Новости петр петрович кащенко

ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Доктор Кащенко стал народной легендой.

Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!

Далее его карьера развивалась так же стремительно, как и ранее. Начиная с 1907 году, начала создаваться психиатрическая больница под Петербургом. Руководителем стал Петр Петрович Кащенко. С 1914 года по 1918 он начал изучать психические заболевания среди солдат, воевавших на фронтах.

Петр оказывал русским солдатам психиатрическую помощь. Начиная с 1917 года, совместно с Л. Прозоровым и с И. Захаровым, Петр был руководителем нервно-психиатрическим отделением Совета коллегий врачей. Наряду с этим, он стал разрабатывать план по оказании психиатрической помощи в России. В 1918 году его избрали председателем Центральной психиатрической комиссии.

Увы, Петр Петрович Кащенко смог осуществить не все свои планы.

Идея патронажа — содержания больных в семьях — была реализована по образцу системы, применявшейся в бельгийском Лирнье. Применил ряд прогрессивных идей в терапии душевных заболеваний, успешно сочетая лекарства с трудовой и арт-терапией. Понравилась статья?

Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии. Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты.

В свое время именно этот вуз окончил Владимир Ленин. В Казани Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, директора городской психбольницы. Реформатор В тот период времени русская психиатрия была в стадии реформирования. Если раньше психбольных воспринимали как опасных животных, к которым следует применять жесткие методы, то в 1880-х гг. В 1889 г. Кащенко придерживался мнения, что больных не надо подвергать всевозможным ограничениям, напротив, их нужно социализировать.

Исходя из таких убеждений, он создал на базе клиники колонию Ляхово, где люди, страдающие психическими заболеваниями, работали в теплицах, мастерских и на огородах. Трудотерапию Петр Петрович Кащенко рассматривал не как панацею, а как один из способов лечения. Для пациентов устраивались книжные чтения, театральные постановки и даже чаепития. Кащенко смог изменить отношение общественности к психбольным. Люди стали проявлять к ним сострадание, сочувствие и желание помочь. В этой работе молодой доктор проявил себя и как отличный организатор, ведь далеко не каждый смог бы убедить купцов финансировать психбольницу.

Переезд в Москву В Нижнем Новгороде Кащенко проработал пятнадцать лет, и за это время его больница стала одной из лучших в стране. Когда в 1904 г. Кащенко приехал в Москву и успешно стал внедрять здесь свои методы психиатрической помощи.

Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография

Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. И Пётр Петрович Кащенко, который, помнится, с юности был бунтарём, будто бы забыл про свой почтенный возраст и пошёл на баррикады, создавая летучие медицинские бригады. Потом возглавил один из нелегальных межпартийных Красных крестов.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Для пациентов устраивались книжные чтения, театральные постановки и даже чаепития. Кащенко смог изменить отношение общественности к психбольным. Люди стали проявлять к ним сострадание, сочувствие и желание помочь. В этой работе молодой доктор проявил себя и как отличный организатор, ведь далеко не каждый смог бы убедить купцов финансировать психбольницу. Переезд в Москву В Нижнем Новгороде Кащенко проработал пятнадцать лет, и за это время его больница стала одной из лучших в стране. Когда в 1904 г. Кащенко приехал в Москву и успешно стал внедрять здесь свои методы психиатрической помощи. Первым делом он снял с окон больницы решетки. Персоналу вдвое увеличил жалование и создал новые должности: «дядьки» и «няньки». В 1905-м грянула революция.

Петр Петрович поддержал восстание, помогал революционерам финансово и вместе с братом сформировал летучие медбригады, оказывающие помощь раненым. Кащенко был решительным и даже отчаянным человеком. После поражения восставших он, не заботясь о собственной безопасности, помогал скрыться товарищам, которых разыскивала охрана царя. В то время Петр Петрович уже был известным русским врачом-психиатром, и его не посмели тронуть. Доктор возглавил в столице новую земскую психбольницу, которая быстро стала образцовой и одной из лучших во всей Европе. Последние годы Авторитет Кащенко в России был очень высоким. В 1918 г.

Здесь же он окончил Ейскую Кубанскую войсковую гимназию. После этого Пётр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, позже — перевёлся в Московский университет. В Ейск он больше не вернулся, посвятив свою жизнь любимому делу — врачеванию. Его жизнь не была простой. За речь, осуждавшую царя, был арестован, исключён из университета за два месяца до окончания и отправлен в ссылку в Ставрополь. После завершения образования в Казанском университете, специализировался по психиатрии у директора Казанской психиатрической больницы Льва Рагозина. В 1885 году Пётр Кащенко получил степень лекаря и звание уездного врача. Переехав в Тверскую губернию, устроился на работу врачом-психиатром в первую в России психиатрическую больницу-колонию в селе Бурашево, основанную М.

Однажды Юрий устроил на чердаке больницы пожар кажется, это было в Нижнем Новгороде. Курил ли он там тайком или делал какие-то химические опыты — неизвестно. Вне своей семьи Юрий вёл себя прилично, не причиняя дяде неприятностей. Возможно, в этот период впервые и закралась отцу в голову мысль о важности и необходимости специального подхода к воспитанию трудных детей. Пока Юрий жил у моих родителей, он очень привязался к ним и на всю жизнь сохранил к нам тёплое и почтительное отношение. Повзрослев, он остепенился, стал оперным певцом с хорошим, приятным голосом, пел в театре Зимина…» Санаторий-школа был частным лечебно-педагогическим заведением, в котором В. Кащенко собрал лучшие медико-педагогические кадры того времени. Достаточно сказать, что консультантом там работал известный невропатолог Григорий Иванович Россолимо. Музей Санатория В санаторий-школу принимали мальчиков, страдавших психопатией, истерией. Были там и малолетние пироманы, и клептоманы. Но, как говорит Анна Всеволодовна, «у нас работали сильные педагоги, выправляли даже самые запущенные случаи». Детей не только учили и лечили, но и разносторонне развивали: в школе были прекрасные мастерские, ребята рисовали, лепили, много занимались спортом — словом, были всё время заняты. Школа располагалась на Погодинской улице, дом 8, на большой территории от Погодинской до Большого Саввинского переулка. Анна Всеволодовна вспоминает: «Там было девять домов, принадлежавших большой купеческой семье Бландовых. У них было молочно-колбасное заведение, и они конкурировали с богатой купеческой семьёй Чичкиных. Здания санатория-школы были очень красивые. Одно из них проектировал известный архитектор Краснов, который строил богатые дачи в Крыму. Потом всё это, конечно, снесли». Но осколки той, старой Москвы встречаются в Хамовниках и сегодня. Как, например, известный всей округе продуктовый магазин с экзотическим названием «Ливерс». Ею владел Гевартовский. Магазин так назвали уже после революции, потому что он рядышком с фабрикой… А в конце Большого Саввинского находилась ситценабивная фабрика Альберта Гюбнера…» А в санатории-школе шла насыщенная увлекательная жизнь. На Рождество ставили спектакли, устраивали маскарад, танцы, пение. В веселье участвовали все дети и персонал, а также и гости. Приглашённых бывало много — родственники и знакомые. Отец был знаком с семьёй Сац. На одной из очередных ёлок появились у нас и его дочери: Наташа и Нина Сац Нина потом трагически погибла в Крыму. Из того, что они показывали, я запомнила только про слона и моську, как Наташа на четвереньках злобно и смешно тявкала на слона. Недавно мне позвонила жена И. Андронникова — Вива Робинзон, с которой я училась в одном классе и сидела за одной партой. Она вспоминала, как было всегда интересно и весело на наших вечерах. Под старость ожили детские воспоминания, а ведь у неё в жизни было много иных впечатлений». Кащенко щедро делился опытом психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. В 1920 г. С 1920 по 1924 г. Кащенко работал в этом институте, читал лекции на тему «Лечебная педагогика». Позже этот институт вошёл как отделение дефектологии в Московский педагогический институт имени А. Бубнова — МГПИ. Кащенко в молодости П. Кащенко В 1921 г. ГУС Государственный учёный совет присвоил В. Кащенко звание профессора. До 1932 г. Потом В. Кащенко стал работать невропатологом в двух клиниках: на улице Герцена, дом 12, и в Гагаринском переулке, дом 37. И в той и в другой открыл логопедическое отделение для взрослых и детей с недостатками речи. До самой своей кончины в 1943 г. Тяжёлым ударом стало для него отстранение в 1927-м от руководства любимым его детищем — санаторием-школой. Тогда власти начали широкомасштабную кампанию по отстранению от работы дореволюционных специалистов. По словам Анны Всеволодовны, «это было настоящее избиение старой интеллигенции». Пострадал и Всеволод Петрович. Его освободили от должности директора Медико-педагогической станции, работавшей на базе санатория-школы, а уникальный «Музей исключительного детства», в котором были собраны сделанные руками ребят игрушки, рисунки, варварски уничтожили. А ведь Всеволод Петрович никогда не был в оппозиции к властям. Санаторий-школу он в 1918 г. Это было единственное в стране опытно-показательное заведение «в области детской дефективности». В дальнейшем на базе этой станции были открыты Научный центр дефектологии, Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. И всё это вело своё начало от санатория-школы Всеволода Петровича Кащенко!

Психиатрические больницы больше напоминали тюрьмы. Все лечение сводилось к тому, что людей сажали под замок, связывали и обливали водой. Все это было реализовано здесь, в Сиворицах. Длительное время имя Кащенко носила еще одна психиатрическая больница - расположенная в Москве. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. Больница возродилась из-за имени В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России. Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации. Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады. Столетие назад в древней усадьбе появилась больница, не имевшая аналогов в России. Деньги на устройство лечебницы Кащенко получил от санкт-петербургского земства. За 200 тысяч рублей город приобрел усадьбу промышленников Демидовых. Еще миллион рублей золотом ушел на устройство самой больницы. Старинный особняк окружили маленькие домики в стиле модерн. В них и располагались палаты.

Пётр Петрович Кащенко, место захоронения

Мои больные — вот моя ежедневная газета. Извольте видеть, с начала этого года в нашу больницу поступило семеро Распутиных, причём весной и летом — по одному, а с начала осени — уже пятеро. Отсюда я заключаю, что влияние Распутина растёт. Про войну также знаю получше репортёров: с австрийского фронта привезли двух офицеров: один повредился рассудком при артиллерийском обстреле, другой — во время наступления.

Так вот, второй офицер каждый день рисует карту наступления со всеми-всеми деталями — и все-то деревеньки он наизусть помнит, я сверялся по карте. И сколько пленных взяли, и сколько оружия, и что из-за воровства интенданта дивизии не хватило провианта.

А в 1904 году был назначен руководителем Московской психиатрической больницы, где продолжил применять свой опыт в лечении пациентов. Петр Петрович Кащенко имел такой врачебный авторитет, что в период революционных действий его не трогали.

В те времена столичная земская психиатрическая больница во главе с Петром Кащенко была объявлена лучшим медицинским учреждением в Европе. Через 2 года им была разработана программа по укреплению советской психиатрии до достижения высшего мирового уровня. Только свои планы Петр Кащенко не успел реализовать. Материал подготовлен на основе из отрытых источников.

Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4].

С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Разработал основы организации лечения психических больных в России, выдвинул ряд прогрессивных идей необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Умер от осложнений после операции на желудке [2].

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его фамилия фактически стала синонимом слова «психбольница». Хотя сам доктор имел мало общего с транквилизаторами и смирительными рубашками. Он был очень интересным человеком, революционером в медицине и политике. Его отец, Петр Федорович, потомственный казак, являлся основателем врачебной династии Кащенко. Он окончил медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и стал военным лекарем.

Мать, Александра Павловна Черникова, была дочерью коллежского асессора. В семье воспитывались семь детей. Петр был первым ребенком, с детства он увлекся медициной и решил пойти по стопам отца. Петр Федорович умер, когда старшему сыну было шестнадцать. Однако он успел привить ему тягу к врачебной деятельности и демократические взгляды. В семье Кащенко все дети получили достойное образование.

Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына.

Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко

Петр Петрович Кащенко К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения.
Краткий курс истории. Великий психиатр | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов 1920 | Книга памяти платформы Мортем.
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным.

Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр

Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача». Вместо этого Кащенко ввёл обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице. И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы. Пётр Кащенко основал и возглавил первое в России Центральное статистическое бюро по учёту больных с психическими заболеваниями.

Опыт и достижения Кащенко учитывались советскими врачами, когда они разрабатывали проект по открытию сети психоневрологических диспансеров.

Сомнений насчёт будущности молодого Кащенко ни у кого не было. Образование После смерти отца мать выхлопотала для сына-студента, учившегося в Киеве, стипендию в Московском университете, куда тот и перевелся. Однако окончить Московский университет отличнику Кащенко так и не удалось. Присоединившись к московскому студенческому братству, Петр стал активным участником революционного кружка и тут же попал на заметку в полицию. А когда студенты Московского университета собирали деньги на венок убитому террористами императору Александру II, активный участник народовольческого кружка Кащенко произнес пламенную речь в защиту «жестких методов» борьбы с царизмом, вскоре после которой был арестован, исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь Кавказский. Кащенко выгнали из университета за неблагонадёжность К тому моменту Пётр Кащенко был женат, ему оставалось 2 месяца до конца учёбы. Естественно, ни о какой медицинской практике во время ссылки не было и речи. Единственное занятие, которое полиция сочла безобидным и разрешила Петру Петровичу, было — преподавание музыки и пения в местной женской гимназии, благо красивый баритон и отличный слух позволяли бывшему студенту давать такие уроки. Учитель музыки скоро прославился на весь город.

Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. Именно в Казанском университете начнется революционный путь Владимира Ульянова-Ленина. Кащенко сделал психиатрию гуманной В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Реформатор психиатрии — Какие-то чудные у вас на селе мужики, — проговорил бородатый крестьянин, показывая своему товарищу на группу людей, идущих с удочками в сторону речки. Это же из сумасшедшего дома, на рыбалку идут, — ответил тот. Неужто, сбежали?

Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза. К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина. Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии. Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты. В свое время именно этот вуз окончил Владимир Ленин. В Казани Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, директора городской психбольницы. Реформатор В тот период времени русская психиатрия была в стадии реформирования. Если раньше психбольных воспринимали как опасных животных, к которым следует применять жесткие методы, то в 1880-х гг. В 1889 г. Кащенко придерживался мнения, что больных не надо подвергать всевозможным ограничениям, напротив, их нужно социализировать.

На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко. Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев. Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку. Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла. Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности. Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства». Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение. Петр Кащенко родился в 1859 году. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края.

27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе

Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии. Показать больше.

Связывать больных — ни в коем случае. Доктор называл все это «принципом нестеснения». Уважительное и внимательное отношение, хорошее питание и минимум медикаментов. Совместное чтение книг, любительские спектакли, чаепитие с самоваром и бубликами за круглым столом. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором.

Шашки и шахматы. Футбол и гимнастика. Диетическое питание — этому аспекту Кащенко посвятил книгу под названием «Здоровый стол».

Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК и со ссылкой на сайт « vesti-lipetsk. Для детей старше 16 лет. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен а ».

Кащенко , устройство Петербургской земской б-цы и организация статистического бюро, сосредоточившего все материалы по переписям душевнобольных и вообще все относящееся к психиатрическому делу в России.

После Октябрьской революции К. Квант от лат. Представление о К. Планком Planck; 1900 в связи... КВАРЦ , соединение атома кремния с двумя атомами кислорода, Si02, кристаллизуется в гексагональной системе в форме прозрачных шестигранных призм с пирамидальными концами; уд. Баха ртутно-кварцевая лампа, Ртутпо-кварцевая, лампа. КВАС , русский народный напиток , получаемый из мучнистых и сахаристых пищевых веществ посредством молочнокислого и спиртового брожения.

В зависимости от исходных материалов различают К. Для приготовления... Simarubaceae, известное в 2 видах: 1 Quassia amara L. Квассия-небольшое дерево или кустарник с яр... В 1881 г. В 1885 г. С 1886 г.

В 1898 г. В 1889-1904 гг. В 1904-1906 гг. Кащенко , а в 1907-1917 гг. В 1905 г. С мая 1917 г. Он энергично проводил в жизнь решения 1-го Всероссийского съезда психиатров 1887 о праве больных на бесплатное лечение , общественное призрение и др.

Ганнушкин, Л. Прозоров и др. Им написана монография о положении душевнобольных Нижегородской губернии 1895. Ряд прогрессивных идей П. Кащенко в области организации психиатрической помощи необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, децентрализация психиатрической помощи и др. Сочинения: Статистический очерк положения душевно-больных в Нижегородской губ. Библиография: Андреев А.

Кащенко и его роль в отечественной психиатрии, Журн, невропат, и психиат. История психиатрии, с. Кащенко, Журн, невропат, и психиат. Очерки истории отечественной психиатрии, с.

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858). Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии.

Navigation menu

  • В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам - Мойка78.ру Новости СПб
  • Петр Петрович Кащенко
  • Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография
  • Петр Петрович Кащенко: врач на баррикадах | Пикабу
  • 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий