Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. Когда в непрофильных вузах появятся новые учебники истории, а в школах начнут полномасштабно изучать прошлое родного края, рассказали в Доме Российского исторического общества (РИО) на встрече с курсантами Летнего института РГГУ. Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки.
Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос. Ответ на момент публикации получен не был. Изменить подходы к преподаванию истории в школах хотят не только в профсообществе, но и в Госдуме. Так, 24 марта на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению под руководством экс-главы Минкульта РФ Владимира Мединского председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в России необходимо ввести обязательный ЕГЭ по истории и увеличить количество часов преподавания этого предмета. Кроме того, участники этого заседания высказались по поводу важности трансформации исторического просвещения в школах и вузах. Стремление властей объяснить современную историю заметно по прошедшим во всех регионах страны 3 марта урокам об освободительной миссии РФ на Украине. Детям рассказывали об истории отношений России и Украины, а также попытках «переписать историю» в государствах Европы. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Для «страны» это «патриотизм», видение будущего своих детей именно в России, гордость и идентификация себя с ней. Для «государства» это «доверие к общественным институтам», признание эффективности и компетентности государства, уважительного его отношения к человеку.
Для «общества» это «согласие», терпимость к другому мнению, осуждение дискриминации, но только по национальному, религиозному и возрастному признаку. Для «семьи» это «традиции», союз поколений и пространство безопасности и любви. Для «человека» это «созидание», осознание ценности успеха и понимание его зависимости от личных усилий. У нее другие культурные основания: «активное действие для другого». Если у него есть активная гражданская позиция, то государство ее поддерживает. Но, в отличие от западного мира, самореализация в этом образе будущего должна заключаться во вкладе в развитие своей страны без обязательного денежного вознаграждения за это. Также авторы отмечают, что капитализации должно подвергнуться само российское гражданство: каждый гражданин должен иметь дом, землю и процент от продажи природных ресурсов страны.
Дополняет картину мнение, что владение российским паспортом в таком случае станет престижным, а защита государства — честью. Чтобы эта модель работала, от государства требуется помогать людям, быть неравнодушным к их проблемам, а обществу быть толерантнее внутри себя. Разработчики пытались выделить социокультурные ценности, определяющие то или иное время в истории общества и государства России. Формируемые на базе этих поисков «Основы» станут обязательными для всех студентов высшей школы без исключения. Привить такое государственное мировоззрение намерены студентам высшей школы. Через новую дисциплину им планируют вместе с профессиональными компетенциями «расставить мировоззренческие акценты». Осваивая «Основы», будущие специалисты должны не только быть более успешными, но и оправдать вклад налогоплательщиков в образование, «формировать хорошую жизнь для страны».
А еще второй проект, который называется «Стартап как диплом». Студентов немножко подучили в экономике. Бывший металлургический факультет сейчас больше всего организует такие бизнесы. Это должно было работать, но студенты от этого в итоге отказываются. Пытаются еще на плечи инноватиков эту задачу повесить, а те уже знают, что на таком много не заработаешь», - привел параллель один из преподавателей уральских вузов на условиях анонимности. Введение новшества для высшей школы проходит в ускоренные сроки. Так, авторы инициативы намерены уже к февралю-марту 2023 года создать учебно-методический комплекс УМК курса - то, что можно назвать его первоначальной версией.
Со всеми правками от профсообщества коллегия Минпросвещения приняла ее только осенью 2020 года. Такая же работа уже завершается по курсу «Всеобщая история», и в начале 2022 года концепция была представлена на обсуждение профессиональному сообществу, чтобы по окончании всех процедур, включая согласование в Минпросе, издать новые учебники. Однако, как следует из разрозненных источников, в концепцию будут внесены новые изменения из-за спецоперации на Украине.
Углубление корректировок курса школьной истории подтверждается косвенно. Сейчас она находится в Ассоциации учителей истории и обществознания. Потом ее должны посмотреть в Российском исторической обществе.
Ранее предполагалось отправить ее в Минпросвещения РФ в апреле 2022 года, но, возможно, это будет позднее с учетом большого интереса общественности. Лучше обсудить ее более тщательно и внимательно, а не спешить», — объяснил URA. RU Чубарьян.
В будущих учебниках предполагается расширить часть про Азию, Африку и Латинскую Америку — чтобы сбалансировать материал о роли Европы в развитии мировой культуры. Как рассказал URA. RU эксперт Высшей школы экономики, пожелавший остаться анонимным, определенные рекомендации «по изменению курса» ожидаются после завершения выпускных экзаменов в 2022 году.
При этом, заметил собеседник агентства из ВШЭ, только недавно выходило издание «Всемирной истории», которое Российская академия наук готовила несколько лет: «Над ним работали лучшие ученые России, они изучали иностранные источники. У нас также есть историко-культурный стандарт. Есть взаимосвязь между вопросами, которые касаются и мирового развития, и российской истории».
Часто общаясь с представителями старшего поколения, замечаю, что они с огорчением констатируют об утрате нашей молодежью причастности к государству, практически не идентифицируя себя как гражданина РФ, что наши молодые люди в своём поведении, воспитании более схожи со среднестатистическим молодым европейцем или американцем. По их мнению, у них отсутствует чувство патриотизма, а материальные потребности преобладают над духовными. Одной из главных причин проблемы они называют школу, а именно предмет «История», не только как источника базовых исторических знаний, но и как основного элемента в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Кому-то это покажется огульной критикой со стороны старших поколений, но вынужден с ними согласиться. В подтверждении своих слов многие приводят исторические факты из отечественной истории, которые они знают «назубок» и главное помнят, что, например, СССР вынес все тяготы Второй мировой войны, что наша страна, наряду с Китаем, понесла самые большие человеческие потери, что именно советские люди - воины и гражданское население в тылу являются истинными победителями в этой страшной войне. Основной причиной упадка они видят в человеческом факторе — учителе истории, который ранее был наделён большими полномочиями и был эдаким политруком школьного образования, освещавший основные события в мире не только учащимся, но и своим коллегам.
Тогдашний историк был авторитетен, но не авторитарен, его слушались, а он, в свою очередь, обладая обширными знаниями, умел увлечь, заинтересовать учеников. Более того, его знания базировались и на собственном жизненном опыте. Многие из преподавателей истории того времени — вчерашние фронтовики.
Да, согласен, с этим мнением, но замечу, что в нынешней школе также трудятся талантливые учителя-историки, которые несут свет знаний нашим детям. Но проблема в том, что большинство из них, имея профильное историческое образование, прекрасный опыт, коммуникативные способности, задатки лидера и способного организатора, уходят из школы в другие профессии, уезжают в другой регион, как правило, за длинным рублём и осуждать их за это не поворачивается язык. Почему так происходит?
Вопрос в какой-то степени риторический, но попробую на него ответить возьму на себя такую смелость. Современная школа больше заточена на внешний результат, мнимые достижения грамоты ради, что отвлекает учителя от его основной обязательной функции учить детей, дарить им знания.
В ЮФУ рассказали об инновационных подходах к преподаванию истории
В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг. «Критика показала, насколько велик разброс мнений и точек зрения, — отметил Председатель Госдумы, — именно поэтому так важно придерживаться профессионального и научного подхода в изучении и преподавании истории в школе». Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов. По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий».
Новости дополнительного образования
В России с 2024-2025 учебного года будут использовать новый учебник истории В России с 2024 года будут массово использовать учебник истории с материалом про СВО Москва , 31 января, 2023, 13:40 — ИА Регнум. В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на Украине, сообщает 31 января пресс-служба Минпросвещения. Иван Шилов ИА REGNUM Настоящая история В ведомстве добавили, что данный учебник пройдет обязательную апробацию уже в этом учебном году, затем посмотрят на результаты, при необходимости проведут доработку.
И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности.
Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог. С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло.
Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда». Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета?
В той или иной форме, наверное, полезно. Но это может превратиться в очередное мероприятие. Деньги спишут - и все… Если деньги дадут вузам, курсом будут заниматься, не дадут — не станут», - поделился преподаватель. Всегда, когда в учебную программу вводят новые часы, это отражается на времени для других учебных предметов.
Есть санитарные нормы, ограничивающие предельную нагрузку 36 часами. Перегрузить обязательные часы не позволяют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН. Будут ли «Основы» в вузах вводиться ценой сокращения профильных предметов или дисциплин общего профиля, пока не ясно, но авторы уже предусматривают, что отдельные блоки нового предмета могут быть внедрены в другие гуманитарные дисциплины. Например, в социологию или политологию.
В колледжах же преподавание осуществляется «в рамках внеурочной деятельности». Если верить разъяснениям Минпросвещения, курс «Россия — моя история» рекомендуется проводить в форме или факультатива, или отдельных лекций для поступивших на базе 9 классов, и вписывать в дисциплину «История» для обучающихся, поступивших на базе 11 классов. Поскольку электив или факультатив — это дисциплина по выбору, то новый предмет является необязательной частью учебного процесса. Практика показала, что это совсем не обязательно так.
Кроме того, в середине сентября СМИ со ссылкой на пост Мипросвещения РФ в Telegram отмечали, что те же школьные «Разговоры о важном» обязательны для освоения, несмотря на то, что официально входят во внеурочную деятельность.
Тогда у двух держав было накоплено столько оружия, что можно было уничтожить Землю 40 раз, и попытка движения к мирному сосуществованию проваливалась. Именно Василий Архипов благодаря своему мужеству предотвратил ядерную катастрофу лично. Он взял ответственность на себя и не стал запускать ядерную торпеду, не подчинившись приказу командира, который следовал инструкции. Василий настоял на связи с американскими военными, в результате чего корабли мирно разошлись, а кризис вскоре разрешился. Дмитрий Владимирович рекомендует использовать на уроках истории письма, фотографии — это помогает сделать историю «личной».
Он также обращает внимание на необходимость учить ребят работать с разными источниками: диаграммами, таблицами, текстами, фото- и кинодокументами. Хорошо использовать «доску расследований», прослеживая причинно-следственные связи между событиями. Другим его советом стало напоминание, что история — это тайна. И этим следует пользоваться на уроках, предлагая ребятам, например, ребусы и дешифровку. Рассказывая детям об искусстве, необходимо иметь в виду, что оно должно восхищать. Важно показывать, каким удивительным оно бывает.
Оно может удивлять как формой, так и сюжетом. В математике последовательность и спираль Фибоначчи, например, удивительна тем, что она применима и в архитектуре, и в искусстве передает также смысловую наполненность произведений , прослеживается в биологии в строении тела человека, в частности , в астрономии, физике, географии. Главным принципом воспитания Дмитрий Лутовинов назвал воспитание знанием, важно участвовать в жизни ребят, быть с ними, показывать личный пример и не бояться проявлять эмоции. В заключение встречи Дмитрий Владимирович отвечал на вопросы присутствующих. Беседа касалась обучения и воспитания школьников, отличий современной школы от классической, педагогов, которые являются примером для остальных. Ирина Георгиевна Димова, наставник проекта, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» спросила, согласен ли Дмитрий Владимирович с тем, что история — не только обучающая дисциплина, но и в некотором смысле идеологическая, а также с тем, что история должна стать обязательной для ЕГЭ.
Давайте больше современной литературы давать в школе! Вы к этому прикоснулись, вы на этом стоите. Дальше вы уже двигаетесь вперед, можете анализировать. Так почему вы отказываете молодому поколению в том же? Потому что для них это сложно? У них клиповое мышление? Наши замечательные психологи говорят: дети могут и должны научиться в школе работать с большими серьезными текстами.
Задача взрослых — им в этом помочь. Общество Второе: я считаю, что мы должны знать иностранные языки. Сейчас язык науки — английский, как ни крути. В свое время меня очень сильно ругали, когда я начала говорить об обязательном ЕГЭ по английскому. Но когда учились мы, то сдавали обязательно экзамен по иностранному языку при выпуске из школы. Знали все правила, но говорили плохо. Потом, уже в 90-е, был сделан упор на коммуникацию — и опять случился перекос.
Академик РАО Николай Константинович Гарбовский, один из крупнейших лингвистов у нас, говорит: «Если бы все это объединили — и то и другое, — то, наверное, был бы результат». Я все время задавала вопрос своим коллегам, и будучи министром, и сейчас: почему мы столько лет учим этот язык в школе, со второго класса, и в вузе — и все равно на выходе его не знаем? Ответа я не получила. Как историк привожу пример: у нас до 1953 г. Я читала военные документы, где ребята, бывшие десятиклассники, переводили немецкие директивы! Вы ранее говорили, что Болонская система съедала национальную систему образования. В чем концептуальное отличие новой системы?
Переходим к процессу восстановления национальной системы образования, возвращаемся к единому образовательному пространству. При этом движемся вперед. Уважая то, что было, мы должны все-таки смотреть в будущее. Я не ретроград, но я консерватор и выступаю за эволюционный путь. Простое увеличение сроков по всем направлениям подготовки до пяти лет не повысит качество автоматически. Вызов в том, что образование сегодня должно удерживать баланс между фундаментальностью и ориентированностью на практику, на меняющиеся условия рынка труда. При этом на многих направлениях подготовки, я на этом стояла и стою, увеличение сроков обучения до пяти лет просто необходимо.
Например, в массе своей учителю не хватает четырехлетнего обучения, ему не хватает практики. Наши эксперты-юристы тоже говорят о том, что качественно подготовить специалиста в области юриспруденции за четыре года невозможно. Напомню, что в середине прошлого века выпускники школ сдавали 11 экзаменов. Мы сдавали семь, и у нас еще был конкурс аттестатов, а также было четыре вступительных экзамена. Московский и Ленинградский университеты тогда принимали экзамены с 1 июля. Можно было податься туда, а потом успеть попробовать свои шансы в другом, но только одном вузе. Сейчас намного легче поступить в вуз, чем в то время, когда ЕГЭ не было.
У остальных были другие траектории: техникум, «вечерка», «заочка».
«Детям надо сказки рассказывать»
- Принята новая концепция преподавания истории России в школах
- Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
- Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
- БМ24 рассказывает. На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов
Похожие документы
- Российским школьникам дважды переписывают учебники истории
- Минпросвещения России введет уроки истории в школах с первого класса
- Путин поручил организовать комплексное обновление системы преподавания истории в школах
- Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Российским школьникам дважды переписывают учебники истории
Участие в мероприятии принял Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что концепция была разработана в целях перехода к единому содержанию курса истории России во всех вузах страны. Также он напомнил, что ровно 80 лет назад Россия одержала сокрушительную победу в битве под Сталинградом. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю.
Руководствуясь этим подходом, Российское историческое общество и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в прошлом году объединили свои усилия в целях системного повышения качества преподавания истории в высшей школе», — заявил Сергей Нарышкин. Председатель РИО добавил, что принимаемый документ, в первую очередь, «устанавливает требования к уровню знаний, которыми должен обладать студент, а не к методам достижения образовательного результата». При этом у вузов должна сохраняться необходимая свобода действий, возможность пользоваться собственными и методическими наработками и образовательными технологиями.
В свою очередь Валерий Фальков указал на то, что принципиальные изменения в жизни современного российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны.
Posted 23 октября 2023,, 20:42 Published 23 октября 2023,, 20:42 Modified 23 октября 2023,, 20:44 Updated 23 октября 2023,, 20:44 В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории 23 октября 2023, 20:42 В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории Как стало известно, из абзаца о депортациях в годы войны исключат упоминание конкретных народов. Учебник по истории, авторами которого стали Владимир Мединский и Анатолий Торкунов, будет изменен.
Согласно письму Минпросвещения в Конгресс карачаевского народа, из абзаца о депортациях в годы войны исключат упоминание конкретных народов. Бывший мэр Магаса Беслан Цечоев также подтвердил изданию, что внесение изменений в учебник уже согласовано. Узнать подробнее Резонанс вокруг новых учебников по истории России за 10 класс возник после того, как общественные деятели Северного Кавказа выступили с критикой абзаца учебника о депортациях.
В действующей редакции учебника соответствующий абзац сообщает о «фактах сотрудничества с оккупантами» с упоминанием конкретных народов — карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар — в 1943—1944 гг. В учебнике говорилось также: «В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество безвинных людей.
За счет чего он бы там вводился? В то же время есть и другая опасность. Она же касается и введения обязательного экзамена по истории в списке ЕГЭ. История как предмет и как наука — она ведь сложна. Это если ее преподавать хорошо, а не начетнически.
Был в свое, советское время популярен такой термин — погуглите. Она противоречива, она полна героев, наследие которых трудно вписать в черно-белую картину мира с однозначным знаком плюс или минус. В то же время всякое усиление идеологической составляющей неизбежно приведет не только к примитивизации предмета, но и выхолостит его, сделает неинтересным и в конечном итоге отвратит школьников от глубокого изучения истории родной страны. Не говоря уже о мировом контексте, который так и хочется некоторым переписать от Адама и до Потсдама в угоду текущей политической конъюнктуре. Так уже было в советской школе, когда подобная примитивная идеологизация привела к воспитанию поколений циников, которые вмиг сменили одну идеологическую обертку на другую, даже не поморщившись. Так было и в царской России, где все вроде бы учили Закон Божий в церковно-приходских школах, а потом, когда грянула революция, пошли громить церкви, сбивать колокола и устраивать там конюшни и склады, а также резать попов. Нет ничего плохого, разумеется, в том, чтобы начинать историческое просвещение с начальной школы.
Это правильно. Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси.
В основе концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории — изложение событий, которое должно способствовать консолидации», — заявил он. На изучение отечественного 20 века с его катаклизмами и коренными переломами в судьбе общества в целом и каждого человека в отдельности будет отведено два года — 10-й и 11-й классы. Концепция включает указание обязательных тем, которые должны изучаться в каждой школе. Однако «трактовка этих тем будет зависеть от учителя,— подчеркнул Чубарьян, — Ведь в сегодняшнем мире школьный учебник — далеко не единственный, а, возможно, и не основной источник знаний для школьников. Это, скорее, навигатор, позволяющий лучше ориентироваться». Это как навигатор: он не дает приговора или вердикта.
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов
УЧЕБНИК ИСТОРИИ: ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. Новости и аналитика Новости С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов. Министерство просвещения России утвердило увеличение числа уроков истории в 5-8-х классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории.
В школах вводится новый курс «Россия — моя история» для старших классов
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории | Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282. |
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории // Новости НТВ | 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». |
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах | «Преподавание истории в школе» — современный журнал с богатыми традициями. |
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», – отметил он. С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Владимир Земцов.
Об издании
- Какие новшества ждут студентов и школьников на уроках и лекциях по истории России
- Наука РФ - официальный сайт
- В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
- Юные россияне проверили знание истории | Победа РФ | Новость от 26.04.2024
- Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе
- Юные россияне проверили знание истории