Крещение Господне: история возникновения и смысл этого церковного праздника, какие существуют традиции, правила, обряды и приметы в России? На Крещение не приходится ни один из четырех православных постов, однако в Крещенский сочельник тем, кому позволяет здоровье, необходимо соблюдать определенные воздержания в пище.
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна и освящающего. Крещение господне 19 января. В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление.
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
Существует и еще одно название — Просвещение или Праздник Светов, ведь Христос пришел в мир, чтобы осветить светом тех, кто пребывал во тьме. Из-за упомянутой связи Богоявления и Рождества их празднования во многом схожи. В этот день предписан строгий пост. Постящиеся обязательно готовили сочиво — пшеничный напиток с изюмом на меду. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства. По давней традиции верующие ставили на стол наполненную водой чашу, что позволяло каждому стать свидетелем чуда Крещения. Рябь на поверхности означала, что Таинство свершилось.
Агиасма — крещенская вода — используется верующими весь год. В частности, ее ежедневно с молитвой пьют небольшими порциями натощак. Она придает силы, укрепляет здоровье, исцеляет болезни, «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Крещенская вода — уникальна. Она не портится в течение длительного времени. Скептики считают, что одно из объяснений — особые природные процессы, которые снижают количество бактерий в воде именно в это время года. Православные считают, что даже капля святой воды способна передать свои качества воде неосвященной, поэтому если агиасма заканчивается, ее разбавляют обычной водой. Если в православии Богоявление неразрывно связано с Крещением Спасителя, то в католицизме — с почитанием волхвов, которых часто называют «королями», отсюда и католическое название — Праздник трех королей. В исторических церквях, а также в лютеранстве и англиканстве крещение относится к таинствам. В других протестантских церквях, крещение понимается как символический обряд.
В костелах освящается кроме воды также мел и ладан, а сами празднования приходятся на 6 января.
И не может быть иначе - где явление Божие, там и преизбыток света, потому что Бог есть Свет. Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь.
Да и благословение на это от батюшки может получить далеко не каждый. Например, немощным и детям рекомендуется просто умываться святой водой. Считается, само по себе купание не очищает от грехов, если ему не предшествовал праведный образ жизни. На многих иконах Спаситель изображен в «водяном облаке», что символизирует чистоту Христа. Он вошел в Иордан и тут же вышел, в отличие от других крестившихся, которых, по преданию, Предтеча погружал в воду по шею и удерживал, пока те полностью не раскаивались в своих грехах. Частыми фигурами в композиции многих изображений Крещения являются Ангелы, подносящие Христу ризы трех цветов. По одной из трактовок, белые символизируют Божественный Свет, красные — Божественную Любовь, лазоревые предвосхищают крестные страдания Спасителя. Остатками языческой традиции являются Крещенские гадания, которые пользуются популярностью и сегодня.
На протяжении тысячелетий складывались приметы, связанные с Крещением. Так, по погоде пытались предсказать урожайность: если ясно — жди засухи, если пасмурно — урожай будет богатым. Одна из сомнительных традиций — воткнуть в дно крещенской проруби палку, которая якобы обеспечит успех пчеловодам и тем, кто разводит голубей, — не более чем суеверие. Предки использовали и крещенский снег, собирая его в специальные кувшины. Считалось, что талая вода способна излечить ноги парализованного или помочь при эпилепсии. Женщины же применяли ее в качестве аналога современного отбеливателя. Снег добавляли в корм домашним животным и птице. Люди верили, что лошади от него становились выносливее, а куры лучше неслись. Одним из крещенских оберегов становилась свеча, купленная во время церковной службы.
Ее клали возле икон. Считалось, что и не зажженная свеча на протяжении всего года сохраняла свет и тепло в доме. Иисус крестился в 30 лет. Крещеные в Крещение считаются самыми счастливыми людьми. Через крещение человек становится членом Церкви.
В народе бытует мнение о различии воды, освящаемой 18-го и 19-го января. Великий Чин водоосвящения один и тот же, и понятия «Иорданской» воды в церковных канонах нет. Неправильное понимание может быть связано со словами праздничного тропаря. Во время Великого Чина Освящения батюшка провозглашает тропарь, основанный на Евангельском событии: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», и читает его два дня, а не только 18 января. История освящения двух дней берет начало с тех самых времен, когда накануне праздника люди принимали Крещение. С годами христианство распространялось, и количество желающих креститься настолько увеличилось, что для этого определили дополнительные дни. Сегодня принять Крещение можно в любой день года, но традиция двухдневного освящения воды сохранилась. Во время освящения воды и 18, и 19 января мы видим действия священника, слышим пение церковного хора, молитвы и Священное Писание. Невидимо для нас освящение происходит Благодатью Божией. В молитве на освящение воды испрашивается Помощь Божия для исцеления телесных и духовных недугов. Придя домой, святой водой окропляют весь дом. Стены, мебель, посуду, двор, огород, сарай, гараж, автомобиль. Это делается не с каким-то оккультным смыслом, а с пониманием, что святая вода отгоняет зло и несет Божие Благословение. Одной из традиций, пришедшей из язычества и закрепившейся в нашей стране стало гадание на праздник. Нужно понимать, что ничего общего с христианством гадание не имеет. Подобные действия полностью противоречат Божественному промыслу в жизни человека. Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру. Так как священник погружает в нее серебряный крест. Но сколько ионов серебра будет содержаться в километровом водохранилище, глубиной двадцать метров? Тем более если по бедности, и крест-то у священника деревянный! Крещенская вода имеет другую структуру: об этом сняты целые телепередачи с подтверждением уважаемых ученых. И в этот великий праздник действительно освящаются все водоемы! И делает это, конечно, не крест и не священник, а Бог, поэтому Крещенская вода не портится в течении многих лет. И обладает чудесными свойствами: отгоняет духов тьмы и помогает от многих болезней.
Что можно и чего нельзя делать на Крещение
В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.
К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.
И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи.
Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение.
Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св.
Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык человеческий не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем».
Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии до отдания праздника включительно. К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Литургия в день Богоявления В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св.
Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста. На литургии: антифоны праздника. Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» — в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись». Даты Крещение в 2023 году — 19 января Крещение в 2024 году — 19 января Крещение в 2025 году — 19 января Крещение Господне.
Фильмы о Богоявлении: Поскольку вы здесь… У нас есть небольшая просьба.
Это стало для них тяжелейшим потрясением. Трудно описать разочарование этих людей. Ведь выяснилось, что ничего хорошего от прихода Мессии им ждать не стоит. Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос и не сразу был узнан пророком. Подобно всем иудеям, Иоанн ждал Мессию в несколько ином облике — величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его.
Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда заключалась в том, чтобы Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен. Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.
В древности был обычай в ночь под Крещение петь дивные песни Богу и зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде.
Крещение Господне — это один из трех наиболее значимых для христиан праздников, наряду с Воскресением Христовым и Днем Святой Троицы.
Первое упоминание о нем можно найти в III веке у христианского богослова Климента Александрийского в его «Строматах», где он пишет о гностиках, последователях секты Василида, и их понимании Богоявления. По их мнению, именно в момент Крещения Иисус стал Сыном Божием. Позднее трактовка изменилась, и долгое время Богоявление было тесно связано с Рождеством.
Против этого возражал, в частности, Иоанн Златоуст, который писал, что Явлением стоит считать не день, когда Спаситель родился, а день, когда он был крещен. Иисус Христос был крещен в Иордане Иоанном Предтечей. Затем Христос вознес молитву, во время которой народу впервые явилась Святая Троица.
Существует и еще одно название — Просвещение или Праздник Светов, ведь Христос пришел в мир, чтобы осветить светом тех, кто пребывал во тьме. Из-за упомянутой связи Богоявления и Рождества их празднования во многом схожи. В этот день предписан строгий пост.
Постящиеся обязательно готовили сочиво — пшеничный напиток с изюмом на меду. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой.
И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства.
По давней традиции верующие ставили на стол наполненную водой чашу, что позволяло каждому стать свидетелем чуда Крещения. Рябь на поверхности означала, что Таинство свершилось. Агиасма — крещенская вода — используется верующими весь год.
В частности, ее ежедневно с молитвой пьют небольшими порциями натощак. Она придает силы, укрепляет здоровье, исцеляет болезни, «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Крещенская вода — уникальна.
Троичное содержание праздника выражено в тропаре Богоявления и определяет триединое действие Божества с предельной ясностью. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". Крещение, которым крестил Иоанн, было Крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещение есть явление Христа народу, исхождение Его на служение, новосотворение мира, смертельно растленного падением. Крещение есть праздник сотворения мира наново, подобно Рождеству Христову, и оба эти праздника неразрывно связаны друг с другом. Праздник Рождества в богослужебных текстах непрерывно сопрягается с праздником Богоявления, и строением службы, особенно вечерни, праздник Богоявления повторяет почти полностью праздник Рождества. В этом тождестве праздник Богоявления не умаляется перед Рождеством, но в некоторых стихирах воспевается как праздник еще более светлый, чем Рождество.
И отцы IV-V века, св.
Крещение Руси
Сообщение на тему: «Крещение Господне». Своим крещением в Иордане Иисус Христос положил начало таинству крещения одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. 13 неизвестных фактов про праздник Крещения и обычаи на Руси. Доклад Крещение Руси сообщение. Примерно до середины Х века нашей эры на территории Древней Руси во всю было развито язычество, оно господствовало во всех сферах жизни. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Для каждого евангельского христианина-баптиста святое водное крещение является одним из самых запоминающихся и важных событий в жизни.
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Связано оно с тем, что при крещении Иисуса было особое явление всех трёх лиц Бога (Отец, Сын и Святой Дух). Восточно-христианская традиция отмечать Крещение 19 января известна с конца IV в. Отправной точкой выделения праздника как отдельной даты стала зародившаяся на Западе практика празднования Рождения Спасителя как особого праздника. один из 12 главных христианских праздников. Это церковный праздник считается одним из самых древних в христианской культуре и связан с крещением Иисуса в реке Иордан. Известно, что крещение Киевской Руси произошло в годы правления князя Владимира, а точнее в 988 году. Тогда князь заключил союз с Византией, после чего сам принимает христианство и берет в жены царевну Анну. Сразу после этого он проводит крещение русских земель. Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии.
Читайте также:
- Библиотека
- Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
- История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями
- Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
Крещение Господне. Праздник Крещения Господня (другое название — Святое Богоявление) — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 19 января (6 января по старому стилю). Завтра, 19 января (или 6 января по старому стилю), верующие отмечают Крещение Господне (или Богоявление). Этот праздник, как и Пасху, считают наиболее древним в. На Крещение не приходится ни один из четырех православных постов, однако в Крещенский сочельник тем, кому позволяет здоровье, необходимо соблюдать определенные воздержания в пище. 42. На Крещение Господне нельзя стирать, полоскать и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому, в том числе шить, вышивать, вязать.
Как родился праздник Крещения Господня
Известно, что крещение Киевской Руси произошло в годы правления князя Владимира, а точнее в 988 году. Тогда князь заключил союз с Византией, после чего сам принимает христианство и берет в жены царевну Анну. Сразу после этого он проводит крещение русских земель. Крещение Господне: история возникновения и смысл этого церковного праздника, какие существуют традиции, правила, обряды и приметы в России? с 18 на 19 января или с 19-го на 20-е? Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в.
Доклад на тему Крещение Руси сообщение
Преобразовательно голубь, выпущенный Ноем из ковчега и возвратившийся в него с масличной ветвью в клюве, знаменует Духа Святого в Богоявлении над водами Иордана. Иоанн Златоуст так изъясняет образ голубя, который принял Дух Святой в Богоявлении: "Христос, принимая Крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду. Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, придя, исполняет эту правду. Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос исполнил и это. Долг должен был уплатить род наш, но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг. Такова причина Его Крещения.
Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия, и теперь в виде голубя, а не в телесном виде это особенно нужно заметить нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию".
До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать костры, которые символизируют «освещающие» путь волхвов «епифанские огни».
В некоторых западных странах на створках входных дверей освященным мелом пишут «СМВ» — это начальные литеры слов латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Христос благословит наш дом». Одним из православных обрядов является купание в крещенской купели — Иордани. Часто прорубь делают в форме распятия, расположенного по сторонам света.
Входить в воду следует строго с запада, а выходить — на восток. Окунание в купели — не обязательный атрибут праздника. Да и благословение на это от батюшки может получить далеко не каждый.
Например, немощным и детям рекомендуется просто умываться святой водой. Считается, само по себе купание не очищает от грехов, если ему не предшествовал праведный образ жизни. На многих иконах Спаситель изображен в «водяном облаке», что символизирует чистоту Христа.
Он вошел в Иордан и тут же вышел, в отличие от других крестившихся, которых, по преданию, Предтеча погружал в воду по шею и удерживал, пока те полностью не раскаивались в своих грехах. Частыми фигурами в композиции многих изображений Крещения являются Ангелы, подносящие Христу ризы трех цветов. По одной из трактовок, белые символизируют Божественный Свет, красные — Божественную Любовь, лазоревые предвосхищают крестные страдания Спасителя.
Остатками языческой традиции являются Крещенские гадания, которые пользуются популярностью и сегодня. На протяжении тысячелетий складывались приметы, связанные с Крещением. Так, по погоде пытались предсказать урожайность: если ясно — жди засухи, если пасмурно — урожай будет богатым.
Одна из сомнительных традиций — воткнуть в дно крещенской проруби палку, которая якобы обеспечит успех пчеловодам и тем, кто разводит голубей, — не более чем суеверие. Предки использовали и крещенский снег, собирая его в специальные кувшины. Считалось, что талая вода способна излечить ноги парализованного или помочь при эпилепсии.
Женщины же применяли ее в качестве аналога современного отбеливателя. Снег добавляли в корм домашним животным и птице. Люди верили, что лошади от него становились выносливее, а куры лучше неслись.
На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес , глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения [4].
После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» Ин. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин.
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи.
Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно.
Снег добавляли в корм домашним животным и птице. Люди верили, что лошади от него становились выносливее, а куры лучше неслись. Одним из крещенских оберегов становилась свеча, купленная во время церковной службы. Ее клали возле икон. Считалось, что и не зажженная свеча на протяжении всего года сохраняла свет и тепло в доме. Иисус крестился в 30 лет. Крещеные в Крещение считаются самыми счастливыми людьми.
Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви. Таинство крещения состоит либо в погружении однократном или троекратном — в зависимости от конфессии человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв. В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января 19 января , в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю, и завершает рождественские святки. Набирать освященную воду можно как в ночь на 19 января, так и на протяжении всего праздника. Освященная вода не теряет своих свойств более года, верующие используют ее для лечения от болезней, а также для поддержания духа и очищения жилища. В старину также верили, что крещенская вода способна помочь забеременеть. Для этого семейная пара, которая хочет завести ребеночка, должна каждое утро выпивать по глотку крещенской воды и просить Бога о зарождении новой жизни.
Купание в проруби на Крещение — не развлечение и не стоит совершать его для забавы или за компанию. Об Иоанне Крестителе свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также историк Иосиф Флавий, дополняя сведения о последних днях деятельности Иоанна. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса. В некоторых церквях практиковалось крещение не водой, а лепестками роз. В этот святой праздник по народному поверью нельзя плакать, иначе есть риск лить слезы и до следующего года. Ни в коем случае нельзя проявлять жадность, набирая освященную воду, нельзя ни с кем ссориться, иначе можно осквернить воду. На Крещение Господне нельзя стирать, полоскать и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому, в том числе шить, вышивать, вязать.
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
Поэтому часто люди приходят на купание с бутылками и набирают немного целебной воды домой. Купание на Руси На Руси в день Крещения, когда заслышится первый церковный звон, разжигали огромный костер на берегу. Тепло предназначалось Иисусу, который после окунания в ледяную воду мог погреться у костра. Начинали готовиться уже за неделю до праздника: искали подходящее место, выстругивали большой крест и размещали его около проруби. Спозаранку все собирались на богослужения, а после отправлялись к речке. При этом местные жители приходили с кухонной утварью, в которую черпали святую воду. Было даже поверье — чем раньше зачерпнешь, тем чище и святее она будет. Потом толпа расходилась по домам, где женщины накрывали на стол, а мужчины окропляли святой водой все хозяйство.
Считалось, что данная традиция подарит семейству успешное начинание во всех делах, а дом будет полной чашей. На Руси в день Крещения было запрещено зниматься стиркой.
Суть Люди, верующие в Бога, окунаются в проруби или в других открытых источниках. Есть поверье, что вода в период Крещения обладает целительными свойствами, а так же способна укрепить духовное и физическое состояние. Люди не боятся замерзнуть и заболеть ведь вода в проруби — символическое очищение от всех грехов. После омовения происходит перерождение души, а помыслы становятся чище, чем сама вода.
Традиции Перед Крещенским днем принято соблюдать строгий пост. Также накануне праздника многие верующие готовят праздничный стол, включающий в себя: постную кутью, блины и кисель. Купание в проруби происходит с 18 на 19 января, большинство людей окунаются ночью или ранним утром, когда немноголюдно, а проруби не загрязнены. Главная традиция перед омовением — освящение купального места. Для этого специально приходит священник, очищающий место путем троекратного погружения креста и чтением соответствующих молитв. В праздник нужно посетить церковь, чтобы поставить свечку и попросить отпустить грехи насущные.
День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая.
Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление».
В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы.
Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно.
Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды.
Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.
Иоанн Златоуст так изъясняет образ голубя, который принял Дух Святой в Богоявлении: "Христос, принимая Крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду. Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, придя, исполняет эту правду.
Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос исполнил и это. Долг должен был уплатить род наш, но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг. Такова причина Его Крещения.
Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия, и теперь в виде голубя, а не в телесном виде это особенно нужно заметить нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию".
Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы
Христос, второй Адам, рождая нас в жизнь Вечную, устрояет и образует нас по Своему Образу. Купель "не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы вновь рождаемся. По учению Православной Церкви таинство крещения должно быть совершаемо через троекратное погружение в воду — во имя трех Лиц Пресвятой Троицы. В древней Церкви, во времена Апостолов, крещение совершалось через погружение, о чем свидетельствуют факты, описываемые в Деяниях.
Но в церковной практике были и иные варианты "формы" совершения таинстводействия крещения. Церковью признавались такие "формы", которые выражали духовный смысл облеченного в них Божественного акта. Таким образом, при решении вопроса о действительности таинства Церковь обращала внимание на соответствие его духовного смысла и формы и на правильное исповедание веры со стороны совершающего крещение и крещаемого.
Крещальные чины Восточной Церкви предписывают троекратное погружение. Форма погружения не является необходимым условием действенности таинства. В Русской Церкви практиковалась форма троекратного погружения, хотя в 14-15 вв.
Такая практика была уничтожена в 1-ой половине 17-го века. Сейчас крещение часто совершается через обливание или окропление, что объясняется, по мнению о. Эти слова представляют собой "формулу" таинства, являющуюся одновременно и объявлением о происходящем, и прошением Бога о совершении таинственного акта.
Церковью не признавалось крещение еретиков, крестивших во имя Иисуса Христа без веры в Троицу. Во 2-ом и 3-ем веках имеются свидетельства о том, что крещение совершалось "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Иустин Философ так описывает принятие в Церковь просвещаемых: "...
В Апостольском Предании Ипполита Римского крещальная формула соединена с исповеданием веры. Ты ответил: Верую, и был погружен в воду, то есть погребен. Ты ответил: Верую, и был погружен в воду...
И третий раз спросили тебя: Веруешь ли также в Духа Святого? Ты ответил: Верую, и был погружен в третий раз... Таким образом, внешнее выражение "формулы" в разных поместных церквах могло быть различным, но объективная ее сторона и духовный смысл оставались неизменными, а строгие предписания о "форме" и "формуле" таинства были необходимы в связи с развитием ересей.
Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего см. Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Владимир принял христианство и получил в супружество царевну в 989 году.
Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она как усердная христианка радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками. Пришлось крестить многих "мечом и огнем". Но пришлось пройти Владимиру и через это, ибо для него крещение не сводилось к чисто религиозному акту: для него это была глубокая реформа, которая позволила бы в исторически краткий срок догнать передовые страны. Крещение киевлян князем Владимиром Большой интерес представляет сам процесс обращения в христианство киевских горожан. Как видно из «Повести временных лет», ему предшествовала особая психологическая подготовка населения.
Вернувшись домой, Владимир Святославич прежде всего стал уничтожать идолов языческих богов: «…повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати». Наибольшему надругательству подвергалась статуя Перуна - самого могущественного бога, по представлениям славян-язычников. Ее сбросили с пьедестала, привязали к конскому хвосту, проволокли вниз по Боричеву ввозу до Ручья, спустили по Ручью в Днепр и отправили плыть по течению. Причем до погружения ее в воду 12 мужей били по статуе жезлами, а после того как она попала в Днепр, специально приставленные люди должны были отталкивать ее от берегов до тех пор, пока она не выплывет за пределы Руси. Это была яркая демонстрация жителями Руси бессилия языческих богов, показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его людям за нанесенные им оскорбления.
Летом 990 г. Летом того же года, по прибытии русского войска из корсунского похода в Киев, Владимир Святославич крестил своих сыновей и некоторых вельмож. Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство многих знатных людей столицы. День этот, по тексту «Повести временных лет», самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр еще на заре.
Накануне христианские миссионеры объехали город: объявили - на утро назначено крещение. Явиться должны были все - княжеские слуги громко и внятно передавали слова князя Владимира: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- да будет мне враг! Так что Летописец записал точно: «И сошлось там людей без числа». Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Священники, дьяконы, дружина князя готовились с вечера.
Одни должны были поститься, чтобы поутру отслужить литургию, пока еще без особого стечения христиан, потом торжественно, крестным ходом с хоругвями и образами идти на Днепр. Другие отвечали за сбор народа. Княжеское войско, скорее всего отроки младшая дружина , постарались согнать киевлян и раньше назначенного. Пусть лучше постоят, подождут - час не ровен, вдруг князю покажется, что приказ его исполнялся без усердия? Стало быть, распределили районы, пошли спозаранку будить киевлян-язычников, колотить дубьем в двери и заборы: «Вставайте: князь на реку велит!..
На горке, ее потом назовут Владимирской, не пройдет и девяти веков, встанет на высоком постаменте бронзовый Владимир с большим крестом. Но это потом, потом, а сейчас - толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения - мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так порядка больше. Прибывают все новые и новые язычники, согнали сколько могли. По реке тянет ладаном: идет служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце - ох и дорогих - ризах с пением погружают в воду крест... Никто в толпе толком не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому.
Знают только, что загонят в воду. Наконец наверху показалась группа всадников: «Владимир, Владимир!.. Не то чтобы нужен был меч на крещении, наряд князя подчеркивает торжественность события. С коня не слез - сверху виднее. Может быть, даже не столько ему виднее, сколько виднее его самого - это важно.
За князем, вплотную, небольшой отряд. Тоже на всякий случай. На этот день отбирали, вероятно, особо: только христиан. И, желательно, из варягов: не свои, в случае чего - проще будет. Дружина особого любопытства не проявляет - эти всякого навидались и только опытным глазом иногда окидывают толпу: может, надо кого конем потеснить, плетью огладить.
Но пока порядок. Рядом с князем - могучий Добрыня, умница, военачальник, друг и к тому же родня - брат матери, дядя. На Добрыню во всем можно положиться как на каменную стену. Впрочем, каменной стены еще нет. Стену вокруг города сложат позднее, а пока, пока следует признать - ландшафт вовсе не отвечает ни торжественности момента, ни парадности дружины и духовенства на реке.
Подол - еще не город. Бревенчатая крепость, рубленые терема, среди них даже один каменный, княжий; жилые дома, караульни, мастерские, конюшни, амбары-склады, казармы, рынки - все это наверху, на горе. С Подола виднеется даже верх старой Ильинской церкви - в Киеве издавна немало христиан. Здесь же, на низком берегу Днепра, несколько хибарок вразброс, щепье валяется, лыко. Наверно, что-то тесали, короба плели под всякий торг купеческий.
Дегтем тянет, где-то ладью смолят, и ладаном - раздули кадила попы греческие. Словом, пора начинать. Наверное, ходом церемонии распоряжался Добрыня. Дело ответственное, да и нужно ему войти в курс: по весне следующего года Добрыня княжьим посадником отправится крестить Новгород, свою вторую родину... Князь кивнул, и Добрыня поскакал вниз, к попам, распорядиться.
Вот тут вернемся к «Повести временных лет». Все, о чем в ней рассказано, происходило в Киеве впервые. Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно...
Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Крестят но греческому обряду в три погружения... Как это все сделалось?
Приседали они там, что ли? С головой ли окунались?
Наши предки относились к Святости с особым благоговением, которое передавалось из рода в род. Единение с Богом выражалось в уважении и трепете перед Именем Господа. Высота благочестия перед Богом принесла плоды в виде многих традиций. Например, в Рождественский Сочельник, 6 января, по церковному уставу разрешается принимать пищу даже с растительным маслом. Благоговейная русская традиция — не вкушать никакой еды до первой звезды. Люди имели чистоту совести, истинные примеры Любви и жертвенности. Отрицали разврат, греховное сожительство, молились перед началом любого дела и благодарили Бога за помощь.
Регулярно участвовали в церковных таинствах. Живя с Богом и исполняя Заповеди, люди имели урожаи, дожди шли вовремя, а солнце не жгло культуры на полях. Святая крещенская вода хранилась в каждом доме. Держали в отдельной емкости, и принимали каждое утро натощак всей семьей. Для постоянного потребления можно набрать любую воду, добавить совсем немного крещенской — и вся она станет святой! С появлением новой крещенской воды, прошлогоднюю допивают в чистом виде. Святой водой окропляют себя и детей, в любое время, перед важным делом или во время болезни. Окропляют новые вещи и предметы быта. Все делается с пониманием Божьей милости к нам.
Крещенская или Иорданская святая вода: необходимые пояснения Тысячи крещеных людей в праздник спешат в православные храмы для освящения воды. В народе бытует мнение о различии воды, освящаемой 18-го и 19-го января. Великий Чин водоосвящения один и тот же, и понятия «Иорданской» воды в церковных канонах нет. Неправильное понимание может быть связано со словами праздничного тропаря. Во время Великого Чина Освящения батюшка провозглашает тропарь, основанный на Евангельском событии: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», и читает его два дня, а не только 18 января. История освящения двух дней берет начало с тех самых времен, когда накануне праздника люди принимали Крещение. С годами христианство распространялось, и количество желающих креститься настолько увеличилось, что для этого определили дополнительные дни. Сегодня принять Крещение можно в любой день года, но традиция двухдневного освящения воды сохранилась. Во время освящения воды и 18, и 19 января мы видим действия священника, слышим пение церковного хора, молитвы и Священное Писание.
Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Крещенские приметы 1. Если на Крещение выпадает полнолуние, то будет очень сильное половодье. Если на Крещение будет новолуние, то такая же погода, как в этот день, будет еще целый месяц. Если на Крещение снег привалил прямо к забору, урожай будет плохим 4. Если в ночь много звезд на небе, то будет много ягод, а овцы дадут хороший приплод. Если в этот день собаки лают, будет много дичи в лесах.
Кто на праздник засватан, будет счастлив в семейной жизни. Если жена своего мужа на Крещение трижды осыплет снегом, год проживут в мире. Чтобы с любимыми не ссориться, нужно выйти вместе на перекресток в полночь и три раза поцеловаться. Крещение начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминания об этом дне находятся в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что таинство крещения просвещает Светом Христовым. Просвещением этот праздник называется также и оттого, что в древности, как пишет архимандрит Рафаил Карелин , «был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, петь дивные песни Богу всю ночь, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. Богоявлением же этот праздник называется потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия».