В Мариинском театре представят первую сценическую версию балета «Анюта». Легендарный телевизионный балет 40 лет назад вышел на советские экраны, а сценическое воплощение получил в Неаполе, Москве, но не на ленинградских подмостках. Интересно, что первое знакомство зрителей с «Анютой» случилось вовсе не в театре — уникальность биографии этого балета в том, что он был создан для телевидения, став едва ли не единственным в истории случаем переноса с экрана на сцену, а не наоборот.
Премьера балета Анюта в Мариинском театре. 2023
Авторы и постановщики О спектакле После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей. Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью. Анюта расстается со своей первой любовью — бедным студентом — и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчитывала,— мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
Фото — Наташа Разина Судьба «Анюты» — не типичная для балетного спектакля, но счастливая — родившись на свет в 1982 году как телевизионный фильм-балет, она впервые появилась на театральной сцене в Италии, а затем завоевала многие балетные сцены нашей страны, в том числе, Большой театр, а теперь и Мариинский. Чехова «Анна на шее» принадлежала ленинградскому режиссёру Александру Белинскому. Он дал мне кассету с музыкой Валерия Гаврилина со словами: «Послушай. Это гениально!
Первое, что я услышал на этой кассете, был вальс, и с первых же нот понял, что Белинский был прав: музыка рождала такие щемящие чувства, была так образна, красочна и так близка к портретам героев Чехова, … что слова писателя и музыка композитора слились воедино и обрели реальность в движениях и пластике всех персонажей. Вместе с Валерием Гаврилиным он сделал оркестровку отобранных нами произведений. Получилось единое стилистическое целое, сохранившее и чеховский дух, и атмосферу. Невозможно было поверить, что целое сложилось из разрозненных произведений Гаврилина. В истории балета это, наверное, один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для балетной сцены, стала неотделима от спектакля и его хореографии». Но, конечно, центром того спектакля была Екатерина Максимова.
Действие второе Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всём: о ненавистном, противном ей муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно ещё любимом студенте. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов.
Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителя своей жены. Пётр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную ночь.
Анюта расстаётся со своей первой любовью — бедным студентом — и переезжает в дом Модеста Алексеевича.
Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, — мираж; муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей.
Живая легенда в ТАГТОиБ: Владимир Васильев сыграл в «Анюте»
Балет «Анюта»: содержание, видео, интересные факты | Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу Антона Чехова «Анна на шее». |
Мариинский театр вернул петербургскому зрителю «Анюту» // Новости НТВ | Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве. |
Постановка «Анюта» станет первой балетной премьерой сезона в Мариинском театре
Балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Купить билеты – официальный сайт «Афиша Города». Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве. сочинение интересной судьбы. Прежде чем появиться на театральных подмостках, балет на музыку Валерия Гаврилина, придуманный сценаристом и режиссером Александром Белинским, в 1982 году вышел на экраны страны в телевизионной версии и сразу. Балет открывается сценой отпевания матери Анюты: одетые во все черное со свечами в руках прихожане, словно хор, создают пластическую атмосферу печали, аккомпанирующую скорби Петра Леонтьевича, оставшегося с тремя детьми. На Большой сцене НОВАТа 12, 13 и 14 мая пройдут первые показы главной балетной премьеры 78-го сезона – балета Валерия Гаврилина «Анюта» в постановке легендарного танцовщика, выдающегося балетмейстера, 13.04.2023. "Анюта" в постановке Владимира Васильева на огромной сцене Новосибирского театра оперы и балета – это потрясающе красивые декорации московских улиц и бальных залов (художник Виктор Вольский), удивительно пластичная хореография, прекрасная драматическая игра.
Мариинский театр вернул петербургскому зрителю «Анюту»
Афиша Plus - 5 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Татьяной Предеиной. "Анюта" в постановке Владимира Васильева на огромной сцене Новосибирского театра оперы и балета – это потрясающе красивые декорации московских улиц и бальных залов (художник Виктор Вольский), удивительно пластичная хореография, прекрасная драматическая игра.
Балет «Анюта»
Этот орден, как и затейливые провинциальные интерьеры, и безыскусные среднерусские пейзажи создала известный петербургский художник Белла Маневич 1922— 2002 , ранее работавшая преимущественно в кино. К тому моменту, когда А. Белинский пригласил её в команду постановщиков телебалета, у неё в активе были десятки фильмов, в том числе и снятых по произведениям Чехова. Как правило, она работала в тандеме с мужем, Исааком Капланом. Случай «Анюты» стал исключением и первым опытом работы над экранным, а затем и перенесённым на сцену балетом. Подробная разработка характеров персонажей, их индивидуальный хореографический язык, придуманный В. Васильевым, нашёл адекватное воплощение как в простоте, лиризме, стремительности и одновременно глубине музыки «современного Мусоргского» — Валерия Гаврилина определение Г.
Чехова «Анна на шее», но найти точный и тонкий пластический эквивалент чеховской прозы.
Екатерина Максимова, великая русская балерина и первая исполнительница партии Анюты в своей книге «Мадам «Нет» вспоминала: «Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский» вальс. Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма: Белинский написал нам письмо, излагая свою идею, но Володю она не вдохновляла до тех пор, пока он тоже не услышал «чеховский» вальс Гаврилина. Вот тут он загорелся — для Володи именно музыка всегда имела определяющее значение в творчестве. Музыка давала импульс его хореографической фантазии, режиссерским находкам, актерским эмоциям». Сам Владимир Васильев так рассказывал о своей работе над балетом: «Мелодика и ритмика литературного произведения на балетной сцене будет по-настоящему волновать только тогда, когда визуальное восприятие сольется со слуховым: музыкой, шумами, безмолвными паузами и так далее. Представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без этого я не мог никогда. Именно музыка Валерия Гаврилина — композитора, предложенного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», и так точно передающая настроение чеховской прозы, дала мне импульс к работе собственного творческого воображения.
Мне и сейчас удивительным представляется это редкое слияние двух художников — Художника слова и Художника музыки... Вообще, в своем подходе к созданию этого балета все мы, творческая группа — композитор, художник, хореограф-постановщик и дирижер — были едины в одном, стремясь к ясности и простоте изложения Чехова. Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовешь. Скорее, это поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм, и самое главное — человечность и доброта. Именно органичное сочетание всех этих компонентов было всегда особо притягательно для зрителей. Может быть, в этом и состоит секрет столь долгой и успешной жизни этого балета».
В процессе съемок телебалета Владимир Васильев выступил не только в роли хореографа, но и режиссера совместно с А. Белинским , и исполнителя роли отца Анюты — Петра Леонтьевича. По воспоминаниям Екатерины Максимовой, «в сравнении со всеми предыдущими его партиями эта оказалась не очень танцевальной, что Володю почему-то ужасно забавляло: «Я здесь не танцую. Васильев, Васильев — а я вот вам! Не танцую!!! Телебалет, казалось бы, «не переводится» на театральный язык, поскольку изначально адресован телевидению и решен исключительно телевизионными художественными средствами. Однако Владимир Васильев дерзнул на основе телебалета создать самостоятельный двухактный спектакль, и это ему удалось.
Премьера состоялась в 1986 году сначала на сцене неаполитанского театра Сан-Карло, а вскоре после этого и в Москве, в Большом театре. Партия Анюты создавалась специально для Екатерины Максимовой. Великая актриса балетного театра, которую всегда отличали удивительная естественность, правдивость, грациозность и обаяние, в этом балете создала образ женщины, полной живой женской прелести и лукавства, органично сочетавшей в себе трогательную искренность и суетность, простодушие и жестокость, естественную жажду радости и счастья. После прозябания в доме спивающегося отца ей так хочется праздника! Она наслаждается своей женской властью над всеми окружающими ее мужчинами и, закружившись на балах и светских развлечениях, старается забыть горечь прощания с любимым, тоску во взглядах отца и братьев» — вспоминала актриса.
Он перечеркнул жизнь тех, кто искренне любил Анну. Этот же выбор погрузил красавицу в блестящий мир столичного общества.
Героиня принимает столичную мишуру за настоящее счастье. Ее роль исполнит Ксения Захарова.
Отход ко сну.
Сон Модеста. Странные видения. Модест Алексеевич, Анюта, чиновники.
Сюрприз для Анны. Действие второе 10-я картина. Бал в дворянском собрании.
Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Внимание Его Сиятельства.
Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем.
Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. Возвращение с бала.
Сон Анюты. Воспоминания о прежней любви. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, Его Сиятельство.
Награждение Модеста Алексеевича орденом Святой Анны. Вариация Модеста. Поздравления подчиненных.
Гимн раболепству. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано.
Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша. Предновогодняя ночь. Возбужденная Анюта.
Офицеры, Артынов, Его Сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь.
Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет.
Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Знаменитый танцовщик и хореограф не только представил свой спектакль, но и станцевал в нем. Накануне премьеры артист ответил на вопросы «Российской газеты».
Большой театр возвращает на сцену балет "Анюта" по рассказу Чехова
Есть ясность сюжета и простота. Валерий Александрович — он композитор поразительный по эмоциональности и чувствам. Простые мелодии, казалось бы, но палитра богатейшая! Люди устают от непонимания, ребусов, хотят красоты, эмоциональности».
Постановщики, художники, музыканты оркестра, артисты новосибирского балета, создавшие это непростое, интригующее, многоуровневое театральное событие, заслужили зрительскую благодарность.
Никите Ксенофонтову не привыкать играть комичных персонажей, вспомнить хотя бы его роль Алена в «Тщетной предосторожности». Если в случае с Аленом помогает жаркая шляпа, которая однажды едва не довела артиста, по его собственным признаниям, до обморока, то в «Анюте» — большой накладной живот каковой с не меньшим мастерством воздымал над сценой и Арутюн Аракелян. Но я надеюсь, мой образ получился интересным. Мне было несложно исполнять роль, она близка мне по пластике. А то, что герой отрицательный… Для меня не обязательно находить положительные моменты, можно и отрицательного героя сыграть прелестно.
Я люблю свой образ. Тем более танцую с такой прекрасной партнершей, как Оля Гришенкова. И Владимир Викторович [Васильев] заряжал нас энергией, которой у него, наверное, больше, чем у всей нашей труппы вместе взятой», — признался Никита Ксенофонтов. А вот по словам его партнерши, ведущей солистки НОВАТа Ольги Гришенковой, для нее было важно переосмыслить образ своей героини, чтобы сделать его более положительным. Надеюсь, буду находить новые грани образа героини и совершенствовать его», — рассказывает Гришенкова.
Сам хореограф и постановщик балета Владимир Васильев особенно выделяет для себя в спектакле последнюю сцену — когда забытые Анной отец и братья печально бредут по запорошенной снегом улице. Впрочем, печальный финал балетного спектакля не оставляет у зрителя тягостного впечатления и вселяет надежду на то, что Анна, следуя желанию Ольги Гришенковой, и впрямь одумается и воссоединится со своей семьей, презрев все соблазны света. Его очень любят не только зрители, но, главное, артисты — все хотят принимать в нем участие». На вопрос, чем отличается постановка в НОВАТе от других постановок балета, балетмейстер дает неожиданный ответ… «Посмотрите, какой у вас снег — такого не было ни в одном театре! Потрясающие декорации.
А какие костюмы! Как можно сравнивать этот спектакль с другими? Ведь это же не мертвый камень, который сформовали, и он разошелся тысячами экземпляров. Спектакль — это штучный товар», — говорит Васильев. Отметим, что балет «Анюта» впервые был поставлен мастером в 1982 году для телевидения, получил множество призов и премий на международных фестивалях, и в 1986 году перенесен на театральную сцену в Италии, где его признали лучшим музыкальным спектаклем года.
И только через полгода премьера «Анюты» прошла на сцене Большого театра в Москве. Войдет ли новый балетный спектакль в коллекцию лучших постановок новосибирского театра? Вот что говорят уже посмотревшие премьеру новосибирцы, чьим мнением поинтересовался «Континент Сибирь». Марина Кокоулина, завсегдатай театра, экс-директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» АО «Альфа-Банк»: — Мне посчастливилось увидеть премьеру балета «Анюта» в Новосибирском театре оперы и балета. Впечатления просто потрясающие!
Цыганский танец. Тарантелла [4]. Внимание его сиятельства. Пьяный Петр Леонтьевич.
Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич.
Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной.
При этом каждый персонаж получает свой индивидуальный хореографический рисунок, который представляет уникальную возможность для раскрытия мастерства и актерского таланта исполнителя. Белорусский десант Вечер на Нуриевском фестивале, когда была показана «Анюта», можно с полным основанием назвать белорусским — сразу трое солистов Большого театра Беларуси были задействованы в главных партиях. Легкая и точная в каждом движении очаровательная белорусская прима Людмила Хитрова создала многомерный образ молодой женщины.
От наивного простодушия и трогательной искренности до светской пустышки, окунающейся в круговорот поклонников и денег, что особенно проявилось в блестящей «Тарантелле». Анюта постепенно забывает обо всем — чести, совести, близких и родных людях. Анюта-Хитрова была убедительна в своих смущениях, страхах, она казалась удивительно хрупкой в сцене прощального дуэта со студентом. Ее героиня парила в воздухе в поддержках и скользила вниз в объятия любимого и, словно пытаясь оттянуть момент расставания, восторженно замирала в отточено фиксированных арабесках, отчаянно кружилась в пируэтах, как будто пытаясь отогнать мысли о расставании. А каким был соблазнительно-чувственный дуэт со светским ловеласом Артыновым — глаз не отвести! Людмила Хитрова замечательно показала и постепенную трансформацию своей героини.
Вот она с восторгом надевает черное боа на шею. Тонкая аллегория: «Анна на шее» и боа. Этот шарф — словно роскошная удавка, душащая светлое начало в героине. Искреннее недоумение, когда муж сам подталкивает ее под руку Его Сиятельства. И окончательное перерождение героини, когда к ней приходит вереница поклонников с цветами тонкая аллегория: «из грязи в князи».
5 петербургских фактов о балете «Анюта»
Телевизионной фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Балет «Анюта» создан на основе сюжета рассказа Антона Чехова «Анна на шее». Культовый фильм-балет «Анюта» перекочевал на театральные подмостки стараниями хореографа и постановщика Владимира Васильева. Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР. Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году.
Балет Анюта
Премьера балета Анюта в Мариинском театре. 2023 | «Идея создания фильма-балета «Анюта» по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее» принадлежала ленинградскому режиссёру Александру Белинскому. |
Первой балетной премьерой сезона в Мариинке станет «Анюта» | В Новосибирском оперном театре снова премьера – еще один шедевр отечественной хореографии, знаменитый балет Владимира Васильева «Анюта». Новосибирский оперный театр стал девятым театром в России, где поставлен этот спектакль. |
В день своего 78-летия НОВАТ сделал подарок зрителям – представил премьеру балета "Анюта" | 8 и 9 декабря на исторической сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. Сюжет рассказа Антона Чехова «Анна на шее» предстал в хореографии соавтора балета Владимира Васильева. |
«Анюта» добралась до Новосибирска | купить билеты на спектакль в Москве. Постановку покажут 9, 10 и 11 мая 2023 года в Большом театре, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу спектакля, все об актерах и режиссере. |