Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова.
Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова
Организация музея была делом всей жизни художника и немало сил потребовалось, чтобы он получил имя деда Боголюбова — опального писателя Александра Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Во многом этому способствовала дружба с императором Александром III, но в приближенных к нему кругах еще долго судачили о том, на каком основании музей был назван именем революционера. Свое имущество и 200 тыс. Радищева В 1861 году художник с братом Николаем, моряком и писателем, отправился в путешествие по Волге, чтобы сделать путеводитель по региону.
Для Боголюбова, к тому времени долго прожившего за границей, это было знакомством со своей страной, которую, по собственному признанию, он мало понимал. К его удивлению, крестных ходов в Ярославле с Крещения и до поздней осени проходило больше двадцати. Эта тема пленила его и стала одной из центральных в творчестве.
Через пару лет художник провел в Ярославле пять дней в составе свиты великого князя Николая Александровича, который покупал у него работы. После безвременной кончины цесаревича они оказались в коллекции будущего императора Александра III, который, как известно, принял от старшего брата не только живопись, но и невесту — датскую принцессу Дагмар, будущую императрицу Марию Федоровну. Также он преуспел в формировании коллекции императора, который собрал около 800 предметов, размещенных в разных дворцах.
В 1870 году в знак признания Александр III поместил около 30 полотен Боголюбова в столовой Александровского дворца и назвал это помещение Боголюбовским залом. Радищева После 1873 года Боголюбов из-за болезни сердца постоянно жил и работал за границей, изредка приезжая на родину.
Боголюбова появляются на выставках ТПХВ, становясь свежим словом в пейзажном искусстве и находя отклик у современников. Так, одна из самых знаменитых работ А. Боголюбова «Устье Невы», выставлявшаяся в 1873 г. Постоянно живя в Европе, в 1870 — 1880-х гг. Боголюбов участвует как в отечественных, так и мировых выставках Всемирной выставке в Вене, 1873 г. Окончательно поселившись в Париже в 1874 г. Боголюбов собирал вокруг себя многих художников и писателей, позднее организовав Общество взаимного вспомоществования русских художников, ставившее своей целью объединение и поддержку посвятивших себя искусству соотечественников за границей. Его деятельным членом являлся И.
Общество занималось организацией выставок, знакомя тем самым европейскую публику с русскими именами в искусстве. В конце 1870-х гг. Боголюбов принял решение создать в Саратове первый общедоступный музей имени А. Радищева — с постройкой нового здания и передачей в дар личной художественной коллекции. Процесс его строительства встречал различные препятствия со стороны местных чиновников. К открытию музея 29 июня 1885 г. Боголюбов передал музею обширное собрание предметов искусства и организовал первую экспозицию. Последние 10 лет жизни А. Боголюбов посвятил работе, поддержке начинающих художников, деятельности ТПХВ, размышлял над дальнейшими путями развития старейшей школы искусства в России — Академии художеств, принимал участие в разработке нового устава. Скончался А.
Боголюбов в 1896 г. Масштабная личность А. Боголюбова занимает особое место в истории отечественного искусства. Представляемая выставка полагает целью знакомство наших читателей с некоторыми архивными аспектами наследия А.
Алексей Боголюбов был человеком с множеством заслуг. Он служил на море и совершил множество подвигов. Его достижения в морской службе, искусстве и общественной деятельности были отмечены как в России, так и за ее пределами. Боголюбов имел высший чин действительного тайного советника и был кавалером нескольких русских орденов, включая Святого Станислава, Святого Владимира и Святой Анны.
Он также был удостоен высших наград от Дании, Австрии, Бельгии и Франции.
Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника. Далее была должность художника в Главном морском штабе в звании художника.
Фото: Минобороны РФ.
Портал правительства Москвы
В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века. Очень понравились работы Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896). Алексей Боголюбов — замечательная и яркая фигура в русской культуре, но, к сожалению, художника знают далеко не все ценители живописи, поэтому пользуясь возможностью, хочу немного поведать о его жизни и показать замечательные картины, которые он создавал.
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова - Статьи и репортажи РГО | На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера. |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова | В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. |
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи. |
Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм | Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова | Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. |
Саратов ожидают большие торжества в честь 200-летия Алексея Боголюбова
Боголюбов Алексей Петрович 1824-1896. Сочетание в творчестве Алексея Боголюбова двух направлений, одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого — с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Федоров-Давыдов А. Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи. Алексей Петрович не только маринист, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра.
Не только прекрасный баталист — моряк по профессии, он досконально знал корабли, не допуская дилетантских просчётов ради внешних эффектов при изображении мачт и парусов. Он ещё и замечательный пейзажист, в совершенстве знающий русскую природу — едва ли не им первым берега Волги были воспроизведены на самом высоком художественном уровне. Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей. Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, — и оставил очень интересное художественное наследие.
Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением. Рано лишился отца, который умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года. Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою.
Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал серьёзно заниматься живописью. С годами любовь к искусству у молодого моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику. Холст масло, Частное собрание Так, в 1847 году, будучи в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой.
В том же 1847 году произошла знаковая встреча Алексея Боголюбова с Карлом Брюлловым.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 28 ноября 2023, 14:55 Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Алексея Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 ноября. Центральный военно-морской музей ЦВММ имени императора Петра Великого проведет совместно с другими учреждениями культуры в 2024 году масштабную выставку к 200-летию художника-мариниста Алексея Боголюбова. Выставка, посвященная Боголюбову, планируется в начале февраля. В ее работе будут принимать участие другие музеи Санкт-Петербурга", - сказал он. У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках.
Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет. С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала. Моряк-художник — называл себя Алексей Петрович Боголюбов. Внук писателя Радищева, храбрый офицер, красавец, участвовал в нескольких боевых кампаниях. Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"». Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. Это — разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств. В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.
Рано лишился отца, который умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года. Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал серьёзно заниматься живописью. С годами любовь к искусству у молодого моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику. Холст масло, Частное собрание Так, в 1847 году, будучи в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В том же 1847 году произошла знаковая встреча Алексея Боголюбова с Карлом Брюлловым. Мэтр с большим интересом отнёсся к показанным ему произведениям,и высоко оценил мастерство Боголюбова. Увидев этюды, исполненные молодым художником с натуры, Брюллов сказал: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Этот отзыв великого русского художника очень вдохновил Боголюбова, и он с еще большей энергией и увлечением посвятил себя изобразительному искусству. В 1848 году Боголюбову посчастливилось посетить музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама, где он познакомился с современной европейской школой живописи. Представление о живописных работах Боголюбова этого периода дает его картина «Пароход-фрегат «Камчатка» 1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург , написанная в большей степени подражательно и под влиянием работ Айвазовского, находившегося тогда в зените славы. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Своим художественным образованием он был обязан М. Воробьёву и Б. Виллевальде, хотя они и не оказали на него столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств, но с которым молодой художник познакомился ещё до поступления в Академию. Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал.
Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова
16 января 2024 года Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени го-Корсакова выступил в программе Научной конференции в рамках художественной выставки «Алексей Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов никогда не разделял в себе офицера и художника, всецело посвятив себя Российскому флоту. Выдающийся живописец, просветитель и меценат Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 года. Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя.
Боголюбов А.П.
в Омске открывается выставка художника Алексея Боголюбова. Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. изучение творчества А.П. Боголюбова, художников его круга в историческом и культурном контексте XIX-XXI вв.; интерпретация просветительских идей А.П. Боголюбова и его современников в условиях современного мира. 1896) - один из ведущих русских маринистов и баталистов, выдающийся мастер пейзажной живописи второй половины XIX века.
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | МОРПОЛИТ | Алексей Боголюбов в 1880 году был избран почетным гражданином Саратова. |
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. |
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова | 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824—1896). |
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
Русский француз — судьба русского за 100 лет до русского Парижа | 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824—1896). |
Выставка «Алексей Боголюбов. Истинно морских художников очень немного…» (0+) | Найдена картина знаменитого художника Алексея Боголюбова, похищенная два месяца назад из частного дома в Подмосковье. |
Что еще почитать
- Что еще почитать
- Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова
- Выставка «Алексей Боголюбов. Истинно морских художников очень немного…» (0+)
- Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)
- «Большое чтение»
- Другие сюжеты
Выбор цветовой схемы:
- К 200-летию со дня рождения Алексея Боголюбова: Большую выставку открыли в Третьяковской галерее
- Вышел в свет альбом художника Алексея Боголюбова, посвященный Финскому заливу
- Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
- Творчество художника
Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения"
Боголюбова и его современников в условиях современного мира; новые подходы художественного музея к классическому наследию. Участие возможно в очной и заочной форме. Командировочные расходы — за счёт направляющей стороны.
Немного позже президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился в путешествие на далекий остров Мадейру на корабле «Камчатка», где в числе офицеров был Боголюбов. Герцог отметил рисунки молодого лейтенанта, и вскоре тот начал свою учебу в Академии. Так судьба Алексея Боголюбова сделала крутой поворот, благодаря которому он профессионально занялся живописью.
Затем была учеба в Академии и Большая золотая медаль, полученная Боголюбовым за исполненные по программе три вида Ревеля сегодня Таллинна, столицы Эстонии и работу «Вид С. Медаль дала выпускнику Академии право на заграничную командировку, которую Алексей Боголюбов с успехом использовал для дальнейшей учебы и своего совершенствования в пленэрной живописи рисунке с натуры. В его жизни было много странствий, впечатлениями от которых Алексей Петрович щедро делился, перенося их на свои полотна. Сегодня мы знаем его как талантливого художника, мастера национального реалистического пейзажа. Знакомясь с его работами, можно заметить очень тонкое, лирическое понимание природы, стремление почувствовать и передать ее внутреннюю жизнь.
Вместе с этим Алексей Петрович был гениальным подвижником: он стал инициатором создания в Академии художеств обновленного пейзажного класса и воспитал целую плеяду своих учеников, также ставших знаменитыми живописцами. Среди них достаточно назвать всем известное имя Ильи Репина, который написал два портрета своего учителя, а затем друга и единомышленника сегодня они находятся в собрании музея. Но и свою первую профессию Боголюбов не забыл. Стремление к изображению морских сражений проявилось у него еще во время учебы в Академии и уже не покидало никогда. В 1853 году его назначили художником Главного морского штаба.
Результатом его деятельности на этой должности стали картины из истории развернувшейся тогда Крымской войны, атласы берегов Каспийского моря и Финского залива, а также морские баталии петровского и екатерининского времени, рассказывавшие о блистательных победах российского флота. Одной из самых известных работ в их числе является «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», которая представлена на экспозиции Радищевского музея. Не удивительно, что задумав написать воспоминания, Алексей Петрович назвал их «Записками моряка-художника», каковым он считал себя до конца дней. Над ними — этими еще до конца неоцененными сочинениями — Боголюбов работал пятнадцать лет. В мемуары вошли шесть десятилетий неповторимого пути, достойно представляющего Россию XIX столетия.
Сегодня «Записки» хранятся в Петербурге, в Рукописном отделе Петербургской публичной библиотеки. Они не раз были изданы, текст «Записок» представлен на многих сайтах Всемирной Сети. Читатели разных поколений продолжают обращаться к этим мемуарам. И тот, кому выпало счастье познакомиться с ними, обязательно получит удовольствие от стиля, которым они написаны; позабавится смешными историями, которых там достаточно, и каждый найдет там для себя что-то очень важное. Но, пожалуй, делом всей жизни Алексея Петровича стало основание на родине своего деда первого в российской провинции общедоступного музея и рисовальной школы.
К продвижению этого дела Боголюбов приступил еще в начале 1880-х годов, получив одобрение наследника престола Александра Александровича будущего императора Александра III. Однако сколько еще предстояло преодолеть препятствий и сопротивления этому благородному делу! Достаточно сказать, что имя А. Радищева было тогда под строжайшим запретом, его знаменитое «Путешествие…» не позволяла печатать цензура. А сколько понадобилось усилий, чтобы в провинциальном городе для художественной коллекции, содержащей множество ценных произведений искусства, было построено свое собственное здание!
Благодаря недюженному таланту и упорству Алексея Петровича, который привлек к этому делу множество своих единомышленников, 29 июня 1885 года музей был открыт. Фотографии тех лет запечатлели большое скопление людей, желавших первыми пройти по его залам.
При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «Год А. Боголюбова», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров, съемку документального фильма о художнике и организацию выставочного проекта в открытом городском пространстве «Алексей Боголюбов и Император Александр III». Организаторами «Года А. Боголюбова» выступают Библиотека искусств им. Боголюбова, Библиотека-читальня им.
С приветственным словом ко всем присутствующим обратилась Елена Галактионова, генеральный директор Саратовского государственного художественного музея имени Александра Николаевича Радищева. Она отметила значимость подвижнической деятельности Алексея Боголюбова, его вклад в развитие культуры России и Саратовской губернии, в частности. С представленными экспонатами, подаренными Алексеем Петровичем своему музею, познакомила гостей куратор выставки Наталья Стародубцева, заведующий научно-справочной библиотекой Саратовского государственного художественного музея им. Это книжные издания, архивные документы многие из них с его автографами , предметы декоративно-прикладного искусства керамика, металл, эмали , графические работы. На книгах гости увидели надписи дарителя: «В Саратовский Радищевский музей. Боголюбов», «Передать библиотеке Саратовского музея.
Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова
В исполнении оркестра под управлением художественного руководителя — капитана 2 ранга Валентина Лященко прозвучала морская старинная музыка. В зале художника-мариниста Александра Пономарёва флотские музыканты сыграли сюиту для джаз-оркестра Дмитрия Шостаковича. Соло на скрипке исполнил лауреат всероссийских и международных конкурсов Пётр Федотов.
В 2024 году исполнится 200 лет со дня его рождения. Среди русских художников XIX века его выделяют как самого европейского пейзажиста. Боголюбов писал самые разные пейзажи — от морских видов и батальных сцен до городских и природных ландшафтов. В экспозицию вошли этюды, которые художник создавал на пленэрах в России и Европе.
Боголюбова, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество, Библиотеки-читальня им. Тургенева, Центр международного и культурно-делового сотрудничества «Культура для жизни», при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. В юбилейный день, 28 марта 2024 года, в 19. Тургенева состоится торжественная презентация программы «Год А.
В программе выступление одного из самых прославленных профессиональных хоровых коллективов России с более чем полувековой историей - Государственного академического Московского областного хора имени А.
Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня слепили. Я увлекся ими до гадости, стал подражать и увидел, что это дело на руку легкое и скорое", - вспоминал Боголюбов. Имя Тёрнера тут не менее интересно, чем отказ от дела "легкого и скорого". Очевидно, что Боголюбов обращается в своих поисках к современным мастерам. И, окончив академию, уже во время пенсионерской поездки находит своих учителей в Дюссельдорфе и Париже. Впрочем, не только там.
Но уроки в студии Э. Изабе и в ателье А. Ахенбаха определили успех выставки в Академии художеств 1860 года, где он показал работы, написанные во время пенсионерства. Успех сделал необыкновенный. Громко все кричат, что превзошел Айвазовского, хоть выполнение оных не столь замечательно, зато бездна перспективы и глубины в картинах и есть правда и рисунок", - сообщал Павлу Третьякову один из художников. На выставке в Инженерном корпусе Третьяковки целый зал посвящен "встрече" работ Боголюбова с картинами, например, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро. Эта встреча открывает заново Боголюбова как "русского европейца".
Позже, в 1880-х, он подчеркнет значимость европейского искусства для русских художников: "Я всегда был того мнения, что Париж и Италия образуют вкус и развивают людей, и ежели бы Перов, Маковский Николай, Прянишников и прочие чернописцы, но умные художники пожили бы здесь, то, не переставая быть русскими, стали бы писать не грязью, а красками.