Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности.
История советского тыла
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941. Борьба в тылу врага продолжалась, а захватчикам пришлось и далее проводить антипартизанские операции с привлечением фронтовых подразделений. «Советский тыл в годы войны». Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач.
Человек и война: единство фронта и тыла
Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. все, что нужно было фронту для разгрома врага.
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Наливко В.
Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов.
Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс. С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т. В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В. Ильиной, которая отмечала, что раненые поступали в госпитали в плохом физическом и тяжелом эмоциональном состоянии.
Для них проводили беседы, рассказывали о последних сводках Совинформбюро, положении на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты, приходили артисты Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники. Между поездками на фронт давали концерты фронтовые бригады". Кстати, до войны в Ярославле не было медицинского института. Он образовался в 1943 году на базе эвакуированных из Белоруссии Минского и Витебского мединститутов. Очень сильным был тогда профессорско-преподавательский состав: два члена Академии наук БССР, 20 профессоров, 13 доцентов. После войны белорусские вузы были реэвакуированы, оставив Ярославлю его собственный медицинский.
О ситуации на фронте советские люди узнавали из сообщений Совинформбюро, которые зачитывал Юрий Левитан, эвакуированный осенью 1941 года из Москвы в Свердловск теперь Екатеринбург. Тыл в годы ВОВ. Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве? Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана. Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии.
Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород.
В 1942 году конструкторы Шамарин, Горбунов и Жигарь создали «бесследную» торпеду, ее не могли заметить с вражеского корабля и уничтожить до того, как она его достигнет. В годы войны завод выпускал 16 наименований военной спецтехники — контактные якорные мины, торпеды, различные взрыватели, снаряды для авиационных пушек, инерционные приборы управления. Мне кажется, что эпизод из фильма «Вечный зов» — о нашем «Зените». По 25 часов в сутки». Так работали женщины и подростки на «тощих военных хлебах». Многих из них я еще застала, когда работала в заводской многотиражке. Директора завода — Петра Александровича Атояна — рабочие боготворили. А он все делал для того, чтобы заводчанам жилось все лучше и лучше. Чтобы те рабочие, которые в войну стояли за станками на ящиках из-за малого роста, голодали и спали в холодных цехах, потому что дойти до дома не хватало ни времени, ни сил, — успели пожить по-человечески.
Атоян строил для рабочих дома, заводские садики, пионерские лагеря, Дворец культуры — все заводское было самым лучшим в городе, а в рабочей столовой готовили обеды из свежих продуктов с собственного подхоза. Атоян и сам обедал в этой столовой, и думаю, каждый раз вспоминал о том хлебном пайке, который получали в войну его рабочие. Петр Александрович приехал в Уральск вместе с заводом и первые годы работал начальником цеха. Помню, рассказывал, как во время эвакуации чуть не потерял одного из маленьких сыновей — было не до семьи. С 1947 года он был бессменным директором, вплоть до 90-х годов. Трагедия уникального завода и его кадров, когда военное производство было свернуто, стало его личной трагедией. Но сделанного им для завода и города хватило бы на десяток жизней. И это только один наш завод, а всего до октября 1941 года было эвакуировано в тыл 505! Заводы словно перелетали с места на место по мановению волшебной палочки. Но не было никакой палочки.
Были люди — удивительные люди. Такие как Петр Александрович Атоян и сотни других. Сталинская репрессивная машина была, конечно, хорошим «машинным маслом» для производственников. Но на одном страхе такого великого дела, как создание мощного тыла для армии, не сделаешь. Маршал авиации Голованов в своих воспоминаниях приводит один разговор Сталина с наркомом станкостроения Ефремовым, который просил увеличить управленческий аппарат своего ведомства до 800 человек. Никто этого не знал. Бугров был известным на всю Волгу мукомолом. Все мельницы принадлежали ему. Лишь его мука продавалась в Поволожье.
Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу
По инициативе индийской стороны состоялась и беседа главы РФ с премьер-министром республики Нарендрой Моди. Затем Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в заседании оргкомитета «Победа». Это мероприятие также началось с обсуждения результатов прошедшего голосования. Президент поблагодарил россиян за поддержку и доверие, а также отметил важность поправок в Основной закон, которые совершенствуют политическую систему, закрепляют социальные гарантии и укрепляют территориальную целостность страны. При этом глава государства напомнил, что с момента развала СССР прошло по историческим меркам совсем немного времени, и современная Россия находится в стадии формирования. Нам нужны внутренняя стабильность и время для укрепления страны, всех ее институтов, — считает Владимир Путин. По его словам, в стране еще много нерешенных проблем, а люди зачастую сталкиваются с несправедливостью, черствостью и безразличием.
А нам, руководству страны, при этом часто кажется, что мы делаем всё возможное, — продолжил президент. Россияне проголосовали за принятие поправок в Конституцию, которые серьезно меняют государственные приоритеты и закрепляют основные принципы, отметил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы Виктор Зубарев. По его словам, это важный шаг для дальнейшего развития государства. В стране есть запрос на социальную справедливость и повышение качества жизни.
Все права защищены. Условия использования информации.
В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны. От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г. Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства. Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г. Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г.
Со сборочных участков 1-го механического цеха на "Завод имени Коминтерна" потоком пошла важная составная часть реактивных установок - "стреляющий механизм". Завод "Электросигнал" через два дня после общезаводского митинга начал производство военной продукции, организовав для этого специальный цех. Благодаря героическому труду советских людей удалось резко увеличить производство техники и вооружения. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии. При большой помощи со стороны руководителей заводов, профсоюзных организаций ОРСы развернули огромную работу по созданию и развитию подсобных хозяйств, проведению децентрализованных заготовок, организации производства ширпотреба из местного сырья и т. Подсобные хозяйства, ОРСы и коллективы заводов проделали большую работу, чтобы освоить отведённые им земли. В Восточной Сибири подсобное хозяйство одного из заводов на 160 га земли выросло среди тайги за счет раскорчёвки леса и осушения болота. Ещё одно предприятие в горной местности подняло 195 га целины. Закладывались парники и теплицы, скоро они стали давать хороший урожай — около 2000 тонн ранней зелени и овощей. Почти 40 тысяч тонн картофеля и овощей в год собиралось с этих огородов. ОРСы организовали мастерские по пошиву одежды и обуви. Были мастерские, где изготавливались предметы домашнего обихода. Только за 1943-1944 годы ими было сделано 796 тысяч алюминиевых тарелок, почти 5 миллионов ложек, большое число кроватей, железных печек, стаканов, кружек, сотни тысяч других вещей. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали мужские специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны, и их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись Великой Отечественной войны. Рядом со своими матерями, старшими братьями и сёстрами трудились самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч школьников. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные годы колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам. Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны и обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы. Путь к победе был тяжелым и трудным, ведь она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Как и весь народ, труженики тыла внесли весомый вклад и заплатили огромную цену за победу в Великой Отечественной войне. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда. Тяжелые условия жизни, изнуряющая работа, голод, потеря родных, здоровья, возможности учиться - такова была цена победы. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства и культуры были удостоены памятных медалей "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Как писал Маршал Г.
Мотор — сердце авиации
- Советский тыл на завершающем этапе войны
- Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134
- «Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
- Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре
- Поставки от союзников
- Тыл – это половина победы, и даже больше
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики.
Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134
К концу октября основные монтажные работы были завершены. В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция. В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И. Козятниковым выполнила монтаж самого крупного блока за одну неделю, тогда как в мирное время такой объем выполняли обычно за 30 рабочих дней; конвейер завода был смонтирован за 35 дней, тогда как в мирное время на это уходило не менее 3 месяцев. По 3 нормы за смену выполняли сверловщик Перемышев, токари Акулов, Мосунов, Шиляев, кузнец Лосев и многие, многие другие.
По указу Президиума Верхового Совета СССР за такой героический самоотверженный труд большая группа работников завода получила награды и премии — директор завода А. Генкин, мастер В. Нарбутович, слесарь П. Майсак, токарь М. Котликов, штамповщица Т.
Шулякова, формовщик С. С его прибытием смогли приступить к ремонту паровозов мощных серий. Но размещение белорусского гиганта было невероятно трудной проблемой для всех — и самих гомельчан, и местного руководства. Разместить все сразу не позволяли имевшиеся площади. Уфимский завод уже работал на фронт полным ходом.
Поэтому часть наших людей сразу включилась в его напряженный ритм, другие продолжали свозить и монтировать свое оборудование, третьи занимались строительством, расширяя имевшиеся цехи, и т. Один из старейших работников завода, Борис Антонович Дворников, вспоминал: «Условия для нас в ту первую осень были просто немыслимые… Климат непривычный, суровый... Куда ни повернись — горе, слезы, похоронки, лишения… Настроение тяжелое — немец у самой Москвы… Высокий профессиональный уровень отличал работу гомельских мастеров-паровозников М. Жихарева, А. Кричевцова, П.
Кочицкого, В. Болвака, К. Злотникова, К. Козловского, С. Сукалинского, С.
Маслюкова, братьев Петра и Алексея Лизуновых… Несмотря на самый разгар монтажно-пусковых работ, уфимский завод уже к ноябрю 1941 года перевыполнил свою первую оборонную программу и вошел в число лучших по наркомату путей сообщения СССР! В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом. Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей. Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже.
Дров практически нет. Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью. Грязища по колено. Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям!
Пешком 8 км по бездорожью. Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой. Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И. Баландин, М.
Лопаткин, Ф. Короткевич, Б. Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я.
Эйгер, П. Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих.
Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены.
В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов. Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась. Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности.
Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь. Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий.
Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т.
Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др.
Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…». К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь.
Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало. Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха. Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности.
В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов. Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители. На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным. Ему было поручено строительство металлургического завода. Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра.
Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин. В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук. К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены. Теперь требовался битум.
Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом. По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок. Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР.
Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта. Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок. В частности, Северная железная дорога была близка к параличу. Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось.
Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции. В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ.
А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно. Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин.
На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш».
В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым. В начале 1932 года в Самаре развернулось строительство карбюраторно-арматурного завода.
Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были свои комплектующие, а не купленные за рубежом за валюту. К куйбышевской производственной базе присоединили эвакуированных специалистов и станки Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования. В декабре 1941 года в Куйбышеве на территории бывшего Центрального механического завода был образован Мехзавод Наркомата авиационной промышленности на базе профильных эвакуированных предприятий — подольского, ижорского, таганрогского и сталинградского. Здесь началось производство бронекорпусов для самолетов.
С июня 1942 года заводчане выдавали не менее 33 таких в сутки. Детали были не только мелкие, но и крупногабаритные, по 80 и 100 кг, очень сложные в исполнении. Для их изготовления термические печи нагревались до 980 градусов, три человека длинными клещами брали раскаленную трехметровую деталь и, чтобы та не остыла, бежали к 800-тонному прессу. Горячее отпрессованное изделие опускали в закалочную ванну.
За смену делали 350-400 таких заготовок. В общей сложности в годы войны было изготовлено около 20 000 бронекорпусов на «летающие танки» — самолеты Ил-2 и еще для восьми модификаций самолетов. Сегодня в Самаре Мехзаводом мы называем целый производственный поселок, разросшийся вокруг предприятия «Салют». Для фронта, для победы трудился и коллектив завода «Авиаагрегат».
В 1941 году это предприятие по выпуску воздушных винтов для авиации было эвакуировано из Подмосковья в Куйбышев. За годы войны на новой площадке изготовили более 90 тысяч винтов, почти половина из которых — для легендарного штурмовика Ил-2. С декабря 1940 года на нем уже было налажено серийное производство одноместного варианта Ил-2. Его же воронежцы продолжили выпускать в нашем городе.
С середины 1942 года началось производство двухместных Ил-2, где размещался не только пилот, но и стрелок с крупнокалиберным пулеметом. С 1941 по 1945 год завод выпустил в общей сложности 15 182 самолета и отремонтировал 3662. За годы войны на нем выпустили 54 427 пулеметов ДШК в пехотном, танковом и морском вариантах. В июле 1941 года на базе Куйбышевского вагоноремонтного завода создали завод «Куйбышевкабель» с использованием эвакуированного оборудования из Ленинграда, Москвы, Кольчугино и Киева.
Здесь выпускались военно-полевые провода и электрические кабели связи, медные пояски для снарядов, скрученные провода воздушных линий электропередачи. В 1942-43 годах куйбышевцы в труднейших условиях строили первый в стране магистральный газопровод Бугуруслан — Куйбышев.
Работали так, что сугробы выше нас уже стали…» Кто-то скажет, что современную молодежь такой жертвенный порыв не захватит.
Я тоже так думал, пока с удивлением не узнал, что мой 14-летний внук читает «Как закалялась сталь». Но ещё большим было моё удивление, когда он, читавший и Гарри Поттера, и повести о Волкодаве, и, конечно, русскую классику, сказал, что эта книга очень его увлекла. Потом то же самое я узнал о сыне своего приятеля.
Ему 15, и он сказал, что «Как закалялась сталь» — это вообще лучшая книга, которую он читал в жизни. А ведь в школьной программе этого произведения сегодня нет! А Солженицын с его ложью о советском строе — есть.
Продолжу свою мысль о важности понимания умов и сердец этих ребят и девчат, которые работали действительно так, как будто находились рядом со своими отцами и старшими братьями на фронте. В одном из воспоминаний, связанных с жизнью строителей рубежей, говорится о том, что вечерами, вернувшись с работы изнурёнными, они пели. Так вот, надо восстановить не только картину того, во что они были одеты, какими инструментами работали, что строили и ели, но обязательно, — что они пели, какие слова укрепляли их дух, давали им силы!
А пели они, понятно, не «Как ныне сбирается вещий Олег…», пели песни революции, Гражданской войны, 1920-х и 1930-х годов. Пели «Широка страна моя родная». Государство, родившееся в результате этой революции и Гражданской войны, было их государством; они его защищали и защитили.
Тем, кто надевает на себя пилотки и телогрейки, эти песни было бы правильно выучить! Крепёжный цех Чебоксарского электроаппаратного завода. Ленина и И.
И это тоже было далеко не бесполезное чтение! Эти книги и песни, воспитательная работа в школе, идейное влияние Коммунистической партии и комсомола формировали у молодёжи 1930-х и 1940-х годов, внёсшей огромный вклад в победу над чрезвычайно сильным врагом, своё отношение ко всему: войне, миру, государству, труду, дружбе, любви, подвигу. И это отношение предопределило свободный выбор миллионов советских граждан: их готовность и желание сложить голову за Родину, совершать ратный или трудовой подвиг, причем делать это не один раз, а многие и многие дни и месяцы подряд.
Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток.
С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов.
Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г.
Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г.
Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог.
В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства.
Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР.
Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны.
В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта.
Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний. Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей.
В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны.
От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности.
В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны. Так, в 1942 и 1943 гг.
Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г.
Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны. Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г.
Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства.
Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г.
Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь. В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых.
Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с.
Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы. Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г.
Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов. Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г.
Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны.
Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации.
Эта задача также была успешно решена партией и правительством. Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг.
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом. В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны.
первые лица
- Они ковали Победу
- Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
- Тыл Вооружённых сил СССР — Википедия
- Общественная палата Омской области