Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Никон (Белавенец) — священнослужитель Русской православной церкви, клирик Московской епархии, ризничий при храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве; российский церковно-общественный деятель. Иеромонах Никон (Белавенец) В Российском Императорском Доме с печалью и тревогой восприняли решение чиновников Министерства культуры России выдать прокатное удостоверение кощунственному фильму Алексея Учителя «Матильда» и выразили уверенность. Иеромонах Никон (Белавенец): В России монархические настроения достаточно сильны, но не имеют выражения на политическом уровне.
Никон (Левачев-Белавенец)
Освящение совершил иеромонах Никон (Белавенец), советник директора канцелярии Российского Императорского Дома. Иеромонах Никон (Белавенец) о ходе визита главы Российского Императорского Дома на Украину. Сергей Белавенец-младший, и главный тренер сборной России по шахматам Сергей Яновский.
«Сережа, ты даже не представляешь себе, как все сложно!»
Лестница проходила около окон, так что пришлось ползти. Как только в проеме показывался силуэт, раздавались выстрелы. Так по-пластунски и передвигался со своими запасными Дарами. Командир казаков был в сознании. Я его исповедовал, причастил. Потом казаки его как-то спустили на первый этаж. В то время уже разрешили вывозить раненых, прислали за ними машины. Позже стало известно, что все они попали в Институт Склифосовского. Казаки, размахивая нагайками, потом забрали оттуда своего командира.
Операцию ему делали уже в другой больнице. А обстановка вокруг Белого дома между тем все накалялась. К площади были стянуты мотострелковые и воздушно-десантные дивизии, бригады спецназа. В любую минуту могло начаться наступление. В это время к батюшке пришли креститься депутаты Светлана Горячева и Тамара Пономарева. Обе считали, что перед смертью. Нашли и купель, в Белом доме чего только не было. Люди понимали, что их могли ранить или убить.
Стали задумываться о вечном, куда они потом попадут? И что там будет? Я хорошо запомнил двух женщин-депутатов, которых крестил и причащал. Сказал тогда Светлане Горячевой: «Если суждено тебе сегодня умереть, умрешь безгрешной». Всего крестил в тот день около 20 человек. В промежутках между крещением и исповедью отец Алексей под разрывы снарядов, стоя на коленях, читал вслух акафист святителю Николаю. В то время в комнате со мной было примерно человек сто, кто-то молился вместе со мной о спасении, кто-то читал, кто-то просто сидел. Одни приходили, другие выходили.
Среди депутатов было много научной и творческой интеллигенции, деятелей литературы и искусства, кооператоров, сельских арендаторов. Отцу Алексею депутаты несколько раз предлагали покинуть простреливаемое здание, но он неизменно отвечал: «Моя жизнь в руках Господа Бога». Я остался один. Как я мог покинуть людей в той страшной ситуации? У меня и мыслей таких не было. Зато мне на подмогу пришел молодой иеромонах Никон Белавенец , который надеялся, что его слово способно будет удержать людей от опрометчивых шагов. Он был со мной в Белом доме до самого конца. Памятное фото с подписями защитников Белого дома.
Фото: Светлана Самоделова «Кабинет при зачистке разгромили. Не тронули только рясу» Дом Советов горел, фасад здания наполовину почернел. Кто-то сказал, что если выживет, то примет сан священника. Я предложил, если уцелеем, построить в память об этом событии храм святителю Николаю, потому что именно ему я читал в тот день акафист много раз. Только мы об этом поговорили, как в дверях показались люди в камуфляже, со шлемами-сферами на голове, мы услышали: «Руки вверх». Это были бойцы группы «Альфа». Действовали они осторожно, потому что не знали, что может ожидать их за дверьми в темном помещении, оружия-то в Белом доме было много. Потом мне рассказывали, что бойцы «Альфы» искали меня, передавали по цепочке: «Только батюшку не трогать».
Увидев меня в комнате, сказали: «Собирайтесь, мы сейчас вас всех выведем». Выходили мы через наш 20-й подъезд, шли мимо моего кабинета на 3-м этаже. Я попросил зайти, чтобы забрать свои вещи. Прополз низом, хорошо, что все служебные облачения у меня хранились на нижней полке сейфа. Глянул: та стена комнаты, что выходила на американское посольство, вся посечена осколками. Только спустились на первый этаж, как по нам начали стрелять. Кто-то крикнул: «Ложись». Славу Федотова, члена нашего комитета, ранило в руку.
Он был хирургом, родом из Курска, мигом сделал себе перевязку. Альфовцы передали по рации: если стрельба не прекратится, они будут вести ответный огонь. Все стихло. Мы выходили через живой коридор, который образовали бойцы группы «А». Они стояли к нам спинами, наставив на толпу автоматы. Силы к Белому дому были стянуты серьезные. Куда ни глянешь — сплошной ОМОН и бронетехника. Там же стояли толпы молодежи с дубинками, цепями, кусками арматуры в руках.
Говорили, что их подпоили, дали денег. Милиция проверяла у всех выходящих из Белого дома документы, правда, с меня ничего требовать не стали. Боковым зрением я заметил автомобиль, который ехал через строй ОМОНа.
Следовательно, нет причины откладывать внутреннюю отделку и заселение, как это необходимо для брусовых и бревенчатых домов, когда приходится выжидать от одного до двух лет! Важнейшее преимущество нашего дома — его энергосберегающие характеристики! Компактность зданий, обеспеченная объемно-планировочными решениями, и повышенная степень теплоизоляции ограждающих конструкций обеспечивают существенную экономию затрат энергии на отопление. Все вышеперечисленное позволяет построить в кратчайшие сроки экологически чистый, теплый и комфортный дом. Дом с земельным участком продажа : Наши партнеры:.
Надеюсь, их жертва не будет напрасной, и мировому терроризму будет нанесен серьезный, а может быть, и окончательный удар", - сказал священник по окончании литии. Отец Никон выразил недоумение тем, что Турция "до сих пор не принесла извинений, а пытается переложить с больной головы на здоровую", и сказал, что такое поведение "недостойно мужчин". Богослужение прошло в штаб-квартире московского отделения всероссийской организации ветеранов "Боевое братство".
В свою очередь начальник управления канцелярии главы Российского императорского дома по взаимодействию и сотрудничеству с Русской Церковью Александр Королев-Перелешин полагает, "что вопросы возвращения монархии и участия Российского императорского дома в жизни нашей страны являются очень важными". Участники круглого стола посетовали на современные "антимонархические политтехнологии", искажающие исторические факты в газетах и кино. RU священнослужители также считают, что монархическая идея для России очень важна, но по отношению к нынешнему Дому Романовых настроены довольно скептически.
«Друг, воин, наставник»: как в Москве прощались с отцом Всеволодом Чаплиным
И кем он был на самом деле? Обсудили с гостями в нашей студии. Мы поговорили о наследии Владимира Ленина и о том, почему спустя 100 лет после его смерти почитатели искусственно-созданного культа этой личности возражают против его захоронения.
Помню, как отпевали Евгения Евстигнеева, который скончался, по-моему, в Лондоне, а владыка в Брюсовом переулке его отпевал. Иван Семенович Козловский очень любил ходить в этот храм, но он не хотел, чтобы его разглядывали, и поэтому ставил стул в тамбуре между дверями на боковом входе на левый клирос. Там Иван Семенович восседал на стульчике и очень приветливо оттуда со всеми здоровался. Еще помню актеров Театра им. Ленинского комсомола. На пасхальной службе ко мне очень по-простому подошел Александр Абдулов, что-то спросил. Так он и остался в моей памяти простым, скромным, обаятельным человеком. Как-то подошел экс-чемпион мира по шахматам Василий Васильевич Смыслов.
Дело в том, что я сам из шахматной семьи и фамилия Смыслов была мне очень хорошо известна. Он представился и сказал, что он к владыке. Я ответил: «Очень рад, Василий Васильевич, моя фамилия Белавенец». Встреча с человеком, который играл в шахматы с моим дедом, погибшим на фронте, конечно, для меня была очень трогательна. Как-то он сказал про патриарха Алексия I, что покойный Святейший никогда не говорил против собеседника, он всегда говорил выше собеседника. То есть не обличал его, а показывал правильную позицию, поднимаясь над собеседником до уровня проблемы. Так же, мне кажется, общался с людьми и владыка. Владыка обладал замечательным чувством юмора. На праздник съезжалось огромное количество экзальтированных дам, профессиональных женщин-богомолок, которые коллекционируют архиерейские благословения: чем больше наберешь, тем больше благодати. А владыка обычно останавливался в Медицинском корпусе, там у него была отдельная келья, еще с тех времен, когда он был инспектором академии.
Вот оттуда его нужно было сопроводить до Патриарших покоев. Расстояние не очень большое, но главное было — избежать встречи с дамами, которые, видя издалека белый клобук, просто наперерез бросались. Мы выходим, и я говорю: «Ну вот, владыка, нам надо будет сейчас прорываться. Искатели благословений уже бегут». На что владыка, улыбнувшись, ответил: «Нужно им мое благословение, как зайцу стоп-сигнал». И мы зашагали в обход, сворачивая на узкие дорожки, резко меняя маршрут. Ходили очень быстро, и дамам приходилось нас догонять, что далеко не всегда у них получалось. Было слышно каждое слово. Хотя он не обладал особым певческим голосом, но у него был неповторимый тембр, очень мелодичный. Он очень не любил суеты, бестолковой беготни по Горнему месту, каких-то небрежностей в службе.
Году в 1990-м в храм заехал помолиться протопресвитер Александр Киселев, представитель Русской Зарубежной Церкви, который стал священником в Прибалтике еще в начале 1930-х годов. Ему в храме прислуживал будущий патриарх Алексий II. Тогда отец Александр впервые приехал в Россию и заехал к нам, в Брюсов переулок. Это было всенощное бдение. Он не сослужил, просто стоял в алтаре. Митрополит подозвал меня и сказал: «Смотри, как стоит настоящий русский священник». Это было действительно впечатляюще: старец 80 с лишним лет, седая борода, седые волосы, прямая спина. Он стоял и сосредоточенно молился. Такие примеры сложно забыть. Мне приходилось неоднократно слышать и читать: «Мы были с митрополитом Питиримом большие друзья», — но это преувеличение.
Друзей у владыки не было. Единственный человек, о котором он мне говорил как о друге, был покойный протоиерей Алексий Данилович Остапов, которого он звал Леней. Они были очень дружны, и владыка в своих воспоминаниях часто к нему возвращался. Да, владыка умел быть общительным, обворожительным — в хорошем смысле этого слова, но к себе внутрь никого не пускал. В период 1990—1992 годов мне часто приходилось после службы ехать с владыкой в Издательский отдел, чтобы отвезти туда облачения. Обычно это был выходной день, кухня была закрыта, и владыка весьма часто приглашал меня к себе попить чаю на свою отдельную кухню. Иногда за такой импровизированной трапезой я, пользуясь возможностью, пытался обсуждать и кое-какие рабочие вопросы. Как-то владыка был чем-то озабочен и упредил меня знаковой фразой: «С хорошим другом приятно и помолчать». Служение владыки пришлось на те годы, когда любой слишком приблизившийся к тебе человек мог невольно стать источником утечки информации, ведь внимание компетентных органов к архиереям не ослабевало ни на минуту. И всё же надо было издавать литературу, чуть-чуть прибавить тираж Библии, церковного календаря.
Даже откровенные разговоры с собратиями по архиерейскому служению далеко не всегда могли быть безобидными. Всё это, конечно, приучило его к такой сильной закрытости. Был момент, когда я считал, что владыка ведет себя неправильно в отношении издательских дел и в отношении Церкви вообще. Главным моим раздражителем тогда был ответственный редактор газеты «Московский благовестник», давно покойный Борис Георгиевич Козлов, человек, которого я оценил намного позднее. Он был человек светский, ветеран органов безопасности последним местом его работы было агентство печати «Новости».
Я, конечно, очень просил владыку помолиться об этом, резонно полагая, что моя немощная молитва ни в какое сравнение не идет с молитвой митрополита, да еще такого! В день пострига на раку преподобного Сергия было положено три конверта с тремя именами, написанными рукой владыки.
Дальше всё было в руке Божией. При постриге в мантию постригаемый ползет в длинной белой рубашке довольно длинный путь. Начинался он от мощей преподобного Никона Радонежского. В Никоновском приделе я облачился в белую рубаху до пят, вышел в коридор, а дальше должен был ползти вверх по лестнице в Троицкий собор. До этого я ни разу не ползал по лестнице, и поэтому первая мысль моя была проста: «Как бы мне не запутаться». Уже два года я был старшим иподиаконом и ризничным, отвечал за все богослужения владыки. А тут я оказался в ситуации, когда трудно проконтролировать, что всё будет так, как надо.
И я пополз. Когда меня коснулся владыка, стоящий на амвоне, я встал с колен и обомлел, увидев, что владыка стоит в омофоре, в мантии и… черном клобуке. Не в белом митрополичьем, как должен, а в черном монашеском клобуке. Это был первый шок. Думаю, этим он хотел наглядно указать, что постригает меня не просто как архиерей, а принимает в особое монашеское братство. В следующий раз владыка поразил меня во время моей иерейской хиротонии. Тогда была традиция совершать хиротонию в малом омофоре, это в последние годы стали рукополагать в большом.
Был Великий четверг, и для хиротонии владыка велел мне приготовить темно-бордовое облачение и белый омофор. Но я вижу, что этот омофор совершенно не «монтируется» с облачением: к нему полагается совсем другой. Стою и не знаю, что делать. А владыка, показывая на белый омофор, говорит: «Дай мне вот этот омофор». Увидев, что я растерялся, владыка сказал: «Это омофор от того облачения, в котором Святейший Патриарх Алексий I лежит в гробу. Он лежит в большом омофоре, а малый я себе забрал». Сказал и улыбнулся своей знаменитой улыбкой.
Когда владыка скончался, его последний старший иподиакон, Михаил Сергеев, ныне отец Михаил, передал мне этот омофор, и я благоговейно храню его. Вы с этим согласны? Владыка был очень разносторонним человеком, образованным и очень ценил русскую культуру. Помню, как-то мы, иподиаконы, приехали со службы. И он сказал нам: «Пойдемте пить чай, я вам почитаю Лескова». Представляете, сидят иподиаконы, пьют чай с вареньем, а рядом сидит митрополит Питирим и читает нам Лескова. В лучших традициях русской культуры в Издательском отделе по средам, по окончании рабочего дня, все сотрудники собирались в конференц-зал пить чай.
Туда владыка приглашал различных интересных людей. В частности, пригласили известного в советское время чтеца-декламатора Дмитрия Николаевича Журавлева, чтобы люди просто услышали красивую русскую речь. Потом, в конце 1980-х, он заставил нас ходить на курсы русского языка, чтобы мы научились правильно говорить. Их для нас вел сын профессора Московской духовной академии Аркадий Владимирович Вертоградов. Безграмотную русскую речь владыка просто не переносил. Это было особенно заметно в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где служил владыка. Помню, как отпевали Евгения Евстигнеева, который скончался, по-моему, в Лондоне, а владыка в Брюсовом переулке его отпевал.
Иван Семенович Козловский очень любил ходить в этот храм, но он не хотел, чтобы его разглядывали, и поэтому ставил стул в тамбуре между дверями на боковом входе на левый клирос. Там Иван Семенович восседал на стульчике и очень приветливо оттуда со всеми здоровался. Еще помню актеров Театра им. Ленинского комсомола. На пасхальной службе ко мне очень по-простому подошел Александр Абдулов, что-то спросил. Так он и остался в моей памяти простым, скромным, обаятельным человеком. Как-то подошел экс-чемпион мира по шахматам Василий Васильевич Смыслов.
Дело в том, что я сам из шахматной семьи и фамилия Смыслов была мне очень хорошо известна. Он представился и сказал, что он к владыке. Я ответил: «Очень рад, Василий Васильевич, моя фамилия Белавенец». Встреча с человеком, который играл в шахматы с моим дедом, погибшим на фронте, конечно, для меня была очень трогательна. Как-то он сказал про патриарха Алексия I, что покойный Святейший никогда не говорил против собеседника, он всегда говорил выше собеседника. То есть не обличал его, а показывал правильную позицию, поднимаясь над собеседником до уровня проблемы. Так же, мне кажется, общался с людьми и владыка.
Владыка обладал замечательным чувством юмора. На праздник съезжалось огромное количество экзальтированных дам, профессиональных женщин-богомолок, которые коллекционируют архиерейские благословения: чем больше наберешь, тем больше благодати.
Передача произошла в престольный праздник великого православного Храма-памятника, созданного одним из самых заслуженных белорусских священнослужителей — протоиереем Федором Повным по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго и при активной личной поддержке Президента Республики Беларусь А. Сегодня это один из главных храмов Союзного государства, центр притяжения и паломничества для многих глав государств и правительств, государственных и общественных деятелей, граждан всего славянского мира. И в этот знаменательный день, накануне 75-летия освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и в год 20-летия подписания Договора о создании Союзного государства, он обрел новую святыню — у которой можно помолиться за укрепление Союзного государства и единение народов Беларуси и России, которой могут поклониться друзья и союзники наших народов со всего мира, посещающие Минск и его миротворческую площадку, поддержать единство Православной Церкви, получить благословение. Торжественная церемония передачи святыни состоялась после праздничной литургии, которую провел в Храме-памятнике Патриарший Экзарх Всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел, благословивший обретенной иконой всех присутствующих. Святой образ принял настоятель Всехсвятского прихода г.
Минска протоиерей Федор Повный.
Духовные пастыри Белого дома (1993): иеромонах Никон и протоиереи Алексей Злобин и Виктор Кузнецов
Духовник Общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Левачев-Белавенец) призвал новые власти московского метрополитена со вниманием отнестись к просьбе православной общественности о переименовании станции метро. Иеромонах Никон (в миру – Белавенец Сергей Владимирович). духовник Дмитрия Рогозина (слова Рогозина: " отец Никон еще венчал меня с моей супругой, так что я знаю батюшку очень давно, еще с 1992 года. политолог, глава православного Преображенского братства Виктор Милитарев и духовник общероссийского монархического движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон Белавенец.
ПРОТЕСТ. БЕЛАРУСЬ. ВЗГЛЯД СВЯЩЕННИКА (Уминский, Войтишко, Белавенец) // 12 сцена
Отец Никон напомнил, что 90 лет назад монархия была упразднена всего лишь рядовым постановлением Временного правительства, само название которого исключало какое бы то ни было изменение государственного строя. Таким образом, продолжил он, в тот момент был совершен "самый настоящий государственный переворот, а Керенский и Зарудный подписавшие постановление - "ИФ" - не более законная власть, чем пришедшие им на смену большевики". По его словам, скороспелое провозглашение республики в стране "не спасло ее от потрясений и кровавой диктатуры".
И это был не репринт, а новое издание, снабженное справками житийными - по святым основным, по праздникам и т. Это же огромный труд! Им, кстати, занимался отец Иннокентий Просвирнин. Ну, сейчас уже скажут: «Ну что там такое, подумаешь! Я удивился, когда, открыв книгу «Русская Православная Церковь» 1980 года, на одной из страниц увидел фотографию: «Президиум Российского Собора 1917-1918 гг.
В этой же книге помещались фотографии отца Иоанна Кронштадтского, который считался монархистом, мракобесом и вообще запрещенной фигурой. Это, к сожалению, не очень понятно людям. Более того, я скажу: Владыка не боялся давать покровительство гонимым священникам. Отец упоминавшегося мною Миши Дронова, протоиерей Александр Дронов, был лишен прихода в Воронежской епархии, потому что уполномоченный Совета по делам религий потребовал его отправить за штат, без права служения. А что такое — лишить священника возможности совершать Литургию? Так Владыка ему благословил негласно создать домовый храм и дал антиминс. И отец Михаил Дронов, уже позднее, в 1988 году, когда я у него был дома, показывал мне этот крошечный домовый храмик.
Эти вещи дорого стоят, за них можно было реально схлопотать. Позволю себе тоже еще воспоминание: Владыка мне как-то рассказывал, как он однажды возвращался из-за границы. Обычно его знали там, кто он такой и что, а тут неожиданно попросили его открыть чемодан. А он говорит: «У меня там Солженицын сверху лежит! Доложили заместителю Председателя Совета по делам религий Фурову церковные историки знают эту фамилию. Оказывается, у них была взаимная неприязнь с Владимиром Александровичем Куроедовым, который был Председателем Совета по делам религий. И тот — и из хорошего вообще отношения к Владыке Питириму, и из-за неприязненного отношения к своему заместителю — он закрыл на все это глаза, и как-то все утряслось.
Кстати, интересный момент: когда Куроедов умер, его отпевали именно в храме Владыки Питирима. Николай Бульчук: Дорогой отец Никон, говорить и вспоминать можно очень много, все это страницы неповторимые, они очень и очень ложатся на сердце. Каждое слово в память Владыки вызывает целую громадную волну воспоминаний... Вот, вы назвали Вячеслава Петровича Овсянникова: я много лет, уже работая на «Радонеже», пытался по телефону напроситься на личную встречу с ним, чтобы записать какие-то воспоминания, в том числе, и о Владыке. Он сначала вроде бы согласился, а потом у нас случился перерыв чуть ли не в десять лет, в течение которых он по какой-то причине не выходил на связь. После этого я позвонил ему, получил согласие и побывал у него дома. Меня поразило, помню[, что даже интонации Вячеслава Петровича и вся его речь полностью копировали покойного на ту пору Владыку Питирима.
Он много рассказывал, эта запись существует: мы вместе с ним и его супругой сидели вместе, вспоминали, откровенничали... Знаете, что мне сейчас пришло в голову? Говорят, что в ту пору Церковь была под давлением безбожной власти. У меня другое впечатление: даже та безбожная власть, те атеисты как они себя называли в ту пору перед Церковью невольно благоговели. Они понимали, какая сосредоточена сила — в Церкви, в святынях ее, в людях церковных, в таких личностях, каким был митрополит Питирим и не только он в те годы. И знаете, что еще пришло на ум: вот, вы сказали о переиздании Миней. Говоря военным языком, вот эти люди церковные — и Владыка, и монахи многие, и подвижники — это были как бы обученные воины, которые представляли собой реальную угрозу этой безбожной власти.
А все эти молитвословы, Библии, Минеи — это было некое оружие, которое опасно дать им в руки! Какая-то часть этого оружия была уже в их распоряжении, но если бы это оружие умножилось — все, власти тогда пришел бы конец! А что же сегодня? Сегодня у нас на руках прекрасное духовное оружие — великолепно изданные молитвословы, последования, Евангелия, Библии — все, что угодно! Но то ли мы солдаты негодные, то ли не обучены пользоваться этим оружием. У нас нет практики деятельной молитвы, мы не знаем с какого конца подойти к тому или иному богословскому вопросу. Не кажется вам, что произошел такой парадокс: то ли люди ушли, то ли дисциплина изменилась церковная, но что-то случилось?
Иеромонах Никон Белавенец : Знаете, к сожалению, с 90-х годов мы очень погнались за количеством, Мы себя сами оправдывали: «Вот, я занимаюсь важнейшим церковным делом! Ну да, не домолился! Ну, да, не допостился... Мне вспоминается 1990 год, храм Воскресения Словущего: приехал протопресвитер отец Александр Киселев из Зарубежной Церкви. И стоит скромно в сторонке: не было тогда евхаристических отношений между нами, он не мог служить. Стоял, молился тихонечко... Я до сих пор помню: Владыка меня подзывает и говорит: «Смотри, как молится настоящий русский священник!
Причем я не говорю, что это был какой-то лубочный персонаж: у него тоже были какие-то свои слабости, ну «несть человека без греха», это был живой человек. Но в основе его души лежала глубокая вера. Вся его жизнь была подчинена этому, как он часто говорил: «Я все время пытался понять Промысл Божий обо мне и научиться следовать ему! Ну, что, скажете особенного: у нас сейчас самые сакральные моменты показывают по телевизору в видеотрансляциях! А Владыка к каждому слову Богослужения относился с благоговением. Он очень жестко пресекал практику прерывания молитвы: когда после запричастного стиха в храме читаются молитвы ко Причащению. И вот, открываются царские врата, и чтец обрывает молитву на полуслове.
Говорит «Аминь». Владыка Питирим просто не переносил этого! Он говорил: «Молитва — это беседа с Богом, это обращение к Богу. Вы приходите к самому ничтожному начальнику — попробуйте посреди беседы отвернуться и сказать: «До свидания! А почему к Богу относитесь так?! А мы, к сожалению, немножечко расслабились, и дай Бог нам взять себя в руки и привести себя — хотя бы попытаться прмвести себя — в минимальный хотя бы духовный порядок! Николай Бульчук: Завершая нашу беседу, конечно, невольно вспоминаешь эту фразу: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради...
Иеромонах Никон Белавенец : Я бы сказал, что Господь дал ему перед смертью как бы подняться на Патриарший уровень. Все мы с вами помним Пасху 2003 года. И вдруг, неожиданно для всех, он назначил совершать ночное Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, который буквально в Великую Субботу привез из Иерусалима Благодатный Огонь. И, конечно, надо отметить, что покойный Патриарх Алексий II навестил Владыку Питирима в больнице за месяц до его кончины.
И сказал: «Владыка, у меня к вами накопилось много претензий... И меня поразила очень такая глубокая реакция этого выдающегося человека — вот, до сих пор помню - «Сереженька, если бы ты знал, как все сложно! И он сказал мне дальше такую фразу: «Ты знаешь, я в своей жизни пережил очень многое.
В тридцатые годы, когда мы были «семьей лишенца» отец же его был в заключении , каждый звонок в дверь моя сестра он ее вал Лелей — младшая сестра, Ольга Владимировна, она была наиболее близка к нему выбегала на черный ход, чтобы ее не застали в квартире. Потому что она не имела прописки как «дочь лишенца». А дальше он сказал: «Но первый раз я заплакал в семинарии. Я шел из Новодевичьего монастыря, и слезы текли у меня по щекам». Я задумался и даже не стал спрашивать его, что там случилось. Это были те годы, когда семинария была открыта в Новодевичьем монастыре и еще не переехала в Троице-Сергиеву Лавру. Это удивительно!..
Конечно, Владыка — человек выдающихся дарований, широты необыкновенной. И, конечно, он был деформирован системой. Потому что столько сил приходилось тратить, чтобы пробивать стену — а он ее пробивал! И когда кто-то так снисходительно теперь пишет: дескать, «ну а что там — Библия издавалась крошечным тиражом... А сколько раз Библия переиздавалась при жизни Владыки Питирима! Им переиздавалась! А Богослужебные Минеи!
После революции Минеи не издавались до Владыки! И это был не репринт, а новое издание, снабженное справками житийными - по святым основным, по праздникам и т. Это же огромный труд! Им, кстати, занимался отец Иннокентий Просвирнин. Ну, сейчас уже скажут: «Ну что там такое, подумаешь! Я удивился, когда, открыв книгу «Русская Православная Церковь» 1980 года, на одной из страниц увидел фотографию: «Президиум Российского Собора 1917-1918 гг. В этой же книге помещались фотографии отца Иоанна Кронштадтского, который считался монархистом, мракобесом и вообще запрещенной фигурой.
Это, к сожалению, не очень понятно людям. Более того, я скажу: Владыка не боялся давать покровительство гонимым священникам. Отец упоминавшегося мною Миши Дронова, протоиерей Александр Дронов, был лишен прихода в Воронежской епархии, потому что уполномоченный Совета по делам религий потребовал его отправить за штат, без права служения. А что такое — лишить священника возможности совершать Литургию? Так Владыка ему благословил негласно создать домовый храм и дал антиминс. И отец Михаил Дронов, уже позднее, в 1988 году, когда я у него был дома, показывал мне этот крошечный домовый храмик. Эти вещи дорого стоят, за них можно было реально схлопотать.
Позволю себе тоже еще воспоминание: Владыка мне как-то рассказывал, как он однажды возвращался из-за границы. Обычно его знали там, кто он такой и что, а тут неожиданно попросили его открыть чемодан. А он говорит: «У меня там Солженицын сверху лежит! Доложили заместителю Председателя Совета по делам религий Фурову церковные историки знают эту фамилию. Оказывается, у них была взаимная неприязнь с Владимиром Александровичем Куроедовым, который был Председателем Совета по делам религий. И тот — и из хорошего вообще отношения к Владыке Питириму, и из-за неприязненного отношения к своему заместителю — он закрыл на все это глаза, и как-то все утряслось. Кстати, интересный момент: когда Куроедов умер, его отпевали именно в храме Владыки Питирима.
Николай Бульчук: Дорогой отец Никон, говорить и вспоминать можно очень много, все это страницы неповторимые, они очень и очень ложатся на сердце. Каждое слово в память Владыки вызывает целую громадную волну воспоминаний... Вот, вы назвали Вячеслава Петровича Овсянникова: я много лет, уже работая на «Радонеже», пытался по телефону напроситься на личную встречу с ним, чтобы записать какие-то воспоминания, в том числе, и о Владыке. Он сначала вроде бы согласился, а потом у нас случился перерыв чуть ли не в десять лет, в течение которых он по какой-то причине не выходил на связь. После этого я позвонил ему, получил согласие и побывал у него дома. Меня поразило, помню[, что даже интонации Вячеслава Петровича и вся его речь полностью копировали покойного на ту пору Владыку Питирима. Он много рассказывал, эта запись существует: мы вместе с ним и его супругой сидели вместе, вспоминали, откровенничали...
Знаете, что мне сейчас пришло в голову? Говорят, что в ту пору Церковь была под давлением безбожной власти. У меня другое впечатление: даже та безбожная власть, те атеисты как они себя называли в ту пору перед Церковью невольно благоговели. Они понимали, какая сосредоточена сила — в Церкви, в святынях ее, в людях церковных, в таких личностях, каким был митрополит Питирим и не только он в те годы. И знаете, что еще пришло на ум: вот, вы сказали о переиздании Миней. Говоря военным языком, вот эти люди церковные — и Владыка, и монахи многие, и подвижники — это были как бы обученные воины, которые представляли собой реальную угрозу этой безбожной власти. А все эти молитвословы, Библии, Минеи — это было некое оружие, которое опасно дать им в руки!
Какая-то часть этого оружия была уже в их распоряжении, но если бы это оружие умножилось — все, власти тогда пришел бы конец! А что же сегодня? Сегодня у нас на руках прекрасное духовное оружие — великолепно изданные молитвословы, последования, Евангелия, Библии — все, что угодно! Но то ли мы солдаты негодные, то ли не обучены пользоваться этим оружием. У нас нет практики деятельной молитвы, мы не знаем с какого конца подойти к тому или иному богословскому вопросу. Не кажется вам, что произошел такой парадокс: то ли люди ушли, то ли дисциплина изменилась церковная, но что-то случилось? Иеромонах Никон Белавенец : Знаете, к сожалению, с 90-х годов мы очень погнались за количеством, Мы себя сами оправдывали: «Вот, я занимаюсь важнейшим церковным делом!
Ну да, не домолился! Ну, да, не допостился... Мне вспоминается 1990 год, храм Воскресения Словущего: приехал протопресвитер отец Александр Киселев из Зарубежной Церкви. И стоит скромно в сторонке: не было тогда евхаристических отношений между нами, он не мог служить. Стоял, молился тихонечко... Я до сих пор помню: Владыка меня подзывает и говорит: «Смотри, как молится настоящий русский священник!
Иеромонах Никон Белавенец для меня всегда был и остается человеком не только духовного звания, но и безграничной духовной и человеческой отваги. Мы познакомились в октябрьские дни 1993 г. Уже с тех времен о. Никон стал нам родным. За эти десятилетия о. Никон стал духовным наставником и сердечным другом для многих деятелей народно-патриотического движения. Благодаря ему и его настойчивости многие наши проекты обретали православный смысл, наполнились силой русской традиции.
Белавенец Сергей Владимирович (Иеромонах Никон)
Поводом для службы стала гибель одного из пилотов российского Су-24, сбитого турецкими ВВС, а также морского пехотинца, который участвовал в спасательно-поисковой операции и погиб после того, как вертолет Ми-8 был уничтожен боевиками. В среду президент РФ Владимир Путин подписал указ о посмертном награждении командира экипажа сбитого бомбардировщика Олега Пешкова званием Героя России, а матроса Александра Позынича - орденом Мужества.
Большую ностальгию у гостей вызвал ролик с эпизодами курса «Шахматная школа Юрия Авербаха».
Эта серия вебинаров — продолжение легендарной телепередачи, которую спустя 30 лет удалось возродить Центру шахматной культуры и информации ГПНТБ России, благодаря Л. В рамках вечера памяти прошел шахматный турнир, в котором приняли участие студенты Налогового колледжа. Также состоялось торжественное открытие художественной выставки «Рыцари шахмат», на которой были представлены работы члена союза художников России, художницы-монументалиста Людмилы Владимировны Гавриловой.
Поднялась температура, болела голова, распух язык, и лицо покрылось сыпью. Вызвали «Скорую», но врачи отказались забирать девушку в больницу. В доме Овсиенко нарастало безумие. Инна ходила по комнатам, смотрела на бесчисленные иконы, которыми заставлены все полки. И повторяла, что скоро умрет… И просила не отдавать дочку экс-мужу. Потом Инна схватила ребенка на руки, выбежала из дома и на берегу Селигера убила дочь. А потом утопилась сама. И вот мы будем говорить о том, как найти грань между верой и фанатизмом, как определить тонкую грань и кто должен помочь в этом определении? Ситуация, к сожалению, не единичная.
И периодически в СМИ появляются материалы подобного рода. Белавенец: - Здесь случай, скорее, медицинский. И в самом начале было сказано, что молодая мать почувствовала себя плохо. Я думаю, что именно физическая болезнь спровоцировала вспышку психического заболевания, которое привело к печальному исходу. Это случай, на мой взгляд, довольно спорно относить к проявлению религиозного фанатизма. Боева: - Там была сложная ситуация с бывшим мужем, с ребенком. Белавенец: - Конечно, я бы называл это псевдорелигиозным фанатизмом, потому что религия и фанатизм, на мой взгляд как священника, вещи несовместимые. Религия — это связь человека с Богом. И когда человек реально живет церковной жизнью, он никогда не будет фанатиком.
Мы все вышли из советского времени. Нам все и сразу хочется. Человек, который вдруг начинается задумываться о Боге, хочет все быстро пройти. Заваливает себя книжками. И то, что церковная и духовная жизнь — это серьезный труд, душевный и духовный, остается вне восприятия. И это приводит к тому, что человек выстраивает свой псевдорелигиозный мир. Начинает изнурять себя постами. Вопреки всем рекомендациями духовников. Опытный духовник всегда дает человеку подвиг по силам.
Он понимает, что новоначальному надо начинать с постепенного. Иногда священник видит, что человек физически слабоват, он даже может разрешить облегчения постов. Боева: - А у вас случались ситуация, когда вы понимали, что человек начал фанатеть? Белавенец: - Время от времени возникают ситуации. Проблема в том, что в храм приходят не только те люди, которые считают священника своим духовником. И очень часто люди приходят со своими представлениями, как им надо строить свою духовную жизнь. И часто, особенно женщины, остаются глухи ко всем рекомендациям.
С 2005 года ризничий, а с 2012 года — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста. С 2012 года сотрудник Патриаршего совета по культуре. Участник легитимистского движения с 1980-х гг. В 2015 году назначен советником директора Канцелярии Главы Российского Императорского Дома по историко-мемориальным вопросам и во исполнение Высочайшего указания вышел из всех общественных организаций кроме ИППО.
Откройте свой Мир!
Священник из канцелярии Дома Романовых освятил пункт OZON в Подмосковье: Общество: Россия: | По приглашению настоятеля храма протоиерея Михаила Прокопенко общую молитву возглавил эконом Богородице-Смоленской Зосимовой мужской пустыни Александровской епархии иеромонах Никон (Белавенец). |
СУРОВОСТИ У НЕГО ИДУТ ОТ ИСКРЕННЕГО РАДЕНИЯ ЗА ДЕЛО, КОТОРОМУ СЛУЖИТ | Сергей Белавенец-младший, и главный тренер сборной России по шахматам Сергей Яновский. |
Приостановлен суд над лишённым сана священником Вернигором | иеромонах Никон Левачев-Белавенец. Новости казачества | 17.01.2015 В Донском монастыре состоится торжественное поминовение героя I Мировой Войны 10 января 2015 года исполнилось 100 лет со дня смерти от раны, полученной на передовой позиции, командующего. |
Жизнь воинам спасала Любовь! Памяти сестер милосердия, погребенных на Братском кладбище в Москве. | Можно ли православным носить серьги, браслеты и прочие украшения, изображающие крест, и является ли это святотатством, Общественной службе новостей рассказал иеромонах Никон Белавенец, эконом Богородице-Смоленской Зосимовой пустыни Александровской епархии. |
ВОИТЕЛЬНИЦА (1 глава): sergey_v_fomin — LiveJournal | (Матыцин), клирик Сурожской епархии, благочинный приходов в Шотландии и Северной Ирландии протоиерей Георгий Завершинский, эконом Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец), а также клирики храма. |
Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Господин Семенов сам попирает евангельские принципы»
Семь лет назад Федерация шахмат России установила памятник Сергею Всеволодовичу рядом с монументом воинской славы, где выбито его имя. В этом году в сельском поселении Нагово Старорусского района Новгородской области, где находится этот монумент, состоялся митинг, посвященный памяти С. На памятное мероприятие из Москвы приехали внук героя иеромонах Никон, в миру - Сергей Белавенец-младший, и главный тренер сборной России по шахматам Сергей Яновский.
Новости епархии Апр 12, 2022 Статью прочитали: Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях: Последние опубликованные новости на сайте:.
После рукоположения. Владыка Питирим и иеромонах Никон. На богослужении владыки Питирима, тогда архиепископа, мне хотелось побывать давно, потому что, когда я пролистывал церковный календарь с портретами епископата, портрет его произвел на меня очень большое впечатление. Это была обычная черно-белая фотография, но у архиерея на ней был какой-то особый, очень пронзительный взгляд. Это очень трудно разложить на составляющие, но видно было, что человек этот незаурядный.
Рядом несколько десятков фотографий, но взор приковывает только одна. И, конечно, побывать на богослужении, которое совершает такой человек, очень хотелось. В те времена владыка, как викарий Московской епархии, часто служил вместо патриарха, когда тот находился вне Москвы. Мы приехали, и во время елеопомазания владыка неожиданно задал вопрос: «Ребята, вы москвичи? Представьте себе залитый светом собор, и я — советский школьник, комсомолец, стоящий на виду у всех.
Такое ощущение, что все на тебя смотрят. Я, конечно, ходил по храмам, но старался соблюдать определенную конспирацию, а тут… такая фигура — и такое ощущение, что перед тобой жизнь императорской России до 1917 года, настоящий царственный архиерей. Владыка и так был выше среднего роста, а тут еще на амвоне, в золотом облачении… Черные усы и совершенно седая борода — такой контраст. Величественные, неторопливые жесты, ничего лишнего. Он часто говорил, например, что на всенощной последний возглас архиерея по московской традиции — это «Милостию и щедротами…» Поэтому владыка всегда произносил этот возглас, потом завершал помазывать мирян, уходил в алтарь и разоблачался.
Никогда не давал возглас: «Слава Тебе, показавшему нам свет! Иподиаконы Святейшего Патриарха Алексия. Константин Нечаев и Александр Докукин впоследствии митрополит Гедеон. Как рассказывал сам владыка, он стал иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I чуть ли не на похоронах патриарха Сергия, когда тот возглавлял его погребение. И во всем он очень бережно старался служить так, как служил Святейший Патриарх Алексий I.
А, как я понимаю, патриарх Алексий I воспринял эту традицию от великих святителей дореволюционной России. Я знаю, что патриарх Алексий I очень почитал митрополита Филарета Дроздова. Вероятно, по каким-то воспоминаниям очевидцев, он очень ярко представлял себе эту фигуру. Так вот, владыка Питирим, уже через патриарха Алексия, воспринял эту московскую школу служения. Владыка учил нас очень бережно относиться к облачениям.
Когда нам нужно было зажечь погасшую лампадку, мы брали свечку, лежащую на семисвечнике, который был уже в масле, и тут же слышали: «Ты руки вымыл? Он очень не любил небрежности на жертвеннике. Когда большое богослужение, бывает много просфор, крошки летят налево, направо… Владыка к этому относился с болью и один раз рассказал мне такой случай. Владыка отошел от жертвенника, и тут услышал стук палочки. Это к жертвеннику подошел Святейший Патриарх Алексий.
Нагнулся, взял крошку с пола и отправил к себе в рот. Такими рассказами владыка пытался нас, иподиаконов, приучить к благоговейному отношению к богослужению. На Литургии, после запричастного стиха, когда причащается духовенство в алтаре, в храме читаются молитвы ко Святому Причащению. Когда на полуслове, как это иногда случается, прерывали молитвы перед Причастием, он просто выходил из себя. Нас владыка Питирим приучал читать эти молитвы четко, не торопясь, до конца, даже если открылись царские врата, не обрывать на полуслове.
Он любил повторять, что молитва — это беседа с Богом. Еще владыка учил относиться очень бережно к облачению, в котором совершалось богослужение, и после окончания службы. Он говорил священникам: «Вот смотрите, каждый священник, когда он возлагает на себя священные одежды, каждую перекрестит, поцелует. А когда разоблачается, такое впечатление, что как куча мусора лежит на столе, а ведь это богослужебное облачение». Терпеть не мог, когда видел такое небрежное отношение к богослужебным одеждам.
Мне это благоговейное чувство владыки к облачениям передалось, и я тоже стараюсь быть очень внимательным в этом вопросе. Владыка был не просто суровым хранителем церковной традиции — он с огромной любовью и уважением относился к своим предшественникам. И нас, иподиаконов, старался научить почувствовать сердцем эту преемственность. Возил нас на Введенское кладбище, которое является местом упокоения многих подвижников XX века, показывал могилы, рассказывал о тех, кто там похоронен. Мы шли и завороженно слушали рассказы владыки: «Вот это могила митрополита Трифона Туркестанова , а это могила отца Алексия Мечёва», — тогда еще его мощи не были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках, — «а вот могила первого постриженика Троице-Сергиевой Лавры после ее открытия», — и перед нами открывался целый незнакомый нам мир, с которым мы теперь были связаны.
Владыка Питирим и иподиакон Сергий Белавинец — Как же всё-таки получилось, что вы стали иподиаконом? Ведь желающих даже в те безбожные времена было много. Попасть в алтарь считалось великой честью, потому что храмов было мало — 44 на всю Москву. Боялся, что владыка признается в своем разочаровании. Ведь я тогда только начинал воцерковляться по-настоящему.
Мы просто стояли в очереди на елеопомазание. Ведь после иподиаконства вы стали иеромонахом… — Я действительно стал священником и монахом, а уж что из меня получилось… 10 лет до этого я был иподиаконом, так что в общей сложности служу Церкви больше 30 лет. Благодаря владыке я оказался в совершенно незнакомом для меня мире, в мире нормальных воцерковленных русских людей.
Колчака [15] , генерала П. Краснова и генерала А. Власова [16]. В июне 2007 года подписал обращение с критикой Обращения епископа Чукотского Диомида Дзюбана [17].
«Сережа, ты даже не представляешь себе, как все сложно!»
Как сообщили в беседе с НСН духовник общественного движения «За веру и Отечество» иеромонах Никон (Левачёв-Белавенец), озабоченность РПЦ в данном вопросе понятна и справедлива. Иеромонах Никон (Белавенец) для меня всегда был и остается человеком не только духовного звания, но и безграничной духовной и человеческой отваги. В этот день советник Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов и эконом Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец). Иеромонах Никон (Сергей Владимирович Белавенец), а также ее ученики: главный редактор сайта РШФ, международный мастер Владимир Леонидович Барский, Елена Гуткина и Евгений Решетников.