Мейерхольд продолжал театральные инновации в течение десятилетия 1907-1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры.
Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма. Всеволод Мейерхольд.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды. «Тяжкие обвинения, выдвинутые против выдающегося деятеля советского театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, долгие годы тяжким бременем лежали на сердце. Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Как в СССР убили Мейерхольда.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Как главный режиссер Оперного театра им. К. С. Станиславского Мейерхольд и проходит по тюремным бумагам. Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
По задумке организаторов, такое решение призвано расширить пространство Новой сцены, чтобы во всеуслышание рассказать о 150-летии Всеволода Мейерхольда и его творческой деятельности. На дни фестиваля также запланированы экскурсия-променад «Петербургские адреса Мейерхольда», public talk «Мейерхольд в искусстве сегодня» и авторский цикл лекций известного мейерхольдоведа Вадима Щербакова. Фестиваль в честь этого события состоится 18 и 19 мая 2024 года. Валерий Фокин, Марина Неелова и ведущие артисты-корифеи Александринского театра соберутся вместе, чтобы поговорить о творческом методе Всеволода Эмильевича. Это уникальное событие будет транслироваться с помощью медиацентра Новой сцены. Кроме фестиваля, февраль 2024 года будет насыщен и другими мероприятиями.
Так, 5 февраля в Царском фойе Основной сцены Александринского театра откроется выставка «Мейерхольдовские образы Александринки». В этот же день планируется премьера документального фильма «Мейерхольд в Александринке», а 26 февраля состоится научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр: теория истории и практика педагогики». Место её проведения ещё уточняется. Фото: Елизавета Трубина «Еще немаловажно, что мы объединяемся с ИТМО и открываем Лабораторию новых медиа, которая занимается изучением всевозможных новых течений в искусстве, в том числе в медиаискусстве. В этот раз Лаборатория собирается перенести принципы биомеханики Мейерхольда в виртуальное пространство.
Работа уже кипит, и, наверное, к майскому фестивалю мы покажем, как биомеханика может выглядеть в VR-очках, в совершенно иной для нас плоскости», — добавил Александр Малич. На пресс-конференции Валерий Фокин и Александр Малич упомянули далеко не все события, которые состоятся в рамках «особого» театрального сезона Александринки. Безусловно, посетителей Новой и Основной сцен будет ждать немало приятных сюрпризов и открытий, связанных с жизнью и творчеством Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Ей были нанесены многочисленные ножевые раны; убийцы исчезли, не оставив никаких улик. Хобби: Мейерхольд был страстно увлечен историей. Вот суть историзма, как его понимал Мейерхольд: историзм, преломленный через поэтическое видение и философию истории избранного драматурга. Общий характер его спектаклей определяла не историческая конкретность, не реставрированный быт, а историческая мифологема. Он инсценировал мифы истории и мифы культуры, версальский миф, петербургский миф, мифы гражданской войны, китайской революции и заката Европы. Враги: В 1930-е началась травля режиссера в прессе: его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В номере «Известий» за 18 декабря 1937 года целая колонка была отведена публикации «открытых писем общественности». На этот раз они были обращены в адрес знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Вот некоторые имена. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». А вот и совсем неожиданный автор. Его письмо озаглавлено «Банкротство»: «Театр Мейерхольда для меня всегда был чужим. Я против туманных режиссерских вывертов, извращающих смысл событий и облик героев. Банкротство театра Мейерхольда — это логический конец неправильного, ошибочного пути». И подпись — «полковник Валерий Чкалов». Вряд ли, конечно, все эти авторы действительно искренне старались заклеймить режиссера, но свою роль эти письма, безусловно, сыграли. Постановление об аресте Мейерхольда подписал лично тогдашний нарком внутренних дел Лаврентий Берия. В числе обвинений, предъявленных Мейерхольду на первом же допросе, помимо «преступной связи» с писателями, значилась «работа на японскую и литовскую разведки». Не забыли режиссеру и еще одного «греха»: в 1920-е годы он очень много общался с Троцким. А свой спектакль «Земля дыбом» даже посвятил «первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому» за то, что он помог оформить постановку, приказав выделить для нее военную амуницию, прожектора, полевые телефоны и даже мотоцикл. Из обвинительного заключения по делу Мейерхольда: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного 66-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР на закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день — 2 февраля — приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Стреляла группа новобранцев НКВД — малограмотных парней «из простого народа», никогда и не слышавших ни о каком Мейерхольде. Соратники: Мейерхольду посчастливилось работать со многими театральными знаменитостями. В 1898 году Немирович-Данченко пригласил своего выпускника в создаваемый им и К. Станиславским Московский Художественный театр. Вместе со Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тем не менее, несмотря на размолвку, в 1938 году, когда Театр Мейерхольда был закрыт, именно Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр. Еще одним соратником Мейерхольда был Владимир Маяковский. По мнению Н. Горчакова, автора «Истории советского театра», «Союз Мейерхольда и Маяковского был не случайным явлением. Оба они с первых же дней советского переворота искренне отдали свою лиру коммунизму. Оба они были идеалистами, веровавшими в приход царства коммунистической свободы... Но их объединяло и разочарование в большевизме. Оба они увидели, что вместо светлой Коммуны Грядущего на советской земле строятся Всесоюзные Арестантские Роты, страшная новая аракчеевщина, всеумертвляющая диктатура с послушной ей миллионной армией тупых партийных чинуш и советских мещан».
Являлся главным режиссером трех императорских театров в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения. Мейерхольда ГосТИМ. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 году его театр был закрыт. В 1984 году в Пензе был открыт музей сценического искусства имени В. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.
Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя. Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск. В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире. Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой. Позже юрист и писатель Аркадий Ваксберг говорил о том, что только Берия нуждался в таком показательном садистском фарсе, потому как Райх была в те годы необычайно популярной, и слишком независимой актрисой. Самому же режиссеру сфабриковали дело, обвинив его в шпионаже и троцкизме, а необходимые признания несколько недель выбивали у него под жестокими пытками. В своем письме Вячеславу Молотову, написанному незадолго до казни, Всеволод Эмильевич отказывался от своих показаний и рассказывал о том, каким образом они были получены. По словам мужчины, его ежедневно избивали резиновым жгутом, обещая превратить его тело в бесформенную окровавленную массу, оставив нетронутыми лишь лицо и правую руку, чтобы он подписал, в конечном счете, нужные показания. Когда это письмо через некоторое время оказалось в руках Дмитрия Шостаковича, тот во время его прочтения лишился чувств. Фото: stuki-druki. Его называли агентом английской и японской разведок, который вел активную шпионскую деятельность против СССР. На следующий день смертный приговор был приведен в исполнение. Тело режиссера было кремировано, а прах высыпан в общую могилу на окраине кладбища у Донского монастыря вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова и Тухачевского, а также других жертв репрессий. Всеволод Мейерхольд: посмертная реабилитация В 1955-м году, спустя всего два года после смерти Иосифа Сталина, тогда все еще почитаемого, и не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины начали добиваться практически невозможного — реабилитации расстрелянного режиссера.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Он напомнил, что Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе "Маскарад", премьера которого в 1917 году совпала с великим сломом российской истории. По словам Фокина, Мейерхольд любил Петербург, с большим уважением относился к театру, в котором работал, и даже незадолго до ареста планировал поставить здесь спектакль. Сам облик реформатора отечественной сцены будет запечатлен в его ростовой скульптуре, которую планируется установить между новой и главной сценами Александринки как своего рода метафору грядущих театральных открытий. Новая сцена Александринского театра отметит свое 10-летие в мае 2023 года, что станет особым событием в жизни старейшего профессионального театра России. О 190-летии здания Александринки Как сообщил Фокин, в октябре будет торжественно отмечено 190-летие здания Александринского театра, построенного по проекту Карла Росси.
Певцов , И. Пырьев , Б. Равенских , З. Свердлин , М. Царёв , М. Штраух , С.
Эйзенштейн , Н. Экк , С. Юткевич , В. Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Асафьев , М. Гнесин , В. Шебалин , Д. Билибин , Ю.
Денисов , М. Добужинский , К. Родченко , А.
Новая сцена, Кабаре «Шум» и ИТМО готовят цикл встреч к юбилею реформатора театра Ко дню рождения театрального режиссера приготовились заранее — еще в прошлом году на Новой сцене прошла серия перформансов перед спектаклями как часть программы «Мейерхольдоведение». К циклу присоединились и другие культурные институции — Музей театрального и музыкального искусства и Филармония джазовой музыки.
Александринский театр Февральская программа выстроена вокруг событий, посвященных дню рождения мастера, и премьеры спектакля худрука Александринского театра Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». Он поставлен по стенограмме последнего собрания режиссера с труппой ГосТИМа: в декабре 1937 года коллектив Театра имени Мейерхольда провел общее собрание, на котором обсуждалась разгромная статья «Чужой театр», опубликованная в газете «Правда». Именно она дала знак к началу уничтожения театра, а затем и самого мастера. Постановку можно будет увидеть 9, 10 и 11 февраля на Новой сцене.
Его жена актриса Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире вскоре после ареста Мейерхольда. Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд В 1955 году, то есть спустя два года после смерти Сталина, тогда все еще почитаемого, еще не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины — 37-летняя Татьяна Есенина, приемная дочь великого реформатора мирового театра режиссера Всеволода Мейерхольда, и его внучка 31-летняя Мария Валентей — начали добиваться на тот момент практически невозможного — реабилитации Мейерхольда. Трудности состояли в том, что во многих инстанциях сидели враги и ненавистники Мейерхольда, те, кто добивались закрытия его театра, а после закрытия клеймили Мейерхольда в печати. И судьба послала им союзника в лице молодого следователя военной прокуратуры Бориса Ряжского. После письма Татьяны Есениной Маленкову в январе 1955 года дело Мейерхольда было взято на рассмотрение на предмет возможной реабилитации. И оно 1 июля 1955 года поступило от начальства к 29-летнему старшему лейтенанту, следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому, которому была поручена проверка всех обстоятельств дела. Вот его рассказ 1988 : "Все дела расписывал и передавал нам начальник. Вижу, в дело Мейерхольда вложена записка "Прошу переговорить".
Так что ты смотри, сначала расследуй все обстоятельства, потом пиши представление в ЦК, чтобы отменяли постановление, а уж после ставь вопрос о реабилитации". Выслушали они меня, Маша была очень сдержанна, а Татьяна Сергеевна восприняла мой рассказ горячо, возбужденно. Показал я им составленный по материалам дела список "вредителей" и "шпионов", соучастников Мейерхольда. Татьяна Сергеевна говорит: "Пастернак жив, он здесь, в Москве. И Олеша в Москве". Я-то эти фамилии узнал только из материалов дела, в нем Пастернак и Олеша проходили как завербованные Мейерхольдом члены "вредительской" организации, и я был уверен, что они погибли с ним вместе. Отметила Татьяна Сергеевна в тот день в моем списке крестиками, кто жив, кто в Москве, кто умер, кто сидит…" Свои опросы по списку Борис Ряжский начал с актеров, игравших у Мейерхольда, с его учеников. Он только что возвратился из поездки в Англию, был очень насторожен, официален, разговор никак не получался.