6-8 марта в МАМТ прошла премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке главного дирижера театра Феликса Коробова и худрука МДТ имени Пушкина Евгения Писарева. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». Это в ситуации, когда отечественные оперные театры авторов, ныне живущих и творящих, не очень жалуют и редко ставят. купить билеты по выгодным ценам на спектакль в Санкт-Петербурге. «Не только любовь» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер Евгений Писарев и дирижер Феликс Коробов представили на сцене МАМТа «Не только любовь» Родиона Щедрина. Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа.
Не только любовь
Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке режиссера Юрия Александрова. Оперу «Не только любовь», поставленную почти полвека назад в Большом театре, и в Петербурге XXI века не обошел скандал. Лирическая опера в двух действиях. Музыка Родиона Щедрина, либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова, в либретто использованы тексты современных частушек. Это первая опера Щедрина. Либретто в основном состоит из песен, частушек и прибауток.
Больше новостей
- Похожие мероприятия
- Родион Щедрин. Опера «Не только любовь»
- Курсы валюты:
- Интерактивная программа «Как на наши именины»
- Подпишитесь на новости «МО»
- Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе
Щедрин - Не только любовь listen online
В центре событий — русская деревня, колхоз с его обитателями, с их нелегкой жизнью, заботами и проблемами, радостью и горем. Ежедневный тяжелый труд, праздники с залихватскими танцами и частушками, встречи и прощания — это и есть тот мир, в который студенты курса окунулись на репетициях и постарались прожить на сцене. Не только связь с великим режиссером и историей вдохновляла нас. Студенты Мастерской А.
Впрочем, первая опера Родиона Щедрина, написанная по рассказам советского писателя Сергея Антонова, не была вытащена из забвения: несмотря на неуспех развратных колхозниц после премьерного показа в Большом заменили целомудренной «Травиатой» , у этого сочинения судьба сложилась. Ее сыграли в нескольких театрах, в том числе в Музыкальном театре им.
Станиславского и Немировича-Данченко, записали на пластинку, а потом «колхозный «Онегин» попал к Борису Покровскому, и гений разглядел в партитуре и сюжете нужную интонацию. Опера дала начало Камерному театру — и на самом деле попала в историю. В последние годы «Не только любовь» дважды поставили в Северной столице: Юрий Александров в «Санкт-Петербург Опера» и Александр Кузин на сцене Концертного зала Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев, для которого осуществление монографического щедринского проекта было делом чести. В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы.
Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу. От Варвары Васильевны — по силе чувств, разумеется, не характеру поступков — один шаг не столько до Татьяны Лариной, сколько до Катерины Измайловой. Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа.
Рассказ повествовал о жизни заурядной русской деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. Действие первое Мужики в колхозе просиживают без дела: идет дождь, продолжать работы в поле невозможно.
Домой в деревню возвращается Володя Гаврилов — жених Наташи. Он учился и работал в городе. Деревенские парни встречают его неприветливо. Начавшаяся драка прекращена председателем колхоза Варварой Васильевной. Все расходятся. Варвару одолевают сомнения: с подчиненными она строга, но над погодой, от которой зависит успех жатвы, не властна.
В разговоре с Володей она пытается узнать его планы, ведь в деревне не хватает рабочих рук.
Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП. Там, где у Щедрина оттепельный дождь вспомним фильмы Хуциева , здесь — темные тучи. Продиктованная цветом самого зала и продолжающая его, все же здесь синева становится и носителем образа, смысла. Закольцовывает его финальная сцена: после затемнения и длящегося унисона у низких инструментов в оркестре снова открывается занавес и герои оперы предстают немного в другом обличье. Там женщина в гимнастерке, а тут — мужчина с костылем, и частушка, этот мигрирующий между искрометным весельем и народным страданием, но всегда «плюющийся» чистой, откровенной правдой жанр, звучит пронзительно и печально… А вот персональная драма, хотя и стоит в центре спектакля, оказалась не выстроенной.
Есть образы. Женщины, которую жизнь вынудила вести себя по-мужски, да и выглядеть тоже. Точнее, вынужденной прятать свою красоту за будничными делами, но необыкновенно прекрасной, когда надевает белое платье и распускает волосы. Мужчины, который появляется, как Мизгирь еще одна оперная коннотация!
Ещё один Щедрин на Мариинской сцене
Афиша Санкт-Петербург: Опера «Не только любовь» 21 февраля 2024, Мариинский театр. Концертный зал. Сюжет был заимствован из рассказа писателя С. Антонова «Тетя Луша». Рассказ повествовал о жизни деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь».
Билеты на оперу «Не только любовь»
Щедрин уважает и тех, и других, поэтому самая неподготовленная публика готова откликнуться на его творчество. Отдельного внимания заслуживают хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда поражают своей красотой. В данном спектакле они просто восхитительны, ангельски прекрасны. Считается, что основа оперы заключается в использовании частушек и что музыкальная часть имеет свои корни в фольклоре. Однако, вероятнее всего, это не так. Народность имеет важное значение для этой оперы не в этническом смысле, а, скорее, в мифологическом плане. Знаменитые частушки из второго акта который в целом построен на развернутой стилизованной кадрили не несут в себе никакой фольклорной сущности. И если какие-то элементы фольклора присутствуют, то они находятся в схожей интерпретации, что и у Стравинского. Это, возможно, самая модернисткая часть оперы, которая, на самом деле, является ярким примером модернизма, а быть может, даже предвестником постмодернизма.
И неудивительно, поскольку русская музыка начала XIX века определяла самые передовые тенденции в искусстве. Сразу после постановки «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предложил зрителям свою версию оперы «Не только любовь». И вновь она завоевала огромный успех, что, безусловно, не случайно. Несмотря на значительные различия между этими партитурами, они имеют что-то общее: веризм Франческо Чилеа и реализм Родиона Щедрина режиссер понимает как хитрый прием, позволяющий читать эти истории как сюжеты из жизни богов.
Сказалась тщательная, совместная с композитором проработка материала для концертных исполнений во время прошлого летнего фестиваля. Щедрин шестидесятых годов услышал деревенскую лирику, как никто другой. Женская природная нежность, женский призыв, словно подслушанный композитором в шелесте весенней листвы, — это чудные девичьи хоры его лирической музыкальной драмы. Они — доминанта и партитуры, и спектакля, удивительно музыкально сработанного «немузыкальным» режиссёром. Опытный постановщик драмы, Александр Кузин великолепно услышал и Щедрина, и Гергиева , сконструировавшего звуковую драматургию.
Вместе с лаконично-выразительным сценографом Александром Орловым они сделали спектакль точно по названию — не только любовь. Финал здесь далёк от эффектности, тих и очень значителен: чувства, взаимоотношения, нежданная страсть — для Варвары это ещё не вся жизнь. За её плечами люди, она за них в ответе. За плечами — в прямом смысле слова. Варвара идёт мимо. Прошлым мучительным вечером она сделала свой горький выбор: отпустила любимого к невесте. Спокойно, умиротворённо, без пафоса. Истаивают звуки, меркнет сценический свет. Не только любовь… А спектакль, между тем, о любви.
Которая «нечаянно нагрянет», надорвёт душу, разорит привычный порядок… И даст силы жить дальше.
Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
Расскажите, пожалуйста, о своём личном отношении к современной классической музыке и к творчеству Щедрина. Всегда смотрю на то, как прописана музыкальная драматургия оперы и её партитура. Когда услышал звучание оркестра, стало необходимым внести много корректив, в том числе в сценический рисунок и в роли персонажей. Появилось огромное количество не прогнозируемых ранее событий. Вся музыка в целом сделана на очень качественном уровне, при этом чувствуется, что Щедрин писал много балетной музыки. Можно считать это визитной карточкой композитора в этой опере. Насчёт современной музыки в целом я всегда люблю говорить, что мне нравится работа с живыми авторами. Я очень дорожу, когда такое случается, но это бывает крайне редко. Хочется слышать их больше, больше современной академической музыки: она очень интересна, специфична, она требовательна как к слушателю, так и к зрителю. Молодые артисты Оперной студии - студенты кафедры вокального искусства и оперной подготовки поделились с Анастасией Волковой яркими впечатлениями от проделанной работы.
Екатерина Пыжова Варвара Васильевна : — За достаточно короткий срок Вы стали председательницей колхоза…!? Путь к образу моей героини начался достаточно давно. Дело в том, что при рождении меня хотели назвать Варварой, хотя, в конечном итоге я и оказалась Екатериной. В дальнейшем, учась в училище при консерватории на дирижерском отделении, я занимала должность администратора хора. В каком-то смысле я, как и моя героиня Варвара Васильевна — председатель колхоза, тоже за всеми следила, руководила процессами жизни хора, кому-то помогала, кого-то журила, поэтому роль для меня очень знаковая, любимая, и, в какой-то степени, автобиографичная. С какими трудностями пришлось столкнуться? Я была под впечатлением от постановки этой оперы труппой Мариинского театра, которую видела в прошлом году, и мне стало очень интересно создать свой образ Варвары, чтобы он получился более многогранным: что-то взаимодополняющее между Щедриным и Антоновым, в чьих рассказах героиня немного отличается. Изначально, меня назначили на роль Екатерины - разведенки, как видите, здесь тоже присутствует определенная игра имен смеется. Я знала, что в опере есть еще одна партия меццо, что, на всякий случай мне нужно ее знать, и я начала её постепенно разучивать, а в октябре меня уже поставили во второй состав на эту роль Катерины. Но Варвара, конечно, совсем другой уровень… Язык оперы достаточно непростой, с вокальной точки зрения это был очень интересный опыт в познании своих голосовых возможностей, особенностей стиля.
Это было трудно, но, думаю, что справилась. В этом, безусловно, огромная заслуга моего преподавателя — Аллы Семеновны Белоусовой, которой я очень благодарна за то, что она поверила в меня и в мой голос. Очень много профессионалов работало с нами. Репетиции с оркестром и, в отдельности, с дирижером оркестра - Игорем Юрьевичем Громовым оказали большое влияние на понимание мной этой оперы. Очень рада, что мне была предоставлена такая возможность, благодарна всем, кто приложил руку к тому, что все, что было задумано, стало реальностью!
Опера Не только любовь
Фото предоставлено: пресс-службой Музыкального театра им. Немировича-Данченко Фото предоставлено: пресс-службой Музыкального театра им. Немировича-Данченко «Не только любовь» - одна из любимых главных тем в дискуссиях музыкальных критиков далекого 1961 года. Достаточно вспомнить, что после премьеры оперы в Большом предполагалось еще четыре показа, однако, произошла замена оперы на «Травиату». Политика реформировать советскую оперу, по словам Щедрина, была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение «опередило свое время».
В музыкальном театре К.
На мой взгляд лучше бы этих советских людей одели в фуфайки. В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд. Сама опера очень скучная, прерывающаяся на нелепые частушки. Для глаз ничего интересного на сцене не происходит, для слуха только музыка. Пение удовольствия не доставляет. Не зря наверно в 1961 году вместо трех запланированных спектаклей дали только один, и на долгие годы про нее все забыли. Ожить в 2017 году опере "не только любовь" не удалось.
Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа. Да и сама тема одиночества, неслучившейся любви, тема морального выбора может выйти далеко за пределы колхоза. Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП. Там, где у Щедрина оттепельный дождь вспомним фильмы Хуциева , здесь — темные тучи. Продиктованная цветом самого зала и продолжающая его, все же здесь синева становится и носителем образа, смысла. Закольцовывает его финальная сцена: после затемнения и длящегося унисона у низких инструментов в оркестре снова открывается занавес и герои оперы предстают немного в другом обличье. Там женщина в гимнастерке, а тут — мужчина с костылем, и частушка, этот мигрирующий между искрометным весельем и народным страданием, но всегда «плюющийся» чистой, откровенной правдой жанр, звучит пронзительно и печально… А вот персональная драма, хотя и стоит в центре спектакля, оказалась не выстроенной.
Есть образы. Женщины, которую жизнь вынудила вести себя по-мужски, да и выглядеть тоже.
И вот вновь опера вышла на сцену, как оказалось, во всей своей настоящей красе, протомившись 43 года в ожидании.
Нынешняя работа оперного коллектива адекватно и беспристрастно восприняла советскую послевоенную действительность сюжета. Ничего не изменив в авторском оригинале, постановщики приняли ту жизнь, показав деревенский фон разворачивающейся драмы с естественной простотой высокого качества. И тема колхозного бытования советской деревни, далёкая от сегодняшнего дня, получилась даже родной и близко понятной.
Во всяком случае, авторы нынешней версии точно смогли зацепить коллективную память тех зрителей, которые ещё помнят культовые советские киноленты о колхозах и деревенских нравах. Прямую ассоциацию предложил режиссёр в начале второго акта: на экране декорации сельского клуба с синими стенами показывают финальный эпизод фильма "Кубанские казаки". Колхозники собираются на танцы, поют частушки.
Восхитительная музыка, изумительные хоровые номера подарили красоту новизны щедринской музыки, написанной более 60 лет назад. И авторское обозначение "Лирические сцены" было раскрыто на сцене с множеством оттенков лирики, которые вытянули у слушателя, что называется, всю душу. В этом большая заслуга музыкального руководителя и дирижёра Феликса Коробова, который безупречно вёл исполнительский процесс — звуковой баланс, выстроенность громких и тихих кульминаций, красочно выразительное звучание оркестра.
К слову сказать, идея новой постановки принадлежит маэстро. Драматические образы героев Натальи Зиминой Варвара Васильевна , Владимира Дмитрука Володя , Элеоноры Макаровой Наташа, невеста Володи , Романа Улыбина Федот Петрович, бригадир и других персонажей до последнего деревенского дурачка, которого сыграл Андрей Альшаков, были проработаны со всей тщательностью режиссёром и артистами. Индивидуальность деталей поведения каждого участника, включая различных типажей в массовке, придала убедительную жизненность всему происходящему действу.
поиск по сайту
- В МАМТ представят премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь"
- Как купить билеты?
- Ваш вопрос
- Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
- О мероприятии
- В МАМТ представят премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь"
На сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»
В один из выходных дней решили посетить с супругой камерный музыкальный театр Санктъ-Пербургъ опера, правда репертуар выбрали немного не удачный опера "Не только любовь" и тема опера совхозы, колхозы, поля, что не очень актуально на данный момент. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников Максима Обрезкова. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям. порочащим патриотические мотивы. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году. Сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь».
"Не только любовь" вернулась в Москву
Феликс мечтал поставить первую оперу Родиона Щедрина "Не только любовь": его завораживает музыка. Не только любовь, заказ билетов на оперу онлайн или по телефону в Москве 7(499)110-72-91. Share Flag Next Entry. Несколько антисоветских мыслей, навеянных просмотром оперы Р. Щедрина "Не только любовь". приношение Мариинского театра композитору, которому нынче исполнится 85 лет.