Генеральный директор Ракетно-космического центра «Прогресс» (предприятие «Роскосмоса») Дмитрий Баранов в среду, 10 февраля, сообщил, что создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей» для полетов к Луне приостановлено.
Когда русские будут на Луне? Ракета «Енисей» оказалась ненужной
Как отметили ученые, при создании сверхтяжелой ракеты "Енисей" необходимо использовать перспективные и прорывные технологии, которые при этом будут еще и экономически оправданы, передает РИА "Новости". На базе ракеты-носителя «Енисей» путём добавления ещё одного разгонного блока разрабатывается ракета-носитель «Дон» (РН СТК-2) [3]. В то же время носитель сверхтяжелого класса «Енисей-5» опирался на двигатели проекта РД-0120, благополучно забытого после закрытия «Бурана» и разработанного специально для него сверхтяжелого носителя «Энергия».
Сверхтяжёлая российская ракета-носитель получила официальное название "Енисей"
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.
Но если кому-то хочется верить в красивую мечту главы SpaceX, то это его полное право. Это, напомним, главный инструмент покорения Россией спутника нашей планеты. Ну, или, по крайне мере, таковым его видят власти страны. Прежде всего, нужно сказать, что данная ракета станет развитием идей, заложенных еще в СССР. Так, боковыми ускорителями «Енисея» станут модифицированные версии перспективной российской ракеты «Союз-5», которая есть не что иное, как более современная версия советской ракеты «Зенит».
Напомним, что производство «Зенитов» осталось в Украине, а их поставки в силу политических разногласий между странами затруднены. Роль центрального блока для «Енисея» будет исполнять перспективная «Волга», также известная как «Союз-7». Она получит двигатель РД-180. На базе «Енисея» могут создать еще более мощную ракету, получившую обозначение «Дон» и являющуюся, по сути, более тяжелой версией первой. Главным отличием от ракеты «Енисей» станет добавление еще одной ступени. Недавно стали известны характеристики обеих ракет. Вторая, более мощная ракета имеет показатели, соответственно, 3281 тонна, 140 тонн, 29,5 тонны и 33 тонны», — сообщило в апреле прошлого года РИА Новости.
Говоря более простым языком, «Дон» может оказаться самой мощной ракетой в мире. Впрочем, до его рождения еще очень и очень далеко, и нельзя исключать того, что страна, в конечном счете, вообще откажется и от «Дона», и от «Енисея». Слишком уж затратными кажутся лунные амбиции.
Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года». Напомним, что в январе этого года совет РАН рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемой экспедицию на Луну. Ученые указали на необходимость использовать перспективные, прорывные и экономически оправданные технологии.
Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей». Хруничева Москва — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия. Вот что известно на сегодняшний день. В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны. В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» он же — «Союз-5». То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150. Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально.
Сверхтяжелая ракета "Енисей-1" обойдется России в 1 трлн рублей
Напомним, 23 апреля Следственный комитет России сообщил о задержании заместителя министра обороны Тимура Иванова по подозрению в получении взятки. Возбуждено уголовное дело по ч. Читайте также: Директор фирмы рассказал, что замминистра Иванов ездил на рыбалку с Бородиным Басманный суд Москвы арестовал замминистра обороны Тимура Иванова.
Частная организация впервые будет составлять конкуренцию государственному сектору в рамках создания ракеты. Илон Маск поддержал решение Роскосмоса о разработке ракеты с возвращаемой ступенью. По его словам, это правильный шаг, необходимо стремиться уже к 2026 году разработать возвращаемую первую степень, поскольку именно этот показатель определит конкурентоспособность Роскосмоса.
Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года».
Напомним, что в январе этого года совет РАН рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты для пилотируемой экспедицию на Луну. Ученые указали на необходимость использовать перспективные, прорывные и экономически оправданные технологии.
В июне со ссылкой на документы госзакупок сообщалось , что Роскосмос планирует использовать многоразовые ступени для ракеты сверхтяжелого класса. Двигатели ракеты должны работать на метане и кислороде. В августе РКК «Энергия» заявила , что планирует создать возвращаемый космический корабль на базе пилотируемого корабля «Орел». Новые грузовые корабли должны стать заменой существующим «Прогрессам», которые сейчас доставляют груз на МКС.
Роскосмос планировал совершить первый запуск «Орла» без экипажа в 2023 году. Он направится к орбите Луны. Предполагается, что в 2030 году «Орел» высадит на нее экипаж.
Сверхтяжелая ракета «Енисей»: Луна подождет
Как сообщалось ранее, российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей» будет собираться по принципу технологического конструктора — каждая часть должна стать самостоятельным изделием. Как отметили ученые, при создании сверхтяжелой ракеты "Енисей" необходимо использовать перспективные и прорывные технологии, которые при этом будут еще и экономически оправданы, передает РИА "Новости". Ракета «Енисей» станет третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России. «Енисей» — российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1), первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая российской промышленностью в постсоветский период.
Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
Как отмечают эксперты, сверхтяжелые ракеты-носители нужны Китаю для пилотируемых полетов на Луну и Марс. Проект сверхтяжелой ракеты-носителя, подготовленный в "Роскосмосе", скоро отправят на согласование. Разрабатываемая в РФ сверхтяжелая ракета-носитель получила название "Енисей".
"Роскосмос" сообщил, что проект ракеты-носителя "Енисей" скоро отправят на согласование
По мнению Баранова, американская компания SpaceX для продвижения собственных пусковых услуг могла использовать нерыночные механизмы. Гендиректор РКЦ «Прогресс» добавил, что возглавляемый им завод завершил изготовление всех средних ракет «Союз-2» в рамках контракта с британским оператором OneWeb. Материалы по теме:.
Гендиректор РКЦ «Прогресс» добавил, что возглавляемый им завод завершил изготовление всех средних ракет «Союз-2» в рамках контракта с британским оператором OneWeb. Материалы по теме:.
Но это не означает, что «Енисей» не нужен. Скажем, какие-то элементы орбитальной станции можно выводить в космос за один раз на сверхтяжелой ракете, либо доставлять несколькими рейсами на ракетах поменьше. В последнем случае отдельные элементы придется состыковать на орбите, и их потребуется делать меньшего размера. Не то, чтобы эти трудности были непреодолимыми, просто мощное средство доставки могло бы облегчить жизнь разработчикам.
Разработка «Енисея» важна с точки зрения сохранения инженерных школ, и поддержания космических технологий, включая сопутствующие производства. Возможно, со стороны это смотрится как неэффективное расходование средств — мол, мы все разрабатываем и разрабатываем, а сделать ничего не можем. Но на деле это не так. Сама по себе разработка сверхтяжелой ракеты — изготовление документации, проведение опытных работ и испытаний, освоение новых технологий и открытие сопутствующих производств, — уже работа, которая имеет огромный побочный «выхлоп». Скажем, вы построили завод по производству новых материалов, которых на всю ракету требуется буквально несколько килограммов. Но завод ведь не будут простаивать, он материалы будет выпускать для других отраслей — той же авиации. Причем, очень важно не прерывать этот цикл. Практика показывает, что всего несколько лет простоя убивают целые области знаний. Так было, например, с советской сверхтяжелой ракетой Н-1.
Ее изначально планировалось использовать для доставки на околоземную орбиту 75-тонной станции с перспективой обеспечения сборки межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу. Потом планировали, что Н-1 примет участие в советской лунной пилотируемой программе.
Рогозин заявил СМИ, что сверхтяжёлая ракета будет многоразовой [60]. Рогозин подписал приказ о создании Координационного совета руководителей работ и главных конструкторов по созданию космических ракетных комплексов среднего, тяжёлого и сверхтяжёлого классов [61].
Рогозин через социальную сеть Твиттер сообщил [62] , что в РКК «Энергия» прошло рассмотрение предложений по техническому облику новой ракеты и плана оргмероприятий. Все конструкторские коллективы «Роскосмоса» будут участвовать в разработке ракеты сверхтяжёлого класса [63]. Хруничева распространила сообщение, согласно которому предприятие изучает перспективы применения кислородно-водородной ступени «Ангары-А5В» для возможного использования в составе третьей ступени сверхтяжа [64]. Генеральный констркутор КБ «Салют» Сергей Кузнецов, комментируя данную информацию, уточнил, что предприятие уже имеет опыт в разработке кислородно-водородных блоков — Центр им.
Рогозин заявил, что для сверхтяжёлой ракеты будут внедряться элементы многоразовости в виде возвращаемых ступеней по самолётному принципу или с помощью управляемой парашютной системы. Институт «АГАТ» подсчитал, что многоразовость даёт эффект после 48-го пуска ракеты [68]. Такой вариант носителя предполагает двухступенчатую схему, дополнительно включающую разгонный блок и межорбитальный буксир для доставки космонавтов к Луне [69]. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что на заседании рассматривались несколько вариантов технического облика, но никаких решений принято не было [71].
Среди этих вариантов есть и проект повторения советской ракеты « Энергия » с большим центральным баком с водородным топливом и проект ракеты с твердотопливными ускорителями в советской и российской космонавтике космические ракеты на твёрдом топливе не использовались, не считая боевых ракет «Тополь», «Ярс» и «Булава» , а также варианты с пятью и шестью блоками на базе ракет «Союз-5» [72]. При этом восстановить производство « Энергии », по словам источника, практически невозможно — кооперация предприятий утеряна, утрачены определённые технические решения, а некоторые устарели. Но, тем не менее, расчёт стоимости возобновления производства «Энергии» всё же будет сделан [73]. Также источник сообщил, что генеральному директору РКЦ «Прогресс» Дмитрию Баранову поручено подготовить эскизный проект носителя в нескольких вариантах и представить для защиты на научно-техническом совете «Роскосмоса» [74].
Заседание НТС «Роскосмоса» состоится 19 декабря, на нём будут рассмотрены четыре из предложенных 8 декабря варианта ракеты и выбран один окончательный технический облик, по которому дальше будет вестись технико-экономический анализ и эскизное проектирование. Приоритетными считаются два варианта носителя — проект РКК «Энергия» с пятью боковыми и центральным блоком, всё на базе ракеты-носителя «Союз-5» двигатель РД-171МВ и проект РКЦ «Прогресс» с шестью боковыми блоками на базе «Союз-5» и центральным с двигателем РД-180 с этим двигателем ранее разрабатывался проект ракеты « Русь-М » [75]. Окончательные варианты технического облика РН СТК и технико-экономическое обоснование проекта будут доложены руководству страны в начале 2019 года. ФЦП, которая будет подготовлена, будет иметь название: «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на 2020—2030 годы» [76].
В середине декабря 2018 источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что «Роскосмос» обязался внести к 15 января 2019 года на согласование федеральным органам власти проект ФЦП на 2020—2030-е годы по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя. ФЦП по сверхтяжёлой ракете станет частью госпрограммы, посвящённой освоению Луны. Речь идёт о разработке ракеты, создании опытного образца и проведении одного беспилотного запуска в облёт Луны. ФЦП предварительно оценивается в 1,5 трлн рублей [73].
При этом создание космического аппарата или корабля, который будет запускаться, будет финансироваться по другой программе. Предусматривается также проведение в эти сроки пилотируемого облёта Луны, но это требует выделения дополнительного финансирования [77]. В заседании приняли участие: генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, руководители работ и главные конструкторы по созданию космических ракетных комплексов и пилотируемого транспортного корабля ПТК. Генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре Александр Медведев ознакомил с результатами экспертизы предложений по проектному облику КРК СТК, а также рассказал о проблемных вопросах и путях их решения.
Проект концепции Федеральной целевой программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса доложил исполняющий обязанности генерального директора ЦНИИмаш Николай Севастьянов. В обсуждении проекта концепции приняли участие представители ведущих предприятий кооперации. По итогам заседания президиум НТС определил приоритетный проект КРК СТК: в качестве первой ступени предложено использовать технические решения, принимаемые в рамках создания ракеты среднего класса «Союз-5», а третья ступень будет создаваться в рамках проекта тяжёлой ракеты повышенной грузоподъёмности «Ангара-5В».
Российская сверхтяжелая ракета получила название "Енисей"
Ракета должна была заняться доставкой грузов и космонавтов к Луне. В марте 2017 года из материалов Роскосмоса по развитию космической отрасли следовало, что летные испытания сверхтяжелой ракеты запланированы на 2035 год. На то время Роскосмос обещал начать предоставлять услуги по облету Луны к 2021 или 2022 году. Он поручил генеральным конструкторам Роскосмоса разработать и утвердить в первом полугодии 2021 года отдельную лунную подпрограмму в рамках госпрограммы "Космическая деятельность России".
Ракета-носитель "Енисей" полетит на Марс и Юпитер 2020. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" планирует использовать новую российскую ракету-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" не только для полётов на Луну, но и на Марс, Сатурн, Венеру и на Юпитер. В пятницу на сайте госзакупок было опубликовано техническое задание, в котором говорится о запланированных полётах на другие планеты. Запуск ракеты ожидается в 2028 году с космодрома "Восточный", который на данный момент строится.
То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150. Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально. Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный. Другая проблема — цена. В январе этого года стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу уложиться в триллион рублей при разработке и создании первого образца «Енисей». Стоит ли говорить, что итоговая сумма может возрасти и хорошо, если не в разы. Сверхтяжелые ракеты — это вообще очень дорогое удовольствие. Из нее еще несколько лет назад вычеркнули такие программы, как «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса», «Создание лунной орбитальной станции», «Создание лунной базы», «Создание лунного скафандра», «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне». Грубо говоря, это своего рода «Перл-Харбор» для лунных амбиций России. И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время.
Теперь глава РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов заявил, что работы по созданию «Енисея» приостанавливаются до тех пор, пока не будет решен вопрос об изменении технического облика ракеты и утверждены новые параметры ракеты. Он заявил, что предположительно это произойдет к середине 2021 года. Другие проекты сверхтяжелых ракет в последнее время тоже сталкиваются с проблемами. Так, в январе NASA провело неудачные статические испытания ракеты SLS, а SpaceX второй раз не смогла посадить прототип второй ступени ракеты Starship после взлета на высоту 10 километров.
Реализация лунной программы со сверхтяжелой ракетой "Енисей" потребует порядка 1,7 трлн руб.
Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») приостановил создание сверхтяжелой ракеты «Енисей» и задерживает разработку средней многоразовой ракеты «Амур-СПГ», передает РИА Новости заявление генерального директора. Разработка ракеты-носителя «Енисей» неоднократно переносилась, а теперь была прекращена полностью. Работа по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» не останавливалась никогда, сообщил журналистам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин во время посещения НПО автоматики в Екатеринбурге. Разрабатываемая в РФ сверхтяжелая ракета-носитель получила название "Енисей". Ракетные двигатели РД-180 и твердотопливные ускорители получит российская сверхтяжелая ракета-носитель «Енисей».
Создание российской ракеты носителя сверхтяжелого класса Енисей приостановлено
В России остановлена разработка ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей». Роскосмос рассчитывает в течение ближайших месяцев подготовить новую концепцию сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей». Но в 2018 году президент Владимир Путин подписал Указ о создании такой ракеты к 2030 году, и Роскосмос рапортовал о готовности к 2028-му году начать летные испытания ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей».