В споре двух грандов футбольной Лиги чемпионов английский "Манчестер Сити" превзошел по сумме двух матчей мюнхенскую "Баварию". ”Манчестер Юнайтед” снова разочаровал своих болельщиков. До трагедии «Манчестер Юнайтед» находился в верхней части турнирной таблицы Первого дивизиона, вышел в полуфинал Кубка европейских чемпионов и пробился в 5 раунд Кубка Англии. После трагедии Фоулкс стал капитаном «Манчестер Юнайтед», его предшественник на этом посту – Роджер Берн, погиб.
Последний полет «Манчестер Юнайтед»: 60 лет мюнхенской катастрофе
Из-за погодных условий многие подумали, что рейс уже будет отменён. Но, несмотря на погодные условия и предыдущие неудачные попытки, самолёт предпринял третью попытку взлететь. В итоге лайнер не смог набрать нужную высоту и скорость для взлёта, из-за чего пилоты потеряли управление. Самолёт доехал до конца взлётно-посадочной полосы и врезался в жилой дом. На борту лайнера находились 44 человека, в результате авиакатастрофы погибло 23. Последствия авиакатастрофы После крушения команда Мэтта Басби осталась практически без основного состава. Главный тренер получил множество травм и даже думал, что больше не будет тренировать. Пока сэр Мэтт Басби восстанавливался, обязанности главного тренера выполнял его помощник Джеймс «Джимми» Мёрфи. Он собрал команду из футболистов резервного состава и смог добраться с ней до финала Кубка Англии. Сэр Мэтт Басби и его помощник Джеймс Мерфи смогли сделать невероятное — возродить клуб после трагедии.
Им пришлось построить новую команду из игроков, которым, к счастью, удалось выжить в авиакатастрофе — Бобби Чарльтон, Гарри Грегг, Билл Фулкс. Также Басби купил нескольких известных футболистов, и продолжил выпускать на поле молодых игроков. В том числе в этот период начали играть легенды клуба — Джордж Бест и Денис Лоу. Памятник великой «троице Юнайтед» стоит около стадиона «Олд Траффорд».
Честно говоря, я думал в тот момент гораздо больше о наших матчах, чем о матче в Югославии. Мы проходили в полуфинал, и это занимало все мои мысли, но мне не нравилось быть не с Мэтом». Джимми только что вернулся на Олд Траффорд из Уэльса, когда новости об авиакатастрофе застигли его: «Эльма Джордж, секретарь Мэта Басби сказала мне о том, что самолет разбился. Я не смог отреагировать. Он снова сказала мне.
Я не мог понять и поверить. Затем она начала плакать. Она сказала, что многие погибли, но не знала как много. Она лишь знала, что кто-то из игроков погиб. Я не мог поверить. Ее слова шумели у меня в голове. Она ушла, а я пошел в свой офис. Я был в прострации и начал плакать». На следующий день Джимми Мерфи вылетел в Мюнхен и застыл от того, что увидел там: «Мэт был в кислородной маске и он сказал мне: «keep the flag flying».
Дункан узнал меня. Это было ужасно, ужасно! Жизнь продолжалась, несмотря на трагедию и Манчестер Юнайтед снова должен был играть: «У меня не было игроков, но была работа, которую я должен был делать». Первые подробности появились в Stop Press. Около 18-00 был выпущен специальный выпуск Manchester Evening Chronicle: «Около 28 человек, включая представителей Манчестер Юнайтед, игроков и журналистов погибли вскоре после взлета в результате авиакатастрофы под Мюнхеном. Около 16 остались живы. Некоторые из них — члены экипажа». Газета, в которой работал Альф Кларк, вышла с материалом о том, что самолет не смог подняться и вылет задержался. Но спустя уже три часа вышел специальный выпуск, в котором были все подробности произошедшей катастрофы.
Спустя 24 часа вся Европа уже среагировала на трагедию. В разных изданиях появлялась противоречивая информация о количестве погибших, пострадавших и выживших. На следующий день Манчестер оплакивал тела своих погибших героев, которые доставили ночью. Тела разместили в гимназии, чтобы родственники, друзья и другие люди могли проститься с ними. Тысячи болельщиков пришли, чтобы попрощаться и выразить свое уважение. По просьбе семей погибших, похороны были закрыты для посторонних, но болельщики Юнайтед стояли неподалеку и сопровождали всю церемонию в полной тишине. Все таксисты города работали бесплатно для тех, кто ехал на похороны. По телевидению постоянно показывали хронику катастрофы, на всех играх прошли минуты молчания и болельщики каждого клуба стояли, опустив головы. Конкурирующие клубы протянули руку помощи Юнайтед.
Ливерпуль и Ноттингем Форест были первыми, кто ответил на просьбу о помощи. Футбол переживал чудовищную трагедию. Чтобы дать Юнайтед шанс выжить в высшей Лиге, Футбольная Ассоциация отменила правило, которое запрещало игрокам, сыгравшим в Кубке Англии в текущем сезоне, выступать за другой клуб в этом же соревновании. Юнайтед нуждался в игроках, и, отмененное ФА правило, позволило Джимми Мерфи начать процесс постройки новой команды. Футбол возвращался на Олд Траффорд. Прошло 13 дней с момента катастрофы.
Выехав за пределы взлетки самолёт пробил забор и врезался в кирпичный коттедж, что спровоцировало пожар и почти мгновенный взрыв, унесший жизни 23-х человек, из которых восемь были игроками Манчестера. Среди выживших оказался Бобби Чарльтон, а также вратарь Гарри Грегг, который и помогал раненым выбираться наружу. Из-за катастрофы Юнайтед не смог полноценно вести борьбу за титул и Кубок европейских чемпионов, а мировой футбол потерял одну из самых талантливых и молодых команд в истории. Лишь спустя 10 лет манкунианцы стали обладателями самого престижного европейского кубка. А в составе блестали двое выживших в той страшной трагедии: Бобби Чарлтон и Билл Фоулкс. Кстати, Бобби перед полётом поменялся местами со своим одноклубником Томми Тейлором. Томми считал, что на месте будущего сэра сидеть безопаснее. Судьба решила иначе.
Один из трех лучших вратарей в истории английского футбола наряду с Гордоном Бэнксом и Питером Шилтоном. Выдержки из интервью Чарльтона британскому журналисту Стюарту Матисону 2008. В салоне не умолкали разговоры, постоянно звучали шутки, слышались взрывы смеха, а наши картежники уже крепко взялись за дело… Наши попытки взлететь в Мюнхене сильно отличались от того, к чему мы привыкли, потому что жутко валил снег, и вся взлетная полоса была в слякоти. Во время третьей попытки мы все ехали и ехали, и мне показалось, что это слишком долго. И тут я понял, что сейчас произойдет. Кажется, это поняли и остальные. Все в салоне замолчали. В иллюминатор я увидел забор, в который мы врезались через секунду. Он просто упал, и стало понятно, что будет дальше. Мы просто постарались пригнуться и я, если честно, ничего больше не помню, только страшный скрежет. И никаких криков… Почему это случилось? Может, мотор отказал? Разные мысли успели посетить меня тогда. Пилот очень хотел поскорее вылететь, и в итоге он так и не смог этого сделать. Почему обязательно нужно было лететь в буран? Оказалось, что у меня было сотрясение мозга. Видимо, я просто ударился головой, потому помню все, как во сне. Не понимал, что происходит. Смотрел по сторонам и видел такое, что словами не опишешь… Мне сделали укол, от которого сразу уснул и проснулся только на следующий день. Просто не мог понять, почему именно меня отбросило на 15 метров от самолета с единственной шишкой на голове? Как такое могло случиться? Как я мог видеть, что со мной абсолютно все в порядке, когда мои друзья мертвы? Почему все случилось именно так? Вспоминаю об этом каждый день. Ни разу не думал о том, что мне повезло — какая уж тут удача? Просто задаю себе один и тот же вопрос: почему я вообще не пострадал, а они погибли? Меня гложет чувство вины.
Юнайтед. Мюнхенская трагедия (2011)
51 год назад самолет, на котором МЮ возвращался домой с матча Кубка Чемпионов, потерпел крушение в Мюнхене. До трагедии «Манчестер Юнайтед» находился в верхней части турнирной таблицы Первого дивизиона, вышел в полуфинал Кубка европейских чемпионов и пробился в 5 раунд Кубка Англии. 54 секунды на заснеженной взлётной полосе в Мюнхене изменили «Манчестер Юнайтед» навсегда. На британском стадионе «Манчестер Арена» произошел взрыв, унесший жизни 22 человек и ранивший около 50. Драма, история, спорт. Режиссер: Джеймс Стронг. В ролях: Дэвид Теннант, Дюгрей Скотт, Джек О’Коннелл и др. В феврале 1958 года в авиакатастрофе в Мюнхене погибли члены легендарной футбольной команды «Манчестер Юнайтед», а также журналисты и персонал клуба. Через 10 лет после мюнхенской трагедии выживший в катастрофе Мэтт Басби привел новую команду «Манчестер Юнайтед» к победе в Кубке европейских чемпионов.
Последний полет «Манчестер Юнайтед»: 60 лет мюнхенской катастрофе
В раздевалке я обращался к подопечным так: «Как только подвернется удобная возможность — пасуйте на Беста». Басби и Бест. Фото: skysports. Это и Дейв Макай, и Брайан Робсон. Но никто из них до уровня игры Эдвардса никак не дотягивал. Наверное, Дункан был единственным футболистом, находясь рядом с которым я ощущал себя каким-то мелким, незначительным».
Просто я прекрасно знаю: мои форварды забьют противнику раза в два больше». Если же эта планка по каким-то причинам не покоряется — тогда мы ограничиваемся тем, что «МЮ» остается великолепным». Но я им ответил: «Мой рай — это «Манчестер». Мы не являлись чьей-либо копией. Только сильнейший может быть лучшим».
Он стал кумиром большинства уже в двадцатилетнем возрасте». Помните об этом. Если вы выигрываете — не позволяйте себе вознестись до небес, тщеславие неприемлемо ни в каком виде.
Самолет чуть-чуть оторвался от земли, однако так и не поднялся выше. Выехав за пределы взлётно-посадочной полосы, он пробил забор и задел левым крылом, оказавшийся прямо на пути кирпичный коттедж. Страшный удар о кирпичную стену дома оторвал от машины левое крыло вместе с двигателем. Раскаленный мотор самолета, влетев в дом, тут же спровоцировал пожар.
Двадцать один человек из сорока четырёх на борту погиб мгновенно. Ещё двое спустя почти три недели скончались в больнице. Среди погибших оказалось 8 «малышей Басби». Погиб один из капитанов самолета. Еще два пассажира погибли: туристический агент и болельщик. Из 21 человека, в той катастрофе посчастливилось выжить двум людям, впоследствии ставшим легендами «Манчестер Юнайтед» — это Мэтт Басби и Бобби Чарльтон. Басби продолжительное время находился в кислородной палатке, и изначально его шансы на выживание оценивались 50 на 50.
На полное восстановление главного тренера «Юнайтед» ушло порядка трёх месяцев. Чарльтону повезло чуть больше — получив ранения головы и серьезный травматический шок, через неделю он уже был выписан из больницы и вернулся к тренировкам с молодежной командой. Угодившие в больницу с тяжелыми травмами игроки команды Джон Берри и Джекки Бланчфлауэр выжили, но в футбол уже больше никогда не играли. Несколько чудом уцелевших футболистов так и не сумели оправиться от психологического шока. На протяжении 15 дней с момента мюнхенской катастрофы врачи боролись за жизнь самого талантливого игрока команды — Данкана Эдвардса. Но их усилия оказались тщетны — 21 февраля он скончался. Повреждения, полученные в результате авиакатастрофы, оказались несовместимы с жизнью.
Данкану Эдвардсу шёл только 22-й год, он считался будущей надеждой английского футбола. Эдвардс успел запомниться болельщикам не по годам зрелой игрой, своей жизнерадостностью и профессиональным отношением к делу.
Также Басби купил нескольких известных футболистов, и продолжил выпускать на поле молодых игроков. В том числе в этот период начали играть легенды клуба — Джордж Бест и Денис Лоу. Памятник великой «троице Юнайтед» стоит около стадиона «Олд Траффорд».
Легендарный Бобби Чарльтон закончил карьеру последним из «малышей Басби». Но даже сейчас легенда клуба продолжает посещать матчи «красных дьяволов». А 29 мая 1968 года, спустя 10 лет после мюнхенской авиакатастрофы, сэр Мэтт Басби и его команда всё-таки смогли завоевать кубок европейских чемпионов. На территории стадиона установлена мемориальная доска и мемориальные часы. Стрелка на них указывает время и дата крушения самолёта.
Каждый год 6 февраля поклонники «Манчестер Юнайтед» во всём мире вспоминают один из самых трагичных дней в истории клуба. Миллионы человек со всего мира размещают посты в память жертвам авиакатастрофы, а те, кто может, оставляют цветы около мемориальной доски. Клуб, конечно же, не забывает об одном из самых печальных событий в истории «Манчестер Юнайтед». На стадионе «Олд Траффорд» ежегодно проводятся мероприятие, посвященное февральской трагедии. В этом году клуб также собирается почтить память погибшим в авиакатастрофе.
В этот день каждый болельщик получил специальную книгу и программку, которые были посвящены трагедии.
В этот день 57 лет назад самолет, перевозивший английскую команду после ответного четвертьфинального матча Кубка Европейских чемпионов с «Црвеной Звездой», разбился в аэропорту Мюнхена, унеся жизни сорока четырех человек, в том числе, восьмерых игроков клуба. Редакция агентства «Р-Спорт» в проекте SportStories в деталях вспоминает события того рокового дня.
Футбольная команда «Манчестер Юнайтед» накануне в Белграде провела ответный четвертьфинальный матч Кубка европейских чемпионов ныне — Лига чемпионов против «Црвены Звезды», позволивший клубу второй раз подряд пробиться в полуфинал престижного клубного турнира. На следующий день игроки и персонал «Юнайтед», довольные итоговым результатом, оттого пребывающие в приподнятом настроении, возвращались домой вместе с несколькими журналистами и парочкой болельщиков «красных дьяволов». Самолет, выполняющий рейс номер 609 BEA по маршруту Белград-Манчестер, решил сделать остановку в Мюнхене, чтобы дозаправиться, поскольку бак воздушной машины Airspeed AS 57 «Амбассадор» авиакомпании British European Airways, на котором игроки и персонал «Манчестер Юнайтед» совершали свой перелёт, технически не позволял вместить достаточное количество топлива для беспосадочного рейса.
Буквально за несколько минут до прибытия чартера из Белграда в аэропорту Мюнхена пронесся снежный вихрь, за несколько секунд покрывший летное поле мокрым снегом. Совершив дозаправку, пилоты попытались взлететь, но им было отказано из-за колебаний в левом двигателе. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом.
Понимая, что в случае промедления и дальнейшего отказа разрешения на взлёт, экипажу и всем пассажирам придётся остаться в Мюнхене, пилоты приняли главное и, как оказалось, судьбоносное решение — они решили взлетать во что бы то ни стало. К тому моменту вовсю бушевал снегопад, в одно мгновение заметавший взлетно-посадочную полосу и сильно осложнявший видимость. В 14:59 «Амбассадор» замер в начале полосы, ожидая разрешения на совершение полёта.
Позже уцелевшие пассажиры утверждали, что разгонялся он заметно медленнее обычного. Несмотря на все усилия основного пилота Джеймса Тейна, работа левого двигателя вновь была нестабильной, — правда, обороты «плавали» в допустимых пределах. Разрешение на взлет было дано.
Какие мысли пронеслись в голове второго пилота Кена Реймента в эти мгновения, неизвестно, но в считанные секунды он бросил тормоза и изо всей силы потянул штурвал на себя в отчаянной попытке вырвать самолет из снежного плена. Нос «Амбассадора» задрался еще выше. Теоретически самолет мог лететь на такой скорости, если бы не лед, который намерз на крыльях за время трех попыток взлета.
Самолет чуть-чуть оторвался от земли, однако так и не поднялся выше. Выехав за пределы взлётно-посадочной полосы, он пробил забор и задел левым крылом, оказавшийся прямо на пути кирпичный коттедж. Страшный удар о кирпичную стену дома оторвал от машины левое крыло вместе с двигателем.
Трагедия Манчестера: 65 лет назад разбился самолет с игроками «МЮ»
Alternatively, you can call anonymously to Crimestoppers on 0800 555 111. Or by navigating to the user icon in the top right. Follow Manchester Evening News.
Мюнхенская трагедия 6 фев 2013, 00:10 В феврале 1958 года в авиакатастрофе в Мюнхене погибли члены легендарной футбольной команды «Манчестер Юнайтед», а также журналисты и персонал клуба.
Средний возраст игроков составлял 22 года.
Самолёты с традиционными хвостовыми шасси не были столь подвержены влиянию снежной каши вследствие особенностей расположения шасси к центру тяжести самолёта, тогда как новые самолёты, типа «Амбассадора», с трёхколёсными носовыми шасси и основными колёсами, расположенными позади центра тяжести самолёта, были более уязвимыми. После этой авиакатастрофы стали устанавливаться эксплуатационные ограничения по максимально допустимому количеству снежной слякоти на взлётно-посадочных полосах. Несмотря на такое заключение, руководство мюнхенского аэропорта ответственное за состояние взлётно-посадочных полос, хотя и не осведомлённое об опасности, которую представляла снежная каша для самолётов типа «Амбассадор» подало иск на командира Тейна как на единственного выжившего пилота. Они обвинили Тейна в том, что он приступил к взлёту, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолёта, и вина в катастрофе целиком лежит на нём, хотя это расходилось с показаниями свидетелей. Основанием для обвинения со стороны представителей аэропорта стала фотография самолёта её опубликовали некоторые газеты , которую сделали перед самым вылетом; на ней заметны скопления снега на верхней поверхности крыльев самолёта. Но после исследования оригинального негатива фотографии на крыльях не было видно никакого снега или льда; эффект «снега» возник из-за того, что опубликованные фотографии были напечатаны с копии негатива. Свидетели в Германию не вызывались, и судебное разбирательство против Тейна тянулось до 1968 года, когда с него были окончательно сняты все обвинения.
В качестве официальной причины катастрофы британские власти назвали скопления тающего снега на взлётно-посадочной полосе, из-за которых Elizabethan не смог набрать необходимую для взлёта скорость. Джеймс Тейн, уволенный из British European Airways вскоре после катастрофы, ушёл в отставку и вернулся на свою птицеводческую ферму в Беркшире. Он скончался от инфаркта в августе 1975 года в возрасте 54 лет. Последствия катастрофы[ править править код ] Непосредственно в авиакатастрофе погибло 20 человек, включая 7 игроков «Манчестер Юнайтед». В самой больнице 21 февраля от полученных ранений умер Дункан Эдвардс [19]. Последним 23-м погибшим стал второй пилот Кеннет Реймент , умерший 15 марта. Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр из-за полученных травм никогда больше не играли в футбол [53]. Мэтт Басби был тяжело ранен и оставался в больнице на протяжении двух месяцев, в течение которых дважды проходил обряд церковного помазания [54].
После того как Басби был выписан из больницы, он отправился на реабилитацию в швейцарский Интерлакен. В то время он считал, что полностью завершил с футболом, но однажды его жена Джин сказала ему: «Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся» [55]. Эта фраза вывела Басби из депрессии, и он вернулся в Манчестер, посетив финальный матч Кубка Англии 1958 года [55]. Мерфи не поехал в Белград, так как находился в Кардиффе , где он в то время работал с национальной сборной Уэльса. Мерфи собрал команду из игроков резервного и молодёжного состава клуба, и в первом матче после авиакатастрофы они обыграли « Шеффилд Уэнсдей » со счётом 3:0. Из-за потери стольких футболистов «Юнайтед» вынужден был приобрести им на замену опытных игроков. В тренерском штабе клуба также произошли изменения, так как в авиакатастрофе погибли секретарь клуба Уолтер Крикмер и тренеры Том Карри и Берт Уолли [58]. Вратарь «Юнайтед» Лес Олив , бывший игроком на момент катастрофы, завершил карьеру и сменил Крикмера на посту клубного секретаря [58].
Мимо меня мелькали здания аэропорта. Самолет набирал скорость — 140 км в час… 160… 180… 190. Но вместо этого самолет резко накренился и стал падать, словно подбитая чайка. Мы врезались в какое-то здание, оставив от него одни руины… Молодого человека, сидевшего прямо передо мной, выбросило метров на 60 от самолета вместе с креслом. Лицо его было все в крови, но, у него не оказалось ни одной царапины.
Молодого человека звали Бобби Чарльтон. Ему было 20 лет, и его совсем недавно приняли в состав команды «Манчестер Юнайтед». Какое-то время он сидел в глубоком шоке, ничего не понимая. Все они лежали на земле — мертвые. Бобби не верил своим глазам.
Ведь всего несколько секунд назад они сидели вместе, шутили, смеялись.
Man, 22, in hospital following stabbing near McDonald's
"Манчестер Сити" с Холландом устроил погром для грозной "Баварии" в Лиге Чемпионов | "Манчестер Юнайтед" возвращался из Белграда, где команда выиграла у "Рэд Стар" ("Црвена Звезда") в Кубке Европейских Чемпионов. |
мюнхенская авиакатастрофа 1958г | "Юнайтед", фильм Джеймса Стронга, рассказывает о трагедии, которую Англия не может забыть уже более полувека. |
Откройте свой Мир!
Я побежал обратно и увидел Гарри Грегга с младенцем на руках. Я никак не мог понять, откуда мог взяться этот ребенок. Потом я увидел Мэтта Басби и других ребят. Прибыла машина скорой помощи. Мы поместили сэра Мэтта на носилки. Бобби сидел в своем кресле. Потом он поднялся и просто стоял, ошеломленный произошедшим. Деннис Виолет и Джэки Бланчфлауэр тоже там были. Мы отправились в больницу. Я помню, как спросил доктора: "А где другие ребята? Их направили в другую больницу?
Доктор ответил: "Нет, здесь только одна больница". И тогда я понял, что остальные погибли. Это было ужасно. Почему они решили взлетать? Я не знаю… Почему они пришли к этому решению… Почему не сказали: "Ну все, мы взлетаем завтра, когда погода улучшится".
Многие футболисты «красных дьяволов» посчитали, что полет будет отложен до утра. Однако пилоты Airspeed AS. Итак, в 14.
Выехав за пределы аэропорта,Ambassador пытался взлететь, однако летчикам этого сделать не удалось. Самолет снес жилой дом, находящийся неподалеку, левым крылом. Далее левая часть кабины самолета врезалась в дерево.
Эта попытка и оказалась роковой!
В 14:59 "Амбассадор" начал разгоняться по взлётной полосе, делая это значительно медленнее обычного, а в 15:03 наткнулся на препятствие в виде сугроба, вследствие чего начал резко терять скорость. Останавливать машину было поздно и второй пилот изо всех сил потянул штурвал на себя в попытке поднять "птицу" в воздух. Нос Амбассадора задрался, а лёд и снег, налипший на крыльях ещё больше затруднили разгон. Выехав за пределы взлетки самолёт пробил забор и врезался в кирпичный коттедж, что спровоцировало пожар и почти мгновенный взрыв, унесший жизни 23-х человек, из которых восемь были игроками Манчестера.
Среди выживших оказался Бобби Чарльтон, а также вратарь Гарри Грегг, который и помогал раненым выбираться наружу. Из-за катастрофы Юнайтед не смог полноценно вести борьбу за титул и Кубок европейских чемпионов, а мировой футбол потерял одну из самых талантливых и молодых команд в истории. Лишь спустя 10 лет манкунианцы стали обладателями самого престижного европейского кубка.
Символично, что матч «Манчестер Юнайтед»-«Эвертон» приходится на саму годовщину, начало поединка в 23.
Перед игрой будет традиционная минута молчания и капитаны команд возложат венки в память о погибших. Обе команды также выйдут на поле в черных нарукавных повязках. Манчестерский мемориальный фонд Мюнхена, который традиционно проводит церемонию в Мюнхене, также с сожалением отменил мероприятие. Вместо этого они организуют возложение венков от имени всех болельщиков «манкунианцев».
Помни! 60 лет со дня Мюнхенской трагедии
Мюнхенская трагедия 1958 года. 54 секунды на заснеженной взлётной полосе в Мюнхене изменили «Манчестер Юнайтед» навсегда. "Юнайтед", фильм Джеймса Стронга, рассказывает о трагедии, которую Англия не может забыть уже более полувека.
Мюнхенская катастрофа «Манчестер Юнайтед»
Останавливать машину было поздно и второй пилот изо всех сил потянул штурвал на себя в попытке поднять "птицу" в воздух. Нос Амбассадора задрался, а лёд и снег, налипший на крыльях ещё больше затруднили разгон. Выехав за пределы взлетки самолёт пробил забор и врезался в кирпичный коттедж, что спровоцировало пожар и почти мгновенный взрыв, унесший жизни 23-х человек, из которых восемь были игроками Манчестера. Среди выживших оказался Бобби Чарльтон, а также вратарь Гарри Грегг, который и помогал раненым выбираться наружу.
Из-за катастрофы Юнайтед не смог полноценно вести борьбу за титул и Кубок европейских чемпионов, а мировой футбол потерял одну из самых талантливых и молодых команд в истории. Лишь спустя 10 лет манкунианцы стали обладателями самого престижного европейского кубка. А в составе блестали двое выживших в той страшной трагедии: Бобби Чарлтон и Билл Фоулкс.
Кстати, Бобби перед полётом поменялся местами со своим одноклубником Томми Тейлором.
Сразу после Второй мировой войны клуб возглавил Мэтт Басби и вопреки всем традиционным представлениям начал строить новую команду из юных талантов, которых отбирали по всей стране. Если чемпионство в сезоне 1951-52 было добыто относительно опытными игроками, то следующий успех четыре года спустя манкунианцам принесла молодежь. Средний возраст той команды составлял всего 23 года и только за трех футболистов Басби заплатил хоть какую-то трансферную сумму. Остальные были воспитанниками самого Басби и его давнего друга и помощника Джимми Мэрфи.
Дункан Эдвардс, разносторонний хавбек, дебютировавший в сборной Англии в 18 лет этот рекорд держался потом четыре десятилетия , которого многие считали и продолжают считать лучшим британским игроком за всю историю. А затем и совсем молодой Бобби Чарльтон. Став в 1956-м чемпионами, манкунианцы первой из английских команд приняли приглашение поучаствовать в европейском Кубке чемпионов — несмотря на недовольство федерации, которая считала, что из-за разъездов среди недели команда не будет успевать на субботние матчи. В год дебюта «МЮ» сразу добрался до полуфинала, где уступил мадридскому «Реалу». В том сезоне «Юнайтед» снова выиграл Лигу и снова получил возможность проявить себя в Европе.
Казалось, что это поколение игроков «Юнайтед» на долгие годы захватит лидерство в английском футболе и, быть может, завоюет первый в истории Британии Кубок чемпионов. Больше «Busby Babes» в полном составе Англии увидеть было не суждено. Среди недели манкунианцы в Белграде сыграли ответный четвертьфинал с «Црвеной Звездой» ничья 3-3, по сумме двух встреч дальше пошли англичане и спешили вернуться домой на субботний матч с «Вулверхэмптоном». Семеро игроков «МЮ» погибли сразу, Дункан Эдвардс скончался в госпитале. Геофф Бент 25 лет — резервный крайний защитник, который полетел в Белград только потому, что у Роджера Берна была травма.
Вечер, когда мое самое главное желание было исполнено. Я смотрю на свою команду — и испытываю чувство глубокой гордости. В частности, я очень горд за Билли Фоулкса и Бобби Чарльтона — за последние одиннадцать лет эти парни преодолели вместе со мной огромный путь». Мы забываем, что повседневная жизнь не всегда была столь благополучной и размеренной. Именно поэтому я иногда переношусь в тот же 1945 год, когда у нас не было ни раздевалок, ни трибун, а все вокруг лежало в руинах». Не читать газеты». Но я предпочитаю вспоминать исключительно о том, каким гениальным исполнителем был этот пацан». Порой могло показаться, что их у Джорджа штук шесть». В раздевалке я обращался к подопечным так: «Как только подвернется удобная возможность — пасуйте на Беста».
Басби и Бест. Фото: skysports. Это и Дейв Макай, и Брайан Робсон. Но никто из них до уровня игры Эдвардса никак не дотягивал. Наверное, Дункан был единственным футболистом, находясь рядом с которым я ощущал себя каким-то мелким, незначительным».
Рейс 609 возвращался из Белграда, где "красные дьяволы" играли матч Кубка европейских чемпионов против Црвены Звезды. Прямых рейсов из столицы Сербии в Манчестер в те годы не было нужна была дозаправка , поэтому самолёт приземлился в Мюнхене. Буквально за несколько часов до посадки чартера в Мюнхене прошёл сильный снегопад, за несколько минут покрывший взлётную полосу мокрым снегом. После дозаправки пилоты два раза пытались взлететь, но не смогли из-за колебаний в двигателе. Понимая, что игроки не могут ждать, и лететь нужно сегодня, пилоты приняли решение взлетать ещё раз. Эта попытка и оказалась роковой! В 14:59 "Амбассадор" начал разгоняться по взлётной полосе, делая это значительно медленнее обычного, а в 15:03 наткнулся на препятствие в виде сугроба, вследствие чего начал резко терять скорость. Останавливать машину было поздно и второй пилот изо всех сил потянул штурвал на себя в попытке поднять "птицу" в воздух.
Трагедия Манчестера: 65 лет назад разбился самолет с игроками «МЮ»
Сегодня исполнилось 58 лет с момента мюнхенской трагедии, в которой погибли восемь игроков и три представителя тренерского штаба «Манчестер Юнайтед». Джимми только что вернулся на Олд Траффорд из Уэльса, когда новости об авиакатастрофе застигли его: «Эльма Джордж, секретарь Мэта Басби сказала мне о том, что самолет разбился. На центральную площадь Манчестера вышли сотни люди, ожидая новостей о судьбе команды. Фрэнк Тейлор, спортивный журналист, оказавшийся на борту самолета, оказался одним из немногих, кому посчастливилось остаться живыми после Мюнхенской трагедии. The story of one of the most poignant and devastating events in Manchester United's history: the Munich Air Disaster.
Мюнхенская трагедия 1958 года
- Вечная боль Манчестера. Звезда и гибель «мальчиков Басби» | Аргументы и Факты
- Помни! 60 лет со дня Мюнхенской трагедии 06.02.2018 читать блог на
- Откройте свой Мир!
- Создатели и актеры
- «Манчестер Юнайтед» почтил память погибших в мюнхенской авиакатастрофе. Спорт-Экспресс