Действительно ли Николай Цискаридзе уходит из мира балета? Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой исполнилось 285 лет. Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. 19 и 20 декабря «вагановцы» представят на сцене Кремлевского дворца балет «Щелкунчик». Сегодня, 4 октября, в пресс-центре ТАСС в преддверии Дня учителя состоялась пресс-конференция и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Николая Цискаридзе. Николай Цискаридзе Фото: РИА «Новости». Николая Цискаридзе можно было встретить на премьерах драматических театров, концертов консерватории, выставках художников.
Николай Цискаридзе назвал балет «Щелкунчик» в Большом театре обманом зрителей
Главная Новоcти Анонсы Николай Цискаридзе: «Увидев этот спектакль, дети раз и навсегда полюбят балет». В мае 285-летие отметила Академия русского балета имени Вагановой, в октябре исполнилось 10 лет с тех пор, как ее возглавил Цискаридзе, наконец, 31 декабря 50 лет исполнится самому танцовщику. Премьер Большого театра и ректор Академии Русского Балета имени Вагановой дал эксклюзивное интервью.
Николай Цискаридзе сделал откровенные признания про детей, зависть и Большой театр
Николай Цискаридзе — последние новости о персоне сегодня |. Официальные билеты на балет «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Николай Цискаридзе стал гостем пресс-центра «МК». Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, премьер Большого театра России, народный артист России и Северной Осетии Николай Цискаридзе еще раз подтвердил. Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой исполнилось 285 лет. Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. 19 и 20 декабря «вагановцы» представят на сцене Кремлевского дворца балет «Щелкунчик».
Николай Цискаридзе: "Заниматься балетом я не пожелаю даже врагу!"
У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел. Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме.
Члены правительства меня услышали. Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы? Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки. Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании. На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами. С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться.
У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне. Я им ответил со ссылками на нормативные документы международного права и Конвенцию о правах ребенка, что они поступают противоправно. Понимаете, если бы они лично меня осудили, я бы промолчал. Но из их письма следовало, что они разрывают отношения с целой школой. Со школой, выпускники которой создали понятие «балет» в мире: выберите любой театр — и вы найдете там выпускников с улицы Зодчего Росси. Мне вчера позвонили коллеги из Хельсинки и сказали, что мой ответ обсуждали даже там: мол, вот что значит у Николая два высших образования и что он юрист. Но здесь кроется наша трагедия. До того как в 1956 г.
Большой театр выехал первый раз за границу, СССР был закрытым государством, и настоящие версии постановок до этого никто не видел. Потом мы стали их привозить, и некоторые артисты смогли сбегать — оставались после гастролей за границей. Они стали зарабатывать на русской классике: ставить свои версии русских балетов. К сожалению, в Советском Союзе никому в голову не пришло запатентовать русскую классику. Русский балет мог быть отдельной нефтяной трубой. Сейчас нет театров в мире, где бы не шли русские балеты.
Рахманинова, хореография Л.
Лавровского в редакции В. Васильева 7 июля — Джига, « Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Прокофьева, хореография Л. Лавровского 1996 год 13 июня — солист в «Антигоне» М.
Теодоракиса , хореография С. Боброва 6 июля — « Нарцисс », миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Григоровича дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия 20 ноября — Призрак розы, « Видение Розы » на музыку фортепианной пьесы К. Берлиоза, хореография М. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л.
Иванова 1997 год 2 апреля — Принц Дезире, «Спящая красавица» П. Григоровича 22 мая — Граф Альберт, « Жизель » А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Григоровича 27 декабря — в редакции В. Васильева 26 ноября — Солор, « Баядерка » Л.
Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича 19 июня 1998 — Жан де Бриен, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Бизе, хореография Д. Пуни, хореография П. Жарра, хореография Р.
Пети 2004 год 13 июня — фея Карабос, «Спящая красавица» П. Мендельсона и Д.
Им невыгодно, чтобы ребенок куда-то уехал, потому что они получают деньги за его обучение. И очень часто такие школы прячут детей. Был момент, когда нам говорили: «А чего вы приехали? Вы нам здесь не нужны».
И потом представьте себе размер нашей страны. Как ребенку добираться до Москвы? Может ли он сюда переехать? У меня была ситуация, когда я еще преподавал в московской школе. Я заметил, что один мальчик на репетиции еле стоит. И мне воспитательница сказала: «Николай Максимович, не ругайтесь на него.
Он семь дней ехал в поезде, у него украли деньги, он голодный, всю дорогу ел одни яблоки». Оказалось, он из Комсомольска-на-Амуре. В общем, я рассказал о нем одним моим небедным друзьям. И они на все каникулы покупали ему билеты на самолет, чтобы он мог прилетать с мамой или возвращаться домой на зимние каникулы, а не ехать неделю в поезде. У меня есть определенная надежда, что программа «Приоритет-2030» даст нам возможность развивать систему набора. Как оно должно выглядеть?
Я давно предложил, чтобы учебным заведениям, которым более 250 лет, не нужно было доказывать свою эффективность. Это Российская академия художеств, консерватории — московская и петербургская, академии балета. Я про это говорил и писал письма в разные инстанции. Последний раз — 31 марта, когда в академии состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы очень заинтересовались и сказали, что со мной абсолютно согласны и будут прорабатывать. В их числе госзадание — 324 млн руб.
Также шли надбавки от внебюджета, который состоял из поступлений от творческих поездок, от иностранных студентов, мастер-классов по миру и т. Сейчас мы почти все потеряли, а зарплаты педагогам нужно сохранять на определенном уровне. Еще одна сложность нашей петербургской школы: у нас здание академии — это памятник архитектуры, где ничего нельзя, но при этом его надо содержать. И все время в это вкладывать средства. Балету нужна поддержка. Смешно сказать: если раньше все было свое, то теперь мы зависим от иностранного производства.
Раньше Большой театр был организацией, в которой производство было выстроено так, что у нас было все свое — свои декорации, свои туфли, свои костюмы. Все было свое, и это все разрушили. И я об этом говорил последние 20 лет.
А наши российские королева с принцессой Анна Австрийская, она же Алиса Фрейндлих, и Марина Неелова, маленькое чудо из старой-старой сказки, стали его близкими подругами. Ну а президент России Владимир Путин предложил навести порядок в Академии русского балета им. В старейшей балетной школе мира Цискаридзе пришлось буквально выбивать пыль и открывать талантам все двери.
А ты понимал в тот момент, когда ты брал это заведение, что это разрушенное практически... Ты вообще представлял, куда ты влезаешь? Николай Цискаридзе: Я представлял, что все очень плохо, потому что я видел уже документы, я видел уже какие-то сводки, потому что мне это показывали в министерстве. И со мной когда говорил Владимир Владимирович Путин, он мне сказал: «Коля, там очень плачевное состояние». Я был поражен его осведомленности, потому что в размерах гигантской России... Дмитрий Кириллов: В масштабах, да-да-да.
Дмитрий Кириллов: Камерная история. Николай Цискаридзе: Но когда я уже там оказался, Дима, размер провала не ожидал никто. Что мне приходилось приводить в порядок, это представить себе невозможно. Я клубок воровства в столовой распутывал 3 года. Дмитрий Кириллов: О, было чем заняться. Николай Цискаридзе: Ты не понимаешь, какая схема была придумана.
Когда было десятилетие моего ректорства, очень интересно, меня поздравляли разные ученики разных выпусков. И мне очень понравилось, одна девочка написала: «Мы ненавидели столовую, а с вашим приходом там прекратило вонять и стали нас прилично кормить». Дмитрий Кириллов: Как только Цискаридзе назначили, полетели со всех сторон стрелы: что этот москвич забыл в нашем уютном городе? В порыве гнева злопыхателям было и невдомек, что Цискаридзе — это и Григорович, и Семенова, и Уланова, а они все откуда? Они все с улицы Росси. Да еще к тому же у Цискаридзе к педагогическому диплому прибавился красный диплом юриста сбылась давняя мечта мамы.
Поэтому, находясь на этой должности, Николай Максимович научился давать серьезный отпор вранью и некомпетентности, чтобы уберечь профессию и дать детям лучшее. Ну вот когда приводят родители детей, это же иногда такое родительское тщеславие, «вот я хочу», «вот, Николай Максимович, посмотрите»... Николай Цискаридзе: Я всегда говорю сразу, что думаю. Я не понимаю многих людей, кто обрекает своего ребенка на этот труд. Я объяснял: люди, если нет голоса, он не появится; если нет волокон мышц мягких, они никогда не станут мягкими. Нельзя никого растянуть, можно разорвать.
Дмитрий Кириллов: Ну не сделаешь из мышки кошку. Николай Цискаридзе: Ну не бывает так. Но, к сожалению, они хотят. Дмитрий Кириллов: И письма же пишут, да, иногда? Николай Цискаридзе: Регулярно, сразу Путину. Дмитрий Кириллов: О, а сейчас же очень удобно, сразу.
Николай Цискаридзе: Да, сразу Путину. Дмитрий Кириллов: И что пишут? Вот именно Владимир Владимирович... Дмитрий Кириллов: «А он, Цискаридзе, лишает! Дмитрий Кириллов: В балете вот сейчас. Николай Цискаридзе: И дальше [описывают], как ребенка «притесняют».
Естественно, приходит прокуратура сразу. Но у нас готовы с самого начала... Дима, я же закончил все-таки Юридическую академию, я... Николай Цискаридзе: Да, дипломированный специалист, потому у меня для этого всего документы настолько в порядке, что я прекрасно понимаю, что вот эти родители будут искать эту запятую, чтобы тебе сделать гадость. Я думаю, что я еще не раз с этим столкнусь, а ты будешь еще не раз свидетелем. Дмитрий Кириллов: Сегодня Николай Цискаридзе выпускает уже своих вагановских фей драже, принцев и Щелкунчиков на лучшие сцены страны.
А сам он счастлив, что не танцует: он натанцевался так, чтобы не было даже намека на фантомные боли по сцене. И тот же волшебный «Щелкунчик» — для Цискаридзе это всего лишь разобранная на мизансцены конструкция, скрепленная великой музыкой Чайковского. Николай Цискаридзе: Мы сидели у Лены Образцовой дома. Она мне ставит концерт Каллас, мы с ней слушаем, и начинается ария из оперы «Пират». И там у Беллини очень длинное вступление, и Каллас слушает эту музыку, в какой-то момент она отворачивается... И Лена мне говорит: «Знаешь, что она сейчас делает?
Я говорю: «Ну как, она настраивается». Дмитрий Кириллов: «Настраивается». Николай Цискаридзе: Она мне говорит: «Она продувает резонатор». Дмитрий Кириллов: Техника! Николай Цискаридзе: Да, потому что она рукой прикрыла... Потому что ария начинается с высоких нот и ей надо приготовиться...
Дмитрий Кириллов: Сразу чтобы была... Николай Цискаридзе: Да, да, и это очень смешно. Вот понимаешь, для меня музыка Чайковского точно так же: у меня есть момент, когда я «продуваю резонатор». Значит, Принц появляется через 40 минут после начала спектакля... Дмитрий Кириллов: Все его ждут в этом красном трико. Но пока идет комната, там вот эта елка, я грелся.
Потом я на определенную музыку всегда шел в туалет... Дмитрий Кириллов: А, т. Николай Цискаридзе: Да, потому что на эту музыку я должен обязательно сходить в туалет, потому что сейчас я буду надевать уже костюм и меня зашьют, я уже в туалет не попаду определенное количество времени. Вот этот момент, что когда звучит определенная музыка... У меня срабатывает, я хочу сразу в туалет сходить. Потом я начинаю, вот определенная музыка начинается, я начинаю усиленно ах, ах!
И вот так вот весь «Щелкунчик». Потому для меня в театре эта музыка, она отравлена моей профессией... Дмитрий Кириллов: Производственными... Знаешь, как вот красная лампочка горит и собачка бежит, — вот точно так же. А вот Цискаридзе и есть наше Отечество, такое талантливое, противоречивое, разное. Цискаридзе предлагали переехать в любую точку мира, а он всякий раз говорил: «Нет, мне и дома неплохо».
Здесь его поклонники, здесь его ученики, готовые ловить каждый жест и каждое слово своего учителя. Здесь его кошки, его друзья, понимающие, что это за редчайший талант, и потому готовые терпеть это непростое природное явление по имени Николай Цискаридзе. Николай Цискаридзе: Я знаком, конечно, с Эдвардом Радзинским очень давно. Я много раз с ним где-то встречался, общался, но я не могу тебе сказать, что вот я такой его друг, да. Я был потрясен, он сказал: «Эти все люди, кто мечтали удалить Николая Цискаридзе из Большого театра, не могут никак понять, что он в Большом театре, а их там нет! Понимаешь, когда Галина Павловна Вишневская, царство небесное, гений, она вдруг...
Николай Цискаридзе создаст свою редакцию «Щелкунчика»
Когда было прощание с мамой и гроб стал опускаться вниз, у меня пронеслась мысль: «Все, больше никогда». И после меня отпустило. Мне тогда только исполнилось 20 лет. А еще помню последнюю встречу со своей 85-летней няней: мне было 15, я улетал в Москву, а она уже не вставала. Она сказала, что хочет умереть как можно быстрее: «Я так устала, так устала». Я вышел, у меня покатились слезы — как так, что она не хочет жить? А сейчас понимаю. Когда я заканчивал танцевать, вспоминал наш с ней разговор. Вот я обожал всех и вдруг… А потом закончились силы, я больше не хочу. И спокойно говорю своим ученикам, что мне уже не прыгать, не крутиться… Я уже открутился. Лечит только время… О таких вещах ты говоришь спокойно и взвешенно: они дали тебе какой-то толчок, который отразился на твоем творчестве, работе?
Как ты жил после потерь близких? У меня тогда было много материальных неудобств, некогда было думать о печали. Я был настолько нищим ребенком… Долго стояла проблема — на что поесть. Зарабатывал не много, мне долго не давали хороших зарплат в Большом театре. Ты во многих интервью говоришь о Большом. Говоришь разное, но остро и откровенно. Ты, пожалуй, единственный человек, который свою позицию о нутре Большого обозначил давно и четко. Это «закулисье» принципиально связано только с Большим или такая же история была и в Кировском Мариинском — Прим. И там тоже. Когда я пришел в театр, не было видео, интернета, мы не могли никого прогуглить.
Только через полтора года я начал осознавать, что 80 процентов людей, которых я видел в Большом театре, не выходят на сцену. Это чьи-то дети, любовники, жены. Они просто числились, получали зарплату поверь, больше, чем у меня , участвовали в поездках. Через 2,5 года случилась та знаменитая революция, когда ушел Григорович, Левенталь, Лазарев и Покровский. Пришел Васильев — и должны были сменить всех, а «вымел» он только тех, кто был танцующим, поющим, но в оппозиции к нему. Все прилипалы, так скажем, остались на месте. Будешь удивлен, многие из них по сей день на месте. Это и есть одна из специфик Большого? Не только, это система. По моему договору и Трудовому кодексу РФ я был неувольняем.
Есть пункт, по которому можно судиться: последняя инстанция заставила бы их меня восстановить, но мне не хотелось чувствовать себя ущемленным. Скандал с моим увольнением был создан руководством Большого театра так, чтобы я стал их умолять. Но они не ожидали, что я уже давно подготовил себе плацдарм, перехожу в Академию ректором, уйду на повышение. Когда об этом пошли слухи, они подняли гвалт: хотели меня остановить, им нужно было мое унижение. Я не позволил себя задеть. С моей популярностью уже ничего не могли сделать. Смешной случай был: они наняли какую-то компанию, чтобы она раскручивала артистов театра. Среди прочего организовали поездку на шоу «Форт Боярд», меня включили в группу. От Большого. Театр, как оказалось, разрешил поездку с одним условием: Цискаридзе будет, но ему категорически нельзя давать на съемках ни одного задания.
Начинаем снимать, ведущий говорит: «Так как у Николая недавно была серьезная травма, его заменит Сергей Филин». Подбегает продюсер: «У нас такой контракт с Большим театром, Коля, мне нужно, чтобы в каждом кадре стоял ты, но мне запретили тебе это говорить». В итоге стали все переигрывать, раздавать конкурсы по-другому. Начался скандал. Я в полном недоумении. Сопровождающая от Большого театра кричит: «Цискаридзе не показывать». Продюсер: «Мне рейтинг нужен, другие мне не нужны». В общем, за годы работы в театре моим пиаром не занимался никто. Вообще эта структура существовала? Кто-то этим в Большом занимался?
Они время от времени кого-то нанимали. В моей же жизни все произошло естественным образом. Если бы в меня когда-нибудь вкладывали деньги, раскручивали, то на Луне было бы написано мое имя.
Два года назад ученики Цискаридзе танцевали «Щелкунчика» 31 декабря, в день рождения наставника. Николай отправился в театр вместе с подругой. Драматическая актриса смотрела постановку примерно два десятка раз. Артисты дают спектакли с большой частотой, это может быть опасно для здоровья Соцсети Большого театра «Она меня предупредила: "Я в определенных местах заплачу, ты меня не перебивай".
Закончился первый акт, и она меня спрашивает: "Странно, а музыка та же? И хореография? Хм, а у меня даже в носу не засвербило...
Она была не только великой артисткой, но и талантливым руководителем. Головкина 40 лет возглавляла МГАХ. Цискаридзе, анализируя ее методы работы, начал делать выводы и что-то повторять у себя. Николай признался, что дружил с Софьей Николаевной. Сейчас ее портрет стоит у него на столе. Когда возникают какие-то трудности, Цискаридзе начинает вести внутренний диалог с великой артисткой. В одном из недавних интервью Николай сказал, что оказавшись в академии, начал работать словно в аду.
Во-первых, у учебного заведения за полтора месяца до прихода артиста истекла лицензия. Во-вторых, требовалось проведение большого количества перестановок и ремонта.
Мусоргского-Михайловский театр» далее — Михайловский театр , расположенному на доменном имени www. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение: 2. Пользователь сайта Михайловского театра далее -Пользователь — лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.
Сайт — сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов: - доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе; - приобретение электронных билетов; - предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения - получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений электронной почте, телефону, по SMS ; - доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента; - доступ к средствам поиска и навигации; - предоставление возможности размещения сообщений, комментариев; - иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие реально функционирующие на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе. Настоящее Соглашение является публичной офертой.
Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта.
«Мне не стыдно ни за один день»: Николай Цискаридзе — об уходе со сцены, сомнениях и студентах
В некоторых местах они кардинально расходились с тем, что он сказал в суде. Так, на следствии Дмитриченко признавался, что Заруцкий изначально предлагал ему «грохнуть» худрука, но он предложил его только избить и заплатил 50 тысяч рублей на следующий же день после покушения. При этом Дмитриченко ранее сознался, что активно участвовал в подготовке нападения. В суде же он уверял, что все произошло спонтанно. Он якобы до конца не верил, что Заруцкий «поговорит» с Филиным. Что же касается денег, то, как заявил в суде подсудимый, это была не плата за нападение — Заруцкий якобы одолжил их еще осенью, написав расписку.
Неприятные сцены Кстати, в понедельник Дмитриченко заявил, что следователь Дмитрий Алтынов фактически предлагал ему оговорить Николая Цискаридзе , назвав того заказчиком нападения в обмен на более мягкое наказание. Однако обвиняемый этого делать не стал. Оказавшись на свидетельской трибуне, заслуженный, а также народный артист России Николай Цискаридзе, которого называют одним из главных свидетелей защиты, рассказал, что проработал в Большом театре 21 год, прежде чем ему не продлили контракт. Отметим, что это произошло вскоре после того, как разразился скандал с покушением на Филина. С последним, как рассказал Цискаридзе, он знаком уже 26 лет, еще со времен учебы в хореографическом училище.
Потом он стал искать на меня какую-либо бумагу, пытался привлечь к ответственности», — поведал Цискаридзе. Он рассказал, что с приходом на руководящую должность Филин потребовал, чтобы к нему обращались на «вы» и по имени-отчеству. Также в театре «стало очень сильно процветать кумовство». Так, по словам свидетеля, Филин протежировал свою пару артистов на участие в балете «Иван Грозный». Все это вылилось в неприятную сцену.
В том плане, что я тебе покажу, натяну», — поведал свидетель подробности инцидента. Он рассказал, что Сергей Филин «своей властью» несколько раз отстранял от участия в спектаклях Павла Дмитриченко, хотя тот уже был назначен на главные роли и указан в афише. Артист пытался жаловаться теперь уже бывшему гендиректору Большого Анатолию Иксанову, но тот ничего не предпринимал. Защитник коллектива Также Филин «был сильно против, чтобы Павла назначили председателем профсоюза творческих работников Большого», потому что тогда он мог бы «легально бороться против нарушений».
И мне воспитательница сказала: «Николай Максимович, не ругайтесь на него. Он семь дней ехал в поезде, у него украли деньги, он голодный, всю дорогу ел одни яблоки». Оказалось, он из Комсомольска-на-Амуре.
В общем, я рассказал о нем одним моим небедным друзьям. И они на все каникулы покупали ему билеты на самолет, чтобы он мог прилетать с мамой или возвращаться домой на зимние каникулы, а не ехать неделю в поезде. У меня есть определенная надежда, что программа «Приоритет-2030» даст нам возможность развивать систему набора. Как оно должно выглядеть? Я давно предложил, чтобы учебным заведениям, которым более 250 лет, не нужно было доказывать свою эффективность. Это Российская академия художеств, консерватории — московская и петербургская, академии балета. Я про это говорил и писал письма в разные инстанции.
Последний раз — 31 марта, когда в академии состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы очень заинтересовались и сказали, что со мной абсолютно согласны и будут прорабатывать. В их числе госзадание — 324 млн руб. Также шли надбавки от внебюджета, который состоял из поступлений от творческих поездок, от иностранных студентов, мастер-классов по миру и т. Сейчас мы почти все потеряли, а зарплаты педагогам нужно сохранять на определенном уровне. Еще одна сложность нашей петербургской школы: у нас здание академии — это памятник архитектуры, где ничего нельзя, но при этом его надо содержать. И все время в это вкладывать средства.
Балету нужна поддержка. Смешно сказать: если раньше все было свое, то теперь мы зависим от иностранного производства. Раньше Большой театр был организацией, в которой производство было выстроено так, что у нас было все свое — свои декорации, свои туфли, свои костюмы. Все было свое, и это все разрушили. И я об этом говорил последние 20 лет. Теперь мы даже искусственные цветы для спектаклей стали закупать в Китае. Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь.
Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел.
Меня поражает, что Большой театр, у которого бюджет в 5 миллиардов, за столько лет не может наладить систему, чтобы люди смогли в личном кабинете зарегистрироваться и купить билеты, пусть и ограниченное их число. Мне больно и стыдно как премьеру Большого театра», — сказал Цискаридзе. Зрители, простоявшие часами за билетами, могут разочароваться в зрелище.
Цискаридзе указал и на то, как изменилось расписание постановок. Между каждым спектаклем был день или два. Сейчас в афише Большого они стоят чередой, и это халтура», — заверил Николай.
Организм не может каждый день выдерживать сложные шоу, это опасно для здоровья.
За пандемию мы никого не потеряли. А теперь родителей вызывают и предупреждают, что они потеряют работу, если ребенок не вернется на родину. Я получал слезные письма от родителей, которые были вынуждены забрать детей. Может ли сейчас ребенок, вынужденный уехать, сохранить место и обучаться дистанционно? Но я тогда сразу заявил, что преподавать онлайн хореографические предметы — это фикция. Меня поддержали абсолютно все ректоры музыкальных учреждений, все директора музыкальных школ, кроме Московского училища. Вы можете представить, что вам лечат зуб онлайн? Можно так вылечить?
Ну и научить балету тоже нельзя. Сейчас очень много больных детей. Второй тур в нашей школе — это полная диспансеризация. В училище принимаются дети исключительно здоровые, потому что балет — это тяжелый физический труд. Количество детей, которые срезаются на втором туре из-за таких диагнозов, как порок сердца, нераскрытые легкие, грыжи, вывихи, смещения, меня пугает. С такими диагнозами нельзя заниматься балетом: это очень опасно, потому что ребенок может умереть в любую секунду. Однако есть сумасшедшие мамаши, которые все равно отводят таких детей в какие-то учебные заведения, и все заканчивается печально. Способности у них тоже разные: в один год может быть много способных детей, а на следующий год вообще никого. И как правило, мы всегда берем кота в мешке.
Кто-то в переходном возрасте полнеет, кто-то очень сильно вырастает, кто-то вообще не вырастает. Этого не предугадать. Вагановой — самое уникальное учебное заведение в мире. В Японии, в Токио, есть национальная школа балета, там в год принимают только пять детей. А мы только в Санкт-Петербурге принимаем 60. Плюс есть еще Академия танца Бориса Эйфмана, которая принимает больше 40 детей. В России гигантское количество учебных заведений только в области культуры. Такого в мире нет нигде. Но ни одна балетная школа в мире не покажет полноценный спектакль, как это могут вагановцы.
На следующий год балету в России исполняется 290 лет, а Академии им. Вагановой — 285 лет. Мы существуем дольше, чем университеты. В царское время на балет тратилось огромное количество денег. Балет, опера — это дворцовые виды искусства, они могли существовать только благодаря королевским домам и царским фамилиям. Но, например, в Англии, где до сих пор монархия, балету всего лишь 100 лет. Если бы не случилась русская революция 1917 г. Примут участие все или только лучшие ученики? Действительно, будет исполнен третий акт «Раймонды» в редакции Юрия Григоровича 1984 г.
Далеко не в каждом театре состав танцовщиков позволяет поставить данный спектакль, однако вагановцам это оказалось по силам. Зрители увидят новых артистов. Также в зале будут находиться представители российских театров, которые смогут сразу решить, хотят ли они пригласить наших выпускников к себе. Это выступление мы повезем и в Калининград в рамках гранта, который академия выиграла по программе «Приоритет-2030». На программу выделяется 100 млн руб. Цель этой поездки — не только показать таланты, но и провести смотр детей, которые могут поступить к нам.
Николай Цискаридзе: «Я работаю звездой»
Я полюбил балет только потому, что это было прекрасно, когда любой спектакль был действительно произведением искусства. Действительно ли Николай Цискаридзе уходит из мира балета? Николай Цискаридзе: "Если бы в меня когда-нибудь вкладывали деньги, то на Луне было бы написано мое имя". Я полюбил балет только потому, что это было прекрасно, когда любой спектакль был действительно произведением искусства. В 2003 году Николай Цискаридзе готовился к премьере балета "Клавиго" в парижской "Гранд-опера". Во время оркестрового прогона он поскользнулся и получил тяжелую травму колена, которая поделила все на до и после.
«Я был круглый отличник, и мне это очень помогло»: секреты успеха Николая Цискаридзе
Николай Цискаридзе – выдающийся артист балета. В 2023 году Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой исполнилось 285 лет. Последние десять ее возглавляет народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Канал автора «Николай Цискаридзе» в Дзен: Дзен-канал о жизни и творчестве выдающегося артиста балета и педагога, ректора Академии русского балета им. вой, народного артиста России.
«Не фантастические существа, а сволочи»: Николай Цискаридзе «проехался» по театральному закулисью
В Москву из родного Тбилиси мы ехали со всем нашим скарбом. Мама говорила в поезде: «Если я решилась на переезд, ты должен стараться — учиться прилежно». Она пожертвовала ради меня всем. Ее самоотверженную любовь ко мне несложно объяснить, ведь я, ее единственный ребенок, появился у нее, когда ей было 43 года. Советские врачи ставили Ламаре она молодилась, и я называл ее только по имени диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила по совету одной пожилой женщины помолиться в разрушенный храм в горах, состоящий из одной стены, а на ней — изображение Девы Марии.
Она попросила у Богородицы чуда, вскоре забеременела. Про Большой театр — Впервые Большом театре я оказался в 1985 году. Мы с мамой опоздали на «Щелкунчика» — и величайший балет я смотрел на четвертом ярусе сквозь огромную хрустальную люстру. В антракте пробегал мимо огромного зеркала — и вдруг остановился. Я увидел себя в трех возрастах: я маленький, я в сорок лет и в семьдесят… В 2005 году перед закрытием Большого театра на реконструкцию, я с ним прощался — целовал стены, трогал стулья.
В Большом ко мне обращались с социальными проблемами. После моих усилий ветеранам театра дали надбавки к пенсиям, после чего ее стали называть «надбавкой Цискаридзе».
Юрий Башмет: «В каждом концерте есть место хулиганству» — Каждого артиста перед выходом на сцену могут обуревать какие-то страхи. Какие страхи были у вас? Когда стал танцевать серьезные роли в Большом театре, у меня перед каждым спектаклем всегда была ангина и температура 38 градусов. Это просто психосоматика, пока организм не привык. В тот момент, когда ты делаешь шаг на сцену, все меняется.
Однажды японцы делали обо мне фильм, было много камер. Снимали подготовку к балету «Жизель», и потом на монтаже я увидел, как быстро у меня поменялось лицо во время выхода на сцену, как табло в аэропорту. Я просто ахнул. Считал себя таким спокойным и уравновешенным, а оказалось нет. При этом мне никогда не нравились люди, которые в день выступления уже с утра в образе: ни с кем не разговаривают, ничего не делают… Я, наоборот, всегда старался сидеть в общей раздевалке, чтобы было веселее. Любил анекдот рассказать, посмеяться, меня это отвлекало. Как к вам относятся ученики?
Некоторые с истерикой принимали их замечания, а потом выпустились и больше не вспоминали своих преподавателей. Так было всегда. И мои ученики тоже относятся по-разному, кто-то наверняка считает меня сволочью. Мне повезло учиться у одаренных людей, которые всегда говорили правду в глаза. И я их за это любил. Это значит, что вы в игре, вами занимаются, отдают свою энергию. А когда на вас не обращают внимания, значит, у вас все плохо.
Мне как руководителю порой приходится объяснять родителям, что у вашего ребенка нет способностей и не надо его мучать.
Буквально слышала ваш голос, интонации, видела людей, которых вы встречали. У меня много вопросов, которые касаются событий, описанных вами. В книге много мистики и удивительных совпадений. Почему вы уделяете этому такое внимание и значение? Просто одни люди их замечают, умеют считывать, а другие нет. Если говорить об этом применительно к моей профессии, как артиста балета, все артисты верят в приметы, все абсолютно, даже те, которые публично в том не сознаются.
Просто у каждого они свои. Я, например, ни за что не двинусь с места, если черная кошка дорогу перебежала.
Но в какой-то момент слезы у меня высохли и все», — вспоминает Цискаридзе. Поднять Волочкову В труппу Большого театра он будет принят в начале 1990-х. Потом окончит еще и Московский хореографический институт. Что касается интриг, то одна из самых громких историй, которые хранит память Цискаридзе, была связана с Анастасией Волочковой. Балерину в тот момент выживали из театра. Уговорить Николая принять в этом деятельное участие не удалось.
Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе «Меня попросили сказать, что я не могу ее поднять. Во-первых, я мог ее поднять. Во-вторых, если я скажу, что не могу ее поднять, это будет значить, что я не справляюсь со своими профессиональными обязанностями. Наконец, речь идет о женщине, и я бы никогда не смог сказать о ней то, чего от меня требовали», — делился с журналистами артист.
Николай Цискаридзе назвал балет «Щелкунчик» в Большом театре обманом зрителей
знаменитый балетмейстер, ректор Академии Русского балета им. Вагановой в Петребурге. Николай Цискаридзе-PRO-БАЛЕТ-выпуск#35-Баядерка-русская версия-PRO-BALLET-part#35. Николай Цискаридзе – российская знаменитость, звезда балета, его творчество по своему уровню нисколько не уступает мастерству Галины Улановой, Майи Плисецкой, Мариса Лиепы, Владимира Васильева. Культура - 22 ноября 2023 - Новости Москвы -
Николай Цискаридзе рассказал, почему завершил карьеру танцовщика
Николай Цискаридзе: «Увидев этот спектакль, дети раз и навсегда полюбят балет» | "Когда я был маленький, я загорелся мечтой станцевать эту роль, потому что это было так смешно на фоне всех этих героических спектаклей или каких-то романтических", – признается Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой, народный артист РФ. |
«Не фантастические существа, а сволочи»: Николай Цискаридзе «проехался» по театральному закулисью | Последние новости на сегодня. Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — российский артист балета и педагог, премьер балета. |
Цискаридзе рассказал об «истериках» Филина | Николай Максимович Цискаридзе — российский артист балета, народный артист России, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. |
Николай Цискаридзе раскритиковал положение дел в современном балете - Новости - Театр - РЕВИЗОР.РУ | Народный артист России Николай Цискаридзе объяснил, почему «Лебединое озеро» могут исполнять только Мариинский театр и Большой. Дело в том, что многочисленные труппы, которые выезжают в Европу с гастролями, сильно понизили планку российского балета. |
Николай Цискаридзе - последние новости на сегодня, апрель 2024 | STARHIT | Николай Цискаридзе-PRO-БАЛЕТ-выпуск#35-Баядерка-русская версия-PRO-BALLET-part#35. |