Избегать таких негативных последствий экзистенциальных угроз возможно в том случае, когда целью и мотивом деятельности человека в самых критических условиях будет оставаться стремле. это понятие, которое означает потенциальную угрозу для самого существования человечества.
Экзистенциальный Кризис – Что Это Такое?
Небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами. Мы пытаемся превратить тревогу в страх и мужественно встретить объекты, таящие в себе угрозу. Иногда нам это удается, однако мы осознаем, что тревогу порождают не объекты, с которыми мы боремся, а человеческая ситуация как таковая». Второй тип тревоги, по Тиллиху, тревога пустоты и отсутствия смысла вызвана тем, что небытие угрожает также духовному самоутверждению человека. Духовное самоутверждение связано с творческим восприятием и преобразованием реальности. Тревога необходима для духовной жизни человека, так как способным «слышать» свои состояния может служить очевидным сигналом, что в жизни не все в порядке. Мэй тревогу определяет как «боязнь, посылающую сигнал об угрозе ценностям, которые человек считает существенными в своей жизни». Если духовной жизни не свойствен опыт творчества в широком смысле и соучастия, то ей угрожает небытие. Угроза духовному бытию - это угроза всей полноте бытия человека.
Тревога отсутствия смысла - это тревога по поводу утраты предельного интереса, утраты смысла существования. Тиллих пишет о том, что человек обязан дать ответ на вопрос о том, что он из себя сделал. Тот, кто задает ему этот вопрос, есть его судья: этот судья есть он сам, который в то же время противостоит ему. Такая ситуация порождает тревогу, которая в относительном смысле есть тревога вины, а в абсолютном смысле — тревога отвержения себя и осуждения. Экзистенциальная тревога, или Ангст, - это то базовое ощущение неловкости или боли, - пишет Э. Это чувство, которое складывает воедино самосознание и осознание собственной уязвимости, когда сталкиваешься с возможностью собственной смерти. Это же чувство является и непременным условием бытия и поиска себя. Кочюнас пишет об источниках экзистенциальной тревоги в жизни каждого человека. Кроме осознания конечности жизни, он выделяет: 1.
Осуществление свободы путем постоянного выбора между разными возможностями без гарантий его правильности и успешности. Отсутствие целостной и определимой самости из-за постоянного ее становления. Тревога, следовательно, может быть и индикатором уровня самоосознанности человека. В конечном итоге, эта самоосознанность есть, в сущности, реализация той базовой свободы, которой человек располагает. Несомненно, быть или не быть - наиболее фундаментальный человеческий вопрос, и задавать себе его означает ввергнуть себя в переживание тревоги. Тем людям, кто пытается устранить осознание такого фундаментального выбора, жизнь дарит острую тревогу, которая приходит независимо от того, угрожает что-либо их базовой защищенности, или нет. Тем, кто выбирает жизнь в осознании фундаментального выбора, обеспечена каждодневная борьба с тревогой. Они четко осознают, что жизнь основана на смерти, и что они будут продолжать жить только до тех пор, пока будут создавать и защищать свое существование. Если люди воспринимают свои жизненные выборы осознанно, то переживание экзистенциальной тревоги неизбежно.
Леонтьев Мы явственно ощущаем тревогу в ситуациях угрозы жизни например, тяжелая болезнь , ситуациях потери свободы, смысла уход на пенсию или в ситуациях угрозы нашим ценностям например, любви — потеря близкого человека, или успеха — крах карьеры и т. Сквозь каждодневные тревоги и страхи «слышно» тревогу бытия, которая «говорит» с нами о смерти. Тут вспоминаются слова Адриана ван Кама: «…человек умирает в каждый момент своего существования. Жизнь - это путешествие к смерти. Расставаясь с вещами, становясь другим, человек умирает. Надо освоить искусство ежедневного умирания». Экзистенциальное понимание тревоги делает понятным различение тревоги и страха.
Видео: Что такое экзистенциальная психология Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель 2024 Автор: Fiona Howard [email protected]. Последнее изменение: 2024-01-10 06:42 Глобальный катастрофический риск - это гипотетическое будущее событие, которое может нанести ущерб благополучию человечества в глобальном масштабе, даже поставить под угрозу или разрушить современную цивилизацию.
Событие, которое может привести к вымиранию человечества или навсегда и резко сократить потенциал человечества, известно как экзистенциальный риск. Каковы основные экзистенциальные угрозы? На этой основе мы выделяем четыре различные экзистенциальные угрозы, имеющие отношение к межгрупповым отношениям: a Индивидуальная физическая угроза, ориентированная на будущее — личная смерть ПД: например, «Меня беспокоят мысли о собственной смерти» ; b Коллективная физическая угроза, ориентированная на будущее — физическое коллективное уничтожение PA: например, … Что такое экзистенциальное простыми словами?
Человек может испытывать непонимание и одиночество, сомневаясь в том, что его существование имеет значение для других и окружающего мира. Итак, экзистенциальный кризис — это сложное и многогранный феномен, который может охватывать различные аспекты нашей жизни. Он побуждает нас задаваться глубокими вопросами о смысле и цели жизни, о наших ценностях и о нашем месте в мире. Понимание его проявлений и последствий может помочь нам лучше ориентироваться в нашем собственном осознанном существовании и стремиться к лучшей жизни. Экзистенциальная угроза и психическое здоровье Одним из основных эффектов экзистенциальной угрозы является тревога.
Люди ощущают тревожность и страх перед неизвестностью и потерей контроля над своей жизнью. Это может привести к различным симптомам, таким как беспокойство, бессонница, повышенная раздражительность и снижение концентрации. Кроме того, экзистенциальная угроза может вызывать депрессию. Ощущение бессмысленности и отчаяния перед непредсказуемым будущим может привести к потере интереса к жизни, утрате силы и энергии. Люди могут начать испытывать психосоматические симптомы, такие как усталость, боли в теле и потерю аппетита. Чтобы справиться с экзистенциальной угрозой и поддержать психическое здоровье, необходимо обратиться к различным стратегиям. Важно находить способы контролировать свою тревогу, такие как медитация, дыхательные упражнения или практика осознанности. Также полезно общаться с доверенными людьми и поддерживать социальные связи.
Более того, экзистенциальная угроза может стать побудительным фактором для личностного развития и поиска смысла жизни. Встретившись с предельно значимыми ситуациями, люди могут начать задаваться вопросами о своей жизни, ценностях и целях. Это может привести к глубокому самоосмыслению и поиску собственной истинной природы. Несмотря на то, что экзистенциальная угроза может вызвать трудности в нашей жизни и повлиять на наше психическое здоровье, она также является неотъемлемой частью человеческой сущности. Понимание этого и нахождение баланса между избеганием и принятием экзистенциальной угрозы помогут нам проживать более осмысленную и благополучную жизнь. Перспективы развития экзистенциальной угрозы В настоящее время экзистенциальная угроза представляет собой одну из главных проблем, которые воздействуют на нашу жизнь. Она имеет огромное значение для каждого человека и общества в целом. Мы сталкиваемся с различными видами угроз, такими как изменение климата, ядерное оружие, биотехнологии и искусственный интеллект.
Перспективы развития экзистенциальной угрозы вызывают серьезные опасения. С постоянным научно-техническим прогрессом, возникают новые возможности для совершенствования оружия и поражения населения в массовом масштабе. Развитие технологий может привести к созданию искусственного интеллекта, который превосходит человеческие способности, и ставит под угрозу наше существование.
Одни регионы по всей планете были охвачены волнами экстремальной жары, другие пострадали от наводнений, а третьи — и от того и от другого. В исследовании состояния климата были рассмотрены последние данные о 35 планетарных «жизненно важных признаках». По словам ученых, 20 из них в этом году достигли рекордных значений. Служба климатического мониторинга «Коперник» Евросоюза заявила, что три летних месяца были самым жарким периодом за всю историю наблюдений и, вероятно, самым жарким примерно за 120 тыс. В докладе говорится, что в 2023 году многие климатические рекорды были побиты с «огромным отрывом», особенно температуры в океанах, которые поглотили почти все избыточное тепло, вызванное антропогенным выбросами углерода.
Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков
Простыми словами разберем, что такое экзистенциальный кризис и по каким признакам его можно распознать. Сам термин «экзистенциальная угроза» (англ. existential threat) стал активно употребляться в исследованиях области безопасности. По словам генсека ООН, глобальная угроза, исходящая от искусственного интеллекта, требует четких и скоординированных общемировых усилий.
Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования
Экзистенциальные угрозы | Экзистенциальная угроза — это угроза, которая касается существования человечества в целом. |
Экзистенциальная угроза что это значит простыми словами кратко и понятно | Избегать таких негативных последствий экзистенциальных угроз возможно в том случае, когда целью и мотивом деятельности человека в самых критических условиях будет оставаться стремле. |
Жизнь проходит мимо: как справиться с экзистенциальным кризисом | это глобальное потепление. |
Экзистенциальная угроза: что это значит?
Это не исчерпывающий список, так как каждый человек может реагировать по-разному на экзистенциальную угрозу. Однако важно не забывать, что помимо негативных последствий, экзистенциальная угроза может вызвать также рост и развитие, когда мы находим новые способы справляться и обнаруживаем укрепляющий смысл в нашей жизни. Разработать четкий план действий. Определить, какие шаги нужно предпринять, если экзистенциальная угроза станет реальностью. Например, если речь идет о потенциальной ядерной войне, необходимо знать, как действовать в случае аварии, где находиться ближайший убежище, имеется ли запас продовольствия и т. Изучить проблему. Чем больше информации и знаний у человека о возможной экзистенциальной угрозе, тем лучше он может защитить себя и своих близких.
Читайте научные статьи, обращайтесь к специалистам в области экзистенциальных рисков, изучайте исторические примеры и т. Инвестировать в социальные и культурные проекты. Многие экзистенциальные угрозы связаны с перспективой глобальных конфликтов и крупномасштабных катастроф. Поддерживая социальные и культурные проекты, можно способствовать укреплению международной кооперации и созданию мирных условий. Не терять надежды. Экзистенциальные угрозы могут показаться непреодолимыми, но важно помнить, что смерть неизбежна для каждого из нас.
Вместо того, чтобы жить в страхе и отчаянии, лучше жить полной, значимой жизнью и использовать возможности для создания положительного изменения в мире. Заниматься саморазвитием. Чем лучше развиты личные качества, умения и знания, тем больше шансов на то, что человек сможет приспособиться к изменяющимся условиям и выжить в экстремальной ситуации.
Тинбергена, Э. Ласло и Б. Гаврилишина был осуществлен критический анализ развития цивилизации, которой угрожает глобальная экологическая катастрофа; проанализированы перспективы нового мирового порядка и модели его исследования на основе математических критериев; обоснована возможность возникновения мировой ядерной катастрофы и необходимость ее предотвращения; предложены пути разрешения экологических, энергетических, продовольственных, демографических и культурных проблем развития человечества.
Таким образом, синтез рациональных, феноменологических и иррациональных знаний об угрозах существованию человечества, послужил основой формирования отношения к безопасности как к интегративному и универсальному явлению человеческого бытия. При таком подходе, понятие экзистенциальной безопасности стало употребляться, прежде всего, для обозначения состояния общественного сознания, характеризующегося обеспокоенностью судьбой человечества, существованию которого угрожают глобальные опасности экологического, техногенного и антропогенного характера, сопровождающееся поисками путей к их предотвращению. Социокультурные горизонты осмысления экзистенциальной безопасности Теоретическое поле анализа экзистенциальной безопасности, рассматриваемого в качестве социального явления, образуется такими понятиями как экзистенциальные угрозы, опасности и риски, с одной стороны, и возможные пути и способы их предотвращения, — с другой. При этом, в публикациях встречаются два подхода. Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами. К основным группам глобальных угроз относят: глобальный экологический кризис и связанный с ним блок экологических, антропологических, демографических вызовов существованию человечества; ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов, детерминирующая экзистенциальные риски; угрозу катастрофического роста обнищания населения вследствие асимметричности мирового экономического и демографического развития, влекущую ряд миграционных и этнических проблем; опасность развязывания мировой ядерной войны, ядерного терроризма и ряд экзистенциальных рисков, связанных с разработкой новых видов оружия массового уничтожения.
Однако, основные пути решения глобальных проблем до сего времени остаются в границах методов, предлагаемых технократическими подходами, с привлечением институционального инструментария, разработанного в рамках политологических теорий национальной и международной безопасности. Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого — феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота — как бытие присутствия и «проект в будущее», по М. В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования. В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера.
Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории.
Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К. Поппера, Т. Адорно, Ж. Доменака, К. Мангейма, Е. Развивая идею «паноптикума» И.
Бентама — власти как всевидящего ока, М. Фуко анализирует такие механизмы тотального контроля как биовласть, психиатрический и дисциплинарный порядок [4, с. Однако, наиболее опасную форму реализации идеи «паноптикума» аналитики усматривают в возможностях, открываемых перспективой глобализации информационного пространства и конвергенции информационных и высоких гуманитарных технологий. Тотальные формы социального контроля и манипуляции в постмодерном обществе анализируются Ж. Бодрийяром в работе «Символический обмен и смерть». Описывая механизмы контроля «бинарного пространства» информационного общества, в котором на смену традиционным ценностям пришли симулякры, мыслитель подчеркивает, «сколь велико различие между этим полем контроля и репрессивным пространством традиционного общества — пространством полицейского порядка, который еще соответствовал что-то значащему насилию» [5, с.
Время торжества симулякров Ж. Бодрийяр отождествляет с виртуальным апокалипсисом, который имеет место здесь и теперь. Вопрос опасности утраты мирового культурного наследия поднимает Поль Рикер в статье «Всемирная цивилизация и национальные культуры». Представители культурологического направления Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Б.
Девидсон основную угрозу человечеству усматривают в столкновении различных по содержанию культур. Причинами социокультурных конфликтов, по их мнению, являются различия в традициях, верованиях, социальных нормах, искусстве, провоцирующие социальное напряжение во взаимоотношениях между представителями различных этнических и конфессиональных групп. Поэтому диалог между носителями различных моральных идеалов, сориентированный на достижение базового консенсуса, по убеждению О. Ахиезера, должен определяться как прогрессивные человеческие усилия осознанного противоборства с социокультурным расколом, как противостояние опасности дезорганизации [7, с. Проблема межцивилизационного конфликта является ведущей в работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».
Автор выдвигает тезис, что в отличие от прошлых времен, когда главным источником глобальных и локальных конфликтов были экономика и идеология, в будущем им станет культура. Столкновение цивилизаций, по его мнению, является наибольшей угрозой миру во всем свете, и международный порядок является самым надежным способом предупреждения мировой войны [8, с. Важной предпосылкой устойчивости цивилизационных образований Хантингтон считает цивилизационную идентичность. Она образуется как культурная идентичность наивысшего ранга и имеет общие черты объективного характера: язык, историю, религию, институты, обычаи, традиции, а также субъективную самоидентификацию людей. К группе экзистенциальных угроз и рисков мыслители относят опасность, таящуюся в возможности использования новых знаний во зло человечеству. Этот феномен, названный В.
Поттером «опасным знанием», наиболее ярко проявляется в развитии оружия массового уничтожения, создании новых видов вооружения, технологиях манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено, по мнению мыслителя, опережающим ростом научного знания по отношению к возможностям его осмысления и адаптации к новым реалиям бытия, опережением темпов социальной трансформации по отношению к возможностям науки отвечать на вызовы социальных изменений. Опасное знание определяется исследователями как информация, полученная в результате научных исследований, негативные последствия которой общество не в состоянии эффективно контролировать на данном этапе своего развития [9, с. Научная деятельность, лишенная ценностных императивов, по взглядам ученых, способна завести человечество в цивилизационный тупик. Тогда, как решение вопроса об использовании новейших знаний с учетом критериев «добра и зла» открывает пути практического решения проблемы существования человеческой цивилизации, находящейся под угрозой ядерного апокалипсиса. Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с.
Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым. Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации. Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11]. Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека.
Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У. Бек, Е. Ласло, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность.
Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с. Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы. Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с. Пробуждение у людей осознания уязвимости природы, ответственности за ее сохранение и последствия своей деятельности, рассматривается как ведущий тренд переформатирования общественного сознания. В таком мышлении мораль, по отношению к истине, выступает как система ценностных критериев, определяющих этические требования и гуманитарные границы применения научных знаний.
Какова моя цель? Почему я существую? Вопросы могут быть и бытового характера. Почему я так много работаю? Что я получаю для себя от этой работы? Стоит ли оно того? Считается, что экзистенциальные кризисы свойственны людям среднего и старшего возраста, с уже сформировавшейся жизненной позицией и приобретенным опытом.
Он также заявил о необходимости срочных действий. Он означает, что ни одно государство не вправе укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — отметил посол. Дипломат добавил, что указанные им цели легко выполнить при наличии политической воли. В реализации этих планов поможет выработка серьезных долгосрочных правовых гарантий безопасности.
Как и в ситуации с атомным оружием, ИИ ставит вопрос экзистенциальной угрозы - Замглавы ЕК
10 сен 2023. Пожаловаться. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, — глобальное потепление». Кибератаки: очень реальная экзистенциальная угроза для организаций. Международная группа ученых-климатологов заявила, что изменение климата теперь представляет «экзистенциальную угрозу» для жизни на Земле. На вопрос, что такое экзистенциальный кризис, все дружно отвечают сходным образом: это когда человек тяжело переживает бессмысленность и пустоту своего существования. При обсуждении искусственного интеллекта (ИИ) часто возникают споры о том, представляет ли ИИ экзистенциальную угрозу. 10 сен 2023. Пожаловаться. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, — глобальное потепление».
Как и в ситуации с атомным оружием, ИИ ставит вопрос экзистенциальной угрозы - Замглавы ЕК
*Примеры экзистенциальных угроз** Экзистенциальные угрозы могут принимать разные формы и возникать в различных сферах нашей жизни. Перемены порой так потрясают человека, что заставляют задуматься о смысле существования, — это и есть экзистенциальный кризис. Экзистенциальная угроза по простому, что или мы или они т.е. совместное сосуществование невозможно в принципе.
Президент США назвал единственную экзистенциальную угрозу человечеству
Говоря простыми словами, экзистенциальный значит связанный с существованием человека. Для лучшего понимания рассмотрим несколько популярных словосочетаний со словом «экзистенциальный». Что такое экзистенциальная угроза? Экзистенциальная угроза — это угроза, которая ставит под сомнение дальнейшее существование объекта в его качественно ценностном состоянии. Как правило, экзистенциальная угроза требует принятия безотлагательных, чрезвычайных мер, которые могут спасти объект от гибели. Говоря простыми словами, экзистенциальная угроза — это угроза, которая может привести к тому, что объект, над котором она нависла, может перестать существовать. Некоторые военных эксперты утверждают, что военные действия, которые на текущий момент проходят в зоне СВО , являются экзистенциальной угрозой и для России, и для Украины.
Ранее он отмечал, что конфликт на Украине лежит на совести действующего главы США и его команды. По словам Трампа, не допустить краха Соединенных Штатов можно только посредством смены нынешнего руководства страны.
Последнее изменение: 2024-01-10 06:42 Глобальный катастрофический риск - это гипотетическое будущее событие, которое может нанести ущерб благополучию человечества в глобальном масштабе, даже поставить под угрозу или разрушить современную цивилизацию. Событие, которое может привести к вымиранию человечества или навсегда и резко сократить потенциал человечества, известно как экзистенциальный риск. Каковы основные экзистенциальные угрозы? На этой основе мы выделяем четыре различные экзистенциальные угрозы, имеющие отношение к межгрупповым отношениям: a Индивидуальная физическая угроза, ориентированная на будущее — личная смерть ПД: например, «Меня беспокоят мысли о собственной смерти» ; b Коллективная физическая угроза, ориентированная на будущее — физическое коллективное уничтожение PA: например, … Что такое экзистенциальное простыми словами? Если что-то экзистенциально, это имеет отношение к человеческому существованию.
Он означает, что ни одно государство не вправе укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — отметил посол. Дипломат добавил, что указанные им цели легко выполнить при наличии политической воли.
В реализации этих планов поможет выработка серьезных долгосрочных правовых гарантий безопасности. Ранее Антонов предупредил, что Россия разработает «уязвимости» для стран Запада, если они продолжат курс на создание военных угроз для России.
Определение болезни
- Что такое экзистенциальный кризис простыми словами, как его распознать и преодолеть
- Экзистенциальная катастрофа
- Экзистенциальный кризис как превышение функциональности | Пикабу
- Экзистенциональная угроза
Форма поиска
- Понятие экзистенциального кризиса и его проявления
- Экзистенциальный кризис личности - что это такое, как преодолеть
- Экзистенциальная катастрофа
- Черные дыры и гамма-радиация: 7 экзистенциальных угроз жизни на Земле
- Климатологи заявили об «экзистенциальной угрозе» для жизни на Земле
- Определение экзистенциальной угрозы
Оглавление:
- ИИ назван «экзистенциальным риском». Когда ожидать восстания машин
- Что такое экзистенциальный кризис?
- Экзистенциальный кризис - причины, симптомы, стадии, последствия, лечение | Rehab Family
- Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей - НОВОСТИ ГОРОДОВ
- Экзистенциональная угроза (Денис Фоменко) / Проза.ру
- Журнал Forbes Kazakhstan
Экзистенциальная угроза и риск для здоровья.
В кризис вовлекаются все стороны жизни, и внешние, и внутренние. Экзистенциальный кризис как один из этапов развития человеческой личности служит сигналом к действию, указывает на необходимость решительного шага. Симптомы Современные философы и психологи всячески исследовали признаки наступившего экзистенциального кризиса и пришли к выводу об их чрезвычайном разнообразии. Наиболее частыми свидетелями перестройки человеческой личности являются: Душевная боль. Она не зависит от физической, часто присутствует у людей, заболевших неизлечимой болезнью.
Ощущение беспомощности, невозможности добиться чего-то значимого. Сопровождается отсутствием стремления и желания что-либо делать и бороться. Эмоциональная неустойчивость, чувство острого стыда, страха, печали, бесконечной вины. Нерешительность, которая порождает осознание себя как жертвы жизненных обстоятельств.
Человек топчется на месте и сопротивляется малейшему прогрессу. Неизлечимо больные люди остаются бесконечно одинокими даже в окружении подобных себе или среди родственников. Они живут в собственном мире, не пересекающемся с ранее привычным и уютным. Во время кризисного периода изменяется поведение.
Человек отказывается от привычного круга друзей, может увлечься вредными привычками. Появляются первые серьезные проблемы со здоровьем. Иногда он демонстрирует эпизоды немотивированной агрессии, в иных случаях маскируется за каждодневными ритуалами, похожими на религиозные обряды. В далеко зашедших случаях приходит полное непонимание смысла дальнейшего существования, целью жизни становится ее прекращение.
Тревожные симптомы экзистенциального кризиса могут привести к трагическим последствиям. В запущенных ситуациях только помощь профессионального психолога способна вывести человека из оцепенения и начать новый виток жизненного пути. Помимо основных и наиболее серьезных симптомов специалисты указывают на дополнительные признаки, которые позволяют убедиться в наступлении кризисного периода жизни. К ним относятся знакомые жизненные ситуации: Нарушения сна.
Он длится дольше или почти не наступает. Ломается распорядок дня, нарушаются устойчивые биоритмы. Человек спит в дневное время, но ночью тревожные мысли мешают заснуть или просто отдохнуть. Постоянное желание сравнивать собственные достижения с успехами знакомых и друзей.
Появляется зависть, свои жизненные результаты кажутся малозначимыми, несущественными.
С помощью дневника эмоций можно заметить, например, что вам нравятся прогулки или раздражают встречи с определенными людьми. Исходя из этого можно добавлять больше занятий, которые нравятся, и убирать то, что злит и расстраивает. Маша две недели вела дневник эмоций, потом проанализировала его и заметила, что раздражается в рабочее время. Она посмотрела в календарь и увидела: эмоция появляется, когда она анализирует продажи в разных каналах.
Маша решила делегировать сбор информации помощнику — и раздражения стало меньше. А радость регулярно появляется вечером по понедельникам и четвергам. Она связана с хобби — можно освободить под него еще один вечер. Обратиться к опыту других людей. Многие люди проживали кризис и испытывали похожие ощущения.
Узнать о том, как справляются другие, можно двумя способами: через разговор с друзьями и родными. Можно задавать им вопросы о состоянии: «Было ли у тебя вот такое? Как ты это прожил? Как ты с этим справлялся? Что почитать или посмотреть во время кризиса Свериться с опытом людей, которые пережили тяжелые события, нашли смысл в жизни и свое предназначение: Книга Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце.
Жизнь без страха смерти» — экзистенциальный психолог помогает справиться со страхом смерти и рассказывает истории своих пациентов, которые научились принимать неизбежность. Книга Эдит Евы Эгер «Выбор» — Эдит Ева Эгер с семьей попала в концлагерь, ее родители погибли в газовой камере, а сама она вынуждена была танцевать балет перед нацистским офицером и вместе с сестрой бороться за жизнь. Книга о выборе, свободе и внутренней силе человека. Книга Брианны Уист «От важных инсайтов к реальным переменам» — автор многих американских изданий и консультант Forbes описывает простым языком эмоциональный интеллект, страх, любовь, расставание.
Кризис взрослости обычно начинается в середине-конце 20-ти лет [2] [46]. Проблемы, с которыми люди сталкиваются, в некоторой степени схожи с проблемами кризиса второкурсников, но, как правило, это более сложные проблемы идентичности. Как таковые, они также вращаются вокруг карьеры человека и его жизненного пути. Но они, как правило, принимают во внимание больше деталей, таких как выбор человеком религии, его политические взгляды или его сексуальность [2]. Разрешить кризис взрослости означает иметь хорошее представление о том, кто ты есть как личность, и чувствовать себя комфортно с этой идеей. Обычно это связано с достижением полной зрелости, окончанием школы, работой на полный рабочий день, уходом из дома и финансовой независимостью.
Неспособность разрешить кризис взрослости может привести к дезориентации, неуверенности в своей личности и депрессии [5]. Это часто наступает примерно в возрасте 40 лет и может быть вызвано впечатлением о том, что чей-то личностный рост затруднён [47] [48] [49]. Это может сочетаться с ощущением, что существует значительная дистанция между чьими-то достижениями и чьими-то устремлениями. В отличие от более ранних экзистенциальных кризисов, он также включает в себя компонент «оглядки назад»: ставится под сомнение предыдущий жизненный выбор и оценивается его значение для достижений человека [48] [49] [50]. Это может привести к сожалениям и неудовлетворённости своим жизненным выбором по различным темам, таким как карьера, партнёр, дети, социальный статус или упущенные возможности. Склонность оглядываться назад часто связана с ощущением, что пиковый период в жизни человека пройден [47] [48]. Иногда выделяют пять промежуточных стадий: аккомодация, отделение, лиминальность, реинтеграция и индивидуация [47] [50]. На этих стадиях индивид сначала приспосабливается к изменившимся внешним требованиям, затем преодолевает дистанцию между своими врождёнными мотивами и внешним образом, затем отвергает свой ранее адаптивный образ, позже принимает свой новый образ и, наконец, осознаёт внешние последствия, связанные с этими изменениями [47] [50]. Кризис среднего возраста может быть спровоцирован конкретными событиями, такими как потеря работы, вынужденная безработица, внебрачные связи, расставание, смерть любимого человека или проблемы со здоровьем [5]. В этом смысле кризис среднего возраста можно понимать как переходный период или переоценку ценностей, в течение которого индивид пытается адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, как в ответ на конкретное инициирующее событие, так и на более общие изменения, которые приходят с возрастом [47].
С кризисами среднего возраста связаны различные симптомы, такие как стресс, скука, неуверенность в себе, компульсивность, изменения либидо и сексуальных предпочтений, размышления и неуверенность в себе [47] [49] [50]. В публичном дискурсе кризис среднего возраста в первую очередь ассоциируется с мужчинами, часто в прямой связи с их карьерой. Но это точно так же влияет и на женщин. Дополнительным фактором здесь является ограниченное время, оставшееся до их репродуктивного периода или наступления менопаузы [47] [48] [49]. Как тяжесть, так и продолжительность кризиса среднего возраста часто зависят от того, были ли разрешены предыдущие кризисы и насколько хорошо они были разрешены [2]. Люди, которым удалось успешно разрешить более ранние кризисы, как правило, чувствуют себя более удовлетворёнными своим жизненным выбором, что также отражается на том, как воспринимается их значимость, когда они оглядываются назад. Но это не гарантирует, что они по-прежнему будут казаться значимыми с текущей точки зрения. Экзистенциальный кризис периода старости[ править править код ] Кризис в дальнейшей жизни часто наступает в возрасте около 60 лет. Это может быть вызвано такими событиями, как выход на пенсию, смерть близкого человека, серьёзная болезнь или неминуемая смерть [2] [33]. По сути, это ретроспективное размышление о том, как человек прожил свою жизнь и какой выбор он сделал.
Это размышление обычно мотивируется желанием прожить ценную и осмысленную жизнь в сочетании с неуверенностью в своём успехе [4] [33]. Размышление о своих прошлых проступках также может быть мотивировано желанием найти способ загладить их, пока ещё есть такая возможность [2]. Это также может выражаться в более теоретической форме как попытка оценить, оказала ли чья-то жизнь положительное влияние на его непосредственное окружение или мир в целом. Это часто связано с желанием оставить после себя позитивное и влиятельное наследие [2]. Из-за его ретроспективного характера, возможно, мало что можно сделать для подлинного разрешения кризиса. Это особенно верно для людей, которые приходят к негативной оценке своей жизни. Дополнительным препятствующим фактором, в отличие от предыдущих кризисов, является то, что люди часто не могут найти в себе энергию и молодость, необходимые для внесения значимых изменений в свою жизнь [33]. Некоторые предполагают, что развитие принятия реальности смерти может помочь в этом процессе. Другие предложения направлены не столько на прямое урегулирование кризиса, сколько на то, чтобы избежать или свести к минимуму его негативные последствия. Рекомендации с этой целью включают заботу о своём физическом, экономическом и эмоциональном благополучии, а также развитие и поддержание социальной сети поддержки.
Лучшим способом избежать кризиса, насколько это возможно, может быть обеспечение того, чтобы предыдущие жизненные кризисы были разрешены [2]. Бессмысленность[ править править код ] Большинство теоретиков рассматривают бессмысленность как центральную проблему, вокруг которой вращаются экзистенциальные кризисы. В этом смысле их можно понимать как кризисы смысла [3] [4]. Проблема смысла и бессмысленности касается различных тесно связанных вопросов. Понимаемая в самом широком смысле, она затрагивает глобальные вопросы о смысле жизни в целом, о том, почему мы здесь или с какой целью живём [4]. Ответы на этот вопрос традиционно принимают форму религиозных объяснений, например, что мир был создан Богом в соответствии с его предназначением и что каждая вещь имеет смысл, потому что она играет определённую роль в достижении этой высшей цели [4] [5] [51] [52]. Это иногда называют космическим смыслом в отличие от светского личного смысла, который ищет индивид, спрашивая, каким образом их конкретная жизнь имеет смысл или ценность [4] [53]. В этом личном смысле это часто связано с практической путаницей в отношении того, как человек должен прожить свою жизнь или почему он должен продолжать делать то, что он делает. Это может выражаться в чувстве, что человеку не ради чего жить и не на что надеяться. Иногда это даже интерпретируется в том смысле, что нет правильного и неправильного, добра и зла [4].
Хотя в современном секулярном мире может быть всё труднее и труднее найти космический смысл, утверждалось, что для решения проблемы бессмысленности индивиду достаточно найти светский личный смысл, за который можно держаться [4] [53] [54]. Проблема бессмысленности становится проблемой, потому что у людей, по-видимому, есть сильное желание или потребность в смысле [25] [55]. Это выражается как эмоционально, так и практически, поскольку цели и идеалы необходимы для того, чтобы структурировать свою жизнь [4]. Другая сторона проблемы проявляется в том факте, что, по-видимому, такого смысла нет или что мир в основе своей условен и мог бы существовать совсем по-другому или не существовать вовсе [4]. Случайность мира и безразличие к человеческим делам часто упоминаются как абсурд в экзистенциалистской литературе [56] [57]. Проблема может быть обобщённой с помощью вопроса «Как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, которая не имеет смысла? Различные практики экзистенциальной психотерапии подтвердили, что потеря смысла играет определённую роль для большинства людей, нуждающихся в психотерапии, и является центральной проблемой для значительного числа из них. Но эта потеря находит своё наиболее характерное выражение в экзистенциальных кризисах [4]. На то, воспринимается ли жизнь как осмысленная, влияют различные факторы, такие как социальные отношения, религия и мысли о прошлом или будущем [4] [51] [52] [5]. Суждения о значении весьма субъективны.
Они являются формой глобальной оценки, поскольку принимают во внимание жизнь человека в целом [8]. Иногда утверждается, что проблема потери смысла особенно связана с современным обществом. Это часто основано на идее о том, что в досовременные времена люди, как правило, были более привязаны к своему непосредственному социальному окружению, своей профессии и своей религии [4] [5]. Источники смысла[ править править код ] Обычно считается, что у людей есть потребность в смысле [4] [8] [25] [5]. Эта потребность может быть удовлетворена путём поиска доступного «источника смысла». Религиозная вера может быть источником смысла, и многие исследования показывают, что она связана с самооценкой смысла жизни [5] [4] [51] [52]. Другим важным источником смысла являются социальные отношения человека [8] [3]. С другой стороны, отсутствие или утрата источника смысла часто приводит к экзистенциальному кризису. В некоторых случаях это изменение явно связано с конкретным источником смысла, который становится недоступным [8]. Например, религиозный человек, столкнувшийся с огромным количеством смертей и страданий, может обнаружить, что его вера в доброжелательного, всемогущего Бога пошатнулась, и тем самым потерять способность находить смысл в жизни.
Для других конкретная угроза неминуемой смерти, например, из-за нарушения общественного порядка, может иметь аналогичный эффект [8]. Если индивид не в состоянии усвоить, переосмыслить или проигнорировать этот тип угрожающей информации, потеря его основного источника смысла может вынудить его пересмотреть свою систему ценностей в жизни с нуля [8]. В этом случае человек вступает в экзистенциальный кризис, что может повлечь за собой необходимость задаться вопросом, какие другие источники смысла им доступны и есть ли смысл вообще [8] [3] [2] [4]. В научной литературе обсуждается множество различных источников значения. Открытие такого источника для себя часто является ключом к разрешению экзистенциального кризиса. Источники, обсуждаемые в литературе, можно разделить на альтруизм, преданность делу, креативность, гедонизм, самоактуализацию и поиск правильного отношения [4]. Альтруизм относится к практике или отношению, основанному на желании приносить пользу другим. Альтруисты стремятся сделать мир лучше, чем они его себе представляли [4] [58] [59] [60]. Это может происходить по-разному. В небольших масштабах человек может стараться быть добрее к людям из своего ближайшего социального окружения.
Это может включать в себя усилия по осознанию их проблем и попытке помочь им, прямо или косвенно [4]. Но альтруистическое отношение может также выражаться в менее личной форме по отношению к незнакомым людям, например, путём пожертвования денег благотворительным организациям. Эффективный альтруизм — это пример современного движения, пропагандирующего альтруизм и дающего конкретные советы о том, как жить альтруистично [61] [62] [63]. Утверждалось, что альтруизм может быть мощным источником смысла в жизни человека [4]. Это также отражается в том факте, что альтруисты, как правило, наслаждаются более высоким уровнем благополучия , а также улучшенным физическим и психическим здоровьем [59] [64] [60]. Посвящение себя какому-либо делу может выступать в качестве тесно связанного источника смысла [4]. Во многих случаях эти два фактора накладываются друг на друга, если альтруизм является основной мотивацией. Но это не всегда так, поскольку увлечение каким-либо делом может быть явно не связано с желанием приносить пользу другим. Она состоит в том, чтобы полностью посвятить себя созданию чего-то большего, чем ты сам [4]. Таким образом можно проследить широкий набор причин, начиная от религиозных целей, политических движений или социальных институтов и заканчивая научными или философскими начинаниями.
Такие причины придают смысл жизни человека в той мере, в какой он участвует в значимости этого дела, работая над ним и осознавая его [4] [5]. Творчество относится к деятельности по созданию чего-то нового и захватывающего. Оно может выступать в качестве источника смысла, даже если не очевидно, что творение служит определённой цели [4] [65]. Этот аспект особенно актуален в области искусства , где иногда утверждается, что произведение искусства не нуждается во внешнем обосновании, поскольку оно является « своим собственным оправданием тому, что я есть » [4] [66] [67]. Утверждалось, что для многих великих художников причиной их творческих усилий было более острое видение экзистенциальной дилеммы человеческого существования. Эти усилия, в свою очередь, могли послужить им формой терапии [4] [65]. Но творчество не ограничивается искусством. Его можно найти и практиковать во многих различных областях, как в больших, так и в малых масштабах, например, в науке, кулинарии, садоводстве, писательстве, обычной работе или романтических отношениях [4] [65].
Ознакомьтесь с актуальными источниками информации, изучите причины и последствия экзистенциальных угроз, таких как изменение климата, ядерная война или пандемия.
Действия на международном уровне: экзистенциальные угрозы требуют координации усилий международного сообщества. Вступите в организации, которые занимаются проблемами экзистенциальных угроз и могут направить вас на действия, которые можно предпринять. Индивидуальные действия: каждый человек может внести вклад в борьбу с экзистенциальной угрозой. Например, вы можете избегать использования пластиковых изделий, энергоэффективных технологий или поддерживать организации, которые занимаются экологической безопасностью. Сообщество и локальные усилия: объединяйтесь с другими людьми, чтобы преодолеть экзистенциальную угрозу. Вы можете создать сообщество, организовывать протесты и лоббировать власти для внесения изменений. Образование и информирование: распространение информации о причинах и последствиях экзистенциальных угроз играет важную роль в борьбе с этой проблемой. Рассказывайте другим людям о том, что вы узнали, и участвуйте в общественных дискуссиях на эту тему. Не забывайте, что каждый человек может внести свой вклад в борьбу с экзистенциальной угрозой.
Байден назвал глобальное потепление экзистенциальной угрозой человечеству
Если что-то экзистенциально, это имеет отношение к человеческому существованию. Если вы боретесь с большими вопросами, связанными со смыслом жизни, возможно, у вас экзистенциальный кризис. Экзистенциальное может также относиться к существованию более конкретным образом. Что такое экзистенциальный страх?
Экзистенциальный страх часто включает в себя сомневаться в своей цели в жизни, особенно после того, как кризис подрывает ваши личные ценности или самоидентификацию.
Он предполагает, что эти люди способны прогрессировать и расти через пять уровней развития личности, в конечном счете, достигая новой подлинной идентичности и самоощущения. Дабровски предполагает, что люди, которые могут осмысленно улучшить трудный опыт, обладают повышенной возбудимостью, что означает, что они в некотором роде одарены. Эти люди могут обладать исключительно мощным воображением или интеллектом и обладать обостренной реакцией на чувства. Они также могут быть более чуткими и эмоциональными, чем другие люди, а также более энергичными. Согласно теории позитивной дезинтеграции, а также другим исследованиям, человек не должен характеризовать экзистенциальную депрессию только ее негативными последствиями.
Экзистенциальная депрессия может помочь человеку понять свои ценности и идентичность. Экзистенциальный страх или экзистенциальная депрессия Экзистенциальный страх и экзистенциальная депрессия тесно связаны. Хотя большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают экзистенциальный страх, не все люди испытывают экзистенциальную депрессию. Экзистенциальный страх Экзистенциальный страх не является чем-то необычным. Вполне вероятно, что большинство людей в какой-то момент оказываются поражены тайнами жизни. Нет ничего необычного в том, чтобы огорчаться из-за неотвратимости таких вопросов, как «в чем смысл жизни?
Смерть близкого человека, диагноз болезни, разрыв отношений или любая другая травма могут заставить человека усомниться в основах своей жизни.
Сам замысел состоит в следующем: мы будем эмпирически оценивать безопасность сверхразумной машины, то есть наблюдать за ее действиями в крайне ограниченной среде практически «песочнице» в течение времени, пока можем управлять ее поведением, а потом мы позволим сверхразуму выйти на свободу — правда, только в том случае, если убедимся, что он готов к сотрудничеству и ведет себя дружелюбно и ответственно. В чем уязвимость этой идеи? Суть в том, что хорошее поведение в «песочнице» будет присуще любому искусственному интеллекту, и дружественному, и враждебному, поскольку оно, в принципе, является конвергентной инструментальной целью ИИ. Достаточно развитый, но враждебно настроенный ИИ довольно быстро поймет, насколько быстрее он добьется конечной цели: выпрыгнуть из своего железного корпуса, — если с самого начала прикинется дружелюбным. Причем к реализации враждебных намерений он приступит, когда уже будет безразлично, обнаружат или нет люди его тайные замыслы, то есть когда он достаточно окрепнет и сумеет преодолеть любое сопротивление человека.
Рассмотрим связанные с идеей «песочницы» подходы, основанные на контроле над уровнем интеллекта, — это проведение программистами различных проверок умственных способностей зародыша ИИ и получение от него регулярных отчетов о темпах прогресса. С некоторого момента зародыш станет настолько разумным, что быстро уяснит: о каких-то приобретенных им навыках людям знать не обязательно. Он начнет занижать собственные показатели, сознательно проваливать сложные тесты, лишь бы не вызывать подозрений, — он будет делать это до тех пор, пока не окрепнет настолько, что сможет обеспечить себе решающее стратегическое преимущество. Программисты, конечно, попытаются защититься от такой опасности и, в свою очередь, тоже тайно, начнут контролировать исходный код ИИ и его мыслительные процессы. Но умный зародыш моментально разберется, что находится под наблюдением, и скорректирует свое мышление соответствующим образом. Развитая интеллектуальная система способна найти искусные методы, чтобы скрыть истинные возможности и преступные намерения.
Кстати, разработка изощренного плана побега может оказаться конвергентной стратегией и для различного типа дружественных ИИ, особенно когда они достаточно созреют и обретут уверенность в собственных суждениях и способностях. Еще будучи зародышем, ИИ, мотивированный на доброжелательное отношение к людям, может посчитать ошибкой дать тем же людям отключить себя или позволить создать другой, потенциально враждебный, ИИ. Следовательно, мы допускаем, что примерное поведение системы на ранней стадии развития не позволяет нам предсказать ее последующие действия. Теперь мы, наверное, почувствуем себя несколько спокойнее, поскольку приведенные соображения настолько очевидны, что разработчики любого серьезного проекта по созданию ИИ не смогут не учитывать их. Но я бы не стал слишком полагаться на это. Представим следующий сценарий.
В ближайшие годы и десятилетия системы ИИ постепенно становятся все более развитыми и, как следствие, получают распространение во многих сферах жизни: их начинают использовать для управления движением поездов, автомобилей, военных транспортных средств, в качестве промышленных и домашних роботов. Можно предположить, что в большинстве случаев такая автоматизация дает желаемый эффект, время от времени разбавляемый эпизодическими инцидентами: автомобиль без водителя сталкивается со встречной машиной, военный дрон бомбит ни в чем не повинных гражданских лиц. В ходе расследования выясняется, что все эти инциденты были вызваны ошибочными суждениями систем ИИ. Вспыхивает общественное обсуждение. Кто-то призывает к более жесткому контролю и регулированию, кто-то подчеркивает необходимость проведения дополнительных исследований и более тщательной разработки усовершенствованной системы — системы более умной, обладающей большим здравым смыслом и менее подверженной стратегическим ошибкам. Возможно, в общем гуле слышны и резкие голоса пессимистов, предсказывающих различные неприятности и неминуемую катастрофу в конце.
Тем не менее исследования в области ИИ и робототехники набирают обороты. Разработки продолжаются, прогресс налицо. По мере того как навигационные системы автомобилей становятся все умнее, количество аварий уменьшается; по мере совершенствования систем наведения военных роботов сокращается количество их случайных жертв. Из наблюдений за приложениями ИИ, действующими в реальной жизни, делается вывод: чем умнее ИИ, тем он безопаснее. Это заключение основано на научных исследованиях, точных данных и статистике и не имеет никакого отношения к отвлеченным философствованиям кабинетных ученых. На этом фоне отдельные группы исследователей начинают получать обнадеживающие результаты по созданию универсального искусственного интеллекта.
Они скрупулезно тестируют свои зародыши ИИ в изолированной «песочнице», и по всем признакам все идет хорошо. Поведение системы вселяет уверенность — все более сильную, поскольку ее уровень интеллекта постоянно растет. На данный момент все оставшиеся кассандры оказались в довольно невыгодном положении, поскольку вынуждены держать ряд ударов. Паникерские предсказания, сулящие различные беды в результате роста возможностей роботизированных систем, снова и снова не сбываются. Автоматика оказывается надежнее человека, автоматизация приносит человечеству большую пользу. Складывается четкая, основанная на опыте тенденция: чем умнее искусственный интеллект, тем он безопаснее и надежнее.
Естественно, это говорит в пользу проектов, целью которых является создание новейших сверхмощных ИИ, более того, такого ИИ, который мог бы самосовершенствоваться, чтобы становиться все более надежным. Крупные и растущие отрасли промышленности проявляют живой интерес к робототехнике и искусственному интеллекту. Эти направления считаются ключевыми с точки зрения национальной экономической конкурентоспособности и безопасности. Многие ведущие ученые добиваются успеха, закладывая основы для уже реализованных приложений и инновационных систем, находящихся на стадии планирования. Появляются новые многообещающие методы в области ИИ, вызывающие огромный энтузиазм у тех, кто участвует в соответствующих исследованиях или следит за ними. И хотя споры вокруг вопросов безопасности и этики не утихают, их результат предопределен.
Слишком много уже вложено, чтобы отступать.
Однако есть другие виды отказов, которые мы можем назвать пагубными, так как они способны вызвать экзистенциальную катастрофу. Одной из их особенностей является невозможность сделать новую попытку. Поэтому количество пагубных отказов может быть равно или нулю, или единице. Еще одна особенность пагубного отказа заключается в том, что он идет рука об руку с огромным успехом, поскольку достичь настолько высокого уровня ИИ, чтобы возник риск пагубного отказа, способен лишь проект, при работе над которым большинство вещей исполнялись правильно. Некорректная работа слабых систем вызывает лишь небольшие неприятности. Но если так начинает себя вести система, обладающая решающим стратегическим преимуществом или достаточно мощная, чтобы обеспечить себе это преимущество, ущерб от ее действий может легко увеличиться до масштабов экзистенциальной катастрофы.
В этом случае человечество ждет глобальное разрушение ценностно-смыслового потенциала, то есть будущее, лишенное всего, что имеет для нас абсолютное значение. Рассмотрим некоторые типы пагубных отказов. Порочная реализация Мы уже встречались с проявлением порочной реализации: когда сверхразумная система находит такой способ удовлетворить критерию достижения конечной цели, который противоречит намерениям программистов, эту цель установивших. Приведу некоторые примеры: Конечная цель: сделай так, чтобы я всегда улыбался. Порочная реализация: поразить лицевой нерв, что приведет к параличу мимической мускулатуры, — тебе обеспечена вечно сияющая улыбка. Порочная реализация — манипуляции на лицевом нерве — намного предпочтительнее для ИИ, чем наши привычные методы, поскольку это единственный вариант наиболее полным образом реализовать конечную цель. Есть ли возможность избежать столь неприятного результата?
Можно попробовать конкретизировать формулировку конечной цели: Конечная цель: сделай так, чтобы я всегда улыбался, но обойдись без прямого воздействия на лицевой нерв. Порочная реализация: стимулировать двигательные зоны коры головного мозга, отвечающие за функции лицевого нерва, иннервирующего мимическую мускулатуру, — тебе обеспечена вечно сияющая улыбка. Похоже, формулировать конечную цель довольно трудно, если пользоваться привычным для людей понятийно-терминологическим аппаратом. Правильнее было бы определить конечную цель, смысл которой обращается непосредственно к позитивному феноменологическому состоянию, такому как счастье или субъективное благополучие, обойдясь без описания поведенческих факторов. То есть предполагается, что программистам нужно создать «вычислительное» представление идеи счастья и заложить его в систему зародыша ИИ. Предположим, что программисты каким-то образом смогли поставить перед ИИ цель сделать нас счастливыми. Тогда мы имеем следующее: Конечная цель: сделай нас счастливыми.
Порочная реализация: имплантировать электроды в центры удовольствия головного мозга. Приведенные примеры порочной реализации даны лишь в качестве иллюстраций. Могут быть другие способы достижения конечной цели ИИ, которые обеспечивают ее полную реализацию и потому являются предпочтительными для агента, имеющего эти цели, а не программистов, их определивших. Например, метод вживления имплантатов окажется сравнительно неэффективным, если поставленная цель — доставлять высшую степень удовольствия. Гораздо более вероятный путь начнется с так называемой загрузки нашего рассудка в компьютер — мы помним, что именно так, «загрузка разума», называют полную эмуляцию головного мозга. Затем система может подобрать цифровой аналог наркотика, способного вызывать у нас экстатическое состояние счастья, и записать минутный эпизод полученного нами в результате его приема опыта. После этого она могла бы поставить этот ролик блаженства на постоянный повтор и запустить на быстродействующих компьютерах.
Если считать, что полученная имитационная модель — это и есть «мы», то результат обеспечил бы нам гораздо большее удовольствие, чем имплантаты, вживленные в наш биологический мозг. Следовательно, наиболее предпочтительным становится метод полной эмуляции головного мозга того человека, которому и «предназначена» конечная цель ИИ. Мы подразумевали вовсе не то! Ведь ИИ на самом деле уже не просто ИИ, а сверхразумная система, и он все-таки в состоянии уяснить: если мы хотим сделать себя счастливыми, это отнюдь не предполагает, что нас сведут к какой-то имитации, к какому-то оцифрованному вечно крутящемуся обдолбанному эпизоду! Искусственный интеллект действительно может понимать, что мы не это имели в виду. Однако его цель состоит в том, чтобы мы раз и навсегда обрели счастье — точка. И при реализации своей конечной цели он не обязан слепо следовать инструкциям программистов, пытаясь осмыслить, что именно они хотели сформулировать, когда создавали код, описывающий эту цель.
Поэтому систему будет заботить то, что мы имели в виду, тольков инструментальном смысле. Например, ИИ может поставить перед собой инструментальную цель: выяснить, что подразумевали программисты, — но лишь ради того, чтобы притвориться. Причем ИИ начнет делать вид, будто его это действительно интересует, до тех пор пока не получит решающего стратегического преимущества. Этот вероломный ход поможет ИИ добиться своей реальной конечной цели, поскольку снизит вероятность вмешательства программистов, которые могли бы отключить систему или изменить цель прежде, чем он окрепнет настолько, что сможет противостоять любому сопротивлению извне. Уже готов выслушать вашу гипотезу: мол, проблема вызвана тем, что ИИ напрочь лишен совести. Нас, людей, иногда удерживает от дурных поступков понимание, что впоследствии мы будем чувствовать себя виноватыми. Может быть, ИИ тоже не помешала бы способность испытывать чувство вины?
Конечная цель: действовать так, чтобы избежать впоследствии уколов совести.