Выставка представляет наследие Рериха как знаковое явление российской и мировой культуры и демонстрирует многогранность его творчества 1897–1947 годов. Главным проектом у Третьяковской галереи станет выставка «Николай Рерих», на которой будут представлены работы автора из собрания девяти музеев. Выставка будет приурочена к 150 -летнему юбилею художника. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — русского живописца, театрального художника, путешественника и общественного деятеля XX века.
Выставка "Николай Рерих" в Москве
Его площадь — больше 200 квадратных метров. Александра Орловская, художник-реставратор высшей категории: «Полотно приехало в Третьяковку в аварийном, в руинированном состоянии, и перед нашей мастерской встал вопрос, как реставрировать полотно. Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера. Для реставрации этого полотна создали специальную конструкцию, которая позволила работать нам в вертикальном положении». Революцию Рерих не поддержал и уехал в большое путешествие по миру длиною в 30 лет. Владимир Никишин, куратор выставки «Николай Рерих»: «Это другой уже период, другие сюжеты. Рериха окружал другой мир. Когда вы путешествуете по Средней Азии с экспедицией, проходите как минимум 25 тысяч километров по нагорьям, по перевалам, по пустыням, вас уже окружает совершенно другая реальность».
В октябре в Новой Третьяковке откроют большую ретроспективу Николая Рериха 1 мин. Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября. Для нас было важно определиться, какой будет выставка Рериха у нас.
Подписанный в этот день Пакт Рериха — международный Договор об охране культурных ценностей, инициированный Н. Рерихом, и его символ — Знамя Мира, с каждым годом обретают все большее значение и смысл. В Москве 27 апреля в 15:00 в Библиотеке имени К. Симонова в рамках лектория «Вселенная Мастера» состоится торжественное мероприятие, посвященное Международному дню Культуры.
Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое".
Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия. Николай Рерих. Город строят. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным "фризам" был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф.
Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга. Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников "Мира искусства" были Гончарова и Ларионов. Николай Рерих идеально вписался в "русские сезоны" Дягилева. Он участвовал в них четырежды - в 1909, 1911, 1913, 1914 годах, став, как и Бакст, одной из звезд мировой арт-сцены. Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к "Пер Гюнту" для Художественного театра, эскизы оформления оперы "Тристан и Изольда" для театра Зимина, эскизы для постановки "Снегурочки" в Чикагской опере - из радостных открытий этой выставки.
Выставка «Рерих. Вдохновение»
В Москве открылась выставка к 150-летию художника Николая Рериха. Об этом сообщает РИА Новости. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения знаменитого художника, археолога, мыслителя и путешественника Николая Рериха. Она будет работать до 10 марта 2024 года на Крымском Валу, 10 в залах 60–61. МОСКВА. В Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Николая Рериха. С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024-го гостей Новой Третьяковки на Крымском Валу ждет масштабная монографическая выставка произведений Николая Рериха.
Выставка «Держава Света» (до 1 декабря)
В их числе признанные шедевры «Гонец», «Заморские гости», работы индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Особенностью выставки станет то, что Рерих предстанет и как «мастер гор», создатель станковых произведений, и как художник, успешно применивший свой талант в театре и архитектуре. Выставка к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Фото: tretyakovgallery. Он ставился в Париже в первом сезоне антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер полотна впечатляет — 10х23 метра.
Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии. Выставочный проект представит наследие Рериха как целостное явление российской и мировой культуры, а также продемонстрирует широту и многогранность творческой деятельности живописца с 1897 по 1947 год. В экспозицию войдут художественные произведения и документальные материалы.
Зрители увидят свыше сотни картин и графических листов — от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» обе — Государственная Третьяковская галерея до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази» Государственная Третьяковская галерея. Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре.
Необыкновенная история жизни русского художника, сценографа, философа, писателя, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха будет рассказана в формате «ожившие полотна». Начало сеансов 10:10; 11:05; 12:00; 12:55; 13:50; 14:45; 15:40; 16:35; 17:30; 18:25; 19:20; 20:15 Купить билет Билеты можно купить как онлайн, так и непосредственно на мероприятии в кассе. Пушкинская карта Билет на Кассир. Николай Константинович Рерих — человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он создал около 7000 картин, которые хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, художественных музеях и галереях, а также частных коллекциях по всему миру.
Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета. Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился? С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н. Рерихов в СССР. В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников. Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину. Корреспондент газеты «Известия» писал о С. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства. У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца... Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников. Николай Рерих утверждал важную для будущих поколений мысль: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»25. И вслед за отцом Святослав Рерих воплощал эти идеи в жизнь. Сотни посетителей его выставок спешили задать вопросы, волновавшие поколение 1970 — 1980-х, подчас воспринимая художника как пророка, способного предсказывать будущее, или мудреца, рассуждающего о бытии человека посредством живописи. Они искренне верили ему и спрашивали о смысле его картин и том сугубо интуитивном чувстве, которое посещало их во время созерцания его живописи. Как ни странно, но в те годы людям было необходимо получать глубокомысленные ответы; они просили объяснить названия живописных полотен Рериха-старшего и хотели узнать у его сына, кто эти таинственные «странники» и «посланники», ведущие нас в далёкие Гималаи. В годы, когда «звёздные войны» стали очередной грозной новостью телепрограммы «Время» и «холодная война» вынуждала затянуть пояса и приготовиться к очередным испытаниям для всей страны, Святослав Рерих выставлял в Академии художеств СССР картины под эпически-всеобъемлющими названиями: «Мы сами строим свои тюрьмы», «Предупреждение человечеству» или «Ты не должен видеть этого пламени». Сейчас мы вновь задаёмся вопросом: каким образом многие рериховские произведения нам стали понятны и близки, увлекая чарующей иллюзорностью гималайских вершин, манящих в путь странствий на поиски красоты? На что откликалось сердце зрителя в годы богатой событиями Перестройки? Философия этих полотен была ясна на уровне подсознания и, возможно, необходима для понимания своего прошлого и будущего, для осознания своего места в мире, причастности к мировой истории. Многочисленные герои полотен Рериха, как будто персонажи книг, пришли в современную жизнь. Его святые старцы и отшельники, воины и правители ушедших лет словно подталкивали зрителя к изучению истории и постижению мифического «прекрасного далёка»26, обращению к корням, к забытым камням и поваленным древним крестам. Художник листал перед нами сказочную книгу, где все его герои сосуществуют вместе, и призывал к возрождению духа. Кем стал он для Новой России? Со страниц дневников, будто голос из прошлого, ведёт он вневременной диалог, отвечает на вопросы почитателей его таланта, объясняя своё кредо. Вы определяете моё искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим. Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества»27 — так в одном из эссе Рерих лаконично описал суть своего творчества. Спустя сто лет он сам стал незабвенным героем культуры, его славная биография может называться жизнеописанием, сонм легенд окружает его образ. Его картины пленяли взор красочностью, богатством палитры и широтой бесконечного горного пейзажа, возвещая о начале нового века по тибетскому летосчислению, направляя мысли зрителя от обыденности в заоблачную синеву далёких Гималаев, позволив на миг покинуть сумеречную Москву в ожидании перемен. Как можно в целом объяснить притяжение, которое мы испытываем к талантливым произведениям прошлого и современности, и есть ли нужда в подробных объяснениях? Неужели недостаточно идеи, выраженной в словах поэта или движении кисти художника, что по прошествии лет получает отклик у следующих поколений? Сотни статей о Рерихе, вышедших при его жизни, и других, написанных спустя годы авторами «новой волны», в очередной раз говорят о высочайшем уровне мастерства, доказывают ценность и независимость его искусства, повествуют о многогранности живописных образов и искренней вере в победу гуманизма над поглощающей мир пошлостью и невежеством. В первой половине ХХ века многие деятели искусства, науки и политики поддерживали Рериха на разных этапах его жизни, подписывали хвалебные письма и произносили благодарные речи, подхватывали идею Знамени Мира и провозглашали Пакт Рериха28 перед надвигавшейся угрозой Второй мировой войны. Но ему не было места на Родине в те тяжкие годы испытаний, когда Россия проходила через горнило скорби. И когда наконец в 1960-е годы искусство Рериха с триумфом вернулось домой, в Новую страну, о которой он грезил, будучи за рубежом, его картины были приняты всем сердцем, пожилые и молодые люди спешили их увидеть, многие были счастливы посетить выставки произведений Николая и Святослава Рерихов и сохранили в памяти эти моменты. Хочется верить, что не было ни ощущений разочарования, ни утомлённых взглядов, ибо в их полотнах заключалась радость искусства. Торжеством добра над злом, «безмолвием и покоем иконописи» Рерих, несомненно, близок к религиозному искусству, духовной энергией и идеей увлекал он за собой. В начале ХХ века, когда единомышленники-символисты умели красиво писать о современном искусстве, в свет вышла очередная статья о Николае Рерихе, автором которой был Юргис Балтрушайтис.
Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики
Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары. Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов. Здесь представлены горные пейзажи, созданные Рерихом во время его экспедиций по Средней Азии. Центральное место занимает бронзовая скульптура будущего Будды — Майтрейи, — окруженная картинами в насыщенных тонах, сдвинутых к фиолетовой части спектра.
Идея международного договора о защите памятников культуры получила свое развитие в 20-х годах во время Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Изучая культуру и искусство народов Азии, Николай Константинович с огорчением отмечает запустение, а зачастую и гибель многих буддийских храмов и реликвий. В 1929 году, сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции, в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета г. Шклявером Н. Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей. Договор был задуман и оформлен юридически как документ универсального характера, содержащий принципиальные, общие для всех стран положения об охране культурных ценностей. Не будем забывать, что Рерих закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и его преподавателем в области международно-гуманитарного права был выдающийся российский юрист и общественный деятель Ф. Во многих странах создаются общества в поддержку Пакта. Проект Пакта получил всемирное признание. В 1931 году в г. Брюгге Бельгия был основан Международный союз Пакта Рериха и состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту. Рерих предложил вместе с проектом Пакта как отличительный флаг для обозначения объектов охраны. В 1932 г. Конференцию сопровождала выставка, в экспозиции которой были представлены картины Н. Рериха и более шести тысяч фотографий архитектурных памятников, которые выдвигались в первую очередь как неприкосновенное культурное наследие народов, подлежащее охране. В 1933 г. Эта конференция была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран. Необходимо подчеркнуть, что взгляды Рериха, так же как и все его творчество, были связаны с философскими идеями Живой Этики — Учения о космической эволюции человечества. Энергетическое мировоззрение этого Учения, которое стало формироваться в переломном XX веке не только в философии, но и в естественных науках, содержало новые подходы к проблемам эволюции Вселенной, планеты и человека.
Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге.
Одно посвящено России, другое — Востоку, рассказал архитектор выставки Евгений Асс. Первый зал оформлен в виде прямоугольника, в основе которого лежит крест, — в зеленых тонах. Второй зал имеет циркульную форму, в основе которой лежит Дхармачакра — колесо Сансары, и оформлен в желтом цвете", — подчеркнул Асс. Рериха", представленная на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском Валу Статуэтка "Майтрейя", представленная на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском Валу Свыше 100 картин и эскизов отобрали более чем из пяти тысяч работ, которые составляют наследие Рериха, отметил куратор выставки Владимир Никишин. Ее открывает раздел "Начало Руси", далее раздел святости, потом древнерусская архитектура и зодчество. Кроме того, Рерих состоялся и как театральный декоратор, он работал со многими режиссерами. Особенным экспонатом выставки ее организаторы называют занавес задник к легендарным "Половецким пляскам", которые представил Дягилев в 1909 году в Париже.
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву
Выставка «Николай Рерих» в Москве | Аргументы и Факты | 26.05.2023 Открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете. |
Открылась выставка «Рерихи и Кавказ» | Настоящая выставка является образно-тематическим продолжением серии выставок: «Пути благословения», «Держава Рериха» и «Врата в будущее». |
Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
В разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба «Небесный бой», 1912; «Веления неба», 1915. В специальном павильоне экспонируются восемь панно знаменитого «Богатырского фриза» из собрания Русского музея, исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Вторую часть выставки составили разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока». Показанные там произведения — горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания — представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания «Ступа. Ладак», 1937; «Кришна», 1946.
Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
Многие — эскизные, сделанные на скорости в экспедициях, задумки на будущее. Из-за того, что такие превалируют, а эффектные и важные вещи либо отсутствуют вовсе, либо распиханы по углам, либо вывешены под потолком, кому-то даже кажется, что Рерих — вовсе не интересный художник, а просто неплохой рисовальщик. Это не так. Фото: Мария Москвичева Рерих — явление. В его сюжетах — удивительный синтез славянской и восточной мифологии и художественных приемов. Некоторая осознанная наивность письма сближает с русским авангардом. Главную роль играет цвет. Но все это сложно почувствовать, когда стоишь в толпе зрителей, которые мало понимают куда идти, сталкиваются и наступают друг другу на пятки.
Там, где стоило бы поставить лавочку для вдумчивого просмотра, негде пристроиться. Не хватает воздуха и логики. Не спасает положение даже гигантский задник-занавес, созданный Рерихом для постановки «Половецкие пляски» на Русских сезонах в 1909 году для театра Шатле. Эту живописную махину чудом удалось спасти — шестиметровая декорация была сильно изношена и порвана во многих местах. Реставраторы проделали большую работу, восстанавливая ее.
Больше по теме Посетительница фотографирует картину "Армагеддон", представленную на выставке "Николай Рерих" в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве. Картину в том же самом году с академической выставки приобрел Павел Михайлович Третьяков для своего собрания. Такое внимание к начинающему художнику говорило о его таланте. Более того, Третьяков настолько был впечатлен идеями молодого дарования, что планировал собрать все его работы, посвященные истории Руси. Что касается сюжета, то на полотне изображен эпизод из «Повести временных лет». Здесь и луна, которая освещает ночной пейзаж, и жилье человека, и погруженный в тяжкие думы старец, который спешит с вестью о том, что «восстал род на род». Рерих очень точно изобразил русскую старину, что выражается и в форме лодки, и типе избы, и плетении ограждения. Николай Рерих однажды вспоминал слова Л. Толстого, которому он показал эту картину: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». По воспоминаниям близких людей Рериха, житие Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание отобразить его образ в своих работах. Картина была написана в 1932 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Рерих изобразил на картине, как святой благословляет русское воинство на бой с врагом — Куликовскую битву. В руках он держит плат со священным знаком Триединства и храм из белого камня, который выступает символом построения великой России. Интересно, что в верхней части картины Рерих изобразил всевидящее око. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине.
На момент покупки музеем три года назад она находилась в аварийном состоянии. При поддержке банка ВТБ уже завершен первый этап реставрации. И теперь грандиозное полотно переживает новый показ-триумф — наконец, на российской «сцене». Вместе с «документальной» частью они призваны поближе познакомить посетителей с необычной биографией и широким кругом увлечений художника. В дореволюционное время Рериху удавалось совмещать, казалось бы, невозможное: быть не только успешным столичным художником, но и эффективным чиновником — директором Школы Общества поощрения художеств, преподавателем, писателем, редактором журналов, археологом и прекрасным семьянином. После революции, в 1920-е, семья Рерихов перебирается в Индию и совершает ряд легендарных азиатских экспедиций, а также инициирует международное движение Пакт Рериха для защиты мировых культурных ценностей.
Триумфальное возвращение: в Москве открылась выставка Николая Рериха
выставки ВДНХ живопись Николай Рерих Святослав Рерих. ВЫСТАВКА ЗАВЕРШЕНА. С 21 февраля по 9 апреля в Свердловской киностудии будет представлен совершенно новый мультимедийный проект креативной студии «Р-Арт» – «Рерих. 9 октября состоялось открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке – самого ожидаемого проекта 2023 года Третьяковской галереи. Выставка будет открыта для посетителей с 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года. ВЫСТАВКА ЗАВЕРШЕНА. С 21 февраля по 9 апреля в Свердловской киностудии будет представлен совершенно новый мультимедийный проект креативной студии «Р-Арт» – «Рерих. По словам организаторов, такой масштабной экспозиции Рериха в Москве не было 65 лет. Интерфакс: Выставка, посвященная Николаю Рериху, пройдёт в Новой Третьяковке на Крымском валу, в экспозиции будет представлено более 150 работ художника из собрания 18 музеев, сообщила гендиректор галереи Елена Проничева.
Первая за 65 лет выставка в Третьяковке: о знаменитых полотнах Николая Рериха
Дворец конгрессов. С-Петербург Николай Рерих. Эскиз костюма снегурочки. Эскиз костюма Овлура. Корабль Тристана. Эскиз декорации 1910. ГЦТМ им. Бахрушина Николай Рерих.
Декорации к балету «Половецкие пляски». ГТГ Николай Рерих. Песнь Сольвейг. Великая жертва. ГХМ им. Радищева, Саратов Николай Рерих. Поцелуй земле.
Иконостас для усыпальницы Каменских. Ростов Великий. Вход в кремль. Воскресенский монастырь в Угличе. Пещное действо. Спас нерукотворный.
Заморские гости. Строят ладьи.
Музей Востока Николай Рерих. Город строят. Илья Муромец. Покорение Казани. Звездные руны. Твердыни Тибета. Тень учителя. Гуга Чохан.
Меч Гессер-хана. Королевский монастырь. Песнь Леля. Дворец конгрессов. С-Петербург Николай Рерих. Эскиз костюма снегурочки. Эскиз костюма Овлура. Корабль Тристана.
Эскиз декорации 1910. ГЦТМ им. Бахрушина Николай Рерих.
Творчество предвоенных лет Романтическое восприятие художником истории и природы, вера в некие высшие силы, руководящие всем на Земле, заметно сказались в его творчестве уже в 1900—1910-е годы. В картине «Зловещие», которая впервые представлена на выставке в оригинальной авторской раме, воплотились предчувствия страшных потрясений XX века.
Рерих изменил композицию после разговора с Архипом Куинджи, одним из своих учителей. Художник убрал верхнюю часть с городским фоном. Ее композиционной, эмоциональной и смысловой доминантой стали огромных размеров черные птицы, олицетворяющие зло. В годы Первой Мировой войны широко развернулась общественная деятельность Рериха. Он выступает за создание международного пакта по охране культурных ценностей.
Это начинание стало делом всей его жизни. В предчувствии исторических перемен Рерих обращается к созданным народом и пронесенным через столетия легендам о подвижнике Прокопии, который не раз спасал родину от беды, и в аллегорической форме выражает свои мысли о России. Происходил из знатного прусского рода, католического вероисповедания. За страдания ему был дан дар провидения и спасения людей от гибели. По легенде, у Прокопия было любимое место на высоком берегу реки Сухони недалеко от Великого Устюга , где он любил смотреть с обрыва вдаль и молиться за людей, плывущих по неспокойной реке.
Здесь же он просил себя похоронить, что и было сделано. Бескрайние просторы родной земли, могучие леса, быстрая река, сочные травы. На первом плане на высоком холме сидит Прокопий Праведный в темном одеянии, вписанный в образ природы как часть ее. Прокопий Праведный молится и уверен в своей молитве за землю русскую и ее путников. Спокойствие разлито повсюду — в уверенном быстром движении ладей, в плавных линейных ритмах берегов и холмов.
Колористическая гамма, построенная на сочетании синих, зеленых, желтых тонов, тонко сгармонирована. В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество. Зал 3. Театр Третий зал экспозиции посвящен работе для театра.
Свои первые раскопки он начал проводить еще в родительском имении Извара под Петербургом, его наставником был выдающийся археолог Александр Спицын. Учебу в художественном училище Рерих совмещал с обучением на юридическом факультете Петербургского университета, где особенно его увлекала история. Его интерес всегда был направлен к древности — к курганам и обрядам, эпосу и сакральным мотивам. Рядом с каменными идолами в Третьяковке расположили "Идолов" живописных — эскиз 1910 года к большой одноименной картине, которая сегодня хранится в Хорватии: на фоне воды и холмов капище, частокол которого усеян лошадиными черепами.
Поддерживают хтоническую тему две мрачные картины, расположившиеся друг напротив друга, — "Город. Утро" 1901 и "Зловещие" 1901. Согласно свидетельству искусствоведа Александра Гидони, изначально они были двумя частями одного полотна, но Рерих решил разрезать холст. Главные герои "Зловещих" — вороны, выжидающие чего-то на камнях у реки. По первоначальному замыслу, птицы должны были смотреть на древний город который впоследствии стал образом для отдельной картины. Стоит обратить внимание и на необычную деревянную раму: неизвестно, сам ли Рерих ее вырезал, но задумка точно принадлежит ему. Восста род на род" 1897. Двое мужчин в лодке несут своему народу весть о том, что начинается междоусобная война; полумесяц светит ярко и драматично, неслучайно навевая мысли о стиле Архипа Куинджи — именно у него в мастерской учился Рерих.
Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30—40 лет, где в центре был индийский период Татьяна Карпова заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Рерих был потомком древнего датско-норвежского рода, поэтому варяги и их корабли неоднократно появлялись на его работах. Убедиться в этом зрители смогут, рассмотрев картины "Заморские гости" 1901 и "Строят ладьи" 1903. Тема завоеваний и подвигов усиливается, если через одну из арок войти в небольшой внутренний зал.
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Главным проектом у Третьяковской галереи станет выставка «Николай Рерих», на которой будут представлены работы автора из собрания девяти музеев. Выставка будет приурочена к 150 -летнему юбилею художника. В Новой Третьяковке идет выставка, название которой говорит само за себя — «Николай Рерих». Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. В Третьяковской галерее открылась выставка под названием "Николай Рерих", приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя генерального директора галереи по научной работе Татьяну Карпову.
Большая выставка к 150-летию Рериха откроется в Третьяковке
Третьяковская галерея представляет уникальную выставку "Николай Рерих" | 21 ноября 1974 года в Москве в залах Академии художеств СССР открылась юбилейная выставка Николая Константиновича Рериха. |
Рериха «убили» в Третьяковке | Главная Новости Культура Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве. |
В Третьяковской галерее открылась Выставка "Рерих" | На выставках Рериха была неоднократно, конечно, безмерно люблю его горы. |
«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке | Выставка раскрывает многогранный талант Рериха, все творчество которого пронизано идеями миролюбия и веры в преображающую силу культуры. |