Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января.
Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей. На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов, а венчала ёлку звезда — символ света. Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого. О ёлке существует трогательная легенда: когда родился Христос, вся природа пришла поклониться ему. Но ёлка стояла в стороне, поскольку чувствовала себя слишком неказистой. Ей решили помочь другие деревья — и поделились с ней цветами и плодами. Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками.
По первому вошедшему дом человеку предсказывали, каким будет год. Добрый и щедрый сулил радость, плохой или недруг — беды. Нужно вернуть до Рождества все долги, тогда проблем с деньгами целый год не будет. По примете, тот, кто опоздал к рождественскому ужину, будет год жить в чужом краю. Птицы кричат — к неприятной вести. Собака начала лаять — к большой ссоре в семье. Если что-то разбить или разлить — к беспокойному году. Споткнуться в этот день — к непреодолимым препятствиям. Те, кто на Рождество признаются в любви, никогда не расстанутся. Приметы на 7 января о погоде По приметам 6-7 января наши предки предсказывали погоду на целый год. Старики говорили: «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня 12 июля ». Тепло внезапно пришло — осень будет холодная. Дождь пошел — пшеница не уродится. Снег идет — лето будет сырым. Кот клубком свернулся — к морозу Мыши в доме появились — скоро похолодает.
Поэтому это было довольно радикальное изменение календарной системы. Новый год, попав в этот новый цикл, был вынужден в него вписаться «задним» числом, ведь 1 января — это день, который находится в структуре 12-и дневного святочного цикла от праздника Рождества Христова до Крещения. Поэтому новый год принял на себя часть этих святочных смыслов и, соответственно, часть обрядовых действий. Можно ли говорить о том, что Петр Великий пытался разными атрибутами маркировать время наступления нового года? Приказал ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца? Поздравлять друг друга и дарить подарки? Петр I, действительно, попытался ввести некоторые элементы, которые придавали бы этому празднику, так скажем, атрибутику или какую-то обрядовую сущность. Потому, что праздник, который не имеет специальных символов, закрепленных в культуре, не имеет никаких обрядовых действий, которые его оформляют, - это, вообще, не праздник, а бессмыслица, просто некая дата в календаре. Царь попытался закрепить за этим днем какие-то определенные структурные элементы. Самое известное это то, что он повелел на главных улицах перед домами, не только частными, но и перед общественными учреждениями, ставить всевозможные хвойные растения — елки, сосны, можжевеловые деревца. А бедным людям указ царя предписывал прикрепить к дому хотя бы по еловой или можжевеловой веточке. Впрочем, если вы думаете, что этот указ Петра Великого явился основанием для современного празднования Нового года с его известной атрибутикой, то вы глубоко ошибаетесь, поскольку он практически не имел никаких последствий после смерти царя. И к нашей современной новогодней елке имеет также косвенное отношение. Во-первых, елки, которые ставились перед домами или на крышах домов служили украшением внешнего общественного пространства — улиц, площадей и так далее. А наша современна елка — это уже часть домашнего интерьера. Во-вторых, эти елки, во времена Петра Великого, никак не украшались. В-третьих, с ними не производилось никаких специальных обрядовых действий. Это был просто знак, что наступил новый год. После смерти Петра I этот обычай из частного употребления очень скоро был вытеснен. В качестве наследия этого указа осталось то, что елки стали прикрепляться на крыше кабаков — всевозможных питейных заведений. Таким образом, елки или сосенки ставили перед входом в кабак или на крыше — это был знак того, что это именно питейное заведение. Такая тенденция была распространена в течение всего XIX века, в результате чего в русской фразеологии появились всевозможные эвфемизмы, которые обозначали нахождение в пьяном виде. Сейчас мы говорим «подшофе» или «заложил за воротник». А что происходило после, и когда появился обычай ставить именно новогоднюю елку? Давайте рассмотрим семантику или символику ели в славянской картине мира. Если мы посмотрим, какие смыслы приписывались ели в русской или славянской народной традиции, то мы увидим, что она, прежде всего, связана с символикой смерти. Самоубийц хоронили между двумя елями, при погребении в похоронном обряде еловыми ветками выстилали дно могилы или их бросали на пути движущейся траурной процессии. Однако при Петре I ель стала символом праздника. Этот обычай царь позаимствовал из Западной Европы, где примерно с XVI века установился обычай ставить еловое деревце на Рождество. Как рождественский атрибут, елки утвердились, прежде всего, в Германии. В дохристианские времена это было связано еще с культом ели как ритуального дерева. Вообще, культовое отношение к дереву и его почитание — это универсалия, которая существует практически у всех народов. Только выбирались разные деревья для почитания — дуб, береза. В Германии таким деревом стала ель, однако, в XV-XVI годах она именно в немецкой культуре была переосмыслена как дерево, связанное с Рождеством. Этому процессу значительно поспособствовал Мартин Лютер. На эту тему существует довольно много легенд в немецкой культуре. Самая известная и распространенная из них гласит, что однажды Мартин Лютер накануне Рождества пошел ночью в лес, чтобы поразмышлять о Боге. И он увидел, как сквозь «еловые лапы» просвечивают яркие звезды, напомнившие ему о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов в пещеру, где находилась Дева Мария со своим новорожденным Сыном и с Иосифом. Озаренный этими видениями и звездами, которые просвечивают сквозь еловые ветки, Мартин Лютер решил в знак почитания Христа срубить эту елку, принести ее в дом и украсить ее как символ свершившегося события Рождества Христова. Это была красивая легенда, которая давала христианскую версию использования ели в качестве рождественского атрибута. Таким образом, в Германии прижился обычай ставить ель и наряжать ее всевозможными съедобными лакомствами — сухофруктами, сваренными в меду, яблоками, золочеными орехами. Игрушек особо не было, поэтому было принято украшать ель тем, что можно взять с ветки, а потом съесть. И эта ель стала символом, прежде всего, детского праздника, который организовывали для детей взрослые в знак Рождества.
Помню с самого детства момент, когда ложились спать, а от дома к дому ходил хор с песнями. Когда засыпаешь под «Stille Nacht» — это волшебно. В юношеские годы с молодежью переодевались в Pelznickel и Christkind. Заходили в дома, читали стихотворения и пели песни. Потом в сельском доме культуры собирались, высыпали конфеты, которые нам давали, и так получалась большая гора сладостей. Потом все вместе за столом их ели. Студенческой группой мы отмечали Рождество в общежитии. Немецких филологов тогда было немного, всего семь студентов. Тоже из немецких семей и деревень приезжали учиться. Но тогда, в конце 1970-х, многие не праздновали в семьях Рождество. Но мы завели такую традицию у нас в группе: каждый вытягивал себе имя человека и готовил ему подарок, не раскрывая себя никак, даже после дарения. Делали импровизированный мешок, убирали туда подарки, на Рождество открывали и забирали свои презенты. Очень любили к нам приходить на Рождество преподаватели института. Все они работали на кафедре немецкой филологии. Это были те люди, которые помнили Рождество еще на Волге.
Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи
Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи. Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами. Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило.
Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.
Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов.
Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов. Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы.
Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами. Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами. За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги.
Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой. Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор. Богомольный гость заключенных обходил каждую избу, выслушивая жалобы колодников: одних освобождая по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчая узы, третьим выдавая по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам тюремным» по приказанию государя назначался на великие дни праздничный харч.
С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской». На этом дворе царева милость изливалась на полонянников. Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов.
В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты. В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики.
Кроме царского угощения, христославы получали и «славленое» от 8 алтын с 3-мя деньгами до 12 рублей, смотря по положению того, от кого был хор. Русские цари очень любили церковное пение, а потому жаловали «воспевак», обладавших выдающимся искусством в нем, и наособицу. Федот Сычков. Царь шел к заутрене в Золотую палату. В 10-ом часу утра расплывался над Москвою первый гулкий удар красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока-сороков московских. В это время государь был уже в Столовой палате, убранной «большим нарядом».
Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло. Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль. По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним.
Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства. Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр. Государь был одет в царское платно порфиру , становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл.
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника
© Алена Хлестунова Рождество-2022 в России: традиции, обычаи, приметы. Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии. Традиции Рождества: чего нельзя делать? Старинные рождественские обряды на желание. Обряд на здоровье на рождественские святки. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. © Алена Хлестунова Рождество-2022 в России: традиции, обычаи, приметы. Колядки, вертеп, сочиво: рождественские традиции в России.
Как праздновали Рождество на Руси
Наряжать елки к празднику Рождества повсеместно в России начали в первой четверти XIX века. Однако рождественские традиции в России немного отличаются от национальных особенностей других стран. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
Консультация «Рождественские обычаи и традиции в России»
Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. История празднования Рождества в России насыщена великими событиями, традициями и символами, пропитанными духом религиозности и культурного многообразия. Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно. Рождественские традиции в России с течением времени и сменой эпох претерпевали изменения, корректировались, это во многом было обусловлено историей праздника Рождества на Руси, в частности изменением времени его празднования. Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января. Традиции Рождества: чего нельзя делать? Старинные рождественские обряды на желание. Обряд на здоровье на рождественские святки.
Рождественские традиции в Российской империи
Президент России Владимир Путин встретил Рождество в домовой церкви своей подмосковной резиденции в Ново-Огарёве. О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Очень символично отмечается Рождество в России, традиции и обычаи весьма знаковы.
Рождественские традиции в Российской империи
Узнайте историю старинного города Шуи, и почему рождественские традиции возрождаются именно здесь. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. Знаменательное событие для всех христиан – Рождество Христово православные россияне будут отмечать 7 января.
Новогодние традиции в России
В фонде Президентской библиотеки хранится дневник императора Николая II, из которого видно, что наступление Нового года не праздновалось как-то по-особенному. Для императора 1 января было обычным рабочим днем. Первые елки в России стали продавать немцы и швейцарцы, которые часто владели и кондитерскими. Поэтому вечнозеленые деревья стали появляться в магазинах со сладостями, в кофейнях и кондитерских. В Санкт-Петербурге елку можно было купить во дворе Аничкова дворца или в Екатерининском саду. Елки наряжали не только в домах, но и в общественных местах — в Дворянских собраниях, клубах и театрах. По принятому в Германии обычаю, деревце украшали в сочельник, день накануне Рождества. На ветки вешали небольшие игрушки и всевозможные лакомства: печенье, орехи, конфеты и яблоки. К праздничному ужину на елке зажигали настоящие свечи, а рядом всегда ставили ведро воды на случай пожара. Подарки дети находили не только под елкой, но и на ней — после праздника деревце с его вкусными украшениями отдавали гостям на «разграбление». Неотъемлемым атрибутом празднования Рождества была, конечно, церковная служба.
Вот как описывает Николай II в своем дневнике сочельник и Рождество в кругу семьи в декабре 1894 года.
Новости нового года. Академия дедов Морозов.
Новый год Москва дед Мороз. Елка в Лужниках дед Мороз. Кто был дедом Морозом в маске шоу Новогодняя программа 2022.
Новый год как отмечали современный новый фото в в школу. Новогодний выпуск новостей студия. Другие новости новогодний выпуск 2012.
Сызрань парад дедов Морозов 2022. Парад дедов Морозов Лихославль. Парад дедов Морозов в Чернянке Белгородской области 2022.
Фон на парад дедов Морозов. Новогодние Известия. Рождество российских немцев.
Лютеранское Рождество. Рождество у лютеран. Рождество в лютеранской церкви.
Новости из нового года. Новогодние новости 2019. Тематический вечер "Чародеи".
Новогодний Ачинск. Елочная гимназист. Тюмеревская библиотека.
Тюмеревская СОШ Янтиковского района закроют. Подготовка к Рождеству. Мастер класс на Рождество в библиотеке.
Подготовка к Рождеству в Англии. Подготовка к католическому Рождеству. Серпухов Рождественская служба в Николе белом.
Фестиваль «путешествие в Рождество» на Манежной площади.. Mos путешествие в Рождество 2017 фото mos. Дети ВСМЗ.
Большой оркестр рождественской благотворительности. Рождественское богослужение. Рождественская литургия.
Богослужение на Рождество Христово. Московские новогодние традиции. Дизайнерские елки на Кузнецком мосту.
Новогодняя ярмарка на Кузнецком мосту. Фестиваль путешествие в Рождество 2024. Елабуга Рождественские новости.
Анадырская районная больница. Чоб больница Анадырь. Чукотская Окружная больница Чукотка.
Рождественская трапезаУстраивать застолье в Сочельник "с первой вечерней звездой" — это светская традиция, не имеющая ничего общего с православием. На самом деле 6 января еще день строгого поста. Отсюда и название — "Сочельник".
Христиане едят сочиво — отварную пшеницу с медом, орехами, сухофруктами, маком. Лучше на следующий день после службы в храме встретиться с близкими и поздравить друг друга", — советует священнослужитель. Зато в период рождественских святок постных дней вообще нет — пост в среду и пятницу можно не соблюдать до самого Крещения 19 января.
Что касается дюжины блюд на рождественском столе, по словам протоиерея, эта традиция также не имеет отношения к церковному уставу. Однако, если такое желание есть, соблюдать ее можно, греха в этом не будет. При этом блюда вовсе не обязательно должны быть дорогими и роскошными.
Добрые дела"Если говорить о подарках — устойчивой традиции в данном случае нет, в отличие от Пасхи, когда мы обязательно дарим друг другу пасхальные куличи.
Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января.
Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом. По этой причине и день называется Сочельником. О конце поста возвещает появившаяся на небе первая звезда, которая символизирует Вифлеемскую.
В ночь на Рождество в церквях проходят службы, а после христиане идут по домам наслаждаться трапезой в кругу близких. Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд. Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов.
На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками.