Новости что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным

Главная» Новости» Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. Эпиктет сосредоточился на обучении своих учеников тому, как вести идеальную стоическую жизнь. Предисловие к «Эпиктету» открывается замечанием: «Арриан писал не для того, чтобы его поняли мы, люди XXI века. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).

«Это не в моей власти». Как правильно быть стоиком

При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. Стать Комфортным Последовательным Удобным Легким Равномерным Жизнью Жить Добродетелью. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).

Основные принципы эпиктетовской философии – путь к добродетельной жизни

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. Атрибуты и свойства материи Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3] 1.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Категории пространства и времени. Время и пространство — основные формы существования материи. Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития. Пространство — форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1 Каков гносеологический статус этих понятий являются ли они хар-ками матер. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Философы-идеалисты отрицают объективный характер времени и пространства, а рассматривают их то как формы индивидуального сознания Беркли, Юм, Мах , то как априорные формы чувственного созерцания Кант , то как категории абсолютного духа Гегель. Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность.

Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность. По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения: 1 субстанциальная концепция. Ее сторонники Демокрит , Эпикур трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18—19 вв. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов Демокрита, Эпикура естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время — протекающим равномерно.

Ее сторонники Аристотель, Лейбниц, Гегель понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы.

Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции. Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства т.

Согласно специальной Т. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства длина, временной интервал, понятие одновременности , считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными относительными и зависящими от взаимного движения материальных объектов. Согласно общей Т. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется.

Свойства П. Природа как объект философского знания. Экологическая проблема. Проблема жизни и живого в философии природы.

Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа - объективная реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Основа - неживая природа. Возникновение живой природы есть загадка.

Варианты - самозарождение в первобытном океане, божественное вдохновение, химическая случайность. Дальнейший необъяснимый скачок есть возникновение разума. Геосфера есть область неживой природы. Жизнь есть качественно новая форма материи.

Реализуется в индивидуальных биологических особях и их совокупностях. Возникновение жизни - креационизм Линней , одноактное творение богом организмов, либо многоактное творение богом более совершенных организмов после уничтожения более несовершенных. Витализм, объясняющий процессы жизни наличием некоторой нематериальной жизненной силы или жизненного порыва. Теория эволюции жизни - Ламарк, упражнение и неупражнение органов, теория естественного отбора Дарвина.

Современная теория - воздействия внешней среды вызывают целенаправленные мутации, а далее естественный отбор. Под природой понимают также ее часть - биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы.

Общество явл. Она есть зона обитания чел. Вне ее наша жизнь невозможна. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ.

Труд есть процесс, совершающийся между чел. С самого возникнов челов. Воздействие общ. Ограничивается ли среда жизни общества лишь географ.

В р-те длит. Причем влияние чел. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.

Ноосфера - это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф. В этой ситуации чел.

Жизнь и разум - является ли это венцом эволюции Вселенной и материи, является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени умирает, а вечны только материя и др. Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания.

Представления о биосфере и ноосфере. Вернадский так же отмечал, что особую роль в биосфере играют биологические круговороты, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений в жизни человеческого общества. Они создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами.

Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, основа которой - взаимодействие живого и костного вещества.

Он писал: "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей". Взаимодействие живого и костного вещества характеризуется прежде всего тем, что часть энергии костного вещества усваивается, ассимилируется живым веществом. Эта новая геологическая сила изменяет организацию поверхности Земли. Количество накопленной потенциальной энергии увеличивается.

Живое вещество становится, таким образом, регулятором действительной энергии биосферы. В биосфере виды и роды растительных и животных организмов взаимосвязаны, продолжительность средней жизни есть производное отбора, которое оптимально гарантирует выживание и компенсирует потомство. Величина необходимой поглощаемой энергии у автотрофных и гетеротрофных организмов лимитируется этой основной закономерностью эволюционного процесса. В земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действительной энергии" В.

Это увеличение активной энергии сказывается хотя бы в увеличении сознательности и в росте влияния в биосфере в геохимических процессах единого комплекса жизни. Оно создание, медленно шедшее в геологическом времени, такой геологической силы, какой является характерное для нашей психозойской эры цивилизованное человечество, ясно это показывает" В. Это биохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени. В свих работах Вернадский не ограничился общим описанием биосферы и выяснением ее общих закономерностей.

Проведя детальные исследования и выразив в формулах и цифрах активность живого существа, а так же проследив судьбу некоторых химических элементов в биосфере, например, общая масса живого вещества на Земле была подсчитана им в 1927 году, он представил приближенную величину порядка 10г. Вернадский писал: "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. Геологически вечно.

Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. На суше оно идет в больших скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы ее нет". Однако эта величина оказалась завышенной.

С тех пор разные исследователи производили свои оценки биомассы на Земле, которые приводили к разным величинам. Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы. Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхние горизонты литосферы.

Продукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, которые перемещаются в пространстве далеко за пределы обитания организмов. Поэтому естественно, что распределение живых организмов более ограничено в пространстве, чем вся биосфера в целом. Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу от греческого "ноос" -разум.

Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества. Ноосфера "ноос" - по-гречески означает разум, дух. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания человечества.

Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории "географическая среда" и "ноосфера" относятся не к совпадающим вещам, не перекрываются по смыслу. Географическая среда - та оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей.

Если нет, то их следует игнорировать. Он говорил, что мы должны помнить, что жизнь эфемерна, поэтому дорожить любимыми людьми нужно уже сейчас. Эпиктет рекомендовал мысленно репетировать планы и оставлять результат на волю судьбы. Он говорил, что мы должны использовать каждое испытание как возможность проявить добродетель и стать лучше. Сделать паузу перед реакцией помогает сохранять самообладание.

Мы должны видеть события, влияющие на других, так же, как видим события, влияющие на нас.

Задача была выполнена качественно и в срок. Винный бар, ул. Островского Организовать вентиляцию на кухне и помещении зала. Установить кондиционеры. Решение Спроектирована и установлена приточная установка.

Установлены вытяжные вентиляторы на кухне. Создан микроклимат в помещении кухни и зала. Работы выполнены в срок.

Сходство между древнегреческими и древнеримскими стоиками включает в себя учение о добродетели, самосовершенствовании и принятии судьбы, в то время как различие заключается в акценте на гражданской добродетели у римских стоиков. Основные постулаты античной этики включают в себя стремление к добродетели, разумности, самосовершенствованию, справедливости, мудрости и состраданию. Общее значение античной философии заключается в поиске истины, мудрости, добродетели, самосовершенствовании, контроле над эмоциями и создании гармоничного общества. Философия Секста Эмпирика обладает значением в критическом мышлении, сомнении, отказе от познания и поиске спокойствия через отсутствие уверенности. Принципиальные отличия античной философии от индийской и китайской философии включают культурные, религиозные и методологические различия, такие как акцент на добродетель, логику и доказательность в античной философии, в то время как индийская и китайская философии могут включать в себя религиозные учения, циклическое время и принципы гармонии с природой.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать добродетельным человеком согласно учению Эпиктета

Кроме того, самосовершенствование требует от нас постоянного учения и развития. Мы должны быть готовы открыться новым знаниям, навыкам и опыту. Чтение книг, посещение лекций и семинаров, общение с интересными людьми — все это помогает нам развиваться и расти как личности. Также важно осознать, что самосовершенствование не является одноразовым процессом. Это непрерывный и постоянный путь, на котором мы всегда можем стать лучше. Для этого нужно постоянно наблюдать за собой, анализировать свои поступки и искать способы улучшения. Постоянное стремление к самосовершенствованию — это не всегда легко. Это требует от нас терпения, настойчивости и силы воли.

Однако, только через постоянное стремление к лучшему, мы сможем стать добродетельными и достичь счастья и гармонии в жизни. Понимание и сопереживание Сопереживание, в свою очередь, подразумевает не только понимание, но и активное участие в чужой ситуации. Это означает, что человек не только чувствует и понимает эмоции другого, но и готов помочь ему, поддержать или просто выслушать. В основе понимания и сопереживания лежит эмпатия — способность воспринимать эмоции других людей и переживать их вместе с ними. Это необходимо для создания гармоничных отношений с окружающими и для развития добродетельности. Чтобы развить понимание и сопереживание, необходимо внимательно слушать и прислушиваться к другим людям, обращать внимание на их эмоции и стараться поставить себя на их место. Также важно быть готовым оказать поддержку и помощь тем, кто испытывает трудности или болезнь.

Понимание и сопереживание — это не только качества, которые помогают стать добродетельным человеком, но и основа для развития эмпатии и понимающих отношений со всеми окружающими. Честность и неподкупность Неподкупность — это способность устоять перед искушением и не поддаться влиянию материальных выгод. Неподкупный человек всегда будет придерживаться своих принципов и ценностей, несмотря на возможные личные или финансовые выгоды, которые могут быть предложены ему. Честность и неподкупность тесно связаны между собой. Честный человек будет всегда действовать неподкупно, и неподкупный человек будет всегда держать свои обязательства и быть честным перед другими. Обладание этими качествами помогает создавать доверие и уважение в отношениях с окружающими и способствует развитию гармоничного общества.

Ваша душа является вашим духовным центром и, традиционно, вашей вечной сущностью. Однако вера в бессмертие души является необязательной для веры в возможность её активной закалки.

Даже если вы просто считаете её частью психики, которая является более человеческой и развитой и менее примитивной и рептильной, правила её тренировки остаются неизменными. Вне зависимости от того, как вы рассматриваете душу, она, как тело, имеет так называемую духовную «конституцию», физические характеристики, которые нужно регулярно тренировать для поддержания хорошего здоровья, оптимально выполнять повседневные задачи и выходить победителем в происходящих время от времени состязаниях с высокими ставками. В обоих случаях эти физические характеристики даются вам в сырой, необработанной форме. Вы можете отдавать их формирование внешним силам или намеренно придавать им нужную вам форму.

Чтобы стать добродетельным, необходимо начать с изучения себя. Эпиктет советует регулярно анализировать свои мысли, поступки и эмоции.

Изучив свои слабости и недостатки, можно лучше понять, какие привычки и качества нужно развивать. Осознание своих недостатков не достаточно — нужно активно работать над их исправлением. Эпиктет утверждал, что можно управлять своими действиями и мыслями, если научиться контролировать свою волю. Самоконтроль помогает избегать поспешных и неосознанных реакций, а также принимать взвешенные и морально правильные решения. Благоговение перед чем-то высшим. Добродетельность по Эпиктету связана с уважением и признанием чего-то более высокого и великого, чем наше собственное «я».

Этот аспект включает в себя уважение к богам или космосу, восприятие законов природы и осознание своего места в мире. Благоговение помогает обрести смирение, достигнуть гармонии с окружающим миром и жить в соответствии с естественным порядком вещей. Принятие неизбежности. Эпиктет призывал принимать то, что не в нашей власти изменить или контролировать. Вместо того, чтобы пытаться изменить внешние обстоятельства, лучше изменить свое отношение к ним. Принятие неизбежности помогает освободиться от страданий и находить спокойствие в ситуациях, которые мы не можем изменить.

Переход к добродетельности по Эпиктету требует постоянной работы над собой и развитием указанных аспектов. Зная свои слабости, обладая самоконтролем, уважая что-то более высшее и принимая неизбежность, мы можем достичь добродетельности и жить счастливыми и спокойными жизнью. Внутренние принципы Для достижения добродетельности по эпиктету, необходимо придерживаться определенных внутренних принципов. Во-первых, это осознание и принятие факта, что большинство вещей лежит вне нашего контроля.

Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно.

Какие качества и умения нам нужны, чтобы стать добродетельными в соответствии с учением Эпиктета

Эпиктет понимал, что результаты трудовой деятельности людей не одинаковы и поэтому он считал, что равенство между ними проблематично. Эпиктет о добродетельном человеке: «Добродетельный человек ни сам не спорит ни с кем, ни, но возможности, другому не даёт спорить. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование и практические упражнения («нравственная гимнастика»). Эпиктет был живым представителем стоического космополитизма, который сопровождал упадок политической системы древних городов-государств. По учению Эпиктета, существует пять основных качеств, которые необходимо развивать, чтобы стать добродетельным человеком.

Горелов Алексеевич: Основы философии

Он не стремится к личной выгоде, а ставит добро общества выше своих собственных интересов. Вера в себя. Воля к добру требует веры в себя и свои силы. Человек уверен в своей способности преодолеть трудности и совершать добрые поступки, несмотря ни на что. Только при наличии этих черт характера человек может стать по-настоящему добродетельным и внести значимый вклад в развитие общества. Воля к добру — это не просто желание быть добрым, это умение идти против течения и совершать добрые поступки, даже если это вызывает трудности и неудобства.

Воспитание в себе добродетели: возможности и пути Эпиктет, древнегреческий мыслитель, считал, что добродетель возможно развить только через самовоспитание. Он утверждал, что человек может измениться и стать лучше, если будет следовать принципам мудрости и доброты. Одним из путей воспитания в себе добродетели является осознание и контроль своих желаний и страстей. Часто мы поддаемся мгновенным наслаждениям и соблазнам, что ведет к нарушению моральных норм и принципов. Однако, эпиктет говорит нам о необходимости осмысливать свои поступки и принимать решения на основе разума, а не эмоций.

Важным аспектом воспитания добродетели является развитие этической осознанности. Это понимание того, что наши действия имеют последствия и могут нанести вред кому-то другому. Осознавая свою ответственность перед другими людьми, мы становимся более чуткими и заботливыми. Еще одним способом развития добродетели является практика сострадания. Сострадание позволяет нам видеть страдания других людей и стремиться помочь им.

С XX века и до сих пор идеи стоиков, и в частности Эпиктета, получают широкое распространение. Современные философы трансформируют идеи стоиков, направляя их на поиск радости жизни. Профессор философии Уильям Ирвин даже написал об этом книгу — «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века». Стоицизм стал настолько популярным, что с 2012 года ежегодно проводится так называемая Стоическая неделя. Участники этого мероприятия проводят эксперимент над собой. Их задача — прожить семь дней по принципам стоиков. Марк Аврелий, император Рима и философ-стоик Светлый стоицизм Эпиктета, утверждающий внутреннюю свободу и жизнь в гармонии с природой, становится новым образом жизни для тех, кто устал от бесконечной гонки за успехом и роскошью.

Он позволяет современному стоику с достоинством переносить удары судьбы, оставаясь свободным и сильным, но без лишнего трагизма. Стоики говорят, что самое важное для человека — это обретение внутренней гармонии. Но как ее обрести, если скоро сессия, а времени на подготовку катастрофически мало? Не переживайте, получите готовый ответ на экзамен с видео-саммари « Как понимать философию ». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц. Читайте также:.

Формулы Эпиктета, равно как формулы Марка Аврелия, позволяют, в кратком перечислении трех топик, предоставить концентрированное жизненное правило, которое будет находиться «под рукой» при любых обстоятельствах, резюмируя в нескольких словах принципы для разрешения в каждое мгновение задаваемых жизнью проблем.

Как части философии, или добродетели в стоической системе, наши три топоса взаимно подразумевают друг друга 65. Есть тесная взаимозависимость между дисциплиной assentiment согласия или «логикой» и дисциплиной желания или «физикой». Дисциплина assentiment согласия принуждает допускать только объективные представления; но объективными являются только физические представления объектов, то есть суждения, посредством которых мы приписываем вещам их естественные — то есть, «физические» предикаты, а не проецируем на них ложные предикаты, которые будут лишь отражением человеческих страстей и условностей: «Пурпур — шерсть овцы, окрашенная кровью улитки, соитие — трение известных органов и выбрасывание семени, соединенное с особыми спазмами» 66. Дисциплина одобрительного assentiment, как и дисциплина желания, обе требуют, чтобы вещи были вновь помещены в общую перспективу хода природы. Этого также требует дисциплина устремлений или «этика». Она побуждает действовать «с оговоркой», то есть вполне осознавая тот факт, что результаты наших действий зависят не от нас, но от переплетения универсальных причин общего хода космоса 67. Таким образом, в определенном смысле, все сводится к физике. Но можно также сказать, что все сводится к логике.

Ведь желания и устремления, предметы двух первых тем, находятся у Эпиктета и Марка Аврелия в сообразности со стоической традицией и тесно связаны с представлениями и суждениями68 : «…совокупность деятельностей — именуемая жизнью, — если прекратится в урочное время, не потерпит зла от самого прекращения, да и тот, кто кто вовремя положит конец этому ряду, не испытывает зла» 69. Дисциплина желаний и дисциплина склонностей сводятся обе к дисциплине представления, то есть к изменению в видении вещей: конкретнее, речь идет, как мы только что видели, о том, чтобы снова поместить предметы в общей перспективе универсальной природы или человеческой разумной природы; речь также идет об отделении представления от волнения то есть от ложного представления , которое сопровождает его и вызывает в нас смятение, грусть или боязнь.

Пожалуй, такое понимание нужно всем, и в своей книге я постараюсь провести читателя по этому древнему, но поразительно современному пути». В дополнение к нашему небольшому материалу можно посмотреть ролик, в котором автор книги коротко рассказывает о том же самом: 2.

Хочешь быть стоиком — живи как стоик «С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия та, которая изучает человеческую деятельность на практике , — пишет Пильюччи. К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик». Истинная философия — это немного теории и много практики, полагает автор книги, и учиться стоицизму надо так же, как учатся играть в футбол или на саксофоне то есть следует усвоить основные принципы, а потом много практиковаться, одним чтением книжек тут не отделаешься. Стоическое учение трехчастное, Эпиктет так описывает его структуру: «Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком: вопрос, касающийся стремлений и избеганий, — для того, чтобы ни в своем стремлении не терпеть неуспеха, ни в своем избегании не терпеть неудачи; вопрос, касающийся влечений и невлечений, словом, касающийся надлежащего, — для того, чтобы вести себя порядком, благоразумно, небеззаботно; третий — это вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в общем, согласий».

Если совсем по-простому, то стоицизм включает в себя три дисциплины: дисциплину желания чего хотеть и чего не хотеть , дисциплину действия как выстраивать отношения с окружающим миром и дисциплину согласия как правильно мыслить. Добейся максимального контроля над своей жизнью Окружающие нас вещи делятся на два типа — одни мы можем контролировать наши мысли, желания и так далее , другие нет наше тело, имущество, работа и так далее. Проблема в том, что мы слишком много внимания уделяем вторым и недооцениваем первые, хотя тело уязвимо, а материальный достаток и вообще любые взаимодействия с внешним миром зависят от множества факторов. Вывод отсюда простой: следует сосредоточиться на том, что мы можем контролировать, и поменьше беспокоиться о том, что не в наших силах.

Речь, разумеется, не о пассивном отношении к миру, среди стоиков было немало выдающихся государственных и военных деятелей самый известный пример — император Марк Аврелий , а о том, чтобы делать все возможное, но спокойно относиться к неизбежному. Живи согласно с природой Один из основных принципов стоической теории и практики, отнюдь не означающий, что нужно срочно бросить все дела и бегать босиком по полям, обнимая березки. Природа человека по мнению стоиков и других античных мыслителей принципиально отличается от природы животных: у нас другие когнитивные и социальные способности, которым мы должны соответствовать. Разберись с безразличным Поскольку мир почти полностью состоит из вещей и событий, которые мы не в состоянии контролировать, стоики называли все это скопом «безразличным», но провели важное разграничение: безразличное может быть предпочтительным и непредпочтительным.

О безразличии Эпиктет, сравнивая жизнь Сократа с игрой в мяч, писал следующее: «[Сократ] словно в мяч играл.

Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий

В то время в Риме был моден стоицизм, и многие образованные жители города посещали лекции стоика Мусония Руфа. В числе слушателей бывал и Эпафродит — хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяину, но для самого раба они стали судьбоносными. Так Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф — его невольным учителем. Существует легенда, что однажды Эпафродит, проверяя терпение раба, стал выкручивать ему ногу, на что Эпиктет спокойно сказал: «Ты же сломаешь мне ногу…». Тогда, желая вывести его из себя, Эпафродит все-таки продолжал истязание, пока действительно не сломал ему ногу.

Тогда, не изменившись в лице, Эпиктет сказал: «Я же говорил, что сломаешь». После этого случая Эпиктет всю жизнь хромал. Эпиктет стал свободным после насильственной смерти тридцатилетнего императора Нерона в 68 г. Наряду со многими другими философами и риторами Эпиктет был изгнан из Рима Домицианом около 94 г. В Никополе Эпиктет открыл свою философско-воспитательную школу.

У него было немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Однако при этом Эпиктет вел нищенскую киническую жизнь. Все его имущество состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы, которая после смерти философа-стоика была продана на аукционе как реликвия за три тысячи драхм что составляло более 13 кг серебра. Сам Эпиктет ничего не писал, а излагал свое учение устно.

Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело.

Мораль Эпиктета. История этики Древнего мира. Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»3.

Спроектирована пприточно-вытяжная установка. Разводка воздуховодов выполнена согласно проекту. Работы выполнены качественно и в срок. КГМУ им. Бутлерова Произвести разводку воздуховодов от вытяжных шахт на кровлю здания. Решение Была спроектирована и составлена план-схема. Проведены воздуховоды и установлены вытяжные зонты. Задача была выполнена качественно и в срок.

Сейчас можно было бы посмеяться над утверждениями древних физиков о том, что тяжелые тела падают и легкие взлетают вверх, но никто бы не посмеялся над философскими идеями Сократа и его главным выводом о том, что высшая человеческая мудрость заключается в том, чтобы знать, что человек ничего не знает; или над утверждением Диогена о том, что людей много, одного человека среди них очень трудно найти — хотя и Сократ, и Диоген жили более двух тысячелетий назад. Философия, как и религия, основана на идее о том, что у человека две жизни, точнее, два пути бытия. Философ — это такой человек, который верит, что наш повседневный мир забот и забот — это еще не весь мир, что есть другая жизнь, истинная, реальная. Мы только «попадаем в это» иногда — когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как перепроектированные машины. Философия — это попытка разбудить человека, проснуться в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спят, впитывают в свои мелкие дела и заботы, и не имеют представления о том, что есть другая, истинная жизнь, другой способ бытия, когда человек действительно живет, а не вегетает в скукуку повседневного скучного существования. Философия не передает знания, ибо это не такая совокупность знаний, как наука. Философия, конечно, имеет определенный набор понятий и категорий, которые необходимо знать. Но это знание не меняет человека; оно не делает его мудрее, добрее, опытнее. Философия передает или пытается передать, «отливает» понимание. Человек не может сказать, что знает что-то, если знает это только умом. Он должен почувствовать это всем своим существом, и тогда он поймет. Только понимание меняет человека. Но прийти к новому пониманию очень сложно, гораздо легче получить знания о чем-то, прочитать или узнать что-то. Нет способа научить другого человека чему-то действительно серьезному и глубокому, он должен понять это сам, потому что обучение — это не передача знаний от одной головы к другой. Один не может понять другого. Понимать можно только себя. Понять себя — значит выбрать свой собственный жизненный путь. Если человек не делает этого, он живет чужой жизнью, повторяет чужие слова, чужие мысли, чужие поступки, и нет необходимости в его собственном существовании. Он не мог родиться вообще, потому что его жизнь ни капельки не изменила мир. Понимание означает найти свое место в мире, потому что мое понимание становится неотъемлемой частью мира, это означает найти свое уникальное положение. Постоянно пытаться понять все самому, докопаться до сути всего самому, не доверять вслепую и все подвергать сомнению, — это жить истинной жизнью, где нет места растительности, жить философски. Доктрина морали Сократ никогда ничего не писал, поэтому о его философских взглядах можно судить только по вторичным источникам, так называемым сократовским сочинениям Платона и Ксенофона, которые были его младшими современниками, а также его учениками. Добродетель греческое arete «добродетель», «эффективность», «добро» , по мнению Сократа, является высшим и абсолютным добром, которое является целью человеческой жизни, ибо только оно приносит счастье. Знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Если знаешь, что хорошо, а что плохо, нельзя поступать плохо. Зло — это результат незнания того, что такое добро.

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.А.ГОРЕЛОВ УЧЕБНИК

Философия Древнего Рима Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).
Мегаобучалка - Страница не найдена По мнению Эпиктета, для интеллектуального развития необходимо стать самокритичным и осознавать свои сильные и слабые стороны.
Философия Древнего Рима К изучению основ каждой добродетели, нужно добавлять практические упражнения [в применении этой добродетели], если мы действительно надеемся получить.
Глава 7. Философия Древнего рима Добродетель, согласно философии Эпиктета, приносит спокойствие, ведущее к счастью.

17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски

Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Не ставь себя в унизительное положение. В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.

Контрольные вопросы: К чему сводится смысл принципа ахимсы? Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»? Кт является основателем даосизма?

Назовите отличительную черту философии Древней Индии? Предварительный просмотр: Тема: «Становление философии в Древней Греции. Философские школы.

В этот период времени человек начал осознавать бытие, ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Опять таки вспомним о месте нахождения Греции, о ее истории. Это была богатая, рабовладельческая страна, у богатых людей было достаточно свободного для досуга времени.

Именно здесь существовали мифы о возникновении Вселенной о ее управлении, вспомните о целом ряде богов во главе с Зевсом. Именно в Греции процветало театральное искусство, посещение спектаклей было обязательным для свободных людей, широкое распространение получили скульптуры, музыка, физкультура, Греция — родина Олимпийских игр. Древние греки обладали искусством выражать свою мысль.

Вот этой возможностью и способностью рассуждать, мыслить рационально, т. Греческие философы были полностью свободны, они не были жрецами, как в Индии не привязаны к религии и не обязаны были находиться на государственной службе как в Китае. Они могли полностью и свободно посвятить себя философии, никому не подчиняясь, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.

Философские школы Греции: Милетсткая школа — представители этой школы переосмысли мифические представления о возникновении мира и сформулировали представление о первоначалах, из которых и возникло все существующее. Милетская от города, занимались поисками первоначала. Представители философской школы могут приходить к разным выводам: первоначалом может быть вода, огонь, воздух, мельчайшие частицы, являющиеся праобразом разнообразия мира в миниатюре.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля.

Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Сократ принадлежал к софистам, в последствии стал приверженцем достижения истины, вел скромный образ жизни, ограничивая себя во всем, обладал сильным даром убеждения и воздействия на слушателя.

Сократ ввел понятие этики. Задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармонична? Чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех моральные нормы одинаковы для всех.

Сократ стал основателем метода майовтики «повивальное искусство», то есть с помощью наводящих вопросом приводить человека к истинному решению. Артур Шопенгауэр: « Чем глупее человек, тем понятнее для него мир». Смерть Сократа — приговорен к чаше яда, но от учений не отрекся.

Наиболее истинным учеником Сократа был Платон 427-347 гг. Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души». Философия Платона состоит из 3 частей: 1. Диалектика — учение о бытии.

Физика — учение о природе. Этика — учение о нравственности. Главная идея Платона состоит в том, что кроме нашего чувственного мира, который мы видим, чувствуем и ощущаем, существует мир сверхчувственный — мир идей переплетение с индийской философией.

Душа по Платону после смерти тела попадает в Аид царство мертвых и ведет такое существование, которое она заслужила при жизни. Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля 384-322 гг. Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом.

Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические математика, физика, психология , практические этика , творческие техника, эстетика. Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?

Наука об умопостигаемом т. Учение о категориях: «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание». Наука о законах мышления — логики.

Учение о материи и форме 5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных.

Человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе «общественное животное». Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог.

Другими словами бог — это совесть. Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в.

Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства. Можно сказать, что философия не только появилась в Древней Греции, но и достигла там своей высшей точки.

Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, - это обсуждали проблемы, которые он поставил. Эпикур — эпикуреизм — стремление человека к счастью, удовольствию, но удовольствию естественному и необходимому лесть — неестественна и не удовлетворяет потребности. Понимал счастье как покой, отсутствие страданий, самодостаточность человека.

Школа киников — ограничение своих потребностей, проповедовали не словами, а делами. Проповедовали натурализм природное — прекрасно, искусственное — безобразно. Аскетизм — ограничение чувственных желаний для достижения сосредоточенности духа.

Анархизм — уничтожение всякой государственной власти, создание государства, где индивиды сотрудничают как равные. Дополнительный материал. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми.

Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета. Фалес 640-546 - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов.

Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Милетская школа Ионийская или милетская, по месту возникновения школа - древнейшая натурфилософская школа.

Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики». Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя». Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия 121 — 180 н. Тем не менее, его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.

Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, — империи. У Марка Аврелия была вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным.

В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Требуется ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно.

Марк Аврелий 121 — 180 гг. Его положение необычно для философа, и полностью противоположно, по сравнению с Эпиктетом, тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.

Имя, данное его родителями, если таковое было дано, неизвестно - слово эпиктетос По-гречески просто означает «приобретенный». В детстве он приехал в Рим как раб Епафродита, богатого и могущественного вольноотпущенника, который сам был рабом и административным секретарем императора Нерона. Эпиктет был хромым, и некоторые источники говорят, что это произошло из-за плохого обращения со стороны его хозяина. Еще будучи рабом, Эпиктет учился у учителя-стоика Мусония Руфа. Примерно в 89 году н. Император Домициан изгнал из Рима всех философов. Эпиктет отправился в Никополь в Эпире и открыл там школу, которая стала широко известной и привлекла многих римлян из высшего сословия. Среди его учеников был Флавий Арриан ок.

Арриан однажды заметил, что Эпиктет был более популярен в свое время, чем Платон в свое время. Эпиктет жил простой, скромной жизнью, посвященной преподаванию и философским занятиям. Считается, что он не женился и не имел детей, хотя в одной из историй говорится, что он женился в конце жизни, чтобы вырастить ребенка, которого в противном случае оставили бы умирать. Философ-циник Демонакс, который был учеником Эпиктета, однажды услышал, как он призывал своих учеников жениться и заводить детей поскольку долг философа - обеспечить замену, готовую к тому времени, когда они умрут , и он саркастически спросил Эпиктета, неужели он мог жениться на одной из своих дочерей. Мысль и работа В Дискурсы и Справочник Основная работа Эпиктета - это Дискурсы, первоначально восемь книг, четыре из которых остались полностью. Популярный дайджест под названием Энхиридион-или «Справочник» -тоже выживает. Считается, что эти произведения были написаны не самим Эпиктетом, а его учеником Аррианом. В предисловии к Дискурсы, обращаясь к Люциусу Геллиусу, Арриан заявляет, что «все, что я слышал от него, я записывал, слово в слово, как мог, стараясь сохранить это как памятник, для моего собственного будущего использования, его образа мышления и откровенность его речи ». Три темы Эпиктет сосредоточился на обучении своих учеников тому, как вести идеальную стоическую жизнь. Его учения по логике, натурфилософии и этике не сильно отличались от первоначальных идей, изложенных почти четыреста лет назад Зеноном из Цития и Хрисиппом, основателями школы стоиков, но Эпиктет разработал новую систему обучения практике стоицизма.

Как и все эллинистические философы, он рассматривал моральную философию как средство обучения людей тому, как вести лучшую жизнь и достигать эвдемонии «счастья» или «процветающей жизни». Для стоиков это означало жизнь, движимую добродетелью.

17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски

Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом. Он говорил, что мы должны использовать каждое испытание как возможность проявить добродетель и стать лучше. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование и практические упражнения ("нравственная гимнастика"). Главная» Новости» Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным. Чтобы стать добродетельным, необходимо осознавать свои ошибки и быть готовыми к их исправлению.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий