Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Наиболее известными. Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023.
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово
При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки.
Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары.
Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка.
Торжка состоялся первый Рождественский праздник. Учащиеся монастырской воскресной школы представили небольшой концерт, посвященный событиям Рождества Христова. Ребята пели колядки, читали стихи, показали сценку.
Настоятель монастыря архимандрит Амфилохий Желябовский поздравил всех собравшихся с праздником, пожелал крепкой веры и добра в эти светлые святочные дни. Все воспитанники школы получили сладкие подарки. В минувшие выходные в храм святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини и инокини Анны Кашинской г.
Конаково по сложившейся традиции пригласили детей-инвалидов и их родителей общества «Надежда». Помощник благочинного по социальной работе иеромонах Августин Пирогов вручил подарки детям, рассказал семьям о празднике Рождества у Вертепа. Дети сами перемещали вертепные фигурки: Девы Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных.
Рассказ и действие сопровождалось пением тропаря, кондака и колядками, которые исполнил хор храма. На Святках наместник Старицкой Успенской обители игумен Дамаскин Леонов принял участие в богослужении в храме святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси на патриаршем подворье Старицкого Свято-Успенского монастыря в Москве.
На бортах таза прикрепите перегнутые полоски со всевозможными событиями: свадьба, увлечение, флирт, страстная любовь, болезнь, неудачи, выигрыш, и т. Возьмите скорлупу от грецкого ореха его половинку , положите в неё имя вопрошающего, в середине устанавливают маленький огарочек свечи. Отпустите лодочку на середину таза и в зависимости от того к какому краю она подойдёт и какую бумажку она подожжет - такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке. Царский сон Положите под подушку четырёх королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, тот приснится мне во сне! На исполнение желаний в новогоднюю ночь Сделайте много бумажных снежинок.
Вместе с гостями напишите на них ваши самые заветные желания, а после полуночи выходите на балкон всей компанией и скидывайте снежинки с желаниями вниз, чтобы они закружились в волшебном танце желаний.
В канун Нового года нужно получить деньги, что тоже - символ достатка. Ужин в Васильев вечер не должен быть пресным.
Раньше на стол ставили мясо, рыбу, пироги. Варили кашу. Детям в тульском центре народного творчества рассказывают о Святках.
Зачастую одним из главных атрибутов новогоднего наряда у женщин был яркий платок. В тульских деревнях существовала такая примета: если каша сварилась вкусной, год будет хорошим. Если каша не удавалась, ее бросали в прорубь, чтобы изменить судьбу.
Часто делали это с петухом. Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет.
Если в рожь, то жить она будет в богатой семье. Если в землю - значит, выйдет замуж за работящего мужчину. Если в глину, то муж будет печник, без печи ни одна изба не обходилась.
А если петух клюнет в кольцо, то девушка выйдет замуж. Мешок предвещал бедного мужа.
Святки-колядки. Тематический день в Чеховке
Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения. В историко-культурном центре «Старый Сургут» показали, как отмечали на Руси святки — двухнедельный период праздников, связанный со славянскими обрядами и традициями. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале
«Рождественские святки»
Святки: история и традиции праздника | 14 января в библиотеке-филиале № 12 имени А. П. Чехова прошел тематический день «Колядки матушки-зимы». |
А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки | Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале |
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки | 14 января в Русском центре Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества в Стамбуле состоялась встреча «Ох, уж эти святки!». |
Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала - Новости | Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. |
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади прямо перед Большим театром. Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.
Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви — цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней.
Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи». Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества.
Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли.
В этот период православный народ, окончив Рождественский пост , веселится и ликует о явлении в мир Христа.
На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рожества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей.
Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten.
По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки.
На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными.
Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города.
Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св.
Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.
Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров.
Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах.
Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ.
В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.
Это, вероятно, было связано с самыми длинными ночами, которые после дня зимнего солнцестояния начинали укорачиваться. Соответственно, день увеличивался. Праздновали Коляду вплоть до 6 января. В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года.
Именовать и стали Рождественскими Святками. В этот период все ходят друг к другу в гости. Современные колядки - обрядовые песенки - восхваляют Христа и возвещают о чуде Его Рождения.
Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины — в женщин и наоборот, а среди них — медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы. Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех. В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» в смысле брани или шутки. Ходят со своими музыкантами гитары, бубны, цимбалы, сопели, скрипки, гармоники , партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощение, или без него идут далее». В святочных ряженьях 1895 года в Петрозаводске принимали участие не только так называемые «заводские», но и чиновники, и вся интеллигенция вообще. Получалось нечто вроде «святочного карнавала».
Заканчивались святки в день Богоявления Крещенья. По народному представлению в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудное явление, надо прийти в самую полночь к реке и ждать у проруби в канун Крещения, вода считалась целебной. В день Крещения особые мастера-любители, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест-»сердань». На торжество собиралась масса народа, так что иногда лед трещал под тяжестью молящихся. Привлекала не только красота богослужения, но и купание многих из хухляков, которые очищали себя по обету от святочных прегрешений. Да и каждому прихожанину после святок необходимо было помолиться, испить священной воды и омыть ею лицо.
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
«Святки отмечают веками»: фольклорист о колядках и традициях празднования. Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023. Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох. Церковь чтит 12 дней после рождества. Их ещё называют Святыми днями или Святками.
«Рождественские святки»
Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»! Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. Когда начинаются Святки в 2023 году. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января.
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?
В России проходят Рождественские святки | читайте на ФедералПресс. |
Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала - Новости | Венчаться на Святки, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия, также нельзя. |
Народный календарь. Как правильно колядовать на Святки, 25 декабря | Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. |
Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты | Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. |
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово | считалось, что даже сушеная рыба в волшебную ночь ненадолго обретает дар речи. |
Обычаи в Рождественские святки
- Новости по теме
- Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
- Святки 2024
- 24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
- Нет комментариев
- Что такое Святки
Курсы валюты:
- Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения -Новости Сургута
- Читайте также:
- Святки — что это за праздник и как его отмечают
- Святки: страшные и святые вечера | Газета «Кижи» | Музей-заповедник «Кижи»
- Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса январь 2023
Богослужебные и уставные особенности периода Святок
- Новости по теме
- Народный календарь. Как правильно колядовать на Святки, 25 декабря
- Близкие понятия
- Православные отмечают Святки
- Читайте также
Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения
Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу. Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям.
Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца».
Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят. Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду.
В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки.
Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания.
Святки — особый праздник для всех православных верующих. Эти две праздничные недели — время для радости, веселья и отдыха. В святочные праздничные дни в художественной мастерской отделения социально-трудовых услуг прошло открытое занятие «Рождественские святки».
А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами.
Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни.
Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г. Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее.
Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних.
Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники.
Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов.
Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей.
Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках.
Когда Русь крестили, то зимние гулянья были приурочены к Рождеству Сына Божьего. Но отказываться от своих привычных традиций славяне не стали. Поэтому в Святках тесно переплелись языческие обычаи и церковные уставы. Народные приметы праздника Хозяйки на Святки накрывали более богатый стол, чем обычно. За ним собиралась вся семья, иногда приглашали друзей. Но за столом вели себя сдержанно. Считалось, что излишний шум отпугнет удачу и достаток. На Крещение также следили за погодой.
Приметы говорят, что теплый день предвещает плохой урожай. Если же в крещенскую ночь будет много звезд, то в следующем году можно ожидать хорошего приплода скота. Какие запреты на Святки нельзя нарушать Славянские праздничные дни были временем для отдыха и развлечений. Всю работу откладывали.
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний
Венчаться на Святки, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия, также нельзя. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.