Новости надежда константиновна крупская причина смерти

Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. "Товарищу Надежде Константиновне Крупской Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам, старому большевику и другу Ленина, свой горячий привет. Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии.

Годы жизни Надежды Крупской

Как позже признавалась Надежда Константиновна, маленькой она чувствовала себя очень одиноко, поэтому вечерами часто разговаривала с Богом. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Но точные выводы о причине ее смерти можно будет сделать только после того, как медицинские документы Надежды Константиновны Крупской будут выданы исследователям», — подчеркнул Новоселов.

Жена Ленина – Надежда Крупская

Вождь был фактически изолирован в усадьбе Горки, ему были запрещены переписка и общение. А когда Надежда Константиновна попыталась передать Троцкому некоторые записи Ленина, Сталин позвонил ей, накричал на нее, обозвав проституткой и дегенераткой. Сам Сталин отреагировал на это следующим образом по воспоминаниям Молотова : "Что я должен перед ней на задних лапках ходить? Спать с Лениным еще не значит разбираться в ленинизме! Мне Сталин сказал примерно так: "Что же, из-за того, что она пользуется тем же нужником, что и Ленин, я должен так же ее ценить и признавать, как Ленина? Слишком грубовато".

Больной Ильич, узнавший о конфликте, вышел из себя и написал Сталину письмо: "Уважаемый т. Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего и говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу Вас взвесить, согласны ли Вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения". Крупская на похоронах Ленина В январе 1924 года Ленин умер.

Надежда Крупская осталась одна. Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны. А еще ее критике подвергся знаменитый педагог Антон Макаренко.

Тем не менее, вплоть до смерти Крупская трудилась и ежедневно писала, оставив после себя 11 томов сочинений. В дни репрессий она пыталась защищать некоторых бывших партийцев, но в то же время участвовала в общем хоре обвинений.

По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов. Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.

Как пишет Борис Соколов в своей книге «Ленин и Инесса Арманд», еще будучи воспитанником корпуса, Крупский познакомился с Андреем Потебней, который позже пытался организовать революционный кружок. Если верить записной книжке известного революционера Николая Огарева, одним из членов тайной организации являлся и Константин Крупский. Но начало конфликта между Крупским и властью было положено только после того, как Константин Игнатьевич окончил военное училище в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Польшу. В 1863-1864 годах там разгорелись национально-освободительные восстания. По данным Леонида Млечина, автора книги «Демонтаж патриарха, или Женщины берут верх», командир роты Крупский всячески поддерживал бунтовщиков и даже учил польский язык. Последним он, по мнению некоторых, выказывал свое несогласие с русификаторской политикой Петербурга. Но тогда для Крупского все закончилось благополучно. Увольнение со службы Крупский вернулся в Петербург для того, чтобы поступить в Юридическую Академию и благодаря образованию продвинуться по карьерной лестнице. В 1869 году новоиспеченный выпускник академии снова был откомандирован в Польшу.

Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании. В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один. Крупская не сомневалась, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». А значит, необходимо «трудовое обучение». Ребята, окончившие семилетку, получали навыки нескольких ремесел, видели результаты своего труда. Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих. Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России. Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной. К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время! Даже сжигание книг. Без доказательств, зато с фанатической уверенностью. В собственной правоте. Крупскую упрекают и в исключении из школьной программы Достоевского. Действительно, он не стал главным героем советской школьной программы. И Крупская его недолюбливала — за приверженность религиозному дурману. И в то же время, стали ли в России в 1920-е годы меньше читать Достоевского? Вовсе нет. Его в особенности — роман «Преступление и наказание» постоянно обсуждали в литературных кружках, в то время весьма популярных. Его, в отличие от Толстого, не подняли на официальный пьедестал — по понятным идеологическим причинам. Но и не запрещали. И тиражи Достоевского, и востребованность его книг в библиотеках хотя «Бесов» оттуда действительно изымали — и это неудивительно только росли. Надежда из киноленты Она ушла ровно в 70 лет, давненько растеряв здоровье. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Москва, Сретенский бульвар. Июль 2014. Фото: Wikimedia Десятки раз Крупская становилось героиней кинофильмов, а книг, в которых она действует, не сосчитать, как и картин, на которых ее запечатлели художники. Правда, чаще она бывала второстепенным персонажем, но не всегда. В Москве есть памятник молодой Крупской — на площади Сретенских ворот. Его создали скульпторы, мать и сын, Екатерина и Александр Белашовы. Это вообще был достаточно популярный парковый сюжет — Ленин и Крупская, то в зимнем облачении, в ушанке и теплом платке, то в летнем. Памятник Н. Крупской и В. Ленину на улице Крупской в Москве Конечно, всё это — живописные полотна, поэмы, кино — прежде всего, связано с её мужем. Но в одном из фильмов она стала заглавной героиней. В роли Крупской - Наталия Белохвостикова Молодые революционеры там влюбляются, поют под гитару, веселятся, выглядят беззаботно, но, конечно, ни на минуту не забывают и о политике. Роль молодой Надежды Крупской сыграла Наталия Белохвостикова. Человечно, не выспренно. Она — нежный цветок, но в то же время — решительная революционерка, борец. Так оно и было. Мы мало знаем, какими они были — молодые подпольщики, рано посвятившие жизнь борьбе, но не ставшие функциями, роботами.

Личная трагедия Надежды Крупской

Дело в том, что отец Надежды Константиновны рано ушел из жизни. О Крупской до конца своих дней заботилась ее мать Елизавета Васильевна, которая, по данным Шамбарова, до замужества носила фамилию Фишман. Именно по этой причине Крупская и стала «Рыбой». Известный журналист, Леонид Млечин, перу которого принадлежит издание «Демонтаж патриархата, или Женщины берут верх», также пишет о том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой». По мнению Млечина, виной тому стала развившаяся у Надежды Константиновны базедова болезнь, из-за которой глаза Крупской были навыкате, как у рыбы. Крупская действительно страдала «базедовой болезнью» из-за которой происходило опухание щитовидной железы то есть появление зоба и выпячивание глазных яблок. В наше время медицина хорошо знакома с этим заболеванием заключающимся в усилении функции щитовидной железы, но во времена Крупской врачи считали что она связанна с «сосудодвигательными нервами», и соответственно назначали абсолютно неправильное лечение.

Запущенная «Базедова болезнь» сказалась и на характере, и на внешности Надежды Константиновны: несоразмерно толстая шея, выпученные глаза, суетливость, раздражительность, плаксивость.

Редактировал газету «Забайкальский рабочий» и вместе с Бабушкиным участвовал в Читинском восстании. В 1906 году ему удалось избежать расправы и бежать во Владивосток, а оттуда в Японию, затем и во Францию. Были ли в жизни Надежды Константиновны другие мужчины? Об этом знает только она сама. Но даже нескольких имен достаточно для того, чтобы понять, каких ярких и сильных личностей привлекала к себе эта женщина. Соответственно, и сама она была интересна, умна и красива как внутренне, так и внешне. Анжелика Бральди 15 апреля, 2019 Что связывало Ленина и Крупскую? Была ли между ними любовь?

Или же они просто «смотрели в одну сторону»?

С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ».

В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда.

Но после смерти Сталина государство снова обратило внимание на труды Крупской по педагогике, на ее идеи, и эти идеи начали массово претворять в жизнь. В итоге именно благодаря Надежде Крупской сформировалось и успешно функционировало столько лет то самое советское образование, аналогов которому по эффективности не было нигде в мире. Внимание к вопросу абортов Надежда Константиновна считала очень важным обратить внимание на проблему абортов.

Строго запрещать аборты она считала неправильным подходом, поскольку суть проблемы видела в тех условиях жизни, которые подталкивали женщин к прерыванию беременности часто с огромным риском для жизни. Улучшение социального положения женщины — вот, что стояло приоритетным в идеях Крупской, именно это она считала самым важным. Крупская с пионерами, 1927 г. Фото: общественное достояние Борьба с неграмотностью На 1923 год в России неграмотными оставались 111 миллионов человек из 133 миллионов населения. В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало. Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования. Надежда Константиновна не просто ставила такие задачи: она добивалась, чтобы они были реализованы по всей стране, а ведь это было время послевоенной разрухи! Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил.

Ни в чем не виноват.

Какой на самом деле была Надежда Константиновна

Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.

Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию

Обвенчались они только через 4 года в ссылке. Крупская утверждала: по любви «Были мы мужем и женой и хотели жить и работать вместе… То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не означает, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…». Но брак заключили в том числе и по партийной необходимости. Изначально Ленин пытался приударить за другой марксисткой — Аполлинарией Якубовой. Даже сделал ей предложение, но получил отказ. А у Крупских Ульянов года два обедал по воскресеньям.

Кулинарные таланты будущей тещи помогли проложить путь к сердцу через желудок. После 7 месяцев тюрьмы Надежде предстояло на 3 года отправиться в ссылку в Уфимскую губернию, но она попросила разрешения отбыть ее в Сибири, в Шушенском, вместе с женихом. О том, что красота Крупской к моменту свадьбы уже поблекла под влиянием развивающейся болезни, косвенным образом свидетельствует высказывание друга и соратника вождя Глеба Кржижановского. Он утверждал, что Ульянов мог найти и покрасивее, но вот умнее и преданнее делу, чем Крупская, в его окружении не было. Одиночное заключение расстроило и без того хрупкое здоровье Надежды Константиновны, всегда боявшейся одиночества.

Ее худший кошмар сбылся, только разговаривать с Богом, как в детстве, она уже не могла. А ведь молитва порой заменяет курс психотерапии! Тюремный врач, осмотревший Крупскую 31 марта 1897 года, обнаружил, что та «похудела, ослабла в результате расстройства… пищеварения и не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». В тюрьме субклиническое нарушение функции щитовидной железы стало переходить в клинически явную фазу, обрастая дополнительными симптомами. Самым травмирующим из них был отнюдь не экзофтальм, а бесплодие.

Крупская мечтала стать матерью, а уж о том, как любил детей Ленин, все, кто вырос в СССР, наслышаны с ясельного возраста! Новоиспеченных супругов терзали вопросом: «не прилетают ли пташечки»? То есть аисты, подкладывающие младенцев в капусту. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств! А в будущем «первую оборванку страны» ждали еще более горькие разочарования и потрясения.

Оборванкой уже после революции стал называть жену Ленин, намекая на ее неухоженность и небрежность в одежде в отличие от того, как выглядела фактическая первая леди того периода — Иннесса Арманд. Унизительный любовный треугольник здоровья Крупской не прибавил. А после болезни и смерти Ленина она стала невыездной и не могла уже лечиться у швейцарских эндокринологов. Впрочем, в то время даже самая продвинутая медицина не могла ей помочь. Ленин не без юмора зовет жену дома партийными псевдонимами Рыба и Минога.

После двух лет ссылки Крупская заболела, и «доктор нашел, что ее болезнь женская требует упорного лечения, и она должна на 2—6 недель лечь в постель». Высказывалось мнение о том, что Надежда Константиновна страдала генитальным инфантилизмом — анатомическим и гистологическим недоразвитием половых органов с гипофункцией яичников. Но, скорее всего, ничего подобного у нее не было, а бесплодие явилось результатом тиреотоксикоза. В ссылке Крупская топила печь, занималась огородом. А вот готовить совершенно не умела — на кухне хозяйничала ее мама, отправившаяся с дочерью в ссылку.

О кулинарных способностях Надежды Константиновны ходили легенды. После смерти Елизаветы Васильевны в 1915 году и до самого возвращения в Россию супруги питались в заграничном общепите. Похлебкин не без иронии предположил, что Ленин страдал тяжелым атеросклерозом потому, что Крупская изо дня в день потчевала его своим фирменным блюдом — яичницей из четырех яиц. В эмиграции признаки диффузного токсического зоба стали особенно отчетливыми: усилился экзофтальм, возникли потливость, тахикардия, из-за повышения основного обмена снизилась масса тела. Немецкие врачи поставили Крупской диагноз «базедова болезнь» болезнь Грейвса.

Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода.

И что интересно — чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае 1854-1895. То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых — это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись.

Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы. Но ведь один из таких и был Тистров, выгодно женившийся на внучке управляющего всех золотых рудников Алтая. Темная история с этими несметными богатствами Российской Империи, которыми управлял клан Тистровых-Крупских-Фроловых. Но, может быть, когда заходит речь о финансировании революционного движения в России и, в частности, В.

Ленина, то надо не в Германию упираться, а в золото Сибири, которым командовали его будущие родственники? Ленин, выходит, выгодно женился? И история эта с приходом Октябрьской революции не закончилась. Научное наследство прадеда Крупской в полной мере работало на новую страну.

И не удивительно. В предприятиях, созданных Козьмой Дмитриевичем Фроловым, всё было новым, неожиданным. Ни русская, ни мировая практика его времени не знала ничего подобного тому, что выполнил великий новатор. Устроив в 1763-1765 годах систему машин, приводимых в действие центральным мотором, он создал технику, далеко выходящую за рамки феодально-крепостнического способа производства.

Механизировав технологические операции по переработке продуктов и создав внутризаводской транспорт, К. Фролов организовал, в сущности, завод-автомат. Перешедшие в собственность СССР предприятия, а также новые, которые строились, использовали его разработки. Идея механизации и автоматизации, развёрнутая с полной силой в СССР в годы сталинских пятилеток, - наша русская идея.

Вместе с И. Ползуновым К. Фролов занимает почётное место среди творцов современной техники. Выходит, идея механизации и автоматизации, развёрнутая с полной силой в СССР в годы сталинских пятилеток, - наша русская идея, не уступающая английским проектам технической революции?

Не эти ли сибирские технические изобретения восемнадцатого века заложила основы технической революции в России 19 века, а затем - социалистической революции начала двадцатого века? В то время, когда Европа успешно развивалась, и в Россию тоже пришел технический прогресс. Эти машины Фролова были отличным подспорьем для династии Романовых, которая, признав технический прогресс, должна была разворачиваться с большой скоростью в управлении государством. Это бизнес и банки, это новый класс предпринимателей.

Но войны разоряли Россию, и она не только брала взаймы, но и впустила в страну чужие машины, чужой прогресс, который стал зарабатывать деньги прямо на месте, но складывать их в свои банки.

Оттуда он и сделал Надежде предложение руки и сердца. Она ответила согласием, но из-за её собственного ареста свадьбу пришлось отложить. Поженилась пара через 2 года летом 1898 году уже в сибирском Шушенском. Позже злые языки говорили, что Владимиру его супруга была безразлична, поэтому и детей у них не было.

Но на самом деле в первые годы их супружеской жизни отношения были полноценными, задумывались они и о детях. Но болезнь Надежды прогрессировала, лишив Надежду возможности стать матерью. Когда Крупская поняла, что детей у неё не будет, она с головой ушла в политическую деятельность и стала главным и самым надёжным помощником мужа. Она была рядом с ним в эмиграции, в ссылке, обрабатывала огромный объём материалов и корреспонденции, разбиралась в различной проблематике и при этом успевала заниматься написанием собственных статей. Между тем её собственное здоровье становилось всё хуже и хуже, а внешность всё более уродливой.

Переживала это она очень тяжело. Партийно-любовный треугольник Владимир Ленин и Надежда Крупская. Надежда была женщиной умной и прагматичной и прекрасно понимала, что её супруг может увлечься другими женщинами. Что и произошло. У него завязался роман с ещё одной политической соратницей — Инессой Арманд.

Отношения эти продолжались даже после того, как политический эмигрант Ульянов Ленин в 1917 году стал лидером Советского государства. Инесса Арманд. Крупская, глубоко страдая, предлагала мужу свободу от семейных уз и даже, видя, что он колеблется, готова была уйти сама. Но Владимир Ильич остался с женой.

Унизительный любовный треугольник здоровья Крупской не прибавил. А после болезни и смерти Ленина она стала невыездной и не могла уже лечиться у швейцарских эндокринологов.

Впрочем, в то время даже самая продвинутая медицина не могла ей помочь. Ленин не без юмора зовет жену дома партийными псевдонимами Рыба и Минога. После двух лет ссылки Крупская заболела, и «доктор нашел, что ее болезнь женская требует упорного лечения, и она должна на 2—6 недель лечь в постель». Высказывалось мнение о том, что Надежда Константиновна страдала генитальным инфантилизмом — анатомическим и гистологическим недоразвитием половых органов с гипофункцией яичников. Но, скорее всего, ничего подобного у нее не было, а бесплодие явилось результатом тиреотоксикоза. В ссылке Крупская топила печь, занималась огородом.

А вот готовить совершенно не умела — на кухне хозяйничала ее мама, отправившаяся с дочерью в ссылку. О кулинарных способностях Надежды Константиновны ходили легенды. После смерти Елизаветы Васильевны в 1915 году и до самого возвращения в Россию супруги питались в заграничном общепите. Похлебкин не без иронии предположил, что Ленин страдал тяжелым атеросклерозом потому, что Крупская изо дня в день потчевала его своим фирменным блюдом — яичницей из четырех яиц. В эмиграции признаки диффузного токсического зоба стали особенно отчетливыми: усилился экзофтальм, возникли потливость, тахикардия, из-за повышения основного обмена снизилась масса тела. Немецкие врачи поставили Крупской диагноз «базедова болезнь» болезнь Грейвса.

Пребывание в санатории деревни Зёренберг в Альпах дало лишь временный эффект, затем наступил рецидив. Примечательно, что Крупскую там лечили всякой симптоматической ерундой диетой, железом, хинином и в течение 3 недель — электризацией нервов шейного симпатического ствола фарадическим током в наивной надежде уменьшить «толщину шеи», возникшую из-за зоба. Сердцебиение как будто немного успокоилось, но остальные симптомы сохранялись. В июне 1913 года больной стало хуже, и ее прооперировал профессор хирургии и директор хирургической клиники Бернского университета Эмиль Теодор Кохер 1841—1917 — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1909 года за работы в области физиологии, патологии и хирургии щитовидной железы. Неизвестен объем резекции, но операция шла в течение 3 часов, была сложной и практически безрезультатной. А в 1915 году, после смерти матери, состояние Крупской вновь ухудшилось».

Ей хотелось забыть о семейной драме, связанной с Инессой Арманд. Вот у кого было все — и красота, и пятеро детей, и любовь вождя мирового пролетариата! Все вместе, любовным треугольником, в 1917 году они и прикатили в Россию из эмиграции в одном купе знаменитого пломбированного вагона! Но особо острый конфликт возник после революции… Крупская заявила: если Ленин не прекратит связь с Арманд, то она уйдет от него. К сожалению, семейная драма стала достоянием ЦК партии и правительства, которые все знали и замечали…» «Остается лишь удивляться тому факту, что в 1926 году именно Надежда Константиновна стала редактором сборника «Памяти Арманд», чью жизнь шестью годами раньше оборвала холера, — недоумевает Н. На пике семейного конфликта Крупская под именем Агафьи Атамановой отправилась на пароходе «Красная Звезда» в агитационную экспедицию, во время которой у нее возник приступ боли в сердце и аритмии на почве тиреотоксикоза.

Начиная с 1921 года супруги все больше времени проводят в Горках. Уход за Лениным был безукоризненным. Крупская учила его заново писать, диктовала упражнения по букварю, хотя временами лишенный речевой коммуникации вождь раздражался при появлении жены, которая была от этого в отчаянии. Смерть Ленина оказалась самым сильным потрясением в ее жизни. Впервые после своей потери Крупская пришла на заседание Наркомпроса 3 февраля 1924 года. Ей, видно, было очень тяжело от соболезнующих взглядов украдкой», — писала современница.

Сталин, настоявший на бальзамировании тела вождя, приготовил его вдове многолетнюю пытку созерцанием «нетленных мощей». Любая подобная «встреча» была для нее ударом. По словам академика Бориса Ильича Збарского, главного хранителя мумии вождя, Крупская в последний раз посетила мавзолей в 1938 году, за несколько месяцев до своей смерти. В 1926 году она жаловалась: «Меня беспрерывно травят по партийной линии, да еще как травят… теперь… не церемонятся со мной и всячески подчеркивают свое неуважение.

Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская

Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.

Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины

Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской Надежда Крупская в детстве, 1879 год.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.

Клинический случай. Единственная Надежда

Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию. Пока народ превозносил Ульянова, Надежда Константиновна пыталась его очеловечить.

Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?

От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду.

Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь

Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может! Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах.

Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно.

Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых. Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам.

Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом.

Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было.

Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло.

Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку.

И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью.

Страсти супругов несколько улеглись. Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой.

Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей». Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо.

Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога.

Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.

Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.

Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т.

Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ.

Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности.

Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь.

Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.

К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.

Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.

Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.

Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?

Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом.

Ребенку эта сказка близка.

По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости. Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений.

В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью. Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском. Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований. Политические ссыльные жили под таким строгим надзором, что не могли даже незаметно проскользнуть в туалет. Ни о каких шашнях на стороне не могло быть и речи. Да и нужен ли был юной влюбленной девушке роман на стороне? Крупская, Ленин и Арманд: правда о «революционном треугольнике» Когда Ленин и Крупская эмигрировали в Европу, в жизни Ильича появилась еще одна женщина. Звали ее Инесса Арманд и она тоже была пламенной революционеркой.

Вождь мирового пролетариата проводил немало времени вместе с соратницей, из-за чего им начали приписывать роман. Инесса Арманд Многих удивляло, что Крупская очень спокойно относилась к тому, что ее муж целыми днями пропадает у другой женщины. Объясняется это очень просто — между Лениным и Арманд были крепкие дружеские отношения и общность идей. О единственном подозрительном моменте в этом революционном союзе писала в письме сама Арманд. Женщина упоминала про «поцелуи, без которых могла бы и обойтись». Инесса всю жизнь уважала Надежду и та отвечала ей взаимностью.

Тифлис ныне г. Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи. Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике.

Глава 17. Крупскую отравил Сталин

Личная трагедия Надежды Крупской Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова).
Личная трагедия Надежды Крупской И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости.
Надежда Крупская. Биография революционерки Владимира Ленина.

Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской

Надежда революции А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду.
Крупская, Надежда Константиновна Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.

Клинический случай. Единственная Надежда

Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.

Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.

Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности.

Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».

Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.

Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»?

Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя».

Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.

Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации.

Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.

За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу.

Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.

Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления.

Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм.

В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.

Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма.

А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники.

Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний.

В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма.

Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей.

В ссылках и тюрьмах Иван неожиданно обнаружил в себе хорошие задатки лидера. В 1905 году он стал одним из руководителей и вдохновителей Читинского восстания.

При его подавлении был расстрелян. Виктор Курнатовский: друг или любовник? Из официальной биографии как Ленина, так и Крупской известны дата и место их венчания. Брачные клятвы молодые люди принесли в Шушенском в 1898 году.

Однако в ссылке они находились не вдвоем: интересных мужчин там было не так уж и мало. А Крупская в те годы выглядела весьма хорошо: миниатюрная, с длинными густыми русыми волосами, отливающими медью, зеленоглазая. Просто мечта для любого романтически настроенного революционера.

А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось. Просветительская деятельность В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина. В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд. В России болезнь, казалось, отступила. Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи. Именно она стояла у истоков комсомола, пионерской организации и системы детских садов. Во дворах начали устраивать детские площадки — песочницы, мостики, лесенки, горки, первые лавочки для родителей и клумбы с цветами. Крупскую всегда удручали муштра, зубрежки и наказание, делавшие учеников гимназий глубоко несчастными. Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих. В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге. Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию. При пальпации ведь она не всегда определяется. Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более.

По окончании академии Крупский получил должность начальника уезда в Гроеце Польша. Три года семья прожила в достатке. Но на известного революционно-демократическими взглядами администратора помещики-латифундисты все это время строчили доносы. И дело закончилось печально — отставкой, судом, запретом жить в столице. Подали апелляцию, рассмотрение которой растянулось аж до 1880 года. Все это время Наденька считалась дочерью подследственного, и это сильно осложняло ее жизнь: отец не мог найти работу, а мать в источниках оплаты обучения дочери писала постыдное для того времени «из собственных средств Крупской Е. И хотя Константина Игнатьевича оправдали, эмоциональное напряжение привело к резкому ухудшению его ослабленного туберкулезом здоровья. Да и дочь, сильно привязанная к отцу, слегла с признаками нервного расстройства. Так впервые дала о себе знать ее щитовидка. Переехав в Петербург, родители отдали дочь в самое передовое по тем временам учебное заведение для девочек — гимназию Оболенской, где преподавали блестящие представители российской интеллектуальной элиты: физик Ковалевский, математики Литвинова и Билибин, собиратель русского фольклора Смирнов. И здесь она была лучшей ученицей. Семья жила трудно — из-за плачевного состояния здоровья отец практически не работал. Помогали друзья — участники революционно-демократического движения. Надя росла под их разговоры о великом будущем свободной от гнета царизма России. В день рождения дочери, так любившей его. Чтобы свести концы с концами, Елизавета Васильевна сняла большую квартиру, а комнаты пересдавала телефонисткам, швеям, студенткам, фельдшерицам. На разницу с этого и жили. В 1887 году она окончила 8-й педагогический класс и получила диплом «домашней наставницы». Благополучная жизнь не устраивала юную девицу, она мечтала продолжить дело отца в борьбе за всеобщее счастье и равенство. Даже написала письмо Льву Николаевичу Толстому. У этого зеркала будущей революции Наденька спрашивала о том, что же ей делать с собой дальше, как принести пользу отечеству. Ответ получила не от Самого, а от Татьяны Львовны занятно, всего через десяток лет она сама будет играть такую же роль при светоче будущей революции — том «Графа Монте-Кристо». Что хотела этим сказать дочь писателя, в какие пучины направить жаждущую социального подвига юную душу? Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Ответа, однако, не последовало. В 1889 году поступила на Бестужевские курсы. Вступила в марксистский кружок Михаила Бруснева. Весной и летом мать и дочь Крупские снимали избу на Псковщине. Жили тем, что давали крестьяне за то, что во время полевых работ Наденька занималась с их детьми. Вернувшись в Питер, она оставила доходное место преподавательницы гимназии и пошла бесплатно преподавать в школу рабочей молодежи за Невской заставой. В конце февраля 1894 года на масленичных блинах у инженера Роберта Эдуардовича Классона питерские рабочие встретились с известным марксистом по кличке «Старик», автором нашумевшей в их кругах брошюрки «Что такое «друзья народа» Владимиром Ильичом Ульяновым. Была здесь и учительница Надя. Именно такие девушки служили проводниками революционных идей от разгоряченных разночинских голов к душам и сердцам рабочих, посещавших благотворительные классы. Спасибо Благодаря Надежде Константиновне 80 лет в нашей стране воспитание было бесполым: мальчики и девочки наперегонки бегали, метали молот, рубили в шахтах уголь, решали задачки по тригонометрии. В результате Россия лишилась мужчин. А домашним хозяйством они все равно заниматься не хотят. Ульянов и Надежда стали встречаться. Он подробно расспрашивал о жизни трудового народа, его быте и нравах. Однажды, чтобы ответить на некоторые из вопросов, Наденька нарядилась ткачихай и с подругой устроила шпионскую вылазку в рабочее общежитие. Старейший член «Союза за освобождение рабочих», в котором состояли и Ульянов с Крупской, Михаил Сильвин, так оценивал роль Надежды Константиновны: «Она поддерживала и возобновляла связи, была стержнем нашей организации». Ильич очень ценил доставляемую ею информацию. Когда он заболел, девушка ухаживала за ним. Ее подруги готовили, стирали, убирали для юного вождя, она же сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала последние новости. Прошло три года. Зря переживала мамаша. Получив от ворот поворот при сватовстве к подруге Надюши, тоже социалистке и учителке, Аполлинарии Якубовой, Владимир Ильич Ульянов в письме из тюрьмы попросил руки верного товарища Нади. Любопытно Крупская не просто писала педагогические проекты. Она с дотошностью участвовала в их реализации. Саркис Нанушьян, известный московский архитектор, которому было поручено спроектировать типовые здания детских учреждений, вспоминал о том, что Надежда Константиновна специально несколько раз встречалась с ним, чтобы обсудить мельчайшие подробности планировки детских садов и школ. Володя Дело до свадьбы не успело дойти — Надю арестовали. Материалов на нее почти не было, но один из учеников-рабочих заложил всю команду.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий