Если по медицинским показаниям мясо, мясной бульон, иные блюда из него исключать нельзя, отказываться от него в Пост нельзя. Поэтому логично возникает вопрос: все-таки почему нельзя мясо в пост? Почему молочное нельзя, а рыбу можно? Тегипочему нельзя есть мясо в пост, почему нельзя рыбу в пост, почему в пост едят рыбу, почему в пост можно рыбу.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Чего нельзя есть в Великий пост 2024 года. Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса "Почему в пост нельзя есть мяса?". Нельзя впадать в уныние от необходимости скоро отказаться от мяса, нужно постараться воспринимать пост как очищение тела, а не пытку.
Православие и мясо: можно ли есть заменители в пост
Это один из догматов православия, о нем идет речь в последних строках "Символа веры": "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Люди знают, что Господь милосерден, исполнен любви к человеку. Поэтому они нередко с беспечностью относятся к своим грехам, своему образу жизни, надеясь, что на Страшном суде Бог простит их. Церковь напоминает, что Господь еще и праведный, то есть справедливый, честный судья, и в Судный день никому не удастся избежать ответственности за свои проступки. Цель богослужения этого дня — привести каждого к покаянию, к решению начать исправлять свою жизнь. Церковь напоминает, как важно творить дела милосердия, ведь именно они могут оправдать человека. Это день, после которого прекращается "отпуск" мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь.
На Руси считалось, что в этот день нужно 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Особых запретов в этот день нет, можно есть привычные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Однако некоторые считают, что делать это нужно в меру. В Мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы. С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица , которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Во время Сырной седмицы мы уже не вкушаем мясную пищу, допускается в течение всей этой седмицы в том числе в среду и пятницу вкушение молочной пищи, яиц, рыбы.
В этот слой включены волосы, кожа, ногти, а также молочные, потовые и сальные железы. Есть мнение относительно того, что полный отказ от мяса способствует улучшению состояния ногтей, кожи и волос. Однако, чтобы достичь желаемого результате, обязательно нужно соблюдать сбалансированную диету.
Изначально отказ от животного белка приводит как к внутренним, так и внешним улучшениям. Однако через несколько лет могут начать выпадать волосы, ссадины и порезы долго заживают, а также ухудшается состояние кожных покровов. Именно поэтому отказ от мяса должен сопровождаться симметричной заменой, в частности, включением в рацион рыбы, молочных продуктов и яиц.
Также стоит добавить продукты с содержанием жирных кислот омега-3.
Помимо «Домостроя», наши предки пользовались рядом книжных наставлений, предписывающих целостные системы питания. К ним относились: «Обиход всякому столовому наряду, яствам и питиям на весь год, в научение молодому князю с княгинею»; «Вождь по жизни», детально повествующий, чем питаться в «Великое, Петрово, Госпожино и Филиппово говейно». Они были в обиходе в знатных семьях, но и простой люд превосходно знал, как поститься, наставляемый обычаями предков и батюшками в храмах. Мясо оказалось под запретом из-за влияния язычества В Западной церкви IV-V веков существовали «посты четырех времен года».
Они были христианской интерпретацией римских языческих праздников, связанных с периодами земледельческого года: праздниками посева, жатвы, сбора винограда. Древние земледельческие народы редко употребляли мясную пищу. В основном ее использовали для жертвоприношения богам в праздничные дни. Это повлияло на последующее исключение мяса из рациона монахов, которого верующий придерживается во время поста. Первоначальный мотив отказа от мяса действительно связан с историческим и регионально-климатическим факторами.
При этом в Чистый понедельник и Великую пятницу необходимо вовсе воздержаться от еды и пить только воду. Здесь важно понимать, что если голодание не приносит осложнений, то можно его практиковать. Однако эти правила подходят не всем людям, в том числе и пожилым.
Резкое ограничение в поступлении питательных веществ — стресс для организма. Он может спровоцировать ухудшение состояния, поэтому мучить себя не стоит. Также важно помнить, что рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу к столу можно подать и рыбную икру.
Фото: istockphoto.
Постное меню: можно и нельзя
Мы решили вспомнить тех, кому не повезло. Капибары В сочинении «Опыт о человеческом разумении» конец XVII века английский мыслитель Джон Локк писал о том, что существуют такие животные, чье мясо очень похоже на рыбу, и даже «щепетильные люди» позволяют себе есть их во время поста. Согласно легенде, этим зверем когда-то стала капибара, вкус которой оценили конкистадоры. Несчастные грызуны так понравились испанским завоевателям, что те якобы объявили их рыбами за тесную связь с водой. Бобры А точнее, их хвосты! Средневековые повара принимали чешуйчатые бобровые хвосты за мясо рыб, о чем известно из европейских поваренных книг.
При этом самих бобров есть было нельзя, так как их плоть считалась мясом животного происхождения.
В основном ее использовали для жертвоприношения богам в праздничные дни. Это повлияло на последующее исключение мяса из рациона монахов, которого верующий придерживается во время поста. Первоначальный мотив отказа от мяса действительно связан с историческим и регионально-климатическим факторами. Жители Средиземноморья питались тем, что дарила им природа: рыбой, оливками, зеленью, а мясо считалось деликатесом. Но по мере распространения христианства главными становились духовные причины постного рациона.
От мяса отказались из-за разницы в доступной пище Если мясо в пост есть нельзя, то включение в рацион креветок зависит от меры соблюдения ограничений. Например, в Греции морепродукты — легкодоступная пища, поэтому при пощении дары моря разрешены даже в местных монастырях в определенные дни. Для большей части России морепродукты не столь доступны, какие-то из них считаются деликатесами. А значит, включая их в постный рацион, мы даем себе послабление, хотя этого делать нельзя.
Кроме того, при отказе от мяса наблюдается стабилизация уровня гликированного гемоглобина. Нервная система Психолог из Хельсинкского университета при помощи психологических тестов и анкет провела исследование, в котором приняло участие 500 женщин, не употребляли мяса. В ходе исследования было установлено то, что участницы в большинстве случаев имели пессимистическое настроение.
Одно из объяснений этого может заключаться в том, что мясо является незаменимым источником незаменимой аминокислоты тирозина, которая является своего рода сырьем для производства дофамина и норадреналина. Эти вещества помогают поддерживать тонус нервной системы. Кроме того, учеными было доказано то, что потребление красного мяса помогает снизить риск возникновения рассеянного склероза. Покровная система Это наружный слой тела человека.
А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Иоанн Кронштадтский.
Моя жизнь во Христе, М. Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства. Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные любовь, мир душевный, радость, милосердие.
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Тегипочему нельзя есть мясо в пост, почему нельзя рыбу в пост, почему в пост едят рыбу, почему в пост можно рыбу. Часто даже воцерковленные люди задаются вопросом: почему в пост нельзя есть молочные продукты и яйца? Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Что можно и нельзя есть во время Великого поста?
Почему нельзя есть мясо в пост
В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Великий пост 2021: как правильно питаться, что можно есть и что нельзя. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - В Великий пост нельзя злиться, ругаться, завидовать, сквернословить или распускать сплетни. рассказывает, что такое Великий пост, почему во время него нельзя есть мясо и на какие дни обратить особое внимание. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням.
Когда начинается и заканчивается Великий пост
- Почему нельзя есть мясо в пост
- Вопросы о посте
- Мясопустная неделя, о Страшном суде – 2024: традиции
- Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
- Что вредно, а что полезно
Что можно и что нельзя есть в пост
Почему в пост отказываются от мяса, яиц и молочных продуктов? Почему нельзя жениться в пост? «Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются». Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост? снизить количество мяса и мясных продуктов в меню, одновременно увеличивая долю растительной пищи. запрет на употребление в пищу животных продуктов.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
15 марта у православных начинается Великий пост – они добровольно отказываются на 48 дней от мяса, молока и яиц. И когда в пост можно рыбу — подробный рассказ православного повара и универсальные постные рецепты. Что такое Великий пост и почему он длится 40 дней. Нельзя сводить пост лишь к изменению в системе питания. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - И когда в пост можно рыбу — подробный рассказ православного повара и универсальные постные рецепты.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Надо заметить, продолжая в период поста есть мясо, яйца, молочное и отказавшись от элементарного кофе и чая с сахаром, которые очень люблю, от конфет, пирожных и изысканного печенья, я все равно почувствовала эту легкость молитвы. Не такую, как бывало прежде все-таки физические свойства продуктов имеют, пожалуй, решающее значение , но все же очень ощутимую. Во-вторых, в пост мы, христиане, стараемся с особой силой и усердием бороться со своими страстями, греховными навыками и одновременно приобретать навыки добрые, умножать в себе любовь к ближним, смирение, кротость, рассудительность, твердость в вере. Мы, безусловно, должны все это делать каждый день своей жизни, но в суете житейской часто ослабляем или вовсе оставляем этот труд. А пост — как раз то, что мобилизует нас, мотивирует сосредоточиться на самом главном. И здесь уже, конечно, нет никаких преград ни для кого.
Больные, беременные, военнослужащие, даже дети — все способны на это. Стоит начать с малого: например, перестать огрызаться в транспорте в ответ на резкие замечания или откровенное хамство; не выплескивать на других собственную злость и, чтобы невыпущенным «паром» не повредить здоровью, просто пожалеть того, кто вызывает гнев, и, если получится, помолиться за него; не судачить о своих коллегах, соседях, даже врагах; быть внимательным и чутким к членам своей семьи; бросить курить, пить, играть в компьютерные игры или перестать смотреть сериалы все свободное время напролет, и вообще удалиться на это время от всякого рода увеселений и развлечений, почитать душеполезную литературу. У каждого человека набор того, с чем надо справиться, навсегда исключить из своей жизни, а чему постараться научиться, будет свой. Главное — честно посмотреть на свою жизнь и понять, что в ней не так: что огорчает близких, в чем обличает совесть. Посмотреть и попытаться хотя бы что-то исправить.
И для этого совершенно не важно, соблюдаешь ли ты пост строго по уставу, или убрал из рациона только чай с сахаром. И еще одним важнейшим фактором в моем непостном посте было то, что я всегда помнила, ради Кого тружусь. Богу не нужны наши подвиги сами по себе, ради подвигов, но Он ждет, чтобы наши сердца открывались Ему, чтобы обращались к нему наши лица. Как в любых человеческих отношениях мы выражаем свою любовь не только словами, но и делами, заботой, уделенным временем, вниманием, так и в наших отношениях с Богом мы отвечаем на Его любовь, которая проявляется каждую секунду нашей жизни, даже если мы не умеем или не хотим этого замечать, своим трудом над собой. Трудом, который делает нас лучше, делает нас похожими на Него, а значит, с Ним соединяет.
Нельзя допустить ухудшение самочувствия. Но воздержание в еде не главное, чего должен придерживаться верующий в этот период. В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов.
Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя.
С одной стороны, временный переход на растительный рацион питания усиливает детоксикационные функции организма, улучшает работу внутренних органов и самочувствие в целом. Но вместе с тем мы теряем ряд важных для организма витаминов и микроэлементов, нарушается гормональный баланс. Нужно понимать, что при отказе от животного белка ни один источник растительного белка не покроет потребность человеческого организма в незаменимых аминокислотах. Поэтому необходимо планировать заранее сбалансированный рацион. Например, аминокислота гистин — есть в чечевице, сое и арахисе. Аминокислота валин есть в грибах и соевых продуктах. Изолейцин можно найти в орехах миндаль, кешью, фундук , нуте.
Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви.
Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут. Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения», — пояснили в РПЦ.
Церковь и сама разумно подходит к ограничениям, связанным с Великим постом, и признает, что невозможно установить единый пост даже для монахов, духовенства и мирян. Миряне не обязаны строго следовать монастырскому уставу, особенно если у них есть хронические заболевания или если это дети и пожилые люди.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Наверное, здесь не обошлось без участия гордыни, которая подсказывала, что всегда приятно чувствовать себя святее папы римского. Но точно знаю, что было и честное желание хоть немного потрудиться. Оно может показаться непонятным или даже нереальным. Однако если спросить у человека, который привык регулярно посещать спортзал, что он испытывает, когда делает перерыв в тренировках, то он опишет очень похожие чувства: хочется дать нагрузку мышцам, хорошенько разогнать кровь. Те, у кого сидячая работа, чаще всего тоже испытывают потребность дать себе физическую нагрузку, хотя, казалось бы, отдых и нега — бесконечно желанные и приятные состояния для человека. Когда вся Церковь входит в период особого сосредоточения и труда, совсем не хочется оставаться в стороне. Кто-то любит в таких случаях иронизировать по поводу стадного чувства и влияния стереотипов.
По моим ощущениям, это больше похоже на желание не потерять связь с семьей и близкими, которые затеяли какое-то очень важное, масштабное и, да, нелегкое дело. Не принять в нем участие означает сделаться посторонним. Просто тем, кто не бывал в горах, или бывал, но не полюбил их, трудно понять, почему люди туда возвращаются вновь и вновь, и поверить, что причина этого вовсе не в навязанной кем-то романтике или стереотипе. Предписано есть определенные непостные продукты? Отлично — записываю в рацион. Среди них есть нелюбимые, например каши на молоке?
Еще лучше — вот и поупражняюсь в смирении и терпении. Есть любимые постные продукты, без которых вполне можно обойтись, и это не нарушит предписание врача? Решение очевидно — на время поста исключаю их из своего меню. Есть любимая постная, но обязательная пища?
Кроме того, повторюсь, в пост важно обратить внимание не только на пищу, но и на проявления своей души: на гнев, зависть, злость, раздражение, обиду, ненависть и прочие страсти, которые бушуют в душе. Если человек и так ведет умеренную жизнь в питании, то, скажем так, уже часть дела сделана и нужно перейти к более сложным упражнениям, потому что не есть мясо — очень просто, а не гневаться, не обижаться, не завидовать — это намного сложнее. Почему в пост важно отказываться именно от пищи животного происхождения? В пост допускается употребление вина — действительно ли это так? Также раньше вино применялось для дезинфекции той воды, которую добывали. Поэтому Воток и Юг употребляют вино и для них это нормально. И речь идет не о безалкогольном вине, а о простом сухом красном. Ни водка, ни коньяк, ни самогон, ни ром, ни текила, все дистилляты и ректификаты к этому отношения не имеют. Опять же в обязательном порядке пост не предписывает употребление вина, конечно, не стоит, скажем, упражняться в употреблении вина по воскресеньям — все это только по возможности, по желанию и не во вред здоровью, конечно, не литрами, а условными 50 граммами в разрешенные дни. Добавлю, что сейчас, с точки зрения гигиены и дезинфекции, питьевая вода у нас достаточно чистая, поэтому вино пить не обязательно. Вино можно добавлять к рациону во вторую, третью, четвертую и пятую неделю поста по субботам кроме страстной - в этом году 23 апреля и воскресеньям, а также в праздничные дни Благовещенье Пресвятой Богородицы, Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Выпить немного вина допускается и в сам праздник Пасхи, — прим. Что еще не рекомендуется делать во время поста?
В этом году Пасха выпала на 5 мая. Трапеза в Великий пост Анна Зайкова Что можно есть в Великий пост В первую очередь Великого поста должны придерживаться люди, посвятившие себя церкви. Для мирян меню может быть немного проще. При этом все равно запрещено есть мясо. Ниже мы расскажем, почему. Итак, в Великий пост можно есть все, что проросло из земли. Это овощи, фрукты, зелень, бобовые, грибы. Также можно есть крупы, мед, соленья и маринады, кисели и компоты, любые хлебобулочные изделия, при приготовлении которых не использовали яйца и молочные продукты. Постная еда.
Грибы Эта пища довольно тяжело переваривается — не всем можно грибы, тем более ежедневно, но, поскольку важно пополнять запасы белка в период длительного воздержания от мяса, иногда можно употреблять и их. Тем более, что в их составе есть множество витаминов, в том числе и все витамины группы В, необходимых аминокислот и минералов. Едят грибочки в консервированном, сушёном, жареном, тушёном виде в составе супов, салатов, горячих блюд с овощами, крупами и даже бобовыми. Тем более, что грибные блюда невероятно вкусные и питательные — без всякого мяса. Крупы и злаки К большому удовольствию постящихся магазины радуют большим выбором круп. Наряду с традиционными рисом, перловкой, пшеном и гречкой на полках супермаркетов можно найти булгур и кускус, полбу и киноа. К злаковым культурам относят и кукурузу, в консервированном виде используемую в салатах. Крупы добавляют в супы, едят в сочетании с овощами, а при добавлении мёда и сухофруктов из них может получиться вкусный и питательный завтрак. Ценность их, кроме целого ряда необходимых минеральных веществ в составе, в том, что большинство круп - это, по сути, сложные углеводы, обеспечивающие организм энергией и оставляющие чувство сытости долго после приёма пищи. Рыба Рыбу можно есть в пост не каждый день внимательно изучаем рекомендации по питанию для каждого поста. Но это отличная возможность пополнить запасы животного белка и полиненасыщенных жирных кислот в организме. Не следует употреблять жирную копченую рыбу в этот период, так как желудочно-кишечный тракт «отвык» от тяжёлой пищи. Лучше остановить свой выбор на диетических видах — минтае, наваге, пикше, треске. Орехи и сухофрукты В составе кураги, изюма, чернослива содержатся все витамины группы В, а также ряд минеральных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы, улучшают они и перистальтику кишечника. В орехах же, помимо витаминов группы В, находится ещё большой процент витаминов А и Е и полиненасыщенных жирных кислот, так полезных для кожи. Эту категорию пищи возможно употреблять самостоятельно как перекус, добавлять в блюда: сладкие сухофрукты используют вместо конфет к чаю, варят из них компоты. Можно добавить в меню полезное лакомство, смешав измельчённые орехи, курагу, изюм и чернослив с мёдом. Рецепты постных блюд Вот некоторые примеры постных блюд, которые готовятся легко, быстро и без больших финансовых затрат. Морковные котлеты.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника.
Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты».
Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу.
Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду.
Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить.
Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила.
К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока.
Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления.
Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо.
И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить?
Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного.
А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы.
Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла.
Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом.
Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино.
Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав.
Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге.
Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее.
Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле Настоятель храма Козлов: в пост важнее всего хранить в душе мир с собой и другими Freepik Читать 360 в Великий пост начнется уже 27 февраля. Он считается самым строгим из всех православных постов: длится целых 48 дней и подразумевает довольно серьезные ограничения как в еде, так и просто в быту. Общие правила Во время Великого поста нужно молиться чем чаще, чем лучше.
В идеале — находить время на поход в церковь даже в будни. Есть можно только один раз в день. Нельзя — мясо, рыбу, яйца, молоко. Крепкое спиртное тоже под запретом.
Масло и вино — только в субботу и воскресенье, тогда же можно позволить себе поесть дважды в день. Рыба разрешена лишь в Благовещение — 7 апреля и Вербное воскресенье. В его канун можно есть рыбную икру. Реклама Но это еще не все.
Для первой и последней недель поста — седмицы и Страстной седмицы — ограничения еще более строгие. Например, в первые два дня первой седмицы церковный устав предписывает вообще воздержаться от пищи.
Вместо этого можно наполнить время поста положительной информацией. В первую очередь это читать Слово Божие, общаться с Богом в молитве. Информационный пост — это точно для всех, кто хочет вместе с церковью попоститься.
Некоторые люди боятся начинать поститься из-за того, что в средине пути сорвутся. Что можете посоветовать? Пробовать или, если нет уверенности, то даже и не начинать? Надо помнить, что в борьбе со злом внутри себя в каждом из нас у нас есть помощник — это господь наш Иисус Христос, который и очищает нашу душу, когда мы каемся в своих грехах. Он на нашей стороне.
Как говорил апостол Павел, если с нами Бог, то кто тогда против нас. Если это помнить, то можно справиться с такой простой задачей, как не есть тот или иной продукт. Силы человеку даются от Господа, через общение с ним. Это прежде всего молитва. А уже от этой бодрости духа становится бодрее и тело человека.
Не надо бояться, надо эти сомнения отсечь, отбросить в сторону. И с надеждой на Божью помощь готовиться и приступать соблюдать Великий пост. Если чего-то не получится, любящий нас Бог всегда нас поймёт и поддержит. Не только простит, но и поможет исправить ошибки. Если мы хотим быть свободными от греха, мы должны вступать на этот путь Великого поста.
Бог в помощь каждому, кто примет такое решение. Нужно извлечь из этого времени всю возможную пользу. Заканчивается пост также определёнными событиями.
При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб?
При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету.
Вот это совсем не постный подход, не христианский. Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок.
И это вместо молитвы или благих дел! Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались? Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие — а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются.
А потом попадают в больницу. Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания.
В чем еще верующий должен себя ограничивать? Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы! Как ей тогда быть? Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу.
Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг. А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться.
Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то — сидеть в интернете, кто-то — смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех — пристрастие к нему. Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет. Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу. И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях.
Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам… — Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви. Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма?