До введения нового ограничения женщины в Польше могли делать аборт только в трех случаях— если беременность наступила в результате изнасилования, если жизнь женщины находится под угрозой, а также если врачи диагностируют серьезные деформации плода. Теперь в Польше можно делать аборты только в случае инцеста, изнасилования или если факт беременности угрожает жизни женщины. А по медицинским показаниям не запрещены вроде аборты. Решение Конституционного суда Польши о запрете абортов по причине не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода 27 января будет опубликовано и вступит в силу, сообщила информационная служба польского правительства. В 2021 году польское правительство также запретило проводить аборты по причине не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода.
Власти Польши отложили введение запрета на аборты по медицинским показаниям на фоне протестов
Иными словами, фактический запрет на проведение абортов в Польше стал весьма логичным шагом в политике, проводимой консерваторами. Протесты вспыхнули в Польше после фактически полного запрета абортов. Как польские активистки борются за право на аборт — и побеждают, несмотря на сохранение формального запрета.
Правительство Польши ужесточает закон об абортах. Теперь они практически запрещены
Фото: Анна Ефимова Гласная Согласно исследованию профессоров Ягеллонского университета Инги Коралевска и Катажины Желиньска, польский консервативный дискурс после 2016 года противопоставляет два образа — матери и феминистки. Феминистки же — «неправильные» женщины и враги истинного «польского образа жизни», основанного на принятии католичества и отвержении ценностей западного общества. Можно быть либо порядочной женщиной, либо феминисткой — третьего не дано. Этими дискурсами активно пользуются лояльные власти общественные организации. Одна из таких — ультраконсервативный правовой аналитический центр Ordo Iuris. Он добился отмены уроков сексуального просвещения в польских школах, а также собрал почти 500 тысяч подписей в поддержку законопроекта о полном запрете абортов, который спровоцировал первый масштабный протест в октябре 2016 года. Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона». Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов.
Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации. После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу». Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток. Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов. Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин.
Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом. Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии. Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин». Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона. Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин. Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей.
Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции. В маленьком городе другого храма может не быть. Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело. Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде. Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница. Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права.
У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины. Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму. Когда профсоюз добился мирной передачи власти новому правительству, встал вопрос о «выплате долга». Надпись на плакате: «Польша убивает». Фото: Анна Ефимова Гласная По словам активистки Вероники Щмегельска, в Польше об этой истории обычно вспоминают как о противостоянии «либеральных» сторонников «Солидарности» и церковных консерваторов. Однако это был договор между политиками и церковью, и все они без исключения были консерваторами.
Действительно, женщин в «Солидарности» было столько же, сколько и мужчин — порядка пяти миллионов , но никогда они не занимали руководящих должностей и не принимали решений. Когда они потребовали снять запрет абортов с повестки дня, лидеры профсоюза, среди которых тоже не было ни одной женщины, обвинили их в «аморальности». В профсоюзе разгорелся конфликт. В разных городах Польши сформировалось около 30 женских активистских групп. Они организовали массовые протесты и собрали более миллиона подписей под петицией против криминализации абортов. В те дни на улицах мелькали плакаты: «Это Польша, а не Ватикан! Несмотря на видимый успех, у польских женщин не было структурных возможностей продолжать протест: нужно было зарабатывать и обеспечивать семью.
На фоне экономических и политических трансформаций девяностых общество переживало ретрадиционализацию гендерных отношений и многим импонировал образ «традиционной» семьи, где женщина занимается исключительно домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги, говорит Малгожата Копка. Такой образ жизни, с одной стороны, одобряла церковь, а с другой — порицали коммунисты, водрузившие на женщин «двойную нагрузку» общественного и семейного труда. К тому же «семейственность» создавала фундамент для позитивной идентичности: в отличие от ненавистных коммунистических времен, у женщин в этот период наконец появилась возможность самостоятельно выбирать, посвятить себя карьере или дому. Даже если проверку реальностью эта возможность почти никогда не выдерживала. Смена парадигмы Неоднозначная роль, которую церковь сыграла в запрете абортов, не мешает активисткам использовать религиозные мотивы. Смерть Дороты вывела на улицы жителей десятков польских городов в июне 2023. Да не пополнится этот список».
Постепенно в публичной сфере формируется образ мучениц и невинных жертв драконовского закона. Такое изображение женщины характерно для Польши, отмечают социологи Катажина Желиньска и Инга Коралевска. Жертвующая собой Дева Мария — главный женский образ в польской культуре. Но исследовательница коллективной памяти в Центральной и Восточной Европе, профессор Центрально-Европейского университета в Вене Андреа Пето полагает , что в данном случае религиозный нарратив идет на пользу обществу. Через отсылку к национальной культуре он помогает осмыслить и пережить трагические события, которым невозможно найти рационального объяснения.
Сам закон начинает действовать с момента публикации, и его могут не публиковать, у нас уже были такие прецеденты, что не публиковали неделю, две, три, пять, месяц, два месяца, три месяца, то есть они испугались протестов и пока приостановили это дело.
Но сейчас прошла пресс-конференция нашего премьера Матеуша Моравецкого, и он объявляет практически полный локдаун с понедельника, закрывает все школы, театры и кино, торговые центры. Поэтому не исключено, что они подождут, пока более серьезный локдаун наступит, и тогда просто это опубликуют, потому что тогда люди не смогут выйти на улицу, потому что будет уже запрещено свободно перемещаться. Несмотря на то что еще закон официально не опубликован, больницы уже отменяют операции запланированные. И у нас есть такая организация, которая всегда помогала полькам уезжать в основном в Германию и Словакию в больницы сделать аборты, помогала сделать фармакологический аборт, можно было через них купить таблетки, и они недавно опубликовали статистику, что в первую неделю с момента, когда был принят этот закон, к ним обратились 33 человека, обычно к ним 33 человека обращаются в месяц за помощью, а тут — в неделю.
Мы боимся всех врачей, потому что не знаем, кто из них предпримет действия, чтобы предотвратить смерть своего пациента. Это еще одна смерть в больнице, вызванная решением врачей отказать в доступе к легальному аборту. По сообщению польского издания Gazeta Wyborcza, в больнице не проводилось ни одного аборта по крайней мере с 2018 года. Что вы должны быть готовы; у вас должен быть наготове номер телефона адвоката и контакты со средствами массовой информации, и вы должны продолжать бороться и спорить и не верить ни единому чьему-либо слову, потому что вы можете не остаться в живых.
Он был отклонен на фоне широкомасштабных протестов, охвативших всю страну. В 2020 группа депутатов снова инициировала изменение действующего законодательства и потребовала запрета абортов по медицинским показателям. Это случаи, когда имеются нарушения развития плода, в том числе серьезные патологии, несовместимые с жизнью.
«Все беременные в опасности»: смерть молодой женщины спровоцировала протесты в Польше
Теперь в Польше можно делать аборты только в случае инцеста, изнасилования или если факт беременности угрожает жизни женщины. Правительству теперь необходимо применять меры по отмене закона либо корректировать закон о планировании семьи. В связи с нововведением в Польше прошел ряд протестов. Активисты и некоторые представители правительства назвали день, когда было принято новое решение о абортах, провальным днем в борьбе за права женщин, добавив, что устранение легальных абортов в стране практически равнозначно нарушению прав человека.
По сообщению польского издания Gazeta Wyborcza, в больнице не проводилось ни одного аборта по крайней мере с 2018 года.
Что вы должны быть готовы; у вас должен быть наготове номер телефона адвоката и контакты со средствами массовой информации, и вы должны продолжать бороться и спорить и не верить ни единому чьему-либо слову, потому что вы можете не остаться в живых. Вот почему мы протестуем.
Мнение сотни тысяч граждан не повлияло на желание властей распоряжаться женскими телами. К слову, решение властей снова подняло волну демонстраций. После решения суда власти и полиция столкнулись с агрессивным несогласием противников закона.
Пятничное голосование ознаменовало начало длительного законодательного процесса по смягчению нынешних драконовских законов Польши об абортах, которые являются одними из самых строгих в Европе. Если законопроект попадет на стол Дуды, это усилит давление на уходящего президента, чтобы тот согласился изменить непопулярный нынешний подход. Выборы на замену Дуды пройдут в мае 2025 года, и Туск будет стремиться мобилизовать избирателей-женщин для поддержки кандидата, поддерживаемого его правительством. Подпишитесь, чтобы получать все новости оперативно в Viber Telegram.
Главные новости
- Аборты в Польше — Википедия
- ВЗГЛЯД / Эксперты назвали закон об абортах в Польше Средневековьем :: Новости дня
- «Драконовский закон»
- Обсуждение (5)
Общенациональный протест
- В Польше запретили аборты из-за врожденных пороков у плода
- Нужны ли в роддомах мануальные терапевты? Мнение
- Массовые протесты против запрета абортов в Польше
- Нужны ли в роддомах мануальные терапевты? Мнение
- Конституционный суд Польши фактически запретил аборты
- Запрет абортов в Польше: мораль или политика?
Эксперты назвали закон об абортах в Польше Средневековьем
У них на законодательном уровне запрещены аборты. В конце октября Конституционный суд Польши принял закон о практически полном запрете абортов. 8 июня 2023 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отклонил ряд исков, оспаривающих отмену евгенических абортов в Польше, в рамках дела А.М. и другие против Польши (№ 4188/21). Аборты в Польше стали вне закона после того, как Конституционный суд признал не соответствующим основному закону положение, которое разрешало прерывать беременность в случае инвалидности плода.
В Польше запретили абортировать детей с синдромом Дауна
Аборты в Польше вне закона еще с 1993 года, но до 2021-го предусматривались некоторые уступки. Правительство Польши в среду поздним вечером опубликовало в "Официальном вестнике" решение Конституционного суда республики о запрете в стране абортов по причине не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода. Запрет на прерывание беременности в Польше привел к смерти Дороты Лалик в возрасте 33 лет. В Польше запретили аборты, передает ОТР. Конституционный суд признал несоответствующим Конституции закон, который разрешал женщине прервать беременность в случае обнаружения у плода тяжёлого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни.