Топ-20 лучших фантастических книг составлен на мнении журналистов КП. Он будет посвящён мечтам писателей-фантастов, ставшим реальностью, новым словам, появившимся в нашей речи и в нашей жизни в XXI веке.
Топ фантастических книг 2023 года, на которые стоит обратить внимание
Известные писатели, переводчики и блогеры советуют лучшие книги 2019 года — часть 1. Писатель из «большой тройки» фантастов предсказал в своём романе и сценарии к одноимённому фильму появление множества вещей. Слава учёного, футуролога и писателя-фантаста вполне заслуженна и объясняется просто: многие из прогнозов сбылись ещё при жизни автора, который дожил до 90 лет. Он будет посвящён мечтам писателей-фантастов, ставшим реальностью, новым словам, появившимся в нашей речи и в нашей жизни в XXI веке. Здесь идея ветвления мироздания, впоследствии развитая Эвереттом, выражена была с предельной ясностью, однако не сразу вызвала интерес у авторов-фантастов.
Как писатели-фантасты видели будущее и что сбылось
Это изображение окрестностей массивной черной дыры , к которой летят герои фильма. На экране его показывают примерно полминуты, и, скорее всего, зрители через минуту забывают о том, что видели. А на самом деле они видели рассчитанную на суперкомпьютерах картину, основанную на точном решении очень сложных уравнений теории тяготения. Режиссер фильма Кристофер Нолан обратился в свое время к лучшему специалисту по теории черных дыр Кипу Торну с просьбой рассчитать, как выглядит вблизи быстро вращающаяся черная дыра. Торн со своими сотрудниками такие расчеты провел и опубликовал на эту тему несколько статей в научных журналах и книгу «Интерстеллар». Но на этом научная убедительность фильма и заканчивается. Можно долго перечислять, что в фильме показано неверно или неубедительно с научной точки зрения. Но как зрителя меня «убили» два момента. Экспедиция два года летит к точке перехода — «кротовой норе» вблизи Сатурна. И в конце этого долгого перелета один из астронавтов спрашивает другого: «Скажи-ка, что представляет собой черная дыра? И еще: главный герой должен, по сюжету, передать дочери сложнейшие уравнения квантовой физики и их решения.
Как он это делает? С помощью азбуки Морзе! Большей нелепости трудно придумать. И это лишь то, что сразу бросается в глаза. Не говоря уж об упомянутом вами фермерском хозяйстве, ради которого, кстати, вообще не надо было лететь ни к черной дыре, ни даже к Сатурну — все это можно было организовать на околоземной орбите! Любой фантастический фильм тем более — сериал вынужденно упрощает серьезную научно-фантастическую идею. Часто — до примитива. Даже в таком фильме, как «Космическая одиссея», идеи конфликта человека с компьютером и контакта с неизвестной цивилизацией предельно упрощены. С гораздо большим удовольствием я перечитаю роман Артура Кларка, чем еще раз посмотрю фильм Кубрика. И это относится к любому фантастическому фильму-экранизации.
Исключений не знаю. Правда, Кларк написал сначала сценарий, а уже потом, после успеха фильма и на основе сценария — роман, но сути дела это не меняет: в литературном научно-фантастическом тексте удается сказать гораздо больше, чем в фильме. Ее мало пишут, да и читают не слишком охотно, массовая аудитория предпочитает истории про магические академии, рыжих ведьм и светящихся вампиров. С чем, по-вашему, это связано? Это естественно. Твердая научная фантастика занимала свою нишу — это была литература, как писали братья Стругацкие, «для научных работников младшего возраста». В СССР можно было писать только научную фантастику — другие поджанры не приветствовались. Когда в девяностых стало можно писать о рыжих ведьмах и светящихся вампирах, жесткая научная фантастика не выдержала конкуренции, чего и следовало ожидать. С другой стороны, в России резко упал интерес к науке, особенно к науке фундаментальной, которая обычно питала идеями твердую научную фантастику. Нет интереса к науке не только у читателей, но в первую очередь у государства!
Вряд ли научную фантастику перестали любить те читатели, которые любили ее раньше. Наверное, и новые любители появились, но на фоне огромного спроса на фэнтези, боевую фантастику и попаданцев спрос на жесткую научную фантастику уже не мог заинтересовать издателей. Ведь продать тираж серьезного научно-фантастического романа много сложнее, чем такой же тираж книги о современном спецназовце, помогающем Ивану Грозному побеждать врагов. Издатели не хотят связываться с жесткой научной фантастикой: они не знают, как ее рекламировать, ссылаются на отсутствие покупателей, не рассчитывают получить быстрые прибыли. Результат: жесткой научной фантастики в России сейчас нет. Просто нечего печатать — нет стоящих текстов. Неужели все так плохо с нашими авторами? И если тексты, которые нам присылают, окажутся ниже планки, то мы лучше закроем журнал, чем эту планку понизим. Так мы и стараемся делать.
Эта суровая правда заставляет космонавта Белинского испытывать угрызения совести, потому что мусор на спутник Земли доставляет именно он. Еще один писатель, обратившийся к теме космоса — Денис Дробышев. Его жена улетела на Марс. Попасть туда — честь для жителей нашей страны. Они годами обновляют анкеты и даже покупают чужие личности ради лучшей жизни на Красной планете. Тем не менее, граждане Китая и США совсем не спешат переезжать, максимум — слетать на исследование. Почему россияне так стремятся колонизировать Марс и есть ли в этом какой-то подвох? В своей истории Дробышев раскрывает все карты. В отличие от большинства авторов сборника. По названию можно решить, что автор расскажет нам про токсичных людей, но нет — он затрагивает тему алкоголизма, вернее, лечения от алкоголизма. Он не верит, что Василий «Полтора Вискаря» наконец завязал, а это сущая правда. Справиться с зависимостью помог клуб «ТОКС» с трехдневными курсами, на которых людям разрешено пить алкоголь! Олег решает лично убедиться в действенности этого способа. Интрига держится до самого финала, концовка — разрывная.
Вообще, на семинарских занятиях, которые проходят для участников фестиваля каждый день, традиционно рассматривается творчество писателей, собравшихся на «Фанданго» в этот раз. Эльдар Шарбатов провел мастер-класс «Освоение нового жанра». Закрытие фестиваля пройдет сегодня, 24 июня. Среди участников состоится чтение фантастических юморесок, которые они создавали буквально в эти дни в Феодосии, и отбор произведений для публикации. Затем в Музее Марины и Анастасии Цветаевых всем писателям-фантастам, проведшим эти дни на фестивале в нашем городе, вручат дипломы-сертификаты семинара «Фанданго-Аэлита». Как заверили организаторы, перед тем как разъехаться, произойдет, цитирую: «расхватывание остатков гринландской книжной лавки». Но по факту последним аккордом станут дружеские объятия и обещание друг другу встретиться на следующем крымконе через год. Где найти в интернете фантастику Если вы хотите почитать фантастику, достаточно зайти на сайт fantclab. Также у «Фанданго» издается свой журнал-фэнтези. Если вы держали в руках этот альманах, то знаете, что назвать его журналом сложно — он является книгой рассказов, авторы которого постоянно меняются, к известным фантастам добавляются и новые имена. Учредителем, менеджером проекта и издателем является Валерий Гаевский. Валерий Гаевский псевдонимы Гай Велерад, Себастьян Несс — крымский писатель-фантаст, поэт и издатель. Он увлекся впервые фантастикой в 1975 году — пятнадцатилетний юноша написал повесть «Пленники косморая» и… сжёг ее. Лишь несколько листов он оставил себе на память из той первой его повести. Но впереди Валерия Гаевского ждали годы работы в литературно-творческой мастерской, участие в семинарах-студиях при Союзе писателей СССР. Первая публикация фантастики — рассказ «Колдо» в сборнике «Огонь в колыбели», изданном тиражом в 75 тысяч!
Об инее на пальмах и попытках управлять погодой. А потом — об освоении Солнечной системы, о том, что даже большие планеты можно разрезать на части и использовать для нужд человечества. Лет через десять особенно после появления «Улитки на склоне» и «Сказки о Тройке» братьев Стругацких «наверху» поняли, что от фантастики да и вообще от литературы можно ждать и неприятных для власти сюрпризов. Открученные в начале оттепели гайки начали постепенно закручивать… — Вместе с Генрихом Альтовым вы разработали «Шкалу фантазии», фактически научный метод оценки идей по 5 показателям: новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность и субъективная оценка. Например, так звучит описание НФ-идеи «Цветов для Элджернона» Дэниела Киза: «Изменение уровня развития человека позволяет проследить изменение взаимоотношений с окружающим миром». Какие классические НФ-романы набирают по «Шкале фантазии» наивысшие показатели? И кстати, конечно, «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза рассказ, а не роман. Все эти авторы пишут в основном именно жесткую научную фантастику. Из российских авторов — пожалуй, лишь Вячеслав Рыбаков. Для вас это не слишком «сказочный» жанр? Просто хорошую фэнтези встретить еще сложнее, чем хорошую НФ. Когда в конце восьмидесятых опубликовали повесть-фэнтези Святослава Логинова «Страж Перевала», для многих, и для меня тоже, это было открытие, как и, например, «Чакра Кентавра» Ольги Ларионовой. Но потом фэнтези превратилась в коммерческую литературу, качество текстов в среднем упало ниже плинтуса, читать стало неинтересно. Но, поскольку люблю читать классические детективы, то и в фэнтези меня привлекает детективное направление: фэнтези-детективы Рэндала Гаррета, Саймона Грина, Даниэля Клугера. Кстати, до сих пор спорят: какого рода слово «фэнтези» — женского или среднего. Для меня «фэнтези» — женского рода, аналог «фантазии», меня коробят надписи на обложках «Русское фэнтези», «Боевое фэнтези». Что-то вроде «крепкое кофе». А недавно прочитал в одном из обсуждений, что хорошая фэнтези, конечно, женского рода, а плохое фэнтези — среднего. С таким мнением я, пожалуй, соглашусь. Популярность этого романа можно, видимо, объяснить тем, что нынче жесткая научная фантастика со множеством научно-технических деталей и описаний встречается довольно редко — не только в России, но и на Западе. Но по шкале «Фантазия» роман получит не очень высокий балл практически по всем критериям. Какая новизна в описании марсианской экспедиции? Достоверность идеи? Очень низкая, причем речь о главной идее романа — об урагане, из-за которого главного героя оставили выживать на Марсе в одиночестве. Дело в том, что атмосфера Марса чрезвычайно разрежена, давление на поверхности планеты в сто раз меньше соответствующего земного. Даже сильнейший ураган на Марсе не сдвинет с места и листа бумаги! И все события в романе сразу становятся недостоверными, так и хочется сказать словами Станиславского: «Не верю! Но один знакомый говорил, что находит книгу претенциозной, мол, даже обилие мудреных терминов на это работает. Как вы оцениваете роман с точки зрения ученого и читателя? Количество мудреных научных терминов делает книгу, конечно, претенциозной — но в хорошем смысле. Это претензия на научную обоснованность, претензия справедливая и в романе убедительная. Но вы, наверное, заметили: я не назвал «Ложную слепоту» как и ее продолжение — «Эхопраксию» в числе лучших современных научно-фантастических романов. На мой взгляд, причина в не очень высоких художественных достоинствах этого и других романов Уоттса. Роман не «цепляет», читаешь его скорее как интересное научно-популярное произведение, а не художественную прозу, где герои вызывают сопереживание. Насколько знаю, этот фильм о построении межзвездного фермерского хозяйства, который ставят сейчас едва не выше «Космической одиссеи», вам не пришелся по душе? Нет, этому фильму далеко до «Космической одиссеи». Правда, в «Интерстелларе» есть кадры, каких нет больше ни в одном фильме — ни в научно-фантастическом, ни даже в научно-популярном. Это изображение окрестностей массивной черной дыры , к которой летят герои фильма. На экране его показывают примерно полминуты, и, скорее всего, зрители через минуту забывают о том, что видели. А на самом деле они видели рассчитанную на суперкомпьютерах картину, основанную на точном решении очень сложных уравнений теории тяготения.
Писатели-фантасты о Марсе
Первая публикация фантастики — рассказ «Колдо» в сборнике «Огонь в колыбели», изданном тиражом в 75 тысяч! Из одного предисловия к альманаху фантастов Валерий Гаевский: «Для нас очень важно, что на нашей земле творили и жили такие личности, как Максимилиан Волошин и Александр Грин. Именно Грин, его необычайная литература, разительно отличавшая писателя от литературы его современников, показали нам и идею, и название альманаха… …Ничто так не символизирует энергию, как танец. Фанданго — испанский танец, исполняемый мужчиной и женщиной под аккомпанемент гитары и кастаньет.
Но в самом слове прочитывается нечто таинственное, нечто фантастическое, навеянное игрой воображения. Грин, с его тонко чувствующей натурой романтика, уловил неописуемое очарование, исходящее от этого слова, увлекающего и «внушающего любовь». Да здравствует ослепительный «Фанданго», и пусть хранит вас всех «Имагинация», дорогие фантасты!
Немного аннотаций фантастических книг Кир Булычев: «Великий Гусляр» Повести и рассказы о чудесах и фантастических событиях в городе Великий Гусляр. Прототипом вымышленного города Великий Гусляр послужил Великий Устюг. Кир Булычев был там в середине шестидесятых годов, и город его просто очаровал.
Патриархальность города и его провинциальная тишина так и подмывали Игоря Можейко, став писателем Киром Булычевым, столкнуть этот мир с миром космическим. Посетив бывшего директора краеведческого музея Елену Сергеевну, Булычев получил от неё в подарок исторический документ — «Адресную книгу г. Вологды за 1913 годъ».
Мастером-замочником и, с первой ночи в Араксе, хладным покойником. Его называют Городом Бесчисленных Душ, колоссальным бриллиантом Арктианской империи, и всё, что требуется, чтобы им править — иметь больше призраков, чем кто-либо иной. Ибо в Араксе мертвые после смерти не покоятся в мире, но продолжают жить рабами богачей.
Это естественно. Твердая научная фантастика занимала свою нишу — это была литература, как писали братья Стругацкие, «для научных работников младшего возраста». В СССР можно было писать только научную фантастику — другие поджанры не приветствовались. Когда в девяностых стало можно писать о рыжих ведьмах и светящихся вампирах, жесткая научная фантастика не выдержала конкуренции, чего и следовало ожидать. С другой стороны, в России резко упал интерес к науке, особенно к науке фундаментальной, которая обычно питала идеями твердую научную фантастику.
Нет интереса к науке не только у читателей, но в первую очередь у государства! Вряд ли научную фантастику перестали любить те читатели, которые любили ее раньше. Наверное, и новые любители появились, но на фоне огромного спроса на фэнтези, боевую фантастику и попаданцев спрос на жесткую научную фантастику уже не мог заинтересовать издателей. Ведь продать тираж серьезного научно-фантастического романа много сложнее, чем такой же тираж книги о современном спецназовце, помогающем Ивану Грозному побеждать врагов. Издатели не хотят связываться с жесткой научной фантастикой: они не знают, как ее рекламировать, ссылаются на отсутствие покупателей, не рассчитывают получить быстрые прибыли.
Результат: жесткой научной фантастики в России сейчас нет. Просто нечего печатать — нет стоящих текстов. Неужели все так плохо с нашими авторами? И если тексты, которые нам присылают, окажутся ниже планки, то мы лучше закроем журнал, чем эту планку понизим. Так мы и стараемся делать.
Несколько лет это удавалось без особых проблем, но в последние два-три года начались трудности: тексты действительно становятся все хуже. Девять текстов из десяти идут в корзину после прочтения первых двух-трех абзацев. Авторы в большинстве случаев просто не знают, что писать и зачем! Сильно упала и грамотность. О пресловутых «тся» и «ться», «одел — надел» и многих других грамматических правилах молодые авторы, похоже, не слышали, хотя у всех за спиной минимум средняя школа.
Для издателей главное — пресловутый «формат». Стандартный текст, стандартные приключения. Попробуйте опубликовать что-то «неформатное» — не получится. Каждый год выходят сотни новых фантастических романов, но действительно интересных среди них вряд ли наберется десяток, а то и меньше. Этот десяток и попадает в номинационные списки фантастических литературных премий.
На деле же так не получается. Как-то один из писателей-фантастов опубликовал в фейсбуке список из десяти критериев, по которым нынче присуждают премии и не только по фантастике. Качество текста в этом списке занимало седьмое место! На первом — умение тусоваться в нужной компании с нужными людьми. Каковы ее возможности в фантастике?
Речь не о пресловутых «параллельных мирах», которые чаще всего не имеют с научной фантастикой ничего общего. Речь о физическом многомирии, которое еще полвека назад было в физике маргинальной идеей, граничившей с лженаукой, а сейчас становится научным мейнстримом. О том, что кроме нашей существует огромное количество возможно, бесконечное других вселенных, свидетельствуют исследования в области космологии теория бесконечной и хаотической инфляции и квантовой физики теория Эверетта и теория струн. О различных аспектах многомирия пишут в ведущих физических журналах, проводят международные конференции. Даже Терри Пратчетт, писавший книги о «Плоском мире», три своих последних романа написанных в соавторстве с Бакстером посвятил идеям многомирия.
Идея физического многомирия столь же богата и открывает для фантастики не меньше перспектив и направлений, чем идея машины времени. Эвереттическая литература, литература многомирия — это фантастика будущего. Или — будущее фантастики. В науке происходит так много нового и интересного, что научная фантастика, по идее, должна бурно развиваться — есть о чем писать! Но именно сейчас российская научная фантастика пришла в упадок.
Чарли нравится учиться, и, в надежде обрести нормальные умственные способности, он идет на опасную экспериментальную операцию на мозге. Какой бы из форматов «Цветов для Элджернона» вы не выбрали, после прочтения вам гарантированы долгие философские размышления о нравственности, ответственности и цене принимаемых нами решений. Да, и еще о любви. Издательство Азбука Добро пожаловать на планету Гетен с ее скудными и причудливыми флорой и фауной. С ее населением, не имеющим определенного пола, однако способным превращаться в женскую или мужскую особь под влиянием лунных циклов. С ее негостеприимным климатом, давшим планете второе название — Зима. Именно сюда забросила судьба Дженли Аи — хайнского посланника Лиги Миров. Он прибыл на Гетен, чтобы убедить туземцев вступить в межпланетное содружество. Но так ли просто будет договориться ему с этой разумной и странной расой, обладающей, к тому же, даром предсказания? Роман «Левая рука тьмы» отмечен двумя высшими наградами в жанре фантастики — премией Небьюла в 1969 году и премией Хьюго в 1970.
Смотрите лучшие видео на нашем Ютуб-канале Яркие моменты с концертов российских и зарубежных артистов, фестивали, интервью со звездами есть даже Драко Малфой! Все это вы можете увидеть на нашем Ютуб-канале. О дивный новый мир Автор: Олдос Хаксли Год выхода: 1932 Головокружительная антиутопия, написанная почти век назад, сегодня далеко не каждому читателю покажется фантастикой, ведь смоделированное в романе общество потребления живет без забот и осуждений порочных страстей. Понятие семьи утратило смысл, вместо любви — разврат, вместо философии — внушаемые во сне истины, вместо искусства — массовые развлечения.
Случайности не случайны. Так, именно здесь работает знаменитый Курчатовский институт, в 1980-х годах на Тушинском машиностроительном заводе сделали космический корабль «Буран», и уже в наше время в Центре имени Гамалеи разработали первую в мире вакцину от коронавируса. Новые технологии так быстро развиваются и врываются в нашу жизнь, что не все к этому оказываются готовы. И мы как библиотека, чтобы у людей не было футурошока, занимаемся просвещением. В частности, приглашаем экспертов, которые могут объяснить процессы, происходящие вокруг нас. Курирует проект кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Черный.
топ-50 лучших российских фантастов на 29. 12. 2020
Лучшие книги современной фантастики: 10 новых авторов, которых надо читать Практически уникальный случай: Иэн Бэнкс – писатель-фантаст, которого даже высоколобые академические ученые считают новым классиком и преподают на филологических факультетах. Восьмое место среди лучших произведений жанра занял роман «Метро 2033» 42-летнего российского писателя, журналиста и радиоведущего Дмитрия Глуховского. Какую тайну искал КГБ после смерти писателя-фантаста. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. Литературный проект появился благодаря писателю-фантасту Сергею Чекмаеву и Александру Кофману — члену Общественной палаты ДНР.
Яндекс Образование
На нашем сайте вы сможете выбрать что почитать из Русской Фантастики, а также ознакомиться с рейтингом лучших циклов и книг жанра Русская Фантастика. Один из самых популярных российских писателей-фантастов, основоположник отечественной юмористической фэнтези. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Лучшие фэнтези и фантастика 2023 года. При этом Лем оспаривает позицию других писателей-фантастов, которые считают, что контакт с внеземными цивилизациями принесёт человечеству тотальное счастье.
«Синдром отката», Нил Стивенсон
- Мир фантастики - exclusive content on Boosty
- 10 интересных научно-фантастических книг 2023 года / Хабр
- Дроны и цифровое преследование: 8 писателей, предсказавших будущее
- топ-50 лучших российских фантастов на 29. 12. 2020 (Александр Терный) / Проза.ру
- Фантасты🚀 – Telegram
Поклонникам научной фантастики: ТОП-10 лучших книг современной НФ
Слава учёного, футуролога и писателя-фантаста вполне заслуженна и объясняется просто: многие из прогнозов сбылись ещё при жизни автора, который дожил до 90 лет. Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Топ составлен на основе голосования читателей издания, а также — экспертов из числа писателей-фантастов. В новом сезоне также будут встречи с учеными, исследователями, изобретателями и, конечно же, писателями-фантастами. Он будет посвящён мечтам писателей-фантастов, ставшим реальностью, новым словам, появившимся в нашей речи и в нашей жизни в XXI веке. Но главное не это, главное в том, что умозрительные конструкции Уэллса прочно вошли в ассортимент писателей-фантастов последующих поколений.
В Китае 42 тысячи новых сетевых писателей-фантастов
У каждого уважающего себя книгомана должен быть свой личный список «Лучшие писатели-фантасты». Российские фантасты — писатели и режиссеры, чьи самые смелые идеи реализуются у нас на глазах, — рассказали Forbes Life о том, как они представляли себе гибель цивилизации, каким видят будущее и как справляются с реальным карантином. Уже полтора месяца в сети существует литературный проект лучших российских писателей-фантастов. Все самые лучшие фантасты попали в наш первый рейтинг лучших писателей фантастики. На нашем сайте вы сможете выбрать что почитать из Русской Фантастики, а также ознакомиться с рейтингом лучших циклов и книг жанра Русская Фантастика.
«Code.Носители», Джон Маррс
- Научно-фантастическая литература
- Далеко не светлое будущее глазами российских фантастов
- «Пророческие события!»: Лукьяненко назвал лучшие книги в жанре фантастики
- Планы на май
- 7 лучших фантастических книг 2023 года
7 лучших фантастических книг 2023 года
РИА Новости: названы технологии, которые предвидели писатели-фантасты | По словам книжного критика, автора телеграм-канала Books Reviews Валерия Шабашова, любой хороший фантаст обладает даром предвидения. |
Яндекс Образование | Статья автора «ПроФэнтези» в Дзене: В комментах к статье об итогах "Локуса" в номинации "Роман фэнтези" меня спросили, а какую же научную фантастику читают сейчас на Западе? |
Архивы Фантасты - ТОП КНИГ | Всемирно известные писатели-фантасты предсказали полет человека в космос, появление Интернета, беспилотников, «умных» часов и других вещей 2 января отмечается День научной фантастики (Science Fiction Day). |
В Китае 42 тысячи новых сетевых писателей-фантастов | Все самые лучшие фантасты попали в наш первый рейтинг лучших писателей фантастики. |
Кто получит премию «Имагинация»
- Городское фэнтези
- 10 фантастических книг, которые предсказали будущее
- Лучшие писатели-фантасты
- Лучшие книги 2023 года: фантастика и фэнтези