3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия. В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга – Путиловском заводе – вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих.
Путиловские стачки
22 февраля (6 марта) 1916 года, после 4-дневной «итальянской забастовки», началась стачка на Путиловском заводе. В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга – Путиловском заводе – вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих. Забастовка на Путиловском заводе стала одной из ключевых событий в истории революционного движения России. 18 февраля (3 марта) на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны, на котором работало 36 тыс. рабочих, — забастовали рабочие лафетно-штамповочной мастерской (цеха), которые потребовали повышения зарплаты на 50 %. путиловском артиллерийском - вспыхнула забастовка. 17 февраля 1917 года начались забастовки на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге — крупнейшем артиллерийском предприятии Российской империи.
«Прощай, Ленин, прощай, власть». Как рабочие перепугали большевиков
Стачек, д. Фото: «Яндекс» В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Сиверса по проекту Ф. В конце века дворец перестроен И. Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения. Дача Сиверса. Фото: «Яндекс» Дом культуры «Кировец» 1975—1985 г. Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота. Фактически, это визитная карточка как проспекта, так и района. Они имеют интереснейшую историю, которая заслужила отдельной статьи.
Нарвские триумфальные ворота в 1910 году. Фото: «Яндекс» Возведены ворота были в честь победы над Наполеоном. Их величие венчает колесница Славы из доблестных воинов, которые восседают на вздымающихся конях. Тридцатиметровая скульптурная композиция стала первой самой большой работой российских архитекторов в 1827 — 1834 годах, посвящённой героям Отечественной войны 1812 года. Внутри ворот расположен музеи — воинской славы и городской скульптуры филиал. Остановка у Нарвских ворот 1954 г. Фото: «Яндекс» Во время Великой Отечественной войны недалеко проходила линия фронта. В память о героизме защитников города и были сохранены укрепительные сооружения, как минимум два одноамбразурных пулеметных ДОТа и один двухамбразурный — а также железобетонный бункер по-видимому, командно-наблюдательный. Фото: «Яндекс» Из памятников войны следует отметить и мемориал, в оформлении которого, помимо упомянутого двухамбразурного ДОТа, использован танк КВ-85, один из немногих сохранившихся на сегодня экземпляр этой модификации.
ДОТ на пр. Фото: «Яндекс» В 2007 году у сто четырнадцатого дома открыли памятник блокадному трамваю. Реставраторы вернули к жизни настоящий ретровагон. В качестве постамента для памятника использованы несколько метров рельсов, установленных там, где в блокаду находились оборонительные сооружения. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. Памятником героическим вагоновожатым стал трамвай 12-го маршрута 1941 Кинохроника «Ленинград в борьбе». Трамвай 12 маршрута.
Оказывается Рутенберг. Гапон при нём был на верёвочке. А кто шёл с Рутенбергом, кроме группы боевиков? Конечно большое количество зевак, которые и не понимали что происходит. Шли мимо люди с иконами, они и присоединились — думали крестный ход какой. Но были и идейные. А кто эти идейные? Они никакие не православные, а члены особой секты, созданной англичанами с использованием религиозной технологии.
Первая мобилизация в армию была произведена с Путиловского завода, все дальнейшие мобилизации были произведены оттуда же, все посылки на фронт и в разные отряды в деревни шли также оттуда. Еще недавно при самой маленькой мобилизации на Нарвский фронт мы взяли оттуда сто коммунистов. И действительно понятно, что после того как мы несколько раз снимали с него сливки, то там осталось снятое молоко. Если из 30 тыс. Там играют сейчас заглавную роль бывшие лавочники, бывшие надзиратели заводов, бывшие маленькие домовладельцы, бывшие городовые и бывшие жандармы. Я этим не хочу сказать, что там нет рабочих, там есть очень значительная группа рабочих, но часть из них обманутая идет за лев. И мы требуем от них одного: когда Петроградский Совет, единственный хозяин Петрограда, когда он скажет свое слово, они, если они не последние негодяи, обязаны подчиниться большинству рабочих и солдат. Аплодисменты Я предлагаю товарищам записываться и брать слово. ВАСИЛЬЕВ представитель заводского комитета Путиловского завода : 27-го февраля на Путиловском заводе рабочие заявили о том, что они чувствуют себя плохо в продовольственном отношении и поэтому требуют увеличения пайка. Им было заявлено, что для этого будут приняты меры. Это время не прозевали некоторые левые эсеры, которые стали стараться использовать этот момент. И не смотря на то, что в настоящее время в районе насчитывается 500 коммунистов, сочувствующих и кандидатов, мы все таки не сумели в первый день дать отпор на том основании, что мы не сумели создать определенной дисциплины среди товарищей коммунистов и таким образом дали простор бузовать лев. Во вторник, после того как этот вопрос встал более серьезно, мы собрали собрание коммунистов и после этого пошли на митинг, где мы увидели следующую картину: нашим товарищам коммунистам не давали высказываться и даже не хотели слушать тов. Иванова, который приехал, чтобы сказать им, что хлебный паек будет увеличен, они не хотели его слушать, срывали его речь, гукали, свистали и т. Иванову удалось высказать свою мысль до конца. Нам отвечали: закрывайте, или говорили: не закроете, только пугаете. И сегодня когда там был тов. Зиновьев, ему определенно не дали высказаться и не дали возможности раскрыть то положение, в котором мы находимся, ему пришлось просто уйти. БОГДАНОВ: Товарищи, для более полной характеристики, я укажу на отдельных типов, которые сейчас "гастролируют" на Путиловском заводе, но прежде всего я с болью в душе должен сознаться, что стыдно мне, пролетарию, стоять здесь перед судом Питерского Совета. Первый Волков. Он пришел работать в Петроградский Компрод с первых же дней революции и был довольно честным и хорошим работником. Через некоторый промежуток времени, Волков за неблаговидные поступки был выброшен из Компрода, затем он вновь втирается, и при новой чистке его выбрасывают вновь из Компрода, после чего он является на Путиловский завод, как борец за свободу. Второй Иванов... ЗОРИН: Я имею цифры за последние шесть месяцев, начиная с сентября и кончая сегодняшним днем, и вот что говорят нам эти цифры. Всего 137 вагонов, в среднем что дает 137 тыс. Я спрашиваю у товарищей, какие заводы получают четыре фунта продовольствия каждый день, я уверен, что такого завода еще в Петрограде нет. Есть текстильная промышленность, которая не получала ничего за исключением 10 фунтов муки за все время. Те работают, мучаются, страдают, слабые несчастные женщины и они терпят несмотря на то, что голод властвует у них на фабрике в большей степени, чем на Путиловском заводе. Значит причина не здесь, значит причину надо искать в другом месте, и мне, товарищи, не приходится указывать вам на эту причину. На территории Петрограда каждый честный рабочий имеет право пустить пулю в лоб лев. СЕРГЕЕВ: Я должен сказать, что путиловцы подлецы и что мы водопроводная станция, которая питает весь Петроград, и мы которые хотим влить в ваши самовары воды, чтобы дать вам возможность напиться горячего чая, и они хотят помешать этому делу и не дать нам хлеба, это с их стороны подлость и не только по отношению к нам, но по отношению ко всему петроградскому трудовому народу. И в то время, когда тов.
ВАСИЛЬЕВ представитель заводского комитета Путиловского завода : 27-го февраля на Путиловском заводе рабочие заявили о том, что они чувствуют себя плохо в продовольственном отношении и поэтому требуют увеличения пайка. Им было заявлено, что для этого будут приняты меры. Это время не прозевали некоторые левые эсеры, которые стали стараться использовать этот момент. И не смотря на то, что в настоящее время в районе насчитывается 500 коммунистов, сочувствующих и кандидатов, мы все таки не сумели в первый день дать отпор на том основании, что мы не сумели создать определенной дисциплины среди товарищей коммунистов и таким образом дали простор бузовать лев. Во вторник, после того как этот вопрос встал более серьезно, мы собрали собрание коммунистов и после этого пошли на митинг, где мы увидели следующую картину: нашим товарищам коммунистам не давали высказываться и даже не хотели слушать тов. Иванова, который приехал, чтобы сказать им, что хлебный паек будет увеличен, они не хотели его слушать, срывали его речь, гукали, свистали и т. Иванову удалось высказать свою мысль до конца. Нам отвечали: закрывайте, или говорили: не закроете, только пугаете. И сегодня когда там был тов. Зиновьев, ему определенно не дали высказаться и не дали возможности раскрыть то положение, в котором мы находимся, ему пришлось просто уйти. БОГДАНОВ: Товарищи, для более полной характеристики, я укажу на отдельных типов, которые сейчас "гастролируют" на Путиловском заводе, но прежде всего я с болью в душе должен сознаться, что стыдно мне, пролетарию, стоять здесь перед судом Питерского Совета. Первый Волков. Он пришел работать в Петроградский Компрод с первых же дней революции и был довольно честным и хорошим работником. Через некоторый промежуток времени, Волков за неблаговидные поступки был выброшен из Компрода, затем он вновь втирается, и при новой чистке его выбрасывают вновь из Компрода, после чего он является на Путиловский завод, как борец за свободу. Второй Иванов... ЗОРИН: Я имею цифры за последние шесть месяцев, начиная с сентября и кончая сегодняшним днем, и вот что говорят нам эти цифры. Всего 137 вагонов, в среднем что дает 137 тыс. Я спрашиваю у товарищей, какие заводы получают четыре фунта продовольствия каждый день, я уверен, что такого завода еще в Петрограде нет. Есть текстильная промышленность, которая не получала ничего за исключением 10 фунтов муки за все время. Те работают, мучаются, страдают, слабые несчастные женщины и они терпят несмотря на то, что голод властвует у них на фабрике в большей степени, чем на Путиловском заводе. Значит причина не здесь, значит причину надо искать в другом месте, и мне, товарищи, не приходится указывать вам на эту причину. На территории Петрограда каждый честный рабочий имеет право пустить пулю в лоб лев. СЕРГЕЕВ: Я должен сказать, что путиловцы подлецы и что мы водопроводная станция, которая питает весь Петроград, и мы которые хотим влить в ваши самовары воды, чтобы дать вам возможность напиться горячего чая, и они хотят помешать этому делу и не дать нам хлеба, это с их стороны подлость и не только по отношению к нам, но по отношению ко всему петроградскому трудовому народу. И в то время, когда тов. Ленин приехал как гость к красному Петрограду, а вы говорите ему, что мы тебя признаем за провокатора и мы не хотим тебя признавать, то это уже бог знает что такое. Мы собрали сегодня митинг и на нем провозгласили: да здравствует тов. Ленин наш дорогой гость красного Петрограда. Я много говорить не буду потому что я не красноречив и сегодня я не подготовлен, но на завтрашний день назначено наше собрание, собрание главной станции в 8 часов и мы на нем вынесем резолюцию о том, что путиловцы как и все должны подчиняться только Петроградскому Совету, Всероссийскому Съезду Советов и Третьему Интернационалу во главе которого стоит тов. Да здравствует тов. Мы не получили ни одного вагона, мы получили только по 15 фунтов муки, а ненормированных продуктов мы не получали. Из этого понятно, что Путиловский завод бастует не из-за того, что там недостаток продовольствия, а из-за того, что они мешочничают, спекулируют. Это для меня вполне понятно.
В 1905 году началась забастовка рабочих Путиловского завода
Сергей П. Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года. и, что главное, не признали права организации такие требования предъявлять. Начало работы на заводе и формирование рабочего класса. 3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе забастовали все 12600 рабочих. За прошедшие годы было несколько забастовок с участием рабочих Путиловского завода, первая из которых произошла в 1905 году, однако именно эта забастовка в 1917 году считается катализатором Февральской революции. 17 февраля на Путиловском заводе были уволены несколько рабочих, требовавших повышения заработной платы.
Путиловский бунт
Часть рабочих, вышедших в тот день на улицы, все еще сохраняла веру в царя. Однако демонстрация, назначенная на 9 января, в создавшейся ситуации имела довольно провокационный характер. И, несмотря на это, предотвратить события Кровавого воскресенья 1905 года не удалось. Кровавое воскресенье, художник Владимир Маковский Кровавое воскресенье, художник Владимир Маковский Когда вполне мирная демонстрация, наполовину состоявшая из женщин и детей, с портретами царя и хоругвями движущаяся к Зимнему дворцу, приблизилась к Невским воротам, она была атакована кавалерией. После пяти выстрелов пехоты зачинщик крестного хода скрылся.
Огонь по рабочим открывали ещё два раза — у Троицкого моста и у Зимнего дворца. В результате этих обстрелов погибло 2 тысячи человек, ещё 2 тысячи получили ранения. События Кровавого воскресенья положили начало революционным событиям последующих лет. Интересная статья?
Делитесь ей в соцсетях.
Ход событий был следующим: 18 февраля 1917 года рабочие выдвинули требование о повышении уровня заработной платы; 22 февраля масштабы выросли, протестовали более 100 000 рабочих по всему Петрограду; 23 февраля к протестам примкнули женщины, общее количество протестующих достигло 500 000 человек; солдаты не стали стрелять в протестующих и присоединились к ним; 4 марта протесты прекратились. Забастовки на Путиловском заводе случались и ранее, в том числе 3 января 1905 года, которая привела к «Кровавому воскресенью» 9 января того же года.
Требования оказались кстати - к 7 января Петербург оказался охвачен всеобщей стачкой. Однако вскоре стало ясно, что дело это, скорее всего, гибельное: руководство бастовавших заводов удовлетворять требования рабочих явно не собиралось. Бить челом государю в таких случаях - давняя русская традиция, живая и по сей день. По воспоминаниям одного из лидеров Собрания, Алексея Карелина, Гапон поначалу был противником подачи петиции, но, когда стало ясно, что забастовка обречена на поражение, свое мнение изменил. В основу акции были положены упомянутые требования, разработанные в Собрании. Но бастующие уже хотели большего - созыва Учредительного собрания: момент требовал радикальной политической повестки дня. К Зимнему дворцу решили идти утром воскресенья. Настроение всего Петербурга было необычайно напряженно. Ждали чего-то необыкновенного, смутного, небывалого... Не только в помещениях, но буквально все улицы и примыкающие к ним ближайшие переулки были полны народом... Жажда слышать ораторов, оценивавших данный момент, была такова, что приходилось выставлять зимние рамы, и ораторы говорили свои речи, стоя на подоконниках, рискуя жестоко простудиться; впрочем, о таких мелочах тогда никто не думал. Пришла пора пролетариату показать, что он не вьючное животное, что он не бык, не баран, на которых ездят и шерсть которых стригут... Мы идем просить, чтобы нас только выслушали, а если в ответ на нашу просьбу братья-солдаты станут в нас стрелять, то подставим наши груди... Идем и будем спокойно и мирно умирать...
Были свёрнуты многие послабления фабричной администрации, завоёванные рабочим классом в ходе Первой русской революции, а во время войны рабочий день на многих предприятиях превышал 10 часов. Остро стоял национальный вопрос: общины евреев и мусульман были ограничены в правах, а национальные окраины империи не имели автономных прав. К концу 1916 г. Усталость большинства населения от войны также обостряла революционную ситуацию. Люди не понимали целей и смысла столь тяжёлой и кровопролитной войны, которую Россия вела уже 2,5 года. Особенно остро социальная напряжённость проявлялась в городах, которые к началу 1917 г. Наконец, стремительное падение авторитета Николая II как в глазах большинства населения, так и в глазах значительной части политической элиты делали монархическую форму правления крайне неустойчивой. Революционные события в столице В январе-феврале 1917 г. По городу пошли слухи о том, что хлеба не будет ещё долго. Случились погромы на некоторые хлебные лавки. С первых дней января в столице было неспокойно. Петроградские «хвосты» зимой 1916—1917 гг. Это спровоцировало забастовку рабочих Путиловского завода, которая к 23 февраля распространилась на всю столицу. Уже 24 февраля в ходе всеобщей забастовки были выдвинуты политические лозунги: «Долой войну! Порядок в столице должен был обеспечивать Петроградский гарнизон. Царское правительство рассчитывало, что движение рабочих удастся разогнать так же, как в первые дни революции 1905—1907 гг. Однако в 1917 г. Узнать больше Петроградский гарнизон в феврале 1917 г. В столице Российской империи к началу 1917 г. Большинство из них готовились к отправке на фронт весной 1917 г. Но многие солдаты не желали отправляться на фронт. Условия содержания Петроградского гарнизона были чрезвычайно суровы: в казармах не хватало мест, были трудности с обеспечением пайком. Поэтому солдаты Петроградского гарнизона были готовы проявить солидарность с бастующими рабочими столицы. С 26 февраля войска Петроградского гарнизона по приказу командующего Петроградским военным округом генерала С. Хабалова начали разгонять демонстрантов с применением оружия. Было убито несколько десятков бастующих. Но к концу дня оказалось, что значительная часть солдат отказалась стрелять по демонстрантам и начала переходить на их сторону. Солдаты и рабочие брали под свой контроль вокзалы, мосты, телеграфы, здания правительственных учреждений. Была взята Петропавловская крепость и другие тюрьмы, в которых содержались политические преступники. Начались аресты царских чиновников. В таких условиях Совет министров фактически прекратил свою деятельность. В этот же день в Таврическом дворце были созданы революционные органы власти. Депутаты Государственной Думы, отказавшиеся расходиться по требованию императора, сформировали Временный комитет членов Государственной думы, который возглавил М. Воззвание Временного комитета Государственной думы во главе с М. Родзянко о взятии государственного и общественного порядка под контроль комитета Задание 1. Вспомните, какие политические партии преобладали в IV Государственной думе. Как изменилась обстановка в думе на фоне неудач России в Первой мировой войне? Сделайте вывод о характере партийного состава Временного комитета Государственной думы. Какие задачи определили для себя члены Временного комитета Государственной думы? Заседание Временного комитета Государственной думы 28 февраля 1917 г. Неизвестный художник В другом крыле Таврического дворца вечером того же дня открылось заседание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Петросовет был созван по инициативе депутатов Государственной думы от социалистических партий — эсеров и меньшевиков. Исполнительный комитет Петросовета возглавил меньшевик Н. Его заместителями стали трудовик а позднее эсер А. Керенский и эсер Н. У Таврического дворца в день открытия первого заседания Совета рабочих и солдатских депутатов Воззвание Исполнительного комитета Совета рабочих депутатов о предстоящем заседании представителей рабочих и солдат и об избрании на это заседание своих депутатов Задание 1. Интересы каких социальных групп населения представлял Петросовет? Вспомните содержание политических программ партий меньшевиков и эсеров. Какие задачи перед собой могли поставить руководители Петросовета? В соответствии с ним во всех военных частях Петроградского гарнизона создавались выборные солдатские комитеты, которые могли отменять приказы офицеров, брать под свой контроль оружие и боеприпасы и подчинялись непосредственно Петросовету.
100 фактов о 1917. Забастовка Путиловского завода
Неудовлетворенность условиями работы как причина забастовки Причина забастовки на путиловском заводе, запланированной на определенную дату, связана с неудовлетворенностью работников условиями, в которых они трудятся. Начавшаяся забастовка на Путиловском заводе быстро распространилась на другие предприятия Петрограда и стала массовым проявлением рабочей недовольства. В эти дни 1905 года на Путиловском заводе проходила всеобщая стачка. Решение о проведении массового шествия для подачи петиции принято «Собранием» в условиях спланированной им стачки, начавшейся 3(16).1.1905 на Путиловском заводе в ответ на отказ администрации завода восстановить на работе одного из четырёх рабочих (все. В декабре 1904 г. на Путиловском заводе произошел заурядный трудовой конфликт. Правильный ответ Дата забастовки на Путиловском заводе — 18 февраля 1917 года.
Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия
Почему царь покинул столицу 19 января все даты по новому стилю император присутствовал на Крещенском водосвятии на Неве. По некой случайности из одного из артиллерийских орудий выстрелили в направлении палатки, где находился царь. Император не пострадал, но ранение получил городовой. Оказалось, что снаряд был боевым. Произведенное расследование показало, что происшествие было случайностью, несчастным случаем. Но это было позднее, а сразу после ЧП царь спешно покинул Петербург. Да еще и фамилия городового оказалась Романов… Вообще, надо сказать, что обстановка в городе была напряженной. Уже несколько дней бастовали рабочие ряда крупных предприятий.
Началась забастовка на Путиловском заводе.
На проспекте Стачек преобладают коммунистические атрибуты: советская символика, архитектура. Петергофское шоссе 1905 г.
Фото: «Яндекс» Дворец бракосочетания Кировского района, наши дни. Фото: «Яндекс» Ярким объектом, сохранившимся до наших дней, является усадьба Дашковой Кирьяново , выстроенная в 1783-1784 годах для княгини Воронцовой-Дашковой. Расположена достопримечательность на проспекте Стачек, дом 45.
Благодаря красивому внешнему виду шоссе, его часто сравнивали его с «трактом» от Парижа до Версаля. В конце XVIII века вдоль всего пути установили гранитные верстовые столбы в виде пирамид, один столб сохранился в районе Детского парка. Верстовой столб на улице Трефолева.
Одной из важнейших достопримечательностей проспекта является Путиловский завод. Изначально он был Путиловским чугунолитейным заводом. Рабочие именно этого завода восстали против царского режима, в истории этот знаковый и печальный день именуется «кровавым воскресеньем».
Считается, что благодаря тем событиям проспекту была придана атрибутика так называемого социалистического освободительного движения. Утро 9 января у Нарвских ворот. Фото: «Яндекс» Практически на всем его протяжении прослеживается и поддерживается данная тематика: в названиях самого проспекта и местной площади, которая носит имя революционера и советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, а также в символике — на одном из домов имеется изображение серпа и молота, и, безусловно, в архитектуре.
Вид Кировского завода с улицы Стачек 1935 г. Она была воздвигнута на заре прошлого века в псевдорусском стиле, в 20-е перестраивалась под заводской клуб в духе конструктивизма, после войны при восстановлении ей придали неоклассицизм. В 2000-х возвращена православным верующим.
Фото: «Яндекс» Не так давно на проспекте был построен Храм Иоанна Кронштадтского, где проводятся богослужения. В 2006—2007 годах в непосредственной близости был построен бизнес-центр «Империал» — пр. Стачек, д.
Фото: «Яндекс» В районе жилгородка Кировского завода, по адресу проспект Стачек, 158 в 1761 году было завершено строительство дачи графа К. Сиверса по проекту Ф. В конце века дворец перестроен И.
Сейчас это Дом культуры «Кировец», общежитие завода и другие учреждения. Дача Сиверса. Фото: «Яндекс» Дом культуры «Кировец» 1975—1985 г.
Фото: «Яндекс» Еще одной не менее яркой достопримечательностью являются Нарвские триумфальные ворота.
Он пришел работать в Петроградский Компрод с первых же дней революции и был довольно честным и хорошим работником. Через некоторый промежуток времени, Волков за неблаговидные поступки был выброшен из Компрода, затем он вновь втирается, и при новой чистке его выбрасывают вновь из Компрода, после чего он является на Путиловский завод, как борец за свободу. Второй Иванов... ЗОРИН: Я имею цифры за последние шесть месяцев, начиная с сентября и кончая сегодняшним днем, и вот что говорят нам эти цифры.
Всего 137 вагонов, в среднем что дает 137 тыс. Я спрашиваю у товарищей, какие заводы получают четыре фунта продовольствия каждый день, я уверен, что такого завода еще в Петрограде нет. Есть текстильная промышленность, которая не получала ничего за исключением 10 фунтов муки за все время. Те работают, мучаются, страдают, слабые несчастные женщины и они терпят несмотря на то, что голод властвует у них на фабрике в большей степени, чем на Путиловском заводе. Значит причина не здесь, значит причину надо искать в другом месте, и мне, товарищи, не приходится указывать вам на эту причину.
На территории Петрограда каждый честный рабочий имеет право пустить пулю в лоб лев. СЕРГЕЕВ: Я должен сказать, что путиловцы подлецы и что мы водопроводная станция, которая питает весь Петроград, и мы которые хотим влить в ваши самовары воды, чтобы дать вам возможность напиться горячего чая, и они хотят помешать этому делу и не дать нам хлеба, это с их стороны подлость и не только по отношению к нам, но по отношению ко всему петроградскому трудовому народу. И в то время, когда тов. Ленин приехал как гость к красному Петрограду, а вы говорите ему, что мы тебя признаем за провокатора и мы не хотим тебя признавать, то это уже бог знает что такое. Мы собрали сегодня митинг и на нем провозгласили: да здравствует тов.
Ленин наш дорогой гость красного Петрограда. Я много говорить не буду потому что я не красноречив и сегодня я не подготовлен, но на завтрашний день назначено наше собрание, собрание главной станции в 8 часов и мы на нем вынесем резолюцию о том, что путиловцы как и все должны подчиняться только Петроградскому Совету, Всероссийскому Съезду Советов и Третьему Интернационалу во главе которого стоит тов. Да здравствует тов. Мы не получили ни одного вагона, мы получили только по 15 фунтов муки, а ненормированных продуктов мы не получали. Из этого понятно, что Путиловский завод бастует не из-за того, что там недостаток продовольствия, а из-за того, что они мешочничают, спекулируют.
Это для меня вполне понятно. Это негодяи, не наши рабочие, это подлецы, предатели. Вполне понятна деятельность шайки левых эсеров. И вот, я говорю определенно, если мы не сделаем чего хуже, но в печку посадим и закупорим, пускай сдохнут, черт с ними. Представитель фабрики ПАЛЬ: Товарищи, я имею честь сообщить Петроградскому Совету, что эс-эровская зараза перекинулась и на нашу фабрику.
Сегодня рабочие забастовали и требуют хлеба. Известно, товарищи, что текстильные производства более обижены в пайке, чем Путиловский завод, и не диво, что женщины могли бастовать и требовать хлеба. Поэтому, я бы предложил распустить Путиловский завод, а десять вагонов, полученных им, раздать всем трудящимся. У нас требовали увеличить паек, как на Семянниковском заводе получают паек, так и у нас. У нас на фабрике были оборонцы, но те молчали, а в настоящий момент они присоединяются ко всем грязным лозунгам, не теряют времени и поджигают женщин, которые кричат, чтобы им дали хлеба.
Завтра у нас приступят к работе и мы их как-нибудь умажем. ТЮШИН: Товарищи, я выступил здесь для того, чтобы выразить порицание той черносотенной банде, которая продолжает агитацию, играя на голодном пайке. Я нарочно, товарищи, бросаю упрек этим мерзавцам для того, чтобы вызвать их на эту честную трибуну и высказать на весь мир свое оправдание.
Уступчивость в отношении наступающей толпы либо ведет к крушению власти, либо к еще худшему кровопролитию». На сегодня известно, что так называемая «мирная демонстрация» носила не только внутриполитический характер. Она, и последовавшие за ней революционные выступления, явились следствием работы японских агентов и были организованы в самый разгар русско-японской войны. В эти дни из Парижа от латино-славянского агентства генерала Череп-Спиридовича пришло в Россию сообщение о том, что японцы открыто гордятся волнениями, вызванными на их деньги. Английский журналист Диллон в книге «Закат России» засвидетельствовал: «Японцы раздавали деньги русским революционерам... Я должен сказать, что это бесспорный факт». А вот как оценивает трагедию 9 января и последующие за ней забастовки и революционные выступления О. Платонов: «Если давать юридическую оценку деятельности граждан Российской Империи, в условиях военного положения готовящих на иностранные деньги ее поражение, то по законам любого государства она может рассматриваться только как государственная измена, достойная высшей меры наказания. Предательская деятельность кучки революционеров вследствие остановки работы оборонных предприятий и перебоев в снабжении армии, привела к гибели тысяч солдат на фронте, ухудшению экономического положения в стране». Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага». Конечно же, Государь заметил и преступную непредусмотрительность и неумение предотвращать беспорядки со стороны руководителей органов правопорядка. Они понесли достойное наказание. По повелению Государя были уволены со своих должностей все чиновники непосредственно виновные в том, что не сумели предотвратить демонстрацию. Кроме того, своих постов лишились министр внутренних дел Святополк-Мирский и петербургский градоначальник Фуллон. По отношению же к семьям погибших демонстрантов Государь проявил истинно христианское милосердие. Его указом на каждую семью погибшего или пострадавшего было выделено по 50 тыс. Это по тем временам вылилось во внушительную сумму. История не знает другого подобного случая, чтобы во время тяжелой войны выделялись средства на благотворительную помощь семьям пострадавших участников антигосударственной демонстрации. На фото картина изображает расстрел главной колонны с Гапоном, но на дворцовую площадь по документам толпы не пропустили, прошла только одна колонна. Стрельба велась на подходах,для рассеивания масс.. Сам Гапон был остановлен у Нарвской заставы, где и обстрелян. Закончив эту огромную статью я задумался об этом расстреле по -новому. Вы только представьте в православной стране наступает Рождество, гуляния, елки, подарки,катания в санях, пиры, никто не ждет расстрела... Но именно он и должен случиться. Во дворце среди роскоши живет православный царь , он прославил два года назад Серафима Саровского, у него прекрасные дочки, обещан дивеевской блаженной и рожден долгожданный наследник престола, но все что он может решить в ответ на народное движение с обращением к нему - расстрелять всех как преступников. Ни малейшей мысли умыть руки, обелить себя,заявить о непричастности своей, схитрить, чем-то пожертвовать, нет. Политика как наука и игра ему словно не знакома вообще, когда речь заходит о бесправных рабочих. Жертвовать жизнями будут бывшие крепостные, ставшие рабочими. Их кровь и их жен и детей должна пролиться. Они станут настоящими козлами отпущения за все проблемы его власти, его общества, его системы, или не его? Причем козлов отпускали в пустыню, а этих русских православных людей его военные растреляют и закопают как собак в ямах. Им не окажут никакой медицинской помощи. Никто не вызовет медиков, умножив этим потери. Тысячи вопросов и страшных ответов. И главное - ни следствия, ни суда, ни покаяния никогда не будет и придется потомкам самим все расследовать и разбирать этот бурелом перед революцией 17 года. Но суд необходим и он наступит, он нужен нам, иначе мы никогда не выйдем из тьмы русского беззакония. И подавать в Верховный Суд России дело о расстеле 9 января надо и необходимо. Ну а теперь все по порядку. Личность священника и талантливого проповедника Георгия Гапона Наше отношение к событиям тех лет сформировано однобокой радикальной трактовкой -карикатурой и для них "поп Гапон" был провокатором, на него чуть ли не возлагалась ответственность за гибель людей и «вешались на мертвого все собаки». Ложь здесь уже в том что реальный Григорий Гапон не был "толстым попом" и тупым исполнителем обрядов, он был талантливаым проповедником, рисковал всем что имел, а имел немногое, начиная свой путь к площади собственного распятия во лжи врагов, которых, кстати прощал. Но реально в то время за влияние на рабочих боролись многие партии и Гапон для всех революционеров был кошмаром и конкурентом, потому что отнимал главное — идею свержения самодержавия и указывал мирный путь русских реформ, по сути социализм сверху. Это отношение очень коротко — полное отрицание , сродни большевистскому обвинению в провокации. Книги священника Георгия Гапона, а их более десяти не продаются и не издаются в православных типографиях, хотя тогда выходили даже в Европе. Тема закрыта и забита гвоздями накрепко. Но почему Гапон так был близок к своей мечте — примирить царя с рабочими, его поддержали сотни тысяч верующих рабочих и вскоре сам Ленин был бы лишен всякой опоры в народной его любимой пролетарской среде, охваченной порывом гапоновского движения к Зимнему. Почему же столь великий проповедник Георгий Гапон украинец с горячим сердцем был забыт руководством нашей Церкви на сто лет и более? В чем его вина? Современная московская православная церковь вообще ничего не предлагает рабочим массам, кроме участия в обрядах. Какой может быть судьба памяти отца Георгия Гапона, если в церкви просто не было таких талантливых проповедников? Великих ораторов Церкви Московская патриархия никогда не жаловала. Пример- отец Александр Мень, сосланный на станцию Семхоз и почитаемый как мученик, но правда в том что его даже по невежеству не могут правильно назвать, а ведь он великий учитель Церкви и равноапостольный муж. И время только увеличивает наше уважение к нему, других не появилось. Горько говорить о том, что разделяет людей на партии, на группировки. Но придется выяснить и вопрос о праве христиан на защиту своих прав. Наша современная модель Церкви предполагает только архиерейский собор как способ договорится о церковных делах и увы, никакого представительства мирян не предполагает на деле. Едва речь заходит о реальных материальных полномочиях, архиереи твердо и ультимативно заявляют свою неограниченную власть в распоряжении имуществом и скажем так, политической линией поведения христиан. Считается, что патриарх Алексий запретил всем священникам участвовать в выборах и партиях. Мирянин может выдвигаться, но церковь ради него ни чем рисковать не будет. Выплывай как хочешь. Но на деле этого красивого нейтралитета не получилось. Церковь определенно встала на сторону власти и ее партии Единая Россия , суть в одном лице. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Из церковных проповедей исчезла всякая критика в отношении властей и их представителей, правда разрушения инфраструктуры страны, нищеты и бесправия народа. И народ этого Церкви не простил. Мы после проповеди ограниченного в темах священника уходим из церкви, в которой никогда не услышим о нашей реальной жизни ничего, уходим с неосознанным чувством подавленности и унижения. Я помню однажды на приходском совете священник, впоследствии отстраненный за злоупотребления, с усмешкой оглядывая старушек и скромных работяг рассуждал:»Ну что же вы так равнодушны к церкви, к ее ремонту и состоянию, ведь это же все ваше, все для вас, поработайте во славу Божию. Но я вдруг понял печальную вещь- ничего здесь в храме людям реально не принадлежало и любое мнение мирянина ничего здесь не стоило, у всего уже был строгий и бепрекословный хозяин, священник, ну, а судьбой священника владел архиерей. И они оба надеялись, что затуманенные рассуждениями о делах спасения люди будут относиться к их собственности как к своей. Но опыт показывает, что человек гораздо больше участвует там, где ощущает собственное пространство. Каждому мирянину можно было бы поручить конкретный участок огромного храма и люди заботились бы о таких участках больше чем единственный священник с его разовыми ремонтами раз в пятнадцать лет. А мы наивно тогда полагали, что пирамида подчинения кончается на священниках, или пониже, диаконах и пономарях и чтецах. Но по прошествии многих лет я осознал страшную правду и должен сказать эту правду. Свобода мирянина лишь его иллюзия. Пирамида четко раздавливает свою огромную последнюю ступень и как только мирянин вмешается хоть во что либо из церковной хозяйственной или культовой жизни он сразу же получит самую жестокую и резкую оценку церковного руководства. Но Иисус не создавал этой пирамиды, вполне себе мирской по методам раздавливания нижестоящих. Замысел Иисуса настолько различен с человеческой версией понимания власти в церкви, что даже человек говорящий о нем воспринимается хранителями пирамиды как враг. Русский мирянин верит в церковь и ходит в нее только потому, что он не отдает своей свободы под распоряжение владык и архиереев или понимает их власть как некий договор управления. Но реальность без политических противовесов скатывается к простому тиранству. Представьте, что архиереи получили власть указывать вам в каком городе жить, о чем вам говорить со своими братьями мирянами, запрещают вам какие-то темы и гнут вас под себя. Вы покинете такой приход, где ваши права кто-то присваивает. Издаются книги, где мягко и изощренно доказывается исключительность священства в руководстве всей Церковью, а клерикализм ставится как единственное решение всех проблем и церкви и общества. Но ведь все это насилие существует сегодня в отношении священников, они молча терпят насилие и называют это послушанием, но все здесь намного сложнее. Тем, кто захлебнется в возражениях, укажу простое постановление архиерейского собора в отношении церковного брака мирян, полностью взятое вообще без какого-то пересмотра из 18 века и вновь утвержденное в 2015 году. Не читали? Невежество является важнейшей опорой насилия. Так вот я потрудился прочесть. В этом документе запрещаются браки между родствениками до восьмой степени родства, и даже до шестнадцатой… Зачем??? А потом я вам намекну на возможные резоны неисполнимого указа. А вот, во -первых во имя блага и борьбы с кровосмешением. Но этого греха у нас на Руси почти не знали. К тому же в народе вполне достаточным считают брак через три степени родства. Представьте себе ситуацию в русских деревнях в крепостном праве. Люди никуда уехать не могли. Через пару поколений все в округе становились родственниками. Одна фамилия распространялась на десятки верст вокруг. Исполнить архиерейские указы о восьмой степени родства было невозможно и кстати, люди и не помнили родства более четырех -пяти степеней. И сполш и рядом женились уже через три степени. Откуда же взялось архиерейское восемь степеней? И даже уже вообще неисполнимое запрещение шестнадцати степеней родства? Что это, как не селекция, прямое вмешательство в брачные отношения супругов. Кто может любить по архиерейскому циркуляру о степенях родства? Ведь сказано, что Бог сочетал человек да не разлучает, но разве архиерей уже не человек, уже полубог? Дикость в церковной концелярии… А указы эти вытекают не из любви, а из желания власти над мирянами. Ведь понятно, что они неисполнимы, но у бюрократов нет случайно взявшихся документов. Могу предположить, что это просто взяткоемкий документ, не испугаются ли миряне, не понесут ли пожертвование на разрешение брака с родственниками. Да и деревенские батюшки в прикорме от такой селекции и евгеники. Глядишь- крестьяне богатые задумали свадьбу, а родство то близкое-никуда от факта не денешься и вот появляется причина, пунктик объявить все кровосмешением или получить пожертвование выгодно свирепому пастырю. И все встает на свои места- гора родила мышь. Указ о степенях родства это просто средневековый позор, подлежащий немедленной отмене и приведение его в соответствие с уголовным правом государства о семье. Все это предпочли замолчать. А это требует всенародного собора и изгнания коррупционной составляющей, позорящей современное православие. Как в церкви этот отвратительный исторический мусор накапливается и почему она его не извергает, а тонет в нем? Потому что миряне изгнаны с архиерейского искусственного туманного Олимпа. Старые монахи архиереи решают судьбы семейных мирян и священников и добровольность отсюда давно изжита, а с ней уходит и благодать. Именно свобода поведения, пути и духа является той средой, которая оживляет и питает церковь новыми адептами и привлекает к Церкви, ведь она рождена Христом как добровольное общество последователей учения Иисуса Христа. Это бесспорная основа Церкви. Другое дело, если люди утратили способность учить и учительствовать, тогда их власть и полномочия можно укрепить лишь скрытым насилием и учением о послушании. Но послушание добровольное вытекает из авторитета учителя, деятеля, а не из его должности, как директора в миру! Но именно это вы услышите в современной церкви- надо слушать батюшку, что бы он не сказал, не спорьте, так лучше будет всем. И скука обеспечена. У нас есть право искать проповедников и вне своего прихода если на нем нет достойного мастера духовного слова. А иначе это уже насилие над слушателями. Насколько средневековая пирамида власти архиереев соотносится с добровольным характером принятия послушания Церкви? Откуда эти притязания «владык» как не из мрачных времен древнего мира , борьбы за архиерейские кафедры между группировками? Не пора ли открыто обсуждать и ставить эти вопросы, пока не поздно, пока никем не контролируемые архиереи не впали в комплекс царей и властителей мира сего- в цезарепапизм. Иисус сказал о таких- Князья народов господствуют над ними, у вас же да не будет так, но кто хочет быть первым да будет всем слугою… Крамольно уже звучит в России! Гапон на своем приходе вел себя необычно, привлекая правдой в проповедях о жизни рабочих толпы работяг. Обряд на приходе Гапона не был главным смыслом, все объединилсиь ради главного дела- преображения общественной среды мирным путем диалога христиан с царем христианином. По всем вышеперечисленным причинам Гапон не был характерным тихим и молчаливым послушником, выделялся на общем сером и малообразованном фоне провинциального духовенства, превосходил всех архиереев даром убеждения и реального слова правды о жизни рабочих. Они были лишены обсуждения и упоминания своих проблем в церкви как общественной организации. Гапон дал им это право и повел к лучшей жизни. Я был в музее 1905 года в Москве и удивлялся что помешало царю, такому духовному спокойному человеку просто быть последовательным, просто выходить к народу, что кстати на деле было древне-русской традицией, отмененной Петром Первым, и вполне естественно, что темный народ этой традиции подсознательно следовал. Вот только традиции нельзя изменить, потому что созданы они для регуляции власти. И если власть вместо следования им стреляет в народ, ее просто сносят русские толпы. Власть есть и всегда будет ничтожным меньшинством, спасающимся только путем мира с народом, мирного договора! А расстрел 9 января показал что Николай Второй не умел управлять толпой и быть народным вождем, а не главным полицмейстером страны. Идея идти к Зимнему была прекрасная и светлая, истинно русская, и не даром принята была почти всеми. И никакой Гапон не провокатор, а гениальный христианский социалист, едва не изменивший историю страны. Без царя все рушилось, замысел работал только при его участии и в этом был шанс спасти царство, как систему отношений народа и царя. Вместо того чтобы принять предложенную Гапоном парадигму спасения отношений, Николай отдал свою власть и полномочия армии и полиции и по сути перестал быть царем после этого. Его власть в русском понимании рухнула 9 января. Расстреливать на площадях можно мародеров, а расстреливать мирное шествие добрых и набожных трудяг, как преступников криминально и преступно, всех стрелявших следовало судить как военных преступников. Придя на площадь люди ожидали царя, был вариант не выйти к народу и все бы разошлись. Но прозвучали выстрелы, началась рубка конницей, по сути карательная экспедиция. Звучат обвинения толпы народной в том, что она якобы была нашпигована провокаторами с наганами и дубьем, но тогда войска бы не устояли. Трагедия стала так велика и возможно лишь потому, что люди в большинстве изначально не собирались давить горстку солдат на площади. Выстрелы заставили неприготовленных к ним людей увеличить жертвы давкой и убеганием, когда пострадали дети, взятые с собой на этот как думали люди праздник единения с Царем. Полиция должна была пойти на любые жертвы, изъятие патронов, допущение ограбления дворца, избиения и убийства полицейских и солдат, но только не потерю главного- мира с народом-медведем. Все было очень сложно, Гапон был прямым конкурентом ленинской партии и других крайних и они решили убить его. Но идея русского христианского социализма под сакральным царским домом сохранением политических традиций в новое время не умерла и не умрет, пока жив народ, ее носитель, жаль что аналитики и историки одурманенные лишь западной трактовкой событий не видят русских национальных особенностей в тех событиях. Император Японии и королева Англии спокойно существуют до сих пор. А мы как всегда горячимся, да ладно, медведь отходчив. Но правда дороже, те монархисты, которые после перестройки расправили крылья мало разбирались и в истории, и в самой идее именно русской монархии. Они считали Петра Первого единственно возможным вариантом развития страны. Забывая, что Петр и разрушил многое из русских политических традиций, наивно полагая основать царство по западному, без местных коренных традиций. И странным образом в революции многие русские увидели возврат к вечевым традициям народной демократии домонгольского периода , сочетавшим и князя и народный сход, и упрощение обращения к главному вождю, как и было на Руси в древние времена, когда люди были все вольными и прямо могли говорить с князем. Не даром появляется в те годы революции обычай посыла ходоков к Ленину, к Калинину, с народными наказами… Именно поэтому в Кремле скромные царские палаты имеют крыльцо, выходящее на народную площадь и часто прямо из царского тронного зала и боярской думы коррупционеров свергали с этого крыльца и выдавали по требованию толпы на народную расправу. Все это в наших генах и никто это не изменит. И смысл существования всех площадей именно в народных сходах для обсуждения событий и обид боярских. Мало известен и факт существования в окружении царя фашистско-ультра-монархической партии во главе с такими убийцами как Пуришкевич, убеждавший всех что все проблемы России можно решить??? И ничего этим не достигли, только древний каинов грех содеяли и выполнили волю британских агентов, не допустивших выхода России из войны, чего добивался Распутин от Николая Второго и оставления Британии наедине с мощью немцев. Именно след этих фашистов убийц прослеживается в самой идее убить рабочих —гапоновцев на дворцовой площади, беспощадно и бессмысленно, вероломно и подло, как потом убьют Распутина. К сожалению, фашизм тогда уже проникал и в высшее руководство армии и полиции. Это было не русское, а западное течение мысли, через полунемцев проникавшее в западную столицу Петербург. Дай Бог,чтобы мои подозрения не подтвердились. Мы много думаем и пытаемся уловить логику виновников расстрела, но мне представляется, что убийство как преступление имеет корнем не логику, а саму ненависть и потому легко раскрывается сыщиками. Оно не логично и потому иррационально по мотивам и природе. Тем более массовое убийство невинных людей. Это просто торжество абсурда и пир эмоций ненависти. У кого же в Петербурге могло быть столько накопившейся ненависти? Хорошо бы проверить солдат и всадников по национальному и другим факторам, узнать, что им говорили перед карательной экспедицией, в которую превратилось мирное шествие семей рабочих. Пусть ни у кого из православных не останется иллюзий —Николай Второй знал о предложении Гапона, и вне всякой политики и малейшего компромисса, лично присутствовал при принятии решения о разгоне или даже расстреле толпы за день до события и принял решение уехать из города и отдать ситуацию генералу садисту Дубасову, ну и фамилия, не правда ли Бог шельму метит? Что мог генерал дать народу и как мог заменить личность царя если знал только дилемму —стрелять —не стрелять, бить —не бить? Даже если принять действия гапоновцев за хитрую игру, то эта игра была мирной, гуманной и в ней не было и тени бунта. Мудрый политик воспользовался бы ситуацией и увидел, что Гапон просто возглавил стихийную волну, без народа священник был ничто, что работа со стихией и есть дело реального вождя, реального политика, каким Николай себя уже не видел. Вместо награждения Гапона высшими орденами империи и приглашения его во дворец, как всегда поступали хитрые английские короли с народными вождями, последовало изгнание за границу. Царь в зимнем, как Людовик в Версале вообще оказался не готов к диалогу с народом, древняя традиция которого предполагала такой прямой диалог. Для чего же крестьянин был откреплен от земли, если не для пришествия в городские заводы и наконец как вольный человек для права прямого обращения к царю? Или крепостничество еще не умерло в сознании верхов? Надо не иметь сердца, чтобы не увидеть в идущих с иконами рабочих тех самых вчерашних крестьян из разорившихся дальних усадеб, с их патриархальным сознанием, где царь оставался добрым батюшкой, и сама мысль о расстреле не приходила в голову его покорных и очень очень терпеливых работяг. Куда им еще было идти??? Возникает следующий вопрос-все это так не похоже на кроткого Николая, что остается одно предположение- он уже не был правителем в стране Дубасовых. И об этом хамстве мелких сошек на местах кричат все мемуары той поры. Царь уже не мог сдержать надзирателей и все шло по стенфордскому сценарию см мою статью «Путин и стэнфордская революция» А концом этого неуправления был смешной арест на станции Дно, когда никто вообще уже не был обязан умереть за свободу особы императора. Вот таковы основные мотивы трагедии сделавшей возможным революцию 17 года и успех партии радикала Ленина, пришедшей в созданную пустоту оставленную гапоновским движением русских христианских социалистов, расстрелянным и повешенным в лице отца Георгия Гапона. А что если люди распяли образ самого Христа? Разве такая страна заслужила другую судьбу? Но кто предал этого Христа распинавшим, вместо того чтобы прославить и вознести быть может и во главу Церкви? Убит он был потому что никто уже не хотел его охранять. Рабочие от него тоже отвернулись, но его вины в этом не было. Гапон верил в Царя как и его стотысячная паства. Разве страна в лице верхов не предала своих политических традиций и корней? Что же удивляться буре, когда спокойный путь отвергнут. Рабочие прекрасно осознавали что их встретят войска и полиция, которых по статистике было вызвано в Петербург около 40 000 человек, пеших и конных, к дворцу было привезено две пушки. Все происходящее и возможное развитие обсуждалось на собраниях рабочих организаций и все были единодушны-надо рискнуть, пусть опасность велика, но и победа рабочего движения казалась такой близкой. Политический взгляд действительно давал много возможностей. Технология Ганди была проста и гениальна. Толпы людей собирались по всей Индии на площадях и просто ходили или стояли, осыпаемые ударами дубинок полицейских, терпя убийства от полиции и готовые умереть за мирное решение предложенное Ганди. Вся сила этого движения состояла именно в проявлении терпения и долгодневности пеших акций по всей стране. Именно долгота и растянутость во времени, терпение и настойчивость вызвали панику в стане колониальных властей и привели к уступкам, открывшим дорогу к концу дикого британского колониализма. Итак судя по примеру Ганди, гапоновцы правильно мыслили, их самотверженность и терпение могли принести плод, но нельзя было рассчитывать на несколько дней демонстраций, нужно было ждать и действовать одновременно. Гандистов в Индии тоже пытались расстреливать, погибли сотни людей, но виновники все таки ответили и был суд над офицером убийцей.