Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
И многие из них прославлены в лике святых, и неслучайно к ним обращаются за молитвенной помощью. О подвиге веры тех подвижников нужно говорить, нужно писать и снимать фильмы — делать все, чтобы сохранять о них память. Екатерина Ушакова, г. Москва, Дом кино Просмотры: 10.
В историю это событие вошло как Четвертый Вселенский или Халкидонский собор. Местом собора была выбрана церковь в честь одной чтимой великомученицы.
Рака с её мощами находилась посредине храма. Церковное предание гласит, что, когда споры усилились, отцы собора решили обратиться к святой за помощью. Они написали два противоборствующих исповедания веры и возложили оба свистка на грудь святой. Затем рака был опечатана императорской печатью, а все отцы, наложив на себя трехдневный пост, стали усиленно молиться, чтобы Господь явил Свою волю.
Так он просиял во всех добродетелях и уже в 19 лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии. Около десяти лет преподобный Евфимий усердно исполнял эту должность. Но, видя, что почести препятствуют возрастанию в добродетели, он ушел в Иерусалим, желая подражать житию Господа нашего Иисуса Христа и тем испытаниям, которые Он претерпел в пустыне. Преподобный Евфимий поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше преподобным Харитоном память 28 сентября. Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, преподобный Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе.
В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом память 3 сентября , возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим — мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство. Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами. Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста. Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их.
Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса. Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов. Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность.
Так, они основали на месте той пещеры церковь, а рядом — киновию общежительский монастырь. Евфимий по-прежнему тяготился бременем заведующего, поэтому место его занял друг Феоктист. Евфимий же все равно оставался среди всех иноков более духовным и опытным и нередко был наставником других монахов. Он учил их послушанию и трудолюбию, приводя в пример день и ночь работавшего апостола Павла.
Он считал, что в трудолюбии плоть подчиняется духу, поэтому отшельник должен быть трудолюбив. В конце концов, твердая вера, чрезмерное послушание и служение Господу дали свои плоды: Господь даровал Евфимию способность творить чудеса. Известен случай, когда к Евфимию в 420 году пришел предводитель бедуинского племени, который просил монаха исцелить тяжелобольного сына. Это были арабы, и они, увидев как Евфимий крестным знаменем исцелил сына главы, пали к его ногам и вскоре сделались последователями христианства.
Предводитель же вскоре крестился под именем Петра и стал проповедовать христианство среди остального арабского мира. Евфимий часто странствовал с места на место, где постепенно основывались монастырские обители. Но инок избегал славы и старался постоянно пребывать в уединении. Однажды Господь явился монаху и наставил уже самому принимать всех, а не отправлять к другим христианским аскетам, а также основать собственную лавру.
Так Евфимий стал исполнять Божественное поручение. Однажды во время всенощной воскресной службы на алтарь спустился огонь и осенил Евфимия и диакона рядом с ним.
Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году
Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил. Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия.
Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
День памяти Евфимия Великого | Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. |
ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. | Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля). |
Ефимов день 2024: дата, традиции, приметы | В день памяти преподобного Евфимия Великого, в монастыре имени подвижника в Старом городе Иерусалима была совершена Божественная Литургия. |
Память преподобного Евфимия Великого | Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. |
Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий...
Там он поселился в хижине, где проводил время за молитвой и плетением корзин. Неподалеку от хижины святого подвизался преподобный Феоктист. Они стали вдвоем удаляться в Кутилийскую пустыню после праздников. А вскоре нашли в горах пещеру и там поселились. Вскоре пастухи обнаружили их пещеру и рассказали об этом в селении. К отшельникам стали приходить люди, искавшие исцеления от болезней и духовной помощи. Постепенно на этом месте образовалась монашеская обитель.
Преподобный Евфимий стал духовным наставником иноков. Постоянный поток людей не позволял святому молиться в уединении, поэтому вскоре со своим учеником Дометианом они покинули обитель и ушли в пустыню Рува, а затем они поселились в пустыне Зиф в печере, в которой скрывался от преследований царь Давид. В этой пещере также была образована обитель и построена церковь, где молитвами святого совершались чудеса исцеления от духовных и телесных болезней. Через некоторое время преподобный решил вернуться в обитель святого Феоктиста, но по пути он нашел уединенное место в горах и остался жить там.
Но недолго — талант пустынника к исцелению привлек людей. Много чудес совершил Ефим, основал монастырь, а так же лавру святого Евфимия. Может быть интересно.
Имя это святой, сыгравшей фундаментальную роль в одном из самых сложных для разумения православных догматов — великомученица Евфимия Всехвальная, память которой мы совершаем 29 сентября.
Святая Евфимия пострадала при Великих гонениях императора Диоклетиана. Она был жительницей Халкидона, и вместе с иными христианами была арестована и брошена в темницу. Её пытали с особой жестокостью и в итоге бросили на растерзание диким зверям. Нам трудно себе представить подобное развлечение, но для древних римлян смотреть на то, как человека разрывают в клочья, было весьма популярным зрелищем. После кончины тело Евфимии было погребено единоверцами, а от её святых мощей происходили многочисленные чудеса и исцеления.
Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, Евфимий Великий считается столпом пустынножительства, вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Я читал житие Евфимия с особым вниманием, ибо знал, что после пострига мое послушание будет рядом с теми местами, где он жил и подвизался, в Иудейской пустыни. Наш монастырь был не далеко от Лавры преподобного, поэтому с большим интересом я читал его житие, делал заметки в книге. У меня, совсем молодого, 22 года, разгоралось сильное желание побывать в первой обители его, на тех местах, где он трудился после того как покинул родину. Мы знаем, что Евфимий родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Рано, в 3 года, остался сиротой. Воспитал его дядя епископ Евтрий. Тот крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов. Из жития преподобного Евфимия мы знаем, что он каждый год время от Богоявления до Пасхи проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии. Эту практику он сохранял до конца своей жизни. Мало того, практика, уходить на Великий пост в пустыню, стала основой палестинского монашества. По прошествии двух веков после преставления Евфимия, палестинские монахи все еще твердо хранили традицию, которую привез с собой преподобный, удаляться в начале поста в пустыню. Правда, теперь время ухода в пустыню немного изменилось. Это связано с тем, что палестинская братия любила собираться в праздники, особенно в дни памяти отцов — пустынников, на благолепное и торжественное богослужение. К тому времени уже преставился преподобный Антоний Великий. Молва о нем шла еще при жизни, а после смерти, уже через год, было написано его подробное житие, и все его почитали святым. В годовщины преставления Великого Антония монахи собирались и восхваляли жизнь и подвиги отца египетских монахов, совершали, так называемые, панигиры. На святой горе Афон и ныне в престольные праздники и память святых угодников совершают «Святогорские панигиры». И уже в тот период Великий Антоний так влиял на палестинских монахов, что они никогда не пропускали день его кончины. Каждый год 17 января по старому стилю, по новому — 30 января, все собирались на большое торжество. Теперь монахи стали удаляться в пустыню только после дня поминания преподобного Антония Великого. Вот насколько эти подвижники были великие и влияли на все монашество. Преподобный Антоний стал отцом всех монахов в Египте, а преподобный Евфимий стал отцом всех палестинских монахов. Поскольку Евфимий хорошо знал церковную традицию и устав, изучая с детства, после его ухода в мир иной, Савва Освященный, ученик Евфимия Великого, сохранивший все заветы своего духовного отца, стал писать тот устав, которым сегодня мы пользуемся в Русской Православной Церкви. Иерусалимский Устав или Устав преподобного Саввы Освященного. Такое большое влияние преподобного Евфимия. Евфимий уже подростком мечтал уйти со своей родины, понимая, что детские воспоминания, близость родных и близких мешает обрести Царство Небесное. Поэтому он решил покинуть свои родные места и пойти в Иерусалим.
День памяти Евфимия Великого
Евфимия Великого). Евфимий получил образование в городском монастыре и рано принял иночество. Радовался духом великий Евфимий об освящении своей лавры, особенно же о том, что увиделся с патриархом, преосвященным Пассарионом и Исихием богословом. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. Святители Николай Чудотворец и Евфимий Новгородский. Святителю Христов Евфимие, моли Бога о нас. Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все.
Преподобный Евфимий Великий (473)
За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Несмотря на свое предрасположение к уединению и безмолвию, Евфимий Великий был активно вовлечен в церковную жизнь своего времени. Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
Но на столько привязался к преподобному, что Евфимий в ущелье с водой крестил этого бедуина. Обучил его христианской жизни. А дальше, этот бедуин стал епископом всех бедуинов, которые, глядя на него тоже приняли христианство. Организовали свою жизнь. Мы видим, что преподобный Евфимий был и анахорет, и миссионер, просветитель тех людей, которые раньше не знали Христа.
Он совершал множество чудес. Исцелил сына первого епископа, которого назвал в честь апостола Петра, и обитель преподобного стала светить в пустыне. Но и до пустынножителей доходили разные события того времени. Они пережили несколько вселенских соборов.
Один из них был против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского. Смущение поселилось и среди монахов. Были такие, которые поддержали раскол. Затем уже в середине V века произошел Халкидонский собор, четвертый вселенский собор в истории христианства.
И опять раскол. Даже в пустыне многие монахи ушли в раскол. И только один светильник православный — Евфимий хранил решения первого и второго вселенских соборов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным.
Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. Так же императрица Евдокия перешла на сторону Евфимия. В те времена был даже захват Иерусалимского престола. Один самозванец выгнал православного патриарха, занял его место.
И, действительно, какое-то время еретики были во главе Иерусалимской церкви. В те смутные времена преподобный Евфимий не имел отношений с раскольнической церковной властью. Он постоянно находился в пустыне, не ходил в город, чтобы не искушать людей, а так же, чтобы его никто не тревожил, чтобы никто не мог придраться к нему и не арестовать. Жил своей жизнью.
Когда начало возвращаться православие, преподобный Евфимий собрал 25 тысяч монахов. Они пришли в Иерусалим. Собрались храме, который мог вместить такое количество людей. На то время в Иерусалиме самым большим храмом считался храм Первомученика архидиакона Стефана, построенный при финансовой поддержке императрицы Евдокии.
Монахи своими посохами били по каменному полу храма. Шум был таким сильным, что звук его дошел до лжепатриарха Анастасия, испугавшись он сбежал.
К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Так возникла киновия общежительный монастырь , где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист —игуменом. Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время Богослужения и трапезы, но наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей. Господь наделил Своего угодника даром чудотворений: преподобный Евфимий исцелил от сухотки некоего юношу Теревана—сына знатного язычника Аспевета во святом Крещении Петра.
Аспевет, все его родственники и слуги приняли святое Крещение, а брат жены Аспевета Марин навсегда остался в монастыре святого Евфимия, все свое богатое имение отдав на благоустройство и расширение обители. С тех пор многие больные стали приходить к преподобному Евфимию, и все получали исцеление. Слава о святом Евфимий распространилась по всей Палестине. Через некоторое время, желая безмолвного подвига в уединении, преподобный Евфимий взял с собой ученика Дометиана и ушел в пустыню Руву у северо-западных берегов Мертвого моря. Подвижники поселились на горе Марде, питаясь травами. Преподобный Евфимий выстроил церковь, а затем ушел в пустыню Зиф. Здесь он подвизался в пещере, в которой, по преданию, святой пророк Давид скрывался от царя Саула. У старейшины близлежащего селения был сын, одержимый нечистым духом. Юноша часто произносил имя преподобного Евфимия.
Отец отыскал святого и привел к нему сына. Как только юноша увидел старца, бес вышел из него, и он стал здоров. Весть об этом чуде быстро распространилась по окрестностям, и жители в благодарность за исцеление сына старейшины помогли преподобному выстроить монастырь.
Они усердно молились, и Господь послал им сына, которому суждено было стать почитаемым святым. После смерти отца мать отдала сына на воспитание к своему брату пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинскому. Юноша ему очень понравился и вскоре был назначен чтецом в храме. Вскоре Евфимий принял решение принять постриг. В возрасте около 30 лет Евфимий был назначен пресвитером и поставлен руководить городским монастырем. При этом святой всегда мечтал об уединении и всегда во время Великого поста удалялся в пустыню, где много времени проводил в молитвах.
Вскоре он тайно покинул обитель и ушел в Иерусалим поклониться святым местам, а затем направился в Фаранскую Лавру. Там он поселился в хижине, где проводил время за молитвой и плетением корзин. Неподалеку от хижины святого подвизался преподобный Феоктист. Они стали вдвоем удаляться в Кутилийскую пустыню после праздников.
Святитель Отрий поручил обучение Евфимия двум благочестивым и ученым юношам— Акакию и Синодию, впоследствии епископам Мелитинским.
Святой Евфимий с большой любовью и усердием изучал Священное Писание и старался подражать жизни упоминаемых в нем добродетельных мужей. С юных лет святой Евфимий приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, от пресыщения в пище и питии; особенно он стремился сохранить целомудрие и телесную чистоту. Епископ Отрий поставил святого Евфимия во чтеца Мелитинской Церкви, а мать его, блаженную Дионисию, посвятил в диаконисы. Затем святой Евфимий, пройдя все низшие церковные степени, был рукоположен во пресвитера и назначен управителем мелитинских монастырей. В святую же Четыредесятницу он уходил на гору близ города и пребывал там в уединенных подвигах до дня Святой Пасхи.
В 406 году святой Евфимий тайно оставил Мелитину и отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив многих пустынников, живших около Иерусалима, он поселился в отшельнической келье близ Фаранской Лавры около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон. Чтобы обеспечить себе средства к пропитанию, святой Евфимий научился плести корзины и этим трудом не только кормил себя, но и помогал нуждавшимся. Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню к северо-востоку от Иерусалима и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий. В то время преподобный Евфимий освободил себя от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия.
Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами. Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры.
За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Так возникла киновия общежительный монастырь , где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист —игуменом. Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание.
Объявления
- Преподобный Евфимий Великий – икона, в чём помогает, молитва и житие
- Что можно делать 2 февраля 2024 года?
- Житие Евфимия Великого
- Содержание
- Что еще почитать
Что можно делать 2 февраля 2024 года?
- День памяти преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
- Преподобный Евфимий Великий – день памяти 3 февряля
- Преподобный Евфимий Великий
- Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий.... Беседка.ТВ
Дни памяти
- ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.
- Преподобный Евфимий Великий
- Ефимов день. Что можно и что нельзя делать 2 февраля 2024 года
- Преподобный Евфимий Великий – день памяти 3 февряля
Сретенский Месяцеслов
В пещере построили храм, туда начала собираться братия. Преподобный Феоктист стал игуменом этого небольшого монастыря. А Евфимий построил лавру, куда брал опытных монахов. Феоктист готовил начинающих монахов, а Евфимий брал себе уже укрепленных в вере.
Святой Евфимий Великий, конечно, был анахорет, и всегда старался скрыться от людских взоров. В пустыне всегда есть бедуины, которые ходят там со своими стадами, и Евфимий старался спрятаться от них. Но однажды преподобный попал на глаза одного бедуина, который не отпускал старца.
Бедуин был язычник, ислама еще не было, но и христианином он не был. Но на столько привязался к преподобному, что Евфимий в ущелье с водой крестил этого бедуина. Обучил его христианской жизни.
А дальше, этот бедуин стал епископом всех бедуинов, которые, глядя на него тоже приняли христианство. Организовали свою жизнь. Мы видим, что преподобный Евфимий был и анахорет, и миссионер, просветитель тех людей, которые раньше не знали Христа.
Он совершал множество чудес. Исцелил сына первого епископа, которого назвал в честь апостола Петра, и обитель преподобного стала светить в пустыне. Но и до пустынножителей доходили разные события того времени.
Они пережили несколько вселенских соборов. Один из них был против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского. Смущение поселилось и среди монахов.
Были такие, которые поддержали раскол. Затем уже в середине V века произошел Халкидонский собор, четвертый вселенский собор в истории христианства. И опять раскол.
Даже в пустыне многие монахи ушли в раскол. И только один светильник православный — Евфимий хранил решения первого и второго вселенских соборов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным.
Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. Так же императрица Евдокия перешла на сторону Евфимия. В те времена был даже захват Иерусалимского престола.
Один самозванец выгнал православного патриарха, занял его место. И, действительно, какое-то время еретики были во главе Иерусалимской церкви. В те смутные времена преподобный Евфимий не имел отношений с раскольнической церковной властью.
Святой известен своим даром исцеления и изгнания бесов. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы записки». Его появление на свет было долгожданным по усердным молитвам родителей. А божественное видение предвещало новорожденному великое будущее. В трехлетнем возрасте мальчик остался без отца, и мать, стремясь исполнить обет о посвящении сына Богу — отдала ребенка на воспитание в храм. Димитрий Ростовский проводит параллель между этим событием и посвящением Анной своего сына, будущего пророка Самуила, Богу 1 Цар. К 28-ми годам Евфимий прошёл все степени церковных должностей, начиная со чтеца и заканчивая саном иерея. Также он совершал надзор за близлежащими монастырями.
Однако молодой инок тяготился должностью настоятеля и мечтал об уединении и безмолвии. В возрасте 29-и лет Евфимий совершил тайное паломничество в Иерусалим. Там он пришёл в Фаранскую лавру, а через 5 лет, желая еще большего уединения, удалился в пустыню со своим другом Феоктистом. Они поселились в пещере, которую позднее превратили в церковь, а рядом была основана киновия общежительный монастырь.
Повинуясь услышанному, он основал лавру, которая была устроена по образцу Фаранской. Новая обитель получила название лавры святого Евфимия.
Ревностный защитник чистоты веры, преподобный Евфимий отвращался от всякой ереси и стремился обратить или вернуть в православие других. Господь прославил преподобного многочисленными чудесами: по его молитвам исцелялись больные, изгонялись бесы, обретались в пустыне водные источники. В лавре свято соблюдалось предписание преподобного о законе гостеприимства. Однажды, когда в обитель пришла большая группа паломников, настоятель приказал накормить их всех. Отец эконом, напомнив о скудности монастырских запасов, сказал, что хлеба едва ли хватит на десять человек, а пришедших почти четыреста. Однако когда по приказанию преподобного Евфимия он пошел отворять кладовую, то не смог открыть дверь, так много там было зерна.
Преподобный Евфимий Великий предсказал день своей смерти. На восьмой день после Богоявления он не ушел, как обычно в пустыню, а остался в монастыре. Собрав братию, он преподал им последние наставления и поучения. В возрасте девяносто семи лет святой отошел ко Господу 20 января 2 февраля 473 года и был погребен в основанной им лавре.
И тогда старец воспылал на Авксентия праведным гневом и сказал: «Мы, чадо, советуем тебе, что для тебя полезно, а ты не слушаешь; увидишь, какова награда за неповиновение».
И тотчас Авксентий затрясся и упал на землю в припадке беснования. Присутствовавшие отцы едва умолили за него святого Евфимия, который поднял ослушника и, осенив крестным знамением, исцелил. Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. Нескольким будущим архиереям он в разное время предсказал епископство за годы до призвания их на это служение Богом. Много было и других предсказаний.
Когда в тех местах настала засуха, в лавру к святому Евфимию собралось великое множество народа из Иерусалима и окрестных селений, и все просили его помолиться Богу о ниспослании дождя. Сначала преподобный отказывался и, обличая людей, говорил, что ради их умножившихся грехов Бог послал на землю засуху, но потом, преисполнившись жалости, он со слезами возопил к Богу, прося Его помиловать творение Свое и посетить землю милостью и щедротами, напоив дождем. И внезапно все небо покрылось облаками, загремел гром и пролился обильный дождь. Много и других чудес совершил преподобный Евфимий. А за три дня до своей блаженной кончины он призвал к себе братию монастыря, простился со всеми и вошел в церковный алтарь.
Пробыв там три дня в молитве, он с миром преставился ко Христу.
Память преподобного Евфимия Великого
Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси , творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился.
Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Иувеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.
Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи.
Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии.
Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!
Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры.
За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Так возникла киновия общежительный монастырь , где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист —игуменом. Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание.
Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время Богослужения и трапезы, но наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей. Господь наделил Своего угодника даром чудотворений: преподобный Евфимий исцелил от сухотки некоего юношу Теревана—сына знатного язычника Аспевета во святом Крещении Петра.
Аспевет, все его родственники и слуги приняли святое Крещение, а брат жены Аспевета Марин навсегда остался в монастыре святого Евфимия, все свое богатое имение отдав на благоустройство и расширение обители. С тех пор многие больные стали приходить к преподобному Евфимию, и все получали исцеление. Слава о святом Евфимий распространилась по всей Палестине.
Через некоторое время, желая безмолвного подвига в уединении, преподобный Евфимий взял с собой ученика Дометиана и ушел в пустыню Руву у северо-западных берегов Мертвого моря. Подвижники поселились на горе Марде, питаясь травами. Преподобный Евфимий выстроил церковь, а затем ушел в пустыню Зиф.
Здесь он подвизался в пещере, в которой, по преданию, святой пророк Давид скрывался от царя Саула. У старейшины близлежащего селения был сын, одержимый нечистым духом. Юноша часто произносил имя преподобного Евфимия.
Отец отыскал святого и привел к нему сына.
Основан в 1352 году преподобным Евфимием по благословению святого Дионисия. Ныне настоятель монастыря иеромонах Арсений Смирнов.
Один из старших новгородских списков Иерусалимского устава - пергаменный, содержащий минейную часть от окончания Петровского поста до кон. К уточнению объема и состава древнейшего слав. София, 2006. Эпоха Е. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру , которое проявилось здесь в сравнении с Москвой с опозданием примерно на треть века см. XIV-XV в. Традиционным может считаться оформление новгородских рукописей этого периода, в к-ром используется преимущественно тератологический орнамент. Наряду с этим в орнаментике новгородских кодексов со 2-й четв. Евфимий II закладывает Никольскую ц. Во владычном скриптории были созданы масштабные летописные своды, одним из которых стала офиц. В ряде случаев летопись содержит оценки совр. По замыслу заказчика это была попытка создания общерус. Эта же цель, по мнению ряда исследователей, ставилась при создании по заказу Е. Новгородско-Софийского свода или свода 1448 г. Летописные подборки рукописи ГПБ, F. Еще раз о своде 1448 г. Из Вел. Новгорода происходит самый древний список Краткой хронографической Палеи, датируемый 40-ми гг. Этот список, так же как и Комиссионный список Новгородской I летописи Младшего извода, был создан в скриптории близкого к Е. Вяжищского мон-ря. Вероятно, в Новгороде при Е. Чрезвычайно активной была деятельность святителя по возведению храмов и др. По письменным источникам известно, что Е. Много усилий приложил Е. В 1433 г. Из летописных источников известно, что палату вместе с новгородскими мастерами возводили «немецкие мастера из Заморья». На архиепископском дворе были также выстроены каменные служебные помещения: хлебная, поварня и сторожня. В 1436 г. В 1439 г. В Вяжищской обители по заказу Е. Иоанна Богослова с трапезной. Современные исследователи В. Антипов подчеркивают утилитарный характер такой практики - необходимость быстрой замены большого числа ветшавших храмов. Кроме того, на прежнем фундаменте восстанавливались неудачно возведенные постройки из 50 каменных зданий, сооруженных при Е. Мнение об антимосковской нацеленности «реставраторской» деятельности Е. Новгорода как традиц. Можно отметить определенное зап. Готические и романские черты исследователи находят в панагиаре, заказанном Е. Новгорода: Худож. По свидетельству Жития Е. Софии Рындина А. Это уникальное произведение романского искусства было изготовлено между 1152 и 1154 гг. Врата украшены многочисленными барельефами в т. Русь: Сб. Пгребение свт. По сообщению Летописи Авраамки, Е. В Летописи Авраамки в сообщении о смерти Е. Перед смертью Е. Ионе прощальную грамоту, тяготясь размолвкой с первоиерархом из-за Дмитрия Шемяки. Иона направил в Вел. Новгород своего духовника Евмения. Он прибыл в Новгород уже после кончины Е. В 1463 г. Евфимия Великого. После постройки в 1681-1685 гг. Николая Чудотворца мощи Е. В 1691 г. Псковский и Изборский Иларион поновил посох Е. В 1920 г. Николо-Вяжищский монастырь был закрыт, Никольский собор действовал как приходский храм, в Евфимиевском приделе богослужения совершались до 1932 г. Монастырь, преобразованный в женский, был возвращен Церкви в 1988 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси освятил во имя Е. Новгородским святителям Е. Сохранился ряд моленных и обиходных предметов, принадлежавших Е. Помимо панагиара 1435 г. Иоанна Богослова и прп. Ковши и ларец украшены монограммой Е. Замысел монограммы восходит, возможно, к более ранней греч. Фотия, в свою очередь «вензель» Е. Ионы 1459-1470 и для «экслибриса» соловецкого игум. Многочисленные вещи ковши, блюда, мисы , принадлежавшие, по-видимому, Е. Евфимию I , находились в казне угличского кн. Дмитрия Ивановича Жилки, брата вел. Василия III; они упомянуты в духовной грамоте кн. Дмитрия ДДГ. Шибаев Почитание Вскоре после кончины Е. Ионы Пахомий Логофет написал Житие святителя, что свидетельствует о раннем начале его местного почитания. Источниками агиографу послужили воспоминания людей, лично знавших Е. Хронологический порядок изложения отличается неточностью; в то же время, по замечанию В. Ключевского , Житие Е. Древнерусские жития. Первоначальная редакция, по мнению В. Яблонского, была написана до 1464 г. Новгород, она включала описание 5 чудес и заканчивалась Похвалой святителю. Ее особенностью является отсутствие рассказов о чудесах. Рака над местом погребения свт. Евфимия II в Никольском соборе Вяжищского мон-ря. Особое краткое Житие Е. Б-ка Восточного папского ин-та. Описание славянских рукописей Папского Восточного института в Риме. К ранней истории общерус. Владимир; Суздаль, 2003. Подобно большинству других русских житий в составе этой рукописи свт. Василия Калики, прп. Евфимия Суздальского и др. Притом что это Житие в силу компилятивного характера лишено значения исторического источника, факт его создания свидетельствует о распространении почитания Е. Единственной исторической реалией текста является свидетельство о переходе Е. В качестве источников использованы, по всей вероятности, 2 Жития святителя из нестишного Пролога 1-й редакции. Начальная часть текста практически дословно следует за Житием свт. Григория Великого Двоеслова , помещенным в Прологе под 11 марта. Из него заимствованы известия о том, что Е. К неустановленному источнику восходят сведения заключительной части Жития об утверждении Е. Память Е. Прославлен в «Слове на память всех святых новых чюдотворцев Росийских» 2-й пол. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. XVII в. Из археогр. Сергия Шелонина: Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авт. Имя Е. Захарии Копыстенского 1622 г. В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора ок. Собор учрежден ок. Жития Е. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Источники агиографии. Канонизация святых. Пахомий Серб и его агиогр.