Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция. Сам Перов отмечал непрофессионализм данной картины.
Живописец Перов: история его самых известных картин
Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина. Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины, и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах.
Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой. Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения.
Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники».
Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам.
Помимо этого, живописец заинтересовался литературой, и засел за написание рассказов. Достоевского» Со временем Перов оставил социальную тематику, и начал изображать на своих полотнах жизнь простой русской деревни, а также портреты. Этот шедевр представляет русскую портретную школу в ее лучших традициях.
Он вынашивал идею создания трех полотен, на которых хотел изобразить самые яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел закончить работу только над одной картиной, получившей название «Суд Пугачева». Другие сюжеты так и остались нереализованными набросками.
В 1881-м Перов написал последнюю в своей творческой карьере картину — «Никита Пустосвят. Спор о вере». Личная жизнь Василий Перов тяготился не только обстоятельствами своего происхождения, в его судьбе было немало трагедий из-за личной жизни.
Это очень печалило художника, но одновременно и давало творческое вдохновение. Василий встретил свою любовь, однако не смог избежать горечи утрат.
Перед нами сцена отдыхающих охотников, которые увлеченно слушают байки одного из участников. Но современники приняли эту картину с улыбкой не только из-за ярких персонажей. Все дело в том, что картина «Охотники на привале» сочетает в себе несочетаемое. И человек, знающий толк в охоте, сможет заметить эту несуразицу. Разберемся подробнее, в чем же дело.
РИА Новости Обратите внимание на добычу охотников.
Через четыре года мальчик сгорел от оспы. Марья, встретив художника, попросила разрешения взглянуть на полотно с Васенькой — тот привел ее в Третьяковку. Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый! Он оставил убитую горе мать одну, и она целый час молилась, стоя на коленях перед изображением сына. Самая страшная Нажмите на фото для увеличения «Утопленница» 1867 Холст, масло, 68х106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Выловленное из вод Невы безжизненное тело — как иллюстрация к криминальной хронике. Добиться полной достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки. Мертвая лежала на дощатом полу, под которым был лед, чтобы тела дольше не разлагались.
Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал. Провожатый, взвалив труп на плечо, как мешок с овсом, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил со всего размаха ношу на пол. И художник, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни — он писал с нее богородицу. Почему с проститутки?
Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения. В действительности Фанни умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж — на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до трагедии.
Позже эти работы переместились в Москву, Киев, Харьков. Своеобразными "хитами" собрания картин тогда стали полотна "Грачи прилетели" А. Демонстрации работ передвижников проходили в различных городах российской империи.
Среди целей подобных мероприятий были, в частности, знакомство жителей русских провинций с произведениями русских художников и развитие любви к искусству среди современников из разных слоев общества. Попутно художники продавали свои полотна, поскольку существовало объединение за свой счет. Их приобретали как в музеи, так и для частных коллекций.
Нередко передвижники писали портреты на заказ. Крестный ход, состоящий из основательно подгулявших прихожан, вываливается из избы на раскисшую слякотную улицу. Какой-то мужичок держит икону перевернутой, а дьячок от количества выпитого валяется на крыльце почти без чувств.
Да и вид остальных участников хода весьма удручающий. Надо сказать, что действие происходит во время Светлой седмицы, после празднования Пасхи - в это время священник обычно приходил навестить прихожан. И по случаю праздника в каждом доме ему, конечно, был уготован почет и угощение.
Эскиз картины Перова Василия Григорьевича "Сельский Крестный ход на Пасхе" был отвергнут, а полотно, к работе над которым впоследствии снова вернулся неугомонный Перов, запрещено. Знакомые прочили художнику вместо положенной ему по праву поездки в Италию изгнание чуть ли не на Соловки. Высочайший Синод называл картину "клеветой" и "смертью высокого искусства".
Однако многим была вполне ясна ирония художника: призванный быть духовным пастырем на деле далеко не выше окружавших его людей и, уж конечно, не чище. Он - один из всех, с теми же грехами и слабостями. Способен ли такой человек вести за собой верующих?
Художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882) Взгляд сквозь века
На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Г. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др. Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Перов долго маялся над картиной. Но далеко не все картины получались у Перова легко и непринуждённо, он задумал нарисовать Емельяна Пугачёва, вершащего свой суд над дворянами и вот с этим сюжетом ему пришлось основательно помучиться. Среди представленных лотов — «Охота на медведя зимой» (1879) кисти Василия Перова ($900 тыс.), пейзаж Алексея Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858) ($800 тыс.), а также картина одного из главных русских пейзажистов второй половины XIX века. Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей.
Осень жизни: пять живописных портретов ко Дню пожилого человека
На это повлияла скоропостижная смерть жены и двух из трех детей художника из-за болезни. Но в 1869 году все изменилось и мастер смог отвлечься от своего горя. Перов с группой мастеров изобразительного искусства создали «Товарищество передвижных художественных выставок». С этого момента открывается тема охоты у Перова. Хотя первой работой в этом направлении считается «Мальчик-птицелов» 1867 года.
С 1870 года Василий Перов все меньше занимается остросоциальной тематикой. Наряду с темой охоты, наиболее знамениты портреты художника этого времени. Он изображал Островского, Тургенева, Достоевского и не только. В 1872 году Перов женился во второй раз на Елизавете Другановой.
Майкова», 1872 К концу 1870-х Перова заинтересовала историческая тематика. Он хотел создать трилогию полотен о Пугачевском восстании. Но успел подготовить только несколько набросков. Художник заболел чахоткой и умер летом 1882 года.
Известные картины Перова В. Они до сих пор хранятся в Третьяковской галерее. Но некоторые картины разошлись по разным коллекциям. Работа также известна как «Сельская тройка» и «Ученики-мастеровые везут воду».
На ней изображена гнетущая и полная безысходности картина привычной на тот момент крестьянской жизни, когда детям приходилось работать наравне со взрослыми. Но при этом у них не было даже теплой одежды в суровую зиму. Чаепитие в Мытищах, 1862 Работа, заказанная местной администрацией для рекламы, которая так и не была вывешена в самих Мытищах. В то время местные источники вкусной воды стали очень популярны, из-за чего жители Москвы часто съезжались на чаепития.
На картине противопоставляется карикатурный образ попа, который чаевничает, в то время, когда от его стола прогоняют нищего оборванного мальчика и слепого калеку-солдата, просящего милостыню. Охотники на привале, 1871 Сам Перов позиционировал картину, как анекдот. Он любил охоту, поэтому на полотне намеренно изобразил множество несуразностей. Художник хотел, чтобы знающий человек мог посмеяться над изображенным сюжетом, как над байкой, которую один из охотников рассказывает на полотне.
Утопленница, 1867 Картина со сложной историей. Изначально идея работы была заложена романом «Преступление и наказание» Достоевского.
На обоих незавершённых полотнах демонстрируется апофеоз народной сказки.
Первое демонстрирует нам смирение героини со своей участью. Она роняет ведро, но пытается свою смерть принять с достоинством. Тающая Снегурочка.
Вариант 1 Вторая картина наполнена большей трагичностью. Героиня уже не в силах стоять и потому присела у колодца. Старики ещё не понимают, что случилось необратимое.
Их неподдельный интерес к процессу ухода Снегурочки из жизни виден в склонённой позе и развороте головы. Вариант 2 Поскольку обе работы не завершены, думается живописец ещё не пришёл к окончательному выбору композиции. Религиозные мотивы Обращение к религиозной тематике у художника встречается в различные периоды жизни.
Снятие с креста В основу положен классический библейный сюжет. После распятия, испросив разрешения у Понтия Пилата, близкие Иисусу сняли его тело с креста и намереваются отнести в пещеры. Но пока зрителю предстаёт обнажённый Спаситель, прикрытый в ногах саваном.
В изголовье стоит на коленях Анна, мать Христова, у ног рыдает Мария Магдалина. Иосиф замер, давая женщинам выплакаться. Лишь потом он продолжит совершать омовение тела.
Делёж наследства в монастыре Смерть монаха Рисунок карандашом показывает зрителю бесчинства поповской братии. Ещё тело не остыло, а они уже рыщут в личных вещах монаха. Отпевание и омовение — первые процедуры над телом усопшего — перенесены на будущее время.
Нажива и алчность, а не сочувствие к ближнему движут священнослужителями. Пугачёвщина На закате жизни талантливый мастер всё больше обращается к монументальной живописи. Неподдельный интерес к истории подтолкнул Перова к идее создания триптиха о Пугачёвском бунте.
Однако из трёх картин была написана всего одна. Суд Пугачёва На огромном холсте изображены десятки людей, пришедших к Пугачёву с единственной целью: они хотят «справедливого» суда над помещиками и дворянами. К Емельяну подводят очередного человека, и он отдаёт команду повесить.
Тут же стоят на коленях будущие жертвы со связанными за спиной руками. В отдалении стоит виселица. К ней один мужик с помощью другого прилаживает верёвку с петлёй.
Народ поддерживает жестокие действия предводителя, о чём свидетельствует эмоциональный фон картины. Казнённые пугачёвцы Рисунок карандашом являет собой противоположность предыдущего полотна. Здесь выполняется жандармами повеление Екатерины II о подавлении бунта.
Казнь совершается буднично и массово. На реях болтаются уже с десяток сподвижников Пугачёва.
Фото: общественное достояние А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где великий художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины. Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов. Перов, «Охотники на привале», 1871 г. Фото: общественное достояние В последние годы жизни художника в его творчестве происходят кардинальные перемены.
Он написал ряд картин на исторические и религиозно-мифологические темы. Здесь можно выделить картину «Первые христиане в Киеве», 1880 г. В мрачной пещере первые христиане читают молитвы. Картина носит ярко выраженный мистический характер.
Перов, «Первые христиане в Киеве», 1880 г. Фото: общественное достояние И в заключение статьи хотелось привести любопытный факт из жизни Перова. Маленький Василий рано научился читать и писать. Местный дьячок, у которого обучался будущий мастер, за успехи в чистописании и прозвал его Перовым.
Впоследствии это прозвище было принято художником в качестве фамилии, а родился он в Тобольске 23 декабря 1833 года.
Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году за картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» он получил звание академика. В 1867 году художник участвовал во Всемирной выставке в Париже, где были представлены картины его «Первый чин» «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» , «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница». Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность.
Он объединился с группой художников, и вместе они основали это Товарищество передвижных художественных выставок. В 1870 году, став одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Перов был избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник». Он и участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года.
Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова в 1872 году. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе с 1871 года Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве.
Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты. В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше.
В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из-под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли.
Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя. Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще.
Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины.
Крестный код Перова
Редкая картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (1879) была продана на аукционе в Москве за рекордные 76,7 млн рублей при оценке около 56 млн рублей. Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Еще одной известной картиной социально-реалистического характера Перова является «Тройка» (1866).
Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)
Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция. Вперед Знаменитые картины с изображением женщин. в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX -начала XX вв. В этом видео представлены жанровые картины русского художника Василия Перова.
Василий Перов: «поэт скорби»
Крамской И. Н. Портрет художника В. Г. Перова. Перов Название картины: «Последний кабак у заставы» 1868 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 51.5 х 65.8 см. Техника: холст, масло. Образы еды в русском искусстве» была отреставрирована картина В.Г. Перова «Охотники на привале» (1871).
Тема смерти в картинах российских художников: Василий Григорьевич Перов
Его главные герои —пожилой человек и его жена, люди не богатые и не очень счастливые, и не от хорошей жизни вынужденные менять свое место жительства. Безысходность и горечь этих людей усиливается тем, что помещены они в осенний, промозглый Петербург под тяжелым серым небом. И как символ разбитой жизнь людей, разбитая старая лодка на берегу. Альберт Анкер «Старик отдыхает» Швейцарский художник Альберт Анкер изображал деревенскую жизнь так вдохновенно, что удостоился у себя на родине звания «Национального художника». В европейской живописи XIX столетия Анкер был одним из самых значительных художников, изображавших детей, но тем не менее, в его творческом наследии немало картин, героями которых были старики.
Альберт Анкер «Старик отдыхает», 1901. Частная коллекция Повседневная жизнь людей в сельских общинах — основная тема его творчества. Анкер не идеализирует сельскую жизнь, но и изображает без социального подтекста, не подвергая критике. Не поднимает социальных вопросов и его «Старик отдыхает».
Это лишь жанровая сцена, изображающая, скорее всего, вечер трудного дня, и мирный ужин старого человека, который он, скорее всего, разделит со своим верным псом. Лактионов «Обеспеченная старость.
Самая недостоверная Нажмите на фото для увеличения «Охотники на привале» 1871 Холст, масло. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов и другие художники и писатели. В какой-то момент между Софьей Петровной и Исааком Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах. А досталось за это Чехову, попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но по счастью друзьям удалось ее расстроить. В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, - 26-летний Николай Нагорнов - будущий член московской городской управы.
Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела — он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении. Тушка зайца-русака, например, странным образом не повреждена - по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Не понятно, как героям удалось разом порешить лесную птицу и зайца — обитателя полей. Случайным выглядит рожок на картине - его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье — и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола. Напился до чертиков в 13 лет «Говорящая» фамилия у будущего художника появилась случайно. Вообще-то он Васильев, но и это не по рождению — внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия Григория Карловича Криденера записали на крестившего его дьячка. Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив первого мужа. Некоторое время родители Василия жили не венчанными и хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул.
И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе — тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией. Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины одной из барышень. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик в совершенно пьяном виде. Перов чудом не был отчислен, а матушка, Акулина Ивановна, взяла отпрыска под особый контроль.
Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник». Он и участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.
Достоевского, вышедший из-под кисти Перова в 1872 году. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе с 1871 года Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты. В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты.
Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из-под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя. Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. Василий Григорьевич написал множество картин.
Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре, среди которых самой скандальной стала «Сельский крестный ход на Пасхе». В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. В 1874 году он начал работать над картиной о восстании Пугачева. Перов планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. В 1878 году Перов вышел из Товарищества передвижных художественных выставок.
Последней работой художника стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят». Ему на тот момент было 48 лет 54.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Удивительные фотографии знаменитых картины русского живописца.
Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)
- Сообщить об опечатке
- Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. Холст, масло. 59х46. 1870.
- Василий Перов: «поэт скорби»
- Художник Перов — биография и картины с названиями
Виктор Васнецов
- Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск) | Студия И
- 1. «Приезд станового на следствие», 1857 год
- Знаменитые картины перова с названиями - 85 фото
- «Тройка» Перова
Биография Василия Перова
- Направление в деятельности Перова
- Популярное
- Происхождение и ранние годы
- Картину "Охотники на привале" Василия Перова отреставрировали
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
Перов Среди выдающихся русских художников-реалистов второй половины 19 столетия, получивших всенародную признательность, почетное место занимает «подлинный певец скорби» Василий Григорьевич Перов, которому 4 января 21 декабря исполнилось 185 лет со дня рождения. Соловьёвой для всех любителей искусства на старшем абонементе оформлена выставка-вернисаж «Глашатай истин вековых». На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др. Выставка представлена тремя разделами.
Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. В 70-х годах Перов все реже обращается к сюжетам, содержащим социальное обличение. В его творчестве начинают преобладать бытовые картины, где с мягким юмором изображаются характерные сценки из жизни русской провинции. Интерес к человеку, всегда живший в искусстве Перова, нашел более полное и глубокое выражение в созданных им портретах современников.
Это прежде всего крестьянские портреты. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Таков «Фомушка-сыч» 1868, ГТГ. Видно, что этот крестьянин прожил нелегкую, полную труда и унижения жизнь, но сохранил человеческое достоинство. Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» 1870, ГТГ. Созданные же Перовым в начале 70-х годов портреты выдающихся деятелей культуры могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами И. Крамского и И.
Портреты Перова отличаются удивительной простотой, искренностью и правдивостью. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. В простой домашней обстановке изображен А. Островский 1871, ГТГ. С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. Бессонова 1869, ГТГ , поэта А. Майкова 1872, ГТГ , писателей И. Тургенева 1872, ГТГ и В.
Даля 1872, ГТГ. В его фигуре — надломленность и внутренняя сила: ссутулившаяся спина, втянутая в плечи голова и крепкие большие нервные руки, цепко обхватившие колени. Великолепно написана голова, тонкое, болезненно-изможденное, бледное лицо с высоким лбом, острыми темными глазами. Серовато-коричневая гамма, чуть оживленная красными искорками черного галстука, способствует выразительности, образному решению портрета. Есть в творчестве художника и иные портреты — сатирические, острые, обличительные. Художник неподкупной правдивости, Перов всегда оставался таким, даже выполняя официальные заказы. Так, создавая портрет купца И. Камынина 1872, ГТГ , он не мог не выразить своего отношения к этому характерному представителю «темного царства»: в ярком индивидуальном образе раскрыть социально-типические черты, характерные для всего купеческого мира.
В последние годы жизни Перов работает очень много.
Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл жизнь за границей «ссылкой». В 1864 году в августе Перов получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, он приехал в Москву. После возвращения в Россию Перов продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, назвал живописца «подлинным певцом скорби». О личной жизни художника известно не много. Василий Перов дважды вступал в брак.
Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли. В живых остался только младший сын Владимир — он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги, в 1872 году, живописец женился снова. Его супругой стала Елизавета Друганова, с которой он и провел остаток жизни. Детей в этом браке не было, но он они появлялись на его полотнах — и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев. Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры. Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году за картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» он получил звание академика.
В 1867 году художник участвовал во Всемирной выставке в Париже, где были представлены картины его «Первый чин» «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» , «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница». Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он объединился с группой художников, и вместе они основали это Товарищество передвижных художественных выставок. В 1870 году, став одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Перов был избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины «Птицелов» и «Странник». Он и участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова в 1872 году. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе с 1871 года Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве.
Первая из указанных картин оказалась для Перова выигрышной и легко позволила художнику победить в конкурсе, а вот вторая работа оказалась условно «неудачной», так как положила начало агрессивной критике со стороны православных деятелей в сторону художника, так как весьма неприглядно показывала православную культуру. В 1862 году Перов Василий Григорьевич закончил обучение в художественном училище и сразу же написал картину «Чаепитие в Мытищах», на которой резко контрастировали между собой монах-обжора и ослепший инвалид войны с мальчиком-поводырём. Эта картина подстегнула волну критики в адрес Перова, но это не привело к негативным для художника последствиям. Осенью того же года Василий Перов женился на своей подруге Елене Эдмондовне Шейнс и в декабре 1862 года молодожёны отправились путешествовать в Европу.
Посетив некоторые германские города, пара на год осела в Париже. Там Василий Перов писал сценки из уличной жизни парижан, а в 1864 году получил от Академии разрешение на досрочное возвращение в Россию, с продолжением академического пенсионерства на родине. Вернувшись в Москву, Перов вместе с женой поселился в доме Ф. Резанова — дяди Елены Шейнс.
Во второй половине 1860-х годов Перов отошёл от сатиры над попами и перешёл к более драматичным сюжетам в своих картинах. В своих новых полотнах он охотно изображал похоронные процессии, несчастья, разного рода жизненные трагедии, а также тяжёлые или унизительные условия жизни наёмных работников. Многие критики тех времён подмечали, что художник наловчился добиваться того, что персонажи картин как будто бы с укором смотрят на зрителя. В 1866 году Перов закончил и представил публике картины «Приезд гувернантки» и «Тройка».
За эти два произведения Василий Перов был удостоен звания Академика. В 1868 году у Василия Григорьевича Перова родился сын Владимир Васильевич Перов 1868-1898 , также ставший художником, однако весьма рано умерший - он не дожил даже до 30 лет. В конце 1860-х годов Перов начал активно работать в портретном жанре. Портреты его руки были весьма популярны среди именитых граждан Российской империи , а сам художник утверждал, что стремится воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и передать его эмоции и дух.
В 1869 году Василий Перов вместе с живописцем Григорием Григорьевичем Мясоедовым основал московскую группу передвижников, участников Товарищества художественных передвижных выставок. В течение семи лет Перов был руководителем этой группы. В 1870-х годах Василий Григорьевич Перов продолжил получать академически звания и художественные награды: в 1870 году он был удостоен звания Профессора в Императорской Академии художеств, а также получил свою первую премию Императорского общества поощрения художников. Основа творчества художника также претерпела изменения в этот период времени — Перов стал гораздо чаще использовать в своих картинах различные бытовые сюжеты.
Портретный жанр он не забросил и регулярно выполнял заказы на написание портретов видных российских общественных деятелей того времени.
Перов картины
На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. В 1862 году Перов Василий Григорьевич закончил обучение в художественном училище и сразу же написал картину «Чаепитие в Мытищах», на которой резко контрастировали между собой монах-обжора и ослепший инвалид войны с мальчиком-поводырём. Картина Проводы покойника, где Перов остро передает на полотне чувство горя персонажей картины.