Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. Кощей Бессмертный кто такой?Если вы живёте в России, то прекрасно осведомлены о таком сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный, самом ужасном существе из восточнославянских легенд. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок.
Кто такой Кощей Бессмертный и что о нём следует знать
главный отрицательный персонаж в русских сказках, хранящий в своей личности множество загадок и тайн. Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу. Кощей Бессмертный – один из самых жутких персонажей русских сказок. Кощей Бессмертный в славянской мифологии воплощение зла и могущества. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.
Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле 20 февраля 2023 2,2K прочитали 43 Кощей — главный злодей русских сказок. Но, как известно, ни один сказочный персонаж не появился на пустом месте — у него абсолютно определенно был реальный прототип. Кто же так сильно напугал наших предков, что остался в народной памяти как символ страха и ужаса?
Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? Кто такой Кощей? Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
Помимо властью над временем, Чернобог обладает непревзойденными способностями к магии, которые позволяют ему менять окружающий его мир по собственному желанию, практически без ограничений. Кащей, Худ. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви , при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь , и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется. В чертоге Кащея, худ. Кащей Бессмертный — ярко-выраженный отрицательный персонаж русского фольклора. Он — злой чародей и очень сильный колдун. Скорей всего от слова «кость — очень уж тощим рисуется он в нашем воображении. Смертны все. В том числе и боги.
Но Кащей так тщательно спрятал свою Смерть, что его не возможно убить просто так. Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например. Чтобы победить Кащея надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. На кадре из мультфильма « Лягушка-царевна » показано место, где спрятана смерть Кащея.
В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино.
В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь.
В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!
Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа. В ангольской сказке «Цари животных» угадывается известный всем сюжет русской сказки «Иван-царевич и серый волк»: — Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей, он отдаст тебя на съедение своим подданным. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
В 9-й серии 3-го сезона выясняется, что ранее работал киллером в конторе Фигнёй Страдаете, Братцы , убивая жертв радиацией. И это несмотря на то, что лучевая болезнь — это не то, что случается с каждым встречным-поперечным, дурацкий какой-то способ ликвидации, привлекающий совершенно ненужное внимание. Судя по всему, тонкий намёк на не так давно нашумевшую смерть одного эмигранта из РФ в Британию. А вот если забрать хоть одну монету, он переходит в режим лепрекона из одноимённой франшизы. Историю со смертью в игле выдумал Иван-Царевич, который на самом деле Кощея не убил, а просто вернул тому золото.
И даже растворение в кислоте с последующим гашением её известью Кощея не убивает, а только достаточно сильно замедляет регенерацию. Телевидение [ править ] Детская кукольная передача «Лукоморье» — Кощей-банкир. Путь к сердцу лежит через желудок — инверсия шутки ради. Однако, будучи в плену, Матрёна закормила Кощея, из-за чего тот изрядно потолстел.
Из-за этого Кощей хотел было разбить свое яйцо, но по приходу Бабки Цветочек просто отпустил Матрёну. Обгорелов, телеспектакль «Про Кащея и Марью-царевну» 1998. В советских мультфильмах Кощея Бессмертного почти всегда упаковывали в латы. Очевидно, чтоб был похож на тевтонских рыцарей, как их тогда представляли.
Экранизации «Царевны-лягушки»: «Царевна-лягушка» 1954 — по сути финальный босс, превращает людей в золотые статуи, сам перекидывается в ворона, а также обладает короной, растущей непосредственно из черепа. Имеет зеркало - коверкало. Тоже показано, как мучает Василису в плену. Дуб, на котором спрятан сундук со смертью Кощея, охраняет стая воронов.
Золотое трио — Баба-Яга , Кощей Бессмертный и маленький, безобидный Змей Горыныч , милый домашний любимец — пытается саботировать Олимпиаду. В отличие от большинства мультфильмов, здесь они главные персонажи и действуют как команда. Только вот не получается позлодействовать. Выглядит как скелет, и здесь он весьма мирный интеллигент , склонный к философским рассуждениям.
Ну вот и живи! Кстати, тут он невысок и весьма проворен , носит элегантную чёрную мантию, вместо меча использует рапиру и кинжал и вообще похож на архитипичного лича. А ещё любитель забалтывать своих гостей до смерти. Считается, что шарж на Эдварда Радзинского: «Я люблю историю — и люблю рассказывать разные истории!
Не очень-то добрый шарж, больше карикатура. Последний был очень рад встрече с электромагнитом… «Молодильные яблоки» — Исправить в адаптации , пополам с изменившейся моралью. На обратном пути Иван обманывает царей, и они остаются ни с чем. Здесь же молодильные яблоки принадлежат какому-то злобному рыцарю, помешанному на мировом господстве, волшебный конь принадлежит Кощею, а Синеглазка томится в плену у Бабы-Яги.
От брака с Кощеем Синеглазке тоже ничего хорошего не светит, а рыцаря с конём даже не кидают: тот сам от него сбегает, не желая участвовать в захватнических войнах и убийствах. Кроме того, отец трёх братьев здесь не царь, а селянин, Иван ходит в лаптях, а когда волк предлагает ему те же планы похищения, что и в оригинальной сказке, Иван отвечает: «Нет, я уж лучше добром попрошу, по-хорошему! Кощей тут сидит в своём дворце безвылазно и не посягает на мировое господство. И одет он здесь как царь.
Зато злой рыцарь с зелёным лицом даже спит в латах.
Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков от готов до викингов , которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.
Происхождение слова «кощей» Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага рабыня была бы по ногате, а кощей по резане мелкие денежные единицы. В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя.
В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан ; впрочем, А. Враги Кощея В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга , которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить. Мифологический архетип Кощея Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее , хтоническому существу , хранителю Мирового яйца.
Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу.
Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте , записанном Пушкиным, А. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти.
Кто такой Кощей? Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями.
Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях.
Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек.
В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
Русская мифология: Тайны Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный однозначно принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего. Кощей Бессмертный – один из самых жутких персонажей русских сказок. Почему Кощей Бессмертный на самом деле не бессмертен и как человеку избежать второй смерти? Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный? | Кощей Бессмертный – один из самых жутких персонажей русских сказок. |
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?» | Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. |
Почему Кощей бессмертный | Наиболее вероятный исторический претендент на роль Кощея Бессмертного — готский король Германарих, правивший в VI веке. |
Родословная Кощея бессмертного
Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?!
Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз.
Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью. Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени. В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой.
В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.
Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. Пушкина представляется скаредным и скупым «там царь Кащей над златом чахнет». Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун.
В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Исхудалый, тощий и высокий старик разг. Скупец, скряга разг.
Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями.
Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.
В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его — нет.
Не исключено, что жителей там как раз и не было — были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых. Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок она называется "Марья Моревна" Кощей погибает из-за коня — от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой.
Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью. Противостояние змеи и коня — древний и распространенный сюжет. Змея — олицетворение тьмы, конь — олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея.
Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре — еще один огненный, солнечный знак. Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея — достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц — в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца.
Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще.
Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки.
Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком. Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян.
Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей — кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины. Готский вождь Германарих Фольклорист-историк В.
Болдак убежден, что Кощей или Кащей — сказочный и былинный персонаж с реальным историческим прототипом. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих — одно и тоже лицо. Именно он создал влиятельный союз остроготов.
Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые».
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный? | На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. |
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь | Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. |
Почему Кощей бессмертный - Блог психолога Ольги | Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. |
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео) | Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. |
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя | как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. |
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Кощей Бессмертный однозначно принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего. как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).
Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество
Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед. Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. Шум и хруст усилился, и из-за куста ольхи вышел Кощей Бессмертный собственной персоной.
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки. Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности.
Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы. Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом.
Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути.
Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча. Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного. Почему все любят сказки?
Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны. Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами. Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок. Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время.
В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы. Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет.
Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки. Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий.
Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список использованных источников и литературы. Афанасьев А. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии. Л, Топоркова. Левкиевская Е. Мифы и легенды восточных славян. Никольская А.
Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Русские народные сказки. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Русская устная проза. Рыбаков Б. Сахаров А.
История России. Энциклопедия для детей. История России, т. Русская литература, т. Мифологическая картина устройства мира. В представлении восточных славян весь мир создал бог Род.
Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его — нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было — были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых. Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок она называется "Марья Моревна" Кощей погибает из-за коня — от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью. Противостояние змеи и коня — древний и распространенный сюжет. Змея — олицетворение тьмы, конь — олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре — еще один огненный, солнечный знак. Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея — достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц — в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо - это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей — смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви. Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей как в сказке "Царевна-змея" , лягушек безумно популярная сказка "Царевна-лягушка" и других несимпатичных животных. В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло.
Здесь тоже своя проблема — в сказках это довольно могущественный персонаж, который ни чьим пленником не является исключение составляет ряд сказок, где в начале Кощей предстает как раз узником в подземелье. И, наконец, третья версия — наименее убедительная и самая слабая в плане лингвистического обоснования. Некоторые исследователи выводят имя Кощея из имени древнеславянского божества Карачуна — повелителя холода и мрака, обитающего в подземном мире. При этом большинство ученых убеждено, что это два совершенно разных персонажа. А какая версия вам по душе?
Комментарии:
- Почему Кощей бессмертный - Блог психолога Ольги
- Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? (Геннадий Дергачев) / Проза.ру
- Вся правда о Кощее Бессмертном - Русская семерка
- Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
- Содержание
- Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
- Кощей - персонаж сказок
- В чем загадочность Бабы-яги и Кощея Бессмертного в русских сказках и древних легендах
- Популярное в разделе
- Значение слова «кощей»
- Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
- Больше, чем персонаж детских сказок
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Он является сильнейшим темным Божеством после Чернобога. Кощей с малых лет научился темному искусству. Кощей Чернобогович Бессмертный — полное имя темного Бога. Он являлся родным сыном Чернобога. Чернобог, отец Кощея — это полная противоположность Белобогу во всех смыслах. Кощей правил самым мрачным царством в Древнеславянской мифологии, которое именовалось, как Нави. Обитель Чернобога, отца Кощея Бессмертного находилось в глубине этого темного царства. Кощей выглядит, как настоящий живой скелет. В других источниках он представляется еще при жизни, как очень худой костлявый мужчина. Он имел длинные седые волосы, а иногда мог превращаться в черного ворона.
В отличие от других существ мира Нави, он не любил перевоплощения и практически всегда был в своем настоящем образе. В начале сотворения мира Род создал некое яйцо, в котором была сконцентрирована вся сила Кощея Бессмертного.
Чтобы разобраться, что за явление стоит за образом Кощея, сначала попробуем вспомнить, какие понятия несли слова созвучные с этим именем. В народной этимологии слово «кощий» применяется к настолько тощему человеку, что косточки «видны», почти скелету. В «Слове о полку Игореве» это слово упомянуто дважды: «чага рабыня была бы по ногате, а кощей раб по резане» и «в седло кощеево» т.
Санскритское слово kocagara также означает "хранитель казны" и произносится как "кошягара" или "кочагара". В белорусском языке «кашеваць» - раскинуть стан. Попутно следует заметить ещё одну связку слов: касть — капость — пакость — мерзость, нечистое, сорное, гниющее об останках. Владимир Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица арханг. А теперь вспомним мифологический образ.
Кощей — порождение Матери Сырой Земли, рождающая, как добрых, так и злых существ. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат". Происхождение мифа.
Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с. Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни.
Согласно моей реконструкции в русском мифе Кощей играет роль осеннего бога , то есть персонажа, олицетворяющего осеннее Солнце. На мой взгляд, именно эта роль является ключом к его огромной популярности. Обусловлено это тем обстоятельством, что осень в климатических условиях России - крайне неприятное время года, особенно в северных регионах. Связано это с затяжными холодными дождями и туманами, способствующими развитию различных простудных заболеваний, а также с ранними ночными заморозками, приносящими большой вред сельскому хозяйству. В этот период Кощею есть где разгуляться, поскольку он, очевидно, как любая нежить, питается жизненной энергией людей и поэтому, очень радуется, когда люди страдают и болеют, поскольку в именно в таком состоянии они наиболее уязвимы для воздействия темных чар злодея и пакостника. Однако, день его рождения, очевидно, должен приходиться на время его наибольшей слабости. Очевидно, что в этот момент года младенец-Кощей совершенно безвреден и даже забавен. В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить. Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года. Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость , то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком. При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает. Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск. Поэтому, кстати, совершенно не случайно зооморфной ипостасью Кощея является некий гибрид черной хищной птицы и змеи, который очень похож на Василиска и может быть отождествлен с грифоном.
Иногда Кащея называют царём, иногда нет. Во всяком случае, Кащей обладает властью: имеет слуг, какие-то связи в обществе, на равных разговаривает с сильными мира сего. Между тем своего царства в политическом смысле у Кащея нет. Это уже хорошо, выходит, Кащей не бомж. Южнее Славянских земель было лишь одно царство — Восточная Римская Империя. Они хотя бы находятся за тремя морями: Чёрным, Мраморным, Средиземным. Итак, с местожительством определились. Теперь выявим круг знакомых гражданина Бессмертного. Да, кстати, откуда такое прозвище — Бессмертный? Чтобы его получить, надо было хотя бы один раз воскреснуть. Вернёмся к знакомым Кащея. Из всех пятерых только Змей Горыныч относится к Кащею подчёркнуто дружелюбно. Марья-Моревна, имевшая какие-то отношения с Кащеем, в конце концов обманом завлекает его в западню. Кащей оказывается привязанным к столбу или стене цепями оковами , откуда его освобождает Иван-царевич. Часто именно с момента освобождения начинаются сказки про Кащея. Вот такой сюжет. Знакомый сюжет. Где-то мы его уже встречали. Но где? Привязанный Кащей, Мария, просьба попить, гром, тучи, освобождение от неминуемой гибели.