Соборование — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом
За записанных в тетрадь людей молится собор священников отсюда название Таинства — «Соборование». В случае необходимости Таинство может совершать и один священник. Во время Соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук. Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Лучше прийти в одежде с открытым воротом. После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но выбрасывать ее нельзя: либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. Детей соборуют с того возраста, когда они могут самостоятельно исповедовать грехи. Как проходит Соборование?
Помазание — это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый». Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия.
Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно и добавлять в пищу , елей — помазываться и наливать в лампадки. Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями.
Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников.
Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь.
Абие же поют, Аллилуиа, на глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Таже тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго. Посем псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
И канон, пение Арсениево. Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину, невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть. Елеем благоутробия, Владыко, утешаяй присно души, купно и телеса человеческая, и храняй елеем верныя: Сам и ныне ущедри елеем приступающия к Тебе. Твоея милости, Владыко, полна есть вся земля: темже елеем божественным Твоим честным помазуеми днесь, еже паче ума Твоей милости, верно просим Тя, податися нам.
Слава: Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый: тех мольбами вся печатию Твоею помилуй.
Так ли это? Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Какова значимость помазания елеем в Ветхом Завете Большинство библейских упоминаний о елее находятся в Ветхом Завете. Использование оливкового масла имело широкое применение в Израиле. Это масло использовалось для приношения жертв в храме, для хлебных приношений, в наполнении священнических кадил, которые использовались в Скинии. Так как наша тема относиться конкретно к помазанию елеем, в этой статье мы сосредоточимся на нескольких стихах, которые широко говорят о помазании елеем. Исход 30:23-32 — Использование елея для священного помазания Скинии. В этих стихах оливковое масло было подготовлено специальным образом. А именно: Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания. В 25-ом стихе, все эти благовонные вещества вместе были названы «миро для священного помазания». Именно этим маслом должна была быть помазана Скиния и все сосуды Скинии. После, в 30-ом стихе, Господь говорит следующее: Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. Этот елей считался святым и не разрешалось помазывать им ни одного человека, кроме священников и элементов Скинии. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас. Оно изготовлялось особым образом. Как Давид, так и Соломон были помазаны елеем в цари. Есфирь 2:12 — Использован с косметической целью. Значение помазания елеем для Есфири имело косметическую особенность и не использовался в контексте болезней. Перед первым приходом к императору, в течении 6 месяцев Есфирь помазывалась елеем и другими благовонными веществами. Все эти элементы были использованы для ее подготовки, чтобы она выглядела как можно лучше, когда она предстанет перед императором. Псалом 45:15 также говорит нам что елей украшает лицо. Псалом 44:8 — Пророчество о Господе Иисусе. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Исаия 1:6 — Елей смягчает раны От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Он говорит о елее как смягчаемой мази, лекарство, которое может смягчить гноящиеся и неочищенные раны народа Израильского. Подскажите пожалуйста, была на службе в селе впервые поехала, хотелось посмотреть Храм. Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил. А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем.
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
— Во время соборования люди держат в руках зажженные свечи. На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием). Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. Главная» Новости» Пасхальное соборование в церкви 2024 когда.
Масло, миро и смысл их освящения
Затем совершается помазание елеем при чтении молитвы: «Отче Святый». О молитве «Отче святый» в Требнике сказано, что «сия молитва глаголется от единого коегождо священника, по еже рещи Евангелие и молитву помазуещего, вкупе елеем недугующего», то есть молитва «Отче Святый Врачу» произносится тем одним священником, который помазывает елеем. А помазывает по очереди каждый из семи священников, совершающих Таинство. Тот же священник из числа семи, которому приходится помазывать больного елеем, читает пред тем Евангелие и после него особую молитву о недугующем. Обыкновенно он же пред Евангелием, а также пред Апостолом говорит: «Мир всем» и произносит возглас по ектении; «Помилуй нас, Боже». После седьмого помазания «больной, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держима от своих си стоит, или сидит.
Аще же не может сам, священницы сами обстоят его, на одре лежащего». Настоятель, взяв святое Евангелие и разогнув его, возлагает письменами на главе больного, как бы руку Самого Спасителя, исцеляющего недужных чрез прикосновение. Евангелие придерживают все священники. Настоятель же не возлагает руки, но читает во всеуслышание молитву, называемую разрешительною, в которой говорит «Царю святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех…, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего» Требник. Таким образом, в этой молитве, читаемой настоятелем, принимают молитвенное участие и прочие священники тем, что придерживают святое Евангелие руками.
Обыкновенно больной постоянно во время чтения молитвы повторяет «Господи, помилуй». Снятое с главы больного Евангелие дают ему целовать. Затем диакон произносит краткую ектению: «Помилуй нас, Боже», поют стихиры бессребреникам, целителям и Пресвятой Богородице и бывает отпуст, на котором воспоминаются сила животворящего креста Господня и молитвы святого славного и всехвального апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского, брата Божия, побуждавшего к совершению таинства елеосвящения Иак. Потом больной просит прощения, что составляет принадлежность молитв покаянных в пост.
Вместе с тем, многие по своему желанию читают: покаянные каноны Христу, Богородице, Ангелу Хранителю; каноны и акафисты святым целителям — особенно, если человек болен физически; можно молиться свв. Косме и Дамиану, свт. Луке Крымскому, блж. Ксении Петербургской, Матроне Московской, или иным угодникам Божиим, к которым есть желание обратиться. Сколько длится чин В среднем около 2 часов, но все зависит от количества участников Таинства — если оно проходит в храме. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше.
Однако, и в таком случае это далеко не короткий чин — не менее часа. Как проходит Таинство в храме Пришедшие принять Елеосвящение обычно становятся рядами — так, чтобы священники, которые будут помазывать каждого, могли свободно идти между стоящими. С началом Таинства зажигают свечи и внимательно слушают то, что читается и поется. Вот что происходит во время Соборования: сначала совершается общее молебное пение о болящих: читаются псалмы, диакон произносит о них краткие моления, затем следует канон; после этого звучит молитва священника над елеем — маслом, принесенным верующим; оно, а также вино, пшеница, стоят на столе посреди храма; этот освященный елей, смешанный с вином будет нужен для помазания верующих; во второй части Таинства происходит семикратное чтение Апостола, Евангелия и молитв о болящих; читаемые фрагменты писания подобраны так, чтобы приводить на память присутствующих все, что известно из него о помазании маслом больных и исцелениях; например, в первом Апостольском чтении звучат слова св. Иакова о помазании больных от «пресвитеров Церкви», а Евангелие читается о человеке «впавшем в разбойники» и израненном, которому «возливая масло и вино» помогает самарянин Лк. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят — это возбраняется Уставом. Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью. Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло. Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей».
После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником». При этом читается особая молитва, в которой Господа еще раз просят об исцелении. Если Соборование общее, то два священника, держащие раскрытое Евангелие, обходят с ним всех участников Таинства, возлагая на главу каждого, в то время как старший из священников читает молитву. Наконец, следует заключительная ектения — и отпуст, то есть благословение от священника всем, принявшим Таинство: и каждый, «приим от них благословение и прощение, отходит благодаря Бога».
Нет необходимости как-то специально готовиться к соборованию в пост, тем более, если вы по мере сил его соблюдаете.
Нужно узнать, когда таинство будет совершаться в том или ином храме, и прийти немного заранее, чтобы записаться и приобрести свечу. Можно также найти текст богослужения, чтобы с пониманием присоединиться к молитвам и следить за чтением фрагментов Священного Писания. Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны. Молитвы перед соборованием в Великий пост Специальных молитв для чтения перед Соборованием нет, и как-то особым образом готовиться к этому таинству необязательно, но, чтобы обрести нужный настрой, верующие накануне могут обратиться ко Христу, Богородице и святым. Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи. Верующие просят в первую очередь избавления от душевных недугов, потому как они гораздо больше вреда приносят человеку, чем телесные, но по Своему милосердию Создатель может вылечить и последние.
Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю.
В чем же его суть? Во-вторых, что не менее важно, в Соборовании человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния и которые мы сознаем и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество неосознанных грехов, это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в Соборовании. Чаще всего это период Великого Поста, реже — Рождественского. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься.
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов. Евангелие Лк. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам. Второе чтение — Рим. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога. Во втором же Евангелии Лк.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных.
Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Если человек болен, он может собороваться чаще. Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. В христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. К соборованию могут прибегать те, кто страдает духом от смерти близких, от горя, чтобы собраться с силами и не отчаиваться. Вопрос: Можно ли соборовать детей? Ответ: Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет.
В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». По учению католицизма, единственной целью елеосвящения служит избавление от грехов и приготовление к мирной кончине, но отнюдь не исцеление от болезни; поэтому оно совершается у католиков только над людьми безнадежно больными, близкими к смерти. Относительно неправильности такого католического понимания таинства писал еще блж. Симеон Солунский, указывая, что католики «умствуют вопреки Спасителю и апостолам Его», неправильно толкуя соответствующие места Священного Писания Иак. Такое неправильное понимание таинства иногда встречается и у нас среди верующих, считающих, что только умирающих надо напутствовать этим таинством. Здесь надо оговориться, а именно в том отношении, что нельзя также понимать таинство как что-то такое, что заменяет собой «дерево жизни» и обязательно должно давать выздоровление. Могут быть разные состояния больного: Когда он уже созрел духовно для вечности, или когда продолжение его жизни ему уже не полезно с точки зрения его вечного спасения, и Господь, по Своему неисповедимому благому Промыслу и всеведению, приводит человека к переходу в вечность. Но может быть и другое состояние больного, когда он еще духовно не созрел, еще далек от христианской духовности. Для такого человека необходимо продолжать скорбный путь земной жизни в условиях этого существования, страдать и бороться здесь, на земле, со своей греховностью, чего он не сумел и не успел сделать. И вот по отношению такого больного особо приложима и действенна молитва Церкви о его душевном оздоровлении и телесном выздоровлении. И сама болезнь должна послужить поворотным моментом для души, толчком к внутреннему душевному перевороту чрез покаяние. А с душевным выздоровлением, по вере Церкви, тесно связано и само телесное выздоровление. Болезнь может быть послана Богом и людям высокой духовной жизни для их душевной пользы, для их спасения и совершенствования. Елеосвящению обычно предшествует исповедь. Таким образом, в духовном смысле елеосвящение тесно связано с покаянием. Это не значит, что покаяние есть само по себе недостаточное таинство, но только больной по немощи не может исполнить все условия истинного покаяния. При таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и, молитвою веры от лица всей Церкви, умоляет Бога даровать недужному вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. При этом ради молитв Церкви больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в таинстве Покаяния, а именно: — грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения больного; — грехи «недоуменные» и грехи неведения; [7] — грехи, бывшие причиной болезни, но болящий не знал о них; — грехи, которые больной, по тяжкой немощи своей, не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи, как пишет блж. Симеон Солунский, благодатию Божией отпускаются болящему чрез таинство Елеопомазания. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении, и после всеобщего воскресения Ин. Сверху пшеницы ставится пустой сосуд «кандило праздное», т.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Не мучьтесь, то, что таинство соборования действенно и при одном помазании, не синод придумал, всегда так было. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. для наших любимых читателей.
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи». Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни. В последовании «общего» Соборования помазание совершается в конце службы и только после нижеследующего (см. ниже). Изначально таинство соборования проводилось путем возложения рук Свершителя, но в апостольские времена его заменили на помазание елеем. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят – это возбраняется Уставом.
Войти на сайт
Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё.
О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.
Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства, как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Два варианта, одна суть. Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм.
В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство?
По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.
Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Если Соборование проходит во время поста, ответ очевиден. В других случаях об этом лучше спросить священника. Во всяком случае, никаких требований поста перед Таинством нет, а для больных пощение может оказаться и вредным. Многие же пастыри говорят, что сама болезнь и есть необходимый пост, ведь она так или иначе сопряжена с ограничениями себя, к тому же страдания смиряют и без особого телесного воздержания. Но если есть возможность и желание соблюсти посильное пощение, Господь, конечно, воздаст верующему за это усердие. Молитва перед Соборованием Какого-либо молитвенного правила во время подготовки к Таинству Русская Церковь не знает.
Вместе с тем, многие по своему желанию читают: покаянные каноны Христу, Богородице, Ангелу Хранителю; каноны и акафисты святым целителям — особенно, если человек болен физически; можно молиться свв. Косме и Дамиану, свт. Луке Крымскому, блж. Ксении Петербургской, Матроне Московской, или иным угодникам Божиим, к которым есть желание обратиться. Сколько длится чин В среднем около 2 часов, но все зависит от количества участников Таинства — если оно проходит в храме. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше. Однако, и в таком случае это далеко не короткий чин — не менее часа. Как проходит Таинство в храме Пришедшие принять Елеосвящение обычно становятся рядами — так, чтобы священники, которые будут помазывать каждого, могли свободно идти между стоящими. С началом Таинства зажигают свечи и внимательно слушают то, что читается и поется.
Вот что происходит во время Соборования: сначала совершается общее молебное пение о болящих: читаются псалмы, диакон произносит о них краткие моления, затем следует канон; после этого звучит молитва священника над елеем — маслом, принесенным верующим; оно, а также вино, пшеница, стоят на столе посреди храма; этот освященный елей, смешанный с вином будет нужен для помазания верующих; во второй части Таинства происходит семикратное чтение Апостола, Евангелия и молитв о болящих; читаемые фрагменты писания подобраны так, чтобы приводить на память присутствующих все, что известно из него о помазании маслом больных и исцелениях; например, в первом Апостольском чтении звучат слова св. Иакова о помазании больных от «пресвитеров Церкви», а Евангелие читается о человеке «впавшем в разбойники» и израненном, которому «возливая масло и вино» помогает самарянин Лк. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят — это возбраняется Уставом. Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью. Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло. Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей».
Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая "благочестивая традиция". Еще одна благочестивая традиция -- брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома. Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе Елеосвящение, от греческих слов «масло» -- «элайоа» и «милость» -- «элеос» — таинство помазывания освященным маслом елеем. Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости. Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни. Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа. Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста.
Спаси Господи! Отвечает священник Димитрий Полинкевич: Здравствуйте, Татьяна! Служба елеопомазания в храме означает сугубую обильную милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника. Само помазание освященным елеем на службе передает нам благодать через чувственный предмет — елей масло. Обычно принято помазывать крестообразно, в знамение спасительного Креста Господня, но сам по себе этот жест не имеет канонического предписания. Почему священник так помазывал — не известно. Точно также и целование руки — это благочестивый обычай, ведь само помазание елеем уже есть благословение. Мне кажется, не стоит Вам сильно переживать по этим не значительным поводам, чтобы не потерять торжество и святость причастности святому дню праздника, ведь в разных храмах неканонические особенности службы могут различаться. Вконтакте Одноклассники Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь? Суть Таинства Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств - Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест , который верующий должен носить всю жизнь. Обряд миропомазания в православной церкви И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом. Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов. Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей. Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру. То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству - поскольку происходит невидимо, таинственно. Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе. История Таинства и его отличия В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых. Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы , такое действо имело и глубоко символический смысл - так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея. Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому. Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ | – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. |
Чинопоследование Таинства Соборования | Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. |
Последование таинства Елеосвящения (Соборования) - Переводы богослужений | Соборование длится долго, от 2 часов, при условии, что будет собороваться 1-2 человека, но если людей, желающих собороваться много, то и времени нужно больше. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе. |
Таинство Елеосвящения (Соборование) | Правмир | Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения (соборования)? |
Что такое Елеопомазание (Соборование)
- Соборование: выздороветь и воскреснуть | Православный журнал "Нескучный сад"
- Как проходит Соборование?
- Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение
- 26 марта - таинство Елеосвящения (Соборования)
- Что делать с маслом после соборования?
Навигация по записям
- История таинства
- (?)..Помазывать при Соборовании можно не семь раз, а один - Вопрос-ответ - Форум Оптиной Пустыни
- Содержание
- Что происходит в храме во время и после запричастного стиха — Свято-Троицкий кафедральный собор
- ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
- Помазание в церкви – что это, зачем и как проводится | Православиум
Таинство Соборования
Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых. Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы , такое действо имело и глубоко символический смысл - так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея. Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры.
Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.
Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные , экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое. Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост , на Крестопоклонной неделе.
Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава. Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.
Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме - подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту. Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни , а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.
Видео о таинстве Миропомазания При соборовании помазывают елеем. Елей — освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных.
Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» Мк. По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля а иногда и пророк именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом.
Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде — благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях.
Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами Зах 4. Елеопомазание — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое. Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо Притч 5.
Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.
Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью курсив — ред. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим.
Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней.
Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74.
История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75.
После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви.
Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.
Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «на стиховне» 77 содержали в себе моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов.
Но если человек сознательно утаил какой-то грех, то это будет лукавством с его стороны. Где есть лукавство, там нет веры и доверия Господу, и мы не имеем права расчитывать на Его милость. Милость Божия не имеет границ, она может совершиться даже там, где не хватает нашей веры, но считать, что мы что-то специально не исповедуем и пойдем с этим грехом на Соборование, где грехи не произносят вслух, будет какой-то магией и лукавством.
Так ли это? Поэтому если родные видят, что человек уже близок к тому, чтобы перейти в мир иной, конечно, нужно позвать священника для того, чтобы пока человек в сознании, священник мог бы с ним поговорить и принять его покаяние. Это самое главное. Если человек хотел исповедоваться, но по каким-то причинам не успел, священник должен рассудить и, возможно, совершить над ним Таинство Соборования, помолившись о прощении его грехов, которые он сейчас уже в силу тяжелого состояния не может осознать и в которых не может раскаяться. Я не считаю, что каждый человек перед смертью должен обязательно пособороваться. Соборование — это не Таинство смерти, это Таинство жизни, потому что все молитвы в Соборовании имеют следующий смысл: Господи, даруй этому человеку здоровье, чтобы он мог послужить Тебе еще.
Это Таинство во исцеление. И уж тем более оно не ускоряет уход человека из этой жизни. Это суеверия. В таком случае им стоит молиться Господу о прощении его грехов и уповать на милосердие Божие. В Евангелии от Матфея Мф. Таким образом, если немощный человек не смог сам прийти в храм и адекватно исповедоваться, то по вере родных и близких, которые приглашают к нему священника, может произойти чудо прощения и исцеления.
Но важно понимать: то, что происходит в Церкви - это ни в коем случае не магия, не какие-то заклинания или обряды, это именно Таинство веры. А если человек отказывается от Таинства, несмотря на уговоры родственников, то в таком действе смысла не будет. Как говорится, невольник — не богомольник. Являются ли наши болезни наказанием за грехи? Болезнь — это посещение Божие. Нужно подумать, для чего Он нас посетил.
Возможно, этой болезнью Господь удерживает нас от каких-то еще более страшных жизненных ситуаций и грехов. Думаю, что бывают болезни, которые являются следствием явных грехов - пьянства, наркомании и т.
Все должно быть красиво и чинно.
Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви.
По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря.
Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш...
После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого.
Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес...
Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего...
Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ".
То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином.
Соборование. Таинство для болящих и не только
Во время помазания Параскева с трудом поцеловала Евангелие и металась так, что муж и сын еле удерживали ее. Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно, в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!). Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую?