Ключевые слова: Конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества кон-ституции, секуляризация общества. Ключевые слова: Конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества кон-ституции, секуляризация общества. Чуть ли не с момента создания Израиля вопрос Конституции — один из ключевых факторов политической, юридической, академической и аппаратной жизни в стране. В современном.
Немецкий посол в Израиле: «Нет двух вариантов думать о том, что ХАМАС сделал 7-го числа».
Военно-политический кабинет Израиля минувшей ночью проголосовал за официальное введение военного положения в стране, чтобы "начать крупномасштабные военные действия". В Израиле 5 миллионов премьер–министров, 5 миллионов председателей Верховного суда, 5 миллионов послов в Швеции и 5 миллионов проектов конституции. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ИЗРАИЛЯ (Реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки».
Зачем в Израиле принят закон о национальном еврейском государстве. Ответы на главные вопросы
52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции. Царь Израиля является гарантом Конституции, законности и гражданского мира в Израиле. В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд.
Нужна ли Израилю конституция?
В ней прописаны основные законы и принципы, на неё опирается Верховный суд Израиля при принятии решений. Как же так получилось? Дело в том, что в Декларации независимости было указано — Израиль должен принять конституцию вскоре после провозглашения независимости. Однако начавшаяся война не позволила избрать учредительное собрание в намеченные сроки. Только 25 января 1949 года собрание начало свою работу, вскоре получив название кнессет. Однако, после длительных дебатов среди его членов так и не было достигнуто согласия о принятии конституции.
Причиной этого стали бурные разногласия между представителями светской части общества и религиозными общинами.
После этого его освободили от должности , а в Тель-Авиве и еще нескольких городах вновь вспыхнули беспорядки. На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан. Государство Израиль - парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Главой Государства Израиль является президент. Правительство несет коллективную ответственность перед Кнессетом и находится у власти до тех пор, пока пользуется доверием Кнессета поддержкой простого большинства его членов. Глава правительства - премьер-министр - избирается путем прямых всеобщих выборов.
Проект также включал изменения в избирательной системе: предлагалось перейти к системе прямых выборов премьер-министра и половину состава Кнессета избирать в 60 избирательных округах. К достоинствам этого проекта следует отнести то, что авторы сумели познакомить с его содержанием широкие круги израильской общественности. Многочисленные объявления в СМИ рассказывали о его основных положениях, экземпляры проекта распространялись вместе с центральными газетами. Проект вызвал необходимую для принятия конституции демократического государства общественную дискуссию и нашел горячих сторонников. Однако содержание проекта не уделяло достаточного внимания еврейскому характеру государства и ставило под угрозу существующий баланс между различными ветвями власти и статус-кво в отношениях между религией и государством. Поэтому он нашел также много не менее горячих противников. Позднее, в 1992 году, был пересмотрен Основной закон о правительстве и объявили о прямых выборах премьер-министра. Последовавшие после этого выборы показали, что прямые выборы не только не уменьшили число партий в Кнессете к чему стремились авторы проекта конституции , но и увеличили это число. В результате Основной закон о правительстве был вновь пересмотрен и прямые выборы премьера были отменены.
Это было одно из немногих положений проекта, которые проверены на практике, но закончились неудачей. Проект законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва[ править править код ] В мае 2003 года председатель законодательной комиссии Кнессета 16-го созыва депутат Кнессета Михаэль Эйтан инициировал проект, целью которого была разработка конституции государства Израиль [21]. Предполагалось, что проект будет пользоваться широкой поддержкой как в Израиле, так и среди евреев всего мира, и поэтому он получил название «Конституция на основе широкого консенсуса». Законодательная комиссия провела примерно 90 заседаний в качестве комиссии по подготовке проекта конституции. Кроме депутатов Кнессета в работе над проектом приняли участие юридические советники комиссии, видные профессора-юристы, представители министерств, судьи и бывшие судьи Верховного суда и других судов, эксперты исследовательских институтов, представители общественных организаций [22] , а также зарубежные эксперты [23]. В январе 2006 года работа над проектом была завершена. Предложенный комиссией проект состоял из преамбулы, подготовленной профессором Рут Габизон, и основной части, составленной из 14 глав [24]. По всей видимости, согласие членов комиссии с текстом проекта не было самым широким, так как трое членов проголосовали против её предложения, а двое воздержались [22]. Проект Института сионистской стратегии[ править править код ] Проект конституции Израиля, предложенный Институтом сионистской стратегии В конце 2004 года Исраэль Харель , принимавший участие в общественном совете по проекту конституции Израильского института демократии, пришёл к заключению, что этот проект в недостаточной мере отражает сионистские ценности государства, как он их понимает.
Так, например, было отклонено его предложение дополнить фразу «еврейское государство» словами «и национальный дом еврейского народа». Харель покинул этот проект и основал Институт сионистской стратегии , в котором группа специалистов во главе с профессором Авраамом Дискиным начала разработку нового проекта конституции. Целью группы было завершение проекта к началу работы Кнессета 17-го созыва. Проект Института сионистской стратегии был завершен и представлен Кнессету и президенту Израиля в июне 2006 года [26] [27] [28] [29]. В дальнейшем представители проекта принимали участие в заседаниях законодательной комиссии Кнессета 17-го созыва под председательством Менахема Бен-Сасона. Предложенный Институтом сионистской стратегии проект состоит из предисловия, написанного профессором Авраамом Дискиным, преамбулы и основной части, содержащей 100 статей [30]. Преамбула проекта конституции основана на Декларации независимости Израиля.
В связи с этим лидер коалиции Нетаньяху до си х пор не был принят в Белом доме после вступления в должность премьер-министра. По мнению коалиции реформа сможет привести все три ветви власти к балансу между собой. Её представители считают, что на данный момент в руках судебной власти сосредоточено широкое количество полномочий, которое необходимо сокращать. Оппозиция же считает, что существующие полномочия у судебной власти защищают общество от произвола правительства. Это первый принятый закон в рамках правовой реформы. По стране, ожидаемо, прокатилась новая волна протестов, которая продолжается до сих пор. Принцип разумности Благодаря «принципу разумности», суд может блокировать любое решение правительства или парламента — на основании здравого смысла, принципов демократии, руководствуясь Основными законами. Основные законы заменяют Конституцию в Израиле. При этом решения могут быть субъективными: решения принимаются в зависимости от того, что считает разумным или неразумным судья. Коалиция Нетаньяху считает, что эт о открыва ет большой простор для произвола суда. Оппозиция же считает, что в условиях отсутствия конституции в Израиле есть только Основные законы, которые не могут полностью её заменить и другого несовершенства израильского законодательства, инструмент принципа разумности судьям Верховного суда необходим, так как это один из важнейших факторов для сдерживания парламента и правительства в принятии волюнтаристских решений, которые в том числе сдерживают установление диктатуры.
На пороге гражданской войны: как судебная реформа расколола Израиль
В Израиле 5 миллионов премьер—министров, 5 миллионов председателей Верховного суда, 5 миллионов послов в Швеции и 5 миллионов проектов конституции. И как же вы из них выберете один? Источник: «Он хочет то ли конституцию, то ли севрюжину с хреном». Салтыков-Щедрин Остальные ответы.
Об этом сообщает Arutz Sheva со ссылкой на заявление одного из соавторов инициативы. По информации портала, судебная реформа предполагает внесение изменений в законопроект об изменении состава комиссии по отбору судей. Это даст правительству автоматическое большинство в комиссии.
Вместо того, чтобы отвлекаться на создание некоего глобального документа, Кнессет может заняться решением насущных вопросов и изданием актуальных законов, совокупность которых, в конечном итоге, образует конституцию государства. Главным камнем преткновения стало требование религиозных партии положить в основу законодательства Тору и Талмуд. Но секуляристы выступали против, и любое принятое решение неизбежно вызвало бы раскол в обществе. Израильская правовая система включает в себя некоторые элементы Галахи, но не следует религиозному праву полностью.
Сторонники реформы утверждают, что норма делала Израиль чуть ли не судебной диктатурой — никем не избранные судьи решали все за всех. Оппоненты парировали, что в отсутствие конституции, которой в Израиле до сих пор нет, подобные сдержки и противовесы препятствовали бесконтрольному изменению любых законов в период одного созыва парламента. Мол, взял Кнессет — делай что хочешь. Мнение президента Института восточного партнерства, политолога Авраама Шмулевича: Авраам Шмулевич президент Института восточного партнерства, политолог «Я прекрасно отношусь [к судебной реформе], я считаю, что в Израиле будет устанавливаться демократия. То, что существует сейчас, не называется демократией. Демократия по определению — это власть парламента. Народные избранники выбираются прямым тайным голосованием, и только им принадлежит законодательная власть. Народных избранников избирает правительство, которое принимает решение. В Израиле получилась такая ситуация, что судьи неподконтрольны правительству, никаким органам, при этом они назначают сами себя.
Конституция Израиля
Сторонники реформы считают, что в руках Верховного суда в последние годы сконцентрировалась абсолютная власть, и избранное народом правительство не может эффективно работать, так как вынуждено постоянно преодолевать сопротивление со стороны судей. Это вызвало бурю возмущения в рядах его коалиционного правительства — самого правого в истории Израиля. Реформирование судебной системы было одним из главных условий при формировании коалиции после последних выборов. Вместе с партией Нетаньяху «Ликуд» в него вошли ультраортодоксы и партии ультранационалистического толка. И тем, и другим необходимо ограничить возможности Верховного суда, который часто блокирует инициативы ультраправых.
Таковы итоги Шестидневной войны, ситуация не меняется с 1967 года. Нормально ли то, что учащаются нападения на христиан и христианские объекты со стороны евреев, причем виновные, как правило, не несут должного наказания либо вовсе остаются безнаказанными? Нормально ли то, что восточная часть города — это фактически арабское гетто, отделенное от Западного Иерусалима заборами с КПП, и «скорая помощь» туда быстрее приедет из палестинской Рамаллы? А сколько раз Израиль придумывал для себя «хороших арабов»? Сначала это были «служилые» бедуины, но потом они успешно криминализировали Негев и живут там согласно своим правилам, устраивают перестрелки среди белого дня, торгуют наркотиками, нарушают ПДД. Потом были «хорошие» израильские арабы, которые продемонстрировали свою лояльность еврейскому государству во время операции «Страж стен» 2021 год — да так, что с тех пор израильские власти осознают перспективу масштабных внутренних беспорядков при любом удобном случае. Друзы тоже считаются замечательными, но на оккупированной Израилем части Голанских высот все чаще проходят протесты против государственной политики, причем друзы из Галилеи поддерживают своих братьев с Голан.
Аналогичным образом не решается и проблема харедим ультраортодоксальных евреев , которые заводят многодетные семьи, не работают, не платят налоги, но рвутся во власть и выдвигают условия при формировании госбюджета — например, получают миллиарды шекелей на свои школы, где нет английского и математики что, впрочем, не мешает создавать легенды, будто среди харедим много IT-специалистов. Причем харедим убеждены, что тот, кто десять лет изучал Тору, может за пару часов научиться пилотировать самолет — хотя в реальности такие люди сталкивается с огромными проблемами на рынке труда и практически бесполезны, потому что ничего не умеют. Естественно, светским израильтянам это не нравится, они видят в ультраортодоксах бездельников и иждивенцев. Все вышесказанное — лишь некоторые моменты, способствующие социальному расколу и усугубляющие разобщенность между разными слоями израильского общества. Кажется, что антагонизм с Ираном, «падения и взлеты» в отношениях с Турцией и противоречивые связи с арабскими странами уже давно стали своего рода константой в рамках ближневосточной стратегии Израиля. В то же время ряд экспертов, к примеру Юрий Костенко, рассуждает о новой «периферийной стратегии» Тель-Авива. Мария Вячеславовна, на Ваш взгляд, каковы же ключевые ориентиры и столпы израильской политики в регионе?
Негевский форум, на котором собираются представители арабских государств, нормализовавших отношения с Израилем, отменялся уже несколько раз. Долгожданная нормализация с Саудовской Аравией, которую Нетаньяху хочет представить как свою великую дипломатическую победу, мягко говоря, под вопросом. Вместе с тем, Израиль укрепляет отношения с Марокко, налаживает контакты с Туркменистаном, поддерживает связи с Азербайджаном судя по всему, в первую очередь — для возможной атаки на Иран. Особый интерес для Израиля представляют Индия и Китай последний — еще и в силу того, что Пекин активно участвует в геополитических процессах на Ближнем Востоке, не довольствуясь более экономической ролью. Особую роль в израильской дипломатии играют отношения с Турцией, государствами Африки и Центральной Азии помимо уже названных. Опасно складывать все яйца в одну корзину, и дифференциация в сфере внешней политики для Израиля, безусловно, важна.
Верховный суд Израиля президент Аарон Барак постановил , что основные законы следует рассматривать в конституции государства, и это стало общим подходом в течение его пребывания в должности 1995-2006. Противниками такого подхода был коллега Барака, судья Верховного суда Мишаэль Чешин.
Согласно Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года, учредительное собрание должно было подготовить конституцию к 1 октября 1948 года. Задержка и окончательное решение 13 июня 1950 года издать конституцию глава за главой были вызваны прежде всего неспособностью различных групп в израильском обществе, чтобы договориться о цели государства, идентичности государства и долгосрочном видении. Другим фактором было противодействие Давида Бен-Гуриона премьер-министр 1948—1954 и 1955—1963. Различные органы в Израиле призвали к принятию официальной конституции в виде единого документа и представили на рассмотрение идеи и проекты. В Декларации независимости Израиля говорится, что формальная конституция будет сформулирована и принята не позднее 1 октября 1948 года. Срок, установленный в декларации независимости, оказался нереальным в свете войны между новым государством и его арабскими соседями.
Дополнительные опасения противникам реформы придает тот факт, что в настоящее время парламентское большинство принадлежит крайне правой коалиции.
Кроме того, по мнению противников законопроекта, Нетаньяху при помощи проведения судебной реформы пытается избежать уголовной ответственности, так как парламент сможет отменить решение Верховного суда Нетаньяху вменяются обвинения в получении взятки, мошенничестве и обмане общественного доверия; в случае доказательства вины ему суммарно может грозить до 13 лет заключения. Председатель Верховного суда Израиля Эстер Хают назвал проект судебной реформы "атакой на правосудие". Реакция израильской общественности Планы о проведении правовой реформы вызвали ожесточенные протесты со стороны оппозиции. К концу января в манифестациях по всей стране участвовали порядка 150 тыс. Лидер крупного оппозиционного блока "Государственный лагерь", экс-министр обороны Бени Ганц призвал противников реформы продолжать протесты. При этом он выразил мнение, что внутри израильского общества уже "назревает братоубийственная война", и возложил ответственность за возможную эскалацию конфликта на Нетаньяху. Несмотря на протесты, 21 февраля Кнессет одобрил в первом чтении законопроект, составляющий первую часть судебной реформы изменяющий процесс назначения судей Верховного суда и расширяющий полномочия правительства по их отбору.
К середине марта в протестах участвовали уже более 500 тыс. Президент Израиля Ицхак Герцог в ходе специального телеобращения к нации 9 марта заявил , что страна находится на пороге катастрофы. Однако Нетаньяху отверг президентский план, заявив, что он не обеспечивает того баланса между ветвями власти, к которому стремится правящая коалиция.
Что известно о судебной реформе в Израиле
27 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о намерении приостановить продвижения судебной реформы, вызвавшей в стране массовые протесты. И об этом говорит Декларация независимости Израиля (1948), согласно которой конституцию следовало принять «не позднее 1 октября 1948 года» — 75 лет назад. Германия традиционно поддерживает Израиль, что подтверждает и недавняя позиция немецкого посла в Израиле Штеффена Зайберта. Оппозиция же считает, что в условиях отсутствия конституции (в Израиле есть только Основные законы, которые не могут полностью её заменить) и другого несовершенства. Израиль сегодня — Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе. Оригинал взят у frau_perez в Почему у главных демократов: Великобритании и Израиля, нет Конституции?
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
До сих пор суд ни разу не отменял ни один из 13 основных законов, заменяющих в Израиле конституцию. Причина еще и в том, что ни одна из израильских политических сил не поставила себе целью принять в Израиле конституцию. «Если останется риск, если конституция изменится на конституцию апартеида, то, очевидно, он станет государством апартеида. Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля.
Россияне в Израиле смогли проголосовать за поправки в Конституции - «Новости дня»
Karayanni M. Meydani A. The Anatomy of Human Rights in Israel. Constitutional Rhetoric and State Practice. Moon R. Navot S. Plesner Y.
Судебная реформа Судебная реформа была одним из пунктов предвыборной программы Нетаньяху. В начале января 2023 года ее представил Ярив Левин, занимающий посты вице-премьера и министра юстиции в кабинете Нетаньяху, сформированном в конце декабря 2022 года партиями "Ликуд", "Оцма Ехудит", "Яхадут ха-Тора", ШАС и "Ционут Датит" это правительство считается самым правым в истории страны. В настоящее время Верховный суд, выполняющий в Израиле и роль Конституционного суда, может квалифицировать положения основных законов, заменяющих конституцию страны 13 основных законов и Декларация независимости Государства Израиль от 14 мая 1948 года , заблокировать другие законодательные акты, которые сочтет неконституционными. Суд вправе накладывать вето на решения правительства, влиять на назначения высших должностных лиц. Суть предложенной реформы заключается в лишении Верховного суда возможности оказывать влияние на решения законодательных и исполнительных органов. В частности, реформа предполагала введение положения, в соответствии с которым вето Суда может быть преодолено парламентским большинством в 61 голос всего в Кнессете, однопалатном парламенте, 120 депутатов. Кроме того, планировалось, что решения о внесении поправок в закон или о его отмене должны приниматься не простым большинством голосов судей их количество - 15 , а в особом порядке порядок не уточнялся. Предлагалось также изменить состав назначающего судей комитета. В настоящее время в нем девять членов, пять из них судьи и юристы, по два представителя от Кнессета однопалатный парламент и правительства. Число членов этого комитета должно было увеличиться до 11, восемь из них должны были представлять интересы Кнессета. Также предлагалось проведение публичных слушаний кандидатов в Верховный суд в законодательной комиссии Кнессета.
Однако утвержденный кнессетом документ под названием «Основной закон: Израиль — национальное государство еврейского народа» грозит еще сильнее расколоть израильское общество, арабское меньшинство которого уже давно обвиняет власти в дискриминации. О чем говорится в законе? Право на самоопределение: Закон определяет Израиль как историческую родину евреев и их «национальный дом», в котором они реализуют свое право на национальное, культурное, религиозное и историческое самоопределение. Право на самоопределение в Израиле, согласно закону, принадлежит исключительно еврейскому народу. Символы и столица: Закон объявляет Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля и юридически закрепляет уже существующие еврейские символы государства, еврейский календарь и праздники. Статус Иерусалима в этом законе повторяет положения принятого кнессетом в 1980 году основного закона о Иерусалиме как единой и неделимой столице государства Израиль. Язык: Государственным языком Израиля, согласно закону, является иврит. Арабский язык более не является государственным, но ему придается особый статус. В законе отмечается, что права арабского языка, существовавшие до принятия закона, ущемлены не будут, однако практические последствия понижения его статуса пока не ясны. Его применение будет регулироваться отдельным законом. Израильские поселения: Закон объявляет строительство еврейских поселений «национальной ценностью» и закрепляет необходимость их создания и развития. В законе принят компромиссный вариант статьи о поселениях. Из нее убраны некоторые положения, признанные дискриминационными в отношении арабского населения. Тем не менее формулировка довольно расплывчата.
По его словам, протесты раскололи государство и поставили под угрозу безопасность страны. Йоав Галант, в 2022—2023 гг. У всех возникает чувство гнева, боли и разочарования, причем с такой интенсивностью, с которой я никогда раньше не сталкивался. Я вижу, как подтачивается источник нашей силы. Как министр обороны Израиля я говорю самым ясным образом: раскол, который происходит в обществе, проникает в ЦАХАЛ и органы безопасности. Это явная, непосредственная и ощутимая угроза безопасности государства. И я не буду в этом участвовать». Ночь накала страстей переходит в утро выдержанных, но резких официальных заявлений. Из-за отставки министра обороны семь крупных израильских университетов объявили о приостановке занятий. Майя Барак, студентка: «Я здесь, потому что боюсь того, что будет в моей стране, которую я так люблю. Я боюсь того, что будет с моими детьми, я боюсь того, что будет со мной как с человеком, со мной как с женщиной». Судебная реформа, предлагаемая правящей коалицией, фактически отнимет право Верховного суда отменять и отклонять законы, принимаемые кнессетом местным парламентом. Конституции в Израиле до сих пор нет, соответственно, нет и Конституционного суда, поэтому право накладывать вето на решения законодателей закреплено за Верховным еще с середины прошлого века, почти с начала существования самого государства.
Демократия в Израиле, проблемы и раскол общества, новая политика в регионе — интервью
Агентство подчёркивает, что 24 июня в Израиле уже прошло досрочное голосование для россиян, которые не смогли прибыть на участок 28 июня. Израильское конституционное право сегодня это результат развития на протяжении почти шестидесяти лет. 52. Конституционное право Израиля Израиль является государством, где не существует единой формально общей конституции. Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. В Израиле по всей стране с утра 18 июля проходят крупные протесты против судебной реформы, сообщает The Times of Israel.
The Economist: юридические реформы могут нанести большой ущерб экономике и обществу Израиля
Конституция Израиля | Законопроект обязывает правительство Исламской Республики принять меры по "уничтожению" Израиля до 2041 года. |
На пороге гражданской войны: как судебная реформа расколола Израиль | Закон о национальности – это прямое продолжение расистской и дискриминационной политики, направленной против меньшинств в Израиль, каковую проводит «Еврейский дом». |
Трижды проголосовавшая по Конституции израильтянка остается в розыске | Необходимость введения Конституции в Израиле была также провозглашена Давидом Бен-Гурионом в Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года. |