Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.
Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность.
Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя.
Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени. Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей.
Желание сделать с собой то, что хочется сделать с другими людьми, либо получить от них. Патологическая ретрофлексия часто сопровождается психосоматическим заболеванием и аутоагрессией. В запущенных случаях может привести к самоубийству человека.
Гештальт должен быть закрыт во всех случаях во избежание неприятностей. Если сделать это невозможно, то стоит обратиться к специалисту - гештальт-терапевту. Стереоэффект Говоря простым языком, что такое гештальт-терапия, можно сказать, что под ней подразумевают в первую очередь терапию контакта, что делает ее уникальной.
В психотерапии она является единственной практикой, в которой специалист выступает самим собой, а не занимает нейтральную позицию как в классическом психоанализе. Терапевт имеет право на собственные желания и чувства, которые он предъявляет клиенту во время сеанса в случае необходимости. Кто такой гештальт-терапевт?
Это специалист, к которому люди приходят за помощью, когда хотят что-либо изменить в себе или собственной жизни. Однако терапевт не примеряет на себя роль того, кто точно знает, что нужно сделать клиенту, и только способствует встрече человека с его сутью и внутренним "Я". Терапевт воплощает часть мира, с которым пациент старается построить обычные отношения.
Во время общения с терапевтом клиент переносит на него собственные стереотипы о людях, нормах поведения и реакций на него, сталкиваясь с ответной реакцией специалиста, который не приспосабливается к миру того, с кем вступает в контакт. В большинстве случаев подобная реакция, характерная для гештальт-подхода, вызывает недоумение со стороны клиента, поскольку не вписывается в привычный для него сценарий и вынуждает выйти за рамки ожиданий, страхов, представлений и обид. Пациент начинает изучать собственную реакцию на неожиданную для него ситуацию, новые ограничения или возможности.
Как результат - человек понимает, что может сохранить собственную личность, одновременно поддерживая интимный контакт с другими людьми. Утраченная им свобода, чтобы выйти из порочного круга или сценария, вновь возвращается. Полученный опыт может встраиваться индивидом в свою жизнь.
Основной целью гештальт-подхода в психологии является возвращение человеку собственных границ, свободы действия и обращения с жизнью.
Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения. Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6—20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий. В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса. Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта.
Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого. Этот метод подходит для проработки психотравм. Техника «Пустой стул» Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Например, представить родителя, вспомнить травмирующую ситуацию из детства и сказать родителю то, что человек хотел, но не смог сказать тогда.
В психологическом консультировании регрессивные техники транзактного анализа используются реже, чаще психолог предлагает работу с ситуацией здесь и сейчас. Например, помогает клиенту научиться видеть психологические игры, выходить из них и не затевать их. Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций. Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей.
На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий. Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни.
Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль?
Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1. Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии. Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или "непризнаваемых частей" их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания. Это одно из множества вмешательств, которые помогают людям перейти от разговоров о чем-то к полноте непосредственного, настоящего опыта - ощущений, аффектов, познания, движения. Чем меньше люди "общаются", или "вербализуют", или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному "наводнению". На что это похоже? Как впервые популяризировал Фриц Перлз, один из основателей гештальт-терапии, пустой стул был обращен к клиенту.
Один из ранних экспериментов, доказавших, что наш мозг работает именно так, был проведен с использованием двух источников света. Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица.
Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии. Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой. Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными.
Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая при этом поток мыслей человека. Хотя это не применяется в некоторых вариантах техники, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на проекционное кресло, поставив себя на место другого таким образом, чтобы облегчить эмоциональное выражение.
Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, до тех пор, пока этот переход будет необходим и соответствует решаемой проблеме. К последнему, пациенту указывают и помогают осмыслить ощущения, которые он показывает, чтобы субъект мог идентифицировать и осознавать свои эмоциональные реакции, то, как событие повлияло на них и как оно влияет на их жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт говорит пациенту закрыть глаза и представить, как проекция снова входит в него, чтобы позже устранить все созданные образы, обращая внимание только на реальный контекст во время консультации.
Трудности использования пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоционального разблокирования, принятия себя и разрешения процессов горя, его применение может быть затруднено из-за ряда сопротивлений. Прежде всего, этот тип техники требует способности представить и спроецировать образ человека, вне зависимости от того, присутствует ли существо или является его частью. То есть тот, кто не способен точно представить себе человека или аспект личности, о котором идет речь, не сможет получить желаемый уровень пользы от техники.
Пациента можно направить в технике с помощью вопросов для облегчения проецирования. Вторая трудность состоит в том, что сам пациент отказывается использовать его, потому что считает это смешным, или из-за страха или трудности с выражением своих мыслей вслух.
Именно велосипед как цельный объект, а не отдельные его части. Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир.
Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология. По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков. Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей.
Не просто больше, а качественно другое. Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном. Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур. Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство.
Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства. Принципы гештальта Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе. Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу. Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ. Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне.
Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце. Гештальт-психология и дизайн Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта.
На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе. Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.
В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне. Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается. Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни. Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь.
Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом.
Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего. Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?!
Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает?
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Предостережения при проведении техники «пустого стула» Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом.
Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, то есть терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т. Если вы видите, что клиент психически неустойчив клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид , не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства.
Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать. Цель гештальт эксперимента. Вверх V. Такие вещи не планируются заранее.
Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите и, конечно, спрашивайте , какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека? Техники в гештальт эксперименте. В экспериментах используется огромное разнообразие техник. Классификация техник в экспериментах.
Принятие неудачи Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью через прерывание контакта и т. В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение парадоксальный принцип изменения. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств. Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т.
Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги. Нестандартная реакция Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше. Ролевая игра Существует два вида ролевых игр.
Гештальт — это целостная единица восприятия. Фредерик Перлз Это еще одна гештальт-техника, которая на первый взгляд может показаться очень простой. Но это очень ценная терапия помогает нам заявить о внутренних реалиях и мобилизовать свои ресурсы. Как мы можем сделать это? Это просто. У всех нас был один из тех дней, когда мы говорили себе: «Почему я так себя чувствую? Почему я чувствую себя таким безнадежным и бессильным? Посмотрим на несколько примеров: Почему мне так плохо сегодня? Сегодня плохо себя чувствую. Я сделаю возможным изменить это чувство и сделать завтра лучше. Почему мне кажется, что мой парень отстраняется? Мой парень отстранен. Я спрошу его, есть ли проблемы. Выразите свою обиду — выложите прямо в лицо ему или ей. В то же время попытайтесь понять, что вы не отваживаетесь на самом деле выразить свой гнев, и в тоже время вы не настолько щедры, чтобы отпустить, простить. Фредерик Перлз В заключение скажу, что гештальт-техники столь же оригинальны, как и функциональны, когда дело касается помощи нам в удовлетворении наших потребностей. Они помогают нам взять на себя ответственность за происходящее с нами в жизни. Не бояться того, что мы чувствуем.
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. методу, объединившему в себе искусство и науку. Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951).
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда. По окончанию упражнения противоположный стул убирают, подтверждая завершение ситуации. Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче! И со словами: "Побудьте в этом состоянии, поберегите свои открытия! В размещённом видео я провожу для вас представление этой техники.
Мозг человека устроен так, что стремится закончить начатое. Например, вы начали читать книгу или смотреть фильм и никак не можете закончить. Вот тут-то и возникает незавершенный гештальт — вас постоянно тянет завершить начатое.
Это что касается какого-то действия. А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению. Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком.
Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать.
Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто.
Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место.
И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться.
Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.
Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче.
Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление. На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод.
Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Так как обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент, становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части», даже если «собеседником» представляется человек. Оказывается, что каждая из этих «частей» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Эта ролевая техника достаточно популярна на только у гештальтистов. Работу с пустым стулом можно применять в индивидуальной и групповой работе.
Подобный принцип работы можно использовать с метафорическими картами, когда клиент выбирает себя и «собеседника». Здесь хорошо подойдут портретные, сюжетные колоды, а также абстрактные для обозначения чувства, боли и т. Используете ли вы технику «пустого стула» в своей работе? Источник Цель: научиться признавать и выражать собственные эмоции и чувства, порожденные внутриличностными конфликтами и разрешать их. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять собой каждую из альтернатив.
Участник принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, а тренер интервьюирует его в каждой из ролей. Эта техника может помочь участнику принять решение в значимой ситуации. Участник осуществляет диалог с собственными чувствами страха, гнева. Напротив стула, который занимает клиент горячий стул располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника чувство. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать.
Тренер обычно стоит за стулом и задает вопросы, касающиеся данной ситуации, чтобы облегчить процесс проекции, задает вопросы по поводу происходящего, стимулируя групповую дискуссию. Участник на пустом стуле может представить сидящим значимого для себя партнера, то есть того, кому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей и ссор, возникающих в их отношениях. Пустому стулу или нескольким стульям можно также придать роль или роли частей самого себя уверенный, застенчивый и т. Стулу легко говорить, что угодно и проецировать на него что угодно, и при этом на участников не воздействуют личностные характеристики живых партнеров. С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное упражнение? Какие мысли и эмоции у вас возникали?
Что дало вам это упражнение? Каким образом изменилось ваше состояние? Как можно применять полученные результаты в реальной жизни? Малкина-Пых, 2005; Холмогорова, Гаранян, 1996. Техника «пустые стулья» Субъект ведет диалог с собственными эмоциональными переживаниями, которые представляет воображаемый собеседник на пустом стуле. Он поочередно выступает то от имени собственной позиции, то от имени своего чувства.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Хочу, чтобы мы нормально говорили. Как с вами. Но у нас вечный ор. На следующих встречах Юля действовала также. Элина писала письмо, приносила и они разбирали его пункт за пунктом. На пятой неделе Элина принесла письмо, которое написала от лица мамы себе самой. Мне трудно принять нашу разницу.
Но я тебя люблю и не хочу ссориться. Просто у меня такой характер. Я привыкла уже. У меня большая ответственность, бизнес. Да, плохо нести рабочее настроение в дом. Но я такая.
Это не значит, что крик и команды главное в моей жизни. Просто я очень устаю, не отдыхаю и мне хочется вашего внимания. Я люблю мою семью и понимаю, что ей нужно моё время. Только сейчас я не умею общаться с семьёй по-другому. Постарайся меня понять. Я буду очень признательна тебе за это.
Как изменить поведение мамы Через две недели Элина пришла к Юле и, плюхнувшись в кресло, с улыбкой сказала: — Мама себе джинсы купила и пошла в них гулять. Мы гуляли вчера почти два часа. Так классно было! Она даже купила мне мороженое, хотя я не просила. На самом деле, Юля посоветовала Элине изменить отношение к маме и две недели вести себя иначе с ней. Когда мама приходила с работы и начинала привычные уже упреки о внешнем виде или грязной посуде в раковине, Элина спрашивала: — Тяжёлый день?
Я хочу чай попить. Налить тебе? В другой раз предлагала маме налить ванну с пеной для неё. Или подговорив папу, ушла с сестрой к бабушке с ночёвкой на выходные, а папа встретил Алису с цветами и ужином при свечах. Её любимые блюда он заказал в её же любимом ресторане. Результаты терапии удивили обеих Элина заметила, что к концу второй недели мама стала немного спокойнее.
Да, она продолжала почти полностью посвящать себя работе, иногда дома резко высказываться, но мягче она стала. Она даже предложила мне поехать с подругой и её семьёй в Питер на неделю. Они меня звали, но мама говорила, что я опозорю её там громким смехом. Хотя буквально вчера она посмотрела на меня и сказала, что не помнит, когда позволяла себе такой искренний и беззаботный смех. Мне её стало жалко. А ещё Элина похвасталась, что за эти две недели у неё ушли почти 4 кг и она влезла в одну из юбок, которые покупала мама.
После поездки в Питер Элина постройнела еще на несколько кг и хоть не отказалась от любимого стиля в одежде, начала иногда носить и классику. Юбки и платья хоть и висели в дальнем углу шкафа, но место там заняли прочно! Юля за несколько сеансов помогла Элине спокойнее относиться к матери и принимать её такой, какая она есть. Эля перестала обижаться на её замечания в плане одежды или пары лишних килограммов.
Откуда эта техника?
Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты. Для того, чтобы от них избавиться. С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас».
Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта. В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель.
Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется».
Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Исследовательский эксперимент в области неизведанного. Амплификация усиление. Фокусирующий эксперимент сбор и уточнение информации. Творческое создание нового опыта творческое приспособление.
Виды экспериментов по форме работы: 1. Эксперимент с ролевым моделированием отношений с человеком или в группе. Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы символические эксперименты. Эксперименты по построению вербальной коммуникации.
Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта. Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями. Эксперименты с полярностями.
Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа. Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию.
Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер.
На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента.
Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии.
Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру.
Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем.
Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия. Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство.
Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного.
Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий.
При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже.
Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию.
Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент.
Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство.
В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц.
Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса.
Речь как дополнительный мир. Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию.
Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе.
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта
Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать.
Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности.
Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась. Техника может показаться простой, но реально и с реальными людьми это не так просто.
Некоторые клиенты очень охотно усаживаются играть с психотерапевтом в эту игру и придумывают замечательный литературный сценарий. Вот, например, сидит клиентка и рассказывает: «А во мне еще есть такой танк, который на всех прет, прет, прет, а еще есть такой маленький зайчишка, который всех боится и так ушками прядает». Она фантазирует, и вроде даже то, о чем она рассказывает, к ней имеет какое-то отношение. Но никаких реальных субличностей нет. Если, к примеру, это «дубль», которого я, как у Стругацких в «Понедельнике», послал за зарплатой, то он знает по крайней мере, сколько денег мне должны были выписать, и если мне выписали меньше, он искренне возмутится. Перлозовская «часть» должна быть реальной частью человека, со своими видами на жизнь, со своими заморочками, и нужно, чтобы ей было что сказать, в том числе в нештатных ситуациях. У субличности, у реальной «части» должны быть реальные интересы. С другой стороны, для этих частей-субличностей нужно приготовить «стулья». Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес».
Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать. Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов. Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть.
Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу! Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем. Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула.
Представила там сидящим бывшего мужа Ивана. Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно! Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях. Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию. Маша пересела на "пустой стул" и как бы от лица Ивана ответила себе: - Прости меня, пожалуйста, я сам не понимаю, что на меня тогда нашло... Между нами все было замечательно, ты - самая лучшая из всех женщин, которых я знал. Это случилось как-то спонтанно, я не хотел тебя обидеть и предать... После такого диалога Маша почувствовала облегчение и смогла примириться с ситуацией, простить бывшего.
Гештальт закрылся. Для закрытия гештальта важно: выплеснуть эмоции увидеть ситуацию с разных сторон В другой раз Маша использовала методику пустой стул перед сложным разговором с начальником. Она "проиграла" эту беседу заранее со своим воображаемым шефом, высказав ему все претензии. Это помогло подготовиться и на реальной встрече вести себя спокойно и уверенно. Достоинства и недостатки техники У метода есть как достоинства, так и недостатки. К плюсам можно отнести: Возможность отреагировать скрытые эмоции.
Когда закончите говорить, сядьте на пустой стул и представьте что вы и есть ваш собеседник и скажите, что бы он ответил вам. Второй способ Этот способ распространен в основном в гештальт направление. В отличии от классического способа он не требует ответной реакции Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Третий способ Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом.
Представляем на пустом стуле себя. Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное. Все пункты уже понятны, но в данном случае на пустом стуле должен присутствовать уже мёртвый человек. Я рекомендую использовать данный способ только опытным психологам работающим с этим клиентом уже продолжительное время.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология.
Психологическая интервенция
Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. Техника гештальт-терапии "Пустой стул". Мы, команда психологов Клиники Роса с бережностью готовы поставить перед вами ваш "пустой стул" и предоставить вам "билет" на воздушный шар с гордым названием "Образ жизни". Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед.