Балет рассказывает историю двух любовных треугольников, в которых участвует храмовая танцовщица — баядерка Никия. В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию. «Баяде́рка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. 14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены.
В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
Раздаются приятные звуки вины небольшая гитара. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках. Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия. В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор.
Потом уходит. Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним. Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья.
Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести. Действие второе. Картина вторая. Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант.
Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе.
Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня.
Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну.
Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею.
Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт.
Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета.
Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль.
Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев.
С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу.
Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов».
В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи.
Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию.
Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей.
Жемчужина мирового балета. И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители.
Что все-таки важнее: долг или любовь? Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве. Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи. И вот уже помолвка: для молодых танцует та самая преданная баядерка. И в каждом движении — печаль ее разбитого сердца. Тот драматизм, та нежность, с которой Никия выходит, я не могу сравнить ни один другой балет с этим монологом, с этими эмоциями, которые я испытываю, танцую», — отмечает прима-балерина Михайловского театра Анджелина Воронцова.
Зубковского и др. В этот вечер на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится премьера спектакля театра «Кремлевский балет» «Баядерка». Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. Любви, которая заставляет героев истории нарушать обеты и следовать велению сердца, идя на риск.
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор. «Баядерка» (1877) — последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. В двух спектаклях «Баядерки» главную партию — баядерки Никии — исполнили две одноклассницы, Арина Денисова и Ева Сергеенкова. Сюжет этого балета – история индийской баядерки (храмовой танцовщицы) по имени Никия.
Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать новые версии ускользающего из памяти шедевра Петипа. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Он по-прежнему притягивает и волнует зрителей эмоциональностью музыки, драматизмом сюжета и красотой хореографии. Подписывайтесь на канал! Показать больше.
Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Никия приглашена сюда, чтобы танцем украсить торжество. Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние. Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен.
Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал — любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Безутешный воин нигде не может найти покоя. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она то приближается к нему, то ускользает...
Пономарева, В.
Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве. Действие третье Картина четвёртая Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Он забывается сном, и перед ним из мрака возникает царство теней. Длинной вереницей спускаются тени с горных уступов.
Он видит Никию. Она зовёт его... Рецензии СМИ «Индийские танцы, золотой княжеский дворец, огнепоклонники и тени — худрук балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато знает, чем привлечь публику. И в этом — свежесть и прелесть спектакля, который уважает историю, но хочет быть молодым. У каждого она оставит свои впечатления, но объективно стоит сказать, что одной интересной версией у давно любимой зрителями истории стало больше.
Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника — Солора, не ожидал такой развязки. Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Действие второе Картина третья Во дворце раджи пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя.
Вы точно человек?
Краткое содержание Балета Баядерка | Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. |
Балет Баядерка | В конце января Большой театр представил возобновление балета Баядерка, приуроченный к возвращению шедевров Золотого Фонда театра на Историческую сцену. |
Баядерка (балет) | Елена Зайцева, артисты балета и хора. |
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса | В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. |
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка" | В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство. |
Об этом событии пишут
- Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
- Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»
- Вы точно человек?
- Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»
Вы точно человек?
Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну. Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти.
Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Никия приглашена сюда, чтобы танцем украсить торжество. Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии.
Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние. Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен.
Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал — любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Безутешный воин нигде не может найти покоя.
Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов.
Спрятанная в цветах змея жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть.
Раджа и Гамзатти торжествуют. Действие второе Солор грустит о Никии. Магедавея приносит ему опиум.
Солору снится Царство теней, где находится и душа Никии. В покои Солора входят воины — они пришли подготовить его к свадьбе, но видения Солора не прекращаются. Действие третье Свадебная церемония.
В тени статуи Будды танцует Золотой Божок, баядерки исполняют ритуальный танец [ml].
Все дело в том, что Теофиль Готье в 1839 году в Париже стал свидетелем выступлений популярной индийской труппы «Баядерас». Тогда он обратил свое пристальное внимание на приму — Амани. С тех пор Готье много раз упоминал о ней в своем творчестве. Когда Амани через некоторое время покончила с собой, это глубоко потрясло Готье и он решил создать балет в ее память. Этот спектакль и получил название «Шакунтала», который собственно и использовал позднее Петипа в основе своего балета «Баядерка». Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим.
На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени — стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу. На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика.
Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета "Баядерка" оставались неизменными. Возникновение Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом. Литературным источником содержания балета "Баядерка" послужила драма "Шакунтала" "Сакунтала" , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом.
Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете "Бог и баядерка". Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета "Сакунтала". Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет - это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность.
Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований.
Либретто балета Баядерка
Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. *** Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений.
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»
Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья. Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной.
Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести. Действие второе. Картина вторая. Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант.
Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор.
Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается.
Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну.
Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну.
Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворенный задуманной местью, уходит с брамином. Гамзатти горюет.
Она хочет услышать от самой баядерки, правда. Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на нее и находит ее прекрасной. Она приглашает Никию танцевать у нее в день свадьбы. Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведет на баядерку, если она узнает, кто ее жених, и показывает портрет Солора.
Никия едва не обезумела от горя. Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить ее и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора. Она предлагает ей бриллианты и золотые вещи.
Вероятно она была сделана не из мрамора или какого-либо другого твердого материала, а из бумаги. Подобный дефект не позволяет глубоко погрузиться в действие, создает острое ощущение нереальности происходящего.
Если первая моя претензия субъективна разумеется, Джантар-Мантар кому-то понравился больше, чем мне , а значит, и несущественна, то вторая всем очевидна, будем надеяться, что при дальнейших показах спектакля она будет устранена. Что касается костюмов, то они были выше всяких похвал, и в этом, как мне кажется, у зрителей существует консенсус. Это чуть ли не главное достоинство постановки, о котором охотно говорил практически каждый, побывавший на премьере. На балете «Баядерка» я чуть ли не впервые ощутил, что наша сцена действительно маловата, чувствовалось, что она ограничивает артистов, которым порой не хватало места, чтобы развернуться. Особенно это было заметно в танце теней, напоминавшем скорее столпотворение, нежели танец. Одна из изюминок спектакля, очень сложная в техническом плане, стала проблемой для кордебалета, ошибок у которого, впрочем, с каждым новым показом становилось все меньше.
Оркестр оперы. Балет — это еще и музыка, поэтому не последнюю роль здесь играет оркестр. Музыкальным руководителем постановки выступил дирижер Артем Абашев, под управлением которого и состоялись четыре премьерных показа. Разумеется, сравнение было не в пользу первого. Четыре декабрьских дня показали, что это совсем не так: под управлением маэстро Артема Абашева, молодого талантливого музыканта, БСО выступил просто блестяще, об этом я говорю не только на основании субъективных впечатлений, но и со слов некоторых музыкантов, которые прежде вышеуказанное сравнение принимали. В связи с этим стоит отметить, что премьера состоялась — благодаря усилиям тех людей, которые постоянно работают в нашем городе: это главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко и уже названный Артем Абашев.
Громкое событие, давшее старт в Перми Году театра в России, было создано о ужас! И было принято с полным восторгом публики: четыре премьерных показа прошли при полном аншлаге. Значение события переоценить трудно: оказывается, театр может работать вполне успешно и без Курентзиса, а значит, его возможный уход с поста художественного руководителя пройдет безболезненно. А коль скоро выдающийся греческий дирижер так любит Пермь, то он с большим удовольствием будет приезжать к нам на гастроли, а значит, для пермского зрителя ничего не изменится.
Будучи четырёхлетним мальчиком, он начал заниматься музыкой — учился играть на скрипке, в 8 лет он впервые вышел на сцену, и многие критики признали его вундеркиндом. В 20 лет Л. Минкус попробовал себя в качестве дирижёра и композитора. В 1852 году он был приглашён в Венскую королевскую оперу на должность первого скрипача, а через год получил место капельмейстера оркестра в крепостном театре князя Юсупова. С 1856 по 61 год Л. Минкус служил первым скрипачом в Московском императорском большом театре, а затем стал совмещать эту должность с должностью дирижёра. После того как состоялось открытие Московской консерватории, композитора пригласили туда преподавать скрипку. Минкус написал большое количество балетов. Самый первый из них, созданный в 1857, - «Союз Пелея и Фетиды» для Юсуповского театра. В 1869 году был написан один из самых знаменитых балетов - «Дон Кихот». Совместно с М. Петипа было создано 16 балетов. Последние 27 лет жизни композитор жил на Родине — в Австрии. Балеты Л. Минкуса по сей день входят в репертуары всех ведущих театров мира. Премьера 23 января 1877 года впервые Петербургской публике был представлен балет «Баядерка». Театр, в котором состоялась премьера Большой театр, или, как его ещё называли, Каменный , располагался там, где сейчас находится петербургская консерватория. Партию главной героини Никии исполняла Екатерина Вазем, а в роли её возлюбленного блистал танцовщик Лев Иванов. Различные версии В 1900 году сам М. Петипа отредактировал свою постановку. Она шла в обновлённом варианте в Мариинском театре, и партию Никии танцевала М.
Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором - австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное - галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики. Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец - это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев - сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени». Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно - тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, - настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось. Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень.
«Баядерка» (1877)
Этот балет был показан в 1877 г в Большом Санкт-Петербургском Театре. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви.
Краткое содержание
- Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
- Содержание
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Баядерка - Самарский театр оперы и балета - спектакли - Кино-Театр.Ру