Великобританией — по наиболее важным вопросам, включая проблемы ядерного разоружения, терроризма, санкций, регулирования вооружений и международной безопасности. В последние годы Россия стала показывать более уверенную позицию в Совете Безопасности. Россия активно выступает за укрепление роли СБ ООН в решении международных кризисов и конфликтов, а также за соблюдение принципов международного права и суверенитета государств. В целом, Россия продолжает играть важную роль в политике Совета Безопасности ООН и выступает в защиту своих национальных интересов и принципов международного права. Ее активное участие в этой организации позволяет стране гарантировать свою безопасность и участвовать в формировании всемирной политики. Россия и Арктика Арктический регион обладает богатыми природными ресурсами, такими как нефть, газ, рыба и минеральные ресурсы. Россия активно развивает свою присутствие в этом регионе и обеспечивает безопасность своих интересов на арктическом побережье. Российская Федерация является членом Арктического совета, организации, которая объединяет арктические страны. Наша страна также стремится к наращиванию экономического сотрудничества с другими странами региона в рамках рыболовства, туризма и транспортных коммуникаций. Российское правительство активно разрабатывает программы и стратегии для развития Арктического региона, включая строительство новых инфраструктурных объектов, развитие судоходства по Северному морскому пути и проведение исследований в области климатологии и экологии. Учитывая стратегическое значение Арктики и ее ресурсный потенциал, Россия продолжит активно участвовать в развитии и обеспечении безопасности региона, сотрудничая с другими арктическими странами и проводя необходимые мероприятия по экологическому сохранению Арктики. Роль России в энергетике Нефть и газ являются ресурсами, на которых основывается российская экономика. Российские нефтегазовые компании, такие как «Газпром» и «Роснефть», контролируют значительную часть мировых запасов этих ресурсов и эффективно осуществляют их добычу и экспорт. Российская нефть экспортируется во многие страны, включая Европу, Китай, Индию и другие. Благодаря своей значительной доле на мировом рынке нефти, Россия играет важную роль в стабилизации мировых цен на нефть и влияет на экономику других стран. Страна также является крупнейшим экспортером природного газа в мире. Газпром контролирует значительные запасы природного газа и осуществляет его поставки во многие страны, особенно в Европу. Российский газ играл и играет ключевую роль в энергетической безопасности многих европейских стран, и его доставка является основным источником доходов для России. Кроме нефти и газа, Россия также имеет значительные запасы угля и является одним из крупнейших экспортеров этого ресурса. Угольная промышленность России играет важную роль в энергетике многих стран, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, роль России в энергетике невозможно недооценить. Страна играет важную геополитическую роль на мировой энергетической арене и существенно влияет на ситуацию на мировом рынке энергоносителей. Россия и международные санкции Международные санкции против России вводились в связи с различными обстоятельствами, такими как присоединение Крыма, специальная военная операция на Украине и часто надуманные обвинения во вмешательстве во внутренние дела других государств. Санкции оказали серьезное влияние на российскую экономику. Некоторые отрасли, такие как нефтегазовая промышленность и финансовый сектор, пострадали от ограничения доступа к международному финансированию и технологиям. Санкции также привели к росту инфляции. Однако Россия предприняла меры для смягчения последствий санкций. Она развивает экономическое сотрудничество с другими странами, особенно в Азии и Латинской Америке. Россия также обращается к внутреннему рынку и национальным компаниям, чтобы максимально снизить зависимость от западного финансирования. Введение санкций привело к тому, что Россия стала активнее в развитии своей собственной промышленности и технологий. Она увеличивает государственные инвестиции в научно-исследовательские и разработочные проекты, поддерживает отечественных производителей и предпринимателей. Международные санкции остаются одним из основных вызовов для России в политическом и экономическом плане. Они требуют от страны принятия срочных мер по развитию своей экономики, диверсификации рынков и снижению зависимости от западных государств. Кроме того, Россия продолжает диалог с международным сообществом и стремится к нормализации отношений с союзниками и партнерами. Глобальные тренды и вызовы для России Сегодня ни у кого не осталось сомнений, что прежняя система мироустройства, созданная по «правилам» Запада, исчезла. Придерживаясь мотивации и логики процессов, можно определить основные тренды развития событий.
Россия. Экономика. Внешнеэкономические связи российской экономики
В то же время стоимость перевозок, осуществленных в интересах нерезидентов российскими транспортными компаниями, практически не изменилась, а рост численности посетивших Российскую Федерацию нерезидентов обусловил увеличение экспорта по статье «Поездки». Снижение стоимости полученных от нерезидентов прочих услуг было компенсировано увеличением расходов россиян в ходе зарубежных визитов, фиксируемых по статье «Поездки», а также ростом полученных от иностранных перевозчиков транспортных услуг. Наибольший вклад внесло отрицательное сальдо доходов по прямым инвестициям, в том числе в результате сокращения степени участия прямых инвесторов в отечественном бизнесе, а также уменьшения сумм дивидендов, объявленных российскими компаниями. В то же время профицит баланса доходов от прочих инвестиций вырос за счет роста доходов, полученных из-за рубежа.
Страны Африки Россия вкладывает заметные усилия в поддержание коммуникации с африканскими странами, включая: Египет является важным источником товарообмена меж Россией и Африкой. Главными предметами поставок можно назвать нефтегазовые и пищевые продукты, металлы, автомобили. Россия активно сотрудничает с Египтом в различных отраслях, включая энергетику, сельское хозяйство и инфраструктуру. Южно-Африканская Республика обладает крупнейшей экономикой на африканском континенте и по праву считается значимым компаньоном Росси в торговле. Их коммерческие отношения построены на обмене углем, драгоценным металлами, средствами передвижения, оборудованием и химической продукцией. Плюс к этому, Россия вкладывает свои ресурсы в экономику ЮАР.
Алжир — крупнейший изготовитель нефтегазовой продукции в Африке. Помимо этого, с Россией его объединяют металлы, энергетика и прочие сферы. Ее взаимоотношения с Россией основаны на обмене такими товарами как газ, нефтепродукты, металлы, оборудование и другие товары. Что немаловажно, Россия еще вкладывается финансово в нигерийскую экономику. Например, помогает в сферах сельского хозяйства и транспорта. Ангола считается важным союзником, в первую очередь, благодаря поставкам нефти. Обмен товарами между Россией и Анголой также включает грузовики, оборудование, продукты питания и другие товары. Россия стремится укрепить союз с Анголой, как в энергетической области, так и в нефтегазовой. Более того, Россия торгует и с другими странами Африки.
Например, Кения, Марокко, Тунис, Гана и так далее. Товарищество с африканскими странами занимает далеко не последнее место в развитии российской экономики и укреплении близких отношений.
Инвестиции КНР в нашу страну за первые 8 месяцев 2022 г. Россия занимает II место среди поставщиков нефти в Китай.
Индия Товарооборот в 2022 г. Россия поставляет партнеру 1,17 млн баррелей нефти в сутки, а в нашу страну завозятся продукты питания, ткани и химические товары. Турция Товарооборот в 2022 г.
За прошлый год товарооборот РФ составил 710,1 миллиарда долларов. Китай сохранил статус крупнейшего торгового партнёра РФ с рекордным товарооборотом в 240,1 миллиарда долларов. На второе место с пятого поднялась Индия — товарооборот вырос почти в два раза и достиг 64,9 миллиарда долларов.
ШОС и БРИКС 2024: развитие торгово – экономических отношений России и Ирана
На саммите Россия — Африка 27-28 июля об экономическом партнерстве договорились российские, африканские представители власти и бизнесмены. Внешние экономические связи РФ. Внешнеэкономические связи России отличаются особенной структурой, в которой огромное значение имеет. Ответ России на конфискацию замороженных США наших активов в размере 6 млрд долларов формулируется уже не только на уровне экспертов. Заявления сделали в Кремле и Министерстве иностранных дел России. Внешняя торговля России — торговля Российской Федерации с 1992 года товарами со странами мира[2]. Торговля не учитывает трансграничное движение валют по нетоварным операциям, в частности услугам, зарплатам гастарбайтеров, финансовым операциям и т. п. Россия может понизить уровень дипломатических отношений с США в случае конфискации замороженных российских активов, заявил РИА Новости замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Названы главные торговые партнеры России
Несмотря на угрозу вторичных санкций со стороны западных стран, экономические связи России с партнёрами по СНГ расширяются, заявил 13 октября президент РФ Владимир Путин на заседании Совета глав государств СНГ в узком составе. Экономические отношения России и США на минимуме с 2000-х гг. совокупной стоимости товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики страны. Торговые отношения России с республиками в 2023 г. Россия Минэкономразвития прогнозирует уровень безработицы в РФ в 3,0% в 2024-27гг.
Страны Запада выбыли из топ-5: Раскрыты главные торговые партнёры России в 2023 году
Объем внешней торговли РФ с КНР, млрд долларов. Торговые отношения России с республиками в 2023 г. Товарооборот России за январь-сентябрь 2023 года составил $530,2 млрд, из них экспорт — $316,9 млрд, импорт — $213,3 млрд. Об этом сообщает» Прайм» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Объем внешней торговли РФ с КНР, млрд долларов.
Русские горки: внешняя торговля РФ адаптировалась к санкциям
кандидат экономических наук, руководитель Центра исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей ФГБУН Институт экономики РАН. Внешняя торговля россии: предварительные итоги второго года противостояния. Также с Африкой работают 18 межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Самым значимым торговым партнером РФ по итогам 2023 года стал Китай с рекордным товарооборотом в 240,1 млрд долларов, сообщает со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы. Цель исследования заключается в выявлении основных проблем, с которыми сталкивается внешняя торговля России, и выработке конкретных предложений, способствующих стимулированию развития и поддержке внешнеэкономической деятельности страны.
Торгово-экономические связи России со странами СНГ
Экономические связи с Евросоюзом за прошедшие годы в основном перешли на уровень сотрудничества России с от-дельными странами-членами – Германией, Нидерландами, Италией и Францией. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Министерство экономического развития Российской Федерации.
Путин заявил о расширении экономических связей России со странами СНГ
По данным таможенной службы, в 2022 г. В 2021 г. Санкционные ограничения Динамика профицита торгового баланса объясняется тем, что в текущих геополитических условиях многие страны, вводящие антироссийские санкции, значительно сокращали свой экспорт, но импорт из России снижали не так сильно, а некоторые даже увеличивали его, отметила руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Ксения Банникова. Если посмотреть, например, на Германию, Францию, США по ним на портале ITC TradeMap доступны зеркальные данные об экспорте и импорте , то их общий по всем группам товаров в сумме экспорт в Россию сократился в 2022 г. При этом Германия и Франция увеличили импорт из России, а США — снизили лишь вдвое при сокращении экспорта в 4 раза , добавила эксперт. Параллельно с этими трендами российские экспортеры также искали и развивали альтернативные направления экспорта, вывозя свою продукцию в страны, не налагающие санкции, напомнила Банникова. В частности, совокупные данные экспорта России в Турцию без деления на отдельные товары и товарные группы показывают рост примерно в 2 раза в 2022 г. Рост профицита торгового баланса в 2022 г.
Практически весь прирост профицита торгового баланса обеспечил энергосектор, импорт при этом ожидаемо остался под давлением, отметила главный экономист « БКС мир инвестиций» Наталья Лаврова. Основными факторами снижения импорта стали категории, относящиеся к оборудованию, машинам и транспорту, т.
Иран не является членом ВТО, но, согласно условиям соглашения, будет следовать базовым правилам этой организации. Ведется работа по формированию новых и модернизации действующих соглашений о защите инвестиций с Индией, Саудовской Аравией, Конго и Китаем, а также переговоры по соглашениям о создании зон свободной торговли с Индонезией, ОАЭ и Египтом. Отдельно стоит отметить досрочное достижение цели по наращиванию двусторонней российско-китайской торговли товарами и услугами до 200 млрд долл. США к 2024 году», — прокомментировал замминистра.
Несмотря на общее падение продаж в стране, это больше, чем в ковидном 2020 году.
Но в материнской компании Adeo заявили, что еще неизвестно, какое решение по этому поводу примут российские власти. В начале марта в России «Ашан», «Леруа Мерлен» и «Декатлон» заподозрили в уклонении от уплаты налогов. В декабре он зарегистрировал товарный знак с говорящим названием «Родной, и все тут». Медленно, но растет доля индийских дженериков: Dr. Тем не менее по продажам внутри РФ лидируют европейские компании с локализованным производством. В России у нее два завода: глобальный центр компетенций по мягким формам «Нижфарм» в Нижнем Новгороде и «Хемофарм» в Обнинске с фокусом на выпуск твердых лекарственных форм. В 2022 году STADA вошла в топ-30 крупнейших рекламодателей России, вложив в рекламу своих фармпрепаратов более 3 млрд рублей и став единственным зарубежным рекламодателем в рейтинге.
Уходить из России STADA отказалась, сославшись на статью 25 Декларации ООН о правах человека и провозгласив целью «сохранить снабжение населения лекарствами — независимо от его национальности». По поставкам фармсубстанций в Россию в 2022 году лидировал Китай. В марте 2022 года компания заявила, что немедленно приостанавливает новые инвестиции и внедрение технологий в России. Но в отличие от Halliburton и Baker Hughes, продавших свой российский бизнес, SLB продолжает работать в России, сотрудничая с «Лукойлом», «Роснефтью» и другими системообразующими компаниями. Компания набирает новых сотрудников, пользуясь уходом конкурентов. Reuter предполагает, что SLB не нарушает санкции, поскольку их целью не является полная остановка производства нефти. В отличие от многих других западных компаний, Schlumberger не публикует объяснений, почему она решила остаться в России.
Огосударствление экономики как спасение Российский бизнес интегрировался в западное бизнес-сообщество больше 20 лет, и ему неплохо удалось впитать западные стандарты. Означает ли это, что при развороте на Восток российскому бизнесу срочно нужно полностью менять ментальность? Вовсе нет. Типологически это наши собратья — патерналистские режимы, где стержневой бизнес тесно связан с государством. Тебе не дадут выйти на их рынки, если не одобрит первое лицо, считает научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев. Парадокс в том, что, по мнению Караваева, для работы с окологосударственными внешними торговыми партнерами Россия давно готова, и перестраивать бизнес-модели и корпоративную культуру нет нужды. Крупные компании уже давно работают по госконтрактам, встроены в систему бюджетного планирования и госзакупок.
Их сотрудники работают по стандартам госслужащих, а в службах безопасности работают действующие или бывшие сотрудники «органов». Отсюда, кстати, и эффект ее устойчивости на протяжении года санкций. Жесткая дисциплина наверху, относительно свободный выбор субподрядчиков на среднем уровне и социальное обеспечение работников внизу — вот как это работает. Благодаря госконтрактам им вовремя платят зарплату, компании поддерживают инфраструктуру в городах присутствия. И им не надо перестраиваться, чтобы выходить на внешние рынки по новой схеме». Фактически мы возвращаемся к советской модели внешнеторговой деятельности, когда внешнеэкономической деятельностью занимались внешнеторговые объединения — «Союзплодимпорт», «Союзвнешторг», «Техноснабэкспорт», «Технопромимпорт» и так далее. И у этой модели есть свои поклонники.
Но для того чтобы новая модель заработала, нужно найти ответы на три вопроса: как сэкономить на логистике, как переводить деньги и где брать технологии. Не хватает контейнеровозов и новых железнодорожных путей. Китайские технологии, которые полностью скопированы с западных, работают только на коротком временном отрезке. И как только Запад выведет производства из развивающихся стран, на что он решительно настроен, копировать станет нечего, и быстрый технологический разрыв неизбежен.
Только объединение потенциалов и добросовестных усилий всего международного сообщества на основе баланса сил и интересов способно обеспечить эффективное решение многочисленных проблем современности, мирное поступательное развитие больших и малых государств, человечества в целом. Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки США и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне.
Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15.
Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права.
Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями. В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны.
Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 Укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования.