Драматург и писатель, автор пьес "Протокол одного заседания" и "Обратная связь" Александр Гельман во время Второй мировой войны восьмилетним попал в гетто и прожил там три года.
Анатолий Глазунов (Блокадник). Жидовский Телеящик.. Сборник (продолжение).
В гетто и по дороге к нему смерть была повседневностью, обыденностью, как сказала бы Ханна Арендт. По существу, она и была жизнью, в любом случае - важнейшей ее частью; для Саши Гельмана это не формула речи, не поэтическая метафора, не философский софизм. Раннее прикосновение к смерти определило его недюжинную энергию жизни. Неуемный общественный темперамент его высказываний, который при всем том рядится в неторопливую рассудительную манеру его обычной речи. Талант А. Гельмана пробивался сквозь изломы судьбы, которая кому-то покажется типичной для советского человека.
Но для того, чтобы еврейский юноша, рожденный в Бессарабии, во время яростного государственного антисемитизма смог поступить во Львовское военно-политическое сухопутных войск училище и закончить его в 1954-м, нужна была не только воля советского провидения, благорасположение звезд, но человеческое упорство и упрямство. И хотя в поздних стихотворениях Александр Гельман напишет об искушении смирения, которое он обрел в гетто, смиренным его назвать трудно. Думаю, что за шесть лет службы в армии - от Севастополя до Камчатки - он лишь укрепился в умении сопротивляться предлагаемым обстоятельствам, отстаивая свое право жить по совести. Гельман пришел в драматургию, когда театр заменял людям и кафедру, и храм, и парламент Ему не надо было тратить время на изучение советской действительности - он с отрочества постигал ее во всех деталях и подробностях, ему были ведомы ее праздничные, будничные и низменные стороны. Наверное, поэтому его первая пьеса, переделанная из сценария фильма "Премия", что называется, пожаром прошла по стране.
Не припомню ничего подобного, это был и вправду уникальный случай, когда после успешного проката кинокартины Сергея Микаэляна, в которой играли Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Олег Янковский, сразу два лучших театра страны - товстоноговский БДТ в Ленинграде и ефремовский МХАТ в Москве - решили не просто заказать новую пьесу автору сценария, а попросили переделать сценарий для сцены. Их не смущало, что фильм успели посмотреть более 12 миллионов зрителей.
Фильм был удачным, его даже премировали на Всесоюзном конкурсе. В 1975 году Гельман впервые создал театральную пьесу под названием «Протокол одного заседания». Ее поставил сам Товстоногов на подмостках ленинградского Большого драматического театра.
Гельман продолжительное время был любимым драматургом этого театра. Одну из своих последних пьес он написал в 2000 году. После этого Александр сосредоточился на сценариях к документальному кино. Личная жизнь Александр Гельман был дважды женат. С первой супругой он познакомился в Кишиневе.
Там же, 24 декабря 1960 года, родился его первый сын — Марат. Сейчас он является одним из известных коллекционеров и галеристов России. Также Марат успел поработать заместителем гендиректора «Первого канала». Со второй женой Гельман познакомился в Ленинграде.
Да еще с румынами, потому что одновременно вернулась и прежняя румынская власть. Комендантов было два, но последнее слово по всем вопросам было, конечно, за немцем. Поэтому, когда немецкий комендант приказал собрать всех евреев, румынский комендант тут же приказ исполнил. Когда все были собраны, — а надо сказать, ни один еврей не спрятался, не удрал, — нас выстроили в колонну по четыре человека, посчитали, дали одну подводу для старых и больных, на которую удалось посадить и нашу бабу Цюпу, едва державшуюся на ногах, и повели, погнали неизвестно куда.
В пути выяснилось, что ведут нас в еврейское гетто куда-то на Украину. Я не знаю, сколько дней или, может быть, недель длилось это скорбное путешествие. Помню, однако, что были не только остановки на ночь, но и привалы на три-четыре дня и больше. После войны я никогда не пытался получить какую-либо дополнительную информацию об этом «путешествии», никогда не уточнял маршрут, по которому нас вели, или другие детали. Даже отца, пока он был жив, не расспрашивал. Я не хочу об этом времени знать больше, чем я знаю, меня не интересуют новые подробности, с меня достаточно тех, которые сами собой запечатлелись в моей памяти. Мы шли, шли, останавливались, и снова нас поднимали и гнали дальше, пока мы не оказались в городе Бершадь Винницкой области. Помню, что уже начались заморозки: первые ночи мы провели на ледяном полу в каком-то загаженном помещении с высокими потолками — возможно, это была бывшая синагога.
Включая меня. Начались другие похороны, другая смерть. Первым умер Вэлвалэ, Володя. Он родился перед самым началом войны, мама кормила его грудью. На третьем или четвертом переходе у нее кончилось молоко, мальчик умер. Он умер в пути, мама донесла его мертвое тельце до очередного привала, который пришелся еще на правый румынский берег Днестра. Помню, отец не мог найти лопату, потом нашел лопату без ручки, начал копать, и в это время кто-то прибежал и сообщил, что только что скончалась женщина, мать наших знакомых. Было решено похоронить их вместе.
Могилу выкопали неглубокую, недалеко от берега, сначала опустили женщину — в чем была, а сверху ей на грудь положили завернутого в какую-то тряпку моего братишку. И засыпали. И пошли дальше. А через несколько дней на очередном привале, в городе, который назывался, если не ошибаюсь, Ямполь, уже на Украине, мы оставили лежать на земле умирающую, но еще живую бабушку Цюпу. Она лежала неподвижно, беззвучно. С открытыми глазами. Ни остаться с ней, ни нести ее на руках подводы уже не было не разрешали. Охранники предложили два варианта: оставить лежать или пристрелить.
Мама вытерла платочком грязь с морщинистого лица бабушки Цюпы, поцеловала ее, и мы ушли... В Бершади гетто занимало половину города. Наша семья и еще две семьи из Буковины попали в какой-то полуподвал, располагались мы частью на цементном полу, частью на наскоро сколоченных нарах. По мере вымирания одних другие, пока живые, перебирались с пола на нары. Об отоплении даже речи не было, согревались собственным дыханием да соприкосновениями завернутых в тряпье, немытых, голодных, завшивевших тел. А морозы в ту первую зиму войны были такие, что даже толстые кирпичные стены промерзали насквозь. Одной из первых в этом полуподвале умерла моя мама. Ей было тогда ровно в два раза меньше, чем мне сейчас, — тридцать один год.
Я лежал на нарах рядом с ее мертвым телом, плечом к плечу, целую неделю. Я спал рядом, я что-то ел рядом с трупом матери. Пять дней. Или четыре дня. Или шесть дней.
В Бершади было два коменданта — румынский и немецкий. Румынский занимался непосредственно гетто, а немецкий за ним следил. Самой страшной была первая зима — с 1941-го на 1942 год. Жуткие морозы. Нас поместили в холодном подвале.
В ту зиму умерли все мои близкие, кроме папы. Мама, ее сестра с мужем и сыном, мамин брат с женой и сыном, двоюродная мамина сестра с детьми. Из 14 человек осталось двое — я и отец. Его родители, я их здесь тоже считаю, были в другом гетто и умерли там. Они положили маму на сани, открыли ей рот, клещами вырвали золотые зубы и положили в карман Мужчин, способных работать, водили на сахарный завод, на маслобойку, еще на какие-то предприятия. И оттуда они что-то приносили. Папа приносил с маслобойки макух, куски макуха — такое твердокаменное вещество, которое остается от семечек после того как из них выжимают подсолнечное масло. Я очень любил макух — откусывал, грыз с удовольствием. Потом, в следующие годы, стало полегче. Вообще, было очень неровно: то с нами обращались предельно сурово, то отпускали чуть-чуть вожжи.
Папа рассказывал, что в гетто приезжали врачи, которые ставили эксперименты на людях. Они проверяли, какую температуру может выдержать человек — от холодной до кипятка. Время от времени вешали кого-то за связь с партизанами. Как правило, это были местные, бершадские евреи. Бершадский раввин собирал с обитателей гетто золото, чтобы отдать его коменданту. Потому что тот периодически заявлял, что всех нас собираются истребить или отправить в лагерь. Может быть, он обманывал, но как это было проверить? И люди отдавали последнее. Потом раввина расстреляли. Видимо, он уже не мог ничего принести, и тогда его и всю его семью расстреляли.
Я настолько привык к смерти, что относился к ней совершенно спокойно. Но один случай меня поразил. Я о нем нигде не писал, не рассказывал. Приехала за трупом мамы и за другими покойниками похоронная команда. Это были евреи. А у мамы было три золотых зуба. Они положили маму на сани, открыли ей рот, клещами вырвали золотые зубы и положили в карман. По движениям этих людей я догадался, что они делают это не первый раз. В тот момент я ощутил всю жуть происходящего так сильно, как никогда прежде… Наверное, эти зубы помогли кому-то выжить. Все равно это было ужасно.
Но меня снова спасло мое необузданное воображение. Даже когда мама умерла, я лежал возле нее и продолжал мысленно играть в войну. Я привык, что люди умирают. Я даже не испытывал особой жалости. Ну умерла. А до этого умерла мамина сестра. А до этого умер ее сын... Когда умерла мама, отец лежал с одной стороны, а я — с другой. Она лежала, укрытая шалью, и хотя нам было холодно, мы с нее, мертвой, шаль не снимали. Многие свои тогдашние состояния я не могу объяснить.
И даже не могу точно восстановить. Я не знаю, что произошло в гетто с моей головой, с моей душой. Но что-то произошло — это несомненно. Я много раз это обнаруживал. Например, помню, когда мы жили в Ленинграде, муж одной моей хорошей знакомой покончил с собой. И мы, чтобы ее поддержать, поехали на озеро, откуда должны были вытащить его тело. Я помню, что когда увидел его труп, ничего не почувствовал; это идет из моего детства. Я вовсе не бесчувственный человек, но не проходит просто так общение с умершими, мертвыми людьми, которое было у меня каждый день. Ведь тут же, рядом с ними, кушали, выходили по нужде… Смерть была включена в мою жизнь абсолютно. Есть вещи, о которых страшно вспоминать, но они составляют неотъемлемую часть моего опыта… Я до сих пор все это и слышу, и вижу, и чувствую...
До сих пор ногти моих больших пальцев ощущают, как я давил ими в нашем подвале вшей. Это сопровождалось омерзительным треском, и все, кто был в состоянии это делать, делали. Это была страшная симфония из треска раздавливаемых насекомых. Любая война есть преступление взрослых перед детьми. Всех взрослых, не только предводителей войн — В гетто существовали такие понятия, как, например, дружба? Существовало скорее сочувствие местных евреев к приезжим. Вообще, в гетто жило много разных людей — и плохих, и хороших, все, как везде. В гетто были даже проститутки. После той страшной зимы мы перебрались в дом одной женщины — она в свой двухкомнатный домик приняла четыре семьи. Жили там мы с папой, еще одна семья из трех человек, семья из двух и еще дедушка с внуком.
Мы на полу буквально лежали друг на друге. Эта женщина, ее звали Ита, тетя Ита, стремилась нам помогать, делиться с нами. И не только она — многие местные евреи вели себя очень хорошо по отношению к тем, кого туда пригнали. Но меня от всего этого кошмара спасала игра. Я играл неистово, беспрерывно. Я даже мог обходиться без всякого пространства — все происходило в воображении. Оно порождало события и ситуации, я был кем угодно и где угодно, но с особой страстью я играл в войну. Для того чтобы играть, мне не нужно было иметь друзей. Я научился играть безмолвно. Я мог даже и не двигаться.
Все происходило внутри меня, и я играл все три года, которые провел в гетто. Думаю, это смесь безумия и спасения. Но это был не сознательный побег от реальности.
«Папа дома, ноги в гипсе». Сын драматурга Александра Гельмана рассказал о состоянии отца после ДТП
драматург, киносценарист, публицист, общественный и политический деятель. Александр Гельман уже выбрал нового президента России, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.09.2002. Alexander Isaakovich Gelman. гельман, драматург Драматург Александр Гельман: «У нас есть только здесь и сейчас, остальное фикция». Недавно он написал эссе «Детство и смерть» — это рассказ о том, как с 1941 по 1944 год Гельман, будучи ребенком, пребывал в еврейском гетто на Украине.
Александр Гельман
Александр Гельман - биография, новости, личная жизнь | Читая выступление Александра Гельмана, ловишь себя на противоречивых чувствах. |
Александр Гельман: биография, творчество, карьера, личная жизнь | Александр (Шуня) Исаакович Гельман (род. 25 октября 1933, Дондюшаны, Королевство Румыния) — советский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. |
Александр Гельман: биография и творческий путь выдающегося драматурга
После учебы во Львовском военно-политическом училище имени Щорса в 1952-1954 годах служил в Советской Армии в 1952-1960 гг. Был командиром подразделения 410-го полка Береговой обороны Черноморского флота в 1954-1957 годах, затем командовал отдельным подразделением 39-го узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота 1957-1960 гг. Именно в эти годы, проведенные на флоте, Александр Гельман опубликовал свои первые повести и рассказы. Демобилизовавшись в 1960 году, Гельман приехал в Кишинев и работал фрезеровщиком на заводе «Электроточприбор», одновременно учился в Кишиневском государственном университете. Не завершив учебу, в 1963 году он переехал в Ленинград, где продолжил освоение новых рабочих профессий. С 1966 по 1970 год Александр Гельман — уже корреспондент ленинградских газет «Строительный рабочий» и «Смена», затем серьезно увлекся драматургией. В 1970-1976 годах он был даже членом профкома ленинградских драматургов. Помимо литературных произведений Александр Гельман писал также сценарии для фильмов.
Известный драматург и сценарист Александр Гельман появился на свет двадцать пятого октября 1933 года на небольшой станции в Королевстве Румынии. Детские годы Александра Исааковича были трагичными. В дороге умерла сначала бабушка, а затем уже и младший брат писателя. Вскоре умерла и мама будущего писателя и сценариста. В 1942 году погибла Маня Шаевна Гельман, немного не дожив до освобождения. Слайд 3 Когда закончилась война, то Александр вместе со своим выжившим отцом вернулись в родные места.
После войны Александр Гельман вернулся в Дондюшаны, где ещё три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах. Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы. После окончания Львовского военно-политичес кого училища сухопутных войск имени Щорса 1952—1954 гг. Затем в трудовой биографии Александра Гельмана были профессии фрезеровщика на заводе «Электроточприбо р» Кишинёв и диспетчера 99-го СМУ 46-го треста «Главзапстроя» на строительстве нефтеперерабатыв ающего завода Кириши. В середине шестидесятых, после окончания заочного отделения Кишинёвского университета, Александр Исаакович работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». В 1970 году в соавторстве с женой Татьяной Калецкой им были написаны сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового кино «Ночная смена». Широкую известность Александру Исааковичу принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия», за который два года спустя Гельман получил Государственную премию СССР.
В годы перестройки Гельман пьесы уже не писал. Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики. Пьесы Гельмана ставили театры более чем 30 стран. Драматург спектаклей.
Драматурга Гельмана сбила машина у театра имени Пушкина
25 октября 1933 года – В Дондюшанах родился советский и российский драматург, сценарист и публицист Александр Гельман. советский и российский драматург, писатель и сценарист. Александр Гельман — известный российский драматург и режиссер, чьи произведения занимают особое место в современной театральной культуре.
Это мой город: драматург и сценарист Александр Гельман
Alexander Isaakovich Gelman. биография, дата рождения. Александр (Шуня) Исаакович Гельман (род. 25 октября 1933, Дондюшаны, Бессарабия, Королевство Румыния) — советский и российский драматург, сценарист, публицист, поэт, общественный и политический деятель. новости России и мира сегодня. Сегодня исполняется 90 лет Александру Гельману, драматургу, сценаристу, публицисту и общественному деятелю. В 1970 году Александр Гельман совместно с Татьяной Калецкой написал сценарий, по которому на киностудии "Ленфильм" был снят фильм "Ночная смена".
Александр Гельман: биография и творческий путь выдающегося драматурга
Гельман Александр | Александр Гельман — советский драматург, сценарист — родился 25 октября 1933 года. |
«Ноги в гипсе». Драматурга Александра Гельмана сбила машина в центре Москвы | Драматург и писатель, автор пьес "Протокол одного заседания" и "Обратная связь" Александр Гельман во время Второй мировой войны восьмилетним попал в гетто и прожил там три года. |
Игорек, сын Галериста: malamant — LiveJournal | Но почему Александр Гельман не стал там работать и о многом другом он рассказал для просветительского проекта «Культура Достоинства». |
Анатолий Глазунов (Блокадник). Жидовский Телеящик.. Сборник (продолжение). | драматург, лауреат Государственной премии СССР. |
МХТ им. А. П. Чехова: Александр Гельман | Новый выпуск программы о настоящих личностях, их судьбах, поступках и взглядах на жизнь. В студии драматург Александр в субботу в 18 часов 05 м. |
Ранние годы и образование
- Александр Гельман
- Дополнительные ссылки
- Гельман, Александр Исаакович | Наука | Fandom
- Поиск по этому блогу
- Стали известны подробности ДТП с участием драматурга Гельмана - | Новости
- Александр Гельман - биография, творчество, отзывы, лучшие книги.
Главное меню
- Биография Александр Гельман
- Игорек, сын Галериста
- Александр гельман биография кратко
- Биография Александр Гельман
Мы из СССР!
- Драматург и писатель Александр Гельман отмечает юбилей
- ГЕ́ЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ
- Александр Гельман биография. Драматург
- С «Премией» было такое: как драматург Гельман сделал имя на чужом сюжете
- Гельман Александр
- Гельман Александр
Что-то с памятью его стало…
Драматург Гельман рассказал о своем состоянии после аварии в Москве | Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман — советский и российский драматург, сценарист, поэт, публицист, общественный и политический деятель. Член ЦК КПСС (1990—1991). |
Александр Гельман: краткая биография и творчество драматурга - Другие авторы - Литература 20 века | Сын драматурга Александра Гельмана рассказал о состоянии отца после ДТП. |
Марат Гельман — обо мне — Сноб | драматург, киносценарист, публицист, общественный и политический деятель. |
Александр Гельман: биография и творчество
Сегодня драматургу, поэту и публицисту Александру Гельману исполняется 90 лет. Александр Гельман — известный российский драматург и режиссер, чьи произведения занимают особое место в современной театральной культуре. Российский драматург и сценарист Александр Гельман рассказал о своем состоянии после вчерашней аварии.